До 1917 года в Русской Церкви существовала практика сугубых постов, временно устанавливаемых церковными властями. Случалось это во время нашествия иноплеменников, при стихийных бедствиях, в дни губительных эпидемий. Сплошные седмицы В православном календаре есть так называемые сплошные седмицы, когда пост в среду и пятницу отменяется. Обычно сплошные седмицы бывают либо перед одним из многодневных постов, либо после него. Слово «седмица» в данном случае не означает буквально «неделя», поскольку Святки (Святые дни) после праздника Рождества Христова длятся 11 дней. Сплошные седмицы в порядке богослужебного года следующие. 1 . Святки, продолжающиеся от дня Рождества Христова, 7 января, до дня, предшествующего Крещенскому сочельнику – 17 января (включительно). 2 . Седмица Мытаря и фарисея – за четырнадцать дней до начала Великого поста. 3 . Сырная седмица (масленица) – неделя перед Великим постом 5 . 4 . Светлая (Пасхальная) седмица – неделя после Воскресения Христова. 5 . Троицкая седмица – неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом). Степени поста Различия в строгости воздержания в те или иные дни позволяет говорить о существовании пяти степеней поста. 1 . Разрешение на употребление в пищу рыбы 6 . 2 . Разрешение на вареную с растительным маслом пищу. 3 . Разрешение на вареную пищу без масла. 4 . Сухоядение 7 – разрешение на вкушение только невареной растительной пищи без растительного масла. 5 . Полное воздержание от пищи. Кроме того, в масляную (или сырную) седмицу существует как бы предуготовительная к посту степень воздержания, когда разрешается употреблять в пищу все продукты, исключая мясо. При наличии строгих и определенных предписаний Устава, такие правила поста могут быть ослаблены для некоторых категорий христиан. 1 . Для больных. 2 . Для младенцев. 3 . Для беременных и кормящих грудью матерей. 4 . Для людей, занятых тяжелым физическим трудом. 5 . Для заключенных. 6 . Для путешествующих. 7 . Для престарелых. Церковь в этих случаях не требует строгого исполнения всех указаний Устава, поскольку цель поста – не умертвить тело физически, но уничтожить либо ослабить укоренившиеся в человеке страсти и греховные привычки. Святитель Московский Филарет говорит, что в случае болезни «немощь сама собою доставляет то, что ищется посредством поста, то есть укрощение чувственности и бездействие плотских страстей. И, следовательно, для немощного не то нужно, чтобы усмирять плоть постом, а чтобы тело поддерживать питанием и врачеванием, дабы оно не сделалось вовсе неспособным служить душе».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Церковь знает, что человек призван каяться постоянно, покаянный дух должен быть у него всегда, но для тех, кто не способен все воспринять и исполнить сразу, она, чтобы было легче, создает особенные условия, особый настрой. – Какие периоды Великого поста можно выделить особо? – Как мы знаем, особенно выделяется первая неделя поста, потом, посредине, Крестопоклонная и в самом конце – Страстная седмица. Вот когда надо особенно усилить подвиг. Верующим во время поста нужно как можно чаще, даже еженедельно приступать к Таинствам Покаяния и Причащения. Ведь отказываясь от телесной пищи, мы должны питаться духовно. Мы для того ослабляем тело, чтобы освободить душу, чтобы она принесла покаяние, которое является основным содержанием поста и всех его песнопений. Конечно, Церковь вкладывает в определенные дни поста и иные смыслы, которые нам полезно искать и находить. Так каждое воскресенье Святой Четыредесятницы посвящено чему-то важному. Первая неделя Великого поста – Торжество Православия. Этот праздник утвержден в честь восстановление иконопочитания. Икона – это образ. Но ведь и человек есть образ Божий, который мы должны почитать. Задача наша – восстановить в себе тот первообраз, который заложен в каждом из нас. Во второе воскресенье Великого поста мы празднуем память святителя Григория Паламы, который учил о нетварном Фаворском свете, о Божественной энергии, которая достигает человека. Так мы вспоминаем о том, что Преображение Господне произошло незадолго до страданий Спасителя и понимаем, что пост – это путь к преображению человека. Третья, Крестопоклонная неделя Великого поста напоминает о несении креста. В четвертую неделю Церковь чтит память святого Иоанна Лествичника, автора « Лествицы ». Каждый наш пост, каждый подвиг человека – одна из ступенек лестницы духовного восхождения к Богу. Пятая неделя – день памяти преподобной Марии Египетской, чей образ напоминает нам о том, что никакие грехи не встанут препятствием между Богом и человеком, если он искренне в них раскается. От какой глубины падения на какую высоту взошла преподобная Мария Египетская!

http://pravmir.ru/velikaya-vesna-cerkovn...

Евангелие, аще ли високос, марта, [ М ] Рождество Христово в пяток. мясоястия 6 недель, и 3 дни. триодь починается ианнуария 24. мясопуст февруария 7. неделя сыропустная февруария 14. Аще високос: Рождество Христово в четверток. мясоястия 6 недель, и 4 дни. триодь починается ианнуария 25. мясопуст великий февруария 8. сыропуст февруария 15. Вруцелето 4. Евдокии в понедельник 3 недели поста. 40 мученик во вторник 4 недели поста. Алексия в среду 5 недели поста. благовещение в четверток 6 недели поста. пасха Христова априллиа 4. Георгия в пяток 3 недели по пасце. преполовение априллиа 28. Иоанна богослова в субботу 5 недели по пасце. вознесение маиа 13. пятьдесятница маиа 23. петров мясопуст маиа 30. петрова поста 4 недели, и день. Петра во вторник. Столп Евангелиа починается, иуниа, Евангелие воскресное, починается, августа, Евангелие, починается, септемвриа, Евангелие, починается, ноемвриа, Евангелие, починается, ианнуариа, Евангелие, починается, марта, Евангелие, аще ли високос, марта, [ Н ] Рождество Христово в четверток. мясоястия 6 недель, и 4 дни. триодь починается ианнуария 25. мясопуст февруария 8. неделя сыропустная февруария 15. Аще високос: Рождество Христово в среду. мясоястия 6 недель, и 5 дней. триодь починается ианнуария 26. мясопуст великий февруария 9. неделя сыропустная февруария 16. Вруцелето 3. Евдокии в неделю 2 поста. 40 мученик в понедельник 4 недели поста. Алексия во вторник 5 недели поста. благовещение в среду 6 недели поста. пасха Христова априллиа 5. Георгия в четверток 3 недели по пасце. преполовение априллиа 29. Иоанна богослова в пяток 5 недели по пасце. вознесение маиа 14. пятьдесятница маиа 24. петров мясопуст маиа 31. петрова поста 4 недели. Петра в понедельник. Столп Евангелиа починается, иуниа, Евангелие воскресное, починается, августа, Евангелие, починается, септемвриа, Евангелие, починается, ноемвриа, Евангелие, починается, ианнуариа, Евангелие, починается, марта, Евангелие, аще ли високос, марта, [ О ] Рождество Христово в среду. мясоястия 6 недель, и 5 дней. триодь починается ианнуария 26. мясопуст февруария 9. сыропуст февруария 16.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Седмицы Великого Поста: история происхождения и важные даты Седмицы Великого Поста в 2024 году: важные даты и календарь церковных праздников 28 декабря, 2013 Седмицы Великого Поста в 2024 году: важные даты и календарь церковных праздников Начался Великий Пост. Время, которое Церковь предлагает провести в углубленной, покаянной молитве. Определенные ограничения накладываются в Пост и на продукты питания. Как питаться во время седмиц Великого Поста, составить календарь важных церковных дат и не ошибиться? Мы составили рекомендации для тех, кто планирует придерживаться Поста. Содержание статьи Седмицы Великого поста Христиане вступают в Великий Пост с целью духовного очищения, поэтому воспринимать пост как диету — неправильно. Тем не менее, существуют общие правила питания в Великий Пост. В эти дни не рекомендуется есть пищу животного происхождения: мясо, яйца, молочные продукты. В праздники Вербного Воскресения и Благовещения Пресвятой Богородицы допускается употребление рыбы. Другие морепродукты также не входят в число запретных. Традиции поста Существует определенный церковный устав. В Великий Пост в 2024 году стоит не только составить календарь питания, но и знать традиции поста: Седмицы Великого Поста в 2024 году «Неделей» в церковном календаре называется начало воскресного дня. Поэтому, согласно церковному календарю, «Неделя Крестопоклонная»  — это третье воскресенье Великого Поста и седмица, которая шла до этого воскресенья. Первая Седмица Великого поста (18 марта — 24 марта) Отличается особой строгостью. Первые два дня рекомендуется совсем отказываться от вкушения пищи. В первые четыре дня Поста на Великом поверий будут читать канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». В пятницу первой седмицы  освящают «коливо» (отваренную с медом пшеницу) в память Св. Великомученика Феодора Тирона, который помогал христианам сохранить традиции Поста. Известно, что византийский император, Юлиан Отступник, в 362 году приказалокропить кровью идоложертвенных животных все запасы еды в Антиоксии. Но Св. Великомученик Феодор Тирон, который погиб в 306 году за Христову Веру, явился в сновидении антиохийскому епископу Евдоксию, открыл ему распоряжение Юлиана и приказал в течение ближайшей недели питаться коливом. Вторая Седмица Великого поста (5 — 11 марта)

http://pravmir.ru/sedmitsyi-velikogo-pos...

В благодарственной заамвонной молитве священник от лица всех благодарит Бога за то, что Он пришел к нам в виде дара и дал нам возможность не жить дальше на Земле как раньше, а сделать попытку изменить свою судьбу. Потому что, как я уже говорил, евхаристия — это благодарение. А за что благодарим? За то, что Боженька пришел к нам и дал возможность дальше шагать не в этом времени, а в Вечности. Мы никогда не будем заслуживать того, что Бог пришел к нам. Но у нас есть возможность ощутить смысл и благодарность Богу за то, что Он пришел… Благодарность Богу — главное, что есть внутри нас Евхариста — это благодарение. И если ты не благодаришь Бога за то, что Он пришел, то твое стояние на службе, твое мучение, которым ты, казалось бы, заслуживаешь какой-то свой заработок, оно напрасно. А где же благодарение? В чем тогда смысл пребывания на службе? Я хочу, чтобы вы осознали и все время помнили, что благодарность Богу всегда должна быть внутри вас, потому что, когда вы причастились, Бог становится с вами, и Царство Божие внутри вас есть… Царство Божие внутри вас есть! Вот и все. И если оно будет внутри вас разрастаться, как семечко, которое посажено в вас, то и весь мир станет Божьим. А не будет этой благодарности — не будет и смысла, значит, будет вертухай, который стреляет над головой и заставляет ходить на задних лапках. Проблема в том, чтобы любить Бога, даже если кому-то кажется, что не надо. Так что — с Богом! Служение Великого поста — исповедание Бога как смысла существования Когда меня спрашивают, в чем суть служения Великого Поста я отвечаю: «В исповедании Бога как смысла существования…» Из чего состоит служение Великого Поста? Первая неделя — торжество Православия: мы — инакие, не такие, как все. Вторая неделя — Григория Паламы : это Фаворский свет, то, что Запад не принял, и зря. Это так важно!.. Третья неделяКреста Христова или Крестопоклонная неделя. Четвертая неделя — это неделя Иоанна Лествичника , который ввел «лествицу духовную». Что получается? Сначала человек исповедался, а потом, если его благодать не осенила, что ему делать дальше? Благодать осенила — это еще не Фаворский свет.

http://azbyka.ru/fiction/zachem-ty-est-s...

Н.И. Державин Посты Посты установлены Церковью для поддержания в человеке духовных сил, столь необходимых в деле спасения души. Они предшествуют наиболее значительным праздникам не только потому, чтобы лучше подготовить нас к их встрече. Можно сказать, что пост – это духовный путь, цель которого – совершенствование души. Во время постов христиане отказываются от различных видов пищи, от многих развлечений. Но пост – это не просто некоторое количество формальных запретов и тем более пост не имеет ничего общего с диетой и разгрузкой организма. Прежде всего пост – это проявление любви к Богу, жертва Ему, а также средство покорения тела душе. Это время покаяния, усиленной молитвы; это особое состояние духа, ума и души. Пост призван «смягчить» сердце, чтобы оно смогло воспринять духовные реальности. По своей продолжительности посты бывают многодневные и однодневные. Великий пост Самый главный и строгий постВеликий (Святая Четыредесятница). Великий пост настолько отличается от всех других постов, что Церковь постепенно подготавливает людей ко вступлению в него. Церковь знает, насколько сложно перейти от одного духовного состояния к другому. Поэтому Великому посту предшествуют четыре подготовительные недели 78 . Воскресные дни этих недель посвящены воспоминанию евангельских притчей и событий, давших название этим неделям («неделя» здесь – в значении «воскресенье»): Неделя о мытаре и фарисее; Неделя о блудном сыне; Неделя мясопустная (после которой наступает Масленица, или Сырная седмица, когда мясо уже запрещено, но молочное еще можно вкушать); Неделя сыропустная, или Адамово изгнание, или Неделя о Страшном Суде, или Прощеное воскресенье (в этот день все в храме просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост , время особого покаяния, помирившись со всеми). Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и длится сорок дней, после чего наступает Страстная седмица, а затем Пасха. Самые строгие недели Великого поста – первая, четвертая и Страстная. Время Святой Четыредесятницы совершенно особое. Службы Великого поста продолжительны, они отличаются покаянно-сосредоточенным молитвенным настроением. Мы как будто попадаем в такое место, куда не достигают повседневные заботы, тревоги, суета, все то, что обычно наполняет человеческую жизнь. Здесь все это теряет значение. Но, вступая в «светлую печаль» поста, мы уже видим конец пути. Этот конец и цель – радость Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Д.В. Дементьев Неделя третья Великого поста: Крестопоклонная неделя На службе Крестопоклонной Недели Святая Церковь прославляет Святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя. На середину храма для поклонения выносят Святой Крест, поэтому и сама неделя называется Крестопоклонною. В пятницу, по окончании часов и после поклонения, Крест благоговейно и торжественно препровождается в алтарь. Святая Церковь предлагает Святой Крест для духовного подкрепления проходящих подвиг поста, подобно тому как пища, питье и отдых служат для телесного подкрепления. Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Средоточив в богослужении предыдущих недель, особенно первой, все самое строгое и скорбное, что может устрашить грешника, и растрогать, кажется, самое окаменелое человеческое сердце, – теперь, в середине Великого поста, Святая Церковь предлагает утешение и ободрение, – Святой Крест; ибо ничто не может так утешить и ободрить ослабевшего духом христианина, как представление бесконечной Божественной любви Спасителя, предавшего себя на крестный подвиг ради нашего спасения. Чтобы воодушевить нас к терпению в подвигах благочестия, Святая Церковь в этот день напоминает нам о приближающейся Пасхе, воспевая в тропарях канона Святой Крест, и страдания на нем Спасителя, и радостное Его воскресение. Закон Божий ПЕСНОПЕНИЯ В КРЕСТОПОКЛОННУЮ НЕДЕЛЮ Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивные даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. «Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победу над врагами даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ». Тропарь Кресту, глас 1 Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. Тропарь пророчества на 6-ом часе, глас 6 Пост преполовивше, дерзаим духом на грядущее юношески, благотекующе с Богом, яко да и пасху радостно узрим Христу воскресшу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/chteni...

В субботы 2–ую, 3–ю и 4–ую Великого поста совершается заупокойная служба с поминовением усопших. Но если в одну из этих суббот придется праздник Предтечев 24 февраля, или 40 мучеников 9 марта, или Благовещения 25 марта или храмовой праздник, заупокойная служба отменяется. Вторая неделя Великого поста Во вторую неделю Великого поста празднуется память св. Григория Паламы, архиепископа Фессалонитскаго, который против еретика Варлаама защитил учение о божественности благодатного света, которым просиял Господь на Фаворе, и который озаряет человека в результате усиленного подвига молитвы и поста. Это, так сказать, праздник торжества православного подвижничества над рационалистическими лжеучениями, отвергающими значение постного подвига. Крестопоклонная неделя В третью неделю Великого поста совершается служба в честь Креста Господня, который на всенощном бдении, после Великого славословия, торжественно износится на середину храма для поклонения, отчего не только эта неделя то есть воскресный день, но и вся следующая за ней седмица, носит название Крестопоклонной. Крест износится в середине поста для ободрения и укрепления духовных сил постящихся в напоминание о страстях Господних, подъятых нашего ради спасения и о последовавшем за ними преславном воскресении Господа из мертвых, почему, прославляя Крест Господень, Церковь поет: Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим. Изнесение Креста происходит точно так же, как на праздник Воздвижения, но не бывает самого воздвижения, а только одно поклонение Кресту с пением: « Кресту Твоему». Это поклонение Кресту повторяется также в понедельник и среду следующей Крестопоклонной седмицы на 1–ом часе, вместо пения: « Стопы моя направи по словеси Твоему…» и в пятницу по отпусте всех часов, когда, по целовании Креста, он относится в алтарь. При поклонении Кресту поются всегда стихиры: « Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся…» В течение всей этой седмицы в богослужебных песнопениях прославляется Крест Господень. В среду и пяток сей седмицы служба по Триоди, а рядовому святому из Минеи, вычитываем на Повечерии. Четвертая неделя Великого поста

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

суббота 3 великого поста Прокимен и Аллилуия дня и за упокой. Зачало 325 и за упокой зачало 270. неделя 3 великого поста Прокимен, глас 6 Спаси, Господи, народ Твой/и благослови наследие Твоё. Стих: К Тебе, Господи, я воззову. Боже мой, не промолчи, презрев меня. Пс 27:9, 1а Зачало 311а. Аллилуия, глас 8 Стих: Вспомни сонм Твой, который Ты приобрёл от начала. Стих: Бог же, Царь наш прежде века, соделал спасение посреди земли. Пс 73, 2а, 12 суббота 4 великого поста Прокимен и Аллилуия дня и за упокой. Зачало 313 и за упокой зачало 163. неделя 4 великого поста Прокимен гласа и святому прокимен, глас 7 Восхвалятся святые во славе и возрадуются на ложах своих. Пс 149:5 Зачало 314 и святому зачало 229. Аллилуия гласа. Аллилуия святому Стих: Насаждённые в доме Господнем во дворах Бога нашего расцветут. Пс 91:14 суббота 5 великого поста Прокимен, глас 3, Песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало 322 и Богородице зачало 320. Аллилуия, глас 8 Стих: Восстань, Господи, войди в покой Твой, Ты и ковчег святыни Твоей. Стих: Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его. Пс 131:8, 1 неделя 5 великого поста Прокимен гласа и преподобной, прокимен, глас 4 Дивен Бог во святых Своих; Бог Израилев. Пс 67:36а Зачало 321б и преподобной зачало 208а. Аллилуия гласа. суббота 6 великого поста, лазарева Прокимен, глас 3 Господь — просвещение моё и Спаситель мой:/кого убоюсь? Стих: Господь — защитник жизни моей: от кого устрашусь? Пс 26:1 Зачало 333б. Аллилуия, глас 5 Стих: Господь воцарился, благолепием облёкся. Стих: Ибо Он утвердил вселенную, и она не поколеблется. Пс 92:1а, 1в неделя ваий Прокимен, глас 4 Благословен Грядущий во имя Господне;/Бог — Господь, и Он явился нам. Стих: Прославляйте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Пс 117:26а, 27а, 1 Зачало 247. Аллилуия, глас 1 Стих: Воспойте Господу песнь новую, ибо дивное сотворил Господь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

43. Неделя о блудном сыне и Сретение Господне 44. Неделя св. Жен Мироносиц 45. Шестая неделя по Пасхе — о слепом 46. Вознесение Господне 47. Вознесение Господне 48. О святых Апостолах 49. Неделя всех святых 50. Преображение Господне 51. Успение Пресвятой Богородицы 52. Покров Пресвятой Богородицы 53. О Богослужении 54. О жизни в богослужении и о приобщении к Вечности 55. О чтении и разумении Св. Писания 56. Слово о Церкви, как Теле Христовом Первая проповедь Суббота вечер 1-й недели Вторая проповедь Воскресенье вечер 1-й недели Третья проповедь Воскресенье вечер 2-й недели Великого Поста. Четвертая проповедь Суббота 3-й недели Великого поста. Пятая проповедь Воскресенье вечер 3-й недели Великого Поста Шестая проповедь Суббота вечер 4-й недели Великого Поста Седьмая проповедь Воскресенье вечер 4-й недели Великого Поста Восьмая проповедь Воскресенье вечер 5-й недели Великого Поста Девятая проповедь. Над Плащаницей Слово в Неделю первую Великого Поста, вечер СЛОВО НА БОГОЯВЛЕНИЕ Слово на Преображение Господне СЛОВО НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Слово о покаянии Духовные беседы 1. О богослужении Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Недавно мы праздновали праздник Пресвятой Девы, вхождение Ее во храм и, как Св.Церковь учит нас, вхождение это совершено для того, чтобы Ей во храме воспитатися честно. Это вхождение во храм, это приобщение к иной жизни, чем наша жизнь здесь, на земле, к жизни премирной было когда-то совершено Божией Матерью, и каждый из нас, каждый, кто живет в этом мире и верит во Христа, в свое время был введен во храм именно для того же, для чего вошла и Пресвятая Дева, — для того, чтобы в нем воспитатися честно, для того, чтобы оставить эту жизнь и приобщиться к премирной, выйти из временного, — войти в вечное. Когда мы говорим о богослужении и участвуем в нем, мы забываем о двух его сторонах: мы думаем, что мы пришли в храм для того, чтобы днесь, ныне вспомнить то или иное событие из жизни Господа, из жизни Богородицы или святых. А между тем Св.Церковь говорит нам о том, что наше богослужение, наше празднование не есть только воспоминание, но самое действительное, подлинное, возможное только через богослужение участие в этих событиях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010