1188. Пс. 106. 30. 1189. Быт. 3. 1190. Слово о трезвении, гл. 43. Добротолюбие. Ч. 2. 1191. Преподобного Кассиана Римлянина О постановлениях общежитий кн. 4, гл. 37. 1192. Житие это помещено при поучениях преподобного Дорофея, в начале их. 1193. Слово 4, гл. 32 и 39. 1194. Поучение 5 о том, чтоб не полагаться на свой разум. В этом поучении преподобный Дорофей, приводя вышеприведенную повесть о иноке Феопемте, говорит, что сей инок именно потому был игралищем демона, что не имел обычая исповедывать приходивших ему помыслов. 1195. Житие преподобной Марии. Четьи-Минеи, 1 апреля. 1196. Алфавитный патерик. 1197. Житие преподобной Марии. 1198. Слово. 30. Святой Исаак жил в VI веке по P. X. 1199. Святой Иоанн Лествичник. Слово 15, гл. 25, 26, 27, 81. 1200. Святой Иоанн Лествичник. Слово 15, гл. 25, 26, 27, 81. 1201. Святой Иоанн Лествичник. Слово 15, гл. 25, 26, 27, 81. 1202. Святой Иоанн Лествичник. Слово 15, гл. 25, 26. 27, 81. 1203.  Помилуй меня, Господи, ибо я немощен (Пс. 6. 3). 1204. Слово 15, гл. 82 по московскому изданию 1855 года и по переводу старца Паисия. 1205. Слово 15, гл. 54, 55. 1206. Слово 15, гл. 54, 55. 1207. Добротолюбие. Ч. 4. 1208. Алфавитный патерик. 1209. Лк. 12. 35–38. 1210. В житии преподобного Антония повествуется следующее. Во время сильнейшей бесовской брани Преподобный внезапно освещен был неизреченным светом, причем демоны и искушение их исчезли. Познав пришествие к себе Господа, Антоний воскликнул: «Господи! где был Ты доселе?» И услышал голос: «Я был здесь; но желал видеть мужество твое» и проч. Четьи-Минеи, 17 января. 1211.  Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном (Откр. 21. 7). 1212. Слово 5. Преподобный Нил Сорский, как в сем слове, так и во всем сочинении, подробно и превосходно говорит о молитве как о главнейшем оружии против греха. 1213. Ответ 177. 1214. Мф. 4. 3, 4, б, 7. 1215.  …бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26. 39, 41). 1216.  …у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. …Нет, …но если кто из мертвых придет к ним, покаются. …Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 16. 29–31).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1 против течения (фр.). 1187 1 1Ин.5:19. 1188 2 самое современное оружие (англ.). 1189 3 бытовой техникой (англ.). 1190 4 социальную справедливость (англ.). 1191 1 Ну и что с того? (англ.). 1192 1 Центр византийских исследований в Вашингтоне. 1193 1 " Символы и символизм в византийской Литургии " (англ.). 1194 1 Мф.6:23. 1195 2 Университете Британской Колумбии (англ.). 1196 1 справедливость (англ.). 1197 1 Погружение в одиночество и покой., (фр.). 1198 2 Джоном Ле Бутилье… " Гарвард ненавидит Америку " (англ.). 1199 3 Mental reservation (англ.). – мысленная оговорка. 1200 1 встречи (англ.). 1201 2 изучение Библии (англ.). 1202 3 " Здравствуйте, батюшка .. " (англ.). 1203 4 бутерброд с яйцом (англ.). 1204 5 " дорогой " (англ.). 1205 1 Нервное расстройство, нервный срыв (англ.). 1206 1 Лк.24:29. 1207 1 " Время разрывов " Жана Даниэля (фр.). 1208 2 " Завещание Бога " Б.-А Леви (фр.). 1209 1 Ин.10:10. 1210 2 День матери (англ.). 1211 3 Из стихотворения В. Брюсова " Поэту " ( " Ты должен быть гордым, как знамя… " ). Правильно: " Быть может, все в жизни лишь средство/Для ярко-певучих стихов " . 1212 4 Там же. 1213 1 " Исследования новейшей русской истории " – серия исторических трудов, основанная А.И. Солженицыным. 1214 2 азартная игра, рискованное предприятие (англ.). 1215 1 инвесторы, адвокаты по налоговым делам (англ.). 1216 1 медицинский осмотр (англ.). 1217 1 Бергера " Еретический императив " 1218 2 современностью (англ.). 1219 3 в кротком Божием сострадании (фр.). 1220 4 Из стихотворения " Брат, столько лет сопутствовавший мне… " : " Передового нет, и я, как есть,/На роковой стою очереди " . 1221 5 " Торжество смерти " (англ.). 1222 6 " Великого Поста " (англ.). 1223 1 День труда (первый понедельник сентября) (англ.). 1224 2 сакральном (фр.). 1225 3 духовность без Бога (фр.). 1226 4 Лк.13:3. 1227 5 Христианская экуменическая община во Франции. 1228 6 " Синдесмос " – всемирное православное молодежное братство. 1229 7 Имеется в виду женский монастырь Покрова Пресвятой Богородицы в Бюсси-ан-От (Франция), Константинопольский патриархат. 1230

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

В 1701 г. при Царе Петре I, обретены мощи св. Князя Глеба нетленными и положены на вскрытии 30 ноября того же года; в 1755 г. переложены из каменного гроба 39 в серебряную раку, которая в 1818 г. июня 20, заменена новою, богатою сребропозлащенною. Мощи св. Князя Глеба находятся ныне на южной стороне храма, близ придельного алтаря, посвященного его имени. Память св. Кн. Глеба празднуется 20 Июня, в день его преставления. 3. Святой Благоверный Великий Князь Георгий II Всеволодович 40 Св. Благоверный Князь Георгий II, сын Всеволода III; родился 1189 года. В 1212 вступил на Великокняжеский престол. В 1221 г. болгары взяли г. Устюг, находившийся в зависимости у Владимирских Вел. Князей. Вследствие сего, Георгий Всеволодович посылал против болгар брата своего Святослава, который разбил их, и они клятвенно подтвердили мир. Вел. Князь посылал вспомогательное войско Новгороду против немецких рыцарей. Вскоре после сего сами новгородцы навлекли, было, на себя его негодование своим криводушием; он пошел против них, но мирные переговоры не допустили до брани. В 1226 г. Георгий Всеволодович с племянниками своими, Василием и Всеволодом, ходил на помощь к шурину своему, Черниговскому Князю Михаилу, против Курского Князя Олега, завладевшего Черниговом. Киевский Князь Владимир Рюрикович, узнав о сем, послал к враждующим Князьям Митрополита Кирилла, который советом и благоразумными убеждениями своими окончил ссору их миром. В 1236 г. Георгий ходил в Мордву для завоевания оной и возвратился с успехом. Но сему Князю суждено было встретиться с неприятелями другого рода. За хребтами уральских гор в привольных степях жил дикий, кочевой народ – монголы, о которых русские долго не слыхали. В 1237 г. вождь монголов, Батый, осенью переправился чрез Волгу с многочисленным войском; обратил в пепел все встретившееся ему на пути; разбил русскую дружину близ Коломны; сожег Москву, жителей ее предал мечу, a Георгиева сына Владимира взял в плен. Вел. Князь увидел, сколь опасны сии неприятели и, поручив защиту столицы сыновьям своим, Всеволоду и Мстиславу, сам с тремя племянниками, детьми старшего брата своего Константина, и с малою дружиною удалился в Ярославскую область; расположился станом на берегах Сити, впадающей в Мологу, и начал собирать войско для отражения неприятелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

В соборе совершались и женские захоронения: в 1183 г. здесь похоронили княгиню Ольгу, сестру Андрея Боголюбского. В 1184 г. тут же положили тело внука Юрия Долгорукого, князя Изяслава Глебовича. В 1212 г. в соборе, который в его правление был существенно расширен, был погребен князь Всеволод Большое Гнездо. Его сыновья были погребены в том же соборе: в 1188 г. – Борис (предположительно), в 1189 г. – Глеб (предположительно), в 1218 г. – Константин, в 1227 г. – Владимир (Дмитрий), в 1239 г. сюда было привезено тело погибшего на Сити князя Юрия Всеволодовича, а в 1246 г. в храме похоронили Ярослава Всеволодовича. В неизвестные годы здесь же был погребен Иоанн Всеволодович. В 1238 г. в соборе положили тела убитых во время штурма Владимира сыновей Юрия Всеволодовича – Всеволода, Мстислава и Владимира, а также тела его жены Агафьи, его дочери, «снох и внучат». В 1248 г. в Успенском соборе был похоронен князь Михаил Ярославич, внук Всеволода Большое Гнездо, а в 1255 г. – его брат, князь Константин Ярославич. В 1320 г. в соборе был похоронен князь Борис Даниилович, сын Даниила Александровича Московского. Своеобразный «филиал» княжеской усыпальницы Владимиро-Суздалской земли сложился в Рождественском соборе в Суздале. Здесь в 1174 г. был похоронен князь Святослав Юрьевич, один из сыновей Юрия Долгорукого, а в 1202 г. была погребена княгиня Февронья, вдова князя Михалки Юрьевича 1271 . Предание говорит также о погребении здесь князя Андрея Ярославича. С начала XIII в. удельные князья Северо-восточной Руси погребаются уже в городских соборах своих столиц: Ростове, Ярославле, Костроме, Угличе и Переславле. Вероятно, подобное «дробление» усыпальниц имело место и в Южной Руси. Если это так, то во многих постройках с захоронениями в каменных саркофагах, находящихся в небольших удельных центрах Южной Руси, мы можем предполагать усыпальницы отдельных ветвей династии Рюриковичей. «Свой монастырь» Во второй половине XI – начале XII в. киевские князья все чаще погребались в «своих» монастырях 1272 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

...Давид медоточный... – Имеются в виду псалмы, ветхозаветные религиозные хвалебные песни, которые, по преданию, были сложены древнееврейским царем Давидом. ...бысть птица и нощный вран без сна на нырищи. – Ср. Пс.101:7 . ...яко Сампсона Далида... – Согласно преданию (см. Суд. 16:17–21 ) Далида, филистимлянка, возлюбленная Самсона, знаменитого библейского героя, выведав тайну его необыкновенной силы, заключавшейся в семи прядях волос, остригла Самсона во время сна и предала его в руки врагов. ...Тиндарида... храбраго ироя. – Здесь имеется в виду Клитемнестра, дочь спартанского царя Тиндарея и Леды, убившая своего мужа царя Микен – Агамемнона. В лето 6683-го (1175) июня в 29 день... – Андрей Боголюбский был убит в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. в своем пригородном замке Боголюбово (откуда и прозвище «Боголюбский»). ...Авелева. – Авель ( Быт. 4:2–8 ) – второй сын Адама и Евы, убитый своим старшим братом Каином из зависти за то, что жертва Авеля была принята Богом более благосклонно. Еще же и ино зло... предаша водам. – Возможно, не соответствующее историческим сведениям известие повести, будто тело убитого князя «предаша водам», опирается на описание казни убийц, тела которых бросили в озеро. ...Михайло Юрьевич... – Михаил Юрьевич, сын Юрия Долгорукого и брат Андрея Боголюбского, умер в 1176 г., пробыв, как сообщают летописи, князем Владимирским всего один год. О мести его за убийство брата летописи не сообщают. Изображение расправы с княгиней-убийцей, по-видимому, авторский вымысел. Стр. 106. ...Всеволод Юрьивич... и позлати я... – Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1154–1212), сын Юрия Долгорукого и брат Андрея Боголюбского, с 1177 г. (или с 1176 г.) князь Владимирский. Построенная в 1158–1160 гг. Андреем Юрьевичем Боголюбским во Владимире церковь Успения Пречистой Богородицы «об едином версе» была в 1185 г. повреждена пожаром, и Всеволод Юрьевич приступил к ее восстановлению. В 1189 г. происходит «великое священие собора». Летопись сообщает «Всеволод же четыре верхи назда и позлати» (см. Воронин Н.Н. Зодчество северо-восточной Руси XII–XV веков. Т. 1. С. 149:354).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дело Андрея продолжает Всеволод III (1177–1212); он реставрирует и значительно расширяет пострадавший от пожара Успенский Собор (1185–1189) и неподалеку от него строит свой обширный дворец с Дмитриевским собором, богато убранным резным камнем (1194–1197). Горододельцы строят каменную стену владимирского детинца с боевыми воротами, ограждающими от беспокойного города княжеско-епископскую резиденцию (1194–1196)». После смерти Владимира Мономаха в 1125 году Ростово-Суздальская земля начала оформляться в суверенное полугосударственное образование. В период между 1132 и 1135 годом Ростов и Суздаль окончательно обособились от Киевской Руси. В 1154 году, после смерти внука Владимира Мономаха Великого киевского князя Изяслава II, Киевская Русь постепенно распалась на отдельные полусамостоятельные княжества. В конце XII века существовали княжества Киевское, Переяславское, Владимире-Суздальское (с городами Ростовом, Суздалем, Ярославлем, Владимиром, Переяславлем, Юрьевом-Польским), Смоленское (с городами Смоленском, Торопцом, Можайском, Вязьмой), Полоцкое (с городами Полоцком, Минском, Витебском, Друцком), Черниговское-Северское (с городами Черниговом, Стародубом, Любечем, Новгород-Северским, Путивлем и Курском), Муромо-Рязанское (с городами Муромом, Рязанью, Коломною, Пронском, Переяславлем-Рязанским), Галицко-Волынское (с городами Владимиром-Волынским, Луцком, Дорогобужем, Берестьем, Брестом, Люблином) и Новгородско-Псковская земля (с городами Новгородом, Псковом, Ладогой, Торжком, Русой, Великими Луками). Во времена Киевской Руси государством руководили великий князь, высшие дружинники, княжеские и земские бояре. Земское боярство существовало в днепровских и ильменских славянских племенах уже в VII–VIII веках, а возможно и ранее. Звание боярина имели крупные землевладельцы и известные воины – «сильнейшие люди страны». Земские бояре назывались по именам городов – черниговские, ростовские, суздальские. В войне и военных походах участвовали княжеская дружина, отряды княжеских и земских бояр и ополчение, состоявшее из жителей городов и сел. Внутреннее управление государством осуществлял великий князь, избранные советники и старейшая дружина.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

и умер до 1226 г. Самый известный в перечне – Антоний Новгородский (в миру Добрыня Ядрейкович). По мнению В.О. Ключевского , он был сыном новгородского воеводы Ядрея, погибшего в 1193 г. Между 1200 и 1204 гг. Добрыня совершил путешествие в Константинополь и в Книге Паломник описал достопримечательности этого города до его разгрома крестоносцами. Большое внимание в книге он уделил описанию произведений искусства, а также русско-византийским связям средневековья (рассказы о русской колонии в районе Галата, о пребывании в Константинополе посольства волынского князя Романа, о дарах княгини Ольги; упоминание о неизвестном русском паломнике Леонтии, трижды побывавшем в Иерусалиме и скончавшемся в Константинополе). После возвращения из путешествия Добрыня принял постриг в Хутынском монастыре. Он был сторонником антисуздальской боярской партии, которая в 1210 г. пригласила на княжение в Новгород черниговского князя Мстислава Мстиславича Удалого и, отправив «на поточение» в Торопец новгородского архиепископа Митрофана, поставила на его место Антония. Около 1220 г., в связи с победой суздальской партии в Новгороде, он был вынужден оставить архиепископскую кафедру и до 1225 г. был епископом в Перемышле. Когда на новгородское княжение был приглашен черниговский князь Михаил Всеволодич, Антоний вернулся на кафедру в Новгород, но вскоре заболел, потерял дар речи. Он ушел в Хутынский монастырь, где и умер в 1232 г. В XVII в. Антоний Новгородский был причислен к лику святых. 74 Имеется в виду третья глава Первого Послания апостола Павла к Тимофею, в которой говорится о том, каким должен быть епископ. Среди основных качеств епископа указаны непорочность, целомудренность, благочинность, честность, учительность, страннолюбие. Епископом не может быть пьяница, сварливый и корыстолюбивый человек. 75 Юрий Всеволодич (1187/1189–1238), третий сын Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, великий князь владимирский с 1212 по 1238 г., вел успешные боевые действия против волжских булгар и мордвы. Желая «сам особь брань створити», воевал с монголо-татарами, погиб в битве на р.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Коварство Белы торжествовало: Романово было наказано. Сей Князь, отправляясь господствовать в Галиче, уступил всю область Волынскую брату, Всеволоду Мстиславичу Бельзскому, который уже не хотел впустить его в город Владимир: затворил ворота и сказал: «Я здесь Князь, а не ты!» Изумленный Роман – лишась таким образом и приобретенной и наследственной области – искал защиты у Рюрика и Ляхов. Первый был ему тестем, а Государь Польский, Казимир Справедливый, дядею по матери. Брат Казимиров, Мечислав Старый, без успеха приступал к Владимиру, желая возвратить сей город любимому ими племяннику. Без успеха также ходил Роман с дружиною тестя в землю Галицкую: жители и Венгры отразили его. Наконец Рюрик угрозами принудил Всеволода Мстиславича отдать Владимирское Княжение старшему брату. 1189 г. Князья наши не думали вступиться за несчастного Владимира Галицкого – посаженного Королем Белою в каменную башню, – но с прискорбием видели иноплеменников господами прекраснейшей из областей Российских. Между тем хитрый Бела, имея дружелюбные сношения с Святославом Киевским, старался уверить его в своем бескорыстии и даже обещал со временем отдать ему Галич; а Святослав, вопреки условиям тесного союза, заключенного им с Рюриком, тайно послал одного из сыновей к Королю для переговоров. Рюрик сведал и досадовал. Приняв совет Митрополита, они согласились было изгнать Венгров из Галича; но Святослав, уступая Рюрику сие Княжение, требовал Овруча, Белагорода и всех других областей Днепровских. Рюрик не хотел того, и Галич остался за Венграми, впрочем, ненадолго. Сын Князя Иоанна Берладника, умершего в Фессалонике, двоюродный племянник Ярослава Галицкого, именем Ростислав, подобно отцу скитался из земли в землю и нашел пристанище в Смоленске. Он имел друзей в отечестве, где народ, неохотно повинуясь иноземным властителям, и некоторые Бояре желали видеть его на престоле. По согласию с ними Ростислав, уехав от Давида Смоленского, с малым числом воинов явился пред стенами Галича, в надежде, что все граждане к нему присоединятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

л.1473. Сказание «... на лихоимци» (см. оглавление Великих миней) л.1474–1475 об. Без заглавия. Соборное определение о вдовых попах и дьяконах и другие постановления (подробно см. в оглавлении Великих миней). л.1480. «Речи жидовскаго языка преложена на русскую речь». л.1481 об. «Чудо Алексея митрополита новаго чудотворца в Орде». л.1482. Об антиминсе (с графическим изображением). л.1502 об. и 1506. Избрание и наречение Иоасафа, митрополита всея Руси, 6 февраля. л.1506 об. «Исповедание Григориево» (Цамблака). л.1508 об. Грамоты: прощальные, жалованные, ставленные, митрополитов и патриархов русских и греческих (подробно см. в оглавления Великих миней-четьих арх. Иосифа). л.1518. «Послание архиепископа Вассиана к князю Юрью Семеновичу Лугвен- тьевича о преставлении благоверной его княгини Софьи». Далее помещены образцы грамот: духовных, докончальных, ставленных и др. л.1554. «Князь великий Василий Иванович начат мыслити ехати во свою отчину на Волок на Ламский на осень тешитися ...» (см. тот же текст в Царственной книге, Син. 149, л.2). Далее следует Христианская типография Козьмы Индикоплова с миниатюрами и рисунками в красках 17 . л.1179. Красочная миниатюра на золотом фоне во весь лист с изображением Козьмы Индикоплова. л.1181 об. Изображения апостолов Петра и Павла, пророков Исайи, Иеремии, апостола Иакова, Селивестра, папы Римского, В середине листа большой крест. л.1189. Миниатюра, изображающая построение Ноем ковчега и всемирный потоп. л.1200 об. Столпотворение (построение Вавилонской башни). л.1212 об. Царство небесное. л.1215 об. Земля и солнце. л.1217 об. Знаки Зодиака. л.1219. Антиподы. л.1221. Исход евреев из Египта, л.1222 об. Евреи в пустыне. л. 1224. Моисей на горе Синае. л.1224 об. Моисей на горе Синае. л.1226. Изображение скинии и ее предметов. л.1229, 1229 об., 1230, 1279. То же. л.1230. Херувимы, осеняющие алтарь скинии. л.1231.об. План скинии. л.1232 об.,1234 об. Миниатюра с изображением Аарона. л.1235. Колена Израильские. л.1239. Изображение Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

Лет 25 назад я попросила разрешения сопровождать домой пешком в район Осетинской слободки на ул. Кабардинскую во Владикавказе Б.В. Техова (там раньше он жил)  – крупнейшего археолога, присутствовавшего при раскопках погребения под руководством Е.Г. Пчелкиной в 1946 г. в типичном языческом склеповом сооружении в Нузале. По дороге я его расспрашивала о многом, что меня тогда очень интересовало: например, где именно издавна пролегал на Кавказе маршрут Шелкового пути, где бы могла находиться сейчас моздокская Иверская икона, которую подарила осетинам царица Тамара и др. Но под конец разговора в сердцах выпалила: «Неужели Вы вправду, досточтимый Баграт Виссарионович, полагаете, что погребение этого мужчины с оружием и личными вещами принадлежит мужу царицы Тамары – Давиду-Сослану Царазону? Я проштудировала работы Мамукаева Т.Б. «Тайна Нузальской часовни» и Лолашвили И. «Тайна склепа Давида-Сослана». Все же усомнилась только потому, что царь-соправитель был высок и статен, а скелет принадлежал человеку небольшого роста?!» Сделав большую паузу, деликатный Б.В. Техов процедил слова: «Я тоже сразу тогда обратил внимание, что это был скелет мужчины невысокого роста, да и кости расположены не в той части склепа, где по этикету их следовало бы поместить!» Кто же вез останки царицы на Святую землю, и сколько лет было паломнику? Лаша-Георгий имел на лице изъян и имел прозвище «Сокур» (косой). Согласно летописям, его глаз был поврежден (по-осетински, сохъхъыр). Недостаток сразу можно было заметить и отразить в письме рыцаря-крестоносца к архиепископу Безансона. Давид-Сослан женился на Тамаре в 1189 году, а погиб, по одной из версий, в 1207 году, сыну было лет 7. А рыцарь-крестоносец Г. де Буа увидел юношу лет 16. Значит, поход Лаши на Святую землю был в 1212 году, когда он окреп, возмужал, стал полководцем, собрал мощный отряд и отправился на обетованную землю, неистово сокрушая нехристиан и мстя язычникам. Цари Грузии Тамара и Давид-Сослан – уникальные личности. По уровню кругозора, духовным потребностям они опередили время. Мощные ростки эпохи Возрождения просматриваются в деяниях этих великих людей. Я полагаю, их прах покоится на Святой земле: Тамары возле гроба Господня, или останки перемещены в храм Креста, а Сослана – в храме Креста! Эти выдающиеся личности были истинными христианами, а не язычниками.

http://bogoslov.ru/article/4017153

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010