Некоторые из этих чтений были сознательно поставлены в конец цикла с тем расчетом, чтобы они были прочитаны в преддверии Великого поста (т.к. их содержание гармонирует с настроением подготовительного периода): это чтения о Закхее ( Лк. 94 -е зач.), притчи о мытаре и фарисее (89-е зач.) и блудном сыне (79-е зач.). Впоследствии Неделя с чтением Евангелия о Закхее так и осталась без особого богослужения (в настоящее время это зачало читается всегда в последнее воскресенье перед Неделей о мытаре и фарисее), зато другие два чтения стали фундаментом для особых служб предварительного периода. В первую очередь в IX веке была добавлена Неделя о блудном сыне , так как соответствующее евангельское чтение в наибольшей степени способствует формированию необходимого покаянного настроения. Поэтому некоторые сохранившиеся древнейшие Триоди начинаются с Недели о блудном сыне; точно так же Устав Великой церкви (IX в.) первым днем подвижного круга считает Неделю о блудном сыне, однако при этом именует ее «Неделей пред мясопустом» (κυριακ πρ τς πκρεω) s. 2] . Это означает, что на ранней стадии эта неделя еще не имела своего привычного современного названия. Неделя о мытаре и фарисее как особый богослужебный день появляется позже. В IX веке святитель Георгий Никомидийский составляет канон на тему притчи о мытаре и фарисее; в Типиконе патриарха Алексия Студита (отражает практику 2-й пол. X в.) эта неделя уже является первым днем периода Триоди. Однако некоторое время Неделя о мытаре и фарисее имела неустойчивое место в годичном круге богослужения. Так, в евангелистариях XI века иногда встречается указание вставлять в воскресный день между Неделями о мытаре и фарисее и блудном сыне зачало о хананеянке (Мф. зач. 62-е); лишь в евангелистариях XII века Неделя о мытаре и фарисее уже получает фиксированное место – перед Неделей о блудном сыне с. 23] . В заключение еще раз отметим, что мы проследили историю Недель о мытаре и фарисее и о блудном сыне в константинопольской традиции. В то же время в иерусалимской традиции аналогичные Недели появились гораздо раньше, но были включены в систему воскресных дней Великого поста: притча о блудном сыне читалась в Неделю 2-ю поста, а притча о мытаре и фарисее – в 3-е воскресенье поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Неделя первая Великого поста посвящена Торжеству Православия. Празднование это было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью. В этот день, после литургии, в храме совершается особый чин – чин торжества Православия. Этим чином Церковь анафематствует, то есть отлучает от единения с собой еретиков, врагов Православия, и славословит его защитников. Неделя вторая чествует память святителя Григория Паламы . Он известен как обличитель ереси Варлаама, отвергавшего православное учение о нетварном свете. Неделя третья Великого постаКрестопоклонная. На этой неделе прославляется святой Крест Господень. Для поклонения и духовного подкрепления проходящих подвиг поста Крест выносится из алтаря на середину храма. Открывающаяся за Крестопоклонной неделей седмица носит такое же название, а еще называется Средокрестной, поскольку в среду Великий пост достигает своей середины. Неделя четвертая Великого поста предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника , автора «Лествицы». В среду на пятой седмице совершается всенощное бдение с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской. По этой особенности она называется Андреевским стоянием, или стоянием Марии Египетской. В субботу этой же седмицы совершается пение акафиста Пресвятой Богородице, которое установлено в благодарность за избавление Ею Царьграда от врагов. Неделя пятая Великого поста посвящена прославлению подвигов преподобной Марии Египетской. Суббота перед праздником Входа Господня в Иерусалим именуется Лазаревой. В этот день вспоминается воскрешение праведного Лазаря, которое совершил Господь Иисус Христос в доказательство Своей Божественной силы и в знамение нашего воскресения. Лазарево воскрешение послужило поводом к осуждению Спасителя на смерть, поэтому с самых первых веков христианства установлено было совершать память этого великого чуда перед самой Страстной седмицей. Неделя шестая Великого поста называется «Неделей ваий», в просторечии – «вербным воскресеньем» (или Цветоносным), и празднуется «Вход Господень в Иерусалим». Ветви ваий (пальмовые ветви) у нас заменяются вербами, так как верба ранее других ветвей дает почку. Обычай употреблять вайи в это праздник имеет свое основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его как Победителя ада и смерти, держа в руках «знамение победы» – цветущие вербы с возжжеными свечами.

http://azbyka.ru/o-postax-i-trapezax

Разделы портала «Азбука веры» Великий пост в 2024 году 18 марта – 4 мая Оглавление Недели и особые дни поста: история и богослужение Неделя о мытаре и фарисее Самая поздняя по времени возникновения и утверждения в календаре из предварительных Недель Великого поста. Согласно константинопольскому Уставу, в воскресные дни от Недели по Воздвижении и до Великого поста читаются рядовые чтения из Евангелия от Луки. Некоторые из этих чтений были сознательно поставлены в конец цикла с тем расчетом, чтобы они были прочитаны в преддверии Великого поста (т.к. их содержание гармонирует с настроением подготовительного периода): это чтения о Закхее ( Лк. зач. 94е ), притчи о мытаре и фарисее ( 89е зач. ) и блудном сыне ( 79е зач. ). Впоследствии Неделя с чтением Евангелия о Закхее так и осталась без особого богослужения (в настоящее время это зачало читается всегда в последнее воскресенье перед Неделей о мытаре и фарисее), зато другие два чтения стали фундаментом для особых служб предварительного периода. Неделя о мытаре и фарисее появляется примерно в XXI вв., при этом первые сто лет ее положение как 4й Недели перед постом (если вести отсчет в обратном порядке) еще не было повсеместным (в евангелистариях XI века иногда встречается указание вставлять в воскресный день между Неделями о мытаре и фарисее и блудном сыне зачало о хананеянке — Мф. зач. 62е ); лишь в XII веке Неделя о мытаре и фарисее уже получает фиксированное место — перед Неделей о блудном сыне. Отмена поста в седмицу после Недели о мытаре и фарисее Принято считать, что пост в эту седмицу отменяется с целью обличения поста евангельского фарисея. Следует отметить, что этот смысл не был изначальным; правило отменять пост в эту седмицу появилось ранее, чем Неделя о мытаре и фарисее закрепилась на современном месте в календаре, и связано оно было с политикой противодействия влиянию армян-монофизитов. В Армянской церкви издревле существовал (и существует до сих пор) пятидневный пост, приходящийся на третью седмицу перед Великим постом (как раз седмица после Недели о мытаре и фарисее). Точных сведений о причинах и времени происхождения этого поста нет: армянская традиция возводит установление поста в IV веке к деятельности святителя Григория Великого , просветителя Армении, а несториане (которые также соблюдали этот пост) говорили, что пост был введен во 2й половине VI века вследствие эпидемии чумы как средство для умилостивления Бога. У армян пост получил название «араджаворац», что значит «передовой», то есть первый пост в календарном году. Этот пост соблюдается до сих пор.

http://azbyka.ru/velikiy-post

Аще високос: Рождество Христово в неделю. мясоястия 9 недель, и день. триодь починается февруария 12. мясопуст великий февруария 26. сыропуст марта 4. Вруцелето 7. Евдокии в четверток сырныя недели. 40 мученик в пяток 1 недели поста. Алексия в субботу 2 поста. благовещение в неделю 3 поста. пасха Христова априллиа 22. Георгия в понедельник светлыя недели. Иоанна богослова во вторник 3 по пасце. преполовение маиа 16. вознесение маиа 31. пятьдесятница иуниа 10. петров мясопуст иуниа 17. петрова поста неделя, и 4 дни. Петра в пяток. Столп Евангелиа починается, иуниа, Евангелие воскресное, починается, августа, Евангелие, починается, октовриа, Евангелие, починается, декемвриа, Евангелие, починается, февруариа, Евангелие, починается, марта, Евангелие, аще ли високос, марта, [ Ю ] Рождество Христово в неделю. мясоястия 9 недель, и день. триодь починается февруария 12. мясопуст великий февруария 26. сыропуст марта 5. Аще високос: Рождество Христово в субботу. мясоястия 9 недель, и 2 дни. триодь починается февруария 13. мясопуст февруария 27. сыропуст марта 5. Вруцелето 6. Евдокии в среду сырныя недели. 40 мученик в четверток 1 недели поста. Алексия в пяток 2 поста. благовещение в субботу 3 недели поста. пасха Христова априллиа 23. Георгия в неделю пасхи. Иоанна богослова в понедельник 3 по пасце. преполовение маиа 17. вознесение иуниа 1. пятьдесятница иуниа 11. петров мясопуст иуниа 18. петрова поста неделя, и 3 дни. Петра в четверток. Столп Евангелиа починается, иуниа, Евангелие воскресное, починается, августа, Евангелие, починается, октовриа, Евангелие, починается, декемвриа, Евангелие, починается, февруариа, Евангелие, починается, априллиа, Евангелие, аще ли високос, марта, [ ] Рождество Христово в субботу. мясоястия 9 недель, и 2 дни. триодь починается февруария 13. мясопуст февруария 27. сыропуст марта 6. Аще високос: Рождество Христово в пяток. мясоястия 9 недель, и 3 дни. триодь починается февруария 14. мясопуст великий февруария 28. сыропуст марта 6. Вруцелето 5. Евдокии во вторник сырныя недели. 40 мученик в среду 1 недели поста. Алексия в четверток 2 недели поста. благовещение в пяток 3 недели поста. Георгия в субботу великую. пасха Христова априллиа 24. Иоанна богослова в неделю 3 по пасце. преполовение маиа 18. вознесение иуниа 2. пятьдесятница иуниа 12. петров мясопуст иуниа 19. петрова поста неделя, и 2 дни. Петра в среду.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В неделю перед 28 июля — Собор Смоленских святых (перед празднованием Смоленской иконе Пресвятой Богородицы). Установлен по благословению Патриарха Пимена в 1984 г. при архиепископе Смоленском и Вяземском Феодосии 8 . Тропарь и кондак составлены иеромонахом Феофилактом (Моисеевым). Список имён — Минея Июль. Ч. 3. М., 1988. 28 августа — Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Дальних пещерах. Начало соборного почитания относится к концу XVIII в. Соборное празднование установлено, вероятно, в XVIII в. Служба впервые была напечатана в “Печерской минее”. Список имён — Минея Август. М., 1988. Ч. 3. Минея Февраль. С. 768–770. Рассмотрим теперь список соборных празднований святым по хронологии: Ок. 1549 — святые, прославленные на Соборах 1547 и 1549 гг. (16 июля) Ок. 1549 — XVII — Новгородские святители (4 октября, 10 февраля) 1596 — Московские святители (5 октября) 1607 — Великопермские святители (29 января) Кон. XVII–XVIII — Киево-Печерские преподобные, в Ближних пещерах почивающие (28 сентября) Кон. XVII–XVIII — Киево-Печерские преподобные, в Дальних пещерах почивающие (28 августа) Кон. XVII–XVIII — Киево-Печерские преподобные и все святые, в Малой России просиявшие (2-я неделя Великого поста) Ок. 1809 — Афонские преподобные (2-я неделя по Пятидесятнице) XIX — Новоявленные мученики Христовы, по взятии Царяграда пострадавшие (3-я неделя по Пятидесятнице) Ок. 1831 — Новгородские святые (3-я неделя по Пятидесятнице) 1831 — Волынские святые (10 октября) 1841 — Вологодские святые (3-я неделя по Пятидесятнице) 1918 — Все святые, в земле Российской просиявшие (2-я неделя по Пятидесятнице) 1964 — Ростово-Ярославские святые (23 мая) 1974 — Карельские святые (21 мая) Сер. 1970 — Болгарские святые (2-я неделя по Пятидесятнице) 1979 — Тверские святые (1-е воскресение после 29 июня) 1981 — Радонежские святые (6 июля) 1981 — Костромские святые (23 июля) 1982 — Владимирские святые (23 июня) 1984 — Белорусские святые (3-я неделя по Пятидесятнице) 1984 — Сибирские святые (10 июня)

http://pravmir.ru/gimnograficheskaya-dey...

    1115. Как долго продолжается пасхальное время?    Пасхальное время продолжается сорок дней.     1116. Каким пением и облачением ознаменовывается пасхальное время?    При богослужениях пасхальное время ознаменовывается пением: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав», а также светлыми облачениями, по преимуществу белыми.     1117. Что предшествует пасхальному времени?    Пасхальному времени предшествует Великий пост, во время которого мы должны подготовить себя к великому празднику Воскресения Христова.     1118. Как мы должны подготовить себя к великому празднику Воскресения Христова?    Во время Великого поста мы должны готовиться к празднику Воскресения Христова молитвою, постом и принятием Святых Таин.     1119. Когда начинается Великий пост?    Великий пост начинается с понедельника после Сыропустной недели.     1120. Почему эта неделя называется Сыропустной?    Эта неделя называется сыропустной потому, что с понедельника после нее уже наступает совершенный пост.     1121. Как называется неделя перед Сыропустной?    Неделя перед сыропустной называется Мясопустной, потому что с понедельника после этой недели запрещается вкушать мясо.     1122. Как называется неделя перед Мясопустной?    Неделя перед мясопустной называется Неделей блудного сына, потому что во время Святой Литургии в Евангелии читается притча о блудном сыне, напоминающая нам, что и мы должны так же каяться, как покаялся блудный сын.     1123. Как называется неделя перед Неделей блудного сына?    Неделя перед Неделей блудного сына называется Неделей мытаря и фарисея, потому что при Святой Литургии в Евангелии читается о мытаре и фарисее, чтобы все стремились последовать примеру кающегося мытаря и избегали гордости фарисея.     1124. Как называется время от Недели мытаря и фарисея до недели Сыропустной?    Это время называется приготовлением к Великому посту.     1125. Как называется первая неделя Великого поста?    Первая неделя Великого поста называется Неделей Православия, потому что в эту неделю совершается Торжество Святого Православия в память восстановления почитания икон в 842 году.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Можем ли мы, православные христиане, иметь хотя бы тень, хотя бы мгновение скорби от тех бед, которые разрешаются над землей в течение многих и многих веков?! Да, все эти беды – это знаки милосердия Божия, напоминание нам о том, что мы вдруг потеряли чувство этой общности и того огромного богатства благодати, которое изливается человеку, находящемуся в общении с Богом и пребывающему в Церкви. Вот об этом, братья и сестры, не нужно много говорить, и чем короче, тем лучше, – чтобы каждый из нас осознал и понес в Церкви во всю оставшуюся жизнь: какое великое сокровище, какое неиссякающее богатство, какая сила Божия принадлежит всем тем, кто держится за край ризы Господней. «Все мое – твое!» Итак, братья и сестры, возблагодарим Господа, что Он привел нас во Святую Православную Церковь, одарив нас бесчисленными благодеяниями, и главное – общением с Ним, единством с Ним, ибо все, что Господь имеет, Он отдал человеку через святую Православную Церковь. Аминь. 28 февраля 2000 года XV. Слово во II неделю Великого поста Сегодня, братья и сестры, мы вступаем в третью седмицу, совершая службу второй недели Святого Великого поста, в приготовлении, в ожидании Великого светлого праздника Святого Воскресения Христова, Пасхи. Пять недель готовит нас Святая Церковь к вступлению в Святой Великий пост. Шесть недель продолжается Святой Великий Пост, Четыредесятница, и отдельно – седмица Страстей Христовых, для того, чтобы достойно приготовиться к встрече Светлого Пасхального дня Воскресения. Много раз говорили мы о том, что наша церковная жизнь – это беспрерывное обучение таинству веры, это школа, глубоко продуманная опытом Церкви на протяжении многих и многих веков. Напомню: пятая неделя до начала Поста – вспоминается дарование зрения слепорожденному, – называется Неделя о слепом. Затем идет Неделя о Закхее, в которую говорится о евангельском повествовании: как некий начальник сбора налогов, Закхей, мытарь, старший в городе Иерихоне чиновник, пренебрегши своим ростом и возрастом, вместе с детьми влез на дерево, чтобы издали хотя бы увидеть Христа. И Христос даровал ему прощение и оставление грехов, сказав: «Ныне спасение дому сему» (См.: Лк.19:1–10 ) . Затем неделя, где прочитывается притча Господа о мытаре и фарисее (См.: Лк.18:10–14 ) , неделя смирения и порицания гордости. Следующее воскресенье – Неделя о блудном сыне (См.: Лк.21:12–19 ) , когда говорится о том, что заблудший, неразумный младший сын, оставив дом отчий, потратив все свое имение, данное ему отцом наперед, не по завещанию, а по просьбе сына, сказавшего: «Дай мне то, что мне все равно принадлежит, и я истрачу так, как я хочу». Истратил и начал лишаться, и в отчаянии своем вспомнил о доме отчем… И наконец, последнее приготовление – неделя о Страшном Суде, когда подвергает себя человек суровому внутреннему испытанию, каким придет он к святому Великому посту. Вот так последовательно, шаг за шагом готовит нас Святая Церковь.

http://azbyka.ru/propovedi/chem-noch-tem...

Таким образом, ныне не известно, где хранятся эти «тетради» и хранится ли оне в целости. Но содержание вопросов об Епифание, имевшихся в этих «тетрадях», отчасти передается в рассматриваемом нами документе. Григорий Яковлев, допрошенный в Министерской Канцелярии, показал, что он родился в слободе Городце, Волохонского уезда, Нижегородской губернии, там и женился, будучи венчан в православной церкви. Впоследствии Григорий Яковлев «перешел в раскол». «Согласия в расколе он, Яковлев, диакона Александра, жившего на Керженце», которого он, Яковлев, не раз там видал. В 1719 году Яковлев переселился в Стародубскую слободу Еленку. Живя здесь, он исповедовался за границею, в слободе Борской, у иеромонаха Иоасафа, который служил в часовне. Иногда Иоасаф приезжал в слободу Еленку и здесь причащал раскольников «запасными дарами». «А где он, иеромонах, те дары взял, он, Яковлев, не ведает». Яковлеву была предъявлена «тетрадь», касающаяся Епифания. Оказалось, что «тетрадь явилась в четверть; в ней писаны вопросы, во сте пунктах, во-первых о каждении кадилом и о кроплении водою, а потом о крестных знамениях, да о поставлении раскольнического мнимого епископа Епифания; всего в той тетради писанных семнадцать листов», о Епифании здесь было сказано, что он поставлен в «чужой епархии», именно в Молдавии, и это было поставлено раскольниками ему, Епифанию, в вину. Потом добавлялось, что Епифаний «живал за границею польской, в слободе Ветке, в монастыре, а от того был взят командой полковника Сытина, и отослан в Киев, где и умре». Яковлев при этом показал, что «оные вопросы он, Яковлев, списывал с готовых вопросов у вышедшего из заграницы польской великороссийского человека Михаила Григорьева, который ныне живет в раскольнической слободе Еленке; а где он, Григорьев, те вопросы взял: сам ли он их сочинил, или где списал, про то он, Яковлев, не ведает. И по списании, те его, Григорьевы, вопросы отдал ему, Григорьеву, обратно. А списывал он, Яковлев, те вопросы для ведения себе, а потом, – тому ныне четвертый год, – отдал слободы Воронка жителю Козме Иванову, сыну Соснину, для подания вышеписанного епископа Епифаниева поставления попу Семену Калинину, который поп поставлен от тыего Епифания на Ветке, – и не знаемо, почему жительство имел в слободе Воронке, о котором попе и он, Соснин, был не без сумнения ж, – чтобы он, поп, написал на те вопросы ответ: не имеет ли он в себе против тех вопросов какого мудрования, о чем у Вылевских заграничных жителей с Ветковским монастырем до высылки из-за границы в Россию имелась быть распря, ибо и он, Яковлев, помянутых епископа Епифания потому ж, что подлинноль он в епископа поставлен, к томуж и не в своей епархии, за епископа не признавал; а попа Симеона, яко от сумнительного епископа поставленного, за действительного священника признавать сумнителен, и вышеписанный Козма Соснин после объявил ему, Яковлеву, что те вопросы помянутому попу Семену в слободе Воронке он сам отдал, а росписки ж он, поп, ему, Козме, никакой не дал.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

III. Храм св. Василия Кесарийского до 1688 года Храм деревянный, первоначально сооруженный в нашей Тверской-Ямской слободе, был построен как и другие деревянные наши храмы – ,,клетцки“, т.е. как клеть или изба, (с небольшим прирубом для алтаря, и папертью), с малой главой вверху. Такой тип постройки, как нельзя более соответствовала древнему типу храмов Тверских, Новгородских и Псковских. Первыя наиболее ранние и ясные известия о храме Св. Василия Кесарийского, – содержащиеся в письменных памятниках, относятся лиш к началу XVII ст.: В Московском отделении Общего Архива Министерства Императорского Двора имеется рукописное описание местностей, домов и дворов г. Москвы от 1620–1621 гг.: в нем – в Тверской-Ямской слободе значится храм во имя Василия Кесарийского с примыкающим к нему кладбищем, дворами причта, просфорницы, – живущими на „церковной“ и „поповской“ земле „бобылями“ 29 и дворами ямщиков 30 . В делах преждебывших патриарших приказов, касающихся платежа дани в патриаршую казну 31 , церковь „Василия Кесарийского за Тверскими вороты, в Ямской слободе“ упоминается в первый раз под годом 1625 32 . Въ этом году 33 с нашей церкви платилось дани 22 алтына 34 . Далее, в Писцовой книге (в делах Патриаршего приказа) 136 (1628) г. мы находим следующее описание нашей церкви, дворов и слободы при ней: „в Московской Тверской-Ямской слободе церковь Василия Великого Кесарийского древяна клетцки, а в церкви: образы и книги и на колокольнице колокола и всякое церковное строение мирское; у церкви на мирской земле: во дворе поп Федоров, во дворе церковной дьячек Ивашко Яковлев, в келье просфорница Авдотьица, в келье пономарь Трофимко Афанасьев, да на церковной земле 12 келий бобыльских, церковных людей в них тоже; пашни церковной пахатной 2 четверти 35 , а данье Ямской Тверской слободы охотничьевой и государевой земли. Да в Тверской слободе двор прикащиков, да 60 дворов ямских охотников, людей в них 230 челов.“ (Пис. кн. 265 и 690) 36 . Тоже описание и с некоторыми дополнениями находится еще в сохранившейся до нашего времени от 1637 года копии с наказа, данного при царе Михаиле Федоровиче с повелением сделать перепись домов и земли в Тверской-Ямской слободе 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Москва. Церковь Никиты мученика (Владимирской иконы Божией Матери) в Старой Басманной слободе. Церковь Никиты в Старой Басманной слободе Карта и ближайшие объекты Храм великомученика Никиты, что в Старой Басманной слободе, ранее именовался церковью во имя иконы Владимирской Божией Матери. В церкви придел во имя Святого Никиты великомученика. Построен в 1517 году великим князем Василием Иоанновичем. По преданию, Василий Иоаннович провожал до этого места принесенные из Владимира святые иконы. Потому с этого года и в плоть до 1683 года был сюда крестный ход. Когда старая церковь обветшала, ее перестроили в 1751 году. Архитектор Д.В. Ухтомский, который строил и церковь святителя Алексия, митрополита Московского, на Таганке. Связавшая храм и колокольню трапезная включила в себя стены находившегося на этом месте храма старой постройки. Выполнен в стиле барокко. Большие окна украшены живописными наличниками. Приписан к Богоявленскому собору в Елохове. Был закрыт в 1933 году. Использовался как общежитие. В 1994 году отреставрирован. Древнейшая московская церковь, основанная Василием III предположительно в 1518 году, первоначально была деревянной, освящена во имя иконы Владимирской Божьей Матери. Первый каменный храм, построенный на месте деревянной церкви, был возведен в 1685 году и простоял до середины XVIII века. В отстроенном храме придел освятили в честь Никиты Мученика. Строительство храма, сохранившегося до наших дней, иногда связывают с Петром I. В 1728 году на Новой Басманной улице в Капитановой слободе по чертежам самого Петра I был возведен новый храм Петра и Павла. Контраст между Петропавловским храмом на Новой Басманной и Никитской церковью на Старой оказался слишком разителен. Пострадавший во время пожара 1737 года Никитский храм жители слободы решили перестроить. Барочный храм великомученика Никиты в Старой Басманной слободе был возведен в 1745-1751 гг. на средства купцов А. Бабушкина, И. Кириллова, И. Рыбникова, В. Прохорова и др. Церковь освящена в 1751 году, главный престол - во имя иконы Владимирской Божьей Матери, придел - во имя Никиты Мученика, по которому и названа Никитской. Второй придел по просьбе купцов, на чьи пожертвования возводился храм, в честь Рождества Иоанна Предтечи. Архитектор Д.В. Ухтомский (по другим данным А. Евлашев или К. Бланк), по проекту которого был построен храм, задействовал в постройке старые стены храма, а из бывшей церкви устроил трапезную с двумя приделами, тем самым сохранив постройку XVII века. Новый храм в стиле елизаветинского барокко был возведен с восточной стороны, колокольня - с западной.

http://sobory.ru/article/?object=01882

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010