Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «КАНОНЫ ИППОЛИТА» один из литургико-канонических памятников древней Церкви (Canones Hippolyti - CPG, N 1742). Текст Греч. оригинал «К. И.» утерян. Сохранился только араб. перевод, выполненный с копт. версии (вероятно, саидского диалекта), которая не сохранилась. Все араб. рукописи не старше XII в. Копт. перевод был выполнен, возможно, в V-VI вв. ( Coquin. 1966). Хотя «К. И.» не входят в состав более крупных сборников литургико-канонических памятников, они присутствуют в сводах канонического права Коптской Церкви. В частности, араб. версия сохранилась в т. н. анонимном Берлинском каноническом сборнике, составленном в XIII в. (Berolin. Sb. arab. 10181. Fol. 123-140, 1334 г.), в сборнике Макария, священника из мон-ря св. Иоанна Колова в Вади-эн-Натрун (1-я пол. XIV в.; известно не менее 11 рукописей; самые важные - Vat. Barber. Or. 4. Fol. 176v - 186, 1350 г.; Vat. arab. 149. Fol. 128-134, 1372 г.; Paris. arab. 251. Fol. 162v - 171, 1353 г.), и в ряде анонимных яковитских сборников (напр., ркп. Paris. arab. 238. Fol. 231v - 259v, XV в.). «К. И.» цитируются в Номоканоне копт. патриарха Гавриила II ибн Турайка (Тарика) (1131-1145) (изд.: Le Nomocanon du patriarche copte Gabriel II ibn Turayk (1131-1145)/Ed. A. Aziz Mina. Beirut, 1993. 2 vol.), в Номоканоне Михаила, копт. митр. Дамиетты, составленном во время Патриаршества Марка III (1167-1189) (Berolin. Sb. arab. 10180, 1211 г.; Paris. arab. 4728, 1886 г.; Vat. arab. 907, XV в.), в Номоканоне ас-Сафи ибн аль-Ассаля (1-я пол. XIII в.; см. в ст. Ассалиды ) (Brit. Lib. Or. 1331, 1236 г., и др. рукописи). Перечень канонов сохранился в 5-й кн. энциклопедического сборника Абу-ль-Бараката ибн Кабара «Светильник во тьме» (Paris. arab. 203. Fol. 53v - 54v, между 1363 и 1369). Полное арабское заглавие памятника - «Церковные каноны и постановления, написанные Ипполитом, князем епископов Рима, согласованные с заповедями апостолов, от Духа Святого [в др. редакции - «от Господа нашего Иисуса Христа»], Который говорил в нем [«через него»]. Числом 38». В Номоканоне патриарха Гавриила II «К. И.» называются «Каноны Болидоса (Булидоса), патриарха Рима, числом 38». В Номоканоне ас-Сафи ибн аль-Ассаля дополнительно сообщается, что эти каноны были переведены на копт. язык (Vat. Borg. arab. 230. Fol. 15v, кон. XIII в.). Сохранилось только копт. заглавие - «Церковные каноны, написанные Ипполитом, архиепископом святого града Рима» (встречается перед канонами Никейского Собора в ркп. Paris. copt. 129 14. Fol. 75, X в.; см.: Achelis H., [Crum W. E.]. The gnwmai of the Synod of Nicaea//JThSt. 1900. Vol. 2. N 5. P. 121-129).

http://pravenc.ru/text/1470261.html

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет В Византии образ Христа Пантократора появляется, приблизительно, с IV—VI веков. Древнейшим из известных его иконописных изображений является икона Христос Пантократор из Синайского монастыря (середина VI века). Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д. Так, этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма. Описание Мозаики Чефалу, время создания которых датируется 1148 г., занимают особое место, отличаясь высоким качеством исполнения. Тема Вселенской Церкви, воплощенная через представленные в иерархическом порядке образы Иисуса Христа, Богоматери, Небесных сил и святых, доминирует в программе мозаик, которые занимают только восточную часть собора. Апсида была украшена при Рожере II, а пресбитерий — при Вильгельме I. Из-за отсутствия купола Христос-Пантократор перенесен в апсиду. Занимая ее верхнюю часть, он парит над огромным пространством базилики. Пальцы правой руки Спасителя сложены для благословения, в левой руке Он держит Евангелие, открытое на стихе: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» ( Ин. 8:12 ), написанном на латинском и греческом языках. Отличие Пантократора из Чефалу от подобных ему образов — две сбившиеся пряди на лбу Иисуса Христа.   История Кафедральный собор Преображения Господня в Чефалу был основан первым королем Сицилийского королевства Рожером II. Это важнейший памятник арабо-норманнского стиля на Сицилии, сохранивший в основном свой внешний и внутренний вид XII-XIII вв.. Содержит известные византийские мозаики XII в. Согласно легенде, король Рожер II, возвращаясь кораблем на Сицилию летом 1131 г., попал в сильную бурю и дал обет построить церковь на том месте, куда прибудет корабль. 6 августа 1131 г., в праздник Преображения Господня, Рожер II благополучно причалил в Чефалу, где на месте высадки построил маленькую часовню и приказал выбрать место для будущего собора. В 1131 г. началось строительство собора. В 1145-1148 гг. были сделаны мозаики апсиды, изображающие Христа Пантократора, Богородицу, архангелов и апостолов.

http://azbyka.ru/art/hristos-vsederzhite...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ II ибн-Турайк (в миру Абу аль-Ала) († ок. 1145), патриарх Коптской Церкви, 70-й патриарх кафедры св. Марка (1131-1145) (пам. копт. 10 пармуте/5 апр.). Происходил из древней копт. династии писцов. Получил христ. воспитание. Церковное служение начал диаконом в ц. св. Меркурия в Ст. Каире. Избрал целибат и посвятил себя служению больным, вдовам и сиротам, к-рые были в его общине. Когда Г. было ок. 40 лет, он был писцом одновременно в отделе гос. корреспонденции (диван аль-мукатабат) и налоговом департаменте (байт аль-маль), что подтверждает его высокий профессиональный статус. Он стал известен и как переписчик библейских книг, принимал активное участие в наиболее важных патриарших богослужениях при патриархе Макарии II. После смерти патриарха в 1128 г. кафедра оставалась вдовствующей 3 года, пока не была предложена кандидатура Г., к-рая устраивала всех. Избрание на Патриаршество кандидата, не имевшего епископского сана, было исключением. В истории Коптской Церкви с конца халифата Фатимидов до времени образования султаната Айюбидов известно еще 2 случая подобного рода. Миропомазание Г. состоялось в ц. аль-Муаллака в Ст. Каире, интронизация в Александрии 5 амшира (30 янв.) 1130 г. Но только в следующем году, после предварительных консультаций с монахами мон-ря св. Макария (Дейр-Анба-Макар) в Скиту (Вади-эн-Натрун), Г. был окончательно признан предстоятелем Коптской Церкви. По установившейся традиции новый патриарх прибыл в мон-рь св. Макария, где отслужил литургию. Вероятно, в мон-ре Г. вступил в спор с монахами относительно исповедания единства Божества и человечества Иисуса Христа при освящении св. хлеба для Евхаристии. В результате полемики была предложена формула «без смешения и без смятения», к-рая вошла с того времени в копт. литургию. Патриарх, разрешивший т. о. богословский спор, был признан повсеместно, в т. ч. и в среде наиболее консервативных копт. монахов. Став патриархом, Г.

http://pravenc.ru/text/161345.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ I (II) Михаил, митр. Киевский, поставляет Нифонта епископом в Новгороде. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 80) Михаил, митр. Киевский, поставляет Нифонта епископом в Новгороде. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 80) Митр. Киевский (1130-1145/47 или 1149 (?)). Киевская митрополичья кафедра оставалась вакантной ок. 4 лет с 9 марта 1126 г., когда скончался митр. Никита . Новый митрополит - грек М., поставленный, очевидно, К-польским патриархом Иоанном IX Агапитом , прибыл из К-поля в Киев летом 1130 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 294). Согласно традиц. представлению, утвердившемуся в XVI-XIX вв., 1-м рус. митрополитом с таким именем в кон. X в. был свт. Михаил , поэтому в церковной историографии XIX - нач. XXI в. М. иногда именуется Михаилом II, однако в научной лит-ре последних десятилетий свт. Михаил почти единодушно признаётся фигурой легендарной. Вероятно, в первые месяцы своего служения М. возглавил освящение ц. во имя ап. Андрея Первозванного в киевском Андреевском (Янчине) монастыре, основанном в 1086 г. Киевским кн. Всеволодом (Андреем) Ярославичем для своей дочери Анны (Янки) Всеволодовны. В конце года М. хиротонисал во епископа Новгородского постриженика Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ) свт. Нифонта , по характеристике новгородского летописца «мужа свята и зело боящяся Бога»; 1 янв. 1131 г. Нифонт прибыл в Новгород. Незадолго до этого новый митрополит, по всей видимости, принял в Киеве прежнего Новгородского еп. Иоанна Попьяна , который «отвьржеся... Новагорода» (НПЛ. С. 22, 207). Вероятно, в то же время, когда М. прибыл в Киев, «в единомь корабли» были привезены иконы, почитаемые впосл. как чудотворные,- Владимирская икона Божией Матери и Пирогощая икона Божией Матери (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 482; Т. 1. Стб. 346). В 1131 г. Киевский блгв. кн. Мстислав (Феодор) Владимирович (1125-1132) заложил на киевском Подоле ц. в честь Пресв. Богородицы Пирогощей. В проложном Житии блгв. кн. Мстислава сообщается, что М. в 1131 - нач. 1132 г. освятил в Киеве «священием великим» заложенную благоверным князем в 1128/29 г. церковь во имя своего небесного покровителя св. Феодора ( Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 343).

http://pravenc.ru/text/2563660.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН II патриарх Коптской Церкви (1327-1339), 82-й патриарх Престола Св. Марка. Род. в г. Эд-Димукрат, В. Египет. О его детстве и юности известно мало. Вступление В. на патриаршую кафедру предрек незадолго до своей кончины в 1320 г. Барсум аль-Эриан , и, возможно, это обстоятельство способствовало беспрепятственному избранию В. в качестве патриарха. В. был современником султана ан-Насира Мухаммада ибн Калауна (1310-1341). В тот период в религ. политике мамлюков наметился поворот к веротерпимости, стали стихать проводившиеся ранее гонения на коптов. Возможно, восстановлению нормальных отношений между мусульманами и коптами в немалой степени способствовало посольство от эфиоп. царя Амда Сиона. Он ходатайствовал за коптов и просил позволения отстроить храмы для них, к-рые лежали в руинах. В противном случае он грозил разрушить мусульм. мечети, находившиеся в пределах его царства. По всей видимости, ан-Насир восстановил статус христиан, определенный условиями легендарного «договора халифа Умара», предусматривавшего, в частности, сохранение церквей, построенных до мусульм. завоевания. В. наблюдал за быстрым восстановлением церквей и возобновил совершение таинства Миропомазания, к-рое было прекращено во время правления копт. патриарха Иоанна IX (1320-1327). Посещая мон-ри Скита , В. особое внимание уделял мон-рю аввы Бишои (Дейр-Анба-Бишой), к-рый он отреставрировал и где расширил состав братии, переселив туда монахов из др. обителей. После кончины В. был похоронен в мон-ре Дейр-эль-Шахран, расположенном к югу от Каира; патриаршая кафедра Коптской Церкви оставалась вдовствующей в течение года. Лит.: Lane-Poole S. The Mohammadan Dynasties. L., 1893; New Delhi, 1986r; idem. History of Egypt in the Middle Ages. L., 1901; Subhi Y. Labib. Benjamin II//CoptE. Vol. 2. P. 377-378. А. А. Войтенко Рубрики: Ключевые слова: ГАВРИИЛ II ибн-Турайк (в миру Абу аль-Ала; † ок. 1145), патриарх Коптской Церкви, 70-й патриарх кафедры св. Марка (1131-1145) (пам. копт. 10 пармуте/5 апр.)

http://pravenc.ru/text/150333.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ II копт. Александрийский патриарх (1862 - февр. 1870). До рукоположения был настоятелем монастыря св. Макария (Дейр-Анба-Макар) в Вади-эн-Натрун. На Патриаршем престоле Д. продолжал внутрицерковную политику своего предшественника Кирилла IV (1854-1861), который начал создавать церковные школы, воспользовавшись либеральными реформами Мухаммеда Саид-паши (1854-1863), обеспечившими коптам статус полноправных граждан Египта. В 1869 г. Д. встречался с османским султаном Абдул-Азизом, прибывшим в Египет для торжественного открытия Суэцкого канала. Султан даровал Коптской Церкви обширные земли, пригодные для сельскохозяйственной обработки, на доходы с которых стало возможным поддерживать церковные школы. При Д. было завершено строительство в Каире кафедрального собора св. Марка (р-н Эль-Эзбекия) и зап. крыла здания Патриархии, а также фермы, принадлежащей мон-рю св. Макария, в дер. Атрис (близ Гизы). В области внешних сношений Д., напротив, не стал продолжать начатые при его предшественнике переговоры об унии с РПЦ, инициированные еп. Порфирием (Успенским) и почти увенчавшиеся успехом. Он также противостоял укреплению протестант. миссии в долине Нила и в 1867 г., когда в Асьюте была основана 1-я пресвитерианская община, совершил поездку до В. Египта с целью утверждения своей паствы. Пароход для этого путешествия был выделен Д. правительством хедива Исмаил-паши (1863-1879). Скончался Д. в 11-й день месяца тубах (праздник Богоявления), пробыв на Патриаршестве, как сообщает его Житие, 7 лет 7 месяцев и 7 дней. После него Александрийский копт. Патриарший престол пребывал незамещенным почти 5 лет, поскольку правительство не давало разрешения на рукоположение нового патриарха. Ист.: History of the Patriarchs of the Egyptian Church Known as the History of the Holy Church. Vol. 3. Pt. 3/Transl. and not.: A. Khater, O. H. E. Burmester. Cairo, 1970. P. 310-312. Лит.: Am é lineau E. La Géographie de l " Égypte à l " époque copte. P., 1893. P. 70-72; Meinardus O. F. A. Monks and Monasteries of the Egyptian Deserts. Cairo, 1961. P. 375; idem. Two Thousand Years of Coptic Christianity. Cairo, 1999. P. 70-71; Cannuyer Ch. Les Coptes. Turnhout, 1990. P. 46; Shoucri M. Demetrius II//CoptE. Vol. 3. P. 893. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова: ГАВРИИЛ II ибн-Турайк (в миру Абу аль-Ала; † ок. 1145), патриарх Коптской Церкви, 70-й патриарх кафедры св. Марка (1131-1145) (пам. копт. 10 пармуте/5 апр.)

http://pravenc.ru/text/178185.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Митрополия Киевская и Всея Руси Митрополия и патриархия Московская и всея России Киевская метрополия учреждена в 1037 г., с полов. XIII века и всея Русии; в XV веке отделилась от неё Московская; в исх. XVII века обратилась в епархию патриаршества Всероссийского. I. Митрополиты Киевские 1.       Феопемпт , Грек, в 1039. 2.       Иларион хирот., из священ., 1051. 3.       Георгий , Грек, 1071. 4.       Иоанн , Грек, † 1089. 5.       Иоанн , Грек, скопец, прибыл 1090; † 1091. 6.       Ефрем , Грек, 1088–91. Жил в Переяславле. 7.       Николай , Грек, 1098–1101. 8.       Никифор , Грек, прибыл 6 дек. 1104; † в апр. 1121 (Ипат., 8). 9.       Никита , Грек, прибыл 1120; † 19 мая 1126 (Ипат., 10; 1127). 10.       Михаил , Грек, прибыл 1130 (Ипат., 12; 1131);1145. 11.       Климент хирот. 26 июля 1147 (Ипат., 29), отлучён 1156 (Ипат., 80. Там же, 85, 92). 12.       Константин , Грек, прибыл 1156 (Ипат., 80); † 1159. 13.        Феодор , Грек, прибыл в авг. 1160 (Ипат., 89); † 1163. Был 10 месяцев только (Ипат., 92). 14.       Иоанн , Грек, прибыл 1164 (Ипат., 92); † 1166. 15.       Константин , Грек, прибыл 1167; † 1177. 16.       Никифор , Грек, в 1182–98 (Ипат., 126, 145, 149, 152). 17.       Матфей , Грек, 1210–14. 18.       Кирилл , Грек, хирот. 6 янв. 1225; † 1233 (Ипат., 167). 19.       Иосиф , Грек, прибыл 1237; убит 1240. II. Mumponoлumы Киевские и всея Руси 20.       Кирилл упом. с 1243 (Ипат., 181, 185), † 7 дек. 1281. 21.       Максим , Грек, прибыл 1283; † 6 дек. 1305. 22.       Пётр, Волынянин , хирот. в 1308; † 20 Дек. 1326. Святой. 23.       Феогност , Грек, прибыл 1328; † мар. 135. Святой. 24.       Алексей хирот. 1354, из еписк. Владимирских; † 12 февр. 1378. Святой. 25.       Роман , митр. Волыно-Литовский, хирот. 1354; † 1362. 1 26.       Киприан , Серб, хирот. 1376; с 1380 в Москве; † 16 сент. 1409. 2 Святой. 27.       Пимен хирот. 1380, из архим. Переяславского Горицкого хитря; † 11 сент. 1389 (Р. Муз., 361). [В 1388 митр-та в Москве не было (Новг., I, 94)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Адон, аббат мон-ря Сент-Уайан, в 1121 г. уступил К. часть десятины с грангии Фонтарс (совр. коммуны Кёнфен и Рьель-лез-О). До 1122 г. Понс де Мельгей, аббат Клюни, передал К. грангию Фравиль (ныне на территории коммуны Арконвиль, в 5 км от К.) и освободил ее от уплаты десятины; до наст. времени там сохранились церковь и здание с кухней и дормиторием. Грангия Бомон была передана К. аббатом Ги Молемским с условием выплаты ренты. До 1147 г. у К. появилась грангия Утр-Об (ныне на территории коммуны Лоншан-сюр-Ожон). В 1125 г. щедрые пожертвования К. сделал Тибо IV, гр. Блуа и Шампани, что позволило монахам и жителям региона пережить голод. В этот период аббатство кормило ежедневно до 2 тыс. нуждающихся (Vita Quarta. II 6//PL. 185. Col. 543). Коллеж св. Бернарда Клервоского в Париже Коллеж св. Бернарда Клервоского в Париже В 1131 г. К. посетил папа Римский Иннокентий II . Он был восхищен устройством аббатства и в 1132 г. освободил все цистерцианские монастыри от выплаты десятины, а также запретил др. епископам и аббатам переманивать братьев-мирян из К. (эта привилегия оставалась в силе до 1156). Принято считать, что в дек. 1135 - февр. 1136 г. было решено перенести мон-рь на новое место, ближе к реке. На пожертвования гр. Тибо IV было начато строительство церкви, посвященной Пресв. Деве Марии. Известны имена архитекторов - Гальфрид (Жоффруа) из Эне и Айкард (Ашар); в тот момент они были монахами К. (Fragmenti Gaufridi. 41(46)//CCCM. 89B. P. 296; Exordium magnum Cisterciense. IV 20 (22)//PL. 185. Col. 1078-1080; Exordium Magnum Cisterciense… auctore Conrado… Eberbacensi abbate/Ed. B. Griesser. R., 1961. P. 201-202). По мнению М. Унтерманна, строительство началось еще в 20-х гг. XII в. ( Untermann M. Kirchenbauten der Prämonstratenser: Untersuchungen zum Problem einer Ordenbaukunst im 12. Jh.: Diss. Köln, 1984. S. 618-624). А. Кеннеди полагает, что начало строительных работ следует датировать 1132/33 г. или между 1136/37 и 1145 гг., когда о новой церкви упоминается в «Fragmenti Gaufridi» ( Kennedy.

http://pravenc.ru/text/1841309.html

Хиротонию Н. во епископа Новгородского в кон. 1130 г. в Киеве возглавил митр. Киевский свт. Михаил I (II) (1130-1145). Незадолго до этого митр. Михаил, прибывший в столицу Руси в том же году, по всей видимости, принял отказ от Новгородской кафедры еп. Иоанна Попьяна (1110-1130). 1 янв. 1131 г. новый епископ прибыл в Новгород. До нач. 1132 г. включительно Н. поставил прп. Антония Римлянина (по одной из гипотез, также киево-печерского постриженика - Бобров А. Г. Монастырские книжные центры Новгородской республики//КЦДР: Севернорусские монастыри. СПб., 2001. С. 13-14; Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богоматери Антониева монастыря 1125 г.// Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода: Кон. X - 1-я четв. XII в. М., 2004. С. 533-536; Печников. 2016. С. 198-202) игуменом новгородского общежительного Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , чего братия обители и сам прп. Антоний долго не могли добиться от предыдущего епископа. Н. в политической жизни Новгородского государства и церковной политике Одновременно с поставлением Н. на Новгородскую кафедру прекратились попытки присылать на посадничество в Новгород кандидатов киевских князей (очевидно, по решению Киевского блгв. кн. Мстислава (Феодора) Владимировича вместо присланного ранее из Киева, но отвергнутого новгородцами Даниила посадником, т. е. главой светской администрации, стал новгородец Петрила Микульчич), что изначально связывает деятельность нового епископа с решающим этапом становления новгородской республиканской государственности. Начало архиерейского служения Н. пришлось на период резкого обострения вопроса о характере и объеме полномочий княжеской власти в Новгороде. 9 дек. 1134 г. в Новгород вместе с новгородским послом игум. Исаией впервые в истории Новгородской епархии прибыл митрополит Киевский Михаил. Согласно малодостоверной версии Никоновской летописи 1-й пол. XVI в., посольство новгородцев в Киев было вызвано тем, что Н. «посла запрещение (интердикт.- М. П.) на весь Новъгород» (ПСРЛ. Т. 9. С. 158). По Новгородской владычной летописи, митрополит хотел продолжить пастырскую поездку, отправившись во враждебный Новгороду Суздаль (очевидно, с примиряющей миссией), но новгородцы не пустили его. Свт. Михаил покинул Новгород только после поражения новгородцев во главе с блгв. кн. Всеволодом (Гавриилом) Мстиславичем от суздальского войска в битве на Ждане горе (26 янв. 1135) 10 февр. (НПЛ. С. 23, 207). Позиция Н. по отношению к этим событиям в новгородском владычном летописании прямо не указывается, но по косвенным данным, он поддерживал поставившего его митрополита.

http://pravenc.ru/text/2577705.html

3, (1) Много злоумышлял против них диавол: но 1131 , благодарение Богу! всех он не одолел. 1132 Мужественнейший Германик подкрепил их и робости своим терпением. Он славно сразился со зверями, ибо когда проконсул 1133 , желая уговорить его, сказал: «Пожалей о своем возрасте», – то он натравил на себя зверя 1134 , желая скорее удалиться от неправедной и беззаконной их жизни. (2) Тогда вся толпа, удивясь мужеству боголюбивого и благочестивого рода христианского, возопила: «Смерть безбожникам! Разыскать Поликарпа!». 4, (1) Но некий фригиец по имени Квинт, недавно прибывший из Фригии, увидев зверей, убоялся. А это был тот, который возбудил сам себя и некоторых других идти самовольно [на мучение]. Проконсул после многих убеждений склонил его поклясться и принести жертву. Посему, братия, мы не одобряем тех, которые предают 1135 себя самовольно, ибо Евангелие не так учит. 1136 5, (1) Дивный же Поликарп, услышав о том, не смутился, а хотел сначала остаться в городе. Но поскольку большинство просило его удалиться, то он и удалился в одну деревеньку, отстоящую недалеко от города, и, живя там с немногими, днем и ночью ничего более не делал, как только молился по обычаю своему за всех и за все Церкви в мире. (2) За три дня до того, как его схватили, во время молитвы было ему видение. Он видел, что подушка его горела огнем. Тогда, обратись к [бывшим 1137 ] с ним, он сказал 1138 : «Надлежит мне сгореть живому». 6, (1) Когда продолжали искать его, он перешел в другую деревеньку. Вдруг явились 1139 искавшие его, но не найдя [его], схватили двух мальчнков-рабов 1140 , из которых один принужден был под пыткой признаться. 1141 (2) Да и невозможно было ему скрыться, потому что предателями его были домашние. 1142 Иринарх 1143 , получивший 1144 то же имя, что и Ирод, спешил вывести Поликарпа на ристалище, дабы тот совершил свой собственный жребий, соделавшись общником Христу, а предатели его понесли казнь самого Иуды. 1145 7, (1) Итак, взяв с собой этого мальчика-раба, в пятницу около обеденного часа преследователи и всадники вышли с обыкновенным своим оружием и пошли на него, как будто на разбойника. 1146 Придя же все вместе в вечернее время, нашли его лежащим в некоей комнатке на верхнем этаже. Он мог удалиться и оттуда в другое место, но не захотел, сказав: «Да будет воля Божия!». 1147 (2) Итак, услышав, что они пришли, Поликарп спустился и стал говорить с ними, так что присутствовавшие дивились, видя возраст его и спокойствие, и 1148 [спрашивали], нужно ли было столько стараться, чтобы схватить такого старца? Немедленно в сей же час приказал он предложить им пить и есть досыта и просил их [лишь] дать ему час помолиться беспрепятственно. (3) Когда они согласились, то он, встав 1149 , молидся, исполнившись благодатию Божиею так, что в продолжение двух часов не мог умолкнуть. Слышавшие дивились, а многие раскаивались, что пошли против такого божественного старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010