Всех листов 285. Два последние обтрепались и потому обклеены крутом бумагой другого сорта и худшего достоинства, а несколько листов подклеены по краям. При всем этом описываемый манускрипт очень хорошо сохранился и заключен в приличный кожаный переплет персидского типа. По-видимому, искусный и усердный «мирза, не закончил, или – лучше сказать – не отделал своей изящной, продолжительной и кропотливой работы. Отделанными вполне оказываются только первые две страницы, на которых, по установившемуся обычаю, пишутся и печатаются первая сура и первые три – четыре стиха второй суры. Как видно на прилагаемом рисунке, довольно большая страница сплошь заполнена узорным рисунком золотом, красной, синей, белой и голубой красками. Арабский текст написан китайскою тушью, а персидский подстрочный перевод – красными чернилами. Весь дальнейший текст написан одинаковым почерком. Стихи отделены золочеными звездочками, а начало – сур особыми заставками, шириною в полвершка. Заглавия писаны красными чернилами по золотому фону, а оба конца заставки раскрашены узором разноцветных красок. На полях, в особых узорных виньетках, отмечены «джузы», половины «джуз» и «сяджды». Странно, однако, что половина текста Корана (гл. 18. ст. 18) не отмечена в этом списке. Равно нет других отметок на полях. какие встречаются в описанных списках и печатных экземплярах. Названия глав и нумерация отдельных страниц в списке также не обозначены. В конце текста Корана благочестивый писец не написал молитвы, читаемой по прочтении свят. книги, не сообщил, по чьему распоряжению или просьбе он трудился над столь кропотливой работой, не написал своего имени и места выполнения работы. Год окончания письма (1161==1748) скромно обозначен мелкими цифрами над последним словом его молитвенного обращения к Богу и пророку 151 . Настоящий владелец этого чудного экземпляра – Ходжентский антикчи Мирза-Ходжа Сабир-Ходжаев говорил мне, что купил этот Коран в Коканде, после смерти какого-то шейха. Вероятно, этот экземпляр принадлежал какому-нибудь влиятельному лицу в Персии, а оттуда попал в пределы бывшего Кокандского Ханства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

1157 Αλεφιδης Μ. Νεωτερικ Ελληνικ Λαογραφα. Σεναγωγ Μελετν. Αθνα, 1978; Μερακλς M. Ελληνικ Λαογραφα. Αθνα, 2004; Власий, монах. Сияние святости, или Рассказы и изречения святогорских старцев, а также множество сведений об истории и обычаях Святой Горы. Ларнака, 1997 – М., 1999; и др. Богатейшая устная традиция связана, например, с именем Космы Этолийского . Он был проповедником, имевшим возможность вступить в непосредственный контакт с аудиторией, поэтому с ним связано множество преданий и легенд. Подобные источники отражают, прежде всего, его влияние на народные массы. Рассказы о просветительской деятельности Космы, его чудесах и пророчествах передавались из поколения в поколение. Многие из этих преданий еще не зафиксированы, не систематизированы и не введены в научный оборот, поскольку для того, чтобы записать все легенды, народные традиции и свидетельства о его деятельности, требуются консолидированные усилия многих историков и фольклористов. До сих пор в Греции есть этнографы, в область научных интересов которых входит поиск и публикация устных источников, связанных с именем Космы. 1159 См.: Portelli A. The order has been carried out: history, memory and meaning of a Nazi massacre in Rome. London, 2004; idem. The battle of Valle Giulia: oral history and the art of dialogue. Univ. of Wisconsin press, 1997; Stille A. Prospecting for truth amid the distortions of oral history/The New York Times (http://artford–hwp.com/archives/10/063/html; 10.03.2002). 1160 См. также: Clark A. Diaries. London, 1993; Crane S.A. Writing the individual back into collective memory/The American Historical Review. 1997. Vol. 102. 5; Halbwachs M. On collective memory/Ed. L.A. Coser. Chicago, 1992; Hutton PH. Recent scholarship on history and memory/The History Teacher. 2000. Vol. 33. 4. 1161 Экуменизм (от греч. οκουμνη – обитаемый мир) – либеральное религиозно–философское течение, имеющее целью всехристианское единство в рамках одной Церкви через установление лучшего взаимопонимания и сотрудничества христианских конфессий. Причинами формирования религиозной философии и богословия экуменизма в н. 20 в. стали задачи усиления влияния христианства и сопротивления секуляризации, а также выработки общехристианской социальной программы, пригодной для верующих, живущих в странах с различными социальными системами. Один из основных пунктов теологии экуменизма – упразднение межконфессиональных различий путем достижения догматического компромисса и выработки некоего общего для всех конфессий христианского учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Столица Беларуси готовится принять «Беларусь православную» Минск, 16 сентября 2004 г. Воссозданный в 1997 году воздвизальный крест преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. С 18 по 26 сентября 2004 года в Минске пройдет значимое общественно-культурное событие – новый масштабный выставочный проект «Беларусь Православная», сообщает православное общество (братство) " Радонеж " . Выставка продолжает традицию православных выставок и проходит по благословению Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета, который возглавил оргкомитет выставки, и при поддержке Белорусского Экзархата. Основная идея выставки – продемонстрировать национальные духовные и православные традиции Белорусской Православной Церкви, а также зарубежных епархий. Главным духовным событием выставки станет представление Великой белорусской святыни – креста преподобной Евфросинии Полоцкой, воссозданного в 1997 году по образу воздвизального креста преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, который был изготовлен по ее благословению в 1161 году мастером Лазарем Богшей — для молитвенного поклонения тысячам верующих. Святыня будет возложена для поклонения всем верующим на первом этаже выставочного павильона с 19 по 21 сентября круглосуточно. На экспозиции выставки традиционно будут представлены предметы церковного обихода, иконы, колокола, православная литература, а также аудио- и видеоматериалы, церковные ткани и шитье, ювелирные и декоративно-прикладные изделия, предметы быта, столярные изделия и многое другое. Одним из интересных направлений станет раздел «Трапеза». Сестры монастырей и приходов, предложат посетителям выставки выпечку, кагоры, настойки, грибы, ягоды, соления, сухофрукты, поделятся рецептами постной и праздничной кухни. Впервые в рамках выставки пройдет «Медовый кирмаш». Мед издревле высоко ценился людьми за его целебные и кулинарные качества. Мед занимает особое место в православной кухне, а пчеловодство остается одним из популярных видов деятельности монастырей. На экспозиции посетители смогут приобрести освященный монастырский мед, различные сорта меда, лечебные сборы, лекарственные травы и мази.

http://pravoslavie.ru/11096.html

35:26 Букв.: в который он убежал. 1159 36:4 И ли: год, в который трубят в бараний рог (евр. йовель). 1160 36:11 Букв.: сыновей своих дядей. 1161 1:5 Букв.: изъяснять эту Тору. Из сказанного выше в книгах Исход, Левит и Числа следует, что, освободив из египетского рабства Свой избранный народ, Бог дал ему свод законов, который регламентировал всю жизнь израильтян. Они называли этот кодекс Тора. Спектр значения этого слова чрезвычайно широк: от любого «повеления Божьего» и Его наставления или указания до детально разработанного свода законов, данного Богом Израилю через Моисея. В большинстве случаев это понятие переводится как «Закон» или «закон Моисеев». 1162 а 1:7 Или: в Шефелу. 1163 б 1:7 Или: на юг. 1164 1:8 Букв.: Господь. 1165 1:15 Евр. шотери м – лица, ответственные за отправление правосудия и поддержание общественного порядка, приставники. 1166 1:17 Букв.: малого и большого. 1167 1:22 П оказательно, что, обращаясь к новому поколению, родившемуся и выросшему после описанных событий, Моисей делает их как бы участниками случившегося, что могло быть знаком единения каждого поколения людей с их предшественниками и призывом принимать во внимание уроки истории. 1168 1:34 И ли.: слова. 1169 1:36 Букв.: Господу. 1170 1:45 Букв.: не приблизил к вам Свое ухо. 1171 2:1 И ли: обходить стороной. 1172 а 2:7 Букв.: ибо Я…; то же и ниже в этом стихе. 1173 б 2:7 Букв.: знал. 1174 а 2:8 Или: дорогой пустынной. 1175 б 2:8 Элат – город в устье залива Акаба (или Эйлатского залива) Красного моря. Эцйон–Гавер – город недалеко от Элата. 1176 2:9 Ар – столица Моава, здесь этот город отождествлен со всей страной моавитян. 1177 2:11 Рефаимы  – древние обитатели Палестины, именуемые великанами; их отождествляли с потомками Анака. 1178 2:18 Друг. возм. пер.: то есть Ара; см. примеч. к 2:9. 1179 2:23 Наиболее вероятно, что это остров Крит в Эгейском море. LXX, однако, переводит Кафтор как Каппадокия – регион в Малой Азии. 1180 2:26 Точное местоположение неизвестно. Согласно Ис Нав 13:18, 21:37 и 1 Пар 6:64, она находилась на территории колена Рувима. 1181

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

1160 Чтобы брак, несостоятельный по изъяну формы, стал действительным, необходимо, чтобы он был заключён заново по канонической форме, причём остаются в силе предписания кан.1127, § 2. Art. 2. De sanatione in radice Разд. 2. Об исцелении в корне 1161 § 1. Исцеление в корне несостоятельного брака – это его конвалидация без возобновления согласия, разрешённая компетентной властью, приносящая с собою диспенсацию от препятствия, если таковое существовало, и от канонической формы, если она не была соблюдена, а также обратное действие последствий брака, имеющих отношение к каноническому праву. § 2. Конвалидация наступает с момента оказания милости; при этом подразумевается, что обратное действие распространяется вплоть до момента бракосочетания, если только не будет особо оговорено иное. § 3. Исцеление в корне не должно разрешаться, если не будет уверенности в том, что стороны желают продолжить супружескую жизнь. 1162 § 1. Если согласия нет с одной или с обеих сторон, то брак не может подвергнуться исцелению в корне, независимо от того, отсутствовало согласие изначально или от него, сначала изъявленного, впоследствии отказались. § 2. Если же согласие изначально отсутствовало, а впоследствии было дано, то исцеление может быть разрешено с момента предоставления согласия. 1163 § 1. Брак, несостоятельный по наличию препятствия или по дефекту требуемой законом формы, может быть исцелён, если согласие обеих сторон будет сохранено. § 2. Брак, несостоятельный по наличию препятствия естественного или позитивного божественного права, может быть исцелён только после того, как это препятствие исчезло. 1164 Исцеление может быть законным образом дано даже в том случае, если об этом не знают либо одна, либо обе стороны; однако разрешать его следует только при наличии веской причины. 1165 § 1. Исцеление в корне может быть разрешено Апостольским Престолом. § 2. В отдельных случаях разрешение на исцеление может быть дано диоцезальным Епископом, даже когда множество причин несостоятельности сходятся в одном и том же браке, если при этом будут исполнены условия исцеления смешанного брака, о которых в кан. 1125; однако он не может дать разрешения на это исцеление, если наличествует препятствие, право на диспенсацию от которого сохраняется за Апостольским Престолом согласно кан. 1078, § 2, или же речь идёт об относящемся к естественному или позитивному божественному праву препятствии, которое уже исчезло.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

«Надо бережно откладывать священные изображения и оберегать их от попрания», – советует архиепископ Никон Вологодский. Следуя этому совету, благочестивые верующие вырезают из журнала или газеты священные изображения, чтобы они не были поруганы, а тем более не попали бы в уборную. 1159. Можно ли освящать компьютер, телевизор, радиоприемник и подобные вещи? Не сама вещь является грехом, а как и с какою целью она употребляется: с доброю ли или худою. Можно компьютер использовать для игры и можно печатать Божественные книги. Так и магнитофон: можно записать пляски, скачки и греховные песни, а можно молитвы и духовные песнопения и Божественные наставления. Фотоаппарат можно использовать для разных мирских удовольствий и отвлекать в храме верующих, рассеивая их молитву, а можно с его помощью делать иконы и назидательные наставления. Итак, отсюда понятно, что если данная вещь используется не греховно, ее можно освящать, а если греховно, то не надо. 1161. Можно ли после ночного осквернения (во сне) ходить с утра в храм, прикладываться к иконам, принимать святую воду, просфоры? Надобно вычитать молитвы от осквернения, а иначе грешно ходить в храм, прикладываться к иконам, принимать крещенскую воду и просфору. Приступая же к Святым Тайнам покаяться в этом духовнику на исповеди. Здесь различают: от чего произошло осквернение? По твоей ли вине (объелся, долго спал и на мягком, в тепле, осуждал кого и т. п.) или по вине диавола, который навел на тебя сон, чтобы не допустить тебя к причащению или вообще осквернить. Вообще же это дело духовника, как лучше поступить с осквернившимся. 1162. Надо ли одеваться, когда идешь в храм, в лучшую одежду или ходить неряшливо одетым? Из жизни подвижников мы узнаем, что они одевали приличную, но не роскошную одежду при посещениях храма. 1163. Надо ли брать благословение у всех священников подряд или достаточно взять у одного? Смотря по обстоятельствам, как это лучше сделать. 1164. Говорят, что нельзя передавать свечи левой рукой или стучать свечкой по плечу впереди стоящего?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

1159 Довольно трудно понять, что хочет сказать своим замечанием Н. J. Holtzmann (Neutestamentl. Theologie II, S. 84), будто «по воззрению Павла Адам так же создан по образу предсуществующего библейского человека, как в Палестинской теологии – по образу Ангелов»: видно только бесплодное усердие per fas et nefas выяснить апостольское благовестие естественно-генетическим путем. 1160 F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 202–205. 206–207. 150=Jüdische Theologie, S. 209–212. 213–214. 155. 1161 F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 214=Jüdische Theologie. S. 222; cp. F. Nork, Rabbinische Quellen und Parallelen zu neutestamentl. Schriftstellen, S. 264. 1162 Cp. C. Siegfried, Philo von Alexandrien als Ausleger des Alten Testaments, S. 284. «Что касается данного здесь сопоставления иудейских понятий с νϑρωπος ορνιος и νϑρωπος γηινς Филона, то нужно заметить, что соответствующее место из Berechith rabba, par. к Быт. 2:7 . J. Levy комментирует (Neuhebräisches und Chaldäisches Wörterbuch II. Lpzg 1879, S. 258b) так: «два творения означают творение земного (тел) и небесного (душ)»; в переводе Dr. Aug. Wünsche (Bibliotheca Rabbinica. Eine Sammlung alter Midraschim zum ersten Male übertragen. Zweite Lieferung: Der Midrasch Bereschit Rabba. Lpzg. 1880. S. 63) оно излагается в такой форме: «weil der Mensch eine Bildung von den Unteren (Irdischen) und eine von den Oberen (Himmlischen) war». 1164 Встречается лишь упоминание об Адаме – Давиде высшем и низшем, но в каком смысле, – видно из различения superior Deus primus и inferior Deus postremus: см. Chr. Schoettgenii Horae hebraicae et talmudicae I, Dresdae et Lipsiae 1733, p. 672–673. 1165 В Sanhedrin 22 (y J. Hamburger, Real-Encyclopädie I, S. 1006) даже прямо говорится: «создан только один человек, а не два ». 1170 XLVIII 2–3. 6–7 y o. А. В. Смирнова, стрн. 338–339=A. Dillmann, S. 24; R. H. Charles, p. 134–135. 1172 LXIX, 29 у о А. В. Смирнова, стрн. 379 («сын мужа»)=A. Dillmann, S. 40 («der Son des Mannes»); R. H. Charles, p. 182 («the Son of Man»).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Недолго, однако, сидел Константин на своей кафедре. Призвавший его Юрий Долгорукий умер в 1157г. (15 Мая) 612 , т. е. на другой год после его прибытия, и престолом великокняжеским овладели сыновья покойного Изяслава с тем, чтобы передать его дяде своему Ростиславу Мстиславичу Смоленскому. При первом вступлении в Киев Изяславичей (весной 1158 года) Константин, виновный пред ними в проклятии их отца, должен был спасаться бегством 613 . Изяславичи хотели возвратить на кафедру поставленного их отцом Климента. Но его решительно не хотел Ростислав, считавший незаконным его поставление. И когда племянники послали звать его в Киев, то он, прежде всего, поспешил заявить им это нехотение своё иметь Климента митрополитом: «се вы являю, – сказал он им через своего посла, – не хочу Клима у митропольи видети, зане не взял благословения от святые Софии и от патриарха» 614 . Так как сыновья Изяслава ни под каким видом не хотели Константина, потому что он проклинал их отца, то между дядей и племянниками вышло упорное прение, которое, наконец, уладили тем, чтобы не брать ни Климента, ни Константина, а просить нового митрополита из Греции. Этот новый митрополит, по имени Феодор, прибывший в 1161 году, жил весьма недолго, и умер в 1162 или 1163 году (см. выше, в каталоге митрополитов). Между тем в это время Климент успел каким-то образом войти в расположение Ростислава (вероятно, при содействии племянников последнего, помянутых Изяславичей), и когда Феодор умер, то он отправил посольство в Константинополь с просьбой, чтобы там признали Климента законным митрополитом. Но его посол встретился на дороге и воротился назад с новым митрополитом, который уже шёл из Греции, т. е. патриарх, по всей вероятности, узнав о перемене мыслей Ростислава, возможно, поспешил поставлением и отправлением митрополита, чтобы не дать занять престола Клименту, которого он, разумеется, не хотел. Зная о перемене мыслей Ростислава и ожидая его сопротивления принять нового митрополита, из Константинополя отправили с этим последним нарочного императорского посла и богатые дары.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Во время визита в Париж в 1147 г. папы Римского Евгения III (1145-1153) П. Л. дал устный ответ на адресованный ему вопрос папы о том, как правильно понимать и применять евангельское указание об обличении согрешившего брата (см.: Мф 18. 15-17) в случаях, когда против клириков высказываются обвинения в тайных или явных грехах (см.: Brady. 1971. P. Вероятно, П. Л. принимал участие в созванном папой Римским Евгением III в этом же году в Париже совещании, на к-ром обсуждались выдвинутые против Гильберта Порретанского обвинения в проповеди еретических мнений, однако документального подтверждения этого нет. По распоряжению Евгения III вопрос о Гильберте Порретанском был вынесен на обсуждение провинциального Собора, заседания к-рого проходили в Реймсе в 1148 г. П. Л. присутствовал на этом Соборе и вместе с др. учениками и последователями Бернарда Клервоского выступил с публичной критикой некоторых мнений Гильберта (см.: Ibid. P. Отзвуки этой дискуссии обнаруживаются в направленном против учения Гильберта отрывке из соч. «Глосса на Послания апостола Павла», к-рый П. Л. впосл. перенес в текст «Сентенций», однако без упоминания имени Гильберта (см.: Petr. Lomb. Sent. III 5. 1. 3-12; ср.: Doyle. 2016. P. 86-89). В 50-х гг. XII в. П. Л. продолжал преподавать в школе собора Нотр-Дам-де-Пари; в этот период он вел работу над «Сентенциями», используя постепенно складывавшийся текст этого сочинения как основу для лекций по теологии. В 1154 г. П. Л. сопровождал Теобальда, еп. Парижского, в поездке в Рим по церковным делам (подробнее см.: Brady. 1981. P. После кончины еп. Теобальда в янв. 1159 г. члены соборного капитула избрали П. Л. епископом Парижским. Согласно замечанию в одной из средневек. хроник, кандидатуру П. Л. поддержал также входивший в число каноников капитула принц Филипп ( 1161), брат франц. кор. Людовика VII (1137-1180). Исследователи выдвигали различные гипотезы относительно причин нехарактерного для Франции XII в. избрания на наиболее важную кафедру магистра теологии, не имевшего благородного происхождения. Наиболее распространенными являются предположения, что избрание было связано либо с репутацией П. Л. как теолога и преподавателя, либо с желанием короля видеть на епископской кафедре нейтральное лицо, не вовлеченное в раздоры влиятельных семейств Франции (см.: Idem. 1971. P. Doyle. 2016. P. 107-109).

http://pravenc.ru/text/2580406.html

Camelot C. Th., Hellénisme, DS 7,1 (1969) 153–156. Daniélou J., Platonisme et théologie mystique. Essai sur la doctrine spirituelle de saint Grégoire de Nysse, Paris 1954, cc. 61–66, 92–97. Dirking A., Die Bedeutung des Wortes Apathie beim hl. Basilius dem Grossen, in Theologische Quartalschrift 134 (1954) 202–212. Guillaumont А., Вступ. ст. к кн.: Évagre, Traité pratique, SC 170 (1971) 98–112. Konstantinou E.G., Die Tugendlehre Gregors von Nyssa, Würzburg 1966, cc. 138 слл. Labriolle C. de, Apatheia, in Mélanges... A. Ernout, Paris 1940, cc. 215–223. Mozley J. K., The impassibility of God, Cambridge 1926. Pire H. D., Pitié ou insensibilité? Le témoignage de Clément d’Alexandrie, Thuillies 1939. Pire H. D., Sur l’emploi des termes Apatheia et Eleos dans les oeuvres de Clément d’Alexandrie, in Revue des sciences philosophiques et théologiques 27 (1938) 427–431. Pohlenz M., Vom Zorne Gottes. Eine Studie über den Einfluss der griechischen Philosophie auf das alte Christentum, Göttingen 1909. Rüther Th., Die sittliche Forderung der Apatheia in den beiden ersten christlichen Jahrhunderten und bei Klement von Alexandrien, Freiburg im Br. 1949. Špidlik T., Apatheia, DIP 1 (1974) 714–715. Theodorou E., Apatheia, in Threskeutiké каг éthiké enkyklopaideia, vol. II, Афины 1963, 1028. Völker W., Fortschritt und Vollendung bei Philo von Alexandrien, Leipzig 1938, cc. 126–138. Воля Божия Jacquemin E. – Léon-Dufour X., Volonté de Dieu, VTB (1970) 1381–1386. Michel A., Volonté de Dieu, DThC 15,2 (1950) 3309–3374. Wetter F., Wille Gottes, LThK 2 10 (1965) 1161–1163. Послушание Capelle С., Le voeu d’obéissance des origines au Xlle siècle, Paris 1959. Gribomont J., Obéissance et Evangile selon saint Basile le Grand, in VS Suppl. 21 (1952) 192–215. Hausherr I., L’obéissance religieuse, Toulouse 1967. Holstein H., Gouvernement spirituel, DS 6 (1967) 644–669. Lécuyer J., Docilité au Saint-Esprit, DS 3 (1957) 1471–1497. Mouratides К., Монашеское послушание в древней Церкви (на греч. яз.), Афины, 1956.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010