III. Увещание со вступительными словами: «Добр чадо, къ и к с т.и б ц.и ко всмъ с т.ы м каятися свои х …» и пр. Увещание это в существе перифраз обоих предыдущих, взятых вместе. Сверх уже указанных доводов, духовник побуждает здесь к полной исповеди тем, что – а) Христос, взявший грехи всего мира, возьмет и грехи исповедника, искренно раскаявающегося в своих прегрешениях; б) Он сказал: «приидите ко мне вси труждающиеся и обременении и Аз упокою вы»; в) Он явился призвать не праведных, но грешных на покаяние; и г) Апостол убеждает всех исповедовать друг другу свои согрешения. Увещание, обыкновенно, прерывалось вопросом: «Се первое вопрошаю тя, чадо, хощеши ли волю творити с и заповди св. отецъ крпко и мене гршнаго ца своего посл .шаеши ли во все м »? – На каковой вопрос исповедник отвечал: «Заповди Б ж.ия и правила с т.ы х ць с радостию приемлю и тебе, ца своего, посл .шаю во всемъ» 1131 . Со стороны текста и деталей это увещание почти во всех случаях представляет списки с разнообразными вариантами 1132 . Этим количеством трех и обнимаются известные нам главнейшие типы увещания пред исповедью. Второй из них составлял достояние главным образом – второй и третьей, а первый и третий – исключительно третьей – редакций рукописного русского устава исповеди 1133 . – Вне их, в единичных случаях, встречаются и другие изводы того же увещания, но они не содержат в себе что-либо новое и суть переделки только что указанных типов, –переделки, иногда допускающие заимствования даже из по-исповедных поучений 1134 . Рассматриваемое увещание всегда излагается как составная часть самого чинопоследования исповеди. Изложение его изолированно от этого чина – в виде самостоятельной статьи – известно нам только единственный раз. В этом случае оно подразделяется на три части, из коих каждая понимается как бы самостоятельным поучением, почему и носит особое надписание, именно: первая – «По .чение w покаяние, мирьскимъ ч л.вкомъ», вторая – «Вдомо ж боу д , како подобае т поучити прише д шаго на покаяние», третья – «Пре д покаяние м по 1135 . Поучение это с внутренней стороны, однако, ничего любопытного не представляет. Первая часть его не иное что, как первая же, – только перефразированная, – часть поучения пред исповедью по чину исповеди в Гейтлеровском евхологии 1136 ; вторая – более краткая – в существе дела представляет собою предыдущую; третья же – заключает в себе большую часть (со слов «Г л.етъ бо а п.лъ Павелъ»...) по-споведного поучения в том же Гейтлеровском евхологии с приделанным к нему пространным заключением мало-интересного содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Вера, по Августину, есть «принятие той или другой мысли с сочувствием или согласием» 1129 . Она имеет своим основанием авторитет и «стремится превратиться в знание»; знание есть награда за подвиг веры. Однако для того чтобы пойти путем веры, необходимо в известном смысле получить на это санкцию разума, нужно испытание авторитета. Первый признак истинного авторитета, по Августину, это его кафоличность, «распространенность среди всех стран и народов» (так станет рассуждать и Викентий Лиринский ), второй – достигаемые благодаря ему результаты, третий – исполнение пророчеств, четвертый – чудеса. Но блж. Августин в то же время «ставит убедительность чудес довольно невысоко» 1130 : чудо поражает чувство и воображение, мало затрагивая разум; бывают чудеса ложные, и необходим критерий для их различения; наконец есть одно, безмерно превосходящее прочие чудо – вселенское распространение Евангелия. Таким образом, ставя знание выше веры, Августин не может не признать, что «в одном отношении вера зависит от знания, а в другом, – знание от веры» 1131 . Экклесиология Августина в связи с труднодоступностью и своего рода «элитарностью» знания оказывается двойственной: в ее основе не образ Пятидесятницы, равно объединяющей апостолов даром Духа Святого, а деление на избранное меньшинство и водимое большинство. Августиновской теории грехопадения и полемике с Пелагием И. В. Попов , вероятно, намеревался посвятить второй том своего труда… Но можно не сомневаться, что в этой части он остался бы верен своим антиохийским корням… В данном случае он только в общих чертах рассматривает учение о природе зла, выясняя, что Августин отступает от «церковной традиции и приближается к дуалистической теории» 1132 . Поэтому справедливость возражений Юлиана Экланского становится совершенно бесспорной… И. В. Попову оставалось только выразить эту мысль в удобоприемлемой для бездумного консерватизма форме 1133 . В основном, онтология Августина лишь немногими чертами отличается от плотиновской; «почти совершенно совпадает с учением Плотина» и его триадология 1134 , а имеющая тот же источник идея «безусловной простоты божественного существа в той форме, которую дал ей бл. Августин, была новостью в патристической литературе и надолго сохранила свое влияние в истории средневековой философии» 1135 . Церковно-общественная позиция

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

1124 ...от виры помочьнаго 9. – Интерпретация этих слов существенно различается в результате разночтения помечнаго в Троицком I списке. Отсюда их толкование как указание пошлины мечнику. Однако в рукописях более широко распространено чтение помочного и производные от него варианты. Β отличие от единичного чтения помечнаго пошлина помочное упоминается вторично ст. 107 ПП. Поэтому данное понимание текста широко распространено в литературе. 1128 ...или нос утнеть... – Данное чтение в Пушкинской и Карамзинской группах списков было, видимо, древнейшим и составляло часть нормы, тогда как чтение не утнеть в Синодально-Троицкой группе лишено смысла (такое толкование продолжает наблюдения Б. А. Романова, Α. Α. Зимина, Μ. Η. Тихомирова). 1129 ...а за коровиемолоко 6 ногатъ... – Β. Γ. Гейман отметил, что здесь имеется в виду наказание за многократный тайный надой коров, а не разовый удой и не дойная корова, как считали предшественники, что было бы слишком большим наказанием в первом случае и слишком малым во втором (Правда Русская, т. II, М.–Л., 1947, с. 401). 1131 Уставъ Владимрь Всеволодича. – Владимир Всеволодович Мономах, сын Всеволода Ярославича, во время восстания 1113 г. в Киеве после смерти Святополка Изяславича, который недостаточно сдерживал ростовщичество, был приглашен на киевское княжение. Чтобы погасить восстание, Владимир Мономах сразу же ограничил ростовщические проценты. Решение это было принято совместно с узким кругом представителей южнорусской знати. 1132 Святополк – Святополк Изяславич (1050–1113), сын Изяслава Ярославича, князь полоцкий, новгородский, туровский, великий князь киевский с 1093 г. 1133 Берестово – пригородное великокняжеское село под Киевом (ныне находится в пределах городской черты Киева), где в XI–XII вв., возможно, и ранее находился великокняжеский дворец. 1134 Ратибор – княжий муж Всеволода Ярославича и Владимира Мономаха . Β 1079–1081 гг. являлся посадником в Тмутаракани, в 1095 г. находился в Переяславле, где княжил Владимир Мономах , в 1100 г. участвовал в съезде в Уветичах как доверенное лицо Владимира Мономаха. Видимо, сразу при вокняжении в Киеве Владимир Всеволодович назначил его киевским тысяцким.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аристобул (продолжение) (3) «Все они вместе, и Пифагор, и Сократ, и Платон в один голос говорят, что слышали глас Бога, когда созерцали процесс сотворения всего сущего, созданного и непрерывно поддерживаемого Богом. Но они, видимо, слышали слова Моисея: «Он сказал и возникло», ведь таким именно образом описал он божественное творение словом». 1132 Поэты о сотворении человека (4) Что же касается сотворения человека из праха, то философы постоянно говорят о теле, как имеющем земляную природу. (5) Гомер, не сомневаясь, произносит такое проклятие 1133 : Да станьте вы все водою и грязью! (6) Так же говорит и Исаия: «И нога ваша пусть попирает их как грязь» ( Ис. 41:25 ). (100,1) А Каллимах пишет ясно 1134 : Было это во времена, когда птицы, и морские твари, и четвероногие произносили звуки, как глина Прометея. (2) И снова: Если и ты создан Прометеем, то не иначе как из той же глины. (3) Гесиод же говорит о Пандоре 1135 : Славному отдал приказ он Гефесту, как можно скорее Землю с водою смешать, человеческий голос и разум внутрь заложить... Символизм огня, воды н земли (4) Природу стоики определяют как «творческий огонь, последовательно идущий путем порождения». 1136 В Писании, соответственно, Бог и его Логос аллегорически названы «огонь и свет». 1137 (5) И Гомер в мифе о разводе Тифии и Океана не представил ли отделение воды от земли и образование суши? Он говорит 1138 : Долго любезные сердцу, объятий и брачного ложа, долго чуждаются боги... О богословии поэтов и философов (6) Пойдем далее. Наиболее разумные из эллинов приписывали Богу провиденциальную силу. Например, Эпихарм (а он был пифагорейцем) говорит 1139 : От Бога ничего не утаить, должно тебе это знать. Он надзирает за нами и нет для него невозможного. (101,1) Или лирический поэт 1140 : Бог может из непроглядной тьмы ночи извлечь ничем не запятнанный свет, а из темной туманной мглы – чистое сияние дня, – Тем самым он говорит, что только Бог может сотворить ночь среди бела дня. (2) Арат же в поэме «О Явлениях» выразился так 1141 :

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Эти общие определения относительно судей остались в силе и на последующее время, когда израильтяне завладели ханааном. Для этого времени во Втор.16:18 сделано было Моисеем только самое общее распоряжение: «ты должен поставить себе судей и шотеримов во всех твоих воротах (городах), чтобы они судили народ правым судом, когда будет тяжба между людьми» ( Втор.25:1 и д.), причем установленные раньше (при Хориве) об избрании и нравах судей порядки должны были и на дальнейшее время остаться в силе: Эти судьи образовали в отдельных городах местный суд, т. е. окончательно решали тяжбы и наказывали виновных. Но для затруднительных дел, которые во время странствования по пустыне представляемы были для решения Моисею: если дело слишком трудно для суда между кровью и кровью, между тяжбою и тяжбою и между побоями и побоями, т. е. если судья сомневался, под какую категорию подвести убийство или другую жалобу и по какому закону должен быть наказан виновный, – для этих случаев, по Втор.17:8 (слич. с 19:16 и д.) должен был устроиться высший суд, который должен был иметь свое заседание во святилище и состоял из священников и судей под председательством первосвященника и (светскаго) верховного судьи во главе. В этом высшем суде светский судья производил расследование ( Втор.19:18 ), священники силою принадлежащего им, по Лев.10:11 , долга – научать сынов израилевых всем заповедям, которые Иегова возвестил чрез Моисея, – давали решение по закону ( Втор.17:11 ), наконец, судьи произносили приговор. 1131 И этот высший суд не был аппелляционный суд, «потому что он осуждал не после того, как местный суд уже произнес приговор, напротив он действовал в тех случаях исключительно, когда последний не осмеливался произнести решающее слово». 1132 Рядом с местными судами в отдельных городах, относительно составления которых из закона ясно следует, что они были составляемы из собственных судей и шотеримов, 1133 в каждом городе старейшины образовывали еще сенат и магистрат, который, как защитник общества или гражданства, был обязан удалять зло из среды его. Этот сенат решал также простые семейные дела, требовавшие особенно глубокого исследования, и наказывал виновных сообразно с их виною, имея право на самую жизнь, 1134 равно как намеренных убийц предавал кровомстителям, Втор.19:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Некогда город был очень богат; славился золотоносными песками Пактола и Гермуса, драгоценными камнями (сардоники), электром 1132 . Здесь было средоточие торговли Греции с Малой Азией. Это был второй по великолепию город после Рима, уступавший только Вавилону 1133 . Мудрецы Греции, Азии и Египта стекались сюда. Потом он постепенно терял свое значение. Но и во времена апостольские это был еще очень значительный город 1134 . Богатые жители Сард издавна отличались роскошью, изнеженностью и распущенностью нравов 1135 , покланялись Цибелле 1136 , или по выражению Софокла, „земле, кормилице всех существ, обитающей на берегах золотоносного Пактола“ 1137 . Остатки прекрасного храма этой богини сохранились до наших дней. Среди груд стен, карнизов, архитравов, капителей чистого белого мрамора, стоят теперь только две величественные, огромного размера колонны; не только капители, образец изящного резца, но весь гармонический рисунок этих колонн приковывает к себе все внимание путника 1138 . Не было в Сардах Николаитов, как в Пергаме, не было лжепророчицы Иезавели, как в Фиатирах, не было здесь ни „синагоги сатаны“, как в Смирне, ни „престола сатаны“, как в Пергаме. Но здесь были у христиан другие враги. В Сардах им приходилось бороться с роскошью, изнеженностью и распущенностью нравов, – этими великими соблазнами мира 1139 . Нужно было не наружно только стать христианином, оставаясь в глубине души тем, чем отличались их древние предки, а существенно изменить свою жизнь, переродиться, иначе, внешне можно было быть очень благочестивым 1140 ; но это лицемерное, фарисейское бесплодное благочестие, осужденное Спасителем. Люди эти подобны гробам повапленным, снаружи красивым, внутри же полным костей и всякой нечистоты 1141 . Такой человек-духовный мертвец ( νεκρς) 1142 , и всякое его дело – мертвое дело ( νεκρν ργον), дело плоти, дело тьмы 1143 . Христианину города Сард нужно было постоянно зорко следить за собой, чтобы не быть вовлеченным в водоворот языческой жизни. Лаодикия, некогда главный город Великой Фригии, носившая когда-то пышное имя Диосполиса ( Δις πλις), или города Зевесова 1156 , находилась к юго-востоку от Филадельфии и к востоку от Ефеса 1157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

1131 Полемика о праве именоваться «Римской империей» продолжается. Конрад III пытается опереться на традиционную церковную терминологию, в которой, начиная со Второго вселенского собора (381 г.), Константинополь официально именовался «Новым (т. е. как бы дочерним) Римом» (ср. 5/1). 1132 Иннокентия II, если исходить из наиболее вероятной датировки послания 1142 г. (см. примеч. 1140). 1133 Роберта II, который фигурирует в качестве посла Конрада III в Константинополь и позднее (см. примеч. 1148). Роберт Капуанский был одним из главных вассалов Германской империи на юге Италии. 1134 Обращает на себя внимание форма имени, которая представляет собой (только ли графическую?) контаминацию обычного Rut(h)eni (см. 27, примеч. 768), не раз употребленного и у Оттона, и в переписке (ниже, в третьем послании), со с.-в.-н. Reuzen, которое возникло в XII в. из с.-в.-н. Riuzen в результате происходившего в это время в южнонемецких диалектах процесса дифтонгизации узких долгих гласных (Назаренко 2001а. С. 24, 44); ср. 23, примеч. 736. 1135 Следовательно, о происшествии на Руси говорилось в предыдущем послании Конрада III (см. примеч. 1129). 1137 Видимо, речь идет о воинах на византийской службе (ср. примеч. 1147); ниже, в переводе ответного послания Uoahha II к ним применен уже именно «рыцарский» термин caballarii. Употребление этнонима Alemanni в остальном у Оттона Фрайзингенского подсказывает, что имеются в виду не немцы вообще, а именно алеманны-швабы, т. е. выходцы из Швабского герцогства на юго-западе Германии (в верховьях Рейна и Дуная). 1138 Более общее, чем в случае со швабскими воинами (см. предыдущее примеч.) именование «люди империи нашей» («homines imperii nostri»), позволяет думать, что подразумеваются, вероятно, не (только) воины-наемники, а (и) немецкие купцы, подолгу или постоянно пребывавшие в столице Византийской империи. Скорее всего, то была средиземноморская, а не континентальная торговля, поскольку ни о каких контактах с греками в дунайских торговых уставах XII–XIII вв. (ср. 55–56, 59) сведений нет. Строительство церквей на заграничных купеческих подворьях являлось обычной международной практикой (ср. сведения о церквях немецких купцов на Руси: 51, примеч. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конечно, Бог, как Творец, и теперь, при настоящем порядке вещей, открывается в мир; Он дает знать в мире свою присносущую силу и Свое Божество. 1129 Но в будущем мире, на новом небе и новой земле, где не будет никакого нестроения и тени беспорядка, а всюду будет витать одна совершенная правда, – как присутствие, так и действие Бога станет выражаться полнее и совершеннее. Не нарушит степени этого выражения совершенств Творца то, что при новом порядке вещей во вселенной будет целый мир людей, осужденных за грехи на вечное мучение в огне. Уже по одному тому, что осужденные грешники осуждаются приговором суда Божьего, они поставлены в известную зависимость от Бога. Что касается последующего их отношения к везде присутствию Бога, то его можно сравнить с известным отношением расслабленных и болезненных членов какого–либо организма к свету и теплоте солнечной, оказывающим благотворное влияние на эти члены при здоровом их состоянии. Оставление будущей сферы или области людей крайне нечестивых и сил сатанических вне всякого отношения и зависимости от Бога ведет немецких богословов 1130 к дуалистическому представлению будущей судьбы всего сотворенного. Но дуализм настолько чужд Новозаветному Писанию, что оно при описании будущего мира правды не хочет оставить нового неба и новой земли в их раздельности, по подобию теперешнего разобщения неба от земли; но самое небо низводит на землю, 1131 или сопреклоняет небо к земле, а особое присутствие Божье на небе среди святых, представляемое 1132 Апостолом Павлом, при мысли его о Церкви торжествующей, под образом небесного Иерусалима, мыслит явившимся уже на земле под тем же самым образом. 1133 При этом весь физический мир по своим качествам и свойствам преобразуется совершенно, намек на что можно видеть в свидетельстве, по Апокалиптику, Сидящего на престоле: «се нова вся творю». 1134 Однако земля– это будущее блаженное обиталище царя природы–человека, это место, на котором были священные стопы Богочеловека, в конце концов все–таки останется высшим и средоточным пунктом творения, местом непосредственного присутствия Божьего внутри творения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

467,. 631. 666–7. 813. 982 сл. 985,23. 999,116. 1113. 1114 сл. 1136. 1145 сл. 1171. 1196. 1236. 1282–3) и эллинские у него элементы (I: LII. II: 529). Эллинское образование Ап. Павла (II: 879 сл. 904 сл. 913 сл. 920–3. 933–4. 935–949. 945,835. 971. 876–981: 994 сл. 1110–1111. 1157). Ораторское искусство, ритм и риторика в посланиях Ап. Павла (II: 925,697. 927–8. 956,883. 966,939. 973. 974. 975–6. 981,1000) и его Афинская речь (II: 924 сл. 925,696. 931. 932–4); кинически-стоическая диатриба (II: 972–3); цитаты из языческих поэтов в Дeяh. XVII, 28 . 1Кор. 15:33 . Tum. I, 12 яко бы ходячие пословицы (II: 928 сл.). Влияние на Ап. Павла досократовской космогонии (II: 770), Аристотеля (II: 581. 770) и Платона (II: 581) – с усвоением платоновских упований (I: LII,399 II: 270. 317),–Пифагора и пифагорейцев (I: 660,58. 797,369. 884,576. II: 1132) и неоплатонизма (II: 697). Павел якобы (II: 382 сл. 1033,388) дуалист (I: 790,341. II: 476. 624–5. 1118 сл. 1134. 1155) эллинистический (II: 375,1065. 574. 619) в амартологии (II: 557. 563. 566) с дуалистическою аскетикой (II: 1156. 1271); дуалистический пессимизм и оптимизм (II: 557. 558. 1271–2), амартология (II: 560 сл. 566 сл. 570. 588) и отношение плоти: и греха (II:. 1002,118). О церкви, крещении и евхаристии, якобы цветов взято из эллинизма в богословие Ап. Павла (II: 668), который вообще открыл в христианстве дверь вторжению язычества (II: 814. 991. 1060. 1161. 1172); парсизм (II: 1129) и религиозный; синкретизм (II: 1151. 1170) в апостольских учениях. Павел и (римское) право: юридическое образование Апостола (II: 1197 сл. 1201 сл.) и латинский язык (II: 1199–1201), но независимость в религиозно-догматических концепциях (II: 1235–8. 1288), как и в частных пунктах: обетование, как завещание,, и закон, как кодицилл (II: 1205–1210); опекуны (tutores) и попечители (curatores) в отношении к наследованию язычниками христианских благ (II: 1210–1215);.. ycыhobлehue–adopmio (II: 1219–1231. 1233–5), σοθασα (II: 998,116), jus. naturale и jus gentium (II: 1221–2), Jua postliminii.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1130 Купон (фр. coupon – отрезной талон, от couper – резать, отрезать), часть ценной бумаги (облигации или акции), владелец которой имеет право на получение определенного дохода в форме процента или дивиденда. 1132 Напротив, на чистом обороте л. 169, чернилами приписано: «Пореченское и Приреченское (25 р )». 108 Предположительно это волостные правления, соответственно, Воронежской и Смоленской губерний.] 1134 Вероятно, Алексей Петрович Овсянников, московский купец-старообрядец 2-й гильдии, владелец фабрики церковной утвари в Москве, на Басманной улице (см.: ЦИАМ. Ф. 1265. Оп. 1. Д. 354. Л. 8; Ф. 450. Оп. 8. Д. 366. Л. 9 об.). 1135 Александр Александрович Пороховщиков (1809–1894), московский купец-миллионер, общественный деятель, член Московского благотворительного комитета. 1136 Частично средства на эту икону поступали и через посредство Ф. А. Гилярова: см. сообщение о том, что он передал в редакцию 50 руб. серебром, пожертвованные 16-ю лицами, четверо из которых пожелали остаться неизвестными (СИ. 1876. 19 авг. 227. С. 1). 1138 Граф Павел Александрович Капнист (1842–1904) – юрист, педагог; с 1865 г. был товарищем прокурора Орловского суда, затем, до 1880 г., прокурором Московской судебной палаты. В 1880–1895 гг. попечитель Московского учебного округа, с 1895 г. сенатор. 1139 Григорий Павлович Цветков (1830–1884), действительный статский советник, член Московской судебной палаты. 1146 Анна Федоровна Аксакова (ур. Тютчева; 1829–1889) – фрейлина (с 1853 г.) вел. кн. (с 1856 г. императрицы) Марии Александровны; мемуаристка, жена И. С. Аксакова (с 1866 г.). 1 Составлен его почитателем – экономистом, прозаиком и публицистом консервативного направления С. Ф. Шараповым. 1155 Очевидно, имеется в виду епархиальное училище – одно из средних женских учебных заведений созданных в России с 1843 г. для дочерей священников, которые обучались бесплатно на церковные средства. Девочки из других сословий должны были оплачивать свое содержание. Вероятно, Сковронская надеялась, что Гиляров, воспользовавшись своими связями в Духовном ведомстве, устроит Авдотью Бурову в епархиальное училище на льготных условиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010