Таинство елеосвящения совершается над больным. Чинопоследование елеосвящения состоит из чтения семи молитв, Апостола, Евангелия и соответствующих псалмопений. После каждой из семи молитв священник помазывает лицо, грудь и руки больного. В последней молитве “Боже, Отче милостивый, Врачу душ и телес, пославый Сына Твоего Единороднаго…” копты в словах “Исцели раба Твоего (имярек) от болезней душевных и телесных 65 усматривают совершительные слова таинства. Все присутствующие в доме больного также помазываются святым елеем. Как и в Православной Церкви, у коптов имеется трехстепенная иерархия. Хиротонии во диакона предшествуют хиротесии в чтеца и иподиакона, которые совершаются в день самой хиротонии. Кандидат во священники должен иметь согласие своего прихода на рукоположение. Епископ, рукополагая диакона или священника, после произнесения установительных слов таинства трижды осеняет ставленников крестом и затем возлагает трижды руку на их голову. Хиротонию епископа совершает патриарх в сослужении прочих епископов, которые также возлагают руку на посвящаемого епископа. Хиротония патриарха совершается за литургией путем возложения рук всех епископов на избираемого. Брак после хиротонии не разрешается. Согласно учению Коптской Церкви, Евхаристия — это таинство жертвы, где верующий причащается Тела и Крови Господней под видом хлеба и вина в надежде на жизнь вечную и единение со Христом. Литургия — это непрерывный диалог священника и народа. Литургия святителя Василия Великого является обычным богослужением у коптов; приняв окончательный свой вид при патриархе Гаврииле II (1131–1145), она совершается на протяжении всего года, кроме Рождества Христова, Богоявления и Пасхи. В эти праздники служат литургию святителя Григория Богослова. Имеются литургии святителя Кирилла Александрийского, святителя Григория Богослова, святого Марка. Богослужение совершается на бохайрском диалекте коптского языка, а церковные песнопения исполняются под аккомпанемент систр и тимпанов. Литургия Преждеосвященных Даров в Коптской Церкви не совершается.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

В качестве аргумента против назначения Климента Смолятича использовалось только послание Михаила к епископам, где подчеркивалось, что киевский митрополит может быть поставлен лишь с согласия константинопольского патриарха. На основании указанного послания можно догадываться, что Михаил сложил с себя сан митрополита (“отписался митрополии”) в ходе кризиса, возникшего не без его участия. При этом он напоминал об исконных правах Константинополя, чтобы избежать осложнений с назначением своего преемника. Поскольку в 1145 г. Михаил находился с каноническим визитом в Византии, вполне возможно, что последовавшие на Руси события были одной из причин его отказа вернуться в Киев. Впрочем, захоронение некоего митрополита Михаила в Киево-Печерском монастыре можно было бы рассматривать как аргумент в пользу предположения, что Михаил I скончался в Киеве. Правда, это захоронение, согласно преданию, XVI в., приписывалось легендарному митрополиту X в., но с равным успехом его можно было бы отнести и к митрополиту Михаилу II, занимавшему кафедру в 70-х годах XII в. При этом трудно объяснить, почему митрополит захоронен в Печерском монастыре, а не в Софийском соборе. Литература: Лебединцев П. Г. Михаил, митрополит Киевский XII в. (1131–1147)//Киевская старина. Киев, 1892. С.323–336; он же. К вопросу о киевском митрополите XII в. Михаиле//ЧОНЛ. 1896. Вып. 10; Голубинский Е. История... T.I/1. С.287, 300–301; Соколов П. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV в. Киев, 1913. С. 55–59. 13 . Клим (Климент) Смолятич , второй митрополит русского происхождения, был назначен киевским князем Изяславом Мстиславичем, избран на соборе русских епископов шестью голосами против трех и хиротонисан 27 июля 1147 г. в Софийском соборе с использованием мощей (“главы”) св. Климента Римского . Эта попытка порвать с традиционным порядком назначения русских митрополитов в Константинополе объясняется политическим курсом предшественника Климента (Михаила). Новый киевский князь хотел иметь в лице главы русской церкви послушное орудие своей политики.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Основная часть наследия принадлежит 3 братьям: ас-Сафи, аль-Асаду и аль-Мутаману ибн аль-Ассалям. Старший, ас-Сафи, расцвет творчества к-рого пришелся на 1238-1243 гг. († до 1260), знаменит прежде всего как видный полемист и знаток канонического права. В жанре классического диалога им составлен полемический сб. «Книга хитростей в ответах советчику» (Кита  б аль-миха  ль фи-р-радд аля-н-нассах). Согласно ас-Сафи, человеческое познание имеет 2 источника - Свящ. Писание и вытекающий из его изучения и анализа церковный закон. В апологетическом толковании «Краткий трактат о Троице и единстве» (Фусу  ль мухтасара фи-т-татли  т ва-ль-иттиха  д) ас-Сафи отстаивает единую Божественную природу Христа, основываясь как на свидетельствах Евангелий и апостольских описаниях чудес, совершенных Христом, так и на своем личном опыте. В др. дошедшем до нас сочинении, апологии «Срединная книга» (аль-Кита  б аль-авсат), он выступил в защиту подлинности и богодухновенности НЗ, опровергая традиц. исламские обвинения в искажении и фальсификации христианами Божественного Откровения. Главным трудом ас-Сафи и его основным вкладом в копт. церковную культуру считается составленный им свод канонического права Коптской Церкви, известный как «Номоканон» (араб. Маджмуа аль-кава  ни  н). Этот свод, называемый также по имени автора «Сборником ас-Сафи» (Маджмуа ас-Сафи), был подготовлен по поручению Синода (1239) и стал итогом многовекового процесса выработки правовой системы Коптской Церкви, с к-рым связаны имена патриархов Христодула (1047-1077), Кирилла II (1078-1092), Гавриила II (1131-1145) и Кирилла III (1235-1243). «Номоканон» и его сжатая редакция «Необходимый минимум для начинающих изучать каноны» (Кифаят мубтадиин фи ильм аль-кава  ни  н) и по сей день остаются наиболее авторитетными сочинениями в области канонического права Коптской и Эфиопской Церквей. Творчество брата ас-Сафи, Абу-ль-Фараджа Хибаталлаха, относится к периоду 1231-1253 гг. Его лит. труды отличает многосторонность проблематики. В «Трактате о душе» Абу-ль-Фарадж попытался подвергнуть анализу психологическую и эсхатологическую природу души. Лейтмотивом трактата была вера автора в то, что после воскресения из мертвых душа окончательно удостаивается прощения или наказания, только воссоединившись с телом. Др. произведение Абу-ль-Фараджа, «Компендиум права наследования», является детальным обзором брачного и наследственного права. Одной из лучших работ по средневек. копт. филологии стал составленный им грамматический сб. «Введение в коптский язык» (аль-Мукаддама фи-ль-люга аль-кыбтыйя). Блестящее владение помимо копт. и араб. сир. и греч. языками позволило Абу-ль-Фараджу свести неск. существовавших до него араб. переводов Четвероевангелия в единый канонический текст.

http://pravenc.ru/text/76674.html

1071. Появление волхва в Киеве 1072. Перенесение мощей Бориса и Глеба в новую церковь , построенную Изяславом 1073. † Преподобный Антоний Печерский Святослав Ярославич 1073–1075 Всеволод Ярославич, 1075–76 (шесть месяцев) Изяслав Ярославич в третий раз, 1076–1078 8. Иоанн 2,  прибывший не позднее 1077г. (епископы Исаия Ростовский н Герман Новгородский), † 1089 Между 1074г. и 1078г. Появление волхва в Новгороде Всеволод Ярославич во второй раз, 1078–1093 9. Иоанн 3, 1089–1090 (И. 1090–91) Посольство от анти-папы Климента III. 1091. Возвращение от папы посла митрополичьего. – Перенесение мощей преподобного Феодосия из пещеры в великую монастырскую церковь . – Появление волхва в Ростове. Установление праздника в память перенесения мощей Николая Чудотворца в Бар град 9 Мая Святополк Изяславич, 1093–1114 (И. † 1113) 10. Николай, упоминается 1097–1101г. В 1096г. поставлен епископ Новгородский 11. Никифор 1, 1103–1121 (И. 1104– так же) Владимир Всеволодович Мономах, 1114–1125 (И. 1113–1126) 12. Никита, 1122–1126 (И. так же –1127) 1123. Еретик Дмитр Мстислав Владимирович, Великий, 1125–1132 (И. 1126–1133) 13. Михаил, 1131–1145 (первый год И., второй Лаврентьевская). В 1129г. поставлен епископ Новгородский Ярополк Владимирович брат предыдущего, 1132–1138 (И. 1133–1139) 1137. Учреждение епархии Смоленской Вячеслав Владимирович брат предыдущего, 1138 (И. 1139. Две недели) Всеволод Олегович, внук Святослава Ярославина, 1138–1146 (И. 1140 – так же) Игорь Олегович, брат предыдущего, 1146 (И. так же. Две недели) Изяслав Мстиславич 1146–1149 (И. так же) 14. Клим или Климент, 1147–1154 (удалявшиеся с кафедры вместе с Изяславом Мстиславичем; † после 1164г. И. 1147. Поставление Клима в России и раскол с Греческой церковью Юрий Владимирович Долгорукий, 1149–1150 (И. так же) Изяслав Мстиславич во второй раз, 1150 (И. так же. Не долго) Юрий Владимирович Долгорукий во второй раз, 1150 (И. так же. Не долго) Изяслав Мстиславич в третий раз, с дядей Вячеславом Владимировичем, который выше 1150–1154 (И. так же)

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Андреевский, или Янчин. В 1086 г. великий князь Всеволод Ярославич заложил в Киеве церковь святого Андрея и при ней устроил монастырь, в котором постриглась дочь его Янка (Анна) и, совокупив многих черноризиц, жила с ними по монастырскому чину. В числе черноризиц находилась и сестра Янки Евпраксия, принявшая пострижение в 1106 г. и по смерти (в 1109 г.) погребенная в Киево-Печерской обители . Замечательно, что Андреевским монастырем в 1115–1125 гг. управлял игумен Григорий , весьма уважаемый великим князем и народом, как и впоследствии управляли игумены . Это значит, что или женский монастырь Янки по смерти ее (в 1113 г.) был преобразован в мужеский, или у нас вначале, как случалось и в Церкви Греческой, некоторые женские монастыри подчиняемы были ведению настоятелей, которые совершали в них и церковные службы . Церковь Андреевского монастыря, построенная Всеволодом, вероятно, сгорела или много пострадала во время страшного пожара киевского, бывшего в 1124 г., потому что в 1131 г. она была освящена вновь. Великий князь Ярополк Владимирович, скончавшийся в 1139 г., был сначала погребен в голубце у Андреевской церкви, но потом в 1145 г. по желанию вдовствующей супруги его Елены тело его перенесено в самую церковь и положено рядом с телом Янки . Лазарев. В летописи об этом монастыре замечено только, что в 1113 г. скончалась игуменья Лазарева монастыря, святая житием, живши 60 лет в чернечестве, а от рождения 92 года . Следовательно, если допустить, что она и постриглась в этом же монастыре, то основание его надлежало бы отнести еще к княжению великого князя Ярослава. Феодоровский. В 1128 г. великий князь Мстислав Владимирович основал в Киеве каменную церковь святого Феодора и при ней учредил мужской монастырь, который дети Мстислава в память отца своего, здесь погребенного (1132), назвали Вотчим. В Феодоровском монастыре незадолго пред кончиною своею принял схиму несчастный князь Игорь Ольгович, и игумен этой обители Анания облек тело его, по смерти поруганное киевлянами, в приличные одежды, совершил над ним панихиду и привез его для погребения в монастырь святого Симеона .

http://sedmitza.ru/lib/text/435810/

ист. и древн. Росс.”, 1830 г., V, кн. I, 108; “Книга степенная”, I, 228; “Пут. по св. мест. Русск.”, II, 99; “Кратк. ист. опис. Киевопечер. Лавры”, 290, 292; А. Муравьев, “Киев и его свят.”, 1864 г., 95; И. М., “Паломн. Киев.”, 1849 г., 80; Н. Сементовский, “Киев, его свят., древн. и достопам.”, 1864 г., 51; “Указат. свя­тыни и свящ. достопам. Киева”, 1867 г., 185; Строев, “Списки иерар. и настоят.”, 30, 15; М. Толстой , “Кн. глагол. опис. о Росс. свят.”, 9 (кн. Анна Все­володовна); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, II, 93, 104; “Временн. Общ. ист.”, 1851 г., IX, 50 (летоп. Переяс. Суздал.; основ. в 1086 г.), 56 (в 1145 г. здесь погребена Елена, супруга Ярополка); “Полн. собр. лет.”, I, 88 (основ. м-ря в 1086 г.), 89 (в 1089 г. Янка привела из Греции митр. Иоанна спопьчину), 127 (Янка скончалась 1113 г.), 130 (игум. св. Андрея Григорий 1127 г.), 136 (погреб. кн. Елены 1145 г.), 154 (погреб. кн. Влад. Андр. 1170 г.), 194 (игум. Семен 1231 г.); II, 3 (в 1111 г. погреб. княгиня Всеволожая, а в 1112 г. Янка), 12 (в 1131 г. священа церк. св. Андрея), 15 (в 1139 г. погреб. кн. Ярополк), 21 (в 1145 г. кн. Елена Яска перенесла сюда тело супруга своего Ярополка), 100 (в 1171 г. погреб. кн. Влад. Андр. при игум. Семеоне), 276 (основ. м-ря 1086 г.), 277 (в 1089 г. Янка ушла в Грецию, а в 1090 г. возвратилась с митроп. Иоанном), 289 (в 1111 г. погреб. кн. Анна Всеволожа), 293 (в 1131 г. освящ. церк. св. Андрея), 295 (в 1139 г. погреб. кн. Ярополк), 311 (в 1172 г. погреб. кн. Влад. Андр.), VII, 4 (основ. м-ря 1086 г.; в 1089 г. Янка ушла в Грецию и в 1090 г. возврат. с митр. Иоанном), 27 (игум. Григорий 1127 г.), 32 (в 1138 г. погреб. кн. Ярополк Влад.), 87 (в 1170 г. погреб. кн. Владим. Андр.), IX, 154 (игум. Григорий 1127 г.), 168 (перенесение тела Ярополка 1145 г.); Карамзин, 1830 г., II, 115, 117, примеч. 140 (известия о Янке или Анне, дочери В. кн. Всеволода). 1373 . Антониева, мужская пустынь, ныне пещера близ дер. Талиц, Москов­ской губ., Дмитровского у., в 46 вер. к юго-вост. от Дмитрова, по шоссе из Москвы в Сергиевский посад, при реч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Восточные (нехалкидонские ) Церкви ВАРДАН МАЛЫЙ (ок. 1260 - ок. 1326), арм. богослов, автор неск. проповедей, толкований и церковных песнопений (шараканов) ГАВРИИЛ II ибн-Турайк (в миру Абу аль-Ала; † ок. 1145), патриарх Коптской Церкви, 70-й патриарх кафедры св. Марка (1131-1145) (пам. копт. 10 пармуте/5 апр.) ГАВРИИЛ КАТРАЯ бар Лифе (нач. VII в.), восточносир. писатель, автор значительного для истории сир. литургической традиции соч. «Толкование служб» ГАНДЗАСАР мон-рь Армянской Апостольской Церкви, центр Арцахской епархии, расположен в Нагорном Карабахе (ист. обл. Арцах); основан до X в. ГАРИМА (кон. V - нач. VI в.), эфиопский святой (пам. эфиоп. 17 сане (11 июня)), последний из «девяти преподобных», прибывших в Аксумское царство ГЕОРГИЙ [Геваргезе, в португ. традиции — Жоржи ди Крус] († 1637), архидиак., глава христиан Индии в 1597–1637 гг. ГРИГОРИЙ Иоанн Абу-ль-Фарадж ибн аль-Ибри (1225 или 1226 - 1286), сиро-яковитский еп., богослов, писатель, церковный и общественный деятель

http://pravenc.ru/rubrics/121942_3.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГАВРИИЛ (не позднее кон. 90-х гг. XIV в.- после 1451), мон. из Нямецкого мон-ря, книгописец, каллиграф и оформитель рукописей, создатель славяно-молдав. каллиграфической школы ГАВРИИЛ (Банулеску[Банулеско, Бэнулеску]-Бодони Григорий Григорьевич; 1746 - 1821), митр. Кишинёвский и Хотинский ГАВРИИЛ (Воскресенский Василий Николаевич, 1795 - 1868), архим., историк философии, преподаватель богословия и церковного права ГАВРИИЛ (Стефанович Венцелович; ок. 1680 - ок. 1749), серб. иером., переводчик и редактор текстов, книгописец и иллюминатор рукописей ГАВРИИЛ (Чепур[а] Григорий Маркеллович; 1874 - 1933), архиеп. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) ГАВРИИЛ (Яцик Гавриил Петрович; 1880-1937), архим., прмч. (пам. 10 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГАВРИИЛ III (Сапарели), Католикос-Патриарх во времена царствования Баграта IV (1027-1072) и Георгия II (1072-1089), приблизительно в 1065-1080 гг. ГАВРИИЛ I (Раич; † 1659), патриарх Печский (1648-1655), сщмч. (пам. серб. 13 дек., рус.- в соборе Сербских святителей 30 авг.) ГАВРИИЛ II ибн-Турайк (в миру Абу аль-Ала; † ок. 1145), патриарх Коптской Церкви, 70-й патриарх кафедры св. Марка (1131-1145) (пам. копт. 10 пармуте/5 апр.) ГАВРИИЛ АФОНСКИЙ (1849-1901), архим., настоятель Ильинского скита на Афоне, прп. (пам. 9 июля и в Соборе преподобных отец русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_68.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Коптская Церковь (Египет). Епископат ГАВРИИЛ II ибн-Турайк (в миру Абу аль-Ала; † ок. 1145), патриарх Коптской Церкви, 70-й патриарх кафедры св. Марка (1131-1145) (пам. копт. 10 пармуте/5 апр.) ИОАНН (2-я пол. VI в.- 1-я пол. VII в.), еп. г. Парал (копт. Пархалос; араб. Эль-Бурлус), св. Коптской Церкви (пам. копт. 19 хойака (15 дек.)) КОНСТАНТИН (2-я пол. VI - 1-я четв. VII в.), еп. Сиута (греч. Ликополь), церковный писатель, святой Коптской Церкви (пам. копт. 9 амшира (3 февр.)) МАКАРИЙ ТКОУСКИЙ († 451/2), еп. г. Ткоу (Антеополь, араб. Кау-эль-Кабир) в Египте почитаемый в Коптской Церкви как святой (пам. копт. 27 паопе (24 окт.))

http://pravenc.ru/rubrics/122000.html

1121 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 81. 1122 Там же. 1123 Там же, д. 3, л. 55. 1124 ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174, л. 89 об. 1125 АСЕУ. Послужной список иеромонаха Феогена (Тарана). 1126 Там же. 1127 Там же. 1128 Там же. 1129 Там же. 1130 Там же. 1131 АСЕУ. Свидетельство о награждении иеромонаха Феогена (Тарана) саном игумена. 1132 Рапорт благочинного Глуховского района Александра Дворецкого от 23 марта 1953 г. 1133 АСЕУ. Рапорт архимандрита Тавриона (Батозского) от 24 августа 1957 г. 1134 Там же. Рапорт архимандрита Серафима (Амелина) от 18 июня 1958 г. 1135 Там же. Послужной список игумена Феогена (Тарана). 1136 Там же. 1137 Там же. , 1138 АСЕУ. Указы епископа Сумского и Ахтырского от 3 ноября 1958 г.; от 21 февраля 1959 г. 1139 Там же. Послужной список игумена Феогена (Тарана). 1140 Там же. 1141 ГАСО, ф. Р1815, оп. 3, д. 235, л. 16. 1142 АСЕУ. Письмо члена Хозяйственного управления Московской Патриархии П. Корнилова игумену Феогену (Тарану) от 7 февраля 1959 г. 1143 ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 55, л. 86—87. 1144 Там же, л. 88—91. 1145 АСЕУ. Послужной список архимандрита Феогена (Тарана). 1146 Там же. Распоряжение Иоасафа, епископа Сумского и Ахтырского от 20 декабря 1958 г. 1147 ГАСО, ф. Р1815, оп. 3, д. 235, л. 12, 18. 1148 Там же. 1149 Там же, л. 17. 1150 ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 53, л. 10—10об. 1151 АСЕУ. Указ управляющего Сумской епархией от 29 июля 1960 г. 1152 Там же. Послужной список игумена Модеста (Гамова). 1153 Там же. Указ управляющего Сумской епархией от 10 марта 1961 года. 1154 АСЕУ. Распоряжение архиепископа Черниговского и Нежинского Андрея от 11 апреля 1961 года. 1155 ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 55, л, 67—68. 1156 АСЕУ. Послужной список иеросхимонаха Василия (Морина). 1157 Там же. 1158 ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 27. 1159 АСЕУ. Послужной список иеросхимонаха Василия (Морина). В послужных списках настоятели с братией Глинской пустыни за 1918 г. указано, что иеродиакон Вонифатий был перемещен в Глинскую пустынь 19 января 1916 г. (ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 27.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010