Поначалу дело шло довольно гладко: князья ходили на Дон, а торки отбивали половецкие набеги. Летопись полна примеров использования кочевников против кочевников: столкновения половцев с торками (1080, 1093 гг.), торков (1126, 1151, 1162, 1173, 1190 гг.), коуев (1185 г.), берендеев (1155, 1161, 1171, 1173, 1174 гг.) с половцами. Но с торжеством феодальной раздробленности управление торками осложнилось. В Киеве сложились черниговская, волынская и суздальская группировки среди бояр и купцов, среди горожан вообще. Это отразилось и на служилых торках: их былой военной исполнительности пришел конец, появились измены и переходы от одной враждующей группировки к другой – подкуп и продажность разъедали корпус, превращая его в подобие преторианцев. Характерный факт. Берендеи (как и все черные клобуки) опасались князей, державших союз с «дикими» половцами. Так, среди берендеев и торков в лагере Изяслава Давыдовича под Белгородом возникла измена в пользу волынского Мстислава. Руководители тюркского корпуса тайно «снашивахуться речьми межи собою». Названы три организатора сговора. С одним из пленных, «написавше ему свое знамение», они велели передать князю: «В нас ти есть, княже, и добро и зло. Еже ны хощеши любити, яко же ны есть любил отець твой, и по городу ны даси по лепшему (феодально-вассальная природа «любви» не оставляет сомнений), то мы на том отступим от Изяслава» 545 . После раздела домена «Русской земли» на три части – волынскую, черниговскую и суздальскую – и обострения борьбы между ними кризис русской степной политики приобрел двусторонний характер: князья использовали союзы с враждующими половецкими ханами, а занимая Киев, втягивали в свои соглашения и тюркский корпус. Практически этот корпус больше всего опасался тех половецких ханов, отношения с которыми у Киева не были урегулированы, т. е. прежде всего «диких» половцев. Едва Юрий Долгорукий перешел с ними Днепр, как черные клобуки забеспокоились о своих вежах (они говорят Изяславу: «К нам приставите брата своего Володимира, ать поедем к своим вежам, заяти же хочем вежи свое, и жены свое, и дети свое, и стада свое и што своего всего – поидем же к Киеву» на помощь 546 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Археограф. комис.; т. 6). Основная редакция. «Учение, имже ведати человеку числа всех лет»: фотокопия со списка рукописи Кирика Новгородца.: Наставление как человеку познать счисление лет: перевод текста Кирика Новгородца/публ., пер П. Зубов, Т. И. Коношина; примеч. В. П. Зубов.//Историкоматематические исследования. М.: Гостехиздат, 1953. Вып. 6. С. 174–191. Фототипическое воспроизведение по Погодинскому списку c параллельным русским переводом. «Учение, им же ведати человеку числа всех лет» Кирика//Симонов Р. А. Древнерусская книжность: (в свете новейших источников календарно-арифметического характера): учеб. пособие. М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1993. С. 164–167. «Учение» Кирика Новгородца (по Погодинскому списку)/пер. с древнерус. В. П. Зубов, Т. И. Коношина//Симонов Р. А. Кирик Новгородец – ученый XII века/Р. А. Симонов. М., 1980. С. 98–101. «Учение» Кирика Новгородца: Древнерусский текст/публ. и примеч. Р. А. Симонова//Симонов Р. А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси: по данным средневековой книжной культуры/Р. А. Симонов; отв. ред. В. В. Мильков – М.: Наука, 2007. С. 320–326. (Памятники религиозно-философской мысли Древней Руси). «Учение о числах»: (перевод)/пер., примеч., коммент. Р. А. Симонова//Симонов Р.А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Древней Руси: по данным средневековой книжной культуры/Р. А. Симонов; отв. ред. В. В. Мильков – М.: Наука, 2007. С. 326–335. (Памятники религиозно-философской мысли Древней Руси). Учение о числах//Златоструй. Древняя Русь. X–XIII вв. М., 1990. С. 296–300. Фрагмент «Учения» по рукописи начала XVII в. из собрания РНБ. Соф. 1161, Л 216//Романова А. А. Древнерусские календарнохронологические источники XV–XVII вв./А. А. Романова – СПб., 2002. С. 325. Хавский П. В. Примечания на русския хронологическия вычисления века/П. В. Хавский//Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских. М., 1847. 6 (10), отд. 4. С. 35–37. Дублируется изданный митрополитом Евгением в 1828 г. текст «Учения» по Румянцевскому списку, с исправлением допущенных искажений.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

По объему текста «Житие В» превосходит «Житие А». В прологе автор представляет себя как 1-го составителя полного Жития Н., хотя признаёт существование предшествовавших кратких описаний жизни святого. В отличие от «Жития А», «Житие В» явно ориентировано на учеников и др. последователей Н., членов ордена премонстрантов. Возможно, оно составлялось для чтения на капитуле. Количество сохранившихся рукописей свидетельствует о том, что «Житие В» было шире распространено и вытеснило «Житие А»; оно стало восприниматься как более аутентичное, тем более что оно содержит практически все основные сведения из «Жития А». Судя по заглавию текста в рукописях XII в., автор планировал написать историю происхождения ордена премонстрантов, а не только Житие Н. В отличие от составителя «Жития А», автор «Жития В» часто говорил о себе в 1-м лице. Он подчеркивал, что опирался на свидетельства тех, кто были лично знакомы с Н., хотя в финале добавил, что и сам присутствовал при многих из описанных событий. Большинство исследователей согласны с тем, что «Житие В» было составлено в мон-ре Премонтре либо самим аббатом Гуго (если считать правдивым замечание о личном участии), либо кем-то по его заказу. «Житие В» датируется периодом между 1152 (когда скончался упоминаемый в нем Альберон, который при жизни Н. был примицерием Мецского архиеп-ства, а впосл. стал архиепископом Трирским, о чем было известно автору «Жития В») и 1161/64 гг. (дата ухода на покой или смерти аббата Гуго). Составитель «Жития В» был, по-видимому, франкоговорящим, он называет нем. язык варварским (barbaries linguae Teutonicae). В отличие от автора «Жития А», составитель «Жития В» часто критикует придворную жизнь. Исследователи отмечают его склонность к философствованию и морализаторству. Автор «Жития В» хочет представить Н. исповедником и уделяет большое внимание перенесенным им страданиям. Он гораздо подробнее описывает деятельность Н. как основателя монашеского ордена, чем как странствующего проповедника. Возможно, самое раннее повествование о жизни Н.

http://pravenc.ru/text/2577955.html

—238— Окружного Суда от 14 июля за 3683, 4) Председателя Казанского Окружного Суда от 1 февраля за 173, 5) Председателя Орловского Окружного Суда от 24 февраля за 474 и 6) Председателя Самарского Окружного Суда от 18 июля за 12710 – с уведомлением о том, что подобные же архивные «дела», о высылке которых ходатайствовал и.д. доцента Д.Г. Коновалов, по тем или другим причинам не могут быть высланы в Академию. Справка: Высланные при вышеозначенных отношениях книги и дела, немедленно по их получении, переданы были, для хранения и пользования ими, в фундаментальную академическую библиотеку. Определили: Принять к сведению. XI. Отношение Правления Императорского Новороссийского Университета от 28 июля за 7307: «Правление Императорского Новороссийского университета согласно определению своему, 25 июля состоявшемуся, имеет честь просить Совет Московской Духовной Академии выслать в университетскую библиотеку две рукописи под 151 – аскетические слова св. Исаака Сириянина, необходимые для научных занятий приват-доцента Вилинского, сроком на три месяца». Определили: Выслать в Правление Императорского Новороссийского Университета означенный в отношении рукописи на трехмесячный срок. XIII. Отношения: а) Правления Императорского Юрьевского университета от 17 июня за 1161: «Возвращая при сем славянскую рукопись за 651, Правление университета долгом считает выразить за доставление оной искреннюю свою благодарность». б) Управления Императорской Публичной Библиотеки от 9 июня за 1031: «Управление Императорской Публичной Библиотеки имеет честь с глубокою благодарностью возвратить при сем в Московскую Духовную Академию рукописный сборник Волоколамской Библиотеки за 497, препровожденный в Императорскую Публичную Библиотеку для научных занятий г-жи Боровковой при отношении от 7-го апреля сего 1906 года за 546». —239— в) Правления Волынской Духовной Семинарии от 1 июля за 2292: «Препровождая вместе с сим казенной посылкой по почте Совету Академии присланный из академической библиотеки для научных занятий преподавателя семинарии Феодора Владимирского книги, а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Старец Софроний в своих рассуждениях движется по тому же пути, что и святой Григорий Палама . Желая подчеркнуть конкретный и истинный характер живого опыта познания личностного Бога, в своих описаниях природы Света он прибегает к катафатическим выражениям. Он предпочитает положительные определения, хотя всегда использует их с апофатическим подтекстом. Он подчеркивает, что Бог Священного Писания является Богом Отцов, но не Богом философов. Оригинальность, которая отличает его описание Света с помощью катафатических выражений, объясняется его попыткой представить богословие как духовное состояние 1149 , а не как плод философского или абстрактного мышления 1150 . Катафатические выражения обычно описывают природу действия Света в жизни человека. Каждое из этих выражений обнаруживает ту или иную отличительную сторону такого действия. Характерно разнообразие соответствующих выражений. Все они свидетельствуют об общении Бога с человеком. Они являются терминами истинного и опытного богословия, потому что повествуют и описывают события личной встречи человека с Богом. Благодаря этому богословие носит характер описания познания Бога в Свете 1151 . Подобный вид богословия как описания характеризует все произведения старца Софрония. Бог есть Свет. Этот Свет прост по природе и разнообразен по силе и видам 1152 . Он является всесильным и превосходящим по крепости все окружающее нас 1153 . Одновременно он неизреченно кроток, тих и умиротворителен 1154 . Он досточудный, просвещающий 1155 , открывающий, всегда небесный и святой 1156 . Он доставляет нетление и утешение 1157 и при этом как непорочный, тихий и умиротворяющий привлекает к себе ум и сердце человека таким образом, что тот забывает о земле 1158 . Он легкий и более тонкий, чем все, что известно на земле 1159 . Он ровный, чистый, исполненный глубокого мира 1160 . Нетварный Свет действует в сердце человека, как живое ощущение присутствия Божия 1161 . Он есть дыхание святой любви 1162 , милость, смирение, истина и мудрость 1163 . Он является подлинной жизнью, исполненной мира, благой вечностью 1164 . Он есть тонкое пламя, исцеляющее, очищающее и неощутимо пожигающее всякую вещь, противную Богу 1165 . Наконец, он есть неудобоносимая благодать и неизреченный дар 1166 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Гессеном и Ф.А. Степуном, где были заявлены основные цели журнала 1160 . Здесь целью философии и, соответственно, журнала провозглашено стремление к «единой научной системе» 1161 . Логосовцев не удовлетворяла исключительная ориентированность на факт науки, и они полагают, что философская мысль должна вобрать в себя и «мотивы остальных областей культуры – общественности, искусства и религии». Однако и эти области предложено разрабатывать «научно-философским методом» 1162 . Лишь в этом случае чаемый синтез станет «кристально-ясной сферой рационального объединения всех мотивов общекультурного и в особенности философского творчества» 1163 . В России противится этому светлому будущему «славянофильская школа», которая сеет «темный и иррациональный хаос», имеет «темный иррациональный корень» 1164 , является «насилующей и порабощающей», «пленена жизнью», является «средневековой прислужницей» 1165 . Логосовцы кичились своей свободой и называли славянофилов порабощенными и порабощающими, насилующими. Они прямо не высказывались против православия – основы славянофильского философствования, – но их непрямые слова легко расшифровываются. Славянофильство «пленено жизнью» (=«порабощено» православием ), где оно заимствовало «свое основное понятие иррационального единства». Но порабощенным свойственно мстить свободным логосовцам порабощением. И славянофилы, как «озлобленные и завистливые рабы», «насилуют и порабощают» посредством своей философии свободных, но насилуемых логосовцев. Они же требовали полной свободы философии: «Надо бескорыстно предоставить ей полную свободу саморазвития и самоопределения, ибо философия – нежнейший цветок научного духа, и она особенно нуждается в сознании бескорыстности ее задач» 1166 . Непонятно, как претензии «научной философии» на самостоятельность, автономность можно связать с откровенным ориентированием на науку, на «научный дух»? Здесь «служанка науки» говорит «служанке богословия»: «Ты раба своей хозяйки, я же не служанка своей госпожи, а бескорыстно за ней повсюду следую и во всем ей подражаю».

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Пьяных душ осатанение... 19 декабря/1 января - память мч. Вонифатия Протодиакон Сергий Шалберов   03:10 31.12.2014 1161 Время на чтение 16 минут По глухим лесным сибирским селам, казачьим степным хуторам, среднерусским деревенькам и шахтерским рабочим поселкам, в маленьких провинциальных городках, обойденных цивилизацией, на топких берегах тихих северных речек - везде, по всей российской глубинке, развеяна-разогнана безысходная, бестолковая, тоска русской жизни о царствии вечной мечты, где «страданья нет, где вражды запрет» - затуманенная жажда Божьей справедливости. Однако, мечтая о счастье, люди на самом деле ничего не меняют в своей жизни, не ищут и не знают, чего искать, - а просто пьют и криком кричат, чтобы избыть пугающую пустоту бытия. Народное пьянство, страшное в своей обыденной самозабвенности и жесткости, выражает стихийный, бессмысленный и беспощадный бунт людей против тупой, серой, бессмысленной жизни, которую они сами и породили. Фактически по сосредоточенности и самозабвенности пьянство в России приобрело характер квазирелигиозного ритуала, который начинается со стакана водки и происходит ежедневно, приводя своих поклонников к кульминации сатанинского жертвоприношения - массовому национальному самоубийству.

http://ruskline.ru/analitika/2011/12/30/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ю.Т. вызывает дух сгоревших вкладов 15.04.2008 1161 Время на чтение 12 минут В начале года заволновался телевизионный эфир: в Украине красивая женщина с косой звонко выкрикнула, что начинает возвращать советские долги Сбербанка. И миллионы вкладчиков, давящихся в очередях перед отделениями Ощадбанка, чтобы получить свои, казалось, навсегда пропавшие, но вдруг чудесным образом воскресшие трудовые сбережения, глухо вторили ей: давай, Юля, давай! И даже у нас, в России, ещё больше граждан связывают именно с ней, с Юлией Тимошенко, последнюю надежду вернуть свои собственные, исчезнувшие в российском Сбербанке сбережения. Поможет ли белокурая Украинка русским пенсионерам? И не накроет ли её " помощь " российскую финансовую систему, как взрыв атомной бомбы? Куда исчезли народные деньги При советской власти, в марте 1991 года правительство СССР приняло решение о повышении цен на отдельные виды товаров. Сразу же Президент Горбачёв подписал Указ о компенсации потерь от обесцененных сбережений. А всего три месяца спустя Союзный парламент принял " Основы законодательства СССР и республик об индексации доходов населения " , т.е. закон о систематическом возмещении гражданам потерь от инфляции. Так был заложен подход к проблеме - естественный в рамках социализма, но не свойственный капитализму. Ибо, как впоследствии ответил Европейский суд по правам человека одной из обманутых вкладчиц: " Протокол N 1 к Конвенции (по правам человека - Е.Ч.) не обязывает государства компенсировать потери от инфляции " . Однако, то были не просто потери. Спустя два месяца после распада СССР, в октябре 1991-го уже российский парламент принимает закон " Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР " . Исполняя этот закон, Сбербанк России вяло подымал проценты по вкладам, не компенсируя и десятой доли инфляции. Но вклады ещё были. В 1992 -1993 гг., с началом гайдаровских реформ, инфляция пустилась в галоп - более 25 % в месяц. Индексации вкладов не проводилось, и они обесценились в сотни раз. Деноминация 1998 года довершила дело. Кто имел на сберкнижке 1000 рублей, оказался с 1 рублем. Инфляция последующих 10 лет, составлявшая примерно 15% в год, обесценила и эти деньги. Практически вклады исчезли. Исчезли и вложения в государственные ценные бумаги СССР и РСФСР, и взносы в организации государственного страхования. Вместе с ними исчезла и возможность для населения реально поучаствовать в приватизации 90-х годов, а для промышленности - подняться и обновить свои фонды на волне внутреннего спроса.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Такой же смысл имеет περ и в разбираемом месте, так как περεπλενασεν сопоставляется с πρτερον ντα βλσφημον κα δικτην κα βριστν, что отмечает частица δ; Апостол выражает, таким образом, через περεπλενασεν ту мысль, что ему явлена чрезмерно великая благодать, которая превзошла его прежнюю вражду. Златоуст находит, что слово περεπλενασεν, через δ, противополагается слову λεθην. «Я не был наказан, потому что помилован. Но, разве это только я получил, разве милосердие простиралось только до того, что я не понес наказания. Нет, оно простиралось до того, что я получил другие многие и великие благодеяния... Потому-то Апостол и говорит: приумножися благодать, выражая ту мысль, что дары сии превзошли переделы милосердия» 1156 . Частицу δ, в смысле противоположения περεπλενασε предыдущему λεθην, из новейших толкователей, принимает еп. Феофан. «Апостол хочет сказать, что не только не наказан за свои хулы и гонения, а помилован, но, сверх того, еще преизобильно облагодатствован» 1157 . Μετ πστεως κα γπης τς ν Χριστ ησο. Μετ с род. означает и сосуществование одного предмета с другим 1158 и орудие, посредством которого что-нибудь производится 1159 . Некоторые толкователи, принимая последнее значение предлога, слова μετ πστεως κα γπης переводят «по мере веры и любви». Поэтому, весь стих имеет такой смысл: благодать по той мере изливалась на меня, в какой сердце мое имело веру и любовь ко Христу. Так объясняет это место Феодорит 1160 , а за ним Корнелий а-Лянид 1161 . По мнению других – Амвросиаста 1162 , Розенмюллера 1163 , Флятта 1164 , Мейера 1165 , Апостол говорит, что избыток благодати открылся в вере его (Апостола) в Евангелие и в любви, которая начала пламенеть в нем с момента обращения его ко Христу. Иначе, Апостол указывает на изменения, которые он ощутил в себе при своем обращении, – вера и любовь суть, как бы, спутники благодати. Что касается первого толкования, то нельзя не признать, что вера и любовь суть условие, без которого благодать не может действовать на человека 1166 и, что по мере веры открывается божественная сила в чудесных действиях на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

1156 . Wendebourg D. From the Cappadocian Fathers to Gregory Palamas. The defeat of Trinitarian theology//StPatr 1985. 17:1. 194–198. 1157 . Yangazoglou S. Προλεγμενα στη σπουδ τς Θεολογας το γου Γρηγορου το Παλαμ περ τν κτιστων νεργειν//GP 1991. 74. 741–789. пер.: Jaraзorлy С. Пролегомена за meoлorujy о нествореним eheprujaмa: cmyдuja о Св. Гpuropujy Паламе . 1995. 76. 1158 . Yangazoglou S. The person in the Trinitarian theology of Gregory Palamas//Philotheos. 2001. 1. 137–143. Обожение и благодать 1159 . Candal M. Innovaciones palamiticas en la doctrina de la gracia//Miscellanea Giovanni Mercati. Città del Vaticano 1946. 3. 65–103. (StT 123). 1160 . Flogaus R. Theosis bei Palamas und Luther: ein Beitrag zum ökumenischen Gespräch. Göttingen 1997. 471. (Forschungen zur systematischen und ökumenischen Theologie. 78). [Diss. Bibl. 441–462]. 1161 . Flogaus R., Dieter Th. Dogmen- und Theologiegeschichte – Theosis bei Palamas und Luther//ThL 1998. 123(7–8). 766–768. 1162 . Flogaus R., Podskalsky G. Theosis bei Palamas und Luther besprochen//BZ 1998. 91(1). 118–119. 1163 . Flogaus R., Wenz G. Theosis bei Palamas und Luther. Ein Beitrag zum oekumenischen Gesprach//ThRev 1998. 94(1). 90–91. 1164 . Kuhlmann J. Vergottung im Heiligen Geist. Die Botschaft des Athosmönchen Gregorios Palamas//Geist und Leben. 1984. 57. 352–369. 1165 . Lison J. La divinisation selon Grégoire Palamas. Un sommet de théologie orthodoxe//Irénikon 1994. 62. 59–70. пер.: La divinización, según Gregorio Palamás: Una cúspide de la teologia ortodoxa//Anámnesis. 1996. 6(1). 71–70. 1166 . Makarov D. I. St. Gregory Palamas’s idea of the Transfiguration//XX е Congr. Int. d’Ét. byz. Pré-actes. P. 2001. 3. 102. 1167 . Mantzaridis G. Προποθσεις κα παργοντες τς θεσεως το νθρπου κατ τν διδασκαλαν Γρηγορου το Παλαμ// θωνικ πολιτεα π τ χιλιετηρδι το γου Ορους. Θεσσαλονκη 1963. 359–426. изд.: περ θεσεως το νθρπου διδασκαλα Γρηγορου το Παλαμ. Θεσσαλονκη 1963. пер.: Mantzaridis G. I. The deification of Man. St Gregory Palamas and the Orthodox Tradition/Transl. Sherrard L., foreword Kallistos (Ware), Bp. of Diokleia. Crestwood 1984. 137. (Contemporary Greek theologians. 2). [Библ. 131–133]. Farrugia E.//OCP 1985. 51. 481–483. 306–310; Gendle N.//Sobornost. 1986. 8. 61–63; Papademetriou G. C.//GOTR 1986. 31:1–2. 211–213; Dolan G. M.//SVTQ 1986. 30. 365–372; M. G.//Irénikon. 1986. 59. 585–586; Rubenson S.//OS 1987. 36. 216–218; J. M.//Contacts. 1987. 39(140). 6 .946. 43–160. пер.: Георгий Мандзаридис . Обожение человека по учению святителя Григория Паламы . СТСЛ 2003. 128.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010