Нелюбовь же, ненависть или только равнодушие и пренебрежение — от диавола. 1161.  Каждое слово Владыки есть бытие духовное или вещественное, потому что он — Сый и Зиждитель. Владыка Господь Бог всемогущ, потому что Он бесконечный Дух, беспредельная Сила и Премудрость; а каждая мысль Его есть или может быть, по Его воле, тотчас делом, жизнью. 1162.  Злополучен, кто любит чрез меру удобства в жизни и обставил себя всевозможными удобствами: он будет чуждаться всякого неудобства, изнежится и не привыкнет к терпению; между тем жизнь христианина вся есть неудобство, путь узкий и шероховатый, есть крест, требующий неудобств и великого терпения. Итак, не ищи, подвижник, со всеми удобствами жилища и обстановки и не полюби удобств мира сего, а возлюби Христа-Крестоносца. Терпи неудобства, привыкай к неудобствам. Навыкох, в нихже есм, доволен быти, говорит Апостол [Филип. 4, 11]. Злополучен, кто любит украшения и ищет украшений для тела своего: он не будет прилагать должного старания об украшении души своей верою, любовью, кротостью, смирением, правдою, терпением: особенно злополучен тот, кто ищет украшения почестей: он сделает из себя постыдный кумир и, как Навуходоносор, будет надмеваться пред не имеющими его почестей и требовать себе поклонения. (Не во украшении лепотном 2, 9]). Даже и мы, мужчины, стали как женщины: домогаемся украшений и, как идолов каких, украшаем сами себя, а во внутреннем благообразии мало помышляем, даже совсем забросили внутреннюю храмину, или скинию души своей. Злополучен, кто любит поспешность: он сделает множество претыканий, он встретит тысячи неприятностей и внутренних теснот из-за своей поспешности и будет иметь частые поводы к раздражительности. Злополучен, кто пристрастен к пище и питию, ревнует о насыщении и наслаждении: он на деле увидит, когда приступит работать Господу, что пища и питие, если мы прилагаем к ним сердце, есть обуза тела, скорбь и крушение духа и что человек весьма, весьма немногим и простым брашном может быть насыщен. 1163.  Душа человеческая проста, как дух; поэтому и в любви должна быть проста, т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

В рукописи 1161, XV в. (л. 83) Богоматерь с распущенными волосами, на коленях, передает спеленутого Младенца Симеону, который принимает Его голыми руками; позади Богоматери служанка в нимбе, с двумя птичками; за Симеоном – неизвестное лицо. Нет ни Иосифа, ни Анны. В рукописи 1167 (л. 81) Симеон в виде мясистого старика; возле него церковник в белой одежде держит книгу; служанка с птичками и народ. В pendant к этой миниатюре на поле рукописи изображены – женщина, сидящая верхом на медведе, и обезьяна на каком-то звере. В рукописи ital. 115 несколько моментов: Богоматерь и Иосиф идут из пещеры в храм; служанка подает Иосифу двух птичек; подходят к храму; Симеон, стоя на коленях, принимает Иисуса Христа; Младенец опять на руках Богоматери; Богоматерь сажает Его на престол; Иисус Христос лежит на престоле, а возле него св. Анна со свитком, в котором написано: «се лежит сей и проч.»; Иосиф отдает деньги священнику (с тонзурой); Богоматерь держит Иисуса Христа, который подает священнику двух птичек; св. семейство возвращается из храма. Такой подробности и своеобразных композиций нет в других памятниках. Сретение в молитвенниках императорской публ. библ. характеризуется следующими чертами. В убранстве жертвенника нет признаков христианства, например, крестов; но палаты пишутся иногда в готическом стиле (О. v. 1. 65, л. 74; О. v. 1. 73); старец Симеон иногда в папской тиаре (Q. 1. 103, л. 57 об.; О. 1. 73); за ним стоит неизвестный мужчина 873 со свечой в руках (5. 2. 68, л. 65 об., Q. 1. 109 и 110). Богоматерь на коленях (Q. 1. 110; О. v. 1. 73, л. 75); за ней Иосиф и служанка, в руках которой корзинка с птичками; эта служанка иногда имеет нимб (Q. 1. 110); праведной Анны нет 874 . Сретение в картинах западных художников: Лоренцетти Амброджио (XIV в.) поставил позади Симеона двух священников и двух женщин (Флорент. акад., зал 1, 17) 875 . Фра Бартоломео (1469–1517) на своей иконе в галерее Уффици 876 изобразил палаты без жертвенника; в центре старец Симеон держит голыми руками обнаженного Младенца; с правой стороны Анна-пророчица берет Его за ножку; с левой – служанка стоит на коленях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Шухер-кипеж-хайпарк О создании в Санкт-Петербурге т.н. «Хайпарка» 26.10.2017 1161 Время на чтение 4 минуты Признаюсь, что до недавнего времени самого даже слова «хайп» не знал и не слышал. Да, хоть бы и не знать и не слышать никогда, как засоряющий русский язык. Словечко на уровне жаргонов, а то и «фени»: «шухер», «кипеж», «шмон» и тому подобных. Но, все же узнать пришлось несколько месяцев назад по случаю произнесения оного «эффективным менеджером» Владиславом Сурковым. Одним этим словечком он попытался испоганить, исходящую от ДНР (А.В. Захарченко) инициативу по учреждению Малороссии. Ну а потом в речах других «эффективных менеджеров» и креативных «деятелей» все чаще стало попадаться это ругательство. Вот такими высокими «понятиями» они руководствуются. Ну, правильно, по понятиям, возможно, живут, отсюда - воровской сленг. У Дмитрия Анатольевича Медведева , как натуры более тонкой, слог несколько изысканнее. Он в большей степени налегает на «инновационность», «модернизацию», «айфон», «твиттер». Но, вот и он туда же. 17 октября в «Сколково» Д.А. Медведев сообщил , что в Санкт-Петербурге будет построено «второе Сколково» — «Хайпарк». В распоряжении говорится о создании на территории Пушкинс кого района г. Санкт-Петербурга комплексного проекта, предусматривающего в том числе создание и развитие университетского кампуса федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики». Больше ни о чем. Но стоит хитрое словосочетание «в том числе». А вот в пояснениях на сайте правительства говорится яснее: «На территории Пушкинского района Санкт-Петербурга предусматривается строительство кампуса Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики. Кампус будет включать научные центры, лаборатории, учебные здания, жильё и другие объекты. В новом кампусе планируется обучение 3600 человек, создание 50 международных лабораторий, не менее пяти инновационных производств, которые позволят создать шесть тысяч новых высококвалифицированных рабочих мест».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/10/26/sh...

1151 Даже Дамаскин повторяет еще аналогию ума и слова для пояснения отношений между Отцом и Сыном (De fid. orthodox. lib. I. c. 6). 1152 Haec de libro sapientiae propterea posui ne me fidelium quispiam frustra et inaniter existimet in creatura prius per quasdam sui generis trinitates quodam modo gradatim donec ad mentem hominis pervenirem, quaesisse indicia summae illius trinitatis quam quaerimus cum deum quaerimus (De Trinit. lib. XV. c. 2. n. 3). Quid enim non pro suo genere ac pro suo modulo habet similitudinem dei, quando quidem deus fecit omnia bona valde, non ob aliud nisi quia ipse summe bonus est? In quantum ergo bonum est quidquid est, in tantum scilicet, quamvis longe distantem, habet tamen nonnullam similitudinem summi boni (De Trinit. lib. XI. c. 8. n. 8). 1153 Omnis enim res, vel substantia, vel essentia, vel natura, vel si quo alio verbo melius enuntiatur, simul haec tria habet, ut et unum aliquid sit, et specie propria discernatur a ceteris, et rerum ordinem non excedat (De vera relig. c. 7. n. 13). 1155 Atque ita exterioris hominis trinitas prius in iis, quae cernuntur extrinsecus, ex corpore scilicet quod videtur, et forma, quae inde acie cernentis imprimitur, et utrumque copulantis intentione voluntatis, aparuit. Sed haec tria non inter se aequalia, nec unius esse substantiae claruerunt. Demde in ipso animo, ab iis quae extrinsecus sensa sunt velut introducta inventa est altera trinitas, ubi apparerent eadem tria unius esse substantiae: imaginatio corporis quae in memoria est et inde formatio cum ad eam convertitur cies cogitantis, et utrnmque conjugens intentio voluntatis (Ibid. lib. XV. n. 5). 1161 Aliud eat trinitas re ipsa, aliud imago trinitatis in re alia (De Trinit. lib. XV. c. 23. n. 43). 1165 Ista ergo dici possunt ab una persona, quae habet haec tria, non ipsa est haec tria. In illius vero summae simplicatate naturae quae deus est, quamvis unus sit deus, tres tamen personae sunt, pater et filius et spiritus sanctus (Ibid. c. 22. n. 42). 1166

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

П. был избран на Кипрскую кафедру в 1827 г., после изгнания архиеп. Дамаскина . Патриаршество П. пришлось на переходный период в истории острова. Кипрской Церкви было необходимо по-новому выстраивать отношения с османской администрацией, опасавшейся распространения национально-освободительного движения за пределы Греции, но вместе с тем готовой пойти на адм. реформы, которые могли бы усилить автономию христ. общины. В мае 1830 г. собрание архиереев Кипрской Церкви и знати острова сформировало посольство из 4 прокритов, к-рое должно было отправиться в К-поль на переговоры о реформе местного самоуправления и об облегчении налогового бремени. В числе участников миссии были и противники П. (Хаджи Христодулос Апегитос). Позже к посольству присоединился еще один участник (Лоизос Крамвис) с личным посланием П. к К-польскому патриарху. В нояб. 1830 г. посольство вернулось на Кипр. Участники миссии добились разрешения провести реформу и создать «парламентскую систему» (σστημα κοινοβουλευτικν) для управления делами христ. общины, в которой важную роль наряду с архиереями Кипрской Церкви должны были играть знатные миряне. Общее собрание под председательством П. сформировало коллегиальные органы управления общиной (центральные и епархиальные), а также определило порядок проведения ежегодного совещания архиереев и прокритов в архиепископской резиденции ( Ζανντος. 1910. Σ. 1161-1169). В полномочия совещания входило формирование постоянно действующего центрального собрания старост (δημογεροντα) из 4 чел. при серале, призванного защищать интересы христиан перед османской администрацией, и «комиссии общины» (πιτροπ το κοινο) из 24 чел. Эта комиссия была контролирующим органом как для центрального, так и для епархиальных собраний старост, к-рые назначались общим ежегодным совещанием с учетом мнения жителей епархии. Особое внимание уделялось вопросам просвещения: была воссоздана упраздненная в 1821 г. центральная греч. школа в Никосии, открыты ее филиалы в Ларнаке и Лимасоле, определен порядок сбора средств на жалованье учителям. На средства общины в предместьях Никосии был открыт лепрозорий. Сформированная в результате решений 1830 г. адм. система оказалась неустойчива и после 1834 г. прекратила существование.

http://pravenc.ru/text/2578795.html

Евангельское спасение в его идее, мотивах и способе совершения раскрывается пред нами не только с положительной, но и с отрицательной стороны. Нам настойчиво внушается, чем должна быть евангельская вера, наше отношение ко Христу, я чем она не может быть. Евангельский дар, как дело живого творчества, не допускает никаких компромиссов, не терпит никакой условности. Он может быть принят достойно, в его собственной мере, в его подлинном смысле. Не дается возможности окольного использования, частичного отведывания, условного применения, и нет надежды на сантиментальную снисходительность дарителя. Приглашаются все, но не имеющие брачного одеяния сурово извергаются. Допускаются на пир лишь царственные сыны, Божии дети, духовно-рожденные, духовно-свободные. Нет места ничему рабскому, покорному. Нельзя заменить действительной богорожденности трусливым взыванием: «Господи! Господи!» – и робкою услужливостью 1159 . Так, в частности, Христос был учителем и наставником, единственным учителем и единственным наставником 1160 . Он учил так, как никогда не учил человек 1161 , – учил с таким авторитетом, какого не имели не только книжники и фарисеи 1162 , но и ни один из пророков. Он не опирался ни на какое внешнее свидетельство, кроме свидетельства Своего Отца 1163 ; Он говорил то, что Сам слышал от Отца 1164 , говорил от Своего имени, потому что в Себе имел Отца 1165 . Он один обладал религиозной истиной и владел всею истиною 1166 . От пророческих писаний Он был совершенно независим, с полною свободою передвигал центр их тяжести, сводил одно к исторически условному и возводил другое к вечному и неизменному 1167 . В качестве такого религиозного авторитета Христос требовал Себе от слушателей и учеников доверия 1168 .... Однако доверие выражает только начальную ступень в живых отношениях учеников ко Христу. Здесь важно не только то, что каждому дается критерий для испытания евангельского учения 1169 , но и то, что Христос призывает к Себе лишь тех, которых привлекает Сам Отец 1170 , возрождает в каждом верующем божественную духовность. Евангельская истина передается верующему не только во всей полноте своего содержания, но и в неточной самородности свободного творчества 1171 : евангельская истина делает свободными усвоивших ее 1172 . В области христианского научения более, чем в иных областях, ученик, усовершенствовавшись становится как учитель 1173 . Трапеза христианской истины не имеет крошек, падающих для собак 1174 , – она для одних господ, для друзей хозяина 1175 . И если бы авторитет Христа был на одну йоту менее того, каким Он обладал, если бы он не был абсолютным, он давил бы учеников. Но это был авторитет богосыновней свободы, которая усвояется каждым верующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Видели, совопросниче лукавый, с каковым дерзновением пророк начинает глаголати всякому лицу не обинуяся, всем живущим по вселенней и всем земным вкупе богату и убогу 1157 . Таже и себе зазирая, рече: Вскую боюся в день лют, беззаконие пяты моея обыдет мя. Пяту пророк глаголет, еже что содела в мимошедшее время и не стыдится, сам себе оглаголуя, якоже хощет, о них же согреши, суд прияти. Темже (л. 316 об.) 1158  и наводит, глаголя: Надеющиися силе своей и множеством богатства своего хваляйшиися, брат не избавит, избавит ли человек. Не даст Богу измены за ся и цену избавления. Видели, како пророк глаголет, яко по прехождению жития сего ни брат не избавит, ниже даст, рече, Богу измену за ся, ниже цену избавления ради души своея. Но что рече пророк: Утрудися ввек и жив будет до конца. Не узрит пагубы, егда видит премудрыя умирающа, вкупе безумен и несмыслен погибнета и истаявят чюждим богатство свое, и гроби их жилища их ввек, селения их в род и род, нарекоша имена (л. 317) 1159  своя на земных. И человек, в чести сый, не разуме, приложися скотом несмысленым и уподобися им. Сей путь их соблазн им и по сих во устех своих благоизволят. Видиши ли, совопросниче, силу словесе пророческа, яко сей путь соблазн их, то есть житие здешнее или добре или зле сотворит. Таже пророк глаголет: И по сих во устех своих благоизволят. Тогда благоизволят во устех своих, когда не будет их воля. И яко овцы во аде положени суть, смерть упасет их и обладают ими правии заутра и помощь их обетшает во аде. От славы своея изриновени Быша, обаче Бог (л. 317 об.) 1160  избавит душю мою из руки адовы, егда приемлет мя. Видели, како пророк трепещет и содрогает, моляся, Бога избавителя призывает на избавление души своея, сведущему безвестная и тайная премудрости Божия. Таже рече паки: Не убойся, егда разбогатеет человек или умножится слава дому его, яко егда умирает, не оставит ли вся, ниже снидет с ним слава его. И прочая. Паки Господу глаголющу: Слышасте, яко речено есть: Возлюбиши искренняго своего и возненавидиши врага своего. Аз же глаголю вам: Любите враги ваша, благословите кленущая вы, добро творите ненавидя(л. 318)щим 1161  вас и молитеся за творящих вам напасть и изгоняющыя вы, яко да будете сынове Отца вашего, иже на небесех, яко солнце свет сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ, ПРЕПОДОБНОЙ, КРЕСТ создан в 1161 г. как ковчег для христ. святынь по благословению прп. Евфросинии Полоцкой золотых дел мастером Лазарем Богшей ; вложен в Спасо-Преображенский собор полоцкого Евфросиниева монастыря . Создание креста связано с такими деяниями прп. Евфросинии, как сооружение 2 каменных храмов: во имя Спасителя и Богородицы. Для 1-го предназначался воздвизальный, напрестольный крест-реликварий. Для 2-го, как следует из Жития святой, она пожелала получить из Византии чудотворный образ Богородицы из Эфеса (см. ст. Эфесская икона Божией Матери ). В XII в. связи полоцких князей и дома Комнинов носили родственный характер, что, вероятно, обусловило возможность прямой просьбы к имп. Мануилу I (1143-1180) и патриарху Луке Хрисовергу (1157-1170) «отпустить» Эфесскую икону. Очевидно, именно при передаче Эфесской иконы в К-поле полоцким послам и были получены святыни для Е. к. В крест были вложены: с лицевой стороны, в верхнем перекрестье,- капля Крови Спасителя, в нижнем перекрестье - частица Древа Креста Господня, с оборотной стороны, в верхнем перекрестье, - частицы камней от Гроба Пресв. Богородицы, в нижнем перекрестье,- частицы камней от Гроба Господня, в стволе креста (сверху вниз) - капля крови вмч. Димитрия Солунского, мощи архидиак. первомч. Стефана и вмч. Пантелеимона. Крест прп. Евфросинии Полоцкой. 1161 г. Мастер Лазарь Богша. Лицевая сторона. Фотография И. В. Чистякова. 1896 г. (архив Ин-та истории материальной культуры РАН) Крест прп. Евфросинии Полоцкой. 1161 г. Мастер Лазарь Богша. Лицевая сторона. Фотография И. В. Чистякова. 1896 г. (архив Ин-та истории материальной культуры РАН) Крест прп. Евфросинии Полоцкой. 1161 г. Мастер Лазарь Богша. Оборотная сторона. Фотография И. В. Чистякова. 1896 г. (архив Ин-та истории материальной культуры РАН) Крест прп. Евфросинии Полоцкой. 1161 г. Мастер Лазарь Богша. Оборотная сторона. Фотография И. В. Чистякова. 1896 г. (архив Ин-та истории материальной культуры РАН)

http://pravenc.ru/text/187870.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОРБЕРТ Католический св. Норберт. Роспись ц. святых Севера и Мартирия, близ Орвието. Нач. XIV в. Католический св. Норберт. Роспись ц. святых Севера и Мартирия, близ Орвието. Нач. XIV в. [Норберт из Ксантена, Ксантенский; лат. Norbertus] († 6.06.1134, Магдебург), св. Римско-католической Церкви (пам. 6 июня), архиеп. Магдебургский, основатель ордена регулярных (уставных) каноников- премонстрантов . Источники Сведения о Н., к-рый был одной из центральных фигур в религиозно-политической жизни Зап. Европы 1-й трети XII в., встречаются в многочисленных источниках: хрониках, письмах современников, грамотах, Житиях, исторических сочинениях. Однако из-за того, что деятельность Н. была спорной, вызывающей полемику среди современников, ни в одном источнике нет исчерпывающего объективного описания его жизни. Основными источниками сведений о Н. являются 2 пространных Жития, к-рые условно принято обозначать лат. буквами А и В. «Житие А» (BHL, N 6248) было обнаружено в 1853 г. нем. историком и архивистом Р. Вильмансом и опубликовано в сер. «Monumenta Germaniae Historica» (изд.: Vita Norberti//MGH. SS. T. 12. P. 670-703). Единственная полная рукопись (Berolin. SB. Theol. lat. 78. Fol. 90-110v) происходит из б-ки капитула св. апостолов Петра и Павла в Бранденбурге (в средние века это был дочерний мон-рь премонстрантского аббатства Пресв. Девы Марии в Магдебурге) и датируется 1-й пол. XIV в. (более ранняя датировка, к-рую часто заимствуют из 1-го издания памятника, маловероятна). В 1972 г. был найден фрагмент, сохранившийся в составе книжного переплета (Hamburg. Bibl. 17 in scrin. Fragm. 21; XIV в.), но он не содержит значимых отличий от опубликованной рукописи. Издатель разделил «Житие А» на 23 главы. Вильманс датировал агиографический памятник 1157-1161 гг. на основании того, что Гуго, настоятель аббатства Премонтре (1128-1161), назван «pater memorabilis» (лат.- достопамятный отец) - обычно этот эпитет применялся по отношению к уже почившему человеку. Др. хронологическим маркером, по мнению Вильманса, является отсутствие в «Житии А» упоминания 3-го приора мон-ря Каппенберг Оттона, к-рый, по сведениям исследователя, скончался в 1156 г. (по др. данным, он умер в 1171). Однако, как считает В. М. Граувен, такая аргументация уязвима, поскольку аббат Гуго в 1161 г. мог лишь уйти на покой, а скончался он скорее всего в 1164 г. На основании того, что о понтификате папы Римского Луция II (1144-1145) в «Житии А» говорится в прошедшем времени, Граувен предположил, что оно могло быть составлено между 1145 и 1161/64 гг. ( Grauwen. 1984).

http://pravenc.ru/text/2577955.html

было создание во Владимире отдельной от Киева митрополии. Ее главным оправданием как раз и служило активное церковное строительство и массовое открытие приходов («умножение церквей»), на чем и делал упор Андрей в послании К-польскому патриарху Луке Хрисовергу в 1163 г. (А. В. Назаренко). Т. о., свою деятельность Л. начал как активный проводник церковно-политических замыслов владимиро-суздальского князя, и перспектива стать митрополитом должна была только усилить его рвение. В результате Л. был изгнан «ростовцами и суждальцами» (показательно, что о князе речи нет) уже в 1159 г.- видимо, не ранее мая, когда стало известно о кончине митр. Константина. Т. к. паства Л. считала, что «Леон епископ не по правде поставися Суждалю, Нестеру пискупу суждальскому живущю, перехватив Нестеров стол» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 351-352), то с переменами на митрополичьем престоле могли связываться надежды на восстановление Нестора. Понятно, почему в такой ситуации Андрей Юрьевич не стал защищать Л. Ни владимиро-суздальское, ни киевское летописание не сообщают, когда и почему Л. вернулся на кафедру. Это случилось не позднее 1161 г., как естественно думать, в связи с решением нового митрополита Феодора , прибывшего в Киев в авг. 1160 г. Неизвестно, где оставался Л. в месяцы изгнания: в Киеве или, быть может, в Чернигове у еп. Антония, др. ставленника митр. Константина? Однако и на этот раз пребывание Л. рядом с кн. Андреем было недолгим. Хронология последующих событий в летописях сбивчива, но поддается восстановлению. В 1161 г. Л. оказался снова изгнан, уже по воле самого Андрея. Изгнанию подверглись также младшие братья Андрея, его старшие племянники, а также приближенные отца, и это заставляет догадываться, что Л. либо связался с оппонентами князя в его семействе (традиционалистами-противниками новаторства Андрея), либо, что вероятнее, просто встал на защиту изгоняемых по праву печалования. Вскоре, зимой 1161/62 г., князь вернул епископа, но подверг опале, не дав ему жить в суздальской резиденции, поблизости от княжеского Владимира, а удалив в Ростов, на старую кафедру, где у епископа не было тогда даже собственного храма - кафедральный Успенский собор сгорел в 1160 г.

http://pravenc.ru/text/2463541.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010