Мученики Кирик и Иулитта. Мозаика в трансепте кафедрального собора г. Монреале, Сицилия. 1183–1189 гг. К. и И. традиционно изображают вместе - в отдельных медальонах, погрудно или в рост рядом друг с другом. Младенческий лик К. с большим лбом легкоузнаваем, одеяние его составляет белая рубашечка; И. изображается по типу св. жен: в мафории, покрывающем голову, с крестом в руке или с 2 поднятыми перед грудью руками ладонями вовне. В основном образы К. и И. соответствуют описанию в греч. Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733), где их предписывалось изображать в чине мучеников (с указанием возрастной характеристики К.- «трехлетний», см.: Ерминия ДФ. Ч. 2. § 10. 61; § 18), в Минее на июль описана сцена мучения: «Святые Кирик, трехлетний младенец, был поражен в голову, а его мать Иулитта была обезглавлена» (Там же. § 22. Июль 15). Согласно Строгановскому иконописному подлиннику (кон. XVI - нач. XVII в.), И. держит К. на правой руке, левая поднята вверх, «риза празелень, испод бакан»; этот вариант повторен в сводном подлиннике С. Т. Большакова с указанием на текст свитка в руке мученицы: «...моление Улитино в свитке: благодарстую Тя Господи, призвавшаго преже мене сына моего, и сподобившаго имени ради Своего Святаго страдати». К.- «отрок» 3 лет, в рубашке, красных сапогах, «коленцы голы» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 116, 184). В иконописном подлиннике XVIII в. из коллекции Г. Д. Филимонова отмечается, что И. «подобием млада, лицем благообразна», ее платье красное, а мафорий зеленый, в руке крест, на свитке надпись: «Благодарю тя, Господи Боже мой Иисусе Христе, яко призвал еси сына моего прежде мене, сподобивый того пострадати за имя Твое святое и страшное» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 392). В «Руководстве к писанию икон» В. Д. Фартусова (М., 1910) акцент сделан на одеждах святых: К. «в подпоясанной сорочке и сапожках», И. «в тунике, епанче, на головной повязке покрывало». В руках И. хартия с ее молитвой ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 352).

http://pravenc.ru/text/1840247.html

В искусстве Запада и Византии детали изображений К. могли отличаться. В рукописях и на фресках, созданных на Западе в раннем средневековье, К. мог не иметь головного убора: на фресках ц. Санта-Мария-Антиква в Риме (VIII-IX вв.), в миниатюрах Сакра паралелла (IX в., Paris. gr. 923), где святитель изображен в разных типах: погрудно (Fol. 13v, 36v, 76v, 139r, 170r, 256r, 295v, 330v, 348r, 390r), в медальонах (Fol. 20r, 49r, 122r, 131r, 186r, 196r, 208r, 209v, 222r, 237r, 289v, 375r, см.: Weitzman K. The Miniatures of the Sacra Parallel, Paris. gr. 923. Princeton, 1979. P. 223). В визант. искусстве XI-XII вв. встречаются варианты в расцветке и форме головного убора К.: как правило, на его голове белая шапочка-скуфья (М. Л. Матюшкина называет ее белой наметкой, см.: Матюшкина. 2001. С. 86), напоминающая головной покров егип. монахов (об особенностях этого типа одежды см.: Innem é e. 1992. P. 56-59, 148. Pl. 53),- миниатюра из Минология имп. Василия II, мозаика в жертвеннике кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.), миниатюры с образами отцов Церкви из Изборника Святослава (1073 г., ГИМ. Син. 1043. Л. 3) или из «Паноплии Догматика» (1110-1118 гг., Vat. gr. 666. Fol. 1v). На фресках «Служба св. отцов» она иногда сетчатая, с крупными ячейками, как в росписях ц. вмч. Георгия в Атени (кон. XI в.), Кирилловской ц. в Киеве (3-я четв. XII в.), бывает белая, как в Благовещенской ц. на Мячине (в Аркажах) близ Вел. Новгорода (1189) или в ц. Богоматери серб. мон-ря Студеница (1208/09), или это белый плат, подвязанный узлом под подбородком, как на круглом золотом медальоне с изображением, выполненным в технике перегородчатой эмали, в верхней части Золотого алтаря (Pala в соборе Сан-Марко в Венеции (ок. 1100) (см. также: Матюшкина. 2001. С. 86). Отличия касаются и формы бороды - узкой, темной, как на миниатюре из Изборника Святослава (1073) или на фресках Кирилловской ц. (посл. четв. XII в.); круглой, короткой и седой - на фреске Благовещенской ц. на Мячине. Обычное облачение К. в памятниках средневизант. периода - темная фелонь, белый омофор с крестами, белый плат-енхерион на правом боку под фелонью; на левой руке святитель держит кодекс, как на миниатюре из Минология имп. Василия II или на мозаике Осиос Лукас.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

Сквайр (сокращенно от «эсквайр») — английский титул, первоначально обозначавший оруженосца, а потом всякого землевладельца, не имеющего дворянского звания. …французские наемники вероломного короля Иоанна. Король Джон или Иоанн Безземельный назван вероломным потому, что отказался выполнить условия Великой Хартии Вольностей. Подобно другим английским королям, в борьбе с феодальными баронами он прибегал к помощи французских наемных солдат. Окажись на месте Джона Ричард. Старший брат Джона (Иоанна Безземельного), Ричард I Львиное Сердце, английский король (1189—1199), проводил крутые меры против непокорных баронов, отказывавшихся подчиняться королю. Отправившись в крестовый поход, Ричард оставил Джона своим наместником, чем и воспользовались феодалы, поднявшие очередное восстание против королевской власти. …берег Раннимеда. В других источниках указывается, что Великая Хартия Вольностей была подписана не на острове (см. примеч. к стр. 119), а на берегу Темзы, возле городка Стейнз. Анна Болейн — вторая из шести жен Генриха VIII, мать королевы Елизаветы. В 1636 году была обвинена в супружеской измене и по приказанию короля обезглавлена. Ирландский вопрос. В течение нескольких столетий ирландский народ вел борьбу за свое освобождение от английского владычества. На протяжении bcero XIX века ирландские патриоты неоднократно поднимали восстания. Поэтому так называемый «ирландский вопрос» был злободневным политическим вопросом, который привлекал внимание общественного мнения всего мира. В частности, в восьмидесятых годах ХХ века в английском парламенте дебатировался вопрос о предоставлении Ирландии самоуправления в рамках Британской империи. Виндзор — город в тридцати километрах к западу от Лондона, на берегу Темзы. Славится старинным замком с богатейшим собранием произведений искусства. Виндзорский замок — летняя резиденция английских королей. Эдуард Исповедник — последний английский король из англо-саксонской династии. Находился у власти в 1042—1066 годах, в период ожесточенной борьбы англо-саксов с датчанами. Интересы англо-саксонской знати при Эдуарде Исповеднике представлял всесильный вельможа, граф Годвин Уэссекский, а сам король, много лет проведший в Нормандии, предоставлял всевозможные привилегии нормандскому духовенству, за что и был назван Исповедником. Упомянутый Джеромом эпизод из жизни Годвина связан с историей его длительной борьбы за власть с англо-саксонским королевским домом. Еще до воцарения Эдуарда Исповедника граф Годвин был повинен в убийстве принца Альфреда, брата будущего короля. Как только Эдуарда возвели на престол, он привлек Годвина к суду, но тот сумел оправдаться, подарив королю вызолоченный корабль с полным снаряжением и хорошо обученными матросами. После этого могущество Годвина еще больше возросло, и он выдал замуж свою дочь Эдит за Эдуарда Исповедника.

http://azbyka.ru/fiction/troe-v-lodke-ne...

Д. В. Зайцев, С. А. Моисеева Сон Иакова. Роспись катакомб на Виа Латина в Риме. Ок. 320/50 гг. В произведениях раннехрист. и ранневизант. времени возрастные характеристики И. колеблются. С визант. времени и в поздних циклах, как правило, он изображается безбородым в ранних сценах жизни и бородатым в поздний период. Наиболее раннее известное изображение И. находится в росписях синагоги в Дура-Европос (246-256), где он изображен бородатым мужем в гиматии и тунике. Безбородым И. представлен на мозаиках Санта-Мария Маджоре, 352/66, Рим (в сцене «Исаак благословляет Иакова»). В «Венском Генезисе» (Vindob. Theol. gr. 31, VI в.) в 1-й сцене он бородат. В раннехрист. памятниках в сценах до изгнания из дома Лавана И. одет в короткую тунику. В последующих циклах И. изображали в знак почтения к его сану облаченным в длинную тунику и белый гиматий ( Ferrua A. Le pitture della nuova catacomba di Via Latina. Vat., 1960. Tf. 12, 27). Цикл из 3 сцен, связанный с И., находился в ц. Сан-Паоло фуори ле Мура (440-461, известен по копиям XVII в., см.: Waetzoldt S. Die Kopien des 17 Jh. nach Mosaiken u. Wandmalereien in Rom. W., 1964. Add. 344), из 5 - в Санта-Мария Нуова в Монреале, Сицилия (между 1183 и 1189), из 14 - в Санта-Мария Маджоре, из 16 - в «Венском Генезисе», из 9 - в Пятикнижии Ашбернема (Paris. lat. Nouv. acq. 2334, VII в.). Более поздние циклы обширнее по составу (напр., в визант. Октатевхе Vat. lat. 747, XI в.,- 25 сцен). В средневек. искусстве И. воспринимался как прообраз Спасителя, а его 12 сыновей - как прообразы апостолов. На миниатюре из Минология (Ath. Esph. 14. Fol. 411v, XI в.), иллюстрирующей Слово Иоанна Дамаскина о родословии Христа, И. представлен со всем домом: рядом с ним - Лия со своими сыновьями, ниже - Рахиль и Зелфа со своими сыновьями. И., седой старец с длинными волосами и бородой, облачен в голубой хитон и коричневый гиматий. Мн. сцены из цикла И. трактовались так же, как прообразы или повторения событий, упоминаемых в деяниях ветхозаветных пророков, напр. Моисея.

http://pravenc.ru/text/200151.html

1179 Пройдя от кувуклии направо, ту престол и гроб святаго архидиакона Стефана. – Православный престол в честь свю первомученнка Стефана находится сразу при сходе с лестницы на правой стороне у стены. 1184 …пещера святыя Палагии... – Гробница прп. Пелагии Антиохийской († 461) находится в Елеонской пещере, расположенной вблизи места вознесения Иисуса Христа. 1186 …где построен был святою Еленою храм кругловидной, то есть Вознесения, остася следы по Вознесении на небо Господа нашего Иисуса Христа, как будто на воске, стопы – На Елеонской горе, недалеко от места Вознесения, равноап. царицей Еленой была воздвигнута базилика Вознесения. Храм Вознесения Господня на месте Вознесения был построен между 330 и 378 гг. римлянкой Пименией. Паломники здесь особо почитают камень со следом левой человеческой стопы, по преданию, оставленной Христом при Вознесении. Игумен Даниил здесь видел две стопы (см наст. изд. Т. 4). но позже мусульмане перенесли один отпечаток в мечеть Ель-Акса. 1187 …пространная пещера с гробами древних пророков, с надписями еврейскими. – «Гробница Пророков» расположена на юго-западном склоне Елеонской горы. По преданию, здесь находятся гробницы пророков Аггея. Захарии и Малахии. 1189 Неподалеку гора Малая Галилея находится от Елеонския... «Что, мужие галилесте, зристе на небо? Видите Господа, восходяща от земли на небо со славою?» Тако тут теперь источник ключевой воды, а храм разорен до основания. – Речь идет о греческом монастыре «Мужей Галилейских», находящемся на вершине Елеонской горы и названном так в память о событии, описанном в «Деяниях святых апостолов» ( Деян.1:11 ), когда два Ангела обратились к ученикам Христа по Вознесении Его на небо. Монастырь называют еще и «Малой Галилеей», так как на этом месте в евангельские времена располагался постоялый двор, где останавливались приходящие на праздник в Иерусалим галилеяне. 1195 ...древо, на котором Исаию пророка претроша пилою... – Согласно древнему преданию, ветхозаветный пророк Исайя принял мученическую кончину: по приказу царя Манассии его перепилили пополам деревянной пилой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из уважения к иконам наши законы запрещают продавать их с аукциона, если кредитор не примет их в счет уплаты за долг, и отдавать их иноверным (Ук. Сен. 1827 г. 28 Сентября; 11 мая 1836 г.). Нехристианин, получивший св. иконы по наследству, обязан передать их в православную церковь или в руки православных; иначе они должны быть изъяты властью и переданы духовной Консистории, в распоряжение духовного начальства. Это правило распространяется и на частицы св. мощей и другие освященные предметы благоговения православной Церкви (Св. Зак. X. ч. I., ст. 1188–1189). Нехристианам запрещено изготовлять вещи, составляющие предмет чествования христиан, и производить торговлю этими вещами (Уст. о пресеч. прест. 107, Ук. Св. Синода 1885 г. 28, Наказ. Мир. Суд. 48, 1 .). Наблюдение за приличным содержанием в домах св. икон и свидетельствование благопристойности иконописания вменяется в обязанность приходским священникам, а наблюдение за изданием вообще всяких св. изображений через печать, литографию и проч. – духовной цензуре (Уст. о пресеч. прест. ст. 127, 129, 130). О священных временах. По заповеди Божьей, христиане обязаны посвящать праздничные дни служению Богу. Кроме еженедельного праздника – воскресного дня, заменившего собой ветхозаветную субботу, вселенская Церковь установила еще несколько праздников, которые делятся на великие, средние и малые. Почитание великих праздников обязательно для всех православных христиан; почитание же прочих предоставляется их выбору. Впрочем, некоторые из средних праздников делаются обязательными для христиан в поместных Церквах, и даже в некоторых отдельных местностях, частично в силу закона этих Церквей или государственных постановлений, частично в силу утвердившегося древнего обычая христианского народа. Право устанавливать новые праздники в поместной Церкви, сверх уже существующих, принадлежит высшей власти поместной Церкви (у нас – Св. Синоду). К великим праздникам церковные и государственные законы в нашем отечестве относят высокоторжественные дни рождения и тезоименитства Их Величеств и Государя Цесаревича, дни восшествия на престол Государя Императора и Священного коронования.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Приятным долгом поставляю сообщить вашему преосвященству краткую повесть о моем прибытии к месту моего нового служения, и о вступлении в новую должность. Выехавши в субботу, 21-го числа, из Москвы в половине 6-го ч. утра, прибыл я в Лавру в половине первого часа по полудни. Подъехавши прямо к ректорской квартире, я нашел ее запертою, потому что приезд мой был не совсем ожиданный; меня ожидали к вечеру. Впрочем, сию же минуту, узнавши о моем прибытии, явился ко мне о. —564— 1861 г. Порфирий с о. Михаилом 1189 и Петром Спиридоновичем 1190 , вышедшими на ту пору из класса. После взаимных и кратких приветствий с ними, я тотчас поспешил явиться и пасть к стопам преп. Сергия. Затем, возвратившись в ректорские покои, я пригласил о. Порфирия разделить со мною трапезу, которую догадливый о. эконом 1191 приготовили для меня – странника. После вечерни явился я к о. наместнику с письмом от владыки. Он принял меня весьма любезно, сказал мне несколько назидательных слов и тут же предложили мне отслужить в понедельник литургию с молебном Пресв. Троице и преп. Сергию в Троицком соборе, что я принял с великою благодарностью. Затем, в 6 часов, пригласили меня ко всенощной в известною вам залу. Богослужение совершено было на первый раз довольно чинно, а пением певчих я был даже удивлен: такого стройного пения я никогда не слыхал в академии. На другой день, в воскресенье, служил я литургию в трапезной церкви с Александром Васильичем 1192 и одним из лаврских иеромонахов, в котором я совершенно неожиданно (так как он некогда отправлен был в миссию в Камчатку) встретил моего прежнего академического духовника: это о. Арефа. После литургии, представлены были мне все наставники академии, которые с любовью приняли меня и по обычаю поднесли мне хлеб и соль. Чрез несколько минут введены были в мою залу все студенты, которым я объяснил, что на первый раз я пожелал видеть их всех вместе у себя за тем, чтобы передать им от святителей Московских и от архипастыря нашего мир и благословение Божие, и затем каждого из них благословил, спрашивая каждого о фамилии и из какой он семинарии. После сего, отпустивши студентов, вслед за ними отправился я, в сопровождении инспектора 1193 и эконома, в столовую и благословил

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда Ричард назначал штурм крепости, французы под благовидными предлогами срывали его, и наоборот. Как говорят, раскол был настолько велик, что почти ежедневно случались вооруженные столкновения между французами и англичанами. Выбрали третейский суд, решениям которого обе стороны обещали следовать, но вскоре начали игнорировать и его определения. Ричард затеял переговоры с Саладином, и, к изумлению христианского мира, брат султана Мели-аль-Адиль стал откровенным почитателем Английского короля 863 . На беду пилигримов, застрявших под Акрой, самый опытный воитель Фридрих I Барбаросса все еще не присоединился к ним, хотя ранее всех двинулся в путь. Учтя ошибки предыдущей крестовой экспедиции, Германский король навел дипломатические связи с Константинополем и Иконийским султаном Кылыдж Асланом II, от которых получил разрешение на проход через их территории. Исаак II Ангел даже обещал предоставить продовольствие на всем пути следования германской армии, хотя не без основания опасался столь многочисленных и малодружелюбных воителей с Запада. 24 мая 1189 г. Фридрих I вступил в пределы Венгрии, и хотя король Белла III не принял личного участия в 3-м Крестовой походе, но выделил в помощь крестоносцам 2-тысячный отряд, оказавший им большую помощь. 2 июля 1189 г. немцы были уже в Бранчево и вступили в прямые отношения с византийскими чиновниками, попытавшимися направить крестоносцев окольными путями мимо мятежной Болгарии и Сербии. Но венгры, прекрасно знавшие прямые дороги, настояли на маршруте Морава – София – Филиппополь. 25 июля 1189 г. германцы вступили в сербские владения, и их принял сам Сербский жупан Стефан Неманя (1170–1196). Этого-то и опасался Исаак II Ангел, прекрасно понимавший, что сербы и болгары предложат Барбароссе союз против Византии в обмен на признание независимости их государств на Балканах 864 . Конечно, Германский король был слишком опытен и осторожен, чтобы вступать в сомнительные авантюры. Тем более когда цель его похода располагалась гораздо дальше Константинополя. Однако обстоятельства неизбежно сталкивали его с Византийской империей. По дороге германцы терпели немало ущерба от разбойных шаек болгар и сербов, но греки почему-то не спешили по дипломатическим каналам объяснить свою непричастность к данным нападениям. Как говорит летописец, германских пилигримов вешали на деревьях, как собак или бешеных волков, что вызвало ответную реакцию, но уже против византийцев. Но и византийцы, опасаясь возможного союза немцев со своими врагами, портили дороги и откровенно задерживали подвоз продовольствия рыцарям Креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(1175/76 - 19.05.1218, замок Харцбург, ныне земля Н. Саксония, Германия), германский король (с 1198, единолично в 1208-1211), император Свящ. Римской империи (с 1209); из династии Вельфов. Третий сын Генриха Льва († 1195), герцога Баварии и Саксонии, и Матильды (Мод) Английской († 1189), дочери англ. кор. Генриха II Плантагенета (1154-1189) и Алиеноры Аквитанской († 1204). В 1180 г. из-за конфликта с имп. Фридрихом I Барбароссой и рядом герм. князей герц. Генрих Лев, отец О., был лишен большей части своих владений (кроме Брауншвейга и Люнебурга), в 1182 г. ему вместе с семьей пришлось удалиться в изгнание ко двору англ. кор. Генриха II. Детство О. прошло во владениях Плантагенетов, в Англии и на их континентальных землях (в Нормандии, Анжу, Мене, Пуату, Аквитании). В документах англ. казначейства сохранились записи о расходах на содержание двора герц. Генриха Льва, в т. ч. на учителей для О. и его младшего брата Вильгельма. О. отличался высоким ростом и крепким телосложением, считался искусным рыцарем, любил поэзию трубадуров и романы. На его личном гербе наряду с имперским орлом были изображены 3 леопарда - символ Плантагенетов ( Giese M. Der Adler als kaiserliches Symbol in staufischer Zeit//Staufisches Kaisertum im 12. Jh. Regensburg, 2010. P. 330). О. пользовался расположением своего дяди по материнской линии Ричарда (в 1189-1199 король Англии Ричард I Львиное Сердце). Вскоре после восшествия на престол Ричард I дал О. в качестве феода англ. графство Йоркшир (1190), но из-за протеста местных баронов отменил это решение. В кон. 1192 г. англ. король, возвращавшийся из 3-го крестового похода, был захвачен в плен австр. герц. Леопольдом V, который передал его имп. Генриху VI Штауфену (1191-1197, король Сицилии с 1194). В февр. 1194 г. кор. Ричарда I освободили в обмен на выплату огромного выкупа и выдачу неск. заложников, среди к-рых были О. и его младший брат Вильгельм. После возвращения О. в Англию (к дек. 1194) возник план его женитьбы на Маргарите, дочери шотл. кор. Вильгельма I Льва (1165-1214), с тем чтобы О. стал его наследником. Однако из-за недовольства части шотл. знати брак не состоялся. После смерти герц. Генриха Льва (6 авг. 1195) основная часть его владений перешла к старшему сыну Генриху († 1227), в результате женитьбы ставшему также пфальцграфом Рейнским. О. унаследовал лишь г. Хальденслебен (ныне земля Саксония-Анхальт). Осенью 1196 г. получил от англ. кор. Ричарда I богатое графство Пуату.

http://pravenc.ru/text/2581745.html

Слова буллы, положенные на простой мотив, распевали менестрели по всей Европе. Объятые ужасом кардиналы также включились в агитацию, советуя при этом папе обойти босыми ногами Германию, Францию и Англию. Для 80-летнего папы это был явно непосильный подвиг, однако он решил максимально использовать возможности церковной дипломатии и ради успеха будущего предприятия пошел даже на примирение с императором Священной Римской империи Фридрихом I Барбароссой (1155–1190) и его сыном (тогда – королем Германии, а в 1191–1197 гг. – императором). Преемник папы Григория Климент III (1187–1191) активно продолжил усилия своего предшественника. Он добился примирения враждовавших королей Филиппа II Августа французского (1180–1223) и Генриха II английского (1154–1189), после чего Филипп Август и Ричард Львиное Сердце (сын и наследник Генриха II) приняли крест, а также разрешил конфликт папства и империи, в результате чего крест принял и Фридрих Барбаросса. 5. III крестовый поход (1189–1192) Таким образом, III крестовый поход начался объединенными силами самых могущественных европейских монархов – императора Фридриха, французского короля Филиппа, австрийского герцога Леопольда V (1177–1194) и английского короля Ричарда I Львиное Сердце (1189–1199). He было в походе только общей руководящей идеи. Поэтому движение крестоносцев в Святую землю шло разными путями, цели руководителей похода были неодинаковы, и вся история похода распалась на отдельные эпизоды: англо-французский поход, движение имперских войск и осада Акры. Дипломатические сложности возникли незамедлительно. Французский король уже в самом начале своего морского пути в Сирию (конечной его целью была Птолемаида или Акра) оказался в натянутых отношениях с королем Англии. Ричард английский также отправился морем, по дороге организовав торжественные празднования на Сицилии и на Кипре. Барбаросса, которого отчаянно опасался Салах ад-Дин, отправился по суше через Византию, но до цели не добрался, утонув по дороге. В итоге осенью 1190 г. англо-французские войска объединились под Акрой с остатками имперской армии и начали бесполезную осаду города: она не представляла никакой ценности для целей крестоносного движения и, более того, породила после своего успешного завершения серьезные дипломатические трения между участниками похода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010