19 . Никифор II стал киевским митрополитом не позднее 1183 г. и пребывал на кафедре не менее двадцати лет. Первые сведения о его деятельности датируются 29 июля или 5 августа 1183 г., когда Никифор совершил постриг в монашество священника Василия, новоизбранного настоятеля киевского Печерского монастыря. Незадолго до того на ростовскую кафедру, на место скончавшегося Леона, он рукоположил грека Николая, из-за чего испортились его отношения с могущественным владимиро-суздальским князем Всеволодом Большое Гнездо, который требовал от митрополита утвердить избранника от “людей земли нашея”, т.е. одобрить кандидатуру, предложенную князем. Никифор вначале воспротивился этому, но в конце концов уступил нажиму со стороны киевского князя Святослава и 11 марта 1184 г. рукоположил новым ростовским епископом Всеволодова кандидата Луку, игумена монастыря Св. Спаса на Берестове. Лишившийся ростовской кафедры, грек Николай в том же году получил Полоцкую епархию, где как раз скончался епископ Дионисий. Этот опыт помог Никифору разобраться в ситуации в митрополии и установить взаимопонимание с наиболее влиятельными князьями. В 1194 г. Никифор возглавлял церемонию возведения на киевский стол Рюрика Ростиславича, происходившую в Софийском соборе. Никифор умело примирял между собою князей, и в ходе одного такого примирения между Всеволодом и черниговским князем в 1190-е годы ему удалось, при поддержке киевского князя, учредить новое, двенадцатое по счету, епископство в Рязани. В 1189 г. Никифор сумел сплотить русских князей для отпора венгерскому вмешательству в галицкие дела. Кроме того, Никифор, вероятно, был тем русским архипастырем, который, по свидетельству Никиты Хониата , в 1201/1202 г. склонял русских князей к походу против разорявших Византию половцев. По ходатайству Всеволода в 1190 г. Никифор рукоположил ростово-суздальского епископа Иоанна, в 1197 г. – переяславского епископа Павла, а еще ранее, в 1189 г., он хиротонисал белгородского епископа Андриана. Кроме того, Никифором были рукоположены новгородские епископы Гавриил (29 марта 1187 г.), Мартирий (12 декабря 1193 г.) и Митрофан (3 июня 1201 г.). В сообщении об этой последней церемонии митрополит не назван по имени, но, так как Киевской летописью в 1198 г., а Новгородской в 1199 г. Никифор засвидетельствован на киевской кафедре, можно предполагать, что он продолжал ее возглавлять и в 1201 г. Сохранилась большая свинцовая печать, на которой Никифор, как и его предшественники, именует себя “архипастырем всея Руси” (ποιμενρχης " Ρωσας πσης). Ему (или его тезке Никифору I) принадлежит дошедшее до нас пастырское послание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ДОСИФЕЙ упом. как соловецкий затворник и пустынник, включен в Собор Новгородских святых (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице), в Собор Соловецких святых (пам. 9 авг.) ДОСИФЕЙ Иерусалимит (Досифей I; до 1187 - нач. 1189), патриарх Иерусалимский и К-польский (февр. 1189; окт. 1189 -10 сент. 1191) ДОСИФЕЙ (2-я пол. XIV - 1-я четв. XV в.), архим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря, книжник ДОСИФЕЙ (Немчинов; ок. 1780 - 1845), архим., настоятель Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря и задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-ря ДОСИФЕЙ (Тутолмин; † ок. 1530?), строитель в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня муж. мон-ре ДОСИФЕЙ (Черкезишвили), еп. Некресский Мцхетского Католикосата (Вост. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (2-я пол. XVIII в.), церковный писатель, переводчик ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ДОСОКРАТИКИ условное наименование ранних греч. философов (VI-V вв. до Р. Х.), развивавших свое учение до или во время жизни Сократа ДОСПЕВСКИЕ династия болг. иконописцев, сыновья и ученики Димитра Зографа; представители самоковской художественной школы 88-100 100-103 «ДОСТОЙНО ЕСТЬ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ празд. 11 июня, чудотворный образ на Св. Горе Афон, перед к-рым, по преданию, в X в. явился арх. Гавриил 103-105 105-116 ДРАГАЛЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ («Св. Богородица Витошская»), жен., в честь Успения Пресв. Богородицы Софийской епархии Болгарской Православной Церкви 116-117 ДРАГАНОВА МИНЕЯ [Зографский трефологий] (кон. XIII в.), праздничная, с месяцесловом и избранными проложными Житиями; памятник болг. языка и лит-ры, муз. культуры, книгописания и книжной иллюминации 117-120 ДРАГОВИЧ мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Далматинской епархии Сербской Православной Церкви (на территории Хорватии) 120-121 ДРАГОЛЯ ПОПА СБОРНИК [«Сборник пресвитера Василия», в ранней лит-ре «Сборник П. Сречковича»], серб. пергаменный кодекс смешанного содержания 2-й пол. XIII в. (не ранее 1259)

http://pravenc.ru/vol/xvi.html

1958 г. – по благословению Патриарха Алексия I совершено юбилейное торжество в честь 800-летия основания Успенского собора. 5 октября Божественную литургию совершали архиепископ Владимирский и Суздальский Онисим, епископ Дмитровский Пимен, епископ Афанасий (Сахаров) в сослужении множества местного духовенства и прибывших гостей. 1960 г. – в алтарной части собора были открыты новые фрески. 1974-1982 гг. – проведена последняя крупная реставрация. Позолочен резной иконостас XVIII в. вся фресковая живопись и иконы обновлены, расчищены и укреплены. Позолочены боковые купола. Кровля, как в древности, покрыта медным листом. Позолочены новые медные подзоры. 1994 г. – группа 9 человек волгоградских верхолазов под руководством Александра Кузнецова проводила реставрационные работы на колокольне Успенского собора (штукатурка и побелка колокольни и фасада Георгиевского придела). 2000 г. – установлен самый крупный трехтонный колокол, изготовлен в Борисоглебске Ярославской области. 2003 г. – этот колокол из-за плохого звучания заменен новым 3,5 тонным, поднят специалистами ВЭМЗ. Успенский собор (город Владимир, исторический облик) «Совершенства образец» — так называют Успенский собор (1158-1189) — одно из самых величественных белокаменных сооружений Древней Руси и величайшее творение древнерусского зодчества. Возведенный мастерами князя Андрея Боголюбского (1158-1160) и дополненный галереями и боковыми главами при князе Всеволоде III (1185-1189), собор на протяжении многих веков служил ориентиром в развитии отечественной архитектуры. В 1408 году интерьер храма был расписан выдающимися русскими живописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Фрагменты выполненных ими фресок сохраняются поныне. Успенский собор — интереснейший памятник русской истории. Здесь располагался один из центров древнерусского книгописания, под сводами прославленного здания венчались на престол великие владимирские князья, среди которых были легендарные полководцы Александр Невский и Дмитрий Донской. В соборе размещается крупнейший некрополь с захоронениями князей и епископов XII-XIII вв.

http://sobory.ru/article/?object=00186

Великий Новгород. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Аркажах. Церковь Благовещения на Мячине Карта и ближайшие объекты Церковь Благовещения на Мячине (построена в 1179 г.) бывшего Благовещенского Монастыря. Сооружена архиепископом Ильёй и его братом Гавриилом за 70 дней на месте деревянной постройки 1170 г. В 1189 г. расписана фресками. Перестраивалась в 14 веке и особенно в 1682-1684 г.г. В интерьере сохранились фрагменты живописи 12 века. Пострадала в ВОВ. Реставрирована в 1959-1961 г.г. по проекту архитектора Красноречьева Л.Е. Церковь Благовещенья у деревни Аркажи представляет наиболее древний образец небольших четырехстолпных новгородских храмов 12 века. Это одноглавый трёхапсидный храм. Современная восьмискатная кровля появилась при перестройке рухнувших перекрытий в XVI в. К XVII в. относятся появившиеся после растёски древних оконных проёмов резные наличники. В алтарной части храма сохранились уникальные фрагменты фресок 1189 г., характеризующиеся многоцветьем красок, отчётливо прорисованными линиями. От первоначальной постройки уцелела лишь нижняя часть, поэтому фрески сохранились лишь частично.Их художественнее особенности свидетельствуют о возникновении в конце 12 века новгородской школы монументальной живописи. В древности поблизости от церкви Благовещенья находились два монастыря - Благовещенский и Аркажский, остатки фундаментов были обнаружены в 1961 году при земляных работах. Некоторое время в Аркажах существовал скит соседнего Юрьева монастыря, но он не сохранился. Существует легенда, что при строительстве храма не хватило денег на его завершение. Владыка Илья молился Пресвятой Богородице, чтобы явила она новгородцам свою милость. Утром перед недостроенной церковью явился конь, к седлу которого были приторочены перемётные сумы, наполненные золотом и серебром. А денег хватило не только на строительство, но и на роспись храма, а также на покупку богослужебных книг, икон и других необходимых вещей. Уже в наши дни возле Благовещенской церкви произошло ещё одно чудо. Явилась неведомая старушка и указала на чудом появившиеся у алтаря храма могилы Юрьевского архимандрита Фотия и графини Анны Орловой. Оказалось, что при разорении монастыря останки их тайком были перезахоронены у расположенного неподалёку Благовещенского храма. Церковь внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

http://sobory.ru/article/?object=00357

1219 г.). В 1187 году 2-го мая родились у Великой княгини два сына: Борис и Глеб, которые оба умерли в младенчестве: Борис – в 1188 году, Глеб – 29-го сентября 1189 года 134 . В 1189 году родился Георгий, подобно старшему брату ставший утешением матери, – тот самый Великий князь, при котором совершилось нашествие татар, который сложил свою голову в битве с татарами на реке Сити, причтен Церковью к лику Святых и нетленно, с чудесно прильнувшей головой к телу, почивает во Владимирском кафедральном соборе 135 . 8-го февраля 1191 года, когда Великая княгиня со своим супругом была в городе Переславле-Залесском, у них родился сын Ярослав, во св. крещении Феодор, впоследствии Великий князь, первый собиратель земли русской после погрома монгольского, родитель св. Александра Невского. Далее летописи не упоминают о рождении чад у Великой княгини до октября 1194 года: но не в этот ли промежуток (1191–1194 гг.) родилась у Великой княгини дочь Елена, скончавшаяся 30-го декабря 1203 года и погребенная в новоустроенном тогда Великой княгиней монастыре во Владимире. 25-го октября 1194 года родился Владимир, во св. крещении Димитрий, бывший впоследствии князем в Москве, в Переяславле южном и в Стародубе на реке Клязьме, скончавшийся, приняв пострижение в схиму (6-го января 1227 года). 27-го марта 1196 года родился Святослав, во св. крещении Гавриил, строитель храма св. Великомученика Георгия в городе Юрьеве, существующего и доныне, княживший еще в детстве в Новгороде, а в юности и зрелом возрасте – в Юрьеве Польском, Переяславле южном и Суздале, временно занимавший недолго даже великокняжеский престол, участвовавший в битве с татарами на реке Сити (ум. 3-го февраля 1253 года). Таким образом, всех чад (известных по летописям) у Великой княгини было 12: восемь сыновей и четыре дочери. Из этих чад скончались в детстве два сына и, вероятно, две дочери 136 . Радостно текли дни в жизни Великой княгини Марии, находившей величайшее для себя наслаждение в благочестивом воспитании подрастающих чад своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Зоил                                    541–551 + Аполлинарий (правосл.)                            551–568 Петр IV                               577–577 Дамиан                                577–604 Анастасий                           604–616 Андроник                            616–622 Вениамин                            622–662 Агафон                                662–677 Иоанн IV                             677–686 Исаак                                   686–689 Симон                                 689–703 Александр II                       703–726 Косма                                  726–727 Феодор                                727–738 Михаил I                             744–766 Мина                                   767–775 Иоанн V                              776–799 Марк                                    799–819 Иаков                                  819–837 Симон II                              837–837 Иосиф                                 837–850 Михаил II                            850–851 Косма II                              851–859 Шенуда I                             859–880 Михаил III                           880–907 Гавриил                               913–923 Косма III                             923–934 Макарий                              934–954 Феофаний                           954–958 Мина II                                964–976 Ефрем                                 976–981 Филофей                             981–1005 Захария                               1005–1032 Шенуда II                            1032–1047 Христодул                          1047–1077 Кирилл II                            1078–1092 Михаил IV                          1092–1102 Макарий                              1103–1123 Гавриил ибн Тарик             1131–1146 Михаил V (9 мес.)              1146–1146 Иоанн VI                             1146–1164 Марк III Бен Зора               1164–1189 Иоанн VII Бен Абугалев 1189–1216 Кирилл III Лаклаха             1235–1243 Афанасий III Калила          1251–1262

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

33. Святой Апостол Павел, и на его слова Святой Иоанн Златоуст объясняет тако: елижды бо аща ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете Дóндеже убо приидет. (К Коринфяном, зачало 149.) Якоже бо Христос о хлебе и о чаше, – в Мое воспоминание творите сие, – рече: вину открывая нам тайны подаяния, и со иными и сию быти глаголяй, довлеющую нам в подложение благоговения. Егда бо помыслиши, что пострада Владыка тебе ради, любомудрственнейший будеши; тако и Павел зде глаголет: елижды аще ясте, смерть Господню возвещаете: и сия оная есть вечеря. Таже показуяй, яко даже до скончания та пребывает, рече: Дóндеже убо приидет. (Беседа 27, страница 1189.) 34. Еще Святой Ефрем Сириянин пишет пред смертию в завещании: клянусь тремя именами огня, и единым Божиим существом и единою волею, что не отделялся я от Церкви, и не возставал против Божия всемогущества. Ниже: Благословение, кто избрал Святую церковь . Это агница, которую не растерзал волк; это чистая голубица, которую не мог настигнуть преследующий ее ястреб. Ниже: кто возстает на церковь , у того плоть, как у Гиезия, да покроется проказою; кто отступит от Моей веры, того да постигнет иудино удавление. (Часть 7-я, страницы 203, 215 и 216.) 35. Святой Златоуст тако пишет о Церкви: Какие же суть слова сии, имеющия в себе толикую силу? На сем камени созижду церковь Мою. и врата адова не одолеют ей. Сие есть стена, сие ограда, сие укрепление, сие пристанище и прибежище. Ты же познавай неразрушимость и непоколебимость стены, отсюду: Христос не рекл: яко не одолеют ее наветы токмо человеческие, но яко ниже самые пагубоносные орудия адския, – врата, глаголет, адова не одолеют ей. Не рекл: не ополчатся противу ее, но не одолеют ее. Ополчатся бо, но не низложат ее. (Беседы, слово 5-е, лист 359.) Ниже: тако и Христос сотворил: Он, аки бы кораблю на море, Церкви на земле попустил носитися. Не укротил волн, но изсторг ее из волн, не усмирил моря, по корабль спас безбедственно. Ниже: дивно убо есть, яко не токмо не ниспровергла кораблеца буря, но яко кораблец укротил и бурю. Непрестанные бо гонения не токмо не погрузили Церкви, но и прекратились от Церкве. Какоже, и каким образом, и откуду? От оного гласа: врата адова не одолеют ей. Ниже: не на то взирай, яко было слово, но на то, яко слово было Божие. Бог утвердил и небеса словом, и землю на водах основал словом, сотворив сему твердому и тяжкому естеству держатися на оном жидком, и удоботечном. И море, воздвизаемое презельною бурею, и колеблемое толикими волнами, оградил повсюду посредством слова Своего, немощною песка стеною. Почто убо удивляешися, если утвердивый небеса словом, основавый землю, и оградивый море, сим же словом утвердил церковь честнейшую неба и земли и моря? (Слово на надписание Деяний.)

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Аввакум, по собственному его выражению, во всех городах и селах, где ему приходилось остановиться, с дерзновением кричал, уча народ и обличая ересь Никонианскую 1186 . Ученики Аввакума с успехом распространяли раскол. Они привили его к народу так сильно, что увлеченные, воображая наступившее царствование антихриста, начали массами предаваться сожжению 1187 . Нужна была необыкновенная внимательность по отношению к раскольническим движениям и усиленная деятельность церковной иерархии в обширной и почти дикой стране. Правительство не упускало из внимания Сибирской церкви и епархии. Епархия не оставалась вдовстующей по смерти или после перевода сибирского архиерея, потому что из Москвы тотчас назначали нового. Но московское назначение и действительное епархиальное управление сибирского архиерея далеко не совпадали. Иногда проходили годы в столичных задержках и переездах, пока новый владыка приедет в Тобольск и вступит в управление епархией. До его приезда епархия оставалась без архиерея. Известно напр., что архиеписк. Макарий умер 24 июня 1635 г., а погребен 31 мая 1636 г. (через 10 месяцев), так как его преемник прибыл в Тобольск только 1 апр. Другой сибирский архиепископ Герасим скончался 16 июня 1650 г., а погребен почти через два года 13 мая 1652 г. преемником Симеоном, вероятно, только что приехавшим 1188 . Приезжал архиерей, но он не мог знать всего и удовлетворить духовные нужды своей епархии. Стоило большого труда подыскать кандидатов и заместить окраинные свободные священнические места. Из Тобольска не ехали на край света, а с Байкала, Даурии, берегов Охотского моря и Ледовитого океана не ехали за посвящением в Тобольск. Поэтому попы – бродяги, вроде Андроника, встречали радушный прием. Доверенные, через которых архиереи действовали в отдаленных частях своей епархии, не могли помочь горю. Дело миссии так же страдало. Правительство понимало положение сибирского архиерея и прибегало к посредничеству воевод. В наказах воеводам прописывалось: «кто из ясачных людей захочет креститься своею волею, тех велеть крестить, сыскав про них допряма, своею ли волею хотят креститца» 1189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо, отразились на церковном статусе города. Поставленный по выбору Всеволода III на Ростовскую кафедру 11 марта 1185 г. Лука имел титул епископа «Ростову, и Володимерю, и Суждалю» (ПСРЛ. М., 2001. Т. 1. Стб. 391); такой же титул до 1214 г. носил и преемник Луки свт. Иоанн . Кн. Всеволод продолжил храмоздательную деятельность брата и «многы же церкви созда по власти своеи». После опустошительного пожара во Владимире в 1185 г., когда сгорели 32 церкви и получил значительные повреждения Успенский собор, последний был не только восстановлен (к 1189), но и расширен за счет пристроек с севера, юга и запада. В 1192 г. был заложен, в 1197 г. освящен храм в честь Рождества Пресв. Богородицы и при нем основан владимирский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь . В 1194-1197 гг. шло сооружение дворцового во имя вмч. Димитрия Солунского собора , князь украсил его «дивно иконами и писаньем» и вложил в храм «доску гробную из Селуня святаго мученика Димитрия, мюро непрестанно точащю» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 414) и сорочку мученика. В 1196-1197 гг. по повелению свт. Иоанна на вратах, ведущих в Успенский собор, была возведена ц. во имя Богоотец Иоакима и Анны. В 1200 г. заложен и через 2 года освящен храм Успения Пресв. Богородицы во владимирском Княгинином жен. мон-ре . Церкви во имя первомч. архидиак. Стефана (1780) и во имя св. князей Бориса и Глеба (1152) в Кидекше (Суздальский р-н). Фотография. 2003 г. Церкви во имя первомч. архидиак. Стефана (1780) и во имя св. князей Бориса и Глеба (1152) в Кидекше (Суздальский р-н). Фотография. 2003 г. Наиболее раннее известие о церковном строительстве в Суздале зафиксировано в летописной статье под 1096 г., рассказывающей о вторжении муромского кн. Олега Святославича в Ростово-Суздальскую землю. Описывая разорение города, летописец сообщает о наличии в нем ц. вмч. Димитрия и двора Киево-Печерского мон-ря (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 237, 238). С кон. XI в. известен суздальский во имя вмч. Димитрия мон-рь, находившийся за р.

http://pravenc.ru/text/154964.html

При этом они исповедуют ложный образ богопознания, искажающий учение о Боге и о Его отношениях с человеком. В каждом Божественном действии они ищут некую рациональную причину, стремятся постичь замыслы Бога (об Иове ли, о мироздании ли) посредством людской логики. Им кажется, что Бог вполне познаваем посредством рациональных людских способностей; они также ложно считают, что сами в совершенстве постигли пути Господнего Промысла о мире и человеке. Кроме того, они ошибочно утверждают поистине «рабскую» зависимость Бога от установленных Им Самим законов справедливости и суда и полагают, что эти законы никогда не будут превзойдены даже силой Божественного милосердия к человеку. Друзья Иова уверены, что на земле страдают одни лишь грешники, нечестивые; соответственно и Иов должен быть неизбежно отнесен к их числу. Таким образом, ими постулируется неотвратимость – уже здесь, на земле, – Божественного правосудия. Святые Отцы говорят также и о полном согласии трех друзей Иова в их основных аргументах против праведника; по мысли святителя Иоанна Златоуста , Иов мог бы упрекнуть их: вы «втроем, как бы одними устами, говорите одно и то же» 1189 . Однако вместе с тем в учении Елифаза и Вилдада древние экзегеты угадывают некоторые своеобразные черты. Так, Елифаз – это мудрый старец, расточивший свою мудрость в горделивом самопревозношении (Олимпиодор 1190 ). Вилдад стремится выстраивать свое учение лишь на древней традиции старцев и учителей и потому пренебрегает всяким новым Богодарованным Откровением (святитель Григорий Великий 1191 ). Что касается Софара, то древние церковные писатели не выявляют каких-либо оригинальных и своеобразных черт в его речах в сравнении с двумя другими друзьями Иова. При этом экзегеты (несмотря на то что, в соответствии с текстом самой библейской книги, друзья Иова жили еще до дарования ветхозаветного Законодательства и в языческой среде) зачастую отождествляют их взгляды именно с иудейским ветхозаветным учением 1192 . Если же говорить о святоотеческой интерпретации речей самого Иова – порой весьма резких в отношении Бога, – то здесь мы обнаруживаем, что древние экзегеты, как правило, стремятся максимально сгладить обличительный пафос страдальца, зачастую применяя при этом иносказательный метод толкования библейского текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010