Первые упоминания о сербах при царе Мануиле относятся ко времени осады Корфу в 1149 г. По всей вероятности, по подстрекательству угорского короля великий жупан Урош II отказал Мануилу в повиновении и тем вызвал победоносный поход в Старую Сербию, окончившийся завоеванием Расы и опустошением окрестных мест. Было бы излишним следить за походами Мануила к сербским и угорским границам, которые повторялись чуть не ежегодно, если только восточные дела не отвлекали внимания царя. Эти походы, имевшие целью то защиту придунайской границы, причем военные действия происходили у Белграда, Браничева и Ниша, то направлявшиеся в Македонию и Албанию, представляют для нас отдаленный интерес и заслуживают внимания лишь по степени участия в событиях основателя сербской династии. Именно в самом начале второй половины XII в. преобладание в Сербии получает сын или брат Уроша именем Деша, в котором не без основания признают Стефана Неманю. Попытки объяснить происхождение имени до сих пор не увенчались успехом 173 и едва ли не должны быть направлены в венгерский именослов, так как действительно взаимное влияние Венгрии на Сербию и обратно было глубокое и разнообразное. Вследствие решения, вынесенного царем Мануилом в 1155 г., Деша получил удельное княжение и был принужден на некоторое время довольствоваться второстепенным положением. С 1161 г., однако, он вновь становится великим жупаном, и с тех пор довольно определенно обозначаются политические тенденции национального объединения и государственной организации. Это видно прежде всего из его политических и брачных союзов с европейскими государствами (брачный союз с венецианским домом); это видно также из его решительных мер по отношению к князьям Зеты и попыток подчинения Расе приморской Сербии. Нужно думать, что утверждение Стефана Немани в звании великого жупана происходило при содействии византийского императора и может быть относимо к 1159 г. В это время ему было около 46 лет, он уже мог иметь определенный взгляд на политическое положение своего отечества и оценил весь вред, проистекавший от колебавшегося положения между двумя культурными и религиозными влияниями. Не без борьбы со своими родичами достиг Неманя главенствующего положения. Но что касается участия Византии в сербском перевороте, об этом слишком трудно судить по скудости известий. В 1161 г. Мануил предпринял поход на Балканский полуостров с целью урегулировать сербские дела. По этому случаю у писателя Никиты Акомината 174 находим следующее известие:

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

9.1. Общие положения По принципу « благоприятствования браку » (favor matrimonii) допускается конвалидация (convalidatio), т.е. узаконение, исходно недействительного (т.е. несостоятельного) брака. Различаются две формы конвалидации: – простая конвалидация ( convalidatio simplex) и – исцеление в корне (sanatio in radice). Обе формы конвалидации возможны только в тех случаях, когда недействительность брака не проистекает из наличия одного из отменяющих препятствий, не подлежащих диспенсации. 9.2. Простая конвалидация Простая конвалидация , действующая, в противоположность кан. 1161, ex nuns («от сего момента» – иными словами, брак становится действительным только с момента конвалидации) может иметь место в трёх случаях: – недействительность по причине отменяющего препятствия : необходимо, чтобы это препятствие исчезло или подверглось диспенсации, и чтобы брачное согласие было возобновлено (для действительности – ad validitatem), по крайней мере, той стороной, которая знала о существовании препятствия (кан. 1156–1158). – недействительность по причине изъяна согласия : брак подлежит конвалидации, если своё согласие даёт (в канонической форме или секретно – в зависимости от того, можно доказать наличие данного изъяна или нельзя) та сторона, которая прежде согласия не давала, лишь бы согласие другой стороны оставалось в силе (кан. 1159); – недействительность по причине изъяна формы : чтобы стать действительным, брак должен быть заключён заново по канонической форме (кан. 1160). 9.3. Исцеление в корне В тех случаях, когда согласие было дано действительным образом и сохраняет силу (т.е. от него не отказываются) и речь идёт о недействительности, возникающей только из отменяющего препятствия или изъяна формы, брак может быть исцелён в корне и считаться действительным ex tunc («с того момента», т.е. с момента венчания) постановлением церковных властей и без обновления самого согласия (кан. 1161–1163). Поскольку в этом случае брак-таинство уже состоялся по действительному согласию сторон, то при наличии серьёзной причины исцеление может быть совершено немедля, даже при неведении одной или обеих сторон (кан. 1164).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

– наместник киевского князя в Новгороде, с 1125 г. – князь киевский. Будучи киевским сениором, Мстислав сохранял единство Руси. В 1127 г. он подчинил себе также и Полоцкое княжество. Изданная около 1128/1130 г. грамота Мстислава Юрьевскому монастырю близ Новгорода, содержащая ряд привилегий, является древнейшей из сохранившихся в оригинале древнерусских грамот. Он был также заказчиком так называемого Мстиславова евангелия, изготовленного в 1117 г., одного из замечательных памятников древнерусского искусства книги. Мстислав (Феодор?) Изяславич, сын Изяслава Мстиславича, с 1151 г. княжил в Переяславле-Русском. После смерти своего отца в 1154 г. наследовал волынский стол и вплоть до 1159 г. претендовал также и на Киев. Мстислав поддерживал киевского митрополита Климента Смолятича. Наконец, после смерти киевского князя Ростислава Мстиславича 15 мая 1167 г. Мстислав занял киевский стол, хотя до самой своей смерти (19 августа 1170 г.) был вынужден отстаивать его, равно как и свое старейшинство на Руси, в борьбе с владимиро-суздальскими князьями. Мстислав (Борис?) Романович, сын смоленского и киевского князя Романа Ростиславича (умершего в 1180 г.), родился в 50-х годах XII в., погиб 31 мая 1223 г. В 1185 г. Мстислав принял участие в походе на половцев. После смерти своего дяди Давыда Ростиславича (в апреле 1197 г.) он получил смоленский стол, а с 1214/1215 г. в течение девяти последних лет жизни был также и киевским князем. Погиб в битве с татарами на Калке. Мстислав (Феодор) Ростиславич (Храбрый), сын смоленского и киевского князя Ростислава Мстиславича, родился, вероятно, около 1140–1145 гг., умер 13/14 июня 1180 г. С первого упоминания его в летописях под 1161 г. Мстислав выступает главным образом в качестве военачальника. Согласно ряду лапидарных указаний, непродолжительное время он занимал различные столы: белгородский (1161–?), вышгородский (1173), смоленский (1174–1175), новгородский (1179–1180). Его славе как полководца, надо думать, прежде всего способствовала девятинедельная оборона Вышгорода (осенью 1173 г.) от превосходящих сил княжеской коалиции, возглавлявшейся Андреем Боголюбским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

См.: Садов А. И. Профессор Евграф Иванович Ловягин. С. 1151–1152, 1158–1161. См.: Там же. С. 1155–1156. См.: Там же. С. 1157. См.: Там же. С. 1161. См.: Сове Б. И. Проблема исправления богослужебных книг в России в XIX–XX веках//Богословские труды. М., 1970. Сб. 5. С. 36. См.: Там же. С. 37. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. Кн. 1. СПб., 1855. С. I. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. Кн. 3. СПб., 1856. С. 3. Там же. С. 4. ВК 1:18 «Не возгнушáйся менé…», ВК 1:19 «Вóльная, Спáсе…», ВК 5:18 «Кровоточи´вую подражáй…». См.: Сове Б. И. Проблема исправления… С. 36. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках/пер. проф. СПбДА Е. И. Ловягина. 2-е, исправ. изд. СПб., 1861. С. 237. Там же. С. 238–242. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. СПб., 1861. С. 237. Богослужебные каноны на славянском и русском языках, изданные профессором Санкт-Петербургской духовной академии Евграфом Ловягиным. СПб., 1861. IV, 296 с. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках, переведенные на русский язык ординарным профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии Евграфом Ловягиным. СПб., 1875. III, 242 с. См.: Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. М., 2015. С. I. См.: Там же. См.: Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. С. II. См.: Котт В. К. История переводов… С. 52. См.: Покровский М., свящ. Великий канон св. Андрея Критского//Тульские ЕВ. 1866. 3. С. 100–111. См.: Покровский М., свящ. Стихиры Великого канона//Тульские ЕВ. 1868. 4. С. 134–140. Канон Великий. Творение святого отца нашего Андрея Критского, на славянском и русском языках/объясн. и прим. В. Дьяконова. М., 1889. С. 4. См.: Рейтблат А. И. Извольский Сергей Петрович//Русские писатели, 1800–1917: биографический словарь/гл. ред. П. А. Николаев. Т. 2: Г–К. М., 1992. С. 401. См.: Песни покаяния или Великий канон св. Андрея Критского, с приложением жизнеописаний угодников Божиих: Андрея Критского и Марии Египетской, в стихах/сост. С. Извольский. М., 1871. С. 19.

http://bogoslov.ru/article/6176293

Последние византийские войска покидают Италию в 1158. 1157 Смерть Синджара, последнего выдающегося султана сельджуков. 1158-1161 Серия походов византийцев против сельджуков. Сельджуки признают сюзеренитет Византии. 1161-1164 Соединенные силы византийцев из Киликии и латинян из Иерусалима и Антиохии действуют в Сирии до победы над ними Нур ад-Дина из Алеппо в сражении при Артахе. 1163-1168 Иерусалимские крестоносцы трижды неудачно вторгаются в Египет. 1165-1167 Война между Византией и Венгрией. В результате победы византийцев при Семлине (1167) они возвращают Далмацию и Боснию. 1169 Саладин захватывает Египет. Провал соединенной византийско-латинской экспедиции против Дамиетты. 1171-1177 Война Венеции с Византией, последовавшая за арестом Мануилом I всех венецианцев на его землях. Венецианцы овладевают Рагузой в 1171 и занимают Хиос 1171-1172, пока не выбиты византийским флотом. Совместное венециано-сицилийское нападение на вассальную Византии Анкону в 1173 также отбито. Боевые действия безрезультатно оканчиваются в 1177, мир не заключен вплоть до 1183. 1172 Восстание сербов жестоко подавлено византийцами. 1174 Смерть Нур-ал-Дина; Саладин захватывает Дамаск. 1176 Сельджуки наносят жестокое поражение византийцам Мануила I при Мариокефалоне. Значительная часть Анатолии потеряна византийцами, несмотря на ряд успехов в 1176-1180. 1181-1183 Ряд восстаний, окончившихся гибелью Мануила I. 1182-1183 Рено де Шатийон разоряет побережье Красного моря. 1183 Саладин захватывает Алеппо. 1184 Кипр отделяется от Византии под властью губернатора и самозваного императора Исаака Комнина. 1185 Сицилийские норманны разоряют Дураццо и Фессалонику, второй по величине город Византии, но затем разбиты. Сицилийцы также помогают Исааку Кипрскому отбить византийский поход с целью подчинить остров. 1186 Болгария и Сербия отделяются от Византии. 1187 Саладин наносит поражение войску крестоносных государств при Хаттине; он овладевает Иерусалимом, но терпит неудачу при попытке взять Тир. 1189-1191 Осада и взятие Акры третьим крестовым походом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

В 1159 г., возвращаясь из Сирии в К-поль, М. К. столкнулся с нападением иконийского султана Кылыч-Арслана II, к-рый попытался помешать проходу визант. войска через его владения. После короткой войны были восстановлены мирные отношения, а в 1161 г. Кылыч-Арслан посетил К-поль, провел в гостях у М. К. 80 дней, получил богатейшие дары и признал себя вассалом М. К. в обмен на поддержку Византии в его борьбе против др. сельджукских гос-в в М. Азии ( Cinnam. Hist. P. 190-202, 204-208; Nicet. Chon. Hist. P. 118-120; Mich. Syr. Chron. P. 319; RegImp, N 1444, 1446-1447). В Антиохии роль М. К. становилась тем сильнее, чем более опасным было военно-политическое положение княжества. В нояб. 1160 г. кн. Райнальд был захвачен в плен Нур ад-Дином. Он был освобожден лишь в 1176 г., вероятнее всего, за выкуп, данный М. К., и вскоре посетил К-поль ( Magdalino. 1993. P. 97). На Рождество 1161 г. М. К. женился на кнж. Марии Антиохийской; новым правителем княжества стал ее брат Боэмунд III, уже сильно зависевший от М. К. В авг. 1164 г. крестоносцы потерпели очередное поражение в битве при Хариме и в плен попали Боэмунд III, кн. Раймунд Триполийский и визант. дука Киликии Константин Коломан. Боэмунд был освобожден летом 1165 г. Возможно, М. К. выкупил знатных пленников, использовав средства из визант. казны. Сразу после освобождения Боэмунд приехал в К-поль, где встретился с М. К., и вернулся в Антиохию в сопровождении православного патриарха Афанасия I ( Wilhelmi Tyrensis. Chronicon. 1986. P. 878; Mich. Syr. Chron. P. 326). Между 1175 и 1178 гг., после смерти своей 1-й жены, Боэмунд женился на племяннице М. К. Феодоре ( Wilhelmi Tyrensis. Chronicon. 1986. P. 1012). Во 2-й пол. 60-х гг. XII в. сложился союз Византии и Иерусалимского королевства. В 1167 г. иерусалимский кор. Альмарик (Амори) женился на племяннице М. К. Марии и также признал себя вассалом Византии ( Cinnam. Hist. P. 237-238; Wilhelmi Tyrensis. Chronicon. 1986. P. 913; RegImp, N 1477). Результатом союза был вскоре организованный совместный удар по мусульм.

http://pravenc.ru/text/МАНУИЛ I ...

1159 Алексей Петрович Сухов (1839–1876) – беллетрист, карикатурист, издатель юмористического журнала «Будильника» (с 1872 г.). 1160 В 1871–1873 гг. Самарскую губернию постигли катастрофические неурожаи, вызвавшие сильнейший голод. Особенно критическими оказались засуха и неурожай 1873 г., усугубившиеся нераспорядительностью властей. См.: Леонов М. М. Русское консервативное общество и голод 1873 г. в Самарской губернии//Самарский земский сборник. Самара, 1996. Вып. 3. С. 132–136. В газете Гилярова сочувственно было прокомментировано опубликованное в «Московских ведомостях» известное письмо Л. Н. Толстого (от 28.VII.1873 г.) «о бедственном положении крестьян Самарской губернии, вызванном неурожаем и близком к голоду» и отклики газет на него ( . По очередным вопросам//СИ. 1873. 25 авг. 233. С. 2). См. также: Там же. 27 авг. 235. С. 2; 29 авг. 237. С. 2). Важна также одна из передовых статей, которую Гиляров начал словами: «Голодающие самарцы – вопрос не одного сострадания, а предмет для размышления: каким образом это возможно? Всякий согласится, что голод в Архангельской губернии не представляет ничего удивительного; но чтоб житница России и пол-Европы дошла до таких бедствий…» ( < Гиляров-Платонов Н. П. > . Москва, 23 сентября//Там же. 24 сент. 263. С. 2). 1161 Пастух отрицает, упоминая о пред Г -Пл послать ее корр в Слав земли. П сове Г -Пл порвать с Ск всяк отнош , ибо замечал в ней по отношению к нему что-то недоброе. – Ск тронулась: она много пила вина и все время истерич смеялась. 1163 Василий Иванович Трескин (ок. 1844––1883) – выпускник Московской практической академии, политэконом и публицист; сотрудничал в журнале «Развлечение» и газете «Русский»; с конца 1869 г. до начала 1882 г. составлял для «Современных известий» отдел «Внутренние известия», а с 1870 г. вел там новаторский для русской периодики того времени отдел под рубрикой «Отзывы печати» и, кроме того, опубликовал ряд фельетонов. Скончался от «острой болезни мозга» (см. некролог, составленный Гиляровым: Москва, 9 марта//СИ. 10 марта. 67. С. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

6 сент(ября) я приехала в Москву и остановилась у своей портнихи Корсовой; она рассказала мне, что виделась с Г(иляровым)-Пл(атоновым) и он просил ее, как мою давнишнюю знакомую, уговорить меня, чтобы я взяла от него денег и уехала бы из Москвы. Я написала ему сухую записку, в ответ на которую получила от Г(илярова)-Пл(атонова) письмо XV, где он говорит мне, что «принял меры и приготовился ко всему»; последние слова подчеркнуты им самим. В этот же день я получила от Г(илярова)-Пл(атонова) записку XVI, в которой он перечисляет уплоченные им за это лето 1877 г. мои долги; перечисляет и всё, что давал мне еще в 1876 г., когда я не получала жалованья, а также упоминает про самовар, про корову и пр. и приходит к заключению, что не остается мне должным по залогу для него моей дачи. Далее предлагает мне проехаться с пользою для «Сов(ременных) изв(естий)», проветриться и снова начать полезную жизнь, а в заключение пишет, что придумал отличное место для моей поездки, только бы я не упорствовала. Это место, как оказалось на другой день за завтраком, был Симбирск, куда он посылал меня, чтобы достать ему денег. Предложение это сделал мне Г(иляров)-Пл(атонов) в присутствии Н. И. Пастухова, которого я позвала, т(ак) к(ак) жутко чувствовала себя, оставаясь с Г(иляровым)-Пл(атоновым) вдвоем. Когда Г(иляров)-Пл(атонов) говорил о том, что у него все нет денег, Пастухов посмотрел на него и сказал: «В этой же комнате я завтракал с покойным Суховым». И я и Г(иляров)-Пл(атонов) поняли намек Пастухова, т(ак) к(ак) Сухов был редактор «Будильника» 1159 и пострадал за растрату денег, жертвованных в пользу голодавших самарцев. 1160 Затем Г(иляров)-Пл(атонов) заговорил о том, что скоро умрет; а Пастухов опять намекнул словами: «И. С. Аксаков напишет о вас статью». Потом Паст(ухов) обратился ко мне со словами: «Как Н(икита) П(етрович) тревожится, что вы расстроились… головой». Я ответила ему, что голова у меня, напротив, свежа, т(ак) к(ак) я отдохнула. Я заметила из этого, что Г(иляров)-Пл(атонов) выставляет меня помешавшеюся умом. Когда Паст(ухов) вышел, я сказала Г(илярову)-Пл(атонову), что поеду в Симбирск 1161 только тогда, когда он скажет Ив(ану) Фед(оровичу) Экземплярскому, чтобы он протянул мне обе руки, т(ак) к(ак) мне передала моя воспитанница, будто Эк(земплярский) сказал, что не протянет мне руки. При Пастухове я только упомянула, что соглашусь на поездку в Симбирск только с одним небольшим нравственным условием; самого условия Паст(ухов) не слыхал; мне это неловко было при нем сказать. После завтрака или на другой день я получила от Г(илярова)-Пл(атонова) записку, в кот(орой) он пишет: «И эта женщина еще в претензии, почему я не остановил тех, кто рассказывал о потаенной высылке денег». Сначала я совсем не поняла смысл этих слов, а потом догадалась, что ему пришла в голову мысль, будто была какая-то тайная высылка, вероятно, жертвованных денег. Поэтому в заявлении своем прокурору я просила допросить: кто, что, сколько денег, когда и по какому адресу высылал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

После ничем не отмеченного царствования, продолжавшегося 6 лет, его сменил на престоле в 1161 году до н.э. пятый Рамсес, вероятно, его сын. Разработка синайских копей прекратилась, и последнее имя фараона, найденное там, есть имя Рамсеса IV. Слабые Рамессиды быстро следовали один за другим; спустя несколько лет престолом овладела боковая линия той же фамилии в лице узурпатора, вероятно, внука Рамсеса III, воцарившегося под именем Рамсеса VI после того, как ему удалось свергнуть сына Рамсеса V. Вскоре промелькнули седьмой и восьмой Рамсесы. Все они высекли себе гробницы в Долине Царей, но нам неизвестно ничего об их деяниях. Изредка мрак рассеивается, и мы видим великое государство клонящимся к гибели. Однако при Рамсесе VI гробница Пенно, одного из египетских резидентов в Ибриме, в Нубии, сохранила для нас на своих стенах картину мирного управления, процветавшего там под эгидой египетских чиновников, заменивших местного вождя, правившего в конце XVIII династии. Мы находим, что семейство и родственники Пенно занимают важные должности в той же области; ясно, что египетские фамилии переселялись в Нубию и египтизировали её сильнее, чем когда-либо раньше. Сам Пенно был достаточно состоятелен, чтобы воздвигнуть статую Рамсеса VI в храме в Дерре, построенном Рамсесом II, и обеспечить его доходами с шести земельных участков, за что фараон наградил его двумя серебряными сосудами – отличие, которое благодарный Пенно не преминул запечатлеть на стенах своей гробницы. Со времени смерти Рамсеса III до первых лет царствования Рамсеса IX прошло всего около 25 или 30 лет, и тот же самый верховный жрец в Эль-Кабе, который присутствовал на юбилее Рамсеса III, всё ещё занимал свою должность и при Рамсесе IX; а верховный жрец Амона в Фивах при Рамсесе IX, Аменхотеп, был сыном верховного жреца Рамсеснахта, занимавшего туже должность при Рамсесе III и IV. Должность верховного жреца Амона, которая, по меньшей мере, один раз перешла от отца к сыну в эпоху XIX династии, стала, таким образом, вполне наследственной, и в то время, когда она перешла из рук Рамсеснахта к его сыну Аменхотепу в силу незыблемо утвердившегося принципа теократической преемственности власти, шесть слабых Рамессидов сменили друг друга, причём их могущество и престиж всё убывали, ибо каждый из них боролся за кратковременное обладание шатким престолом.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Костяком Духовных школ является профессура. В Ленинграде на 1 июня 51 года было: 4 профессора (Парийский, Успенский 1160 , Осипов, Купрессов). 8 доцентов (Углянский 1161 , Зеленецкий 1162 , Миролюбов 1163 , Макаровский, Русаков 1164 , Козлов 1165 , Сергеенко 1166 , Сборовский 1167 ). 6 преподавателей (Федоров, Вознесенский 1168 , Чуб, Шишкин 1169 , Нелидова, Бояновская. 1170 Они не только преподают – они создают новые учебники, широко распространяющиеся через Заочный Сектор, где их переписывают, перепечатывают, копируют служители. Они пишут статьи в «ЖМП». Они участвуют в церковно-общественной жизни (Парийский, Макаровский, Шишкин). Помогают в международных сношениях церкви (Сергеенко, Парийский, Шишкин, Баяновская). Дают консультации Патриархии (ряд профессоров). Они имеют большое пропагандное значение, т.к. через библиотеки и в порядке научных работ связываются с работниками Академии Наук, Госуниверситетом, Публичной библиотекой, Консерваторией и т.п. Они имеют влияние и на интеллигенцию, которая любит диспуты на защите диссертаций, непрочь посетить Академический храм и т.п. Среди профессуры есть лица архиреакционных взглядов (Ректор еп. Симеон, Парийский, Углянский, Макаровский, Миролюбов), есть мечтающие о примирении коммунизма и религии (Сергеенко), есть лица, приемлющие современность, но сочетающие с ней наивную веру (Сборовский, Шишкин, Успенский). Самое существование среди церковников ученых сил, является для верующих, особенно интеллигенции, могучим подкреплением. Этим сознанием они бронируются против квалификации религии, как мракобесия и состояния несознательности. Эти же чувства питает и бытие при Академии огромной (более 100.000 томов) библиотеки с большим (совсем ненужным при малом круге обслуживаемых библиотекой лиц) персоналом. Этому же служит внешняя помпезность здания Академии и Семинарии. В сознании значения здесь показного момента, в разрез со всеми призывами к режиму экономии, на это дело тратятся все новые суммы, щедро выделяемые Митр. Григорием из перенапряженных средств и возможностей митрополии. Особую ставку на помпезность делают такие фанатики церкви, как инспектор Л.Н. Парийский и эконом А.П. Прилежаев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010