Когда говорится об избрании судей при Моисее ( Исх. 18 ), то при этом не указывается, из каких именно слоев израильской общины избирались судившие народ тысяченачальники, стоначальники и т.п. В книге Исход указывается только на внутренние качества избираемых (ст.21 и 25); но тем не менее весьма вероятно, что этими судьями избраны были преимущественно главы семейств, племен и колен, или вообще – старейшины 9 . В этом высшем слое тогдашнего общества, пользовавшемся, и по естественному своему положению, и в силу обычая, значением и уважением, всего более, конечно, избиратели могли найти людей дельных, мудрых и испытанных, какими были избранные; из этой же среды старейшин избрал и Моисей себе помощников по управлению народом (Чис. 11и д.). На такое происхождение этих судей отчасти указывает и Пятокнижие, когда называет их главами колен ( Втор. 1:15 ), или главами народа ( Чис. 25:4. 5 ). О круге деятельности этих судей библейский рассказ говорит только: и судили они народ во всякое время ( Исх. 18:26 ); но, весьма вероятно, что они не были судьями в определенном теперешнем смысле этого слова, потому то в последнем случае было бы непонятно назначение особых судей не только для больших масс народа, но и для десятков и даже одного десятка; вероятнее, что вместе с обязанностями судей они исполняли, как обыкновенно это было в древности, обязанности по управлению и наблюдению за известною порученною им частью народа, почему, например, судей собирает Моисей для того, чтобы они убили каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору ( Чис. 25:5 ); а во время войны те же самые лица исполняли обязанности вождей, как это видно из упоминаний книги Чисел о тысяченачальниках и стоначальниках, пришедших с войны (31:14). Эта последняя обязанность не была однако главною; прежде всего, по словам законодателя, это были судьи народа и в этом смысле заповедует им законодатель выслушивать братьев, судить справедливо, не различать лиц на суде и т.п. ( Втор. 1:16, 17 ). Что судебное устройство получило при Моисее именно такой вид, Пятокнижие это объясняет советом мадиамского священника 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Для этого могли использоваться либо жирные киноварные точки, либо киноварные инициалы, либо прямые указания в виде лемм на полях на начало и конец паримьи и время ее чтения. Нужно, кстати, заметить, что, раз возникнув, тот или другой способ членения текста был подвержен копированию, таким образом он оказывается одним из текстологически значимых признаков рукописной традиции. В исторических ветхозаветных книгах широко практиковалось внесение в текст или помещение на полях киноварных заголовков-лемм, помогающих ориентироваться в тексте. Вот, например, несколько заголовков из Бытия по списку конца XV в. РНБ, Кир.-Бел. 2/7 с указанием мест, при которых они находятся: о създании адамли 1:27; о десяти родех до ноя 5:1; о сътворении ковчега 6:13; о стлъпотворении 11и т. д. (Михайлов 1912, с. XLIII). В рукописи РНБ, Кир.-Бел. 3/8 этого же времени заголовки иные: о ковчези 6:8; о бытьи авраамли в егупте 12(Михайлов 1912, с. XLV). Легко заметить различие заголовков по форме и месту расположения, их совпадения с началом паримий не имеют систематического характера. Дополнительные материалы по книге Бытия см.: Михайлов 1912, с. XLVI, LXXV, LXXVIII, LXXXIII и др. Тематические заголовки встречаются и в других книгах. Например, в книге Иисуса Навина по рукописи РГБ, Сев. 1/1431 (Восьмикнижие, южнослав. список) имеются такие заголовки: 1зде глеть, исусь рувиину и гаду и полуплемене манасиина давь оружиена брань презь иордань; 2здесь пусти исусь сходникы во иерихонь; 4заповедь исуса о 12 камень и др. Эти же заголовки помещены на полях рукописи РГБ, Рум. 29 (Восьмикнижие и Царства, южнослав. список 1537 г.) (Лебедев 1890, с. 54,56). В книге Числ по русскому списку XV в. РГБ, Унд. 1 имеются такие заголовки: 9о пасце, 13хожение в ханаон 1521; суботе, 18о жезлех, 20о съмръти аар21;нове, 25о финеесе, 27о части дъщерем, 27о смрти моисеове. В некоторых случаях такие заголовки разрастаются до сжатого изложения содержания определенного пассажа, что называется в схоластической традиции аргументом. Так, в южнославянском списке XV в. (РГБ, Муз. 3750) эпизод встречи Саула с эндорской волшебницей в 1Цар. 28:7–14 открывается следующей киноварной вставкой: зде саул оставии въпрашаетъ жен31; вльхв31;. и она же въстави ему пророка самуила лъжне по попущению бжиюи по развранному его срдцу. Еще одна вставка завершает эпизод: въставленыи же жено31; самуил и главыи саулу въсе яже ему в начяле самуил рече по попущению бжию. и не самуилъ с въсеко, н31; привидение некое и вълепот31;, л. 38 об. Эти же записи с небольшими лингвистическими отличиями помещены в другом южнославянском списке XIV в. (РНБ, F.I.461) на поле.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

   В городе, во дворе храма и самом храме, под предлогом защиты их, свирепствовали и разбойничали шайки зилотов, Идумеян и сикарей. Голод, доводивший осаждённых до употребления в пищу кала животных и съедения детей матерями, мор, наполнявший улицы и площади города трупами непогребённых, отчаяние Иудеев, не позволявшее им внимать ни предложениям Римлян, ни увещаниям первосвященников и благоразумных людей, ни предречениям пророков, ни знамениям Небесным, ожесточение Римлян, раздражённых упорным сопротивлением: всё соединилось на главу Иудеев и гибель Иерусалима. Иерусалим падает, Храм, вопреки приказанию победителя, загорается от случайно брошенной головни, и от него не остаётся камня на камне. Город превращается в развалины.    Из миллионного населения его едва 17 000 отводятся в плен, а остальные погибают от меча и мора. Сами язычники содрогаются от мысли о тех бедствиях, который постигли преступный город, и гордый вождь победителей, в смирении перед Промыслом Божиим, избравшим его в орудие Своего гнева, отказывается от титула Иудейскаго, которое готовилось ему, как триумфатору, сенатом и народом Римским. Самобытное царство Иудейское пало, народ разсыпался и разсеялся по всем странам Мира; немногия предметы священного поклонения Иудеев отнесены в Рим, как трофеи победителя, и там вскоре забыты, затерялись, исчезли навсегда. Однако, история народа-богоборца на этом не кончается.    Начавшееся в дни современного Богочеловеку рода исполнение гнева Божия над преступным градом и народом не прекращается и доселе, не прекратится и до тех пор, дондеже скончаются времена язык: Иерусалим попирается то язычниками, то крестоносцами, то магометанами; храм находится в опустении, и самыя попытки возстановить его вели и ведут к исторжению последних камней из основания его.    Народ Иудейский, разсеянный по лицу Земли, с печатью отвержения на челе, презираемый и преследуемый всеми, без родины и отечества на Земле, без священства и жертвы, без веры и чаяний в будущем, народ этот, если и наслаждается, по милости последователей Христа или Магомета, покоем и правами, то разве только для того, чтобы сильнее чувствовать их лишение. Гнев Божий видимо тяготеет над ним, и скорби его умножаются на Земле. И будет так, пока не кончатся времена язык, пока всяк народ не исповесть Христа распята; тогда и Израиль возревнует о спасении и обратится к некогда отверженному им Мессии (Рим. 11и далее). Тогда кончится и скорбь его великая.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

Вероятно, мы никогда не сможем привести убедительных доказательств того, что Авраам действительно существовал, что он говорил или делал то-то или то-то, однако мы можем показать, что его жизнь и его время, о которых нам рассказывает Писание, прекрасно соответствуют началу второго тысячелетия до н.э., но никак не более поздней эпохе. Возможно, наиболее значительный вклад археологии в изучение Ветхого Завета за последние четыре десятилетия состоит именно в этом 6 . Прародина патриархов Согласно библейской традиции, патриархи были арамеями ( Втор. 26:5 ; Быт. 25:20; 28:5; 31:20–24 ). Их родиной, с которой они поддерживали тесные связи, была земля Арам-Нагараим («Арам Двух Рек», Быт. 24:10 ) или Паддан-Арам («Поле Арама», Быт. 25:20 ). Так назывались земли меж Тигром и Евфратом в их верховьях, меж Кархемишем на западе и Ниневией на востоке. Главным городом этих земель был Харран ( Быт. 11:31; 28:10 ). Хотя в Ветхом Завете говорится о том, что отец Авраама Фарра пришел в Харран из Ура 7 , большого шумерского города, находившегося неподалеку от Персидского залива, традиции патриархов не несут следов южных влияний. Патриархи связаны, прежде всего, с Харраном 8 . Лишним свидетельством этого стало открытие того, что имена некоторых предков Авраама (Быт. 11и далее) совпадают с названиями окрестных городов. Так, один из братьев Авраама так же как и сам этот город зовется Араном (Харраном) (определенная разница, все-таки, существует – если имя Арана начинается с «хе», то название города с «хет»). Другой его брат носит имя Нахор ( Быт. 24:10 ), также называется и город, хорошо известный из текстов восемнадцатого столетия до Р.Х., найденных в Мари (Верхний Евфрат), и из ассирийских документов. Имя их отца Фарры запечатлелось в названии города Тель-Тураки, их прадеда Серуха – в названии города Саруги, а еще более далекого предка Фалека – в названии Фалига. Создается впечатление, что братья и предки Авраама носили патриархальные клановые имена, которые либо давались основанным ими городам, или же присваивались им при завоевании городов, носивших эти имена.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

4:21. Кол от шатра и молот. Иаиль умертвила спящего Сисару предметами, с которыми хорошо умела обращаться, так как ей, несомненно, не раз доводилось ставить свой шатер. Она сразу вспомнила об этих предметах, и удар, пронзивший висок Сисары, не составил для нее труда. 5:1–31 Песнь Деворы 5:1–3. Победные песни. Одним из способов празднования победы и ее увековечения было сочинение и воспевание песен. Эти песни прославляли героев (см.: Суд. 11и 1Цар. 18:6,7 ), а иногда становились неотъемлемой частью устной традиции (см. «Песнь при Чермном море» в Исх. 15– 18 ). Примером этого жанра в литературе древнего Ближнего Востока может послужить победная песнь в поэме о Тукультининурте (Ассирия, XI11 в. до н. э.), посвященной войне этого царя с касситским царем Каштилиашем. В песни говорится о том, как Тукультининурта просит помощи у богов, напоминая об их прежних благодеяниях, и как боги отзываются на его просьбу. Кроме того, песнь содержит насмешки над противником, трусливо бежавшим с поля битвы. Как и в песни Деворы, которая поэтически излагает события, описанные в гл. 4, в древней ближневосточной литературе также известны примеры описания сражений в поэзии и прозе (помимо Тукультининурты подобные произведения посвящены Тиглатпаласару I, Рамсесу II и Тутмосу III). 5:6,7. Трудные времена. На фоне царившего в тот период беззакония единственными светлыми пятнами были индивидуальные проявления героизма таких людей, как Самегар и Иаиль. Угроза подвергнуться нападению разбойников на дорогах была так велика, что купцы и поселяне обходили их стороной. Подобное описание трудных времен встречается и в пророчестве Валаама, найденном в Телль-Дейр-Алла (см. коммент. к Чис. 22:4 ). 5:8. Щит и копье. О низком уровне развития технологии и нехватке оружия у израильтян говорится также в 1Цар. 13:19–22 . Возможно, им пришлось сдать все свое оружие филистимским и хананейским угнетателям, а знаний и средств, чтобы сделать новое, не хватало. Тем не менее в песни Деворы выражена мысль, что подчинение израильтян произошло вследствие почитания ими других богов и гнева Яхве.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

17:3. О вознесении Духом в видении см. в Иез. 8:3 ,11и 24 («сильный дух» – во 2 Вар.; ангелы – в 1 Енох.). Пустыня была местом нового исхода ( Отк. 12:14 ), хотя она также связывалась и с проявлением бесовщины в некоторых иудейских преданиях; речь здесь может идти о том, что женщина может быть в действительности нагой, «опустошенной» (если использовать подходящий греческий термин, связанный со словом «пустыня», то это означает «лишенной покрова», как дикая пустыня, 17:16). Зверь (13:1) может указывать на волчицу из римской легенды о Риме, в которой говорится о богине Рима (сидящей на семи холмах), изображенной на некоторых монетах того времени (хотя более вероятны здесь параллели с древними еврейскими образами – с представлением царств в виде зверей, напр., в Дан. 8 ). Багряный цвет зверя, вероятно, связан с кровью мучеников, которой он был запятнан ( Отк 17:6 ), или с показной роскошью, или с блудницами (ср.: Иер. 4:30 ). (Аллюзия на рыжую телицу из Чис. 19 позволяет некоторым комментаторам полагать, что здесь соединены два образа: телицы и козла, которого отпускали в День искупления, возложив на него грехи Израиля, – Лев. 16 ; однако вряд ли это обосновано.) О богохульных именах см. в коммент. к 13и 5, 6. 17:4. Порфира и багряница требовали окраски ткани, что было очень дорого, поэтому носить такую одежду могли позволить себе только очень богатые люди, в том числе царицы (18:7), например, Иезавель, илибогатые блудницы, которые своими яркими нарядами привлекали клиентов. Многие древние моралисты осуждали нарочитую роскошь богатых женщин. Но Иоанн здесь также проводит параллель между земнойкрасотой Рима, снискавшей себе славу по всей империи, и истинной красотой небесной женщины (12:1) и великолепием небесного царства (4:3–11; сравнение разных явлений и людей было характерной чертойдревней устной риторики и письменной литературы). 17:5 . «Мать блудницам» (ср.: 2:23) и «мерзостям» (возможно, речь идет об идолопоклонстве). «Вавилон» (в оригинале «Вавилон» женского рода) самый страшный из них образ. На Востоке, где замужние женщины обычно покрывали голову, выражение «лоб блудницы» ( Иер. 3:3 ; ср.: Ос. 22 ), вероятно, было понятно всем в этот период. Конечно, нельзя забывать, что в Откровении личность каждого человека удостоверяется по челу или по руке ( Отк. 7:3; 13:16 ). В древнегреческой литературе приводятся сведения о том, что, по слухам, каждая вавилонская женщина раз в жизни должна были сыграть роль блудницы. Но вряд ли эти реминисценции были популярны в новозаветный период; здесь, несомненно, взят образ из Ветхого Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Потребность и навык настороженного внимания, зоркого вглядывания делают Достоевского похожим на человека со светочем в руках. Разведчик и ловец в потемках душ, он не нуждается в общем озарении предметного мира. Он погружает свои поэмы как бы в сумрак, чтобы, как древние Эринии 246 , выслеживать и подстерегать в ночи преступника, и таиться, и выжидать за выступом скалы, и вдруг, раскинув багровое зарево, обличить бездыханное, окровавленное тело и вперившего в него неотводной, помутнелый взор бледного, исступленного убийцу. Муза Достоевского, с ее экстатическим и ясновидящим проникновением в чужое я, похожа вместе на обезумевшую Дионисову менаду, устремившуюся вперед, с сильно бьющимся сердцем, – и на другой лик той же менады – дочь Мрака, ловчую собаку богини Ночи, змееволосую Эринию, с искаженным лицом, чуткую к пролитой крови, вещую, неумолимую, неусыпимую мстительницу, с факелом в одной и бичом из змей в другой руке. Вячеслав Иванов 174 «...около меня одного?» – Слова Л.Н. Толстого, произнесенные им после сердечного припадка 6 ноября 1910 г., за несколько часов до смерти (Последние часы жизни Толстого//Вести. 1910. 9 ноября). 175 Читано 16 ноября в посвященном памяти Толстого заседании Петербургского Религиозно-философского общества. 176 ...о статье Жуковского «Смертная казнь». – Имеется в виду статья В.А. Жуковского «О смертной казни», представляющая собой отрывок из письма к цесаревичу от 4 января 1850 г. (Жуковский В.А. Собр. соч. 6-е. изд. СПб., 1869. Т. 6. С. 611–617). 178 Гусев Николай Николаевич (1882–1967), секретарь Л.Н. Толстого в 1907–1909 гг., биограф, историк литературы, мемуарист. 179 Текст письма Л.Н. Толстого выделен З.Н. Гиппиус разрядкой. В настоящем издании выделение снято. 180 …при свидании нашем в 1904 году. – З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковский посетили Л.Н. Толстого в Ясной Поляне 11и 12 мая 1904 г., вскоре после отлучения Л.Н. Толстого от Церкви и выхода книги Д.С. Мережковского «Л. Толстой и Достоевский». Этой встрече посвящен мемуарный очерк З.Н. Гиппиус «Благоухание седин» (1924).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Но вся сия еще только начало болезнем. Тогда предадят вы в скорби и убиют вы: и будете ненавидимы всеми языки имене Моего ради. И тогда соблазнятся мнози, и друг друга предадят, и возненавидят друг друга. И мнози лжепророцы востанут и прельстят многия. И за умножения беззакония, изсякнет любы многих. Претерпевый же до конца, той спасется. И проповестся сие Евангелие Царствия по всей вселенней во свидетельство всем языком: и тогда кончина ( Мф. 24:9–14 ; Лк. 21:12–19 ; Мк. 13:9 ). И это все исполнилось еще прежде разрушения Иерусалима, хотя должно будет повториться, и, без сомнения, в несравненно больших размерах, и пред кончиною мира. История гонения на апостолов известна каждому. Они были в темницах и, можно сказать, на первом же шагу евангельской проповеди подверглись заключению. Други Божии соделались предметом почти всеобщей ненависти и преследований. Немногим из них суждено было умереть в мире; большая часть из них потерпели мучения от гонителей и умерщвлены прежде разрушения Иерусалима. О бесчисленных соблазнах, о предательстве и вообще об оскудении любви свидетельствовали сами апостолы: Вне уду брани, внутрь уду боязни, восклицал апостол Павел, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды во лже-братии, и пр. ( 2Кор. 11:26 ). Равным образом свидетельствовали они и о лжепророках, вооружаясь против них силою слова благодатного и ограждая от их лести и коварства верное стадо Христово (2 Петр., Иуд., 2Кор. 11и мн. др). Но среди этих бедствий, среди бесчисленных препятствий для проповедания веры Христовой Евангелие Царствия должно было распространяться до пределов мира – и оно распространилось и восторжествовало над всеми усилиями врагов своих. Во всю землю изыде вещание апостолов и в концы вселенныя глаголы их ( Рим. 10:13 ), благовествование проповедано было всей твари поднебесной ( Кол. 1:25 ), когда еще издали собиралась гроза над Иерусалимом и никто еще не мог предвидеть страшной участи отверженного народа иудейского. Егда убо узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стояшу на месте святе (иже чтет, да разумеет): тогда сущии во Иудеи да бежат в горы: и иже на крове, да не сходят взяти, яже в дому его: и иже на селе, да не возвратится вспять взяти риз своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Представительство в полной силе заявляло о себе уже в Египте. Так, мы видим, что Моисей с вестию об освобождении народа от рабства обращается к «старейшинам сынов Израилевых» в полном убеждении, что их согласие или решение будет согласием и решением всего народа. Так в действительности и оказалось, потому что в лице старейшин «поверил народ» ( Исх. 4:31 ). В пустыне из этих старейшин составлен был особый совет из «семидесяти мужей», как представителей колен и племен (12†58­70), им поручено было нести «бремя правления народа» (Числ. 11и 17). Этот совет заведывал высшими делами государственной важности, а для заведывания обыденными – судебными и гражданскими делами – назначены были мелкие начальники или «судьи» народа, так называемые тысяченачальники, стоначалъники, пятидесятиначальники и десятиначальники. Учреждение это было сделано по совету Иофора, мудрого тестя Моисея ( Исх. 18:14–26 ). В случае особенно важных дел все эти старейшины и начальники созывались на общенародное собрание («все общество»), которое и решало вопросы о войне, мире и других важных делах, даже о самой форме правления, как это было впоследствии при учреждении царской власти. Таким образом, по своему внутреннему складу израильское государство должно было представлять собою форму народного самоуправления, под верховным главенством Иеговы. «Богоправление» в таком случае не есть какая-либо особая форма правления – в отличие от монархии, олигархии или демократии (как ошибочно думал Иосиф Флавий), а есть лишь общее руководительство Божие, под которым государственная жизнь народа могла развиваться свободно и принимать всякие формы, какие только оказывались полезными или необходимыми по историческим обстоятельствам в жизни народа. Поэтому во время странствования в пустыне и завоевания земли обетованной во главе его стоят как бы военные диктаторы (Моисей и Иисус Навин), затем выступают случайные вожди и судьи (во времена судей) и затем учреждается монархия. Все эти формы правления одинаково могли быть примиримы с «богоправлением», только бы правители действовали по указанию закона и частых проявлений воли верховного Царя народа – Иеговы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   К закону ужичества прибегают и для объяснения разности имён отца Иосифа — мужа Марии. Юлий Африканский — писатель 3-го века — по Преданию, сообщённому ему родственниками Иисуса Христа по плоти, разсказывает (у Евсевия, «Церк. Ист.» 1:7), что Есфа, жена Матфана, происходившого от Зоровавеля через Авиуда (Мф. 1:13,15), по смерти его вышла замуж за Мелхия1), который происходил от Рисая, сына Зоровавелева (Лк. 3:24, 27), и имела от него сына Илия. Этот Илий умер бездетным, и потому на его жене, после его смерти, женился Иаков, другой сын Есфы — от Матфана — и родил сына, Иосифа. Таким образом Иосиф по природе, в действительности, был сын Иакова, но по Закону был сын Илия.    Друпе толкователи, как уже замечено, предполагают, что Лука ведёт Родословную Иисуса Христа через Божию Матерь, тогда как Матфей ведёт через Иосифа — мнимого отца Иисуса. Хотя против такого мнения представляют то возражение, что у Иудеев не было обычая писать Родословия жены, то естественно было Луке назвать Ея родителей по плоти, а таким родителем мог быть Илий.    Из апокрифов и всеобщого Предания известно, что родители Марии назывались Иоаким и Анна; а имя Иоаким можно считать за одно и то же с именем Елиаким (4 Цар. 23:34), а сие последнее в сокращении за одно с именем Елий­Илий. Замечательно, что и Талмуд считает Марию дочерью Илия. В пользу же этого мнения толкуют и самый текст Луки: о? ?Ιησο?ς... ω?ν ω?ς ε?νομ?ζετο υι??ς ? ?Ιωσ?φ, του ‘Ηλ?, переводя так: Иисус, считавшийся сыном Иосифа, был собственно сын Илия (то есть внук его по Марии) — или же допускают, что Иосиф назван сыном Илия, как зять и единственный наследник его имени, через женитьбу на Марии — единственной дочери Илия или Иоакима.     Примечание. Для лучшого представления Родословия по закону ужичества приводим следующую таблицу:         6) Имя Каинана, послепотопного патриарха, внука Симова, помещённое в списке предков Богочеловека у Луки и взятое из Греческого перевода LXX-mu, не находится в Иудейском тексте книги Бытия 11и 1 Пар. 1:24, и в Вульгате; но по мнению лучших толкователей, должно быть внесено в Иудейский текст, откуда оно выпущено или по ошибке переписчиков, соблазнившихся сходством имени этого праотца с Каинаном допотопным (Быт. 5:10), или по намеренно какого-либо толкователя, считавшого до Авраама 10 родов от потопа, как от Адама до потопа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010