В 1775 г. в урочище Чонки (ныне дер. Чёнки близ Гомеля) Белицкого (с 1852 Гомельского) у. старообрядческий игум. Феофилакт основал Чонский Успенский мон-рь. К кон. XVIII в. он стал центром единоверия , указом Синода от 8 мая 1797 г. был причислен к Екатеринославской (с 21 дек. 1797 Новороссийской) епархии. В нач. XIX в. наибольшее число старообрядцев проживало в Могилёвской губ. на Ветке и в городах Могилёв, Гомель, Рогачёв, Орша, Сенно, Чаусы, Добруш. В пределах Могилёвской епархии действовали старообрядческие мон-ри: Лаврентиевский, Ветковский, Абрамовский, Макариевский, скиты возле дер. Огородня-Гомельская и близ селения Чистые Лужи, женский мон-рь в Спасовой слободе, Боровицкий Анфимов скит в урочище Боровица на р. Сож, Филатов скит близ Гомеля, Крупецкий Викентиев скит близ слободы Крупец (ныне дер. Нов. Крупец Добрушского р-на). При имп. Николае I Павловиче почти все старообрядческие мон-ри были закрыты или преобразованы в единоверческие. В 1839 г. упразднен Макариевский мон-рь, в 1844 г.- Лаврентьевский, в 1845 г.- Чонский, в 1850 г.- Клёнкский Пахомиевский (близ дер. Клёнки Гомельского у.), Никольский скит и Спасо-слободской. Макариевский мон-рь был восстановлен в 1844 г. как единоверческий, Чонский мон-рь был приписан к нему. К 1847 г. в Могилёвской губ. жили 14 678 старообрядцев: 14 349 поповцев, 329 беспоповцев. Поповцы проживали в уездах: Белицком - 12 013 чел., Сенненском - 813, Рогачёвском - 386, Могилёвском - 127, Оршанском - 80 чел. В Рогачёвском у. жили 318 беспоповцев, в Могилёвском у.- 11 беспоповцев. На территории губернии действовали до 28 старообрядческих часовен, 4 мон-ря: мужские - Пахомиевский и Никольский, женские - на Ветке и в Спасовой слободе. В 1853 г. в Могилёвской губ. находилось 5 старообрядческих церквей с престолами и 18 беспрестольных молитвенных зданий. Они были расположены в Гомельском у.: в Спасовой слободе, Жгунской Буде, Нов. Мильче, Косицкой, Тарасовке, Романовой слободе, Попсуевке, Леонтьеве, Дубовом Логе, Марьине, при Никольском и Пахомиевском мон-рях и в г. Белица; в Рогачёвском у.: в слободе Турск и в деревнях Голодная и Покаты, а также в деревнях Плиса Сенненского у. и Гронова Чериковского у. Численность проживавших в Могилёвской губ. старообрядцев в 1859 г. составляла 15 255 чел., в 1862 г.-17 396, в 1882 г.- 16 753 чел. (из них в Гомельском у. 12 457 чел.).

http://pravenc.ru/text/2563894.html

Москва. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе. Карта и ближайшие объекты Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе  построена в 1695-1697 гг. стольником В.Ф. Полтевым. В XVI в. на этом месте был деревянный храм Флора и Лавра в Коломенской Ямской слободе. После 1591 г. слобода была переведена на Зацепу, а место долго не заселялось. Храм на этом месте в XVII в. впервые упомянут в 1642 г. Спустя 20 лет храм был возобновлен уже как Успенский в Казачьей слободе. В 1768 г. Г. Нестеров устроил придел Седмиезерской иконы Божией Матери. В 1797-1798 гг. на средства прихожанки, вдовы генерал-майора, П. И. Поздняковой, сооружена трапезная с приделами - Седмиезерским (левый) и иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Объем трапезной оформлен с юга и севера фронтонами. Одноглавый храм типа восьмерик на четверике с трёхчастной апсидой декорирован в стиле московского барокко. Углы обработаны полуколонками, окна завершены разорванными фронтончиками. С запада к храму кроме трапезной примыкают притвор и небольшая 2-ярусная колокольня, сооружённая в 1795-1797 гг. на средства П.И. Поздняковой. Колокольня завершалась шпилем. Ее нижние ярусы украшены двухколонными портиками. В верхнем ярусе тосканского ордера - пилястры. В пожар 1812 г. храм выгорел изнутри. Возобновлен в 1818 г. стараниями купца Н. Карпышева. В 1869-1872 гг. храм был обновлен на средства прихожан и церковного старосты Д.П. Рогаткина. В этот период классицистический облик трапезной и колокольни был несколько искажён мелкими штукатурными деталями, тяготеющими к формам «русского стиля». Частично сохранилась ограда конца XVIII в. Церковь была закрыта в 1930 г. и обезглавлена. До этого из храма были изъяты золотые и серебряные церковные украшения и утварь. Верх колокольни и дом причта разрушили. В храме размещались типография, архив. В 1970-1980-х гг. реставрировался. Богослужения возобновлены в 1994 г. На пересечении с 1-м Казачьим переулком, на улице Большая Полянка возвышается Успенская церковь в Казачьей слободе. Эта некогда далёкая окраина города была местом расселения казаков, которые и дали ей название уже в XVII веке. Ещё раньше здесь была Ямская слобода, но она переместилась в другое место, а в результате Смуты местность превратилась в пустырь. Позднее этот район будущего Замоскворечья стал активно застраиваться. Здесь стали селиться казаки, а Успенская церковь сразу же стала центром Казачьей слободы. По-видимому, она находится на месте стоявшей здесь более ранней церкви Флора и Лавра, и, судя по всему, каменному зданию предшествовало деревянное. Нынешний храм - яркий пример московского барокко, а значит, оно могло появится лишь в конце XVII века. Обращает на себя внимание мощный купол церкви, который визуально придавливает к земле восьмерик и четверик, образующие основной объём. Колокольня и трапезная пристроены к храму довольно позднее - в начале XIX века.

http://sobory.ru/article/?object=02271

Воскресенская церковь была построена в Казанской стрелецкой слободе ещё в середине XVII века. Первые упоминания о ней восходят к 1672 году. Вероятнее всего, Казанская слобода появляется в Астрахани намного раньше, при расселении стрельцов в Земляном городе. После известного восстания Стеньки Разина сюда был направлен на поселение солдатский тысячный полк. В конце XVII века была значительно увеличена в Астрахани численность солдат, которых продолжали селить в Казанской слободе, а позже начали обустраиваться и новые солдатские слободы. В 1697 году в Казанской слободе уже упоминается церковь в честь Покрова Богородицы, но, скорее всего, она была не приходской, а приписной или придельной. Это видно из того, что в 1747 году Воскресенская церковь, что в Казанской солдатской слободе, имела придел в честь Покрова Богородицы. В «Ключаревской летописи» (Астрахань, 1887 год, с. 44) приводится рассказ о том, что бывший в Астрахани в 1722 году губернатор Артемий Петрович Волынский, ожидая приезда Государя императора Петра I, велел все деревянные, находящиеся в кремле дома снести, а церкви деревянные перенести в другое место. Тогда же была перенесена из кремля и Воскресенская церковь, на место, где позже образовался «армянский базар», и переименована в честь Казанской иконы Божией Матери, почему и слобода та стала называться Казанскою. В этом рассказе есть несомненная доля истины, так как кремлёвская Воскресенская церковь могла быть перенесена на место прежде стоявшей здесь местной Воскресенской, которая могла к тому времени и сгореть, по причине частых в Астрахани пожаров. Но о переименовании Воскресенской церкви в Казанскую, скорее всего, здесь неверное указание, так как слобода могла быть названа Казанской в честь какого-либо присланного из Казани стрелецкого или солдатского полка. После распланировки города в 1747 году Воскресенская церковь, из-за очень малого числа прихожан при ней, была предназначена к слому. Тогда жители Ямгурчеевой слободы стали просить астраханского епископа Илариона разрешить перенести к себе в слободу за свой счёт эту упразднённую Воскресенскую церковь с приделом, иконо-стасом и всей церковной утварью. 30 декабря 1748 года епископ Иларион своей резолюцией разрешил перенести храм. Церковь после переноса по желанию прихожан была переименована в честь Архистратига Божия Михаила, а придел – в честь Мучеников Флора и Лавра.

http://sobory.ru/article/?object=50853

Собор задумывался как единоверческая церковь. Это своего рода компромисс между русскими старообрядцами (к коим принадлежало большинство ямщиков) и Православной церковью. За первыми сохранялось право совершить богослужения и таинства по своим обрядам, но при условии подчинения Православной церкви. В 1865 году Собор был освящён и стал действовать как единоверческая Троицко-Никитская церковь в Ямской слободе Крестец. В 1872 году по случаю сильного пожара в Ямской слободе деревянная церковь была уничтожена, каменная повреждена. В 1872-1875 годах были достроены два придела каменной церкви Святой Троицы на средства Петербуржского купца I гильдии Василия Фёдоровича Мартынова и собранные пожертвования священника церкви Александра Леонтьева, который с 1864 года прослужил почти 50 лет в храме Святой Троицы и похоронен у стен храма (могила не сохранилась). В 1878 году вокруг церкви была установлена ограда с каменными столбами и деревянной решёткой. При церкви существовала библиотека и церковно-приходская школа, где учились не только мальчики, но и девочки. Просуществовал собор Святой Троицы до революции довольно сносно, прихожане его исправно посещали. Если не считать, конечно, небольших распрей между ним и Екатерининским собором, построенным в 1777 году и претендующим на место главного оплота православия в Крестцах. Длительное время ямщики в Крестцах составляли большинство населения. В 1843 году в городе Крестцы и Ямской слободе проживало 1337 человек. Слобода примыкала к городу и по сути сливалась с ним. Население одной только слободы превышало 1200 человек. Ямщики в то время составляли едва ли не всё население Крестец. Местные ямщики, жившие в слободе, были в основном раскольниками и в силу своего нрава не очень-то хотели молиться в православном Екатерининском соборе - главном в то время в Крестцах. О чём и сохранилась запись в " Историко-статистическом описании Крестецкого Екатерининского собора " : " ... Прихожане не все одинаково усердны к церкви... Ямщики Крестецкой Ямской слободы вообще редко посещают церковь, и со времени построения в Ямской слободе единоверческой церкви более посещают и посещали означенную... Причиной этому не совсем чистосердечное обращение их из раскола и то, что в единоверческой церкви священнодействовал их прежний наставник... "

http://sobory.ru/article/?object=00326

После Литовского разорения число тяглых посадских дворов постепенно увеличивалось. Ио писцовым книгам 7132 (1624) г. «письма и меры Стефана Тарбеева, да подьячего Федора Постникова, в Рузе состояло «на посаде посадских дворов – 41, а людей в них посадских детей их и племянников и приемышей – 72 человека, а именно: на посаде, – после описания церкви Косьма и Дамиана, переписано 11 дворов, а в них живут: кузнец Гришка Марушин, а у него сын Фролка, Федка Брюшков с двумя братьями, Щитка Кувшинников с зятем, Ермачка Смирнов, Богдашко Никулин с братом, пушкарь Дениска Бокасов, Ивашка Петров с братом, Онофрей Тучнин, Федка Сафонов. Ивашка Исаев, Илья Смирнов, да сын его Пятунка селится внове; да 2 двора, переписанные после церкви Покрова Пресвятой Богородицы, в них живут: Ивашка Кулизин, Ивашка Варламов с сыном; в Карцевой слободе – три двора, да 1 место церковное Вознесения Господня:, а в них живут: Микифор Тимофеев, Ивашко Ильин с сыном и Ивашко Соврасов с сыном; в Шиколове слободе два двора, а в них живут: Наум Еремеев, Карпик Ильин и Марка Климов; за рекой Рузой 12 дворов, переписанных после церкви Преображения Господня, а в них живут Мишка Борашкии с братом, Кондрашка Парашкин, Силка Кузмин, Федка Тархов с братом, Сенка Паршин с племянником, Никитка Самилин, Истома Чуваев с 2 детьми, Сысой Шестаков с братом, Ивашка Давыдов с сыном, Миша Чермной с приемышем, Филип Писков, с 2 детьми, Ивашка Тихонов; в слободе Баклашинской четыре двора, переписанных после церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, да 1 место церковное Ильи Пророка, а в них живут: Трофимка Максимов с сыном, Васко Мальцов, вдова Ульяница Константиновна жена Иванова, Мортинка Иванов: в Деминой слободе – 5 дворов, а в нпх живут: Спирка Бибин, Петрушка Хомяков с зятем, Родка Лущигин с сыном да преемышем, Савва Марков с 2 детми, Андрюшка Автамонов; в Бонсакове слободе – два двора, а в них живут Максимка Олферов с сыном и Фролка Иванов с братом». По этой же переписи в Рузе оказалось «пустых мест, которые посадские люди разошлися 13 дворов, да старого пустоты 38 дворов»; по приправочным книгам 122 года написано: «тяглых посадских людей в Рузе на посаде 29 дворов, а людей в них тож, и прибыло по новому письму сверх приправочных книг 12 дворов, а людей в них 43 человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь Иоанна Богослова. Приход слободы богословских казаков. Упоминается писцовыми книгами 136 г. (1628 г.), 137 г. (1629 г.) как " церковное место " . В окладных книгах 1676 г. значится уже как церковь. Храм был деревянным. Вместо этого сооружения по данным Добролюбова в 1780 г. была построена другая деревянная церковь " в прежнее храмонаименование " . В 1716 г. приход составлял 16 дворов, в 1780 г. – 54, в 1885 г. – 134, прихожан – 930. И в 1885 г. церковь была деревянной. В 18 в. она имела 39 десятин земли. Причт – 1 священник и 1 псаломщик. Жили скудно. По данным Соседова В.П., новая церковь была поставлена в 1881 г. Сведения, предоставленные настоятелем храма ап. Иоанна Богослова священником Николаем Стаднюком: В 1930-е гг. храм был закрыт, разрушена колокольня (?), уничтожены колокола, все иконы и иконостасы. Здание храма сначала использовалось как зернохранилище, керосиновая лавка и продовольственный магазин. Как только стали продавать мясо, то в храме начались необычайные явления, и магазин вынуждены были закрыть. В 1997 году храм передали Церкви, но только в августе 2003 года здесь начались постоянные богослужения. Церковь Богословская, в Богословской слободе В писц. книге 136 и 137 г. замечено, что кроме Никольской церкви, было у полковых же казаков в слободе место церковное во имя Ивана Богослова на берегу реки Дон, а по мере того под церковь и под дворы вдоль 100 сажень, а поперек 60 сажень. В окладн. книгах 1676 г. значится уже церковь Иоанна Богослова за Доном в Казачьей слободе, при коей в приход состояло шесть дворов казаков, за семь дворов бобыльских. И всего пятнадцать дворов. А прежние дани замечены в тех же окладных книгах с той церкви было рубль пять денег…И всей дани 38 алтын одна деньга. В Ландратск. кн. 1716 г. Богословской слободе показано: казачьих 12 дв., оскуделых 1 дв., и 3 дв. вдовьих, под 1780 г. в ней числилось уже 54 двора. Вместо упоминаемой в XVII ст. дер. Богословской церкви, существующая ныне в Богословской слободе также дер. церковь в прежнее храмонаименование с деревянною вокруг ее оградою построена в 1780 г. При ней церковной писцовой земли ныне состоит 39 дес. На что имеется план и межевая книга. В пользу церкви имеется неприкосновенного капитала в количестве 100 руб. В приход при 134 дв. в 1885 г. числилось муж. пола 458, жен. пола 482. В притч материальное положение, которого весьма скудно по штату 1873 г. положены 1 свящ. И 1 псал.

http://sobory.ru/article/?object=11406

Городец. Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Нижней Слободе. Владимирская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Владимирской иконы Божией Матери Год постройки:1657. Адрес: Нижегородская обл., г. Городец, ул. Панфилова, 59 (Нижняя Слобода) Координаты: 56.624569, 43.477525 Проезд:из центра города по направлению к микрорайону Нижняя Слобода. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты История храма Владимирской Божией Матери К концу века Городец был известным торгово-промысловым селом, объединяющим несколько слобод, погостов и близлежащих деревень. Верхняя и Нижняя слободы занимали в нём особое место. Здесь жили мастеровые, ремесленники, рыбаки и прочий трудовой люд. Вся Городецкая волость в XVII веке, её слободы и погосты, составлявшие село Городец, согласно границам отнесены были к двум уездам — Балахнинскому и Юрьевец-Поволжскому. Из писцовой книги Балахнинского уезда Городецкой волости за 1684 год узнаём, что было две слободы — Верхняя и Нижняя. К первой примыкал погост Архангельский, ко второй — Пятницкий. Из писцовой книги Юрьевец-Поволжского уезда Городецкой волости можно прочитать, что в Верхней слободе, кроме того, был погост Троицкий, а вверх по Волге к ней примыкала другая слободка — Верхняя Поляна. На погостах стояли храмы, в слободахкрестьянские и беспашенные дворы. В Верхней слободе была приказная изба и воеводский двор. Совокупность упомянутых слобод и погостов называлось «село Городец». Каждый, как мы бы сейчас сказали, микрорайон имел свой административно-податный центр с приходскою церковью и кладбищем при ней. Таким крупным общинным центром поселения Нижней слободы являлся Пятницкий погост. Со стороны самых дальних подступов к Городцу проходившие мимо по Волге речные суда первой встречала православная Владимирская (Пятницкая) церковь. История расцвета и заката этого древнего храма поучительна и трагична. В описной книге с. Городца за 1666 год сохранилась запись: «Слобода Нижняя на реке Волге, пониже городецкого вала, а в слободе церковь Пресвятых Богородицы Владимирская с пределом святой мученицы Параскевии, наречённой Пятница.

http://sobory.ru/article/?object=19308

II. Построение храма во имя Св. Василия Кесарийского в Тверской-Ямской слободе В клировых ведомостях, сохраняющихся в нашей церкви, а также в путеводителях по Московской святыне, – храм Св. Василия Кесарийского в Тверской-Ямской слободе значится построенным в 1688 году, – следовательно двести с небольшимъ лет тому назад. Но это – год построения первой каменной церкви после пожара, как мы увидим далее, бывшего в нашей Ямской слободе. – Деревянный же храм 24 Св. Василия Кесарийского в нашей местности существовал несомненно гораздо ранее. В 1867 году, во время устройства в храме новой духовой печи, под полом церкви при его переделке, были найдены надгробные плиты, с сохранившимися иа них надписями, на основании которых с полною вероятностью можно предположить, что Тверская-Ямская слобода и в ней – церковь уже существовали при царе Иоанне Васильевиче Грозном. († Царствов. с 1533–1584 г.). Так на одной из таковых плит написано: „7183 г. (т.е. †1675 г. по Р. X.) 25 Февраля в 5 день представился раб Божий Петр Иосифов Тверской-Ямской слободы прикащик». На другой плите надпись такая: „7127 г. (†1619 г. по Р. X.) Декабря в 25 день представился раб Божий Бориска Гросывин“. Наконец третья надпись относится еще к более раннему времени: „7085 г. (†1577 г. по Р. X.) Января в 22 день на память св. Апостола Матфея, представился раб Божий священный иерей Никита Федоров, сын Кашеренин“. Было ли здесь при церкви общее кладбище – или погребены были священнослужители и строители храма – сказать трудно, но существование здесь церкви в данное время несомненно, так как обычай погребать священников около церкви или в самой церкви есть обычай древний, и кроме того без этого необъяснимо было бы самое появление и сохранение этих надгробных плит под полом церкви. Если же мы предположим, (так как погребение при церкви указывает само собою на раннейшее её устройство), что „священно иерей Никита Федоров, поименованный в надгробной надписи и погребенный в †1577 г., служил при сей церкви не один – два года, а 10–20 и более лет, и что он был не „первый“ её священнослужитель (так как это могло бы быть отмечено в надписи), то время построения церкви нашей должно приблизиться к началу XVI столетия, т.е. ко времени устройства нашей Тверской-Ямской слободы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

В Александровской Слободе, центре опричнины, государственные дела чередовались с изуверскими пытками, казнями, разорительными походами на Новгород, Тверь, Торжок, Клин. Но Слобода вошла в историю не только как " кровопийственный град " . Под влиянием византийских идей и обычаев, носителем которых была бабка царя Софья Палеолог, московский государь, принял титул самодержца всея Руси, старался облечь его в соответствующие царские формы. Ярчайшим примером этого стал " русский Версаль " . Здесь жили и творили лучшие иконописцы и зодчие, воздвигнувшие удивительный по красоте и величию дворцово-храмовый ансамбль, который уступал своим великолепием лишь Московскому Кремлю. Светские и церковные постройки были украшены выдающимися образцами русской монументальной живописи - фресковыми росписями, изысканными резными белокаменными деталями. В Александровской Слободе была открыта первая в стране провинциальная печатня, где ученик Ивана Фёдорова - Андроник Тимофеевич Невежа - выпустил в 1577 году " Псалтирь Слободскую " . При Государевом дворе работала книгописная мастерская, где составлялся Лицевой летописный свод. В Александровской Слободе была основана первая в России консерватория, куда по указу царя со всех концов страны были свезены лучшие певцы, музыканты, среди которых крупнейшие мастера хорового пения - Иван Нос и Фёдор Христианин. Сам государь также принимал участие в " сочинительстве " музыки. Сохранились созданные им стихиры с надписью: " Творение царя Иоанна " . Государев двор в Слободе включал в себя царские хоромы, дворцы бояр и дворян, хозяйственные постройки, царский сад, уникальную систему прудов и шлюзов, заполнявшую водой оборонительный ров. В Александровской Слободе работали различные дворцово-казённые ведомства, опричная Дума, царский суд, шло управление иностранными делами и дипломатической службой. В новой царской резиденции Иван IV принимал послов из Швеции (1567 г.), из Австрийской империи (1572 г.), из Речи Посполитой, только Слобода ведала сношениями с Англией.

http://sobory.ru/article/?object=00080

Университете» разных лет. Так, профессор Каз. университета Николай Федорович Высоцкий в своем исследовании «Древне-армянское кладбище в Казани», опубликованном в 1888 году, на основании преданий и артефактов обосновывает нахождение в Суконной слободе колонии армян еще при Казанском ханстве со своей православной церковью. Именно вокруг нее и формировалось армянская диаспора. И как бы в подтверждении этому одна из улиц Суконной слободы в былые времена называлась Армянской (ныне ул. Спартаковская). Георгиевская же церковь построена на месте православной армянской церкви. И не удивительно, что постоянными жертвователями на содержание этой церкви являлись армяне, оставшиеся жить в данной округе, а одной из реликвий храма являлась икона святого Николая Чудотворца, перенесенная, по преданию, из армянского храма. Известный историк и путешественник Петр Рычков в одном из своих исследований 1767 года сообщает: «Церковь великомученика Георгия в кирпичной слободе, деревянная, при ней придел деревянной тоже Изосима и Савватия Соловецких, освящена в 7225 году (т.е. в 1717 г. от Рождества Христова)». Но вот точную дату строительства каменного храма предстоит еще выяснить. Лишь в известных документах 1788 года уже упоминается в Суконной слободе белокаменная церковь Георгия Победоносца с тремя престолами: главный – великомученика Георгия Победоносца, приделы: правый – Дмитрия Солунского, левый Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. Первоначально улица, на которой стоял Георгиевский храм, называлась Проломной. В конце XVII века она была разбита на две части. Одна из них – та, что от Рыбнорядской площади к Кремлю, стала называться Большой Проломной (ныне ул. Баумана), а другая – Кирпичной, т.к. пролегала по Кирпичной слободе (а позднее Суконная). В 1722 году эту часть города посетил Петр I и улица получила название Георгиевской, по названию храма, находившегося на этой улице. Сведений о том, что Петр I каким-то образом имел отношение к строительству новой каменной Георгиевской церкви, нет, но людская молва приписывает, что была исполнена его воля, ибо новый храм Георгия Победоносца должен был прославлять победы русского оружия над Швецией в годы Северной войны.

http://sobory.ru/article/?object=32588

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010