В 21-й день. Мучения св. муч. Иулиании, л, 1142 1155 об. нач. «Царствующу Максимияну и кумиром бесовство держащи и диаволу величающуся.» Житие и чудеса св. Петра Митрополита Киевского и всея России; списано Киприяном Митроп., л. 1156–1182 об. Нач. «Сей убо блаженный Петре родися от христиану и благоверну родителю во едином от месте земли Волынския.» В 22-й день. Мучение св. великомуч. Анастасии Фармаколитрии сиречь узорешительницы, л. 1184–1191. Нач. «Во времена убо нечестивого царя Диоклетиана, в Римстем граде и во всех Римстех градах и странах бывшу гонению.» В 23-й день. Житие и хождение Преп. Нифонта мниха, еже в Константине граде, л. 1122 – 1213. Нач. «Тайну убо цареву хранити достоит, а дела Божия проповедати славно.» Св. мученик 10-ти, иже в Крите, л. 1215. Служба св. Филиппу Митроп. Московскому и всея России новому исповеднику, л. 1215–1230. Житие и подвиги, отчасти чудес исповедание св. Филиппа Митропол. Московского, 1233–1303 об. Нач. «Елицы убо Духом Божиим водими суть, сии сынове Божии нарекутся.» О преставлении Великого Князя Василия Ивановича всея России, л. 1239 об. О возведении на стол Святительский святого Филиппа л. 1258 об. О подвизе блаж. Филиппа на Собор®, л. 1268 об. О изгнании блаженного Филиппа во Тверь и о преставлении его, л. 1291 об. О возвращении мощей блаж. Филиппа Митроп. в Соловецкий монастырь, л. 1295. – Чудо 1-е о мужи Василии и исцелении его молитвами св. Филиппа Митрополита, л. 1300. – Чудо 2-е о иноце Исаие, л. 1302 бо. Житие вкратце св. Филиппа Митрополита Московского и всея России чудотворца, л. 1304 – 1327 об. Нач. «Сей убо иже во святых отец наш Филипп родися в преславном царствующем граде Москве.» – О изгнани блаж. Филиппа, л. 1322 об. – О возвращении мощей блаж. Филиппа в Соловецкий монастырь, л. 1324 об. – О чудесех св. Филиппа, л. 1325. – Ино чудо блаж. Филиппа о иноце Иса1е, л. 1326. – Чудо святого Филиппа о исцелении от болезни сребренника ковача Иоанна, л. 1326 об Преподобного отца нашего Николы мниха, иже от воина бывшего, л. 1328–1331 об. Нач. «Преподобный отец наш Никола иже преже воевода бе, и воины под собой име.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Воскресения, – правив три года, лишен патриаршества за излишнюю суровость нрава. 1154 г. 109) Неофит , правил несколько месяцев. 1154 г. 110) Константин , Лихуд, скончался после двухлетнего правления. 1156 г. 111) Лука Хрисовергий, сведущий в духовных и светских науках. Он издал несколько соборных определений, свидетельствующих об его уме и основательном знании божественных правил; скончался, правив церковью 13 лет и 4 месяца. 1169 г. 112) Михаил , родом из Анхиала, был диаконом и сакелларием; отличные сведения в науках приобрели ему почетное место между философами. Михаил Пселл посвятил ему, как мужу ученому, свое сочинение о златоделании. Он украшал Церковь 8 лет и 2 месяца, издав несколько полезных постановлений. Рукоположенный на его место 1177 г. 113) Харитон, из монахов Манганской обители, скончался, правив только один год и два месяца. 1178 г. 114) Феодосий , родом из Антиохии, муж знаменитый не только по ревности к благочестию, но и по любви к отечеству. Видя, что император Мануил вместо того, чтобы заботится о благе империи, волнуемой домашними смятениями и со всех сторон теснимой внешними врагами, предается словопрениям, возбуждая бесполезные богословские состязания, блаженный Феодосий с кротостью духовного пастыря убеждал его, оставив схоластические тонкости, обратиться к лежащим на нем великим обязанностям отца подданных и главы империи. При преемнике Мануила, Алексие Комнине Порфиродном, 1181 г., Феодосий, быв беззаконно изгнан, скоро возращен. Когда же взошел на престол Андроник Комнин, 1183 г., известный по своим жестокостям; то бл. патриарх, снедаемый душевной скорбью, отказался от патриаршества и удалился в Теревинф (один из островов, лежащих близ Константинополя). На его место поставлен 1184 г. 115) Василий Каматер, из хартофилаксов Великой Церкви. Его и следующих за ним трех патриархов, одного после другого, свергнул с престола император Исаак Ангел, вступивший на место Андроника. 1186 г. 116) Никита , называемый Монтаном, из сакеллариев Великой Церкви, глубокий старец.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Илия, епископ упоминается в 1120–1128 Косма, епископ рукоположен с 1143 упоминается до 1156 неизвестно Дионисий, епископ, свт. назначен Николай, епископ бывший епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский с 1184 или, возможно, до июля-августа 1183 неизвестно Владимир, епископ упоминается неизвестно Каллист I, епископ упоминается в начале XIII века неизвестно Алексий, епископ упоминается в 1231 первая пол. XIII века неизвестно Симеон, епископ, свт. упоминается с 1260 по 1271 епископ Тверской; 3.02.1289 Иаков, епископ упоминается неизвестно Григорий, епископ упоминается неизвестно Феодосий, архиепископ рукоположен с 1392 упоминается в 1406 и 1415 Фотий, архиепископ упоминается неизвестно Симеон, архиепископ упоминается с 1450 по 1456 неизвестно Полоцкая и Витебская Имена Сведения Каллист II, епископ упоминается в 1458, но уже в 1459 не упоминается неизвестно Симеон, архиепископ рукоположен с 1477 (1470) по 1481 митрополит Киевский и всея Руси Иона (Глезна), архиепископ рукоположен с 1482 до 1492 митрополит Киевский и всея Руси Лука, архиепископ управлял с 1488 (1490, 1492, 1495) до 1503 позже 1503 Евфимий (Окушкович Боский), архиепископ упоминается в 1504–1512 Симеон, архиепископ упоминается неизвестно Киприан, архиепископ упоминается в начале XVI века неизвестно Иосиф (Русин), архиепископ управлял с 1516 по 1523 митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Нафанаил, епископ упоминается с 1524 по 1533 Полоцкая, Витебская и Мстиславская Имена Сведения Мисаил, архиепископ рукоположен с 27.04.1534 неизвестно Симеон, архиепископ упоминается с 1534 до 1549 неизвестно Герман (Литавар-Хребтович), архиепископ упоминается Герасим (Корсак Глеб), епископ управлял с 28.03.1558 неизвестно Волович Григорий Маркович пан (не рукоположен), управлял, упоминается ранее октября 1562 до 22.10.1562 Арсений (Шишка), архиепископ рукоположен с 22.10.1562 по 15.02.1563 заточен в Спасо-Каменный монастырь; 1576 Полоцкая и Великолуцкая Под властью митрополитов Московских Имена Сведения Трифон (Ступишин), архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

(Кекел. А 193, A 840 (XI в.), A 839, A 222, A 635 (XII-XIII вв.) и др.). Насчитывается 4 основных перевода Жития Г., сохранившихся в неск. десятках рукописей. Текст самой ранней груз. рукописи чудес Г., включающей «Чудо Г. о змии», датируется кон. XI в. (Hieros. Patr. Cod. 2). Начиная с XIV-XV вв. цикл чудес Г. получил широкое распространение в Грузии. «Чудо о змии» было особенно популярно, в XVII в. оно было переложено в стихотворную форму Датуной Квариани (Кекел. H-2904, 2879; S-2842; Q-320, 296 и др.). Созданная в XIX в. редакция «Чуда о змии» (Там же. H-952; S-2694; A-1039, 360) заканчивается тем, что Г. удочеряет спасенную им царевну. В груз. письменности получили распространение не только переводные греч. Жития и чудеса Г., но и оригинальные сказания (напр., «Чудо о каменщике Басиле», к-рый в одиночку построил храм св. Георгия в Кларджети). Нек-рые чудеса Г. груз. предания соотносят с груз. местностями. Так, считается, что «Чудо о быке Феописта» произошло в Халде в Сванети. Георгиевский крест (красный крест на белом фоне) помещен на церковном флаге Грузии. По преданию, Г. помогал грузинам во мн. битвах, его неоднократно видели во главе груз. войска (15 авг. 1121 в Дидгорской битве с турками-сельджуками; 28 сент. 1659 в победном сражении с султаном Зелим-ханом). Вмч. Георгий. Чеканная икона из Лабечина (Грузия). XI в. Вмч. Георгий. Чеканная икона из Лабечина (Грузия). XI в. Имя Георгий является одним из самых распространенных в Грузии и династическим именем груз. правителей. Считалось, что пользующийся небесным покровительством Г. ни в чем не будет знать поражения. В связи с этим интересна надпись на перстне с изображением св. царя Георгия III: «Святой Георгий, я, Георгий, надеждою на тебя побеждаю врага». Это имя носили абх. цари Георгий I (861-868) и Георгий II (922-957), Гурийские (до Георгия V, XVIII в.) и Одишские мтавары (до Георгия IV, XVIII в.). Г. почитался как покровитель правящего дома Багратиони, на гербе к-рых помещалось изображение святого. Это имя носили цари объединенной Грузии Георгий I (1014-1027), воздвигший на месте древнего престола кафедральный собор Светицховели во Мцхете, Георгий II (1072-1089), отец царицы Тамары Георгий III (1156-1184), при к-ром были начаты строительные работы монастырского скального комплекса Вардзиа , сын св.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Михаила лапидарные надписи, выполненные асомтаврули, позволяют установить дату основания храма – 1172 г., а также имена его строителей и ктиторов. Это приближенные ко двору грузинского царя Георгия III (1156–1184) эриставт-эристави Вардан, Арсений, Чиабер Басили и Тлетта (вероятно,Твалистуга); царица Родам (супруга царя Картли Вахтанга V) и ксанский эристав Иесе (надпись 1673 г.); царевна Кетеван (вероятно, дочь царя Картли-Кахети Ираклия II; надпись 1798 г.) и др., а также представители духовенства. Во 2-й пол. XIV в. в храме, значительно поврежденном дождями и наводнениями, была восстановлена кладка фасадов и частично перестроена. Монастырь был основан в период позднего средневековья (XVI-XVII вв.); в это же время ц. во имя арх. Михаила стала родовой усыпальницей ксанских эриставов. К XVII в. относятся значительные преобразования в И. Ксанские эриставы, которым в этот период принадлежал монастырь, превратили его в укрепленный замок. Вокруг церкви была возведена крепостная стена с прямоугольными башнями по углам с восточной стороны; с запада от церкви, на некотором возвышении, возведена цитадель сложной конфигурации. Во 2-й пол. XVII в. здесь были упокоены мощи героев Картлийско-Кахетинского восстания против кызылбашей (1660) Шалвы и Элизбара Эристави и Бидзины Чолокашвили, замученных иранским Шахом Аббасом II. Судя по надписи, сохранившейся над западным входом, ксанский эристав Иесе в 1673 г. на месте старого, ранее разрушенного западного портика (сохранился фланкирующие вход полуколонны) построил новый, а также поставил колокольню и другие монастырские здания (не сохранились). По сведениям историка XVIII в. Вахушти Багратионы, И. в этот период управлял архимандрит. Историк 1-й пол. XVIII в. Сехниа Чхеидзе описывает неоднократные нападения лезгинских племен и турок на крепость И. Так, в июле 1732 г. здесь было развернуто сражение и победу над лезгинами одержали картлийцы; в декабре того же года разоривших Квемо-Картли лезгин разбил у И. везир турецкого султана Осман-паша; в 1736 г.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopis...

О дадиани Левани и жене его Нестань-Дареджани см. Коцхери 2. Чиладзе принадлежит древнему роду Гурии, владевшему округом ее Саджавахо (Бакрадзе, Археологическое путешествие по Грузии в Адчаре, стр. 230). 12 . Икона Богоматери в новой ризе, заменившей древний оклад, с эмалевыми венчиками над Божией Матерью и над Предвечным Младенцем и другими эмалевыми же украшениями. Неизвестно, какую надпись она имела на лицевой стороне; но, что касается надписи на уцелевшей древней оборотной обшивке, то она несколько повреждена, смысл же ее следующий: «Пресвятая Богоматерь, Два Одигитрия, подобие Святого Лика Твоего, я, недостойный мандатурт-ухуцес-дадиани Бедан, с супругою, дочерью Карталинского Эристава Хвашак, украсил Тебя на скудные свои средства и из собственного материла в ходатайство за нас и за сыновей наших: Звиада, Георгия и Иоанна». В разъяснение настоящей надписи заметим, что: во-1-х, титул мандатурт-ухуцеса, соответствовавший византийскому Protomandator, был усвоен в Грузии со времени царя ее Георгия III (1156–1184) и составлял один из высших титулов при грузинском дворе (Бакрадзе, История Вахушта, стр. 7, прим. 2), и во-2-х, по другим более определенным надписям на иконах Богоматери и Спаса с эмалевыми же украшениями в Хопском монастыре, мандатурт-ухуцес-дадиани Бедан, женатый на дочери Карталинского Эристава Беги Хвашак, является при внуке царицы Тамары и сыне Русудани Давиде IV, и по указанию грузинских летописей, как дадиани Бедан, вместе с дадиани Цотне, которого мы тоже встретим в Хопи, так и Бега Карталинский играли весьма видные роли в Грузии при Давиде IV, царствовавшем с 1243 г., и при следовавших за ним и легко, под игом монгольским, сменявшихся царях. На этих исторических лицах мы остановимся при разборе хопских надписей. В ризнице Мартвильского монастыря имеются: 13 . Крестик афонского изделия, резной, 0,16 м выш., в ажурной серебряной филигранной оправе, с зеленой и синей финифтью, с ажурными разводами по боковым коймам, с мелкими камнями и сиончиком на верху.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Об этом Виссарионе см. Brosset, Voyage archéologique dans la Géorgie et dans l» Arménie en 1847–1848. XI rapp., 14–15. 31 . Звездица, из золота, с крестом. Украшена 12 бирюзами, аметистами и сердоликами. Надпись ее: «Христе, помилуй католикоса (абхазского) Евфимия». Об Евфимии, святительствовавшем между 1578 и 1611 гг., см. там же, стр. 15. 32 . Лжица, из золота, украшена искрами яхонтовыми и бирюзой, ручка из бирюзы. Того же времени. 33 . Панагия золотая на серебряной цепи с каймою, и изображением Спаса изделие русское, финифтяное, но финифть выкрошился; кайма набрана изумрудами, яхонтами и сапфирами. 34 . Перстень или печать в виде перстного кольца, из золота, по преданию – так называемый перстень Давида Возобновителя, есть печать, подобная царским, королевским и епископским большим печатям, по своей несоразмерной величине никогда не служившая собственно перстнем. Печатка сделана выпукло, на ней в золоте резан вглубь св. Георий, стояний по византийскому типу в наряде византийского патриция-стратига (при латах короткий плащ), со щитом и когтем, и грузинским надписанием имени. По кольцу разводы грузино-византийского типа, перехваченные грузинскими узлами, сделаны резьбой и наведены чернью. Работа печати и орнаментов одновременно, прекрасного стиля и отличной техники (см. рис. 30 и 31). 31. Печатка перстня 30. Перстень «Давида Возобновителя» Надпись на его ободке: «Святой Георгий, я, Георгий, надеждой на тебя побеждаю врага». Вырезанный вглубь св. Георгий с монограммой его, сделанной обратно, как и надпись на ободке показывают, что перстень служил вместо печати царю Георгию, под которым следует разуметь отца царицы Тамары, Георгия III (1156–1184), которому несомненные и неоднократные победы над полчищами мусульман давали полное право приписывать себе, при помощи св. Георгия, победы над врагами. 35 . Саккос грузинских католикосов, неизвестного точного времени, но не ранее конца XVII века, с шитыми двенадцатью праздниками Господскими по зеленому полю и изображениями святых Георгия, Димитрия, Евстафия и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Святой Георгий почитался как покровитель правящего дома Багратиони, на гербе которых помещалось изображение святого. Это имя носили цари объединенной Грузии Георгий I (1014–1027), воздвигший на месте древнего престола кафедральный собор Светицховели во Мцхете, Георгий II (1072–1089), отец царицы Тамары Георгий III (1156–1184), при котором были начаты строительные работы монастырского скального комплекса Вардзиа, сын святой царицы Тамары Георгий IV Лаша (1207/10–1222), Георгий V Блистательный (1314–1346), объединивший на недолгое время Западную и Восточную Грузию и освободивший страну от монгольского ига, Георгий VI Мцире (Малый) (1307–1314), Георгий VII (1393–1407) и Георгий VIII (1445–1469, в Кахети – как Георгий I в 1466–1476), последний царь единой Грузии, который провел военную реформу, разделив армию на четыре садрошо (воеводства) во главе с четырьмя епископами – Бодбийским, Некресским, Руставским и Алавердским. В Картли имя Георгий носили цари Георгий IX (1524–1534), принявший постриг с именем Герасим, Георгий X (1600–1606), Георгий XI (1676–1688, 1703–1709) и царь Картли-Кахети Георгий XII (1798–1800). В Западной Грузии (Имерети) – Георгий I (1389–1392), Георгий II (1565–1585), Георгий III (1604–1639), Георгий IV Гоча (1696–1697), Георгий V (начало XVIII века), Георгий VI (1703–1711, 1713, 1720), Георгий VII (1741), а также Великий Моурави Георгий (Саакадзе; моурави Тбилиси (1609–1612), правитель Картли (1619–1626). День памяти святого Георгия (Гиоргоба) празднуется в Грузии три раза в год: 23 апреля (день кончины), 3 ноября (день освящения церкви святого Георгия в Лидде) и особенно 10 ноября (колесование святого Георгия, по другой версии – день победы святого Георгия над змеем). Последний праздник был настолько важен, что весь ноябрь назывался месяцем святого Георгия (Гиоргобистве). День памяти святого Георгия в Картли называется также Геристоба, Усанетоба, Атоцоба; в Кахети – Алавердоба, Тетри Гиоргоба; в Мегрелии – Илороба, Алертоба, Мирсоба. Согласно грузинскому устному народному преданию, тело святого было расчленено на 363 части (по другим версиям, на 364 или 365) и разбросано по всей Грузии. На этих местах по числу дней в году и были воздвигнуты многочисленные храмы в его честь, создавшие единую сеть его почитания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Слово похвальное на Рождество И. Предтечи, л. 1034–1040. Нач. «Присно текий источник Божества» «Слово похвальное па Рождество И. Предтечи Преп. исповедника Феодора игумена Студийского, л. 1040–1051. Нач. «Славно некоему велегласну подобной паше слово». В 26-й день. Житие и подвизи св. многострадальной Преподобномученицы Христовы Февронии, л. 1032–1087. Нач. «Бысть во дни Диоклетиана Царя, Анфиму епарху болезнию телесною слежати». Мучение вкратце св. Преподобномученицы Февронии, л. 1088 – –1095 об. Нач. «Сия от юного возраста ярем Господень восприимши». В той же день повесть от жития свв. новых чудотворцев Муромских благоверного и преподобного и достохвального Князя Петра, наречённого во иноческом чину Давида и его супруги благоверной Княгини Февронии, нареченной во иноческом чину Евфросинии, л. 1096–1119. Нач. «Сей убо в Рустей земли град нарицаемый Муром». Похвала святым Петру и Февронии, л. 1117 об. В той же день о житии вкратце сказание о Епископе Василие Муромском, л. 1120–1123 об. Нач. «Слышахом убо некия глаголющих древния сказания о граде Муроме.» В 29-й день. Деяние и мучение свв. и славных и всехвальных Апостол Петра и Павла, л. 1124–1147 об. Нач. «Бысть по отшествии св. Апостола Павла от Гавдомелетского острова приити ему во Италию.» Словопрение Петрово с Симоном волхвом, л. 1148–1155 об. Нач. «По Клавдие же царствова сын его лет четыренадесять. При сем волхв Симон прииде в Рим.» Мучение свв. и славных верховных Апостол Петра и Павла, л. 1156–1184 об. Нач. «И в художествах не точно иже изначала отца приемлем и тех единех красимся труды.» Житие и мучение свв. верховных и пребожественных Апостол Петра и Павла, л. 1186–1196 об. Нач. «Бысть по многом зело хождении по различным градом и странам .» Страсть св. Апостола Павла, л. 1198–1209 об. Нач. «Бысть же на другое лето по убиении св. Апостола Петра.» Слово похвальное И. Златоуста свв. верховным Апостолам Петру и Павлу, л. 1210–1217. Нач. «Небесе и земли реть вижу настоящего ради торжества.» Слово похвальное Исихия пресвитера Иерусалимского свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Церковь Пятницы заложена была заморскими купцами в 1156 году, но она, как видно, не была достроена, и в 1191 г. сделана деревянная, а каменная совершена уже в 1207 году. На Софийской стороне было восемнадцать церквей; из них каменные: Николая в Неревском конце на Яковлевой улице (1136), Саввы Преждеосвященного в Саввиной улице, в Неревском конце (1154), Бориса и Глеба, построенная Садком Сытиничем в Детинце (1167), Иакова в Неревском конце (1172), Вознесения 1191 г. (свершена в 1211), Сорока мученик (1199). Из них церковь Вознесения была прежде деревянная. Деревянные: в Неревском конце, Феодора Тирона (1115), Феодора Стратилата (1118), Космодемьянская на Холопьей улице (1143), Василия в Людине конце (1151), Константина и Елены в Неревском конце (1151), Троицы в Щитинице, в Людином конце (1165), Михаила Архангела на Прусской улице (упомин. сгоравшею в 1175 г.– старая церковь), Иоанна Усекновения на Чюдинцевой улице (1176), Иакова на Добрыне улице в Людином конце (1181), Власия в Людином конце (1184), Сретения на Владычнем дворе, в Детинце (1191). Сверх того, неизвестно где находилась церковь Трех Отроков на Житуни: Макарий думает, что это место па Прусской улице. В XIII-м веке, некоторые из церквей, бывшие в предыдущем столетии деревянными, стали каменными: на Торговой стороне церковь Илии на Холме в 1202 и Луки Евангелиста, которая была прежде на Колене (след., существовала еще в XII-м веке), а в 1207 перенесена на улицу Лубяницу; на Софийской стороне Сорока Мученик (1211), Иакова в Неревском конце – быв прежде каменною, вероятно обвалилась и вновь была отстроена (1229), – Феодора Стратилата (1294). Вновь упоминаются деревянные церкви на Торговой стороне: Рождества на Колене в Запольи за Плотницким концом (1226), Димитрия на Славковой улице (1262 – сгорела), Бориса и Глеба (1262), Жен Мироносиц (1299). На Софийской: Двенадцать Апостолов между Прусскою и Чюдинцевой (1230); Луки в Людином конце (упомин. сгоревшею в 1234), Саввы в Неревском конце (1271 г. – неизвестно какая), Рождества во Владычне дворе в Детинце (в 1290 упоминается).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010