Царица юга от пределов земли пришла к нему удостовериться в его мудрости, – та, о которой Господь говорит, что она воскреснет на суде вместе с народом, слушающим Его слова и неверующим в Него, и осудит их, потому что она покорилась мудрости, возвещенной чрез раба Божия, а они презрели премудрость, подаваемую Сыном Божиим, ибо Соломон был раб, а Христос – Сын Божий и Господь Соломона. Итак, когда он неукоризненно служил Богу и покорялся Его распоряжениям, тогда был славен; когда же взял себе жен от всех народов и дозволил им воздвигнуть идолов в Израиле, тогда Писание сказало о нем: «и царь Соломон был женолюбив и взял себе жен иноплеменных, и было во время старости Соломона, – сердце его не было совершенно с Господом Богом, его, и жены иноплеменные совратили сердце его в след богов иных. И Соломон сделал зло пред Господом и не ходил в след Господа, как Давид, отец его. И Господь прогневался на Соломона, ибо сердце его не было совершенно в Господе, как сердце Давида, отца его» (3Цар.11и сл.). 2. И, поэтому, Господь нисшел в преисподняя земли, благовествуя и здесь о Своем пришествии и объявляя отпущение грехов верующим в Него. Веровали же в Него все уповавшие на Него, т. е. предвозвещавшие Его пришествие и служившие Его распоряжениям праведники, пророки и патриархи, которым так же как нам, отпустил грехи, которых мы не должны вменять им, если мы не презираем благодати Божией. Ибо, как они не вменяли нам 118 наших невоздержашй, которым мы предавались, прежде чем Христос открылся между нами, так и нам несправедливо обвинять согрешивших прежде пришествия Христа. Все люди «лишены славы Божией» ( Рим.3:23 ), оправдываются же не сами собою, но пришествием Господа те, которые стремятся к свету. И для нашего наставления описаны действия тех (древних) людей, дабы мы знали, во-первых, что Один Бог наш и их, и Ему неугодны грехи, хотя бы они были совершены славными людьми; во-вторых, чтобы воздерживались от худого. Ибо, если люди древние, предшествовавшие нам в дарованиях, за которых Сын Божий еще не пострадал, когда они в чем-либо согрешали и предавались плотским страстям, к подвергались такому бесчестию, то чему подвергнутся люди настоящего времени, презревшие пришествие Господа и предавшиеся своим удовольствиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

4:2. Крюки и уды. Язык оригинала здесь очень темен. Было высказано оригинальное предположение, что в данном стихе речь идет не о ловле, а о транспортировке рыбы (в корзинах и кувшинах). Эта метафора известна из пророческих текстов из Мари, где говорится, что враги царя извиваются как рыба в корзине. Рыбная ловля в реках Месопотамии производилась с помощью плетеных корзин (иногда сплетенных из терновых прутьев). Об использовании крючков для рыбной ловли в Месопотамии ничего неизвестно. Метафору Амоса, описывающую пленение израильтян после осады Самарии, лучше перевести как «корзина с рыбой». Если же действительно имеются в виду крюки, то, возможно, речь идет о крюках в виде кошки, которые использовались во время осады. 4:3. Harmon. ( В русском переводе отсутствует.) Это слово встречается только здесь, и было высказано много предположений о его значении. Ряд исследователей рассматривает его как место высылки пленников. Предполагают, что это гора Минни в Ассирии (см.: Иер. 51:27 ) или Гермал близ Кадеса на реке Оронт. 4:4. Места поклонения в Вефиле и Галгале. История Вефиля как культового центра прослеживается со времен сооружения там жертвенника Авраамом ( Быт. 12:8 ) и знаменитого сна Иакова ( Быт. 28:10–22 ). Амос рассматривает его как зловещее место, поскольку там находился один из культовых центров Иеровоама ( 3Цар. 12:29,30 ). Культовое служение на Галгале проявляется в контексте повествования о победах израильтян, когда они перешли Иордан, и Иисус Навин установил здесь памятные камни в напоминание об этом событии ( Нав. 4:19,20 ). Возможно, после разделения царства Галгал стал местом богослужения в Северном царстве в связи с Саулом (см.: 1Цар. 11и 15:21). Осия также считает это место оскверненным ( Ос. 4:15 и 9:15). 4:4. Десятины каждые три дня. Вероятно, здесь Амос высмеивает культовую практику Северного царства. Возможно, добровольные приношения и дополнительные десятины (ср.: Быт. 14:20 ) приносились в святилище вскоре после прибытия туда или были связаны с некими ожидавшимися событиями или обетом. Для Амоса, однако, такие частые приношения не могут заменить истинное благочестие или послушание завету.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

до н. э. и увод в плен Иехонии, Седекия не оставил мысли выступить против Вавилонии. Он встретился с посланцами из Эдома, Моава, Аммона, Тира и Сидона в самом начале своего правления ( Иер. 27:3 ) и, очевидно, установил контакт с фараоном Псамметихом II (см. коммент. к Иер. 34:21 ). См. коммент. к Иер. 37:5–8 о походе египетского войска. Фараон Априй откликнулся на просьбу Седекии о помощи, но это не предотвратило падения Иерусалима. 17:17. Крепостные валы и осадные башни. Хотя в дошедших до нас вавилонских хрониках нет описания осады Иерусалима (см.: 4Цар. 25:1 ), аналогичная операция описывается в анналах Сеннахирима за 701 г. до н. э. Можно предположить, что ожидалась длительная осада, поскольку были произведены трудоемкие работы по сооружению насыпей и башен. Эта тема более подробно обсуждается в коммент. к Иер. 6и Иез. 4:2 . 17:18. Клятва и договор. Судьба Седекии была предопределена тем, что он нарушил клятву и договор. Договоры между народами обычно включали проклятия, угрожавшие нарушителям договора, и скреплялись клятвой верности соответствующим богам. Тем самым, нарушение клятвы влекло за собой наказание виновных богами-покровителями. 17:22. Посадка кедра на высокой горе. Подобно тому, как большой орел сорвал верхний побег кедра (ст. 4), теперь Яхве (Которого символизирует орел) возьмет нежную отрасль, верхушку кедра, и посадит ее на высокой горе. Резонно предположить, что это означает продолжение династии Давида через потомков Иехонии. Сходные растительные метафоры возрождения дома Давидова встречаются в Ис. 11и Иер. 23:5 . 17:23. Мировое дерево. Образ мирового дерева встречается во многих древних мифологиях. Оно предстает в качестве символа красоты и плодородия, черпая свои силы из земных вод и давая пищу и убежище под своими ветвями всем тварям. В древних текстах Ближнего Востока симметрия и устойчивость мирового дерева противостоят смерти и служат обетованием непрерывности существования. Часто встречающееся в ассирийском искусстве стилизованное изображение дерева жизни, возможно, символизирует заботу царя о своем народе (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

постичь нелегко». Все большее распространение аллегорической интерпретации Ветхого Завета было не просто реакцией на угасание эсхатологических ожиданий Церкви, но и проявлением христианского убеждения, что «писания Моисея суть Его [Христа] слова» и что поэтому «под словами Христа мы разумеем не те только, которые Он возвестил, сделавшись человеком и принявши плоть: ведь и прежде Христос, Божие Слово, был в Моисее и пророках». Опираясь на это убеждение, Ветхий Завет можно было прочесть как христианскую книгу и увидеть «слова Христовы» не только в таких местах, как Пс 21 , на что недвусмысленно указывается в Новом Завете, но и в таких книгах, как Песнь Песней. Например, разработка учения о Троице самым непосредственным образом связана с использованием Прит 8:22–31 , ибо там речь идет об отношениях между предсуществующим Логосом и Отцом. И хотя и православные, и ариане воспринимали этот фрагмент как «слово Христово», все-таки следует согласиться с обобщением Ньюмана: «Можно с почти полной уверенностью говорить как об историческом факте о том, что мистическое толкование и православие устоят или падут вместе». Когда от мистического толкования отказывались или по крайней мере серьезно его видоизменяли, как это имеет место, например, у Феодора Мопсуестийского, оппоненты последнего говорили, что видят причинно-следственную связь между его герменевтикой и его христологией. Христологическая экзегеза Ветхого Завета и догмат о двух природах во Христе подкрепляли друг друга. Утверждение в 1Кор 15:3–4 , нашедшее отражение в Никейском символе, что смерть и воскресение Христа произошли «по Писаниям» предоставляло православной традиции законную возможность развивать положения Нового Завета с помощью заимствований из Ветхого. В данном случае хорошим примером являются слова Втор 28:66 : «Ты увидишь свою жизнь, висящую пред тобою», – которые, часто в сочетании с Иер 11и другими фрагментами, очень рано стали толковать как относящиеся к тем, кто распинал Христа. Еретики, отказывавшиеся видеть в Ветхом Завете пророчества о Христе, утверждали: «Нет ничего легче, чем доказать, что это не относится к Христу», а является угрозой Моисея Израилю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    Ст. 5. И егда молишися, не буди якоже лицемери , яко любят в сонмищих и в стогнах путий стояще 5 молитися, яко да явятся человеком. Аминь глаголю вам, яко восприемлют мзду свою.     Комментарии:     1 Οκ σ в будущем вместо повелительного, как выше 5:48.2 Якоже лицемери. Выражение — лицемер встречается очень часто в Евангелиях, например ст. 16; 7:5; 15:7; 16:3; 23:13; Лк. 6:42; 11и другие. Глагол ποκρνεσθαι находится только у Луки 20:20; Первоначальное значение его — одно с ποκρνεσθαι — отвечать, потом отвечать под чужим именем, вообще принимать, представлять чужой вид. В Новом Завете употребляется всегда в значении наружной праведности, набожности, которой не соответствует внутреннее расположение.     3 Фιλοσι.Фιλει ν в соединении с предыдущим неокончательным так же, как и означает охоту к действию, желание, соединенное с сердечным удовольствием, также как еврейское — агаф, хафец (Ис. 56:10; Иер. 14:10; Ос. 12:6; Мф. 23:6); у греческих писателей иногда значит оно то же, что εωθναι, θοσ χειν — иметь обыкновение. Но имел ли такое значение сей глагол у святых писателей Нового Завета — сомнительно, по крайней мере нет примеров.     4 Гωναι τω ν πλατειω ν. Это перекрестки, где пересекаются две улицы и где таким образом, можно быть видимым многими людьми; выражение равнозначно другому δικσοδοσ τω ν δω ν (Мф. 22:9) исходища путей — перекрестки дорог (ср. Притч. 7:12).     5 στω τεσ. Это слово употреблено не просто в значении находиться, быть. Им означается цель — показать пред людьми стояние в молитве; лицемеры любят молиться стоя, или останавливаться для молитвы. Хотя молиться стоя заповедано было иудеям законом, но лицемеры поступали так единственно для того, чтобы молитву их видели другие; потому что можно было совершать тайную молитву ходя или сидя. Впрочем, и они умели прикрывать свое лицемерие. У иудеев, как после и у магометан, назначены были известные часы для молитвы, так что и ныне магометанин, или совестный иудей, как скоро ударит определенный час, совершает свою молитву, где бы он ни находился. Лицемер мог так расположить время, что именно ему в эти часы приходилось быть на улице или на перекрестке; и он тогда совершал молитву, со всею точностью исполняя суеверную заповедь, принятую после в Талмуд, что «если бы приветствовал тебя царь во время молитвы, ты ему не ответствуй; если бы змий уязвил ногу, не прерывай своей молитвы».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Из металлов больше всего на изготовление разных изделий употреблялась медь (нехошет). Употребление ее стало известно евреям, как и другим народам древности, прежде железа. Как орудия героев в Троянской войне, так и орудия, и сосуды древних евреев делались также из этого металла. Железо вошло в употребление уже несколько позже, и из него изготовляли плотничьи инструменты, колесницы, замки, крючья и т. п. Употребление его у вавилонян стало всеобщим в XI-IX в.в. до Р. Хр. Что касается серебра и золота, то они в древности были в довольно широком употреблении: из них делались предметы домашней утвари, например, чаши, кубки, а также предметы украшений. В царствование Давида и Соломона у евреев был большой запас золота и серебра ( 1Пар. 29:3–4 ): из золота были слиты сосуды храма, золотом же были обложены его стены, из него были сделаны особые щиты для храма Соломонова, серебра же в это время было так много, что оно ценилось ни по чем ( 3Цар. 10:14–20 ). Олово и свинец употреблялись на изготовление гирь. Кроме того, свинец употреблялся, как химическое тело для плавления и очистки серебра ( Иер. 6:29 ), а также для приготовления лазури, которой покрывались гончарные изделия. Большая часть металлов, употреблявшихся у евреев, добывались из других стран. Так, золото получалось из Аравии, серебро, олово и свинец – из Испании, медь из Армении и с о. Кипра, железо – с Кавказа, из Сирии, в частности с гор Ливана. Возможно, что в Заиорданской области, в горах Галаада, у евреев были свои железные руды. Из книг Втор. 4:20 , Иов. 28:1–2 , Ис. 41:7 , Иер. 11и других мест Св. Писания ясно, что евреям были известны все главные приемы металлургии и необходимые для этого принадлежности, как-то: плавильная печь (кур – габбарзел), наковальня (паттиш), молот (паам), резец (херет), мехи (маппуах), тигель (мацреф), свинцовые листки для глазури (бедилим) и пр. Среди евреев во время Моисея и во время Соломона были искусные мастера по металлу, исполнявшие сложные металлургические работы скинии и храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

49 . Надобно только, при этом употреблении разума в области православной Догматики, держаться следующих правил: а) употреблять его не иначе, как по примеру древних святых Отцов, а не как хотят новейшие поборники разума (ratio) – рационалисты, т.е. должно постоянно удерживать его в послушании вере ( 2Кор. 10:5 ), 50 которая есть и основание 51 и источник, 52 и необходимое условие ( Ис. 7:9 ), 53 и истинный судия ( κριτριον) всякого богословского знания, 54 – наблюдать, чтобы разум обходился с откровенными истинами с должным благоговением, 55 и не силился постигать и объяснять то, что превыше сил его, 56 не дерзал думать о себе более, нежели должно думать ( Рим. 12:3 ), – но отнюдь не признавать разума судьей веры, ко­торый будто бы имеет право подвергать сверхъестественные догматы своему критическому взору, произносить о достоинстве их свой приговор, и потом истолковывать их так или иначе: это было бы уже не употребление, а злоупотребление разума в области откровенного Богословия, – злоупотребление, которое столько противно самому существу христианского Откровения, Божественного и сверхъестественного, противно намерениию Христа-Спасителя и Апостолов, требовавших от людей преимущественно веры ( Марк. 16:16 ; Рим. 14:23 ; Евр. 11и др.), – злоупотребление, против которого так восставали все древние учители Церкви; 57 б) сле­довать при этом не какой-либо частной философской системе и учению исключительно, а вообще здравому разуму, и, по совету Отцов, пользоваться всем, что только можно находить полезного для веры во всех знаниях человеческих, подобно пчеле, кото­рая, садясь на каждый цвет, умеет извлекать из него одно то, что для нее годно; 58 в) все такие, даже законные соображения разума в области догматического Богословия, будут ли они принадлежать лично нам, или будут заимствованы нами из писаний святых Отцов, отнюдь не ставить наравне с самыми дог­матами, не сравнивать с доказательствами или пояснениями догматов, заимствуемыми из Священного Писания и Священного Предания, не счи­тать даже за действительные доказательства в строгом богословском смысле: забвение этого правила, как показал опыт римской церкви, нередко приводило к тому, что частные мнения некоторых древних учителей или даже позднейших богословов возводили на степень догматов; 59 г) не вдаваться в излишние диалектические тонкости при рассуждении о догматах, а тем бо­лее избегать пустых вопросов, не относящихся прямо к поло­жительному учению Церкви; пример схоластики средних веков показал, до чего могут довести догматическое Богословие подобные тонкости и вопросы. 60

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Кипарисами означаются классы, которые в общественной иерархии следуют непосредственно за князьями и вельможами. – Прекрасные дубы Васанские ( Ис. 11, 13 ; Ueз. XXVII, 6 ), растущие за Иорданом, в стране, не защищенной ничем от нападений иноплеменников также не избегнут гибели, потому что повалился непроходимый лес (страна к западу от Иордана). – Слышен голос ( Hayм. III, 2 ) рыдания пастухов на высоких равнинах Васана и Галаада, потому что опустошено то, что составляло славу и богатство этих пастухов. Слышно рыкание молодых львов в глубокой долине Иордана, потому что краса, слава этой реки дремучий лес ( Uep. XLIX, 19; L, 45; XII, 5 ), где находили себе убежище дикие звери, опустошен ( Uep. XXV, 36:38 ). Таким образом вся страна будет опустошена врагом, который придет с севера, и все классы общества пострадают от этого погрома, который постигнет народ во время его процветания 1–3. Событием исполнившим это краткое и темное пророчество, может быть не какое либо другое, как опустошение Иудеи Титом и Адрианом, на которое сделаны уже намеки V и X, 2, 3. в) Преступление, причина этой гибели (XI, 4–17) Этот отдел весь основывается на сравнении Израиля со стадом, которое пасется Всевечным (или Его служителями). Это сравнение употреблено в первый раз Моисеем ( Чucл. XXVII, 17 ); мы находим его потом в Псалмах Давида (XXII) и у Исайи (XL. 11и пр.); оно занимает значительное место у Иеремии (XXIII и пр.) Иезекииля (XXXIV и пр.), и Захария уже пользовался им IX, 16; X, 2, 3. Пророчество принимает здесь символический характер видения, и нельзя предполагать, что Захария повторил внешним и видимым образом действия, которые видел в состоянии восторга: он не пас стада, обреченного на заклание, он не получал в уплату тридцати сребреников, которые бросил будто бы в церковное хранилище и пр. Иначе ему пришлось бы отрешить трех пастырей в один месяц, и его овцы узнали бы, что его речи истинно слово Всевечного (II). Самый текст доказывает, что все это происходило в видении. Захария в этом символическом пророчестве, представляет сначала (4–14) всех добрых пастырей, которые во время упадка Иудеев и позднее при Маккавеях, пытались возвратить народ на узкий путь веры в обетование, и приводит к Тому, кого они прообразовали, к истинному пастырю, Иисусу Христу: тайнозритель сливается здесь в одно лицо с Мессией, Ангелом Всевечного, Всевечным Самим (9 и 10, завет, который заключил Я; 12 и 13; цена, в какую они оценили Меня; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Воскресший есть для всех Господь и с высоты своего престола властно рассыпает щедроты по всей поднебесной. Согласно этому принципиальному воззрению Лука особенно часто употребляет наименование Κριος в приложении к Искупителю 142 , приближаясь тут к Иоанну Богослову, независимому, но во многом предполагающему его 143 им терминологически отражая Павлинистическую концепцию 144 . Однако эта господственность – не отвлеченно-подавляющая, а гуманитарно-приближенная и потому приобщающая все человеческое и органически объединяющая в себе всех его членов на началах равного облагодатствования всякой верующей души. У Луки Христос есть абсолютный примиритель, а христианство – божественная благодать безмерной милости Божьей, всех избавляющей и оживляющей для радости и блаженства не по холодному деспотизму, а по внутренней конгениальности. И мы видим, что термин υς Θεο значительно превышается в третьем Εвангелии (8+26) сочетанием υς το νθρπου, ибо, будучи и всегда пребывая Богом, Сын Вышнего сделался человеком по любви к людям и ради их спасения. В таком качестве Он всем близок, и Его учительное обращение для всех обязательно и вразумительно. Посему лишь у Луки и нигде более Христос шесть раз ( Лк. 5:5 , Лк. 8:24 , Лк. 8:45 ; Лк. 9:33 , Лк. 9:49 ; Лк. 17:13 ) именуется πισττος, или общий наставник неоспоримо божественного авторитета и не менее несомненной гуманитарности. Слово Его и властно ( Лк. 4:32 , Лк. 4:36 ) и непреложно ( Лк. 21:33 ), так что внимательность к нему награждает слушающих теснейшим родством с Учителем ( Лк. 8:21 ) и дает единое на потребу ( Лк. 9:39 , Лк. 9:41 ). Он  – Κριος, господин, всем владеющий и всем распоряжающийся неограниченно, но Его сила направляется не к победе принуждения, поскольку это – Спаситель (σωτρ Лк. 1:47 ; Лк. 2 :11и ср. Ин. 4:42 ; σωτηρα Лк. 1:69 , Лк. 1:71 , Лк. 1:77 ; Лк. 19:9 и ср. Ин. 4:22 ; τ σωτριον Лк. 2:30 , Лк. 3:6  – у других синоптиков не встречаются) по снисхождению, человеколюбию и благости Божьей (χαριτω Лк. 1:28 ; χρις 8 раз и еще у Ин. 1:14 , Ин. 1:16 , Ин. 1:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Как нами уже указывалось выше, во время ректорства прот. Александра Горского установилась особая атмосфера доверия и искренности в Академии, которая основывалась на том, что студенты, как будущие священники, люди сознательные. По словам одного из бывших воспитанников МДА начала 70-х годов XIXb.: «в традиции Академии прочно укрепился в начальствующих лицах принцип доверия к студентам, как людям зрелым, способным осознавать свои задачи и цели. Инспекторское око смотрело на них с высоты птичьего полета и в руках своих не держало железного жезла. Ценилась жизнь студента в ее непосредственности» .Студенты в Московской Духовной Академии пользовались даже большей свободой, чем в других Академиях. «Общих молитв, например, не было. Молиться по казенному у нас не считалось добродетелью» . Как следует из дневников проф. А.Д. Беляева, которые он начал вести еще в студенческие годы, ему пришлось принять непосредственное участие в таком студенческом суде. Более того он занимал должность председателя в нем и вел документацию судебного делопроизводства. Сущность дела состояла в том, что студенты возмутились недоброкачественной рыбой на трапезе и высказали коллективно свое возмущение. Однако один из студентов, Николай Виноградов, опроверг их заявление, мотивировав это тем, что некоторые были не совсем трезвыми, а остальные просто пошли за компанию. Это, конечно же, вызвало бурное негодование таким поведением товарища, и потребовало суда и вынесения приговора . «Приговор этот положен в наказание не за одни Ваши слова инспектору, компрометирующие товарищей, но и за презрительное отношение Ваше к товарищам» , - читаем из студенческого обвинительного приговора Н.Виноградову. Из материалов «дела» мы видим, что оно состоялось 22 ноября 1875 г . Как следует из дневника сам суд происходил довольно быстро: «Собрание студентов после обеда в 11и решение их. Общее собрание вечером, суд, произнесение приговора» .Однако подсудимый проигнорировал приглашение товарищей и не явился в собрание, поэтому приговор был максимально жестким. Его признали «иезуитом» и было решено прекратить с ним общение на целый месяц .

http://bogoslov.ru/article/5269001

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010