Церковь св. Софии имела до последнего времени патрональное значение для Новгорода и всей его Земли. Там хоронили владык, иногда князей, и тех граждан, которые особенными подвигами и услугами отечеству удостаивались по смерти такой чести, преимущественно, когда они положили головы в бою за веру и новгородскую свободу. Быть погребенным во храме св. Софии считалось самою высокою честью. В XI-м веке почти не упоминают летописи о построении церквей а Новгороде, кроме Софии, и Бориса Глеба, построенного на месте прежней Софии в 1050 году. Несомненно, однако, что существовала церковь Илии в Славне, упоминаемая как существующая в 1105 году, и Спасопреображенская, первая, как можно думать, христианская церковь в Новгороде. К этому времени можно отнести и первое построение Михайловской церкви на Софийской стороне на Прусской улице, если только по Новгородской Летописи ее надобно разуметь под освященною 1088 года церковью св. Михаила. 537 Вообще в этот век не могло быть такого обилия церковных построек, как в последующие века, потому что тогда еще христианство не успело привиться и войти в плоть и кровь новгородского народа. В XII-м веке упоминается о тридцати двух церквах. и сверх того, о восьми деревянных, погоревших в Славенском конце, из которых две оказываются в числе выше поименованных. На Торговой стороне были каменные: Николая Чудотворца на Ярославовом Дворище (1113), Иоанна-на-Опоках, построенная Всеволодом Мстиславичем (1127–1130), Успения Богородицы на Козьей- Бородке (1135–1144), Климента на Иворовой улице (1153), Пятницы на Торгу (1156), св. Отец на Дворище (1182), Иоанна Предтечи на Дворище (1184): все они в Славенском конце; деревянные: Георгия (1133), Илии (упоминается в 1146 году – старая церковь ). Петра и Павла на Холме (1146), Михаила Архангела (сгорела 1152 года), Иоанна Ищкова (1181), Ипатия на Рогатице (1183), Спасопреображенская (упоминается 1169г. старая церковь ). Из каменных церквей: Успения на Козьей-Бородке прежде была деревянная, а потом на ее месте построена каменная.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

языке (в Дагестане - более 20), заметны черты груз. стилей в архитектуре. После присоединения Кахети и Эрети у Г. появилась общая граница с Ширваном. Был заключен брак дочери Давида Тамары с наследником ширваншаха. При преемниках св. Давида в вост. части Ширвана на условиях вассальной зависимости от Г. была восстановлена власть ширваншаха; подобное положение сохранялось до нашествия монголов. Заключенный в 1116 г. династический брак между дочерью Давида Катаи и севастократором Исааком Комнином, сыном визант. имп. Алексея I Великого имел целью укрепление отношений с Византией. Г. поддерживала отношения и с крестоносцами, к-рые считали ее дружественной страной: сохранились свидетельства об участии войска св. Давида Строителя во взятии Иерусалима крестоносцами (1099). На протяжении XII и 1-й четв. XIII в. Г. оставалась сильным централизованным гос-вом: Димитрий I (1125-1156), Георгий III (1156-1184), св. царица Тамара (1184-1207/13) и Георгий IV Лаша (1207/13-1222) с успехом продолжали политику св. Давида Строителя. Активная позиция Г. вынудила турок-сельджуков уступить города от Ширвана и Рана до Басиани и Спери. В царствование св. царицы Тамары были одержаны победы над сельджуками при Шамкори (Шамхоре) в 1195 г. и Басиани в 1203 г., к-рые обеспечили безопасность юж. границ Г. При содействии царицы Тамары была основана Трапезундская империя (1204), во главе к-рой встал визант. царевич Алексей I Великий, состоявший в родстве с Багратионами и живший в Г. Создание сопредельной Г. империи, населенной в основном картвельскими племенами и ориентированной на Г., имело для последней важное значение. Политическое и военное могущество Г. зиждилось на развитой экономике и сельском хозяйстве. Г. торговала с Ираном, Египтом, Сирией, Византией, рус. княжествами. Высокого уровня достигли просвещение, культура и искусство. Происходило взаимовлияние христ. и мусульм. культур, развивались философия, история, правоведение, светская лит-ра («Витязь в тигровой шкуре» (Вепхисткаосани) Шота Руставели, XII в.), живопись, зодчество (храмы Баграта (Кутаиси), Светицховели (Мцхета), Алаверди (Кахети), Самтависи (Картли), Никорцминда (Рача) и др., XI в.; комплексы Гелатский (Зап.

http://pravenc.ru/text/168205.html

81 В письме, писанном к легату Оракия Галлояию Авиту, Аврелиан приказывает содержать заложников на казенный счет и на средства же от казны отпраздновать свадьбу Боноза с Унилой. Император устроил этот брак с тем намерением, чтобы чрез Боноза в Унилу вызнавать, что замышляется и предпринимается в Готской земле. Flav. Vopis. Firmus, Satorninus, Proculus et Bonosus. c. 15. 83 A Meotide multi barbari eruperant... Ipsi autem Meotidae ita coogrebantur, quasi accitu Aureliani ad bellum Persicum convenisse auxilium daturi nostris, si necissitas postularet. Vopisc. Tacitus c. 13. Зосим и Зонара называют этих варваров Скифами. Гиббон думает (Гиб. ч. I, стр. 414–415), что то были Аланы, но его мнение опровергается надписью на одной из относящихся ко времени императора Тацита монет: «victoria gothica». Wietersheim. Gesch. Volkerw. III. S. 18. 89 Sine Gothis, contra quasvis gentes Romanus exercitus difficile desertatus est. Iornand. c. XXI. 92 Ersch u. Gruber. Encyclop. Sect. I. t. 75, 134. Chronicon Pashale (I, p. 527 ed. Bonn.) извещает, что мост сооружен был каменный; обыкновенно сомневаются в этом известии относительно материала сооружения, но что предприятие было крупное, на то указывают вычеканенные по сему случаю монеты. Ersch u. Grub. Ibid. 98 За что и встретило порицание от язычника Зосима, вообще крайне нерасположенного к Константину. Zosim. L. II. с. 34. 102 От самых времен апостольских, христианские церкви существовал в городах Фракии: Гераклее, Филипнополе, Беррое (Berrhoea или Вегоё) (Le Quien. Oriens Christianus T. I. p. 1102, 1156 и 1166). Около половины II века упоминаются христианские епископы в Дебельте и Анхиале (Ibidem. р. 1184 и 1100) и мученики за Христа в городах Мизии: Томи и Маркианополе (Ibidem. р. 1212 и 1218). 103 Некоторые из христиан, пользуясь общим смятением, завладели чужою собственностью, вместо утраченной своей, «таким образом, поскольку Ворады и Готфы поступали с ними вражески, то они для других соделались Вородами и Готфами» (Книга правил св. Апостолов, св. Соборов и св. Отец. Изд. Св. Синода 1874 год прав. VI е); некоторые поработили пленных, скрывшихся от варваров бегством (прав. VII). Нашлись и таковые, которые, конечно, вынужденные силою, руководила варварами при их грабежах (прав. VIII).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ср. Гал.5:24. 1154 Букв. «повесил себя на кресте». 1155 Или «в самом себе». 1156 Вар. «этого изобретения (ухищрения) знания». 1157 Или «делает он гладким путь свой». 1158 Или «мыслью своей», «мышлением своим». 1159 Букв. «без тьмы». 1160 Букв. «по большей части». 1161 Букв. «духовную цель». 1162 Т.е. в тварном мире. 1163 Преп. Исаак, очевидно, говорит о себе в третьем лице. 1164 Т.е. о конкретных деталях. 1165 Или «отшельники». 1166 Букв. «намерение твое», «цель твоя». 1167 Букв. «направь меня на них с истинной целью (с истинным намерением)». 1168 Ср. Пс.24:4–5. 1169 Или «совершенному знанию Твоему». 1170 Или «вершина (совокупность) пути». 1171 Или «соответствующими цели». 1172 Букв. «различия и пути». 1173 Вар. «начинают путь безмолвия». 1174 Букв. «различий и путей». 1175 Или «начальный этап» (букв. «голова»). 1176 Или «постом». 1177 Букв. «если есть такой человек». 1178 Букв. «в точном сложении слов». 1179 Букв. «преуспеяния сокровенных " . 1180 Букв. «во главе и в начале». 1181 Букв. «вступит он в подвижничество и широту и долготу пути». 1182 Т.е. в Беседе 22–й. 1183 Букв. «чьи цели различных " . 1184 Букв. «трудах подвижничества», «трудах образа жизни». 1185 Букв. «каждый человек среди них». 1186 Букв. «как он видит». 1187 Букв. «становится выше в собеседовании с ним». 1188 Так в Paris syr.298. В Bodleian syr.e.7 «подвижности», «порывистости». 1189 Т.е. против тела. 1190 Или «в душе своей». 1191 Букв. «собеседования со служением своим». 1192 1 Тим.1:9. 1193 Букв. «готовности воли угождать Господу их». 1194 Или «восприятия». 1195 Вар. «ни на кого–либо». 1196 Букв. «которые там используются». 1197 Так в Paris syr.298. В Bodleian syr.e.7 «все также требуется от них». 1198 Букв. «к молитве Ему и службе Господу». 1199 Букв. «ходят». 1200 Букв. «принести жертву движений служения твоего». 1201 Вар. «когда пробуждается " . 1202 Ср. Мал.4:1. 1203 Намек на мессалиан, которые считали ненужными почтительные положения тела при молитве. Подробнее см. в Беседе 14–й. 1204 Вар. «что намереваемся мы совершить?» 1205

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Вардзиа Вардзиа (XII в.), действующий мужской монастырь. Возвращаясь из Ахалкалаки и направляясь в сторону Ахалцихе, мы свернули на извилистую дорогу, петляющую по ущелью. На склонах гор красовались ярко рыжие и красные пятна маков - " роскошной Грузии долины ковром раскинулись вдали; счастливый, пышный край земли " . Пещерный город (более 600 многоэтажных пещер, приспособленных под жилые и хозяйственные помещения, аптеку, склады, церковь), Вардзиа был вырублен в скалах на левом берегу реки Куры при царях Георгии III (1156-1184) и его дочери Тамар (1184-1213), их изображения сохранились на фресках скальной церкви, датируемых 1184-1186 гг. В последние годы своей жизни Тамар часто жила в Вардзии, ее келья соединена с храмом. Фрески с изображением красавицы–царицы с миндалевидными глазами, стрелообразными бровями, мягкими чертами лица, равно как и иконы св. Нины можно встретить в каждом грузинском храме (Вардзиа, Кинцвиси, Бетания, Тимотесубани). Зенитом славы Грузии и эпохой церковного строительства и просвещения был век правнучки Давида св. Тамары (1184-1213). Она не только сохранила вверенные ей владения, но и расширила их от Черного до Каспийского моря. Написанная Шота Руставели по ее заказу поэма " Витязь в тигровой шкуре " (1587 строф), переведенная на многие языки мира свидетельствует о величии эпохи, породившей такое творение. Древнее предание гласит: пройдя чреду пещер вглубь горы, попадаешь к источнику желаний. Выпьешь из него — любое загаданное желание сбудется. Шах Тамаз, разграбивший монастырь в 1552 г., временно приостановил жизнь и процветание обители. Тимотесубани Тимотесубани (XIII в.) , действующий мужской монастырь, расположенный близ курорта Цагвери Борджомского района. " Вечерней мглы покров воздушный уж холмы Грузии одел " ... Уже под покровом сумерек, опускавшимся с вершин на ущелье, и прохлады, окутавшей подножие гор, мы подъехали к Тимотесубани. Вечерняя молитва закончилась, но в храме были люди – иностранцы–искусствоведы и несколько монахов. Двое из них пошли показать нам монастырь. Самая древняя церковь — св. Варвары. " Рассказывали нам фронтовики и местные жители, что св. Варвара ходила во время Великой Отечественной войны среди раненых на поле сражения с чашей и причащала их. Это видели многие. Тихо здесь, далеко от людей. Братии пока мало. Хозяйство свое. Пчелок разводим. Место тихое у нас " .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Под именем Бурдухан известна в Грузинской истории единственно дочь осетинского царя Худдана, которая была женой царя Георгия III (1156–1184) и матерью царицы Тамары и на высоких нравственных качествах которой особенно останавливается летопись (H. de la G., 1, 383, 401). О Липаре, «внуке (конечно, по матери), великого царя царей», сведений не имеем. Заметим лишь, что из дадианов под именем Липарита известны двое: первый – умерший в 1470, а второй – в 1512 г. (H. de la G., II, 1 livr., 646). О Леване и Нестан-Дареджани см. Коцхери 2. 41. Ковчежец Креста Тамары в Хопи 11 . Золотой киотик, 0,14 м выш. и 0,11 м шир., в котором издревле хранится тельный крестик царицы Тамары, в монастыре Хопи, на Кавказе, составляет драгоценную святыню древней Грузии. Киот имеет вид (рис. 41) складня из двух створок; на лицевой наружной стороне, в поле, украшенном чеканными разводами, наведенными чернью, представляет Спаса Вседержителя благословляющего и с Евангелием в левой руке, исполненного живописью; по кайме сажены рубины, аметисты, бирюза, аквамарины и сапфиры, всего до двадцати камней. На оборотной стороне, также снаружи, в поле, орнаментированном византийскими разводами с чернью, было некогда пять эмалевых медальонов, ныне от небрежного хранения совершенно выкрошившихся и замененных грубой живописью, и сохранились только четыре крохотных медальона, всего 2 см в поперечник, замечательной техники. Вверху в одном из этих медальонов представлена Богоматерь Заступница, с воздетыми руками, прелестной работы, в темно-пурпурной фелони, с надписью красной эмалью ΜΡ ΘΥ; на другом Николай Чудотворец, благословляющий именословно, в синей фелони, с белым крещатым омофором; св. великомученик Георгий, юноша в изумрудной мантии с тавлением и голубом хитоне с изумрудным крестом в руках, и Димитрий Солуньский в красной мантии белом хитон, кудрявый, круглолицый юноша. По кайме киота изнутри имеется надпись: «Древо истинное, сила крестная, твоим предводительством вспомоществуй и покровительствуй мне...», далее слова нарочно вытравлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Реконструкция лапидарной надписи, обрамляющей окно юж. фасада кафоликона мон-ря Ишхани, выполненная экспедицией прав. Евфимия Такаишвили. 1917 Реконструкция лапидарной надписи, обрамляющей окно юж. фасада кафоликона мон-ря Ишхани, выполненная экспедицией прав. Евфимия Такаишвили. 1917 Л. Менабде писал, что можно было бы отождествить упомянутого в сборнике НЦРГ. А 35 (кон. X - нач. XI в.) архиеп. Илариона с ишхнели, заказчиком Местийского Четвероевангелия, но слишком велика разница в датировках 1-го и 2-го памятников, составляющая 60 лет. Новые исследования позволили достоверно установить, что речь идет о разных архиереях. До сер. XII в. сведения об И. е. в источниках отсутствуют. К 1155 г. по велению Ишханского архиеп. Игнатия (Эгнати) на сев. стене среднего нефа храма черной краской была сделана обширная надпись, считающаяся самым пространным груз. эпиграфическим памятником (утрачена). В ней было сказано, что груз. цари некогда пожертвовали Ишхани с. Лозни; позже село попало в залог. Царь всей Грузии Димитрий I (Деметре) (1125-1155/56) освободил село от залога и вновь пожертвовал Ишхани. В грамоте, написанной на пергамене (не сохр.), был зафиксирован факт возвращения села в собственность Ишхани при ишхнели Игнатии, о чем последний приказал сделать надпись в кафоликоне, чтобы придать бóльшую достоверность условиям, изложенным в тексте документальной надписи, а также повесить в честь этого события лампады. 6-я строка фресковой надписи со слов «или кто появится...» и до конца, по всей видимости, является текстом непосредственной царской подписи, которой был скреплен пергаменный документ. Помимо царя Димитрия I в надписи упомянуты неск. исторических лиц: его сестра царица Тамара, его сыновья Давид V (царь всей Грузии в 1155-1156) и Георгий III (царь всей Грузии в 1156-1184), неизвестный католикос всей Грузии Феодор, архиеп. Игнатий, а также поставленные им царские духовники, не известные по др. источникам священники Илия (Элиа) и Григол. Основываясь на этих данных, Такаишвили датировал появление надписи не позднее 1155/1156 г. (Inscriptions géorgiennes... 1864. p. 14-17. pl. 111; Такаишвили. 1952. С. 39-40). Т. о., деятельность архиеп. Игнатия на Ишханской кафедре определяют сер. XII в.

http://pravenc.ru/text/1237983.html

Весной 1156 г. К. разграбил антиохийский правитель Рейнальд де Шатийон; военачальники, епископы и игумены были взяты в плен и увезены в Антиохию, где за них потребовали выкуп. В это время дукой К. был племянник имп. Мануила I Комнина Иоанн. В 1157 и 1159 гг. остров пострадал от землетрясений, во время последнего только в Пафосской епархии было разрушено 14 церквей, в т. ч. базилика Пресв. Богородицы Лимениотиссы. В 1159 г., во время нападения егип. флота, в плен попал брат дуки К. Неизвестно, был ли он братом Иоанна Комнина или его преемника Алексея Дуки, также состоявшего в родстве с императором, 1-е упоминание о к-ром на посту дуки К. относится к 1161 г. Пираты, нанятые Раймондом Трипольским, опустошили остров в 1161 г.; причиной нападения послужила отмена сватовства Мануила I к его сестре. Помимо грабежа пираты убивали женщин, детей, священников и монахов, жгли церкви и мон-ри. Последний известный дука К., Андроник Синадин, также был женат на родственнице императора - внучке Алексея I. Имп. Мануил I Комнин дарует привилегии Махерасскому мон-рю на Кипре. Мозаика зап. фасада ц. свт. Григория Паламы в Махерасском мон-ре. 1998 г. Имп. Мануил I Комнин дарует привилегии Махерасскому мон-рю на Кипре. Мозаика зап. фасада ц. свт. Григория Паламы в Махерасском мон-ре. 1998 г. После того как Мануил I в 1158 г. отвоевал Киликию, ее дуки получили право собирать налоги с киприотов, напр. Андроник Комнин (впосл. визант. имп. Андроник I Комнин ) и Исаак Комнин. Последний в 1184 г. провозгласил себя независимым правителем К. Прибыв на остров, он предъявил поддельные имп. документы, подтверждавшие его полномочия. Исследователи считают Исаака сыном Ирины, дочери севастократора Исаака Комнина (брата Мануила I). Исаак заставил кипрских епископов избрать патриарха, чтобы тот совершил обряд венчания его на царство как императора. Действия против него центрального правительства были безрезультатны. Правление Исаака современники называют тираническим: из-за налогового гнета в трудном положении оказались не только простые люди, но и знатные киприоты, многие из к-рых покинули остров.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Далее начато: Положим, выше своего века 1148 долж 1149 значат одно, а др 1150 то, в чем его при 1151 о вас собственно самих 1152 Далее начато: Хотелось бы мне со дни этого поклоненья моего унести с собой повсюду 1153 самых дурных, соблазнительных 1154 была причина 1155 Далее начато: Это его успокоит 1156 теперь основалась 1157 не так богат 1158 морская болезнь, от которой доселе я страдал страшно 1159 В подлиннике: дорожний 1160 а потому баловство 1161 Далее начато: попались на столе 1162 ревностнее на своем 1163 лу 1164 хорошо ли оно действительно 1165 благодарю от всего сердца 1166 или же сторону 1167 Впрочем, в следующем году 1168 пр 1169 Далее начато: Раньше 1170 и побывать 1171 Далее было: и помолиться о благополучном возврате в Россию 1172 скажу еще раз, что 1173 и вооружил 1174 тем более, что видишь 1175 живу 1176 Далее начато: Если кто 1177 нежел 1178 и неименье 1179 Чем более 1180 всю величину 1181 Далее начато: Пиши всё 1182 тем я их скоро 1183 не выеду 1184 бывает иногда 1185 то же, должно 1186 силы на дело 1187 фев 1188 затруднений всяких в дороге 1189 всегда почти 1190 не мешает это знать 1191 можешь 1192 Вместе с 1193 тягость издержания 1194 придется дела 1195 не даст мне близкий друг мой 1196 а даже 1197 Далее начато: тогда уже не нужны б 1198 в нынешнем наступающем году 1199 просто в Неаполь 1200 Далее начато: Посылаю 1201 и без 1202 точно уверен 1203 хотел 1204 к чем 1205 Но заговорить 1206 Далее начато: Это просто 1207 хотя при всем том с языком 1208 в то же время Россию 1209 крестьяне помещ 1210 что производит такой-то уезд и что другой 1211 всю высмотреть 1212 хоть, положим, для меня 1213 Далее начато: Замечу тебе еще 1214 из счетов, например, о приходах и расходах, которым счеты присылает мне Лиза. 1215 уже неспокойны, куды бы пристроить 1216 не взять, например, в соображен 1217 ост 1218 и уж этих денег 1219 поле 1220 много 1221 Нужно еще 1222 Далее начато: [Я помню, что] Эта сумма 1223 показывать 1224 горизонт, больший того, который он ожидал 1225

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Далее начато: я бы по 1129 Далее было: на литературе 1130 Далее было: и вызывать на него таким образом 1131 а не 1132 не произносят 1133 и всё поглощает 1134 Далее было: они отчасти точно еще христиане 1135 так сказать, в самое сердце 1136 могу 1137 Далее было: набралось всей пустоты 1138 даже отвергает 1139 что есть еще 1140 Скажу 1141 вы поместили в вашем письме мне по поводу этого безрассудного по вашему мнению дела 1142 вы сражаетесь 1143 Далее начато: действовать 1144 ни самонадеянного слова 1145 говоря в этом 1146 уже покажет 1147 сами же 1148 Не принятое в печати слово. 1149 должно быт 1150 Итак, силою такой любви 1151 останется 1152 может 1153 не может 1154 сами люди 1155 я не отриц 1156 Далее начато: или же ласка 1157 Далее начато: где уже окажется возрожденье его, как поэта 1158 то такие 1159 Далее начато: и 1160 уверенную и твердую работу 1161 до тех 1162 что не довольно удивляться 1163 достойно восхвалить 1165 В подлиннике: самих 1166 В подлиннике: самими 1167 13 1168 Далее начато: Са 1169 хорошо 1170 Далее начато: Это 1171 даже и в самых материальных вещах 1172 В подлиннике: самих 1173 в житии 1174 закрутит слишком нос 1175 воздух Парижа наполня 1176 собственных воздухов 1177 душевного свое 1178 род глядит 1179 а потому, если 1180 скажу вам, что 1181 у того 1182 получившему о том 1183 гд эти 1184 ничего бо 1185 [наполнивших] загромоз 1186 Далее начато: пет 1187 В подлиннике: четыремя 1188 Далее начато: И что всего хуже, мало вижу средств к развлеченью духа 1189 Строчкой ниже зачеркнуто: твой Г. 1190 просто вследствие 1191 также 1192 Далее начато: Но трудней христианину в те минуты 1193 относительно к нему 1194 был бы грешен 1195 писем моих 1196 парижская портьерка 1197 В подлиннике: очутительно 1198 внушит полезно 1199 когда вы полу 1200 не откажусь, что 1201 произвест и пустить в свет как 1202 Далее начато: но милосерд 1203 Нужно было прежде 1204 это насилие 1205 то есть, чтобы 1206 В подлиннике: и даже 1207 заговорить с сво 1208 чувствую хорошо 1209 В подлиннике: Ересалиме 1210

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010