2-я неделя Поста – на 1-м суставе безымянного (25 февраля); 1-я неделя Поста – на 1-м суставе среднего (18 февраля); неделя сыропустная – на 1-м суставе указательного (11 февраля); неделя мясопустная – на 1-м суставе большого (4 февраля); неделя о блудном сыне – на 1-м суставе мизинца (28 января); неделя о мытаре и фарисее – на 1-м суставе среднего (21 января). Так как вруцелето этого мартовского года 6, то все воскресные дни в этом году – на 1-х суставах. Поэтому Рождество Христово, находящееся на 2-м суставе мизинца (25 декабря) будет в понедельник. Идя от дня Пасхи вперёд по седмицам, заметим следующее: неделя Фомина – на мосталыге среднего (8 апреля); неделя жен-мироносиц – на мосталыге безымянного (15 апреля); неделя о расслабленном – на мосталыге мизинца (22 апреля). Далее в среду (вершина мизинца – 25 апреля) – Преполовение. Неделя о самаряныне – на мосталыге большого (29 апреля); неделя о слепом – на мосталыге указательного (6 мая). Далее в четверг (2-й изгиб указательного – 10 мая) – Вознесение. Неделя св. отцов I Вселенского Собора – на мосталыге среднего (13 мая); День Святой Троицы – на мосталыге безымянного (20 мая); Всех святых – на мосталыге мизинца (27 мая). Далее, 28 мая, начинается Петров пост, когда с началом пения Октоиха, начинаются евангельские столпы. Праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла – 29 июня – находится на 1-м изгибе безымянного перста. Так как воскресенье на мосталыге, то этот праздник будет в пятницу (постный, рыбный стол). Количество дней, отсчитанных по перстам с 28 мая по 28 июня покажет продолжительность Петрова поста – 32 дня (4 седмицы и 4 дня). Продолжительность рождественского мясоеда, предшествующего Пасхе настоящего года (число дней с 25 декабря по неделю мясопустную включительно), тесно связана с продолжительностью Петрова поста. Чтобы найти продолжительность рождественского мясоеда, нужно от 74 дней отнять найденную продолжительность Петрова поста (отнимаем от 75 дней, если Рождество Христово было в високосный мартовский год). Для проверки високоса будем помнить, что все високосные мартовские годы расположены по кругу солнца на среднем персте правой руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По словам Блаженного Иеронима, «осанна в переводе с еврейского означает: Господи, спаси меня!» 890 Блаженный Августин пишет: «Осанна, как говорят знающие еврейский язык, это голос молящего, более выражающий чувство, нежели обозначающий нечто» 891 . Действительно, ко временам Иисуса Христа этот возглас употреблялся не столько в своем исконном значении, сколько в качестве простого восклицания, выражавшего хвалу и использовавшегося как литургическая формула 892 . «Осанна» – один из трех еврейских литургических возгласов, вошедших в христианское богослужение в своем изначальном звучании, без перевода. Однако если возгласы «аллилуйя» и «аминь» стали частью литургического языка Церкви, перейдя в него из ветхозаветного богослужебного культа, то возглас «осанна» присутствует в литургических текстах только как аллюзия на возгласы толпы, встречавшей Спасителя (в частности в Литургии, а также в богослужебных текстах праздника Входа Господня в Иерусалим). Продолжение анафоры является как бы комментарием на ангельское славословие, к которому присоединяются молящиеся в храме: С сими и мы блаженными силами, Владыко человеколюбче, вопием и глаголем: свят еси и пресвят, Ты и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя… Вместе с этими блаженными силами и мы, о человеколюбивый Владыка, восклицаем и говорим: Ты – Свят и Пресвят 893 , – Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты – Свят и Пресвят, и великолепна слава Твоя… Молитва начинается прославлением святости и славы Божией. По отношению к Богу употреблен термин «пресвятой» (πανγιος), буквально: «всесвятой»; этот же термин в богослужебных текстах используется по отношению к Богородице. Приставка «пре-», как уже говорилось, соответствует греческому περ-, означающему «сверх-». Бог не просто свят: Он сверх-свят, то есть обладает абсолютной святостью, с которой несопоставима никакая человеческая святость. В ареопагитском трактате «О божественных именах» говорится, что святость «есть свобода от всякой скверны и совершенная во всех отношениях незапятнанная чистота». Бог же обладает «превосходящей святостью», а потому и воспевается как «Святой святых» 894 . На человеческом языке нет такого понятия, которым можно было бы описать святость Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Постная Триодь содержит богослужения периода от Недели о мытаре и фарисее и до Великой Субботы включительно. Так как на это время приходится подготовительный период к Великому посту и собственно период Великого поста, то эта часть Триоди называется Постной. В настоящее время Постная Триодь издается в двух томах: 1-й том охватывает подготовительный период и Святую Четыредесятницу, а 2-й том – период от Лазаревой субботы до Великой Субботы. Однако это разделение появляется только в XX веке; впрочем, и некоторые современные издательства иногда выпускают обе части Триоди Постной в одном томе. В состав Триоди Постной входят песнопения разных песнописцев, составленные в V–XIV веках. Наиболее известными авторами стихир и канонов Триоди являются святитель Андрей, архиепископ Критский, преподобный Косма Маюмский, святой Иоанн Дамаскин , преподобные Иосиф и Феодор Студиты . Период пения Постной Триоди охватывает 10 недель (воскресных дней) и 10 седмиц. Из них 4 недели и 3 седмицы приходятся на подготовительный период к Великому посту, в который входят Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, суббота и Неделя мясопустные, седмица сырная и Неделя сыропустная. Великий пост длится 48 дней и охватывает 7 седмиц и 6 недель, причем при нумерации седмицы предваряют соответствующие недели, то есть сначала идет 1-я седмица, затем 1-я неделя, 2-я седмица, 2-я неделя и так далее. Укажем все недели Великого поста: 1-я Неделя – Торжество Православия; 2-я Неделя – святителя Григория Паламы ; 3-я НеделяКрестопоклонная; 4-я Неделя – преподобного Иоанна Лествичника ; 5-я Неделя – преподобной Марии Египетской; 6-я Неделя – Вход Господень в Иерусалим. Весь период Великого поста можно разделить на три отрезка времени: 1. Святая Четыредесятница начинается с понедельника 1-й седмицы и заканчивается пятницей 6-й седмицы. Этот период длится 40 дней, и его окончание в Триоди отмечено тем, что в пятницу 6-й седмицы на «Господи, воззвах…» поется стихира «Душеполезную совершивше Четыредесятницу…».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

1-я Неделя – Пасха; 2-я Неделя по Пасхе – Антипасха; 3-я Неделя по Пасхе – святых жен-мироносиц; 4-я Неделя по Пасхе – о расслабленном; среда 4-й седмицы – Преполовение Пятидесятницы; 5-я Неделя по Пасхе – о самаряныне; 6-я Неделя по Пасхе – о слепом; среда 6-й седмицы – отдание Пасхи; четверг 6-й седмицы – Вознесение Господне; 7-я Неделя по Пасхе – святых отцов I Вселенского Собора; суббота 7-й седмицы – Троицкая вселенская родительская суббота; 8-я Неделя по Пасхе – Пятидесятница. День Святой Троицы; понедельник Троицкой седмицы – День Святого Духа; 1-я Неделя по Пятидесятнице – Всех святых. Каждая неделя периода Цветной Триоди имеет особый глас, причем при нумерации недели предваряют соответствующие седмицы, то есть сначала идет 2-я Неделя по Пасхе, затем 2-я седмица по Пасхе, 3-я Неделя, 3-я седмица и так далее. Необходимо отметить, что глас недели и седмицы на единицу меньше ее порядкового номера: в Неделю Антипасхи и на 2-й седмице по Пасхе песнопения Триоди поются на 1-й глас, в Неделю мироносиц и затем в седмичные дни поются песнопения 2-го гласа, в Неделю о расслабленном и ее попразднство – 3-го гласа, в Неделю о самаряныне и ее попразднство – 4-го, в Неделю о слепом и ее попразднство – 5-го, в Неделю святых отцов I Вселенского Собора – 6-го, в Неделю Всех святых – 8-го гласа (на Неделю Пятидесятницы данное правило не распространяется, ибо это двунадесятый Господский праздник). Период пения Цветной Триоди можно разделить на три части: 1. Пасха и Светлая седмица. Так как Пасха – важнейший христианский праздник, то богослужение пасхальным чином совершается не только в сам день Пасхи, но и повторяется каждый день Светлой седмицы 156 . Кроме того, в пасхальную седмицу на каждый день положены воскресные песнопения особого гласа. Так, на Пасху поются воскресные песнопения 1-го гласа, в Светлый понедельник полагаются песнопения 2-го гласа, во вторник – 3-го, в среду – 4-го, в четверг – 5-го, в пятницу – 6-го, в субботу – 8-го 157 . 2. От Антипасхи до отдания Пасхи. Этот период охватывает 32 дня и отличается тем, что на его протяжении поются пасхальные песнопения 158 . Богослужение же совершается по образцу службы в попразднство двунадесятого праздника, причем «праздником» для седмичных дней данного периода является предшествующая Неделя или Преполовение Пятидесятницы (в частности, выражение «канон праздника» обозначает канон недели (Антипасхи, жен-мироносиц и других) или Преполовения) 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

1126. Как называется третья неделя Великого поста? Третья неделя Великого поста называется Крестопоклонной, потому что в эту неделю выносится для утешения и поклонения верующих Святой Крест. 1127. Сколько недель в Великом посту? В Великом посту шесть недель. 1128. Как называется шестая неделя Великого поста? Шестая неделя Великого поста называется Вербной неделей. 1129. Почему шестая неделя Великого поста называется Вербной? Шестая неделя Великого поста называется Вербной потому, что в эту неделю освящаются вербы. 1130. Почему в Вербную неделю освящаются вербы? В Вербную неделю освящаются вербы в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим пред крестными страданиями, когда народ приветствовал Его с пальмовыми ветвями в руках. 1131. Как называется суббота перед неделей Вербной? Суббота перед Вербной неделей называется Лазаревой, потому что в этот день вспоминается воскрешение Христом Лазаря. 1132. Как называется неделя от Вербного воскресенья до Пасхального воскресенья? Неделя от Вербного воскресенья до воскресенья Пасхального называется Страстной неделей, и все ее дни от понедельника до субботы называются великими. 1133. Почему неделя от Вербного воскресенья до Пасхального называется Страстной? Неделя от Вербного воскресенья до Пасхального называется Страстной в воспоминание крестных страданий Христа и Его смерти на Кресте, ради нашего спасения. 1134. Что служится в Страстной понедельник, вторник и среду? В Страстной понедельник, Страстной вторник и Страстную среду служатся в храмах Литургии Преждеосвященных Даров. 1135. О чем мы вспоминаем в Страстную среду? В Страстную среду мы вспоминаем согласие Иуды предать Иисуса Христа еврейским законникам. 1136. О чем мы вспоминаем в Великий четверг? В Великий четверг мы вспоминаем Тайную Вечерю Христа с апостолами, моление Христа в Гефсиманском саду и предательство Иуды. 1137. Что служится в Великий четверг? В Великий четверг утром служится Литургия св. Василия Великого, а вечером утреня с чтением «двенадцати Евангелий» о страданиях Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

Слово двадцатое толкования (Златоуста) на евангелие Матфея: Егда же поститеся 450 . Неделя первая поста. Слово о св. иконе в Берите 451 . Слово о Феодоре Навклире и Аврамии, повествующее о иконе, именуемой Антифонитиде 452 . Слово другое Православию, о Феофиле 453 . Слово историческое, касающееся «Православия» 454 . Неделя вторая поста. Слово Златоуста о покаянии: Помнили ли вы о нас, когда мы в течении этого времени были в разлуке с вами? 455 Неделя третья поста. Слово Златоуста на крест 456 . Среда четвертой седмицы поста. Слово Златоуста о статуях: Многие, видел я, радуются и говорят друг другу: мы победили, мы одолели; половина поста убыла 457 . Неделя четвертая поста. Слово Златоуста: Божественный апостол всегда говорит божественным и небесным языком, и с великим искусством преподает евангельское слово 458 . Суббота пятой седмицы поста. Слово на акафист 459 . Неделя пятая поста. Слово Златоуста о покаянии и на Ахава: Видели ли в прошедший воскресный день брань и победу 460 . Слово Анастасия Синаита о святом собрании: ‘Αε μν το γον Πνεματος 461 . Слово Златоуста на богатого и Лазаря: Церковь является для нас величайшим училищем 462 . Неделя Ваий. Два слова Златоуста на праздник 463 . Великий понедельник. Слово о великой седмице, почему называется великою 464 : Мы совершили плавание поста. Слово того же на иссохшую смоковницу 465 · Великий вторник. Два слова Златоуста на притчу о десяти девах 466 . Другое слово (Златоуста) на изречение Евангелия: фарисеи же шедше 467 . Великая среда. Слово Златоуста на блудницу 468 . Слово св. Ефрема Сирина 469 . Великий пяток. Слово Георгия Никомидийского на план Богородицы 470 . Великая суббота. Слово Епифания: Что это? Отчего ныне такое глубокое молчание на земле? 471 Новый четий материал периода триоди цветной. Пасха. Слово празднику в Торжественнике 472 . Чтение из Торжественника 473 . Неделя Антипасхи. Слово Златоуста на праздник 474 . Неделя о расслабленном. Чтение о расслабленном из Торжественника 475 . Среда преполовения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Пасхи). О совершении службы в храмовые праздники при совпадении их с воскресными днями находятся указания в Типиконе в так наз. Храмовых главах. Так, например, в 3й храмовой главе читаем: «Аще случится храм святого, или святые в неделю, поем службу всю неизменно, яко прилучившегося святого, имущего бдение в неделю». О чтении на утрени Евангелия в храмовые праздники, случившиеся в воскресные дни, в Типиконе содержатся указания не одни и те же. Прот. К. Никольский приходит к след. выводу: как в праздники великие Господские и Богородичны, случившиеся в воскресенье, так и в храмовой праздник в воскресение читается на утрени Евангелие праздника, т.е. храма (Никольский, стр. 286). Святая Церковь отмечает еще особые празднования, нарочито связанные с воскресными днями. Сюда относятся следующие недели в году: Круг Третий. Третий круг богослужебного года заключает в себе десять недель, из которых первые четыре являются неделями подготовительными к Великому посту, а последние шесть являются неделями Святой Четыредесятницы. Вот наименования подготовительных недель: неделя о Мытаре и Фарисее, неделя о Блудном Сыне, неделя Мясопустная и неделя Сыропустная (изгнание Адамово). Названия недель Святой Четыредесятницы: неделя Первая — Торжество Православия, неделя Вторая — Светотворная (память Святителя Григория Паламы ), неделя Третья — Крестопоклонная, неделя Четвертая — память преподобного Иоанна Лествичника , неделя Пятая — память преподобной Марии Египетской, неделя Шестая — Ваий, Вербная или Цветная (Вход Господень во Иерусалим). Богослужения этого круга насыщены молитвословиями, подготовляющими верующих к подвигу покаяния. Особенно это отражается в будничных службах, но и в воскресные дни богослужению присущ скорбный и умилительный отпечаток покаяния, причем, по мере того, как мы возвышаемся по лествице подвига поста, начиная от подготовительных недель и переходя к неделям Великого поста, этот отпечаток проявляется все более и более. От недели Мытаря и Фарисея и до 5й недели включительно на утрени на «Воскресение Христово» поется «Покаяния отверзи ми двери». В недели о Блудном Сыне, Мясопустную и Сыропустную после полиелея поется умилительный псалом «На реках Вавилонских». Если в один из воскресных дней, в промежуток времени от недели Мытаря и Фарисея до 5й недели поста, случится праздник Сретения Господня, праздник Благовещения или храмовой, песнь «Покаяния отверзи ми двери» не поется, но поется псалом «На реках Вавилонских». Если Сретение Господне случится в Чистый Понедельник, то тогда служба праздника переносится на канун сего дня, на Сырное воскресенье. От недели Мясопустной до неделиВеликого поста на хвалитех последняя стихира Триоди по Уставу поется дважды, со стихом «Воскресни Господи Боже мой»: и на Слава. Тогда предпоследними стихами бывают «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим»: и «Возвеселюся и возрадуюся о Тебе, пою имени Твоему Вышний»: (в недели 2ю и 3ю особые стихи).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Писания и богослужения 7. 2 Проповеди и размышления на Господские праздники 7. 21 Рождество Христово, включая Недели пред Рождеством (святых отец и праотец), Навечерие и Неделю по Рождестве. 7. 22 Обрезание Господне и Новый год. 7. 23 Богоявление (Крещение) Господне, включая Неделю пред Богоявлением и после 7. 24 Вход Господень в Иерусалим… 7. 25 Вознесение Господне 7. 26 Пятидесятница 7. 27 День Святого Духа. 7. 28 Преображение Господне 7. 29 Воздвижение Креста Господня 3 Проповеди и размышления на Богородичные праздники] 7. 31 Рождество Пресвятой Богородицы 7. 32 Введение во храм Пресвятой Богородицы 7. 33 Сретение Господне. 7. 34 Благовещение Пресвятой Богородицы. 7. 35 Успение Пресвятой Богородицы 7. 36 Покров Пресвятой Богородицы. 7. 37 Проповеди и размышления в честь Божией Матери 7. 38 Проповеди и размышления в честь икон Божией Матери 4 Проповеди и размышления на воскресные дни (недели по Пятидесятнице)]. 5 Проповеди и размышления в честь святых] 51 Проповеди и размышления в честь Небесных Сил бесплотных] 6 Проповеди и размышления Постной Триоди] 7. 61 Приготовительные недели к Великому Посту. 7. 611 Неделя о мытаре и фарисее 7. 612 Неделя о блудном сыне 7. 613 Неделя мясопустная 7. 614 Неделя сыропустная (Прощенное воскресение) 7. 62 Недели Святой Четыредесятницы. 7. 621 Первая седмица Великого Поста. 7. 622 Вторая седмица Великого Поста. 7. 623 Третья седмица Великого Поста. 7. 624 Четвертая седмица Великого Поста 7. 625 Пятая седмица Великого Поста 7. 626 Шестая седмица Великого Поста 7. 627 Проповеди и размышления за Пассией 7. 628 Проповеди и размышления Страстной седмицы 7. 629 Проповеди о покаянии и причащении 7. 7 Проповеди и размышления Цветной Триоди 7. 71 Светлое Христово Воскресение 7. 72 Светлая седмица 7. 73 Неделя вторая по Пасхе (о Фоме) 7. 74 Неделя третья по Пасхе (о святых женах Мироносицах) 7. 75 Неделя четвертая по Пасхе (о расслабленном) 7. 751 Преполовение Пятидесятницы. 7. 76 Неделя пятая по Пасхе (о самаряныне). 7. 77 Неделя шестая по Пасхе (о слепом)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Весьма уместным и своевременным, по совету батюшки Зосимы, будет отмечать православный женский день в Неделю святых жен-мироносиц. Он говорит в проповеди, произнесенной в этот день, следующее: «Сегодня женский день христианский, не какой-то сатанинский – 8 марта, а христианский пасхальный день. И кто праздновал 8 марта – бесновались, подарки принимали, поздравляли, – каяться на исповеди должны, что сатане какой-то... Клара Цеткин какая-то там, «хрюшка», выдумала этот день сатанинский бабьего поругания да Великого поста осквернения. Христианский женский день – пасхальный сегодняшний день. Мужики должны поздравлять женщин, подарочки дарить. Мужики приготовили что-нибудь бабенкам своим – бабенки с любовью должны принимать». 210 44 Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Седмица 6-я Великого поста. Память преподобной Марии Египетской. 1999 г. 46 Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Седмица 6-я Великого поста. Память преподобной Марии Египетской. 1999 г. 74 Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Великий Четверток. Проповедь перед литургией. 1997 г. 85 Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Великий Четверток. Проповедь перед литургией. 1997 г. 120 Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Неделя торжества Православия. 28 марта 1999 г. 145 Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Неделя Торжества Православия. 28 марта 1999 г. 147 Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Неделя 2-я Великого поста. Собор преподобных Киево-Печерских. 4 марта 1999 г. 154 Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Неделя Торжества Православия. 28 марта 1999 г. 159 Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Неделя Торжества Православия. 28 марта 1999 г. 163 Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев: В 2 т. Т. 1. А-0.– М.: ДАРЪ, 2009. С. 55. 174 Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Рождественского поста: Слово на Введение во храм Пресвятой богородицы. 4 декабря 1997 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1115. Как долго продолжается пасхальное время? Пасхальное время продолжается сорок дней. 1116. Каким пением и облачением ознаменовывается пасхальное время? При богослужениях пасхальное время ознаменовывается пением: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав», а также светлыми облачениями, по преимуществу белыми. 1117. Что предшествует пасхальному времени? Пасхальному времени предшествует Великий пост, во время которого мы должны подготовить себя к великому празднику Воскресения Христова. 1118. Как мы должны подготовить себя к великому празднику Воскресения Христова? Во время Великого поста мы должны готовиться к празднику Воскресения Христова молитвою, постом и принятием Святых Таин. 1119. Когда начинается Великий пост? Великий пост начинается с понедельника после Сыропустной недели. 1120. Почему эта неделя называется Сыропустной? Эта неделя называется сыропустной потому, что с понедельника после нее уже наступает совершенный пост. 1121. Как называется неделя перед Сыропустной? Неделя перед сыропустной называется Мясопустной, потому что с понедельника после этой недели запрещается вкушать мясо. 1122. Как называется неделя перед Мясопустной? Неделя перед мясопустной называется Неделей блудного сына, потому что во время Святой Литургии в Евангелии читается притча о блудном сыне, напоминающая нам, что и мы должны так же каяться, как покаялся блудный сын. 1123. Как называется неделя перед Неделей блудного сына? Неделя перед Неделей блудного сына называется Неделей мытаря и фарисея, потому что при Святой Литургии в Евангелии читается о мытаре и фарисее, чтобы все стремились последовать примеру кающегося мытаря и избегали гордости фарисея. 1124. Как называется время от Недели мытаря и фарисея до недели Сыропустной? Это время называется приготовлением к Великому посту. 1125. Как называется первая неделя Великого поста? Первая неделя Великого поста называется Неделей Православия, потому что в эту неделю совершается Торжество Святого Православия в память восстановления почитания икон в 842 году.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010