Сюда должно быть отнесено, так называемое, „годовое радение“, которое происходит в один из должайших июньских дней. Сюда же, далее, нужно отнести и те дни, к которым хлысты и скопцы приурочивают различные события своей прошедшей истории. Таковы у хлыстов дни, в которые случилось что либо важное в жизни Данилы Филиппова и Суслова, которые, однако, остаются до сего времени неизвестными нам 1128 и 26-е июня, в которое они празднуют память „св. мироносицы Анны, иже в Нижнем Новеграде“, как значится в их рукописных святцах; под этою „мироносицею Анною“, по словам Мельникова, разумеется Акулина Ивановна, жена Прокопия Лупкина, христа людей божиих 1129 . – У скопцов чествуется 15-е число сентября, которое они проводят в строгом посте; скопцы полагают, что в этот памятный день был высечен кнутом их искупитель и царь Селиванов 1130 . Наконец, к этой же группе празднеств следует причислить и разнообразные случаи общественной и частной жизни хлыстов и скопцов, требующие, по их правилам, особенного молитвенного освящения, как-то: избрание начальника, освящение моленного дома, принятие нового члена в общество, приезд собратьев по вере, похороны, поминовения и пр. и пр. В границах суточного времени богомоления хлыстов и скопцов совершаются всегда ночью 1131 . На этот хлыстовско-скопческий обычай собираться для богомолений ночью, кроме многочисленных официальных указаний 1132 , есть указание и в „роспевцах“. В одном из них так говорится об этом: Сами хлысты и скопцы объясняют этот обычай тем, что будто бы ночное моление учреждено Самим Спасителем и заповедано всем последователям Его; при том же, мудрствуют некоторые из них, „дневные молитвы людей принимают ангелы, святые или Богородица и приносят их к Вогу; ночные же принимает Сам Бог, а потому ночная молитва не в пример доходнее до Бога, чем дневная“ 1134 . На самом же деле обычай этот есть следствие необходимости и расчета. В ночь, напр., православного праздника, когда чаще всего происходят хлыстовско-скопческие моления, хлысты и скопцы, вследствие прекращения обычных работ в следующий день, имеют более свободного времени как для совершения своих неистовых кружений, так равно и для необходимого физического отдохновения от последних.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

—454— записано на имя константинопольской патриархии. Даже всякое вмешательство в управление этими имениями со стороны патриарха константинопольского положено рассматривать, как некоторого рода преступление. Все это, однако ж, не больше, как искусная маска. Господари-фанариоты, патриарх иерусалимский и патриарх константинопольский составляли одно товарищество, которое прибыли и убытки добросовестно делило поровну. Недвижимые молдаво-валашские имущества записывались на имя св. Гроба для большей внушительности и для декорума: кто бы стал восставать против такой жертвы, не желая прослыть нечестивцем? 1130 в действительности же доходы шли не на одного патриарха иерусалимского (само собою понятно, что на гроб Господень шла самая малость), а частью еще на греков-господарей и на самого патриарха константинопольского. Если бы патриарх иерусалимский не пожелал, притекавшими к нему с севера, достатками делиться с господарями, то ведь они мало ли что могли сделать, обладая полновластием в Молдаво-Валахии; 1131 а что касается патриарха константинопольского, то с ним патриарх иерусалимский должен был делить доходы с имуществ в неведомых странах не иначе, как по-братски. В противном случае патриарх столицы всегда мог изгнать из Константинополя своего младшего сотоварища, так как приезд и срок пребывания этого последнего в столице исключительно зависели, как мы знаем, от патриарха константинопольского. 1132 Все это, впрочем, может —454— показаться не совсем ясным, если мы не прибавим еще следующего: патриархи иерусалимские жить в Иерусалиме не любили, а любили жить в столице. 1133 Понятно – почему. Иерусалим – скучный город, без надлежащего общества, не имеет ни роскошных бань, ни других принадлежностей восточного комфорта, там нельзя было жить в свое удовольствие; а главное – там всегда отстанешь от текущих новостей – политических и всяческих, от которых часто зависит счастливая или несчастливая перемена в судьбе патриарха: нужно держать ухо востро. На Востоке без политики ни на час нельзя оставаться. Вот почему патриарху иерусалимскому нужны были деньги – и немалые, и вот почему, если он желал жить в свое удовольствие, 1134 то должен был братски делиться доходами со иерархом столичным, иначе он рисковал бы, что его безвозвратно ушлют в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Совокупность творений, равно как и любая тварная форма, тоже есть слово 1129 ; но, будучи изреченным «безлично», оно по природе отличается от того, Кто речет. Вот почему сущностная причина творений остается им неведомой 1130 . Только Слово Отца – «quod non est aliud a se in natura impersonaliter, sed est alius personaliter et origine» [«которое не есть иное, нежели Он, по природе, безлично, но есть Иной лично и по своему началу»] 1131 , Слово, «которым Отец речет всегда и которое речет и делает всегда вместе с Отцом», – это Слово ведает и деятельно являет природу того, Кто речет. Здесь, на земле, Слово слышится «дважды» 1132 , потому что тварная манифестация (слово, «изреченное безлично») пассивна. Следовательно, она отличается от активного и личного Слова, являющего природу Творца. В Боге не существует противоположности активного и пассивного: речение и изреченность, рождение и рожденность, порождение активное и пассивное, отцовство и сыновство совпадают в божественном Бытии, где тождество сущности исключает отношение причинности. На этом уровне творение было бы просто внутренним созиданием, каковым было бы построение дома архитектором, если бы он мог строить самой своей субстанцией, вне отношения к чему-либо внешнему. Такова «первая ступень изведения» всех вещей в «жизнь» божественного Ума, где творение не отличается от вечного рождения Слова 1133 . Но образцовая причинность овнешняется в причинности производящей; Слово являет себя в творящей причинности, как искусство архитектора-человека являет себя в созидании дома из материи, чуждой мысли художника. Однако Бог, в противоположность архитектору, созидает самим собой, без добавления чего-либо извне (se ipso, nullo addito), без какой-либо предсуществующей внешней потенциальности. И, тем не менее, это изведение ex nihilo остается внешним Творцу, оно есть «слово, изреченное безлично», aliud in natura [иное по природе], ибо сущности всех вещей, будучи сами по себе «тьмой» и «чистым ничто», не смогут явить Слово Творца, если не начнут существовать, получив esse ab alio 1134 . Тварные сущности раскрываются и становятся мыслимыми в этом динамичном отношении к Иному, где темная глубина сущих, entia, их изначальное ничто, этот terminus a quo [начальная точка] действия Бога, становится своеобразным аналогом первоматерии: радикальная ничтожность творений предстает здесь как «нищая сущность», несущая бремя ненасытной потенциальности бытия 1135 . Потенциальность тварных сущностей противопоставляет слово, «изреченное безлично», произведенное и разделенное на формы конкретных сущих, всегда потенциальное по отношению к esse, – актуальности Слова личного и нераздельного, всегда активного: Слова, которое речет в творении и являет логосы всех вещей во всем, что принимает бытие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

1124 См.: Vinogradov ]и. G., Zubar V.M. Die Schola Principalium in Chersonesos//II Mar Nero. – 1995/1996. – II. – S.137–140; Зубарь В. M., Антонова И. A. Новые данные о римском гарнизоне Херсонеса в первой половине III в.//ВДИ. – 2000. – N1. – С. 68–70. 1127 Антонова И. А. Отчет о раскопках в «цитадели», юго-восточный район Херсонеса 1989 г.//Архив НЗХТ. – Д. 2978. – Л. 31; ср.: Романчук А. И. Очерки истории и археологии... – С. 121, рис. 40, 3–4. 1130 Ср.; Герцен А. Г., Науменко В. Е. Керамика IX–XI вв. изжилого комплекса на мысе Тешкли-Бурун//АДСВ. – 2001. – Вып. 32. – С. 135–136, 138. 1132 Антонова И. А. Отчет о раскопках в цитадели Херсонеса за 1995 г.//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 12. 1134 Сорочан С. Б., Крупа Т. H., Сазанов А. В., Иванов А. В. Об археологических исследованиях и консервационно-реставрационных работах на территории «цитадели» Херсонеса в 2005 г.//Apxeoлoriчhi дocлiжehhя в Ykpaihi 2004–2005 pp. – К.; Зanopiжжя, 2006. – Вип. 8. – С. 334–339. 1136 Ср.: Иванов Т. Проучвания върху хипокауста от римската и ранновизантийската епоха в България//Археология. – 1971. – Кн. 1. – С. 23. 1137 Отчет Заведующего раскопками в Херсонесе за 1893 год. – С. 54; Айналов Д. В. Развалины храмов. – С. 27–29; Рыжов С. Г. Отчет о раскопках в IX квартале Северного района Херсонеса в 1982 году//Архив НЗХТ. – Д. 2346. – Л. 1–5, 14–15; Рыжов С. Г. Исследование жилых усадеб в Северном районе Херсонеса//Археологические исследования в Крыму. 1993 год. – Симферополь, 1994. – С. 23. 1138 Романчук А. И. Очерки... – С. 135–136; Голофаст П. А. Градостроительный облик Херсона в XIII веке//МАИЭТ. 2009. Вып. 15. С. 307–308. 1139 Крым в X – первой половине XIII века//Крым, Северо-Восточное Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья IV–XIII века/Отв. ред. Т. И. Макарова, С. А. Плетнева. – М., 2003. – С. 82. 1140 Примечательно, что стены построек, располагавшихся к югу от бани, были сложены на земляном «растворе», что свидетельствует о более позднем их строительстве (Рыжов С. Г. Дневник раскопок бани IX–X вв. к югу от Северной базилики. Май 1982 – август 1983 г.//Архив НЗХТ. – Д. 2611. – Л. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все громадное множество «разнообразие страстей» 1122 ) соответственно «множеству и разнообразию духов злобы» 1123 , – которые свв. аскеты сводят обыкновенно к восьми 1124 , 1125 главным 1126 , обычно разделяются ими на телесные ( σωματικα’, carnalia) и душевные ( ψυχικα’, spiritalia) 1127 . Первые имеют свою почву в телесных потребностях и инстинктах 1128 , вторые – в душевных 1129 . Это деление не означает, однако, того, чтобы первые рассматривались исключительно в качестве физиологических актов; это – состояние психофизические 1130 . Даже более. Центр тяжести их, как и страстей специально душевных, лежит собственно также в душе 1131 . Поэтому и в так называемых, «телесных» страстях весьма трудно, даже невозможно, провести заметную грань между физиологическим и психическим элементами 1132 . На основании данных святоотеческой аскетической психологии всякую страсть вообще можно определить, как сильное и длительное желание, а желание в свою очередь, – как сознанную потребность, выяснившуюся и определившуюся, благодаря прежним опытам ее удовлетворения. По определению Немезия, которому следует и св. Иоанн Дамаскин, «определение душевных страстей – такое: страсть есть возбуждающее чувство движение желательной способности, вследствие представления блага или зла» 1133 . Что же касается желания, то оно слагается из трех элементов: неудовлетворенного стремления (или стремления, сопровождаемого чувством угнетения) 1134 , представления предмета 1135 , способного удовлетворить этому стремлению и, наконец, чувства удовольствия, знакомого из прежних опытов удовлетворение возникшей склонности соответствующим предметом. Чувство удовольствия, соединяемое с представлением такого предмета, может достигать высокой степени интенсивности, приближающей его к чувству, испытываемому при действительном удовлетворении известного желания. Нормально дело обстоит в данном случае тогда, когда интенсивность этого чувства соответствует силе действительной потребности в известном предмете, отмечаемой стремлением и в нем проявляющейся.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

В определённом смысле такая лексическая «правка» напоминает работу справщиков Печатного двора при подготовке первых никоновских изданий, когда посредством глосс в текст вносились изменения не только грамматические, но и лексические 1130 . Несмотря на то, что полученные Никоном варианты библейских цитат были адресованы только одному читателю – царю Алексею Михайловичу, принцип работы патриарха с библейскими текстами отражает сложившегося в среде русских книжников середины – второй половины XVII в. нового отношения к книге вообще и Священному Писанию в частности. Образованные киевские старцы учили, что книга есть «учёный собеседник», из которого можно извлекать знание 1131 ; книгу оказалось возможным творить, расширяя свой разум и обучая себя 1132 . Начавшийся процесс секуляризации русской культуры затронул и отношение к книгам Священного Писания. Симеон Полоцкий перелагал псалмы рифмами, чтобы дать русским людям стихотворную Псалтирь для домашнего богослужения: «...точию о сладости пения увеселяющеся духовне» 1133 . Учёный-киевлянин интересовался не только «способом выражения», но и «способом восприятия» библейского текста 1134 . К адекватному восприятию библейского текста читателем стремился и патриарх Никон . Но если «латинствующий» Симеон Полоцкий связывал «способ восприятия» с рифмой, ритмом и нотами, то патриарх Никон методы установления адекватного понимания текста находил в традициях русской средневековой культуры, в греческой патристике и византийской литературной традиции; патриарх Никон работал с библейскими текстами в том направлении, какое указали святые отцы и учителя Церкви, разъясняя в своих творениях глубокое духовное содержание книг Священного Писания. Патриарх Никон опирался на классическую традицию «адекватного понимания литературного произведения», которая, как известно, предполагает «его обязательное толкование, обращение к исходным текстам-образцам» 1135 . Традиционное отношение патриарха Никона к словесному творчеству отражает подход в понимании существа понятия авторства и авторского самосознания, характеризующий во второй половине XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Через пятьдесят лет другой Питирим, епископ Нижегородский, указывал в своих докладах, что " едва ли не все попы (его епархии) укрывают раскольников». Через пять лет в той же нижегородской епархии 85 священников подвергнутся наказанию за поддержку раскола 1129 . В 1718–1720 гг. в Москве было обнаружено 78 священников, которые причащали, исповедовали, крестили по-старому и укрывали раскольников 1130 . В 1722 г. в Старой Руссе полиция обнаруживает 2904 раскольника, которых покрывало и поддерживало духовенство 1131 . До 1720 г. все калужские священники служили по-старому, и, хотя в этом году дали присягу служить по новому обряду, все же продолжали упорствовать и служить, пользуясь старыми книгами 1132 . На севере России: в Архангельске, в его уездах и областях, в Олонецкой области, в вологодских пределах – почти до середины XVIII века, несмотря на многочисленные изъятия старых книг и запрещения, большинство приходских священников пользовалось старопечатными служебниками 1133 . В 1726 г. из Холмогор пишут, что много священников придерживаются старого обряда 1134 . Все эти данные касаются только открытых и сообщенных начальству случаев. Число нераскрытых или скрытых от властей по доброте или за взятку случаев служения по старым книгам неизмеримо больше, да и зарегистрированные случаи поддержки духовенством раскольников, несомненно, далеко не все дошли до автора этой книги. Посошков, сам консерватор, но убежденный противник раскола, придумывавший способы борьбы с ним, подчеркивает в своих книгах, написанных в самом начале XVIII века, что число потакающих священников немалое и что у раскольников»много потаенных попов исповедывающих и причащающих потайными дарами«. По его мнению, раскол быстро растет и»раскольники не отчего так быстро не умножаются яко от потачки поповской " 1135 . На основании этих данных и отзывов не будет преувеличением сказать, что до середины XVIII века очень значительная часть приходского духовенства, если не большинство его, поддерживала и сочувствовала расколу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

1101 Б/п. Новое общество//Стрела. Политическая, экономическая, литературная и общественная газета. 1906. 20 ноября. 1. 1102 Б/п. Новое общество//Стрела. Политическая, экономическая, литературная и общественная газета. 1906. 20 ноября. 1 1103 Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках/Публ. В И.Кейдана. М., 1997.C.21 1105 Александров Н. Религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьева. (Письмо из Москвы)//Век. 1907. 10 июня. 22. С.342 1113 Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках/Публ. В.И.Кейдана. М., 1997. С.660 1116 Голлербах Е.А. К незримому граду. Религиозно-философская группа «Путь» (1910–1919) в поисках новой русской идентичности. СПб., 2000. С.20 1123 Голлербах Е.А. К незримому граду. Религиозно-философская группа «Путь» (1910–1919) в поисках новой русской идентичности. СПб., 2000. С.263 1127 Голлербах Е.А. К незримому граду. Религиозно-философская группа «Путь» (1910–1919) в поисках новой русской идентичности. СПб., 2000. С.75 1128 Розанов В.В. О себе и жизни своей/Публикация В. Г. Сукача. М., 1990. С. 302; см.: Хорватова Е. В. Маргарита Морозова. Грешная любовь. М., 2004. 1132 Арсеньев Н.С. О московских религиозно-философских и литературных кружках и собраниях начала XX века//Воспоминания о Серебряном веке/Составил Вадим Крейд. М., 1993. С.307 1134 Голлербах Е.А. К незримому граду. Религиозно-философская группа «Путь» (1910–1919) в поисках новой русской идентичности. СПб., 2000. С.92 1135 Голлербах Е.А. К незримому граду. Религиозно-философская группа «Путь» (1910–1919) в поисках новой русской идентичности. СПб., 2000. С.121–122 1139 Арсеньев Н.С. О московских религиозно-философских и литературных кружках и собраниях начала XX века//Воспоминания о Серебряном веке/Составил Вадим Крейд. М., 1993. С.305–306 1143 Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках/Публ.В.И.Кейдана. М., 1997. С.181–182 1144 Голлербах Е.А. К незримому граду. Религиозно-философская группа «Путь» (1910–1 919) в поисках новой русской идентичности. СПб., 2000. С.124

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Монархические антисоветские акты Карловацкого собора были признаны «актами, не выражающими официального голоса Русской Православной Церкви», Священному Синоду, при возможности его полноценного функционирования, предлагалось вынести суждение о «церковной ответственности некоторых духовных лиц» (Акты 1994. С. 193–194). 1125 Ещё в 1921 г. Патриарх Тихон и другие православные иерархи стали искать возможность для участия религиозных организаций, общин и приходов в оказании помощи голодающим. К концу лета 1921 г. Патриарх Тихон пришёл к выводу, что в наибольшей степени преодолению последствий голода будет соответствовать специальный Церковный комитет помощи голодающим. Члены Президиума Всероссийского Комитета помощи голодающим при ВЦИК под председательством М. И. Калинина посчитали целесообразным создание Церковного комитета. 31 августа 1921 г. Патриарх вновь обратился к М. И. Калинину: «Я прошу ускорить по возможности утверждение Положения о Церковном комитете и его обнародовать для повсеместного сбора пожертвований и открытия действий... по оказанию помощи на местах». Учитывая, что денежных пожертвований было явно недостаточно для помощи голодающим, Патриарх и Священный Синод выпустили 19 февраля 1922 г., после одобрения его правительством, специальное послание духовенству и верующим, в котором призывали жертвовать, кроме личных, также храмовые драгоценные украшения, не имеющие важного богослужебного значения. 23 февраля 1922 г. был выпущен декрет об изъятии церковных ценностей. Позднее на допросах Патриарх Тихон подтвердил, что пока он вёл переговоры с ПомГолом, за его спиной был выпущен декрет. 1132 Данная статья, посвящённая реформе знаменных формул, резюмирует третью часть готовящегося к публикации исследования «Древнерусский знаменный роспев XII–XVII веков (на примере попевок семейства рафатки первого гласа Октоиха)». 1133 Работы 1924–1927 гг., собраны вместе в переизд.: Дурново Н.Н. Избранные работы по истории русского языка. М., 2002. 1134 Успенский Б.А. Русское книжное произношение XI–XII вв. и его связь с южнославянской традицией: (Чтение еров)//Актуальные проблемы славянского языкознания: Сб. статей/Под ред. К.В. Горшковой, Г. А. Хабургаева. М., 1988. С. 99 sqq. 1135 В южнославянских говорах редуцированные гласные подверглись изменению уже к концу X века. В слабой позиции они утратились, а в сильной позиции прояснились в гласные полного образования: ъ изменился в о, а ь – в е.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

26:59 Принимая во внимание, что библейское повествование лишь вскользь затрагивает вопросы генеалогии и хронологии, вероятней всего, что Кехат был лишь прародителем Амрама, а его жена Йохевед была дочерью Левия не в прямом, а в общем смысле. 1123 а 27:12 Это добавление сделано в LXX, ср. Втор 32:49. 1124 б 27:12 Букв.: дал. 1125 27:13 Букв.: будешь приобщен к народу своему – эвфемизм, означающий «умереть». 1126 27:16 Букв.: Боже духов всякой плоти. Ср. 16:22. 1127 27:17 Букв.: который выходил бы перед ними и входил бы перед ними, который выводил бы их и приводил бы их – здесь используется военная терминология, связанная с выступлением военачальника и войска в поход и их возвращением, подобное выражение в ст. 21. 1128 27:20 Букв. возложи на него ( часть) от достоинства/ величия твоего; некоторые толкователи видят в этом указание на то, что ни один человек не мог принять всего, чем обладал Моисей . 1129 а 27:21 С м. примеч. к Исх 28:30. 1130 б 27:21 Букв.: по (слову) уст его они должны уходить и по (слову) уст его приходить. 1131 28:5 См. примеч. к 15:4. 1132 28:7 Обычно для возлияний использовалось вино, но в данном случае евр. шехар (в Син. пер.: сикера), возможно, обозначает брагу или пиво  – напиток, изготовляемый в те дни из ячменя в состоянии брожения и фиников или меда. Как вино, так и этот напиток употреблялись в определенных количествах при богослужениях, конечно, не для того, чтобы их пить (это было запрещено при служении во Святилище, см. Лев 10:9), а чтобы выливать на жертвенник как возлияние. 1133 28:11 И ли: в каждое новолуние; то же в ст. 14. 1134 28:26 Праздник Недель, слав. седмиц (Лев 23:15,16; Втор 16:9), или Пятидесятница, был праздником, отмечаемым в начале жатвы пшеницы (Исх 34:22). 1135 29:3 Т .е. около 6,5 и 4,5 л соответственно. 1136 29:4 Т .е. около 2 л; то же в подобных случаях в этой главе. 1137 29:7 Или: поститься. 1138 30:3 Букв.: не должен осквернить свое слово – нарушение данного обещания было преступлением перед Богом и профанацией человеческой личности. 1139

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010