281 Конечно, по всем епархиям и даже в некоторых уездных городах тогдашней Руси существовали богадельни, на это есть много указаний в письменных памятниках того времени, но эти учреждения вовсе не были результатом организации правильной общественной благотворительности, а носили случайный характер, будучи основаны и содержимы или на личные средства частных благотворителей (напр. Ртищевская в Москве) и архиереев (напр. Никоновские в Новгороде), или же на субсидию от казны (как напр. в Курмыше, в Симбирске, смотр. Окладную роспись расходов на 1681 г. в «Чтениях в Обществе Истории и Древностей Российских» 1893 г. кн. 4, стр. 54, 57 и др.) и при том были крайне малолюдны (в Курмыше на 10 человек, в Симбирске на 12, в Самаре на одного – там же стр. 64) и без рабочих домов при них. 282 «Полное Собрание Законов», 3 т. 1424, 1454; 4 т. 1856; 5 т. 3212, 3213; 6 т. 3945 и т. д. 285 П. М. Строев. «Выходы государей царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексия Михаиловича и Феодора Алексиевича всея Руси самодержцев (с 1632 по 1682 год)» М., 1844. смотр. для примера: 1680 г. с Сен. 1-го до 1681 г. авг. 22-е стр. 688, 669, 690, 692, 693, 694, 695, 699, 700. 286 «Дворцовые разряды» т. 4 для примера: 1674–1678 г., стр. 26, 39, 40, 41, 43, 44, 45, 49, 50, 54, 55, 67 и др.. 290 Место стоянки купцов – место «гостей» называлось «погостием», «погостом», а так как оно чаще совпадало с кладбищем, то, может быть, от этого и кладбища на Руси получили свое часто употребляемое название «погостов». Мало того, даже села, т. е. селения с церковью, в отличие от других, не имевших церкви, назывались у нас долгое время погостами. В документах прежних времен вплоть до 18-го века – в писцовых книгах, в грамотах гражданских и митрополичьих – «погост» почти постоянно заменяет название «село». (Писцовые книги Ижорск. земли; Грамот. Новгородск. владык., – «Дополнения к Актам историческим», т. 1 28, 43, 32. «Акты Археографической Экспедиции», 4 т. 176). 294 «Акты Археографической Экспедиции», 4 т. 281 сравн. «Полное Собрание Законов», 2 т. 1189.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

21 сентября 1847 года, как мы упоминали. Филарет освящал храм Знамения Божией Матери, при доме графа Д. Н. Шереметева, 1189 уже известного нам по странноприимному его фамилии дому, знаменитого своею родовитостью и огромным богатством настолько же. Насколько и благочестием, и благотворительностью, за что особенно уважал его и семью его святитель Филарет. 1190 Поэтому же он не отказал не только от освящения домовой церкви его, но и от проповеди в последней. Проповедь эта, сказанная на приведенный уже нами текст из 2Цар.6:12 . Начинается словами: «Иметь храм Божий близ себя, в своем доме, приятная и вожделенная мысль, когда подумать о благодати храма Божия, но и устрашающая мысль, когда подумать о святости Живущего в нем». И далее, приведши в пример сего Давида, святитель-вития говорит в ней: «этот пример, одобрительный для тех, которые и ныне желают иметь храм Божий близ себя. Они идут по добрым следам». Но вслед за таким ободрением храмоздателей, вития тотчас же приводит пример Озы, пораженного смертью от прикосновения к кивоту Господню, не оставшийся без тягостного впечатления и на самого святого пророка и царя Давида, успокоившегося лишь после того, как он услышал о благословении Божием над домом Аведдара, в котором временно пребывал после прискорбного случая с Озою кивот завета. После этих примеров вития делает приложение и к настоящему случаю. «Новая благодать Христова, говорит он, снисходительнее и щедрее ветхого закона Моисеева. Как звездами усеяно небо, так она усеяла храмами Божиими землю; и нередко позволяет дому человеческому принять в свои объятия дом Божий. Сей храм, ныне освященный, не ныне присвоен дому, но еще в предшествовавшем роде. Ныне воздействовала благочестивая мысль возвратить ему святыню, которую он имел и которой лишился было. Да не устрашает он святынею своею живущих в доме сем, но паче да утешает и облаготворяет их своею благодатью. Да благословит Господь их, и вся, яже их, дома ради Господня. Да сотворит же благодатью своею, чтобы прилежащий к сему храму дом всегда был к нему близок благочестивым усердием, и во всех отношениях достоин святого соседства. Аминь». 1191 С тех пор, как сказаны были эти слова, прошло уже 40 слишком лет, и благожелания святителя витии свято исполнялись и исполняются в благочестивом семействе дома графов Шереметевых, к которому они относились. Судя по настроенности теперешнего представителя рода их, графа Сергия Дмитриевича Шереметева, тогда бывшего еще младенцем, 1192 можно надеяться, что благочестие и впредь будет служить украшением этого дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Но посмотри, душа: разве в споре родилась когда-нибудь истина? Разве можно спором, доводами человеческими, изменить мнение, а то – и жизнь человека, позиция которого вполне сложилась, который, надо сказать, не так уж глуп, чтобы считать свое мнение в корне неверным, а твое – единственно верным? Ведь не всегда даже доводы совсем не человеческого происхождения не могут убедить спорящих, и в ход идут последние аргументы совсем не умственного свойства! Вспомним хотя бы безумного Ария, которому великий святитель Мир Ликийских Николай на Первом Вселенском соборе смог объяснить истину правого учения лишь вручную, таким только образом остановив поток его богохульств 1187 . Разве словопрения – лучше молитвы? Тем более – молитвы за врагов своих? Ведь сказано: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Мф.5:44 ; Лк.6:28 )! И даже с такими, кто в самой вере отчуждился 1188 , церковное право повелевает обращаться не только с подобающей строгостью (еретиков надлежит анафематствовать 1189 , с ними вместе не молиться 1190 и не дозволять им присутствовать на молитвах православных; даже и не впускать их в церковь , если они коснеют в ереси 1191 , и так далее), но и с великой любовью: «Мы избрали за лучшее поступать с вышеупомянутыми людьми кротко и мирно. ...Может быть, тогда, как мы с кротостью собираем разномыслящих, по слову апостола, даст им Бог покаяние в разум истины, и возникнут от диавольской сети, быв уловлены от него в свою его волю» (Карф. 77) 1192 . Ты же, душа, и в друзьях своих умудряешься посеять смуту. Но хуже всего, что ты – без году неделю проведя в Церкви – начинаешь учить её, матерь твою, как ей продолжать свою жизнь: так ли, как прожила она уже две тысячи лет с Главой своим Премирным, Господом нашим Иисусом Христом, или – с тобой и как-нибудь по-новому, как того требует современный скоромимоходящий век... И Устав-то тебе не тот, и службы долгие, и присесть-то нельзя, и читают по-славянски, и вообще всё как-то архаично...

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Кроме того, будто не довольствуясь скорбями вынужденными, он взял на себя и тяжелейший крест – подвиг юродства, сам искал повод, чтоб его осудили, уничижили, осмеяли. Скончался отец Игнатий в глубокой старости в 1961 г., приняв перед смертью схимнический постриг с именем Иоанн. Еще одной выдающейся ученицей прп. Арефы была настоятельница Иоанно-Богословского Чердынского монастыря Пермской епархии игумения Руфина (Кокорева) 1185 , сыгравшая впоследствии большую роль в деле духовного окормления русской эмиграции в Китае. Поступив в восьмилетнем возрасте в Пермский Успенский женский монастырь, она в силу обстоятельств подвизалась затем в нескольких обителях Пермской, Московской и Екатеринбургской епархий 1186 , причем в течение нескольких лет духовно окормлялась у прп. Арефы, заложившего в ней прочные основы правильного духовного воспитания. В 1911 г. матушка Руфина становится настоятельницей Чердынского Иоанно-Богословского монастыря, особенно отличавшегося при ней своей благотворительной деятельностью. В период Гражданской войны она эвакуируется с белой армией во Владивосток, где вновь принимается за устроение женского монастыря во имя Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», а в 1923 г. переезжает в Харбин, где организовывает Тихвинскую обитель, переименованную затем в Богородице-Владимирскую. В 1935 г. по благословению епископа Шанхайского Иоанна (Максимовича) 1187 открывается отделение Владимирской обители в Шанхае. Духовную поддержку игумении Руфине и ее сестрам оказывает в это время Сербский патриарх Варнава (Росич) 1188 , взявший на себя инициативу улаживания споров в русской церковной диаспоре. По воспоминаниям современников, игумения Руфина отличалась особенной любовью к ближним, сострадательностью и милосердием, обладала даром духовного рассуждения и проницательности, граничившей с прозорливостью, особенно прилежала молитвенному деланию. Обладала она и даром духовного слова, назидая и наставляя ближних на пути ко спасению. «Смирялись гордые, уходили умиротворенными строптивые и ропщущие, а неверующие и мало верующие убеждались в великой силе веры и обретали утраченный в жизни покой и мир душевный. Этого достигала силой веры покойная матушка Руфина», – пишет о ней ее ближайшая ученица и преемница в должности настоятельницы игумения Ариадна (Мичурина) 1189 . Для сестер своей обители игумения Руфина была поистине любящей матерью и богомудрой руководительницей, а для сотен обращавшихся к ней мирян – утешительницей и помощницей в скорбях, советницей и наставницей. Не случайно ее даже называли «светочем любви» – за ее особую любовь к Богу и ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первый и второй евангелисты, далее, допускают разницу в сообщении о законнике. По рассказу первого, вопрос о заповеди был задан законником, как бы для искушения Господа ( Мф. 22:35 ); по словам же второго евангелиста, всё поведение, да и самый разумный ответ законника справедливо заслужили похвалу Господа ( Мк. 12:3 ). Здесь также легко предположить совершенное согласие между св. писателями. Первоначально, вопрос законника имел, вероятно, характер искушения. Но затем ответом своим, что ближнего он любит больше всесожжения, законник вполне заслужил от Господа похвалу 1188 . К мелочным различиям ( τ μικρ) Златоуст относит различия в параллельных евангельских повествованиях об изгнании торжников из храма. Слова Христа к торжникам передаются первым и четвёртым евангелистом неодинаково. В первом евангелии Христос говорит: „вы сделали дом Мой вертепом разбойников” ( Мф. 21:13 ; ср. Ис. 56:7 ; Иер. 7:11 ); в четвёртом же: „не делайте домом торговли” ( Ин. 2:16 ). Происхождение различия делается совершенно понятным, если припомнить, что Христос изгонял торжников два раза: в начале проповеди и перед крестными страданиями, причём, в последний раз мог употребить и более сильные выражения, чем в первый 1189 . В таком роде, путём искусного и нередко глубокого экзегезиса, св. Златоуст объясняет различия в евангельских рассказах об отречении ап. Петра, о просьбе матери сынов Зеведеевых, о предсмертной жажде Господа на кресте ( Мф. 26:34 , Мф. 26:69–75 и Мк. 16:66–71 ; Мф. 20и Мк. 10:38 ; Мф. 27и Ин. 19:30 ) и др. 1190 . По учению Златоуста, боговдохновенность совершенно исключает возможность каких-либо противоречий писателей самих с собой и друг с другом. Для доказательства первого может служить рассказ ев. Луки о видении ап. Павлу близ Дамаска. В одном случае передаётся, что сопровождавшие ап. Павла – слышали голос ( Деян. 9:7 ); в другом, – что не слышали ( Деян. 22:9 ). Противоречия нет: было два голоса – ап. Павла и Самого Господа; не было слышно именно второго 1191 . Также нет самопротиворечия в словах ап. Павла о путешествии в Македонию во втором послании к Коринфянам и в первом. Мнимое самопротиворечие св. апостола устраняется несомненным желанием его прийти к Коринфянам 1192 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Евфимий I (490–496) Македоний II (496–511) Тимофей I (511–518) Иоанн II Каппадокиец (518–520) Епифаний (520–535) Анфимий (Анфим) I (535–536) Мина (Мена) (536–552) Евтихий (552–565 и 577–582) Иоанн III Антиохийский («Схоластик») (565–577) Иоанн IV Ниститис («Постник») (582–595) Кириак (595/6–606) Фома I (607–610) Сергий I (610–638) Пирр (638–641 и 654) Павел II (641–653) Петр (654–666) Фома II (667–669) Иоанн V (669–675) Константин I (675–677) Феодор I (677–679, 686–687) Павел III (688–694) Каллиник I (694–706) Кир (705 или 706–711/712) Иоанн VI(712–715) Герман I (715–730) Анастасий (730–754) Константин II (754–766) Никита I (766–780) Павел IV (780–784) Тарасий (784–806) Никифор I (806–815) Феодот I Мелиссин Касситера (815–821) Антоний I Кассимат (821–837) Иоанн VII Морохарзан («Грамматик») (837–843) Мефодий I (843–847) Игнатий (847–858 и 867–877) Фотий (858–867 и 877–886) Стефан I (886–893) Антоний II (Кавлеа) (893–901) Николай I Мистик (901–907 и 912–925) Евфимий I (907–912) Стефан II (925–928) Трифон (928–931) Феофилакт (933–956) Полиевкт(956–970) Василий I Скамандрин (970–974) Антоний III Студит (974–979) Николай II Хрисоверг (979–991) 991–996 гг. – вакантен. Сисиний II (996–998) 999 – около 1001 г. – вакантен Сергий II Мануилит (1001–1019) Евстафий (1019–1025) Алексей III Студит (1025–1043) Михаил I Кируларий (1043–1058) Константин III Лихуд (1059–1063) Иоанн VIII Ксифилин (1064–1075) Косьма I Иерусамилит («Иерусалимлянин») (1075–1081) Евстратий Гарида (1081–1084) Николай III Кирдиниат («Грамматик») (1084–1111) Иоанн IX Агапит (1111–1134) Лев Стиппиот (1134–1143) Михаил II Куркуас (Оксит) (1143–1146) Косьма II Аттик (1146–1147) Николай IV Музалон (1147–1151) Феодот II (1151–1153) Неофит I (1153/1154, один месяц) Константин IV Лихуд (Хлиарин) (1154–1157) Лука Хрисоверг (1157–1169/70) Михаил III Анхиальский (1170–1177) Харитон Евгениот (1177–1178) Феодосий I Ворадиот (1178–1183) Василий II Филаконул Каматир (1183–1187) Никита II Мунтан (1187–1190) Леонтий Феотокит (февраль-октябрь 1189)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кажется, не успел сомкнуть свои глаза великий Апостол, как они выступили. Тяжелую картину борьбы христиан малоазийских с этими „волками“ пришлось наблюдать св. Ап. Иоанну. Он видел, как злые волки постепенно выступали со своей новой проповедью, как число их увеличивалось с каждым днем и как они с большею и большею силою устремлялись на Церковь , желая поколебать, разрушить основание её. Вот что пишет сам Апостол об этом времени. „Много лжепророков появилось в мире“ 1189 , „многие обольстители пришли в мир“ 1190 , и „духи лестчи“ 1191 , „появилось много антихристов“ 1192 . Вспоминает он о людях, которые „вышли от нас, но не были наши“ 1193 . Некоторые из них выдавали себя за Апостолов 1194 . Новые проповедники ходят из дома в дом, из города в город. Один из этих обольстителей, Керинф, по свидетельству св. Епифания, обошел Целую Азию, проповедуя свое учение 1195 . И сильно было влияние их на христиан. Многие из них принимали этих лжеучителей с лаской и усердием в свои домы. „Они от мира, поэтому и говорят по-мирски, и мир слушает их“. Лжеучители находили учеников среди христиан во многих больших городах. Они оказали некоторую долю влияния даже на строй каждой из семи малоазийских церквей 1196 . Кто же эти обольстители и что они проповедовали? В своих писаниях Ап. Иоанн нигде не называет по имени многочисленных „обольстителей“, с которыми ему приходилось часто встречаться. Нет у него даже и ясных определенных указаний на них. Выражения, которыми он характеризует их, довольно общи, чтобы на основании их делать верные и бесспорные заключения. На долю изучающего Св. Писание остаются одни только догадки. Вот почему так разноречивы мнения ученых относительно еретиков, обличаемых Ап. Иоанном. По мнению одних здесь обличаются вообще еретики гностического происхождения: докеты 1197 , Керинф 1198 , Василид 1199 , Сатурнин и Карпократ 1200 , ессейские евиониты 1201 . По мнению других 1202 , здесь разумеются еретики второго века: Маркион, Валентин и многие другие гностики, докеты и антиномисты 1203 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

(«Против Нестория» и «О правой вере»). Кроме того, здесь находят полный комментарий к анафематизмам К., вызвавшим особенное неприятие «восточных» ( Cyr. Alex. Anath. 1, 4, 12), что позволяет рассматривать «Схолии...» как еще одну апологию 12 анафематизмов. При этом характер изложения в значительной степени дидактический и апологетический, а полемика отходит на второй план. В 433 г. К. упоминает среди сочинений, высланных его сторонникам в К-поле, «сжатые объяснения относительно домостроительства во Христе, весьма прекрасные и способные доставить пользу» (Ep. 44//ACO. T. 1. Vol. 1(4). P. 37), т. е., очевидно, «Схолии...». Определенная дифизитская тенденция привлекала к этому сочинению большое внимание позднейших православных полемистов. Оно цитируется в патристическом флорилегии, заключающем одобренный Халкидонским Собором «Томос» папы св. Льва Великого, в «Эранисте» еп. Феодорита Кирского, в трактате «Против несториан и евтихиан» Леонтия Византийского, многократно у свт. Ефрема Антиохийского. «Очень полезным» находит его свт. Фотий К-польский ( Phot. Bibl. 169). Полностью оно имеется в лат. переводе Мария Меркатора (PL. 48. Col. 1005-1040), а также в арм. ( Conybeare. 1907. P. 95-143) и сир. переводах. Греч. текст сохранился фрагментарно среди сочинений Иоанна Кесарийского, в «Кирилловом флорилегии» (Florilegium Cyrillianum// Hespel. 1955. P. 151-163. Сар. 92-119), сб. «Doctrina patrtum» и др. «О вочеловечении Единородного» (Περ τς νανθρωπσεως το Μονογενος; De incarnatione Unigeniti; CPG, N 5227; SC. 97. P. 188-301; Pusey. 1877. P. 11-153; PG. 75. Col. 1189-1253; рус. пер.: БВ. 2005-2006. 5/6. С. 85-150), сочинение написано, вероятнее всего, до несторианского спора ( Loon. 2009. P. 259-262). Представляет собой непосредственное продолжение трактата «О Святой и единосущной Троице»; собеседник К.- тот же Ермий. По содержанию диалог совпадает с основной частью соч. «О правой вере к императору Феодосию» и ранее обычно считался его переработкой для широкого круга читателей.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

Из-за большого объема и сложной структуры «Церковная история» не получила широкого распространения в средние века. Ее читали и использовали лишь нек-рые младшие современники О. В.: монах-бенедиктинец, хронист Роберт из Ториньи († 1184), приор монастыря Бек и затем аббат монастыря Мон-Сен-Мишель; придворный поэт англ. кор. Генриха II (1154-1189) Роберт Вас († после 1174), автор стихотворной истории герцогов Нормандии «Роман о Ру» (Le Roman de Rou); историк Эсташ Булонский (работал в 40-50-х гг. XII в.). В аббатстве Сент-Эвруль сохранилась рукопись «Церковной истории» - автограф О. В. В сер. XII в. для монастыря св. Стефана в Кане была изготовлена копия (сохр. 1 том). В XVI в. франц. историки-эрудиты осознали ценность сочинения О. В. и начали его активно использовать и копировать. Первым в 1619 г. «Церковную историю» напечатал А. Дюшан, 1-е полное критическое издание в 5 томах подготовили А. Ле Прево и Л. Делиль (1838-1855). На основе этого издания М. Чибнел осуществила новую публикацию с параллельным английским переводом (1969-1980; в этом издании книги 3-13 приводятся полностью, книги 1-2 - во фрагментах и в пересказе). Труд О. В. служит одним из базовых источников сведений по политической, социально-экономической, культурной истории Зап. Европы в эпоху средневековья, имеет большое значение для изучения истории Римско-католической Церкви XI-XII вв. Соч.: Historiae ecclesiasticae/Publ. A. Le Prévost, L. Delisle. P., 1838-1855. 5 vol.; The Ecclesiastical History of Orderic Vitalis/Ed. M. Chibnall. Oxf., 1969-1980, 6 vol.; The Gesta Normannorum Ducum of William of Jumièges, Orderic Vitalis and Robert of Torigni/Ed. E. M. C. van Houts. Oxf., 1992-1995. 2 vol. Лит.: Wolter H. Ordericus Vitalis: Ein Beitrag zur kluniazensischen Geschichtsschreibung. Wiesbaden, 1955; Chibnall M. The World of Orderic Vitalis. Oxf., 1987r; Hingst A. J. The Written World: Past and Place in the Work of Orderic Vitalis. Notre Dame (Ind.), 2009; Orderic Vitalis: Life, Works and Interpretations. Woodbridge, 2016.

http://pravenc.ru/text/2581491.html

Только, когда нет в принципе ни священства, ни царства, может начаться великий губительный для человечества проект, который называется строительство Вавилонской Башни - дерзкий вызов человечества Богу. Современный глобализм - последняя попытка реконструкции всемирной Вавилонской башни-2. Мистическое совпадение: 17 июля в день убиения всей царской семьи православная церковь отмечает день памяти Благоверного Великого князя киевского Андрея Боголюбского, который установил единовластие на Руси и стоял у истоков московского централизованного государства. Мученическая смерть последнего самодержца российского Николая II мистически повторяет мученическую смерть Святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского. Оба они стали невинными жертвами «предательства, трусости и обмана» в результате заговора царедворцев. Важно понять, что мотивами убийц первого и последнего из российских царей, руководили не идеологические причины, даже не корыстные побуждения, а глубоко духовные, которые вдохновлялись тёмными инфернальными силами. С именем Святого Андрея Боголюбского, первого «единодержавного великого князя всея земли Русской», как пишет летопись, связан один из самых любимых на нашей земле праздников, которого нет ни на ла­тин­ском За­па­де, ни на гре­че­ском Во­сто­ке, - Празд­ника По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, как знака имен­но рус­ско­го Пра­во­сла­вия, который бли­зок для нас осо­бым вы­ра­же­ни­ем на­деж­ды на за­ступ­ни­че­ство и ми­ло­сер­дие Бо­жи­ей Ма­те­ри. Первый храм, построенный на Руси в честь Покрова Пресвятой Богородицы, который остаётся жемчужиной православного зодчества, Святой князь Андрей возвёл на Нерли, в благодарность за помощь чудотворной иконы Божией Матери, называемой Владимирская, для которой он построил в 1189 году главный храм во всей Русской земле - белокаменный Успен­ский со­бор во Владимире, по об­ра­зу чу­дес­но­го ки­ев­ско­го хра­ма. С именем последнего царя Николая II связан праздник явления иконы «Божией Матери «Державная» - благодатного знамения, что заступничество Царицы Небесной по-прежнему, что бы ни происходило, охраняет многострадальную Русь Пресвятым своим омофором.

http://ruskline.ru/analitika/2017/06/14/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010