Закрыть itemscope itemtype="" > Присягавшая России на Коране и Евангелии 29.09.2007 697 Время на чтение 8 минут В ближайшие годы проклятие гордых предков может похоронить суверенитет Грузии. И блудному грузинскому " сыну " Саакашвили придется вновь присягать России одной рукой на Коране, а другой на Евангелии.Хотя сегодня в Грузии возможно почти все, и Саакашвили принесет присягу только на Коране. Но тогда уже не перед Россией, а перед Турцией В XVIII в. грузинам как этносу грозила полная депопуляция. То есть исчезновение. К моменту вступления в Российскую империю в XIX в. во всех странах мира оценочно грузин оставалось не более 40 000 семей - всего. Грузия государство чрезвычайно древнее, знавшее очень высокие взлеты. Были времена, когда Грузии принадлежала вся Армения. А Армения простиралась тогда до озера Ван в восточной части нынешней Турции. Это было на рубеже XI-XII вв., в царствование " царя царей " Давида-Возобновителя (иначе Давида-Строителя). Кстати, не очень близкого друга, но военного союзника великого князя Владимира Мономаха. У России тогда были весьма тесные контакты с Грузией. Второй период расцвета Грузии приходится на XII-XIII вв., период правления царицы Тамары, дочери царя Георгия III (1156-1184 гг.). Она очень популярна в русской по­эзии и даже почитаема Русской православной церковью как общая святая. Ее первый муж - Юрий, сын великого русского князя Андрея Боголюбского. Он хотя и не был грузин­ским царем, но все же был русским мужем грузинской царицы. Преследуемый своим дядей Савалатом, великим князем владимирским Всеволодом Большое Гнездо (1175-1212 гг.), Юрий скрывался в городе кипчакского (половецкого) царя Севенджа. Откуда и был доставлен влиятельным купцом Занканом Зоровавелем " юноша доблестный, совершенный в телосложении и приятный для созерцания " к престолу царицы Тамары. В тот период Грузия опять стала мощной державой. Значительная часть нынешней восточной Турции входила тогда в состав грузинской державы. Но на этом все взлеты кончаются. Начинается период упадка и распада. Грузия рассыпается на несколько частей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИСТ III († до 1184, Беневенто; до избрания папой - Джованни де Струми), антипапа (1168-1178), аббат мон-ря Струми (до 1168), наместник (rector) Беневенто (с 1178). О детстве и юности Джованни де Струми известно мало. По одной из версий, буд. понтифик был родом из Венгрии. Вероятно, уже в раннем возрасте он вступил в конгрегацию валломброзиан и подвизался в монастыре Струми близ Ареццо. О его пребывании в монастыре ничего не известно. Определенного влияния в церковной политике Джованни достиг при «имперских антипапах» (в 1159-1178 череда антипап, противостоявших папе Александру III (1159-1181) и пользовавшихся поддержкой имп. Фридриха I Барбароссы (1155-1190)). Джованни де Струми был активным сторонником императора (в 1156 Фридрих I взял конгрегацию валломброзиан под свое покровительство), в т. ч. поддержал избрание антипапы Виктора IV(V) (1159-1164). В конце правления Виктора IV или уже при антипапе Пасхалии III (1164-1168) Джованни де Струми был возведен в сан кардинала-епископа Альбано (точная дата неизв.). Он не был рукоположен во епископа и остался аббатом мон-ря Струми. Его подписи стоят под буллами Пасхалия III от 13 апр. 1166 г. и от 26 февр. 1168 г. После смерти Пасхалия III 20 сент. 1168 г. Джованни де Струми стал его преемником, 3-м антипапой в период схизмы при Александре III. Из-за неудач итальянской политики Фридриха Барбароссы зона влияния «имперских антипап» постоянно сокращалась - в 1167 г. союз с Александром III заключили ломбардские города, в 1168 г. против Пасхалия III восстали римляне. Т. о., К. подчинялись лишь неск. городов и районов Папской области (Витербо, Тускул). В Риме власть антипапы, вероятно, не распространялась далее зап. берега р. Тибр (Ватикан, Трастевере), поэтому основным местом пребывания К. стал Витербо. Власть антипапы опиралась лишь на поддержку императора и неск. крупных рим. семейств (в первую очередь на семейство Вико), к-рые были не заинтересованы в возвращении в Рим Александра III.

http://pravenc.ru/text/1320103.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАТАМОН [греч. Ιερα Μον Καταμνας], мон-рь во имя прав. Симеона Богоприимца, муж., действующий, принадлежит Иерусалимской Православной Церкви, находится в юго-зап. части Иерусалима, недалеко от Крестового мон-ря , на холме над долиной Вади-эль-Паша. Точное время основания К. неизвестно. По преданию, на этом месте находился дом прав. Симеона Богоприимца , в саду которого был устроен родовой склеп, где впосл. был похоронен и он сам. Ссылаясь на неизвестный источник, Т. Даулинг и Р. Жанен утверждали, что К. был основан в 1177 г. груз. царем Вахтангом ( Dowling T. E. The Georgian Church in Jerusalem//PEFQSm. 1911. Vol. 43. N 4. P. 185; Janin R. Les Géorgiens à Jérusalem//EO. 1913. Vol. 16. P. 217-218). Однако в это время в Грузии правил Георгий III (1156-1184). Возможно, речь идет о Вахтанге, младшем сыне св. Давида IV Строителя . По всей видимости, грузины поселились в К. ранее XII в.: пергаменное грузинское Евангелие от Иоанна из синайского Екатерины великомученицы мон-ря было переплетено на Синае в 983 г. по заказу иером. Микаела Катамонели, который прибыл из Палестины ( Цагарели. 1888. С. 200). Т. о., К. возник ранее Крестового мон-ря, от к-рого он впосл. зависел. Сохранился араб. документ 1169 г. о приобретении игум. Крестового мон-ря Махаребели расположенного неподалеку виноградника, известного как Эль-Катамун ( Pahlitzsch. 2003. P. 36-37). Возможно, к XII в. относится башня мон-ря, длина фундамента к-рой составляла 20 м. По палеографическим данным, XII в. датируется сильно поврежденная груз. надпись, которую в 1883 г. А. Цагарели видел в алтаре ц. прав. Симеона Богоприимца ( Цагарели. 1888. С. 124). В наст. время камень с этой надписью хранится в сев.-зап. углу церкви. В 2002 г. надпись изучил Г. Гагошидзе ( Гагошидзе Г. Груз. надписи на Святой Земле//Academia. Тбилиси, 2003. T. 5 (A). С. 41-42 (на груз. яз.)). В ней упомянут некий Кутатели, т. е. Кутаисский епископ, видимо сделавший пожертвование в К.

http://pravenc.ru/text/1681355.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНТИЙ II (Леон, Леонт) († до 1184), еп. (с 1158), архиеп. (с 1164 (?)) Ростовский (с перерывами). Л. был хиротонисан во епископа Ростова митр. Киевским Константином I летом или осенью 1158 г., после полутора лет вакантности Ростовской кафедры, т. к. его предшественник Нестор лишился епископии еще зимой 1156/57 г., сразу по прибытии Константина на Русь. Поскольку поиск замены для Нестора занял столько времени, Л. не был одним из тех кандидатов на рус. кафедры, которые прибыли из К-поля вместе с новым митрополитом для замены епископов - сторонников митр. Климента (Клима Смолятича) . Нестор и в самом деле отнюдь не принадлежал к приверженцам Климента. Это дает основание догадываться, что удаление Нестора и поставление Л. были связаны с конфликтом между Киевским кн. Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким и его старшим сыном св. блгв. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским , к-рого, очевидно, и поддержал Нестор. Но Л. не успел почувствовать сложность своего положения, поскольку уже в мае 1157 г. Юрий скончался и Андрей вопреки завещанию отца стал князем Владимиро-Суздальским. В первый же год своего святительства и правления Андрея Л. успел вызвать резкое недовольство подчиненного ему духовенства и вообще «ростовцев и суждальцев» тем, что «умножил бяше церковь грабяй попы» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 349; Т. 2. Стб. 493). Это кажущееся противоречивым выражение вызвало дискуссию. Согласно одной т. зр., Л. увеличивал число приходов и соответственно священников с целью получать с последних побольше платы за поставление (Е. Е. Голубинский ); согласно другой, стал взимать церковную подать не по числу храмов, а по числу престолов, увеличив ее, т. о., за счет приделов (Н. Н. Воронин ), или же попросту лихоимствовал (Ю. А. Лимонов). Между тем при прямой и наиболее естественной трактовке - Л. обложил духовенство тяжкими поборами на постройку церквей (П. П. Соколов) - летописное свидетельство хорошо вписывается в церковную политику Андрея Боголюбского, основной идеей к-рой до 1167 г.

http://pravenc.ru/text/2463541.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИКОРТА [груз. ], муж. мон-рь (XVI-XVII вв.- 1811) Никозской епархии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)). Расположен в ущелье Исроли (юж. отроги Б. Кавказа), близ р. Меджуда, в ист. пров. Грузии Шида-Картли, в 20 км от Гори. Сохранившиеся на восточном и западном фасаде икортской ц. во имя арх. Михаила лапидарные надписи, выполненные асомтаврули , позволяют установить дату основания храма - 1172 г., а также имена его строителей и ктиторов. Это приближенные ко двору груз. царя Георгия III (1156-1184) эриставт-эристави Вардан, Арсений, Чиабер Басили и Тлсгга (вероятно, Твалисгуга); царица Родам (супруга царя Картли Вахтанга V) и ксанский эристав Иесе (надпись 1673 г.); царевна Кетеван (вероятно, дочь царя Картли-Кахети Ираклия II; надпись 1798 г.) и др., а также представители духовенства. Во 2-й пол. XIV в. в храме, значительно поврежденном дождями и наводнениями, была восстановлена кладка фасадов и частично перестроена верхняя часть зап. рукава. Мон-рь был основан в период позднего средневековья (XVI-XVII вв.); в это же время ц. во имя арх. Михаила стала родовой усыпальницей ксанских эриставов. К XVII в. относятся значительные преобразования в И. Ксанские эриставы, к-рым в этот период принадлежал мон-рь, превратили его в укрепленный замок. Вокруг церкви была возведена крепостная стена с прямоугольными башнями по углам с восточной стороны; с запада от церкви, на нек-ром возвышении, возведена цитадель сложной конфигурации. Во 2-й пол. XVII в. здесь были упокоены мощи героев Картлийско-Кахетинского восстания против кызылбашей (1660) Шалвы и Элизбара Эристави и Бидзины Чолокашвили , замученных иран. шахом Аббасом II. Судя по надписи, сохранившейся над зап. входом, ксанский эристав Иесе в 1673 г. на месте старого, ранее разрушенного зап. портика (сохр. фланкирующие вход полуколонны) построил новый, а также поставил колокольню и др. монастырские здания (не сохр.).

http://pravenc.ru/text/389071.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЙ I (Гулаберисдзе) [груз. ], католикос-патриарх всей Грузии (нач. 50-х гг. XII в.- 1177/78), гимнограф. Жизнь О происхождении и жизни Н. известно из его соч. «Слово о Столпе Животворящем, хитоне Господнем и Церкви главной» ( (?), (?)(?) (?)): в описание одного из чудес, происшедшего в мцхетском патриаршем соборе Светицховели , гимнограф включил нек-рые автобиографические сведения. В частности, рассказывается о том, как Н. и его спутнику, ведшему груженную вином лошадь, удалось чудесным образом перейти у с. Цицамури разлившуюся и бушевавшую р. Арагви: их вел свет Животворящего Столпа. Из этого отрывка становится известно, что Н. был родом из восточногруз. провинции Кахети и приблизительно в 20-х гг. XII в. пришел к своему дяде по отцу, мон. Симеону (католикос-патриарх всей Грузии Симеон IV (Гулаберисдзе ; 1128-1144)), к-рый в то время подвизался в мон-ре во имя прп. Саввы Освященного в Армази под Мцхетой ( Николай (Гулаберисдзе). 2007. С. 53). Н. занимал пост предстоятеля Грузинской Православной Церкви в период царствования Георгия III (1156-1184): в «Слове о Столпе...» Н. описал единственный происшедший в период его предстоятельства случай нарушения чина совершения хиротонии и в связи с этим упомянул имя супруги царя - царицы Бурдухан. Согласно груз. церковной традиции, архиереев хиротонисали в Светицховели. Когда Н. занял Патриарший престол, он во время проверки священноначалия и клира выяснил, что несколько действующих епископов по разным причинам оказались нехиротонисанными. Он хиротонисал их в Светицховели, кроме одного - еп. Руисского Тимофея, чему воспрепятствовали, как указано в сочинении, «тяжелая зима» и противление царицы Бурдухан, очевидно покровительствовавшей мон-рю Руиси и Руисской епархии. В результате Н. был вынужден хиротонисать еп. Тимофея «в своей церкви» (не названа; возможно, имеется в виду кафедральный собор в Руиси). Той же ночью одному почтенному монаху (имя не указано) во сне явился Животворящий Столп «в виде старца, окутанного невероятным сиянием», к-рый обвинил Н. в нарушении церковных канонов. Н. глубоко каялся в содеянном и писал, что недопустимо нарушать церковные законы, установленные Господом и переданные человеку через Духа Святого, кто бы ни подвигал на это - представитель высшей церковной иерархии или глава государства. По мнению Н., глава Церкви сам должен быть гарантом соблюдения церковного законодательства ( Николай (Гулаберисдзе). 2007. С. 56-57).

http://pravenc.ru/text/2566054.html

Полоцкая Учреждена до 997 года. В период 1317–1328 годов входила в состав Литовской митрополии, в период 1354–1361 годов – в составе Волыно-Литовской митрополии. В епархию входили следующие города; Витебск, Друцк, Подберезовск, Минск, Заславск, Свислоцк, Логойск. Полоцкая Мина епископ, свт., рукоположен с 13.12.1105 † 20.06.1116 (первый, упоминаемый в летописях) Илия епископ, упоминается в 1120–1128 Косма епископ, рукоположен с 1143 упоминается до 1156 † неизвест. Дионисий епископ, (свт.), назначен Николай епископ, бывший еп. Ростовский, Суздальский и Владимирский с 1184 или, возможно, до июля-августа 1183 † неизвест. Владимир епископ, упоминается † неизвест. Каллист I епископ, упоминается в начале XIII века неизвест. Алексий епископ, упоминается в 1231 первая пол. XIII века † неизвест. Симеон епископ, свт., упоминается с 1260 по 1271 еп. Тверской; † 3.02.1289 Иаков епископ, упоминается † неизвест. Григорий епископ, упоминается † неизвест. Феодосий архиепископ, рукоположен с 1392 упоминается в 1406 и 1415 Фотий архиепископ, упоминается † неизвест. Симеон архиепископ, упоминается с 1450 по 1456 † неизвест. Полоцкая и Витебская Каллист II епископ, упоминается в 1458, но уже в 1459 не упоминается † неизвест. Симеон архиепископ, рукоположен с 1477 (1470) по 1481 митр. Киевский и всея Руси Иона (Глезна) архиепископ, рукоположен с 1482 до 1492 митр. Киевский и всея Руси Лука архиепископ, управлял с 1488 (1490, 1492, 1495) до 1503 † позже 1503 Евфимий (Окушкович-Боский), архиепископ, упоминается в 1504 –1512 Симеон архиепископ, упоминается † неизвест. Киприан архиепископ, упоминается в начале XVI века † неизвест. Иосиф (Русин) архиепископ, управлял с 1516 по 1523 митр. Киевский, Галицкий и всея Руси Нафанаил епископ, упоминается с 1524 по 1533 Полоцкая, Витебская и Мстиславская Мисаил архиепископ, рукоположен с 27.04.1534 † неизвест. Симеон архиепископ, упоминается с 1534 до 1549 † неизвест. Герман (Литавар-Хребтович), архиепископ, упоминается Герасим (Корсак Глеб) епископ, управлял

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Икорта. Церковь Архангела Михаила. Церковь Пресвятой Богородицы, /// Епархия неизвестна Церковь. Не действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:не ранее 1172. Адрес: Республика Южная Осетия, Цхинвальский район, с.Икорта Координаты: 42.16639, 44.155716 Проезд:Икорта находится в пограничной зоне. Нужно получать пропуск в МВД ЮО Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Согласно надписи на стене храма, он был построен в 1172 году. Величественный храм Пресвятой Богородицы в селе Икорта является одним из уникальных памятников архитектуры Южной Осетии. Расположен он в приграничной зоне, в 35 километрах от Цхинвала. Поэтому, чтобы добраться сюда, необходимо проследовать мимо пограничного поста.Храм расположен на ровной площадке, а неподалеку, на небольшой возвышенности, видны развалины стен крепостного сооружения. В XVI—XVII веках при церкви был основан монастырь, а храм стал усыпальницей ксанских эриставов. Это было княжеское сословие в Грузии, основателями которого были потомки осетинского царского рода, переселившиеся из Алагирского ущелья. Говоря об архитектурных особенностях храма, необходимо отметить колонны, аркатурный пояс, который сохранился в хорошем состоянии на фасаде сооружения, а также богатую резьбу оконных наличников и сложный рельефный орнамент. На стенах можно увидеть и барельеф в виде виноградных гроздьев. Внутренняя часть храма в плачевном состоянии, стены потрескались, обвалилась штукатурка. С трудом можно разглядеть лики святых на фресках, некоторые изображения почернели от сажи, а другие вовсе осыпались. На полу храма можно увидеть надгробные плиты с фамилиями усопших. Сохранившиеся на восточном и западном фасаде икортской ц. во имя арх. Михаила лапидарные надписи, выполненные асомтаврули, позволяют установить дату основания храма - 1172 г., а также имена его строителей и ктиторов. Это приближенные ко двору груз. царя Георгия III (1156-1184) эриставт-эристави Вардан, Арсений, Чиабер Басили и Тлсгга (вероятно, Твалисгуга); царица Родам (супруга царя Картли Вахтанга V) и ксанский эристав Иесе (надпись 1673 г.); царевна Кетеван (вероятно, дочь царя Картли-Кахети Ираклия II; надпись 1798 г.) и др., а также представители духовенства.

http://sobory.ru/article/?object=56141

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вардзиа. Вост. часть мон-ря [груз. ], пещерный муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы. расположен в исторической пров. Грузии Джавахети, в глубоком ущелье верхнего течения р. Куры (Мтквари), на левом берегу, в 70 км к югу от г. Боржоми и в 30 км от районного центра, г. Аспиндза. Монастырский комплекс состоит из 2 частей: скального с. Ананаури (X-XII вв.) и мон-ря (освященного 15 авг. 1185), строительство к-рого связано с именами царя Георгия III (1156-1184) и его дочери царицы Тамары (1184-1213). В течение неск. столетий В. был одним из крупнейших церковных и культурных центров Грузии. После землетрясения 1283 г. мон-рь восстанавливался. Он подвергся нашествиям монголов в XIV в. и персов в XVI в., оставался действующим до кон. XVI в., его восстановление началось со 2-й трети XIX в. В 1938 г. В. был обращен в музей-заповедник. Первая Божественная литургия была отслужена в мон-ре в кон. 80-х гг. XX в. Католикосом-Патриархом Илией II. С 1991 г. в главной церкви В. стали проводиться богослужения, с 1998 г. возрожден мон-рь. В наст. время настоятель мон-ря - игум. Антон (Мачарашвили), братии 8 чел. Царь Георгий III. Роспись ц. в честь Успения Божией Матери. 1184–1186 гг. Царь Георгий III. Роспись ц. в честь Успения Божией Матери. 1184–1186 гг. Царица Тамара. Роспись ц. в честь Успения Божией Матери. 1184–1186 гг. Помещения В. высечены в среднем туфобрекчиевом поясе трехслойного почти вертикального скального массива и сгруппированы вокруг ц. в честь Успения Богородицы. Пещерный ансамбль высотой в 58 м и протяженностью (по оси восток-запад) более чем на 500 м имеет четкий план и состоит из 13 ярусов. Монастырский комплекс объединяет 15 церквей, неск. сотен келий, комнату царицы Тамары, особое помещение для празднеств (салхино), зал для общих собраний (садарбазо), трапезную с хлебопекарней, аптеку (зал с рядами маленьких полок в стенах, вероятно, для сосудов с лекарствами), колокольню, металлообрабатывающую мастерскую, винодельню и неск. винных погребов с большими сосудами (квеври), вмурованными в пол. Нек-рые из келий имели отдельную миниатюрную церковь зального типа. Для архитектуры В. типичны имитация свода в жилых помещениях, арочная ниша в дальней стене, скругление углов. Перед помещениями были устроены портики, образовавшие аркады на фасаде. Аркада, восстановленная во 2-й пол. XIII в., сохранилась лишь в юж. приделе главной церкви. Для связи ярусов были устроены тоннели с люками и деревянными лестницами. Снабжение водой осуществлялось по потайному спуску к реке и источнику близ главной церкви, на территории обнаружены остатки водопровода.

http://pravenc.ru/text/154133.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИОНИСИЙ Свт. Дионисий Полоцкий. Фрагмент иконы «Собор Белорусских святых». Нач. XXI в. (кафедральный собор в честь Покрова Богородицы в Гродно) Свт. Дионисий Полоцкий. Фрагмент иконы «Собор Белорусских святых». Нач. XXI в. (кафедральный собор в честь Покрова Богородицы в Гродно) († март-апр.? 1184), свт. (пам. в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), еп. Полоцкий. Возможно, Д. был греком. Косвенно на это указывает неск. обстоятельств: он занял Полоцкую кафедру после низложения Климента Смолятича и победы т. н. грекофильской партии, преемником Д. на кафедре был еп. Николай Гречин. Дата поставления Д. на Полоцкую кафедру неизвестна, его предшественником был еп. Косма, скончавшийся после 1156 г. В Житии прп. Евфросинии Полоцкой сообщается о пострижении Д. в монашество 2 племянниц княжны-игумении непосредственно перед ее паломничеством в Св. землю, начавшимся зимой 1166/67 г. Т. о., время хиротонии Д. относится к периоду между 1156/57 и 1166/67 гг. Прп. Евфросиния получила благословение от Д. перед путешествием по св. местам. Ипатьевская летопись сообщает о кончине Д. под 6691 г., что, по расчетам Н. Г. Бережкова, соответствует 1184 г. (после 11 марта). Однако в летописной статье под 6690 (1183) г. о поставлении настоятеля Киево-Печерского мон-ря вместо скончавшегося 24 июня игум. Поликарпа среди архиереев, совершивших монашеский постриг нового настоятеля, назван Полоцкий еп. Николай. Возможно, к лету 1183 г. Д. оставил кафедру, или Николай назван в статье как буд. епископ Полоцкий, или новый настоятель Киево-Печерского мон-ря был избран почти через год после смерти игум. Поликарпа - в 1184 г. ( Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 201, 202, 339, примеч. 156). Известны печати Д. с греч. надписями, найденные на Городище в Новгороде ( Янин В. Л. Актовые печати в Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1: Печати Х - нач. XIII в. С. 150, 178).

http://pravenc.ru/text/178319.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010