В 1698 году, 6 Февраля, послано было от российских государей, их царских величеств, в монастырь Св. Саввы жалованья соболями на 60 рублей с архидиаконом папы и патриарха Герасима Симеоном, потому что старцы не приезжали. В 1109 (1697) году султан Мустафа II фирманом предоставил монастырю Св. Саввы, здешней греческой церкви 11 , право суда в том случае, когда у какого-либо хозяина из православных мореходной лодки, владеющего имением в Александрии 12 , зайдет тяжба с кем-либо из местных христиан. Если же он не будет доволен судом монастырским, то может подать челобитье в Константинополе помимо местных властей мусульманских 13 . В 1112 (1700) году тот же султан повелел, чтобы поклонники, приходящие в Александрию из Кипра и Фессалии и из других стран, находились под ведомом местного монастыря и не были бы беспокоимы турками. В 1730 году фиваидский митрополит Арсений изготовил антиминс за свой счет для церкви монастырской. В 1161 (1748) году турецкое правительство при султане Махмуде I 14 , по ходатайству александрийского патриарха Матфея, постановил не брать с клира ни подушных податей, ни таможенных пошлин. В 1768 году написана или обновлена была в обители икона Св. евангелиста Луки при игумене Филофее. В 1188 (1774) году султан Абд-эль-Хамид пожаловал александрийскому патриарху Герасиму фирман на право обозревать все церкви, подведомые духовной власти его, в Рахити (Розетте), Дамиатте и Александрии. В монастыре находятся два списка этого фирмана 15 . В 1194 (1780) году при Абдул-Хамиде 16 местная власть дозволила Саввинскому монастырю починить некоторые келии. Тогда же решено было повесить всех христиан; но этот монастырь выкупил их жизнь за 700 пиастров. Виновником сей беды был некто Захария Критянин, сын хаджи Петра 17 . В 1787 году александрийский патриарх Герасим изготовил за свой счет образа евангелиста Марка и Иоанна Богослова в виде складной книги для целования их при входе в церковь . Эти образа написаны довольно хорошо Иоанном Критянином. В 1790 году составлена была опись всего монастырского имущества. Тогда в обители находились 39 фунтов серебра и в числе книг церковных – древняя рукопись Ветхого и Нового Завета на пергамине. Я не видел ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

70 Данный текст под именем преп. Нила Синайского содержится во фрагменте из Парижского кодекса 1188 † 1066. 71 Здесь — прибылью. 72 В синодальном тексте: Ахан . 73 В синодальном тексте: прекрасную одежду . 74 В церковнославянском тексте: сосуд злат . 75 Об этом ср.: «Ко всем же сим добродетелям прилипает тщеславие, как некий общий коллурий или, вернее сказать, отрава» ( Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 26, 58). 76 Молчание уст не есть еще безмолвие души и ума, как особое духовное состояние, к которому стремятся подвижникиисихасты. 77 Ср.: «…тщеславлюсь, когда пощусь; но, когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды, но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх» ( Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 22, 5). 78 Ср.: Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 22, 8. 79 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 15—16//PG. T. 79. Col. 1160—1161. 80 Древняя римская традиция триумфального шествия предполагала ведение пленников вслед за победителями для лицезрения граждан. 81 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 18//PG. T. 79. Col. 1164. 82 Страсть гордости (как, впрочем, и всякая другая порочная страсть) не прирождена человеческому естеству, но является противоестественной. 83 В синодальном переводе и в тексте 70-ти: смирю. 84 Ср.: «Послушайте меня, послушайте, злые судии чужих деяний: если истинно то, как в самом деле истинно, что каким судом судите, таким будете судимы (Мф. 7:2), то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами, и иначе не бывает» ( Преп. Иоанн Лествичник. Райская лествица. 10, 9). 85 Дословно: «воззрят на Бога». 86 Ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Райская лествица. 10, 9. 87 То есть имеется в виду, что в ответ на порицание он не будет роптать на порицающего и на Самого Бога, допустившего такое порицание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Выдающийся советский ученый, филолог-скандинавист, М. И. Стеблин-Каменский, дает такую современную оценку скальдических стихов как исторического источника: «Исследования историков полностью подтвердили оценку скальдических хвалебных песней как наиболее надежного источника, и даже делались попытки написать древнейшую историю Норвегии, основываясь исключительно на скальдических стихах. Дело в том, что стихи скальдов, крайне своеобразные по форме, не менее своеобразны по отношению в них формы к содержанию: они были всегда продуктом осознанного творчества, но это было творчество, направленное только на форму, а не на содержание, вследствие чего вымысел и был в них невозможен» . Церковные жизнеописания.  Прежде всего, здесь речь идет о Passio et miracula beati Olavi , «Страдание и чудеса святого Олава». Это сказание было написано на латинском языке, по всей видимости,  около 1180 года норвежским архиепископом Эйстэйном Эрлендссоном (Øystein Erlendsson, 1161-1188). Оно является одним из наиболее древних документов. Л. Лангслет характеризует Passio как жизнеописание, в котором «пространно говорится об идеале святости… но очень немного о характере и жизни исторического Олава» . Существуют две версии этого сказания, схожие между собой, ранняя и поздняя. Ранняя редакция является одновременно и более краткой. Более краткая версия была широко распространена и легла в основу скандинавских требников (бревиариев). Саги и хроники. К этой категории относится большинство сохранившихся источников. Упомянем основные из них. Прежде всего, это исландские саги о святом Олаве : Две короткие первоначальные саги, которые содержали повествования о святом конунге, не дошли до нас, но считается, что именно они послужили источником для авторов более поздних саг. Авторы этих саг Сэмунд Сигфуссон (1056-1133) и Ари Торгильссон (1068-1148). Автор Древнейшей Саги об Олаве Святом ( Den eldste saga ) , написанной, вероятно, в конце XII века, неизвестен. Сохранилось только шесть-семь фрагментов этого произведения.

http://bogoslov.ru/article/1237046

Самая ранняя редакция «Страстей и чудес блаженного Олава» («Passio et Miracula Beati Olavi»), скорее всего, включала в себя краткую редакцию жития и краткую редакцию (состоящую из десяти «базовых») чудес. Число чудес постепенно увеличивалось, и, примерно, к 1180 г. Эйстейн Эрлендссон (нидаросский архиепископ в 1161–1188 гг.) довел их число до сорока десяти. В настоящее время известно девять рукописей, включающих в себя житие и собрание чудес св. Олава, причем, каждая рукопись уникальна по составу. И житие, и собрание чудес известны как в краткой, так и в пространной редакциях. Чудеса Олава, общие для краткой (ранней) и пространной (поздней, включающей примерно на тридцать чудес больше) редакций, совпадают также с чудесами в «Древненорвежской книге проповедей» (здесь отразилась краткая редакция собрания чудес) и в «Легендарной саге об Олаве Святом». Среди них – два «русских» чуда (см.: и Интересующие нас фрагменты в обеих редакциях жития практически совпадают. Речь в них идет о бегстве Олава Харальдссона на Русь (IV.3.1) и о том, как его принял Ярослав Мудрый Чудеса Олава, во избежание повторов, приводятся в разделе Издание: Passio et Miracula Beati Olaui/Edited from a twelfth-century manuscript in the library of Corpus Christi College, Oxford. With an introduction and notes by F. Metkalfe. Oxford, 1881. Литература: Ellehøj 1965; Holtsmark 1937. S. 121–133; Simek, Hermann Pálsson 1987. S. 1; Джаксон 1994в. С. 126; Phelpstead 2001; Mortensen 2006. IV.3.1 [Олав был прекрасным правителем и христианином, но ему часто приходилось претерпевать зло.] Будучи не в состоянии противостоять множеству [врагов], он ушел в Русцию, считая разумным уступить на время, пока Господь не соблаговолит назначить подходящий срок для исполнения его воли и цели 227 . (Перевод А. В. Подосинова по Passio. 71) И вот, достославнейший мученик Христа прибыл в Русцию и был со славой принят Ярцеллавом, великим королем этой страны, и жил там в большом почете так долго, сколько сам пожелал. Пробыв там немалое время, он оставил [местным] жителям образец достойной жизни и замечательный памятник своей набожности, милости, добродетели и терпения. Наконец, его, опаленного огнем преследований и изгнания, [провидение] сочло подходящим для свершения гораздо больших подвигов, и, вдохновляемый божественным внушением, он двинулся через земли Свеции в собственные [пределы] 228 . (Перевод А. В. Подосинова по Passio. 71–72) IV.4. «Древненорвежская книга проповедей» «Древненорвежская книга проповедей» – древнейшая, из сохранившихся книг на норвежском языке. Рукопись была создана ок. 1200 г. в Бергене, но некоторые проповеди существовали в записи уже к 1150 г. Книга включает в себя, собственно, проповеди, т. е. толкования Евангелий, а также полный перевод «De virtutibus et vitiis» Алкуина (VIII в.), и ряд других сочинений. Здесь также содержатся пространная версия жития и краткая редакция собрания чудес св. Олава (cp. IV.3).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Перевод Г. В. Глазыриной по IF. I. 15) IX.2. Судебник «Серый гусь» «Серый гусь» («Grágás») – сборник законов, которые начали действовать в Исландии еще в 920-х гт. В «Книге об исландцах» Ари Мудрый рассказывает о том, что норвежец Ульвльот привез из Норвегии законы, которые были адаптированы к особенностям страны, где, в отличие от Норвегии, не было королевской власти, а все вопросы решались общественным собранием. Решение об осуществлении первой записи «Серого гуся» было принято на альтинге в 1117 г., однако, в полной мере, очевидно, эта задача не была выполнена до того времени. Известно, что попытка записи была предпринята позже, по инициативе архиепископа Нидароса Адальберта (1161–1188), который заказал для себя рукопись законов этого памятника (Sandvik, Jn Vidar Sigurðsson 2005. P. 234) (текст до нас не дошел). Полный текст судебника «Серый гусь», нормы которого действовали в Исландии до 1271 г., не сохранился. Современные издания данного памятника представляют собой компиляцию статей, которые дошли до нас во множестве фрагментов и рукописей, относящихся к разному времени, начиная с конца XII в. Две основные рукописи – «Codex Regius» и «Staðarhlsbk», содержащие большие фрагменты последовательного текста, – датируются, соответственно, ок. 1260 и 1280 г. Среди статей, регламентирующих все сферы жизни и деятельности исландцев, две статьи сохранили свидетельства о контактах Исландии и Руси в рассматриваемый период. Издание: Grágás. Islændernes Lovbog i Fristatena Tid/Udg. ved Vilhjálmur Finsen (далее: Grg). København, 1852 (В. I); 1879 (В. II); 1883 (В. III). Переводы: Успенский 2002. С. 329–330 (фрагмент); Хагланд 2004. С. 270–271 (фрагмент). Литература: Dermis, Foote, Perkins 1980. Р. 1–19; Simek, Hermann Pálsson 1987. S. 102–103; Fix 1993. P. 234–235. Дашкевич 1990; Успенский 2002; Хагланд 2004. 673 Если в страну приезжают со стороны священники, которые бывали здесь и прежде, и епископ позволял им отправлять требы, люди вправе платить им за требы, коль скоро те предъявили свои книги и ризы епископу или священнику, которого уполномочил епископ 674 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1154 Наумова, впоследствии епископа Мелитопольского, настоятеля русской миссии в Иерусалиме († 1866). 1159 Крыжановский († 1863), переписку которого с митроп. Филаретом, см. в Чтениях Общ. люб. дух. просв., за 1870 и 1871 и в Душеп. Чтении за 1872 и 1873 годы. 1161 Впоследствии протоиерею при той же Московской Пятницкой церкви, скончавшемуся 16-го января 1895 г. 1164 Эта, равно как и другая речь, сказанная митрополитом в Троицкой Лавре, напечатаны в Дополнительном томе Собрания мнений и отзывов м. Филарета, 94, М. 1887 г. стр. 349–351. См. также Сочинения Филарета митр. Моск. и Колом. т. V, стр. 530–531. Москва, 1885. 1177 Магистр Московской духовной академии выпуска 1848 г., ныне заслуженный Московский протоиерей. 1178 Впоследствии знаменитому профессору философии в той же академии, скончавшемуся 3 декабря 1891 года. 1180 См. Письма М. Филарета к наместнику Лавры, а. Антонию, 957 и 959. Т. III, стран. 239 и 242. Москва, 1883. 1182 Магистр Моск. дух. академии выпуска 1826 года и с 1830 по 1834 г. бакалавр её, скончавшийся в 1865 г. 1184 О нём см. «Хроники» т. I, стран. 313. Скончался он в сане протоиерея Московской Троицкой, на Арбате церкви. 1185 Письма М. Филарета к Высочайшим Особам и разным другим липам. Изд. Высокопр. Саввы. Тверь, 1888 г., стр. 111, 54. 1186 О непрерывности епископского рукоположения в английской церкви. Стр. 9. См. замечание об этой стать в рассматриваемой книге, стр. 20, 21. 1188 75-е Апост. правило гласит: «Во свидетельство против епископа не приимати еретика: но и вернаго единаго не довольно: на устах бо двоих или триех свидетелей твердо станет всяк глагол». См. также прав. 147 Карф. собора: «Аще епископ глаголет, яко некто ему одному исповедал свое преступление, а тот не признается, то епископ да не обращает себе в обиду того, что не полагаются в сем на него единаго. Аще же речет, яко по возмущении совести своея не хощет имети общения с непризнающимся: то доколе отлученного по сему случаю не приемлет в общение свой епископ, дотоле сего епископа да не приемлют прочие епископы; да тем паче блюдется епископ, да не глаголет о ком-либо, чего не может утвердити доказательствами».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8) Вестарх. Этот чин, происхождение которого ученые производят от армян или грузин, 1155 но который скорее от греков перешел к грузинам и армянам, носили при Мономахе: Михаил Пселл , 1156 Михаил Докиан, 1157 Михаил Ясит (до возведения в магистры); 1158 при Стратиотике Михаил Вурца; 1159 в начале царствования Комнина Константин Дука; 1160 при Константине Дуке Роман Диоген; 1161 при Михаиле Парапинаке Нестор. 1162 8) Вест. Этот чин имели при Мономахе: Пселл до возведения в вестар-хи, 1163 Лев Торник, 1164 Аргир до прибытия в Византию, 1165 Михаил Ясит до возведения в вестархи, 1166 Катакалон Кекавмен, 1167 Аарон, 1168 Иоанн И, герцог Амальфи. 1169 9) Антипат. В этот чин возведен был в начале царствования Михаила Пафлагона Константин Далассин; 1170 при Парапинаке в чине антипата состояли Феогност Вурца 1171 и Михаил Атталиот. 1172 Кроме того, Роман III произвел в антипаты сарацина Саламу (Солимана) за то, что он передал грекам Эдес-су. 1173 10) Патриций. В этом чине, между прочим, упоминаются: Роман Аргир при Константине VIII; 1174 при Романе IIÏ Константин Далассин, 1175 Константин Карантин, 1176 Николай Хрисилий; 1177 при Михаиле Пафлагоне: Константин, племянник царя, 1178 Никита Пигонит, 1179 Алусиан до возведения в магистры, 1180 Василий Феодорокан 1181 и Георгий Таронит; 1182 при Калафате: Константин Ка-васила, 1183 Георгий Маниак; 1184 при Мономахе: Стефан Лихуд, 1185 Константин Адровалан, 1186 Василий Абукаб, 1187 Константин Хаге 1188 и Михаил Докиан; 1189 при Феодоре Михаил Стратиотик; 1190 при Стратиотике: Феодор Хрисилий, Христофор Лампрос; 1191 при Константине Дуке Роман Диоген до возведения в вестархи. 1192 Кроме того, произведены были в патриции: при Романе III Алах, сын трипольского эмира Пинзараха (Ибн-Зайраха), 1193 при Мономахе Кеген Печенежский. 1194 Нужно заметить, что различие между вестом, антипатом и патрицием было весьма незначительное. Вероятнее всего, титулы вест и антипат были дополнительными к титулу патриция, так что и вест, и антипат были патриции, лишь с оттенком некоторого преимущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Археологические раскопки мон-ря регулярных каноников Скридуклаустур. Кон. XV в. Фотография. Нач. XXI в. С образованием в 1152 или в 1153 г. церковной провинции с центром в Нидаросе (ныне Тронхейм, Норвегия) И. перешла в юрисдикцию норвеж. архиепископов (до Реформации в XVI в.). При архиеп. Эйстейне Эрлендссоне (1161-1188), поборнике григорианской реформы и принципов «свободы Церкви» (libertas Ecclesiae), высшая церковная власть впервые стала проявлять интерес к положению дел в И. К этому времени относится первая в исл. истории и не увенчавшаяся тогда успехом попытка поставить церковную собственность и назначение священников под контроль епископов. Действуя по поручению архиепископа, Торлак Торхалльссон, еп. Скаульхольта (1178-1193), смог добиться формального признания своих прав на мн. церкви в Восточной четверти. При этом прежние владельцы церквей продолжали распоряжаться ими, но уже на новых основаниях, более соответствовавших каноническим нормам григорианской реформы. Поменялся ли в результате порядок назначения духовенства в И., неизвестно. Однако вскоре еп. Торлак столкнулся с могущественным годи Йоном Лофтссоном, который вынудил епископа освятить построенную им церковь, сохранив за собой все права на храм. По примеру Йона Лофтссона др. исл. землевладельцы стали категорически отказывать епископу в его требованиях, и он счел за лучшее отступить (ÍF. 2002. T. 16. P. 164-168). Примерно в это же время норвежские архиепископы принимают ряд мер, направленных на обособление клириков от мирян. В 70-х гг. XII в. было издано неск. распоряжений, согласно к-рым никому из клириков, начиная с самых низших степеней, не разрешалось участвовать в судебных процессах в роли обвинителя и носить оружие, а совершившие убийство навсегда запрещались в служении (Diplomatarium Islandicum. Kaupmannahöfn, 1857. T. 1. P. 222, 263). В 1190 г. последовал запрет рукополагать людей, имеющих титул годи (Ibid. P. 288-289). И хотя примеры совмещения низших степеней клира с мирской властью встречались и в XIII в., о годи-священниках в источниках более не упоминается.

http://pravenc.ru/text/674979.html

В XI-XII вв. в Нидаросе (ныне Тронхейм, Норвегия) было составлено Житие Олафа Святого, сохранившееся в краткой (Acta S. Olavi regis et martyris) и пространной (Passio et miracula b. Olavi) редакциях, идентичных по содержанию. Их точная датировка и очередность составления остаются предметом дискуссии. Описания ряда чудес от мощей Олафа в обеих редакциях приписаны Нидаросскому архиеп. Эйнстейну Эрлендссону (1161-1188). В соч. мон. Теодориха «История о древних норвежских королях» (между 1177 и 1188) и в анонимной «Истории Норвегии» (ок. 1170) ядром повествования являются рассказы о 1-м христианском кор. Норвегии Олафе I Трюгвасоне и об Олафе Святом. Ок. 1170 г. было составлено легендарное Житие св. Суннивы (Acta Sanctorum in Selio), в основе к-рого лежат предания о первых поселениях христиан в Норвегии. Вероятно, в кон. XII в. было создано сказание о гибели шведского короля Эрика Святого, однако сохранившийся текст (по 1-й строке известно как «Gloriosi martyris Christi...»), по мнению большинства исследователей, относится к кон. XIII в. ( Sands T. R. The Cult of St. Eric, King and Martyr, in Medieval Sweden//Sanctity in the North: Saints, Lives and Cults in Medieval Scandinavia/Ed. T. Du Bois. Toronto, 2007. P. 204-205). В XII в. Ж. л. появилась в Исландии. Мон. Одд Сноррасон из мон-ря Тингейрар составил лат. Житие Олафа Трюгвасона, сохранившееся преимущественно в исл. переработках (Óláfs saga Tryggvasonar). В этом Житии Олаф был представлен как просветитель норвежцев. На рубеже XII и XIII вв. в Тингейраре работал агиограф Гуннлёуг Лейфссон, к-рый составил сохранившееся во фрагментах 2-е лат. Житие Олафа Трюгвасона (вероятно, переработка сочинения Одда). Созданное им лат. Житие св. Йоуна Огмуннарсона, еп. Хоулара, известно лишь в исл. переработках. Гуннлёуг участвовал в записи чудес св. Торлака , еп. Скаульхольта, признанного святым на альтинге 1199 г. Первое лат. Житие Торлака, от к-рого сохранился 1 фрагмент, было составлено в нач. XIII в., тогда же появилось описание его чудес на исл. языке.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Ср. Гал.5:24. 1154 Букв. «повесил себя на кресте». 1155 Или «в самом себе». 1156 Вар. «этого изобретения (ухищрения) знания». 1157 Или «делает он гладким путь свой». 1158 Или «мыслью своей», «мышлением своим». 1159 Букв. «без тьмы». 1160 Букв. «по большей части». 1161 Букв. «духовную цель». 1162 Т.е. в тварном мире. 1163 Преп. Исаак, очевидно, говорит о себе в третьем лице. 1164 Т.е. о конкретных деталях. 1165 Или «отшельники». 1166 Букв. «намерение твое», «цель твоя». 1167 Букв. «направь меня на них с истинной целью (с истинным намерением)». 1168 Ср. Пс.24:4–5. 1169 Или «совершенному знанию Твоему». 1170 Или «вершина (совокупность) пути». 1171 Или «соответствующими цели». 1172 Букв. «различия и пути». 1173 Вар. «начинают путь безмолвия». 1174 Букв. «различий и путей». 1175 Или «начальный этап» (букв. «голова»). 1176 Или «постом». 1177 Букв. «если есть такой человек». 1178 Букв. «в точном сложении слов». 1179 Букв. «преуспеяния сокровенных " . 1180 Букв. «во главе и в начале». 1181 Букв. «вступит он в подвижничество и широту и долготу пути». 1182 Т.е. в Беседе 22–й. 1183 Букв. «чьи цели различных " . 1184 Букв. «трудах подвижничества», «трудах образа жизни». 1185 Букв. «каждый человек среди них». 1186 Букв. «как он видит». 1187 Букв. «становится выше в собеседовании с ним». 1188 Так в Paris syr.298. В Bodleian syr.e.7 «подвижности», «порывистости». 1189 Т.е. против тела. 1190 Или «в душе своей». 1191 Букв. «собеседования со служением своим». 1192 1 Тим.1:9. 1193 Букв. «готовности воли угождать Господу их». 1194 Или «восприятия». 1195 Вар. «ни на кого–либо». 1196 Букв. «которые там используются». 1197 Так в Paris syr.298. В Bodleian syr.e.7 «все также требуется от них». 1198 Букв. «к молитве Ему и службе Господу». 1199 Букв. «ходят». 1200 Букв. «принести жертву движений служения твоего». 1201 Вар. «когда пробуждается " . 1202 Ср. Мал.4:1. 1203 Намек на мессалиан, которые считали ненужными почтительные положения тела при молитве. Подробнее см. в Беседе 14–й. 1204 Вар. «что намереваемся мы совершить?» 1205

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010