Это разрешение требует (кан. 1131): – секретности предбрачных опросов; – соблюдения секрета вплоть до момента бракосочетания со стороны местного Ординария, священника или диакона, ассистирующих при бракосочетании, а также со стороны свидетелей и самих венчающихся. Епископ (или его преемники) не обязаны хранить тайну, если она может стать причиной громкого скандала или нанести серьёзный урон святости брака (напр., неисполнение обещания окрестить детей – см. кан. 1132); об этом обе брачующиеся стороны должны быть уведомлены до бракосочетания. 8. Регистрация состоявшегося венчания и последствия бракосочетания 8.1. Регистрация состоявшегося венчания Приходский настоятель того места, где происходило венчание, заносит сведения о заключении брака в особую брачную книгу, а также в книгу крещений рядом с именем каждого из супругов (кан. 1121 и 1122). Об этом должны быть извещены соответствующие приходы. Для этого предусмотрено (кан. 1121, § 2), что в том случае, если бракосочетание происходило без присутствия ассистирующего священника или другого лица, уполномоченного законом совершать обряд венчания, то священник или диакон, которые, возможно, на нём присутствовали, или, в ином случае, свидетели вместе с венчающимися обязаны как можно раньше известить приходского священника или местного Ординария о состоявшемся бракосочетании. Напротив, сведения о тайном браке заносятся только в специальный реестр , хранящийся в тайном архиве курии (кан. 1133). 8.2. Последствия бракосочетания Из действительного брака между супругами возникают постоянные и исключительные по своей природе узы; в свою очередь, супруги-христиане, благодаря возложенным на них задачам и достоинству своего статуса, укрепляются и словно получают посвящение силой брачного таинства (кан. 1134). В том, что касается супружеской жизни, они обладают равными правами и обязанностями (кан. 1135), и в особенности важнейшей обязанностью и первейшим правом (officium gravissium et ius primarium) заботиться о воспитании своих детей во всех его аспектах (кан. 1136). Дети, зачатые или рождённые в действительном или предположительном браке, считаются законными: под этим понимаются дети, рождённые по прошествии как минимум ста восьмидесяти дней после бракосочетания или в течение трёхсот дней после прекращения супружеской жизни; их отцом считается (пока не будет получено документированного доказательства обратного) тот, кто является таковым в силу брака (кан. 1137 и 1138). Незаконные дети могут стать узаконенными или в следующем браке родителей, или по рескрипту Святого Престола, и в этом случае они полностью приравниваются к законным (кан. 1139 и 1140). 9. Конвалидация брака

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

§ 3. Недопустимо, чтобы до или после канонического венчания согласно § 1 имела место другая религиозная церемония заключения того же самого брака для подтверждения или обновления брачного согласия; не должно быть также религиозного обряда венчания, при котором ассистент-католик и служитель-некатолик, каждый исполняя свой обряд, совместно испрашивают согласия сторон. 1128 Местные Ординарии и другие душепастыри обязаны позаботиться о том, чтобы у супруга-католика и у детей, рождённых в смешанном браке, не было недостатка в духовном вспомоществовании для исполнения их обязательств и должны помогать супругам оберегать единство супружеской и семейной жизни. 1129 Предписания канн. 1127 и 1128 1128 следует относить также к бракам, которым мешает препятствие различия культов, о чём говорится в кан. 1086, § 1. Глава VII. О тайном бракосочетании (Caput VII. De matrimonio celebrando) 1130 По веской и безотлагательной причине местный Ординарий может разрешить, чтобы брак был заключён тайно. 1131 Разрешение на тайное бракосочетание предполагает: – что исследования, долженствующие предшествовать бракосочетанию, следует производить тайно; – что тайна о состоявшемся бракосочетании будет сохраняться местным Ординарием, ассистировавшим, свидетелями и супругами. 1132 Обязательство хранить тайну, о которой в кан. 1131, 2 е, снимается с местного Ординария, если сохранение этой тайны будет грозить громким скандалом или тяжким правонарушением в отношении святости брака, причём об этом следует известить обе стороны перед бракосочетанием. 1133 Сведения о тайном бракосочетании должны заноситься только в особый регистр, хранимый в секретном архиве курии. Глава VIII. О последствиях брака (Caput VIII. De matrimonii effectibus) 1134 Из действительного брака между супругами возникают постоянные и исключительные по своей природе узы; в христианском же браке супруги тем более укрепляются и словно бы освящаются особым таинством для обязанностей и достоинства своего статуса. 1135 Каждый из супругов имеет равные права и обязанности в том, что касается общности супружеской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

IV. Имянной список Посадских и Тысяцких Псковских, сколько упоминается о них в летописях Примеч. Судя по бывшему издревле у Славян народному Правлению, права свои удерживавшему и при самих Князьях, должно полагать, что и у Псковичей Посадники и Тысяцкие были с самого начала их поселения в сих странах. Но имен их по Летописям не видно до половины 12 столетия, а Тысяцкий во всей Псковской Летописи один только упомянут. Первый Псковский 12 века Посадник по Новгородской Летописи значится: 1. МИРОСЛАВ ГЮРЯТИНИЧ. Он с 1126 был Посадником в Новгороде, а в 1132 году определен Новгородцами во Псков в 1134 году ходил со Псковскими войсками в помощь Новгородцам на Ростов и Суздаль, а по возвращении оттуда оставлен опять Посадником в Новгороде и в следующем году января 28 там скончался. ВЯЧЕСЛАВ Упоминаются в Новгородской Летописи при нашествии Чудей на Псков убитыми в сражении 1176 года, но были ли они Посадники, или просто именитые граждане, либо Воеводы, не сказано. НИКИТА ЗАХАРЬЕВИЧ СТАНИМИР ИВАНКО 2. ИВАН МАТФЕЕВИЧ упоминается 1192 года при перенесении Мощей Благоверного Князя Гавриила Псковского. 3. БОРИС, Посадник Степенный, упоминается в 1308 году и в следующем, а скончался 1312 г. июня 1. 4. СЕЛИЛ АЛЕКСИНИЧ Храбрый, в 1323 году убит у Пскова нашедшими Лифляндцами. 5. СЕЛОГА или СОЛОГА упоминается с 1327 по 1337 год, в коем он скончался 7 сентября. 6. ИЛИЯ ходил с Войском 1341 года весной в лодках по реке Амовже (Ембаху) на Лифляндцев, а в 1З48 году ходил в помощь Новгородцам на Шведов. В сем же походе 1341 г. упоминается Островский Посадник Василий Онисимович. 7. ВОЛОДША Строилович в 1341 году ходил на Лифляндские волости зимой по льду через озеро, а в 1343 году к Лифляндскому городу Медвежей голове. 8. КОРМАН Постник в 1З4З бывши в том же походе, убит Лифляндцами. 9. ИВАН ходил по реке Нарове в 1З49 году на Лифдяндцев. 10. ЛЕОНТИЙ упоминается 1З66. 11.АНАНИЯ в 1З67 ходил послом в Новгород для испрошения освящения Троицкого Собора. 12. ПАВЕЛ упоминается в сем же посольстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Человек по своей плотской организации, неизбежно в мире, обязательно бывает грешным, и ни одна индивидуальность не избавляет от этого иначе, как самоличным очищением. Отмеченные теософические принципы далеко не благоприятствуют персональному божественному вмешательству, наклоняясь всецело в пользу самостоятельности человеческой в устранении плотяных уз и в культивировании духовной независимости. В этом кроется основание, что мессианские ожидания были чужды филоновской доктрине, 1127 где для них не было простора, 1128 почему они принижаются 1129 и стушевываются. 1130 Александрийский мистик был холоден к этим светлым чаяниям своего народа 1131 и – по непригодности для своей системы – понимал их мало и говорил об них неохотно. 1132 По его суждению, реставрация Израиля произойдет не чрез Мессию, а чрез грех параклитов – ходатаев – в милости Господа, благочестия патриархов и накоплении собственных добродетелей. 1133 Внешний переворот в судьбе потомков Авраамовых причинно мотивируется внутренним, последний же нимало не условливается небесным Избавителем и сам по себе вызывает достойное увенчание в явлении славы Господней. 1134 Естественно, что мессианские идеи развиты у Филона слабо и не отчетливо. 1135 Они являются тут по отображению религиозной веры 1136 и проникнуты обычным духом. 1137 Все это наглядно иллюстрируется подлинными словами. Велики бедствия рассеянных иудеев, но «если они будут принимать их не на погубление, а для вразумления, устыдившись всей душой, обратятся – с укорами себе в заблуждениях – и открыто исповедают очищенной мыслью содеянные против себя прегрешения сначала в неотложной и нескверной совести, потом и языком для улучшения слушающих; то в таком случае они, достигнут милости от благостного спасителя – Бога, Который сообщил роду человеческому превосходный и величайший дар сродства с Его словом, от коего, как бы от образца, произошел ум человеческий. Тогда, – хотя бы они были последние на земле, порабощенные плененные врагами, – все будут освобождены в один день, словно по мановению, ибо внезапная перемена их в сторону добродетели поразит господ настолько, что они, стыдясь властвовать над лучшими (себя), опустят их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

На языке св. Амвросия Бог – Высочайшая Природа (summa natura), полнота добродетелей (plenitudo virtutum) 1130 , Существо совершенное (perfectus) 1131 . В понятие о Нём должно вносить всё самое лучшее и возвышенное, что только доступно человеческой мысли: Он – совершенная красота и Ему приличествует всё превосходнейшее в отношении красоты (quidquid praestantius ad decorem) 1132 ; Он благ во всех отношениях (Deus universitate bonus), тогда как человек может быть благим только отчасти (homo ex parte) 1133 . При этом благость характеризует собой не только промыслительную деятельность Бога в мире, но принадлежит Ему субстанциально, является, как научило нас этому Откровение, существенным признаком Божественной природы: Бог не может не быть благим, так как Божественная природа (natura Dei) есть полнота благости (plenitudo bonitatis) 1134 . В этих своих свойствах Бог является для человека не только Всемогущей, господствующей над ним Силой, но и Высочайшим, вожделенным для него Благом – Summum Bonum: «От Него мы получаем всё, но сами Ему ничего не можем доставить, потому что Он ни в чём не нуждается... Ибо в чём может нуждаться Тот, Кто Сам изобилует и щедро одаряет нас всем, предоставляет в нашу пользу все без какого-либо недостатка?» 1135 В частности, Бог, как Summum Bonum [Высочайшее Благо], есть для нас Источник духовной жизни, зажигая в нас любовь и желание (caritas et desiderium); приближение к Нему и соединение с Ним доставляет наслаждение 1136 . Эта черта в представлении о Боге имеет весьма большое значение в миропонимании Амвросия, но у ранних западных писателей она почти совсем незаметна. Сама же по себе она не представляет ничего оригинального для его времени, так как не менее его раскрывалась уже самими древними представителями александрийского богословия. Божество Филона обладает всесовершенной природой (τελειοττη τοτου φσις); будучи источником красоты ( το καλο πηγ), оно не нуждается ни в чём для собственного совершенства, но из бесконечности своего совершенства дарует частицы всему существующему 1137 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

1125 Not necessarily the New-Age: Critical Essays. – N-Y., 1988, p. 348. 1126 Наваждение: Мировая проблема. – М., 1993, с. 69. 1127 Письма Елены Рерих 1932-1955. с. 213. 1128 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 1, с. 37. 1129 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 1, с. 39. 1130 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 2, с. 13. 1131 Лазарев С. Н. Кармические задачи. Пути их решения. – М., 1995, с. 32-33. По мнению С. Н. Лазарева, привораживание хоть и разрушительно, но все равно является использованием «божественных возможностей» (Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 1. с. 84). 1132 Лазарев С. Н. Кармические задачи. с. 87. Сей «целитель», кстати, вполне верен заветам Блаватской. Она это называла «овомантией», «оккультным искусством, которое 3000 лет назад требовало величайшего знания и самых сокровенных и сложнейших математических вычислений» (Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 1, с. 449). 1133 Лазарев С. Н. Кармические задачи. с. 88. 1134 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 2, с. 10. 1135 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 2, с. 33. 1136 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 2, с. 171. 1137 см. – Лазарев С. Н. Диагностика кармы. кн. 2 сс. 106-107. 1138 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 1, с. 25. 1139 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 2, с. 9. 1140 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 1, сс. 130, 6, 92, 142. 1141 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 1, с. 45. 1142 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 2, с. 152. 1143 авва Дорофей. Душеполезные научения и послания. – Троице-Сергиева Лавра, 1900, с. 45. 1144 см. авва Дорофей. Душеполезные научения и послания. сс. 46-47. 1145 Древний Патерик. – М., 1899, с. 278. 1146 Древний Патерик. с. 292. 1147 Древний Патерик. с. 292. 1148 авва Дорофей. Душеполезные научения и послания. с. 123. 1149 авва Дорофей. Душеполезные научения и послания. с. 44. 1150 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 2, с. 73. 1151 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 2, с. 40 1152 Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 2, с. 14. Уточнение «нашей» – с. 9.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Когда эллины силой Ники и делом Ареса Персов изгнали, то ради Свободной Эллады общий Алтарь они здесь воздвигли Зевсу – Богу Свободы 1129 . И что, Геродот, эту надпись тоже выбил Клеад или может, другой, кто-нибудь, льстивший каким-либо полисам? Зачем же им было совершать бесполезный труд, рыть землю, насыпать никуда негодные курганы, воздвигать памятники ради грядущих поколений, если они не видели, что их слава освящена в жертву как самое славное и великое из положенного на алтарь? Да и Павсаний, уже помышлявший тогда (как они 1130 говорят) о тирании, – вот какую посвятительную надпись оставил в Дельфах: Эллинов вождь и начальник Павсаний, в честь Феба владыки Памятник этот воздвиг, полчища мидян сломив 1131 . Он тоже признает свою славу общей со [всеми] эллинами, ибо провозглашает себя предводителем [всех] их. И когда эллины не согласились [с этим самопровозглашенным званием], но стали возражать и требовать суда, то лакедемоняне послали в Дельфы своих людей, которые соскребли эту надпись, выбив вместо нее на треножнике имена всех городов, что и было справедливо 1132 . Можно ли допустить, что эллины были бы раздосадованы умолчанием о них в надписи, если бы их неучастие в сражении было бы на их совести, можно ли поверить в то, что спартанцы вымарают имя своего предводителя и стратега и впишут имена людей, оставивших строй и уклонившихся от опасности. Ибо странно, что Софан, и Аймнест 1133 , и все, кто великолепно дрался в той битве, не возражали, когда китийцы и мелийцы 1134 ставили в надписи свои имена, в то время как – согласно Геродоту – [надписи составляли] только три города, исключив имена всех других на трофеях и храмах. 43 . Таким образом, о четырех случившихся тогда битвах против варваров Геродот говорит следующее: 1 . при Артемисии эллины бежали 1135 ; 2 . при Фермопилах дело обстояло так, что, послав предводителя [всей Эллады] и царя [спартанцев] сражаться впереди других, сами эллины остались дома, пребывая в беззаботности, справляя олимпийские и карнейские 1136 праздники 1137 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Прот. Д. Станилоэ, по оценке исследователей его творчества, «одновременно открыт» к изучению «современных идей» и в то же время способен отыскивать в них «концепции, кристаллизующие интуиции отцов» 1130 . «Богословие диалога», «богословский персонализм», «динамика общения с Богом и обожения» и многие другие темы, привлекающие внимание современных богословов и философов, можно сказать, были глубоко «поставлены» и развиты в рамках размышлений о. Д. Станилоэ. Будучи серьезным, глубоким богословом, о. Думитру осознанно и «решительно отказался от схоластического метода трактовки догматов как абстрактных формул, которые, как он сам замечает, представляют исключительно теоретический интерес, в значительной степени преувеличенный и не имеющий никакой связи с глубинами духовной жизни человека» 1131 . Так, о главном догмате христианства о. Д. Станилоэ говорит, что «Троичный догмат находится за пределами категориального образа мышления» и «упрощающей логики» 1132 . Не случайно поэтому в своем многотомном курсе догматического богословия он пользуется по большей части «простым обыденным языком» 1133 . «Наши слова и мысли суть ограниченные отверстия к бесконечному», – пишет о. Д. Станилоэ, однако при правильной постановке «они способны стимулировать в нас духовную жизнь» 1134 . Церковные Соборы, ставившие целью разрешить догматические споры, заведомо отказались, по мысли о. Думитру, «от рационалистического соблазна обесценить значение тайны спасения и таким образом сделать само спасение иллюзорным, превратив Бога в сущность (οσα), подчиненную рациональным законам, предвидя исчезновение человека в этой сущности» 1135 . «Только личность способна избежать рационализма и остаться неисчерпаемой тайной и в то же время быть близкой с окружающими, так же, как и Бог является нам близким, но в то же время и неисчерпаемой тайной» 1136 . Прот. Д. Станилоэ подчеркивает, «что все существование отмечено не только рациональностью, но и тайной, поскольку Бог, Творец всего – это Личность, а личность является неистощимым откровением и неистощимой тайной» 1137 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Поучительно сравнить бессоюзия Иннокентия с Филаретовыми. Asyndeta Иннокентия – горсть рассыпанного жемчуга. Asyndeta Филарета – законченная логическая последовательность образов и мыслей, например, «тьма, скорбь, ужас, труды, болезни, смерть, нищета, уничижение, вражда всей природы» 1132 . Здесь строгая продуманная цепь причин 1133 . Или: «Откуда же беспорядок, безобразие, нечистота, страдание, разрушение, тление, словом: смерть?» 1134 Или: «грех, нагота, изгнание, проклятие, труды, печали, болезни, смерть, нетление» 1135 . Бессоюзия здесь – не нагромождение синонимов, не перевыражения все того же содержания, не амплификации; в них – железная временная или логическая последовательность. Ив. Киреевский когда-то сравнивал Филарета и Иннокентия как выразителей двух противоположных устремлений нашей церковной проповеди. Если Филарет движется от разума к сердцу, то Иннокентий – от сердца к разуму 1136 . У Иннокентия мы можем найти выразительные отрывки, посвященные значению чувства 1137 . Одна из его заметок посвящена тексту книги Притчей: 1138 Бог премудростию основа землю, в чувстве же Его бездны разверзошася. «По чистой и святой метафизике Премудрого в самой природе иное (как небеса с их строгим математическим распорядком) произошло преимущественно под влиянием премудрости божественной; другое (как бездны вод с их непрестанною движимостию и неопределенностию форм) под особенным влиянием чувства божественного» 1139 . Чувство получает глубочайшие метафизические корни, находит аналогон в физическом космосе и Самом Божестве. В 1836 году Филарет писал Иннокентию по поводу его «Страстной Седмицы»: «Не лишнее было бы, если бы по иным местам пройти холодным взором рассудка, и остричь некоторые слова, в которых далеко простерлась свобода воображения» 1140 . Филарет требовал строгой текстуальной исторической верности при передаче ветхозаветных и евангельских повествований. У Иннокентия воображение дополняет картины, рисуемые священными книгами. Повествуя о явлении ангела Иосифу, он добавляет: «Может быть тот самый Ангел, который благовествовал и Марии ея бессемейное зачатие, то есть Гавриил; ибо такие тайны вверяются не многим» 1141 . Хвалебный гимн Вифлеемских ангелов «состоял, может быть, не из одних слов, приводимых евангелистом» 1142 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1120 См.: Лк. 6:20. 1121 Ср.: Быт. 1:22. 1122 См.: Пс. 45 44:2. 1123 Ср.: Ис. 12:3. 1124 См.: Пс. 82 81:3—4. 1125 См.: Пс. 72 71:4. 1126 См.: Пс. 72 71:11. 1127 См.: Пс. 9:18—19. 1128 См.: Ис. 3:14—15. 1129 Вставка, по мнению Кройманна. 1130 См.: Лк. 6:21. 1131 См.: Ис. 5:26. 1132 См.: Ис. 49:10. 1133 См.: Ис. 65:13. 1134 См.: Лк. 6:21. 1135 См.: Ис. 65:14. 1136 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Разгляди». 1137 См.: Пс. 126 125:5. 1138 См.: Ис. 61:1. 1139 См.: Мф. 5:3; Лк. 6:20. 1140 См.: Ис. 61:1. 1141 См.: Лк. 6:21. 1142 См.: Ис. 61:2. 1143 См.: Лк. 6:21. 1144 См.: Ис. 61:3. 1145 Игра слов: Наес si statim admissus Christus administravit. 1146 См.: Лк. 6:22. 1147 См.: Ис. 51:7. 1148 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Так как Ему была предсказана гибель». 1149 См.: Ис. 52:5; Рим. 2:24. 1150 Источник цитаты неизвестен. 1151 О ненависти язычников к христианскому имени см. третью главу «Апологетика» Тертуллиана. 1152 Конъектура Кройманна. В рукописи: «и». 1153 См.: Лк. 6:23. 1154 Употреблен глагол suggillare. Выше действия Христа по отношению к преследователям пророков обозначались словами suggillans («укоряя») и suggillatio («укор», переведено: «укорять») (Tert. Adv. Marc., IV, 15, 1). 1155 См.: Лк. 6:24. 1156 Конъектура Кройманна. В рукописи: «громаду возведения обеих систем воспитания». 1157 См.: Втор. 30:19. 1158 Конъектура Кройманна. В рукописи: «его же». 1159 Конъектура Кройманна. В рукописи: «дабы мне также и в этом суждении показать Христа принадлежащим Творцу, обогащающему » 1160 Ср.: 3 Цар. 3:9—10. 1161 Ср.: 3 Цар. 3:13. 1162 См.: Лк. 6:24. 1163 Слова «Ибо, — говорит, — вы получили свое утешение, — конечно, от богатств, от их славы и доходов мира сего» Кройманн помещает сюда. В рукописи они находятся ниже, после слов «приписывает богатым пороки, сопутствующие богатствам». 1164 Другой возможный перевод: «Но пороки, сопутствующие богатствам, обращают в Евангелии на богатых то «Горе! " " . 1165 Конъектура Кройманна. В рукописи: «конечно». 1166 См.: Втор. 8:12—14.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010