Во-вторых, именно в период исихастских споров CM получил широчайшее распространение. Помимо того, что он один из наиболее часто цитируемых у паламитов 1131 , концепция Корпуса о значении сердца оказала мощнейшее влияние на молитвенную практику и богословие исихазма 1132 . Но даже если повествование об Иисусовой молитве и вовсе не относилось бы к нашей теме (хотя дело обстоит, как убедится читатель, прямо противоположным образом), то мы вряд ли ошибемся, если скажем, что для каждого православного христианина 1133 отнюдь не маловажна и история, и формула этой молитвы, близкой по своему значению к «Отче наш» (здесь Варлаам, похоже, был прав!). Итак, для придания нашему исследованию правильной (хотя и «обратной») перспективы, начнем его с конца – с Древней Руси. IV.3. Иисусова молитва на Руси и ее источники Лучший специалист по богословской литературе Древней Руси, Г. Подскальски, находит 1134 всего лишь одно бесспорное упоминание о молитве Иисусовой в домонгольский период – в Лаврентьевской летописи 1135 . Остальные три (Кормчая, Пс.- Кирилл Туровский , Досифей), учтенные у Г. Подскальски, относятся, скорее всего, к послемонгольскому периоду. В Лаврентьевской летописи 1136 говорится о поучении Феодосия Печерского братии вечером в неделю масляную, причем по Троицкому списку XIV-XV вв. (чтение абсолютно правильно выбрано издателями как основное) молитва приводится в таком виде: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь» 1137 , – тогда как в списках Радзивиловском (конец XV в.) и Московской Духовной Академии (XV в.) имеется разночтение «Христе, Сыне Божьи». Таким образом, по крайней мере до середины XIII в. Киевская Русь не знала Иисусовой молитвы (или эта молитва не была широко распространена) 1138 . Единственный памятник, в котором она засвидетельствована, приводит ее с вариантом «Боже наш», на котором настаивал Варлаам. Дальнейшая история молитвы Иисусовой никогда не была предметом специального исследования, за исключением небольшой (32 с.) книжки А. С. Орлова, являющейся, скорее, сырым и неполным – хотя и весьма ценным – собранием материалов, к анализу которых мы и обращаемся. IV.3.1. Древнерусское толкование Иисусовой молитвы

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

1124 14. Так и Христос субботу, закон о которой сохранил, не совершенно упразднил, и ранее в деле учеников ради души потрудившись, – ибо голодным дозволил утешение пищей, – и теперь сухую руку исцеляя, всегда добавляя к делам слова: Я пришел не нарушить Закон, но исполнить, 1125 – даже если Маркион этим 1126 заградил Ему уста. Ибо Он и здесь исполнил Закон, истолковывая условие, при котором тот действует, проливая свет на различие дел, совершая то, для чего закон субботнего покоя делает исключение, Своим благодеянием делая сам субботний день – освященный изначально благословением Отца 1127 – более святым; т. е. тот день, в который Он оказал божественную помощь, что противник сделал бы в иные дни, дабы не прославлять субботу Творца и не совершать в нее причитающиеся ей деяния. 15. Если в этот день 1128 и пророк Елисей вернул к жизни умершего сына сунамитянки, 1129 то ты, фарисей, и ты, Маркион, видишь, что прежде делом Творца было оказывать в субботы благодеяния, освобождать душу, а не губить, что Христос не ввел ничего нового, что по облику, по кротости, по милосердию, по предвещанию не принадлежало бы также Творцу. Ибо и здесь исполняет пророчество об особом исцелении: укрепляются ослабевшие руки, как и ослабевшие колени у парализованного. 1130 Глава 13. О ночной молитве на горе, об избрании двенадцати апостолов, о пришествии множества иноземцев (ср.: Евангелие от Луки, 6:12–19) 1. Конечно, Он благовествует Сиону и Иерусалиму о мире и всевозможных благах; конечно, Он восходит на гору и там проводит ночь в молитве, 1131 и, разумеется, Отец Ему внимает. В таком случае разверни пророков и найди там всю эту последовательность событий: На гору, – говорит Исаия, – высокую взойди, благовествующий Сиону, возвысь с силою голос Твой, благовествующий Иерусалиму: 1132 до сих пор они сильно дивились учению Его, ибо Он учил как власть имеющий. 1133 И опять: Потому узнает народ имя Мое в тот день (какое имя, если не имя Христа?), – что Я есть Tom, Который говорит, 1134 – ведь Он был Тот, Кто тогда говорил в пророках, Слово, Сын Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

Когда их собиралось там достаточное количество, градоначальник сообщал об этом в Иерусалим, откуда прибывал конвой с верховыми животными. 1132 С паломников собирали плату за охрану. И во времена Арсения Суханова и в начале XVIII века фигурирует сумма 7 талеров, или ефимок, – исчисляемая в твердой валюте, она не менялась со временем. Существовали градации в оплате, с мирян брали вдвое больше, чем с монахов. «Не зрит бо неверный на нищету, ниже имат милосердие, но токмо исчисляет глави», – жаловался Барский. 1133 Движение от Яффы к Иерусалиму паломнического каравана в несколько сот или тысяч человек представляло собой красочное зрелище. Соблюдалось подобие строя, впереди ехала группа янычар со знаменами, далее – всадники на верблюдах, османский ага со свитой, за ним – толпа паломников на верблюдах, лошадях, ослах, окруженная вооруженной охраной, замыкали шествие также знаменосцы. Весь путь занимал 12 часов – два дня езды с промежуточной ночевкой в Рамле, где были устроены армянское, «франкское» и греческое подворья. «Тамо по стенам многие богомольцы пишут свои имена, кто откуда приходит, и кий год, – вспоминал Матвей Нечаев – Стены все исписаны – мало и порожнего места обрести – писанием греческим и болгарским и сербским». 1134 В Рамле взимали еще одну пошлину. На второй день пути, через три часа после Рамли, караван вступал в Иудейские горы. Это был самый тяжелый участок дороги: идти приходилось по одному по узкой заросшей смоковницами расщелине, многие падали вместе с верховыми животными и калечились на осыпающихся камнях. Караван растягивался на несколько километров, янычары не могли обеспечить надежную охрану, и банды разбойников нападали на путников. По общему мнению многих авторов, один этот день по своим тяготам стоил всего остального путешествия. Писатели-паломники, слабо разбиравшиеся в палестинских реалиях, не вполне ясно представляли себе, кто были эти встречавшие их грабители. Однако, суммируя наблюдения очевидцев и особенно данные Ивана Лукьянова, можно утверждать, что большинство нападавших были не кочевниками-бедуинами, а феллахами из соседних деревень.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ведь всякое прикидывание есть некоторое исследование [изыскание], но не всякое исследование есть прикидывание. Это уже показано. И слово рассматривать ( σκπτεσθαι) мы употребляем иногда в смысле «прикидывать», как, например, рассматриваю, следует ли плыть, а иногдав смысле «обдумывать», как, например, рассматриваю предмет знания [а не прикидываю его]. Не разграничивая ясно [подобные] выражения, мы часто сбиваемся с толку, считая тождественным не тождественное. Итак, после того как различие этого 1131 стало очевидным, остается сказать – чего касается прикидывание 1132 . Мы прикидываем относительно того, что зависит от нас, и благодаря нам может произойти, и имеет неясный конечный результат, то есть может произойти и так, и иначе. Относительно того [прикидываем], что зависит от нас, сказано, конечно, потому, что мы прикидываем только относительно того, что следует делать; а это – зависит от нас. Ведь не прикидываем мы относительно 1133 так называемой созерцательной философии, ни относительно Бога, ни относительно того, что происходит по необходимости, то есть всегда одним и тем же образом 1134 , – как например о годичном круге, – ни о том, что не всегда существует, но всегда происходит одинаково, – как например, о заходе и восходе Солнца, – ни о том, что происходит по природе, хотя не всегда одинаково, однако в большинстве случаев, – как, например, о седине шестидесятилетнего старца, или о пробивающейся бороде двадцатилетнего юноши 1135 , – ни о том также, что происходит по природе, но то так, то иначе, неопределенно, – как например, о дожде или засухе, или граде, – ни о том, наконец, о чем говорят, что оно зависит от случая, а именно принадлежит к маловероятному! 1). Вот почему сказано, что мы прикидываем о том, что зависит от нас. Еще сказано: [мы прикидываем о том] что благодаря нам [может произойти], потому что не обо всех людях и не о всякой вещи мы прикидываем, но лишь о том, что зависит от нас и благодаря нам происходит. Ведь мы не прикидываем того, каким образом неприятели или отдаленные от нас народы могут хорошо управлять государством, – хотя у них это и подлежит обсуждению.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Таково учение св. Амвросия о происхождении греха. Нельзя не видеть, что, несмотря на желание рассматривать прародительский грех, как вполне свободный акт первых людей, который мог быть, а мог и не быть, св. отец на деле не далёк собственно от того (филоновского) воззрения, по которому начало греха кроется в самой плоти, телесности и вообще материальности. 1122 С вопросом о прародительском грехе тесно связывается метафизический вопрос о происхождении вообще зла, его природе и сущности. Что такое зло по своему существу и откуда оно появилось? Есть ли оно самостоятельная субстанция наряду с положительной – Богом или оно не имеет самодовлеемости? И если оно не существует самостоятельно, Бог же есть причина всего сущего, то не в Боге ли следует полагать начало зла? Филон на последний вопрос отвечал отрицательно, категорически утверждая, что источник всякого зла в нас самих, 1123 а не в Боге, Который является лишь источником добра, Который даже не наказывает лично, но чрез других, чрез Свои силы; для наказания, например, содомитян Он послал двух ангелов, Сам же не пошёл с ними. 1124 Со своей стороны, Ориген не был склонен признать субстанциональность зла 1125 на том основании, что только добродетель едина, зло же множественно, 1126 откуда зло, по Оригену , есть только лишение добра. 1127 Но подробно развил свою теорию о зле св. Василий Великий . 1128 Он прежде всего различал зло в собственном смысле, 1129 само по себе, 1130 являющееся таковым и с объективной точки зрения, и зло мнимое, 1131 которое на самом деле не существует, хотя субъективному сознанию и представляется существующим реально. Первого рода зло находится только в нравственной сфере и отождествляется оно св. Василием с грехом. 1132 Ко второго рода злу относятся физические страдания и бедствия, например: старость, немощь и прочее. 1133 Ни мнимое, ни тем более нравственное зло не имеют субстанциональности. 1134 Зло появилось вследствие злоупотреблений человека свободной волей, 1135  и есть «состояние души, противоположное добродетели и происходящее в беспечных чрез отпадение от добра». 1136 Оно появляется только тогда, когда исчезает добро и разум, 1137  и есть собственно лишение добра. 1138

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Поскольку богословская система Арнобия изобилует всевозможными заблуждениями, мы остановимся на ней очень кратко, одновременно отмечая те ее положения, которые расходятся с Церковным учением. 2. Учение о Боге Подобно Тертуллиану , Арнобий полагает, что знание о высшем Боге (nodo Principis) врождено человеку (ingenitum, affixum, I.33) 1129 ; так что все мы естественным образом знаем (naturaliter scimus) о существовании Бога, и всякий человек свидетельствует об этом, когда в простоте сердца восклицает: О Deus! «О Боже» (II.2). Но кроме этого простого знания о существовании Бога, человек, согласно Арнобию, может познать кое-что и о Его сущности и свойствах. Учение Арнобия о Боге имеет весьма возвышенный и спекулятивный характер. По Арнобию, Бог есть «Верховный Владыка» (Deus princeps), Который по своей природе невидим, бесконечен, нерожден, бессмертен, вечен, единственен, не ограничен никакой телесной формой, бестелесен, неописуем, не имеет ни качества, ни количества, прост, несложен, пребывает вне пространственного положения, движения и состояния, непостижим ни для какой тварной природы, неизречен словом (I.31 1130 ; 34; 62). Однако учение эпикурейцев (в частности, Лукреция) 1131 о Боге как блаженноми бесстрастном Существе (I.17; 23; II.15; 37) привело Арнобия котрицанию для Бога возможности гневаться даже на грешников и злых духов (I.17–19). Впрочем, в отличие от эпикурейцев, Арнобий считает Бога Творцом мира (summe procreator), его Первопричиной (prima causa) и Царем (rex, I.31). У Арнобия совершенно отсутствует триадология и учение о Божественном рождении Христа. Высший, нерожденный Бог, по Арнобию, – это Бог Отец (см. II.35; 74 и др.), но и Христа Арнобий также однозначно признает Богом (I.36; 42 1132 ; 53; II.60). Христос – это «возвышенный Бог» (Deus sublimis, I.53), «Бог внутренних сил» (Deus interiorum potentiarum, I.42), «Господь всех сил» (virtutum omnium Dominus, 1.65), «Бог [происшедший] от внутреннего корня, Бог Спаситель, посланный из неизвестных царств и от Владыки всех» (I.53) 1133 . Христос в трактате ни разу не называется Сыном Божиим. Не ясно также, считал ли автор трактата Adversus nationes Христа равным и единосущным Отцу или же признавал Спасителя низшим и подчиненным Ему Божеством 1134 . 3. Христология и сотериология

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

1127 Впрочем, Гарнак отводит ему несколько страниц в своей «истории догм». См. Harnack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Freiburg, 1888. Bd. I. S. 671–672. 1129 Quisquamne est hominum, qui non cum istius principis notione diem primae nativitatis intraverit? cui non sit ingenitum, non affixum, immo ipsi pene in genitalibus matris non impressum, non insitum esse regem ac dominum, cunctorum quaecumque sunt moderatorem? 1130 О, maxime, о summe rerum invisibilium procreator! О, ipse invisus, et nullis umquam comprehense naturis!.. Prima enim tu causa es, locus rerum, ac spatium, fundamentorum cunctorum quaecumque sunt infinitus, ingenitus, immortalis, perpetuus, solus, quem nulla deliniat forma corporalis nulla determinat circumscriptio, qualitatis expers, quantitatis, sine situ, motu, et habitu, de quo nihil dici et exprimi mortalium potis est significatione verborum: qui ut intelligaris, tacendum est, atque, ut per umbram te possit errans investigare suspicio, nihil est omnino mutiendum. 1132 Cum vero Deus sit re certa, et sine ullius rei dubitationis ambiguo, inficiaturos arbitramini nos esse, quam maxime illum a nobis coli, et praesidem nostril corporis nuncupari? Ergone, inquiet aliquis furens iratus, et percitus, Deus ille est Christus? Deus respondebimus, et interiorum potentiarum Deus: et, quod magis infidos acerbissimis doloribus torqueat, rei maximae causa a summo rege ad nos missus. 1133 Deus ille sublimis fuit, Deus radice ab intima, Deus ab incognitis regnis, et ab omnium principe Deus sospitator est missus. 1134 Другие утверждения, которые могут свидетельствовать о подчиненном положении Христа в учении Арнобия см. Adv. nat., I.60; II.60; II.75. 1135 Sed si Deus, inquiunt, fuit Christus, cur forma est in hominis visus? et cur more est interemptus humano? An aliter potuit invisibilis illa vis, et habens nullam substantiam corporalem, inferre et commodare se mundo, conciliis interesse mortalium, quam ut aliquod tegmen materiae solidioris assumeret, quod oculorum susciperet injectum, et ubi se figere inertissimae posset contemplationis obtutus? Quis est enim mortalium, qui quiret eum videre, quis cernere, si talem voluisset inferre se terris, qualis ei primigenia natura est: et qualem se ipse in sua esse voluit vel qualitate vel numine? Assumpsit igitur hominis formam, et sub nostri generis similitudine potentiam suam clausit, ut videri posset, et conspici: verba faceret, et doceret: atque omnes exequeretur res eas, propter quas in mundum venerat faciendas, summi regis imperio et dispositione servatis.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Еф. 4, 4 ). И никто да не вкушает это и не пьет к осуждению тела своего и души своей, и да не будет ему (это) в болезнь или немощь за грехи его, за то, что вкушал от этого хлеба и пил из этой чаши, быв недостойным (см. 1Кор. 11: 29–30 ). Но да укрепится он и утвердится во всем, что благоугодно Тебе, чтобы мы удостоились с чистой совестью причащаться Тела и Крови Христа Твоего, чтобы, когда предстанем перед Тобой на том страшном и славном суде перед престолом величества Твоего, нам обрести милость и благодать и наслаждаться будущими непреходящими благами со всеми, которые от века благоутодили Тебе, благодатью и щедротами Единородного Твоего (Сына), с Которым Тебе, Господи, слава, честь, держава и величание, с живым, святым и животворящим Твоим Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Прочее совершается по литургии апостолов. Установленная (молитва) 1132 , произносимая вместо той молитвы, которая начинается: Сподоби нас, Господи 1133 , перед молитвой Господнею: Господи, сделай, чтобы покой Твой обитал между нами, мир Твой в умах наших, чтобы язык наш изрекал истину Твою, чтобы крест Твой был стражем душ наших; ибо мы делаем из уст наших новые цитры и воспеваем пламенными устами. Даруй нам, Господи, чтобы с дерзновением, которое от Тебя происходит, нам произносить перед Тобой ту чистую и святую молитву, которой научили животворящие уста Твои святых учеников Твоих, причастников Таин Твоих, в то время, как Ты сказал 1134 : когда будете молиться, то говорите так, молясь, благодаря, взывая и возглашая: Отче наш, сущий на небесах, и проч. (см. Мф. 6, 9 ). Молитва после принятия Таин Так как мы приняли Тело Твое явно, то да обитает в нас сила Твоя тайно, чтобы нам выйти навстречу Тебе радостно и трижды воспеть Тебе хвалу с истинными сынами Таин Твоих, Владыка всего. – Живое Тело Твое, Господи, которое мы вкушаем, и чистая Кровь Твоя, которую мы пьем, да не будет, Господи, нам во вред или в немощь, но в очищение прегрешений и оставление грехов, Владыка всего. Запечатление 1135 Таинств или последнее благословение, произносимое у врат решеток Тому, Который очищает прегрешения наши Телом Своим и истребляет грехи наши Кровию Своею, да будет хвала в Церкви Его; и на вас, рабов Господа и овец паствы Его, да изливает Он блага Свои и дождит на вас благодеяния Свои; да избавит вас от лукавого и властей его; да соделает вас прекрасными сосудами в честь Божества Своего, да отстранит от вас смятения и скорби этого мира; и милость и благодать Его да изливаются на вас постоянно, ныне и всегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В IV книге дается более подробное описание Европы, в котором и содержится основная информация о Восточной Европе. Издания: Ravennatis Anonymi Cosmographia et Guidonis Geographica/Ed. M. Pinder et G. Parthey. Berolini, 1860 (Reprint 1962); Itineraria Romana. Vol. 2. Ravennatis Anonymi Cosmographia et Guidonis Geographica/Ed. Schnetz. Lipsiae, 1940 (Reprint: Stuttgart, 1990). Перевод: Подосинов А. В. Восточная Европа в римской картографической традиции. Тексты, перевод, комментарий. М., 2002. С. 175–204. Литература: Бородин 1982. С. 54–63; Подосинов 2002. С. 161–286; D’Avezac 1888; Dillemann 1997; Funaioli 1914. Col. 305–310; Gross 1913; Pekkanen 1979. P. 111–128; Schnetz 1919; Schnetz 1942; Schweder 1886; Stolte 1949; Walleser 1894. Космография Книга I 11. ...В пятом часе ночи 1124 находится страна скирдифринов, или же ререфенов 1125 . 12. В шестом часе ночи находится страна скифов 1126 , откуда вышел род склавинов 1127 ; но и ититы и химабы тоже вышли из них 1128 . Позади находится океан, недоступный для судоходства. В седьмом часе ночи находится страна сарматов. Из этой страны вышло племя карпов 1129 , которое имело склонность и способности к ведению войн; за этой страной – недоступный для судоходства океан. В восьмом часе ночи находится страна роксоланов. Позади нее далеко в океане расположен большой остров – древняя Скифия; этот остров упоминают многие философы 1130 (...) историографы. Мудрейший космограф Иордан 1131 называет его Сканзой 1132 ; из этого острова (...) вышли также западные племена: ведь мы читали, что готты и даны, а также гепиды, вышли в древности из него 1133 . В девятом часе ночи находится страна амазонок, как ее назвали древние после того, как амазонки, как мы прочли, спустились с Кавказских гор. Позади нее – [непроходимый океан], а перед ней располагается обширная древняя Дардания, а за ней, или лучше сказать, – сбоку, находятся большие болота, которые называются Меотийскими; как рассказывают иные историографы, человек может пройти какую-то часть названных [болот] на расстояние во много миль [посуху] 1134 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1127 Склавины, зафиксированные опять только в «краткой» редакции, несомненно, то же, что упоминаемые Иорданом «склавены» (Get. 34, 35, 119: Sclaveni). Более того, указываемая Иорданом локализация склавенов между Новиетуном, Мурсианским озером, Днестром и Вислой (35) вполне согласуется с локализацией Скифии, откуда вышли склавины, в Равеннской «Космографии». 1128 Рукописные «ититы» и «химабы», не засвидетельствованные иными источниками, восстанавливаются большинством исследователей как «анты и венеды», неоднократно упоминаемые Иорданом также в сочетании с именем «склавины». 1131 Иордан считается одним из главных источников Равенната в описании Скифии и Северной Европы (упоминается восемь раз). 1132 Лишь с XI в. Скандинавию стали рассматривать не как остров, а как полуостров (см.: Adam Brem. IV, 7). Неясно, почему Равеннат отождествляет «остров Сканзу» с «Древней Скифией». 1134 Ср. рассказы Иордана (Get. 123–124), Прокопия Кесарийского (Goth. IV, 5, 7–12) и других авторов V–VI вв. (Евнапия, Созомена , Агафия) о гуннах, переправлявшихся посуху через Меотиду, преследуя на охоте оленя. 1137 Поскольку и 12 «ночных» часов имели 6 ветров, можно предположить, что на карте, которой пользовался Космограф, были изображены или надписаны имена 12 ветров (один на 2 часа), названий которых автор не сообщает. Аналогичные круглые или овальные карты с надписанными по внешнему кругу названиями 12 ветров широко встречаются на средневековом Западе (см.: Чекин 1999. Илл. 6, 32, 56, 64. С. 147). Наложение 12-лепестковой «розы ветров» на карту ойкумены известно в античности еще со времен Тимосфена Родосского (сер. II в. до н. э.) 1138 По распространенной в средние века теории, Европа была заселена после всемирного потопа потомками Яфета, сына Ноя (Азия – потомками Сима, Африка – Хама). 1139 Равеннат явно не понял здесь Иордана (Get. 30, см. выше), который формой гриба описывал не Скифию, а Каспийское море. 1143 Ямблих упомянут как источник также в I, 5; II, 16; IV, 3. Неясно, о каком Ямблихе идет речь: три известных нам сирийских автора не писали ничего про географию Восточной Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010