Наиболее полная из них - Белого монастыря Евхологий (изд.: Lanne. 1958) . Можно лишь привести некоторые общие наблюдения, сделанные Бракманом ( Brakmann. Fragmenta. 2004. S. 126 sq.; Idem. Neue Funde. 2004. P. 578 sq.; Idem. 2006. P. 137 sq.). Во-первых, в наст. время нет прямых свидетельств существования анафор на коптском языке ранее сер. VI в., но уже к этому периоду относятся 3 памятника: венский папирус K 4854; отрывок из б-ки Лувена, опубликованный Л. Т. Лефором ( Lefort L. Th. Coptica Lovaniensia//Le Muséon. 1940. Vol. 53. P. 22-24) и впоследствии погибший при пожаре; папирус 28 из мон-ря Дейр-эль-Балаиза. Но известны египетские евхаристические молитвы на греческом языке в Барселонском папирусе , IV в., предположительно происходящем из пахомианских монастырей (изд.: Zheltov. 2008); текст частично совпадает с лувенским фрагментом, а также греч. папирусом VI в. Vindob. G 41 043, так что употребление греческого должно было сохраняться на протяжении неск. веков. Также широко известен Серапиона Евхологий , обнаруженный в греч. рукописи XI в., но написанный в IV или V в. (CPG, N 2495; 1-е изд.: Дмитриевский. 1894; последнее издание, подвергшееся, впрочем, критике Б. Спинкса: Johnson. 1995), включает евхаристические тексты, крещальный цикл, чины хиротоний и Елеосвящения и заупокойные молитвы. Во-вторых, помимо анафор егип. типа ( Желтов. 2003) как на севере, так и на юге страны хорошо засвидетельствованы анафоры западно-сир. типа - это демонстрирует степень влияния, к-рое сирийцы оказывали на коптов и к-рое заметно также во мн. деталях совр. копт. синаксиса. В-третьих, большое число анафор, содержащихся в Евхологии Белого мон-ря, указывает, что широкое разнообразие евхаристических молитв (до сих пор наблюдаемое в Эфиопии) было когда-то характерно и для литургии В. Египта в отличие от практики, возобладавшей после декрета патриарха Гавриила II ибн Турайка (1131-1145), ограничившего только тремя число разрешенных анафор. V. Евхаристический пост. Церковный историк V в. Созомен отмечает, что у египтян (но не у александрийцев!) был обычай совершать Евхаристию в субботу вечером, после того как они вкушали пищу в течение всего дня, поскольку суббота считалась днем без поста.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

народа ( Burmester. 1936; ср.: Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 323-324; Kaufhold. 2012. P. 277-278). Макарий II, патриарх в 1102-1128 гг., издал канон, посвященный служителям церкви; этот канон не сохранился, за исключением отрывка, упомянутого Абу-ль-Баракатом ( Riedel. 1900. S. 66; ср.: Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 324; Youssef. 2009). Гавриил II ибн Турайк, патриарх в 1131-1145 гг., издал 3 серии канонов (все опубл.). Первая группа, из 32 канонов, содержит пастырские правила, предназначенные для епископов и священников, чтобы побудить их упорядочить собственное поведение и исключить правонарушения как среди клириков, так и среди мирян; в частности, эти каноны требуют, чтобы верующих обучали основным литургическим молитвам на народном языке (т. е. на арабском, поскольку коптский становился все менее и менее понятным); они также запрещают христианам В. Египта, к-рые до того времени использовали большое число анафор, употреблять отныне к.-л. иные анафоры, кроме 3, применявшихся в Н. Египте, а именно анафор святых Василия, Григория и Кирилла. Вторая серия, из 10 канонов, посвящена вопросам, связанным с совершением богослужения. Наконец, краткое постановление о наследовании (основанное на правилах, извлеченных из Свящ. Писания, «канонов царей» и нек-рых др. источников церковного права) устанавливает главные нормы по этому трудному вопросу, относящемуся к общинной юрисдикции. Гавриил II также издал Номоканон ( Burmester. The Canons of Gabriel. 1933; Idem. The Canons of Gabriel. 1935; Idem. The Laws. 1935; ср.: Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 324-326; Kaufhold. 2012. P. 278). V. Кирилл III ибн Лаклак, патриарх в 1235-1243 гг., издал в 1238-1240 гг. многочисленные решения по различным вопросам, они были опубликованы в приложении к «Сборнику ас-Сафи» (отдельно изданы Бурместером). Эти постановления посвящены статусу епископа (проведение епископских соборов дважды в год: один - в Н. Египте, другой - в В. Египте; совершение таинств Крещения, Священства, Брака; принятие в К. Ц. христиан из др. конфессий; отпущение грехов и отлучение), а также проблемам наследования, управления церковными землями и благотворительными учреждениями, судопроизводства ( Graf. 1924; Burmester. 1946/1947; Riedel. 1900. S. 64-65; ср.: Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 360-364; Kaufhold. 2012. P. 278-279). Кирилл III является также автором пенитенциала (при участии Булуса аль-Буши и аль-Асада ибн аль-Ассаля) - сборника под названием «Книга исповеди» ( K    ) или «Книга учителя и ученика» ( K      ). В К. Ц. существовали и др. сборники подобного рода ( Kaufhold. 2012. P. 279). Монашеские уставы и правила

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Заседания Собора 1086 г., на котором разбирался конфликт патриарха Кирилла с епископами и утверждались новые каноны, проходили во дворце Бадра аль-Джамали под его председательством. Наиболее значительным влияние христиан при фатимидском дворе было во время пребывания у власти везира Бахрама (февр. 1135 - янв. 1137). Арм. христианин из окружения Бадра аль-Джамали, даже формально не принявший ислам, он стал наместником пров. Гарбийя и был вознесен к вершинам власти в результате одного из военных мятежей. Правление Бахрама мусульм. источники описывают как эпоху тотального засилья христиан, особенно армян: они во множестве переселялись в страну, занимали важнейшие военно-административные посты и беспрепятственно строили церкви. Один из братьев Бахрама стал арм. епископом Египта. Мусульм. военачальники подняли мятеж против везира в защиту ислама. Бахрам, осознавая неравенство сил, бежал из Каира без сопротивления; брат везира, наместник Куса, был убит восставшими мусульманами. При новом везире Ридване были ограблены церкви Каира и окрестностей, сожжен арм. квартал в столице и убит арм. епископ. Везир отправил в ссылку чиновников-христиан, возглавлявших диваны при Бахраме, удвоил джизью и ввел для христиан меры бытовой дискриминации. После убийства Ридвана в кон. 40-х гг. XII в. халиф аль-Хафиз до конца своего царствования не назначал нового везира. Отличаясь религ. индифферентизмом, он охотно использовал христиан в государственном управлении, в частности, вернул из ссылки шейха Саниат аль-Халифу ибн Юниса и поставил его во главе каирских диванов. Нек-рое время христ. архонт осуществлял фактически везирские функции, однако по доносам завистников он неск. раз попадал в опалу и в конечном счете был казнен. С именем Гавриила II ибн Турайка, занимавшего патриаршую кафедру в 1131-1145 гг., связаны важные церковные реформы. В отличие от большинства патриархов он происходил из сословия писцов и его избрание прошло без совещаний с епископами и монахами. Патриарх стремился положить конец симонии; за время правления он безвозмездно поставил 53 епископов.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

В III-VII вв. Е. был крупнейшим центром христианской письменности и лит-ры как на греч., так и на копт. языке. Выдающимися представителями этого периода были церковные писатели Климент Александрийский и Ориген. Наиболее значительные богословы и церковные писатели Е. этой эпохи: св. Климент Александрийский, Ориген, святители Дионисий Великий, Афанасий Великий и Кирилл Александрийский. Мн. др. патриархи оставили трактаты, проповеди, праздничные послания и др. сочинения. Среди предстоятелей Александрийской Церкви крупными богословами и писателями монофизитского толка были Диоскор, Тимофей Элур (457-460, 475-477), Петр Монг (477, 482-489) и Феодосий (535-537). Огромное распространение получила монашеская лит-ра, в частности сборники изречений св. отцов и многочисленные Жития и истории егип. подвижников («Лавсаик» Палладия Еленопольского, «Луг духовный» Иоанна Мосха). С V в. начала развиваться монашеская лит-ра на копт. языке, ярчайшим представителем к-рой стал св. Шенуда Атрибский (V в.); во II-III вв. на коптский перевели Свящ. Писание. После араб. завоевания Е. в сер. VII в. христиане оказались отрезаны от Церквей др. стран, закрепилось разделение правосл. и Коптской Церквей. Резко сократились их контакты с внешним миром. Захватившие Е. арабы были заинтересованы в поддержке Коптской Церкви, поскольку она и раньше находилась в оппозиции к визант. имперским властям. В связи с этим копты-монофизиты постепенно заняли доминирующее положение среди христиан Е. Ослабление связей с Византией и христ. Европой привело к тому, что греч. язык среди христиан Е. вскоре почти полностью вышел из обращения. Одновременно происходила постепенная исламизация Е., и к кон. XII в. христиане в стране уже составляли меньшинство. Вместе с исламом население заимствовало и араб. язык, ставший в средние века разговорным языком Е. Копт. язык продолжал использоваться в церковном обиходе, однако копт. патриарх Гавриил II ибн Тарик (1131-1145) официально ввел араб. язык в богослужение Коптской Церкви. Наиболее сильные гонения, сопровождавшиеся разрушением храмов и массовым бегством из страны, христиане Е. пережили во время правления халифов аль-Муттавакиля (847-861) и аль-Хакима (996-1020). С начала правления мамлюков в Е. (сер. XIII в.) христ. общины страны переживали глубокий упадок. Александрийская Православная Церковь получала некоторую поддержку из Византии, а с XVI в.- со стороны К-польских патриархов и, несмотря на свою малочисленность, находилась в более стабильном положении. В то же время Коптская Церковь полностью утратила влияние в обществе; в XIV в. в ней прекратилось ведение собственного летописания; ее паства временами сокращалась до неск. десятков тыс. человек. Возрождение Коптской Церкви началось лишь в XIX в. с укреплением автономного и затем независимого гос-ва в Е.

http://pravenc.ru/text/187963.html

6) Проедр. Этот чин, по словам Зонары, 1114 явился при Никифоре Фоке и первый был возведен в него Фокой паракимомен Василий. В наш период упоминаются следующие проедры: евнухи Николай, Никифор и Симеон при Константине VIII, 1115 евнух Феодор при Феодоре, 1116 Роман Склир при Мономахе и Стратиотике, 1117 Феодосий Мономах, 1118 Константин Лихуд и Феодор Алопос, послы Стратиотика к Комнину, 1119 Михаил Пселл , тоже посол, чин, вероятно, получивший при Комнине, 1120 Константин Дука перед возведением на престол, 1121 претор Ксир, 1122 Павел Катепан, 1123 Феодор Али-ат, приверженец Романа Диогена, 1124 Алексей Комнин при Парапинаке, 1125 Константин Хиросфакт и Михаил Атталиот при Вотаниате. 1126 Диоген возвел в чин проедра турка Хризоскула, победителя Мануила Комнина. 1127 7) Магистр. Это слово, некогда обозначавшее должность, гражданскую или военную, 1128 в XI в. имело титулярное значение. Чин магистра имел при Константине VIII Прусиан Болгарин. 1129 В этот чин возведены были при Михаиле Пафлагоне: Алусиан за услугу, оказанную грекам в борьбе с болгарами, 1130 » и племянник царя Константин; 1131 при Калафате Георгий Маниак; 1132 при Мономахе: Роман Склир, 1133 итал Аргир по прибытии в Византию, 1134 Михаил Ясит. 1135 Упоминаются магистры при Мо-номахе: Василий Феодорокан, 1136 Константин Аррианит, 1137 Иоанн, заведовавший прошениями, 1138 Константин Алан; 1139 при Стратиотике: Никифор Вотаниат, 1140 Михаил, сын Анастасия, Исаак Комнин и Катакалон Кекавмен. 1141 Последние два просили Стратиотика повысить их в следующий чин проедра, но просьба не была уважена. Евдокия возвела в магистры Романа Диогена, 1142 Диоген – Петра Ливеллия, укрепившего Иераполь. 1143 При Романе Диогене в чине магистра состояли: Никифор Вриенний, 1144 Василакий, 1145 Евстратий Хиросфакт. 1146 Носили еще этот чин: Константин Керулларий, 1147 Епифаний Филарет (современник Пселла), 1148 Михаил Атталиот до возведения в проедры. " 1149 Чин давался также иностранным князьям. При Романе III он дан был Димитрию, сыну Георгия-абасга и Алды-аланки, 1150 при Михаиле Пафлагоне эмиру Сицилии Абулафару Мохамеду, заключившему мир с Византией, 1151 при Константине Мономахе Какигу после уступки им Ания, 1152 при Константине Дуке венецианскому дожу Доминику Контарено. 1153 Просил Стратиотика дать ему чин магистра и норманн Эрве, но получил отказ. 1154

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Преподобного отца Иоанна (Лествичника) о покаянии и попечением и истиннем, в нем же и о темнице богоугодне святых осужденник, л. 1109–1133. Нач. «Покаяние есть воззвание крещения, покаяние есть залог к Богу второго жития.» О блаженном отце Досифее, ученице святого аввы Дорофея , л. 11311145 об. Нач. «Блаженный по истине авва Дорофей , иноческое по Бозе житие облобызая.» В той асе день сказание отчасти жития св. Ионы Митрополита Московского и всея России, л. 1146–1197 об. Нач. «Сей святый и великий во святителех Иона бысть родом от мест града Галича, близ предел Казанской земли.» Пророчество Фотия Митрополита о свят. 1оне, л. 1148. О несущем Митрополите Исидоре, како лукавнова на православие и како обличая безумие его и о подвозе благочестивых , л. 1150–1166. Чудеса св. Ионы Митрополита Московок., л. 1166–1193. об. О извещении преставлении св. Ионы и о ключаре Иакове чудо страшно и дивно, л. 1176. О пренесении мощей св. Ионы Митрополита, л. 1179 об. Похвала вкратце св. Ионе Митрополиту, л. 1193–1197 об. Нач. «Мы же возлюбленнии со страхом и любовью притекающе к всечестней раце и к целбопосным мощем Божия Святителя блаженного Ионы Митрополита». В 31-й день и Ноября в 14-й день память св. священномученика Ипатия чудотворца, Епископа иже в Гангрех, слово похвальное с житием вкратце, творение Зиновия инока, л. 1198 – 1215. Нач. «Прииде нам днесь иже добрых виновный и венечник светлый святитель и мученик Ипатие от Килик процвете». В той же день житие и препрость отца Иоанна, игумена свят. горы Синайской, ему же пророк схоластик, л. 1216–1221. Нач. «Еже убо который есть родивый добляго сего и воскормивый». Повесть о богоизбранном Великом Князе Иване Даниловиче, и о крамолах, и победа на немцы, и о начале града Орешка и о смерти державных, л. 1222–1231 об. Нач. «Сей благородный и богоизбранный приемник и благословенный наследник благочестивой державы». Марта в 14-й день Преподобного Палладия мниха слово о втором пришествии Христове и о страшном суде, и о будущей муце и о умилении души, л. 1232–1262. Нач. «Ныне исповеждься, душе, и ныне умилися и ныне восплачися, слезы точаще непрестанно и воздыхание немолчное воздыхающе к Творцу своему Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Адон, аббат мон-ря Сент-Уайан, в 1121 г. уступил К. часть десятины с грангии Фонтарс (совр. коммуны Кёнфен и Рьель-лез-О). До 1122 г. Понс де Мельгей, аббат Клюни, передал К. грангию Фравиль (ныне на территории коммуны Арконвиль, в 5 км от К.) и освободил ее от уплаты десятины; до наст. времени там сохранились церковь и здание с кухней и дормиторием. Грангия Бомон была передана К. аббатом Ги Молемским с условием выплаты ренты. До 1147 г. у К. появилась грангия Утр-Об (ныне на территории коммуны Лоншан-сюр-Ожон). В 1125 г. щедрые пожертвования К. сделал Тибо IV, гр. Блуа и Шампани, что позволило монахам и жителям региона пережить голод. В этот период аббатство кормило ежедневно до 2 тыс. нуждающихся (Vita Quarta. II 6//PL. 185. Col. 543). Коллеж св. Бернарда Клервоского в Париже Коллеж св. Бернарда Клервоского в Париже В 1131 г. К. посетил папа Римский Иннокентий II . Он был восхищен устройством аббатства и в 1132 г. освободил все цистерцианские монастыри от выплаты десятины, а также запретил др. епископам и аббатам переманивать братьев-мирян из К. (эта привилегия оставалась в силе до 1156). Принято считать, что в дек. 1135 - февр. 1136 г. было решено перенести мон-рь на новое место, ближе к реке. На пожертвования гр. Тибо IV было начато строительство церкви, посвященной Пресв. Деве Марии. Известны имена архитекторов - Гальфрид (Жоффруа) из Эне и Айкард (Ашар); в тот момент они были монахами К. (Fragmenti Gaufridi. 41(46)//CCCM. 89B. P. 296; Exordium magnum Cisterciense. IV 20 (22)//PL. 185. Col. 1078-1080; Exordium Magnum Cisterciense… auctore Conrado… Eberbacensi abbate/Ed. B. Griesser. R., 1961. P. 201-202). По мнению М. Унтерманна, строительство началось еще в 20-х гг. XII в. ( Untermann M. Kirchenbauten der Prämonstratenser: Untersuchungen zum Problem einer Ordenbaukunst im 12. Jh.: Diss. Köln, 1984. S. 618-624). А. Кеннеди полагает, что начало строительных работ следует датировать 1132/33 г. или между 1136/37 и 1145 гг., когда о новой церкви упоминается в «Fragmenti Gaufridi» ( Kennedy.

http://pravenc.ru/text/1841309.html

6 .  Преемники М. Никиты (1122 – 1126) 362 Михаил II (11311145) 363 , Климент (1147 – 1155), Константин I (1156 – 1159), Феодор (1161 – 1163) и Иоанн IV (1164 – 1166) памятны по печальным событиям. 364 Усилившиеся раздоры князей были причиной того, что после Константина II (1167 – 1175), 365 кафедра Митрополита семь лет оставалась праздной. Никифор II (1182 – 1198) 366 и Матфей (1200 – 1221) 367 видели те же раздоры. Но ни для кого не было так тяжело управление Церковью , как для блаж. М. Кирилла I. Он прибыл в Киев 6 января 1224 г., 368 а в следующем году русские князья потерпели жестокое поражение на р. Калке в битве с Татарами за Половцев. Несмотря на то, что раздоры и были причиной этого несчастья, князья не оставляли своих междоусобий во вред отечеству. Блаж. Кирилл принужден был ездить из одного края России в другой, чтобы погашать враждующий дух князей. К несчастью, зло так стало сильно, что не всегда удавалось смягчать его. В Кирилле видели Пастыря просвещенного, мужа жизни евангельской, и, однако, не всегда слушали его. В 1226 г. имел он утешение примирить В. Кн. Георгия и Михаила Переяславского с Курским. 369 В 1228 г. «Кирилл Митрополитъ преблаженный и святый» отправился мирить Волынских и Галичских князей и не мог примирить. 370 В 1230 г. вместе с Черниговским Епископом Порфирием и несколькими игуменами он приезжал во Владимир мирить В. Кн. и брата его с Черниговским Князем, и едва, после долгих убеждений, успел в святом деле. Блаженный Кирилл скончался в 1233 г. 371 V. Жизнь христианская §40. Переход от язычества к христианству и отсюда недостатки в духовной жизни Благодать Духа Св. в спасении человека действует вместе с человеком. Собственность человека: привычка, слабости, наклонности, – остаются с человеком, доколе он, вспомоществуемый благодатью, не ослабит их в себе. А это не так скоро достигается: для этого нужна борьба с самим собою, борьба тяжкая и не мгновенная. Русский народ, обратившись к вере Христовой, чувствовал превосходство ее, но частью не вполне и не везде он знал превосходство ее, частью же и давняя привычка к обычаям язычества, язычества, всегда льстившего страстям человеческим, держала волю при старой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1121 О значении для Церкви всякого рода формулировок см. прекрасную статью Е. А. в «Страннике» за май 1889 года «Возможно ли догматическое развитие Церкви?». – Авт. 1122 Вот почему богословская наука, если она будет только доказывать и апологировать, но не выяснять и экзегетировать, совершенно может отделиться от религиозной жизни общества и потерять на нее влияние. – Авт. 1124 Печатается по: С. С. Б. [Антоний (Храповицкий), иером.] О монашестве ученом. II. Церковный вестник. 1889. Л» 30. С. 521–522. 1125 См.: И. А. [Антоний (Храповицкий), иером.] Исповедь пастыря пред крестом Христовым. Церковный вестник. 1889. Л» 14. С. 253–254. – Ред. 1127 Печатается по: Антоний (Храповицкий), митр. Слова, беседы и речи. Нью-Йорк, 1968. С. 103 106. 1128 Под таким заглавием («Тайное научение») я разослал этот рассказ друзьям в 1898 г.; теперь эту тайну можно объявить. Напечатано в «Волынских епархиальных ведомостях», 4, 1906 г. 1131 Святой Иуст Варсава – апостол от 70-ти. Согласно церковному преданию, сын Иосифа Обручника, был одним из двух учеников Христовых, избираемых на апостольство вместо Иуды Искариота, но не был избран, так как жребий пал на апостола Матфея ( Деян.1:23–26 ). Епископствовал и мученически скончался в Елевферополе (в настоящее время селение Бейт-Джибрин в Израиле). – Ред. 1135 См.: Слово огласительное во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго//Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского. Кн. 1. Пг.. 1916. С. 38–39. – Ред. 1136 Печатается с сокращениями по: Таврические епархиальные ведомости. 1898 г. 18. 15 сентября. С. 1200–1233. 1137 Серафим (Мещеряков Иаков Михайлович; 1860–1933), будущий митрополит Ставропольский и Кавказский. – Ред. 1145 Речь идет о Д. И. Успенском, преподавателе философских наук в Тамб дух семинарии, умершем от чахотки в 1879 г. Покойный был даровитейшим наставником, пользовавшимся особенной любовью и уважением со стороны своих учеников, в том числе и почившего архипастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Первоначальные признаки только что зарождавшегося в век апостольский гностицизма представляются в других посланиях ап. Павла. По исследованию Макка, уже в послании к Ефесянам Апостол намекает на лжеучителей с гностическим направлением, когда предупреждает христиан от всякого ветра учения во лжи человечестей, в коварстве козней лщения 1130 ; когда говорит, что только Евангелие заключает в себе полное откровение Божественной истины 1131 и что мы только во Христе достигаем мужской зрелости и полноты возраста 1132 ; когда внушает, что все духи, с разделением на чины: начала, власти, силы, господства, подчинены Христу, который есть Глава Церкви и все собой наполняет 1133 ; когда предостерегает от участия в делах тьмы, постыдных для христианина 1134 , и когда, наконец, увещевает к борьбе за веру с началами и властями и миродержителями тьмы века сего, против духов злобы поднебесной 1135 . Но гораздо сильнее выступает Апостол с обличением гностического лжеучения, говорит Макк 1136 , в послании к Колоссянам, где силы и власти (за служение которым ратовали колосские лжеучители) представляются прямо враждебными, которых Иисус Христос обезоружил, предал позору и победил, и где Апостол строго внушает христианам не следовать предписаниям сектантов относительно пищи, питья, брака, и учению их о служении ангелам ( θρησκεα τν γγλων) 1137 . под которым, прибавляет Гейденрейх 1138 , без сомнения разумеются философские исследования гностиков о духовном мире. По замечанию Гейденрейха 1139 , следы гностицизма заметны также в книге Премудрости Соломона, так как там – познание неложное о сущих, познати составление мира и действие стихий ( πνευμτων) и познати, елика суть скрыта и явна 1140 – считается предметом высочайшей мудрости. Затем, по исследованию ученых, более заметные признаки зарождавшегося в век апостольский гностицизма представляются в посланиях ап. Петра 1141 , Иуды 1142 и в Апокалипсисе 1143 . Наконец, по свидетельству древних, в своем первом послании 1144 Иоанн Богослов ведет уже борьбу против последователей Керинфа, который, как известно, был гностик 1145 и решительно выступил со своим лжеучением в пределах Малой Азии 1146 , близ Ефеса 1147 , где почва для распространения лжеучения, надо полагать, была уже подготовлена.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010