Среди многочисленных свидетельств о действительности и непререкаемости будущего Всеобщего суда ( Иоан. 5:22, 27–29 ; Матф. 16:27, 7:21–13 , 11и 24, 35 и 41–42, 13:37–43, 19:28–30, 24:30, 25:31–46. Деян. 17:31 . Иуд. 14–15 . 2Кор. 5:10 . Рим. 2:5–7, 14:10 . 1Кор. 4:5 . Еф. 6:8 . Кол. 3:24–25 . 2Сол. 1:6–10 . 2Тим.4:1 . Откр. 20:11–15 ) наиболее полно представлен образ этого последнего суда Спасителем в Матф. 25:31–46 (Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей...). По этому образу можно заключить и о свойствах суда. Он будет: всеобщий, т.е. простирающийся на всех людей, живых и умерших, добрых и злых, а по иным указаниям слова Божия – и на самих даже падших ангелов ( 2Пет. 2:4 ; Иуды 6 ); торжественный и открытый, ибо Судия явится во всей славе Своей, со всеми святыми ангелами, перед лицом всего мира; строгий и страшный, совершаемый по всей правде Божией, и «день тот будет днем гнева и откровения праведного суда Божия ( Рим. 2:5 ); последний и окончательный, определяющий на всю вечность судьбу каждого судимого. Результатом Суда будет вечное мздовоздаяние – блаженство праведных и мучения осужденных злых. Изображая в самых светлых и самых радостных чертах вечную жизнь праведных после Всеобщего суда, слово Божие говорит с той же утвердительностью и несомненностью о вечных мучениях злых. Идите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, – скажет Сын Человеческий в день суда... и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мт. 25:41–46 ). Это состояние мучения представлено в Священном Писании образно, как место мученья и именуется «геенной» (образ огненной геенны взят с эномской долины возле Иерусалима, где совершались смертные казни, а также сваливались всякие нечистоты, вследствие чего для предохранения от заразы там всегда поддерживался огонь). Господь говорит: если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает ( Мар. 9:43–46 , также 45–49). Там будет плач и скрежет зубов – не раз повторял Спаситель о геенне (Матф. 8и др.). В Откровении Иоанна Богослова это место или состояние называется озеро огненное ( Откр. 19:20 ). И у ап. Павла: В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа ( 1Сол. 1:8 ). Образы: червь неумирающий и огонь неугасающий, очевидно, символичны, и указывают на тяжесть мучений. Св. Иоанн Дамаскин замечает: «грешники преданы будут огню вечному не такому вещественному, как у нас, но такому, какой известен одному Богу» (изложение православной веры).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Читатели оказались стойкими в вере, вопреки преследованиям (ср.: Тов. 1:20; 2:7,8 ). Об «узах» (несомненно, о находящихся в заточении христианах) см. в 13:3; ср.: 11:36. Об «имуществе лучшем» см. в коммент. к 11:10. 10:35,36 . И в иудаизме, и в христианстве (11:26) говорили о награде за проявление стойкости в вере в Бога. Об этом обетовании см., напр., в 6:13–20; 11:9,13,39,40. 10:37. Это цитата из Авв. 2:3 , слегка измененная и упрощенная в свете представлений автора о пришествии Христа (возможно, под влиянием и с использованием части текста из Ис. 26:20 , в контексте которого автор использует слова в Евр. 10:27 ). 10:38. Здесь автор приводит цитату из Авв. 2:4 , о чем см. в коммент. к Рим. 1:17 . Он следует тексту Септуагинты почти дословно, за исключением того, что изменяет порядок предложений, переставляя предложение со словом «праведный» на первое месте. (Как и Павел, он опускает ряд слов в начале предложения, напр., слово «своею» перед «верою». Хотя в большинстве греческих переводов слово «своя» перед верой присутствует, т. е. речь идет о верности Божьей, в Евр. речь идет, предположительно, о вере «праведного», как и у Павла.) 10:39. Автор разъясняет ст. 2(процитированный в предыдущем тексте) в обратном порядке, до конца (как это было принято в древней риторике), в выбранной им тональности: стойкость в вере, а не отступничество. В следующей главе он дает определение истинной стойкости в вере. 11:1–31 Герои веры После определения веры в 11и введения своего тезиса в 11:2, автор раскрывает его на примерах библейских персонажей. Вера в данной главе рассматривается как твердая убежденность в верности Бога Своим обетованиям, уверенность, которая позволяет устоять в вере (10:32–39). Эта глава – настоящий литературный шедевр. В ней используется особый литературный прием, ретроспективно прослеживается история, отдельные вехи иудейской истории – для иллюстрации мысли автора, как и в ряде других текстов, напр.: Дeяh. 7; I Мак. 2:49–69 и Сир. 44–50 . В этой ретроспективе приводятся панегирики, хвалебные биографии (жизнеописания героев веры). (Древние моралисты обычноиспользовали примеры людей, чью добродетельную жизнь они восхваляли, а иногда и сочиняли биографии с этой целью.) Автор использует в данной главе особый стилистический прием – анафору, «единоначатие», когда каждый самостоятельный отрывок (часто стих) начинается с одного и того же слова, в данном случае это слово «вера».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Чистые и нечистые животные четвероногие млекопитающие. Для них указывается (Лев.11и д.) два признака чистоты и годности к употреблению в пищу: 1) полная раздельнокопытность – присутствие на копытах животного " глубокого разреза» ( Втор 14.6 ) и 2) жвачность животного. В параллельной рассматриваемой главе кн. Лев.главе Втор 14.4–5 , названы 10 пород животных, удовлетворяющих обоим требованиям и потому чистых и употребляемых в пищу, но, конечно, под указанные признаки подходили, а потому и употреблялись в пищу, и многие другие породы млекопитающих четвероногих. Отрыгание жвачки – принадлежность только травоядных, след. плотоядные животные этим признаком исключались; признак же раздельнокопытности ограничивал круг самих травоядных. Отсутствие какого-либо из этих двух признаков делало животного нечистым. Первого признака недостает, напр., верблюду – разрез на копытах у него есть, но неглубокий, и копыто его представляет лапообразную подушку; также – тушканчику или горной мыши (евр. schaphan, греч. χοιρογρλλος ср. Пс 103.18 ; Притч 30.26 ) и зайцу ( Лев.11:4–6 ; Втор 14.7 ); второй признак отсутствовал, напр., у свиньи, считавшейся у евреев самым нечистым и оскверняющим животным (по раввинам, 9 10 всех нечистот в мире происходит от свиньи, см. Lexic. Buxtorfii под сл. chazir), как по ее нечистоплотности (ее почитали также источником проказы), так и по употреблению ее в языческих жертвоприношениях (название «ядущий свинину» было синонимом идолослужителя, Пс 65:4, 66:17 , ср. 2Мак 6:18 , 7и д.). Неядение свинины евреями и в древности, и в новое время считалось одним из характерных черт этой нации (Ювенал в сатире 14осмеивал иудеев за это). Моральный или аллегорический смысл указанного правила о различении четвероногих животных, по блаж. Феодориту (вопр. 11), таков: «раздвояющее копыто означает различение дел добрых и противоположных им, сверх же сего жизнь не в настоящем только веке, но и в будущем, и предоставление одному веку только необходимого, а другому всего, т. е. души и тела, и относящегося к телу. А отрыгающее жвание означает поучение в божественных словесах».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Конечно, выраженные пророком чувства недовольства и отчаяния его проклятия своим врагам ставят его несравненно ниже Того Сына Человеческого, Который страдал от Своих соплеменников, не издавая жалоб и никого не проклиная даже в момент Своей страдальческой кончины. Но во всяком случае среди пророков никто не был по своей жизни и страданиям более рельефным прообразом Христа, чем Иеремия. И уважение, какое питали к нему иудеи, проявлялось иногда вопреки их желанию. Так Седекия дважды советовался с ним, а иудеи, не послушавшие совета Иеремии относительно удаления в Египет, все-таки взяли туда его с собою как бы какой священный Палладиум. 4. Содержание пророчеств Иеремии. Как уже показывает история призвания Иеремии к пророческому служению ( Иер. 1 ), пророк должен был в особенности возвещать суд, почему его книга справедливо названа в Талмуде книга угроз. Этот суд вызывается чрезвычайной виновностью народа иудейского пред Иеговою. Первую вину народа составляет, по взгляду пророка, отступление от истинного Бога – Иеговы к другим богам, каковы, Ваал, Молох, царица неба и т. д., а потом и в собственном смысле служение идолам. За этот грех и обрушивается суд Божий на народ иудейский: см. Иер.1:16, 2:5–8, 11, 13, 20, 23, 27 и сл.; Иер. 3:1, 6, 9, 13, 5:7, 19 , 6и сл.; Иер. 9:14 , 10и сл.; Иер. 11и сл.; Иер.11:17, 12:16, 13:10, 27, 15:4, 16:11, 19 и сл.; Иер. 17:2, 18:15, 19:4, 13, 32:29, 34 и сл.; Иер. 44:8, 15, 17 и сл. Из этих мест становится ясно, что служение на высотах, т. е. на некоторых освященных древними воспоминаниями местах вне Иерусалима, увлекало народ к язычеству и должно бы быть подвергнуто полному, с точки зрения закона Моисеева, осуждению, так как этим служением не только нарушался закон о единстве места богослужения, но и в самое служение Богу вводились языческие обычаи. Но кроме этого двусмысленного культа, поблизости Иерусалима, в долине сынов Еннома, по крайней мере до реформы, произведенной царем Иосиею, существовал алтарь в честь Ваала-Молоха, где были приносимы в жертву дети ( Иер.7:31 ; Иер. 19:5 ; Иер. 32:35 ), и, наконец, в самом храме стояли языческие идолы ( Иер. 32:34 ). Может быть, в последние годы существования Иудейского царства и не было в Иерусалиме прямого идолослужения, но во всяком случае склонность к нему в единоплеменниках Иеремии не была уничтожена, и иудеи должны были понести наказание не только за грехи отцов своих, но и за свое собственное поведение в отношении к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

768 По-видимому, Ирьскъградъ – это полукалька греч. ρωοπλις ‘город героев’. В hacmozщee bpeмz города не существует. Полагают, что он haxoдuлcz у bnaдehuz канала в Красное море, там, где сейчас pacnoлaraemcz г. Возможным источником сведений об городе длz Cocmabumeлz Палеи были ИД. 7, 5. – А.М.К. 770 Манассия – евр. ‘заставляющий забыть’ (БЭ. I. 448). Ефрем – евр. ‘быть плодоносным’ (БЭ. I. 246). О рождении Манассии и Ефрема женой Иосифа Асенеф рассказывается в апокрифической «Повести об Иосифе и Асенеф» нач. II в. (см.: МЖ. С. 119). 773 Далее в др.-рус. списках следуют слова кори бо Иковъ, которые разрывают библейскую цитату и искажают синтаксис фразы; по-видимому, эти слова представляли в протографе глоссу, затем неуместно внесённую в текст. 774 Слов о прощении грехов первенцу Иакова в параллельном тексте Библии не содержится. Кроме того, по сравнению с библейским текстом, в палейном варианте благословения Рувима опущена положительная характеристика старшего сына: «верх достоинств и верх могущества» (ср.: Быт. 49:3–4 ). Пророческого элемента, характерного для благословений других сыновей, здесь нет. 775 О коварной мести жителям Сихема: сыновья Иакова в отместку за обесчещенную сыном Еммора Сихемом сестру Дину сначала вынудили сихемлян принять обрезание, а затем больных и обессиленных уничтожили (см.: Быт. 34:1–29 ). 777 Апокрифический мотив, не соответствующий Библии и противоречащий осуждению Симеона и Левия. По смыслу дополнения, Иаков не может осуждать иудейскую жестокость, будучи сам причастен к ней. 778 Толковательная часть основана в том числе и на данных апокрифического «Евангелия Никодима», где Анна и Каифа фигурируют среди судей, которые свидетельствовали перед Пилатом против Иисуса Христа, а по Воскресении Иисуса пытались скрыть это событие от иудеев (см.: Апокрифы–1999. С. 811, 813, 814, 818–822). Первосвященник иудейский Иосиф Каифа упоминается в Мф. 26:3 ; Ин. 11и как историческое лицо известен Иосифу Флавию (ИД. XVIII, 11. 2). После отзыва Пилата, произошедшего ок. 36 г., Каиафа был лишён звания первосвященника. Анна (или Анаа) являлся тестем Каиафы и входил в состав Синедриона ( Ин. 18:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Должно, впрочем, сказать, что хотя пророчество о мерзости запустения, содержащееся в 9 главе, было сообщено в ином видении, нежели два других предсказания о том же предмете, но по существу своему и даже по слово-выражению оно сходно с ними. Во всех трёх местах выражены две тесно связанные одна с другой мысли: о прекращении жертвы и о поставлении мерзости запустения. По букве различия между этими местами есть, но они не значительны, и сущность мысли во всех трёх местах остаётся одна и та же. Так, во всех трёх местах употреблено одно и то же слово (шиккуц), что значит мерзость, отвращение, а также и предметы отвращения, например, осквернённые предметы, идоложертвенные мяса, идолы, – идолы всего чаще. Различие только в том, что в 9это слово поставлено во множественном числе (шиккуцим), так что, при свойстве еврейского языка формой множественного числа усиливать отвлечённые понятия, по-русски шиккуцим можно перевести: мерзость из мерзостей; а в 11и в 12то же слово поставлено в единственном числе, и притом в 11с членом (гашшикуц), чем означается определённая мерзость. – Равным образом и другое основное понятие изречения: запустение, во всех трёх местах в подлиннике выражено одним и тем же словом, причастием от глагола (шамам), цепенеть, с изумлением смотреть на что либо, оцепенеть от ужаса, запустеть быть опустошённым, опустошать. Различие только в том, что в 9и 11:31 причастие поставлено в форм пюаль – (мешомем), а в 12в форме пааль или каль, (шомем). Но различие это настолько ничтожно, что во всех трёх местах слово это можно переводить одинаково: или словом запустения, как в нашем Синодском переводе Библии , если предпочитают находить в тексте указание на состояние запустения, а не на личность производящего это запустение, или словом опустошающего, опустошителя 173 . Последний перевод ближе к букве, но первый имеет то важное преимущество, что он совершенно согласен с евангельским изречением. Иисус Христос сказал: τ βδλνγμα τς ρημ σεως, а не το ρημτεως. Впрочем, и тот и другой перевод по существу выражает одну и ту же мысль. Например, при Антиохе Епифане виновником мерзости запустения был сам он, как вошедший в храм, поставивший в нём идолов, учредивший там жертвы им, истреблявший поклонников истинного Бога, или обращавший их в язычество; а потому мерзостью запустения можно назвать и его самого, и поставленных по его приказанию в храме идолов, и вообще всё то нечестие и осквернение святыни и святых, которое было им произведено. Точно таким же образом и при антихристе мерзостью запустения будет и состояние нечестия, соединённое с поруганием всего святого, и сам первовиновник этого состояния.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Священники, совершая жертвы по закону, иногда своими одеждами касались назначенных на всесожжение овнов. Итак, говорит, если священная одежда, освятившаяся может быть чрез жертвенное мясо, коснется чего-либо другого, не принесенного (в жертву) Богу, то будет ли и это свято? На это, согласно закону, священники дали отрицательный ответ. Таким образом как бы через преподавание пойдем к более истинному. Итак, приносящий жертвы, если возбуждает гнев Божий другими какими-либо способами, освятится ли от жертвы? Никак, напротив — должен быть осужден, как еще не очистившийся, а приносящий жертву. Что это истинная речь, послушай, что говорит Законодатель в книге Левит: «и мясо, яже аще прикоснется всякому нечисту, да не снестся, на огни да сожжется: всяк чистый да снест мясо: душа же, яже аще снест от мяс жертвы спасительной, яже есть Господу, и нечистота его на нем, погибнет душа та от людей своих» (Лев. 7:19—20). Видишь, как бесполезно, даже более — бывает виною гнева и смерти приношение жертвы нечистыми руками. Посему, как одеяния священников, хотя и освященные чрез мяса жертвы, не освятят однако же прикасающихся к ним: так, говорит, и жертвоприношения Богу не сделают святыми тех, кои решаются оскорблять каким-либо другим образом и желают бездействовать в угодном Богу. А что, как сказал я, ради торговли и ее барышей соприкасаясь с людьми нечистыми, они и сами без сомнения будут причастны скверны тех, это представляет ясно посредством другого вопроса. Сказал опять: «аще прикоснется оскверненный по душе от всякого сих, еда осквернится? Они же реша: осквернится». Закон Моисеев повелел освященным не прикасаться мертвого тела и не подходить к умершим людям: не должны, сказал, оскверняться священнодействующие (прикосновением к трупу), кроме только (трупов) матери, отца, брата и сестры, а предстоятель священнических чинов и начальник — даже и к этим (трупам) совсем не должен прикасаться (Лев. 21:1—4, 10—11, ср. Лев. 11и Чис. 6:7). Агг.2:14. За приятия их утренняя поболят от лица трудов своих, и ненавидесте во вратех обличающего    Говорят, что этих слов не имеет ни еврейский текст, ни другие переводчики не читают и не знают.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3520...

Из встречающихся в Талмуде и относимых к христианам названий только о названии «ноцри» можно с уверенностью сказать, что оно есть специфическое название христиан как лиц известного, отличного от иудейского, вероисповедания, так как происходит непосредственно от названия «ноцри» или «нацорай»=Ναζωραος примененного к Иисусу Христу предавшими Его Пилату иудеями ( Ин.18:5, 7 ), соответственно чему была изготовлена надпись на кресте ( Ин.19:19 ), в которой Иисус Христос был назван Иисусом Назореем, почему и верующие в Него у иудеев назывались «назореями» («нацорайе – ноцрим» ср. Деян.24:5 ) 6 . По мнению Галеви, это название сперва было общим названием христиан из семитов, но впоследствии, когда христианство распростра­нилось среди греков, оно было заменено названием «христианин» (χριστιανς) , начало чему было положено в Антиохии (ср. Деян.11:19–26 ) 7 ). В Талмуде же осталось прежнее название христиан, которое потом перешло и в Коран, где христиане называются «ан-насара». Именем существительным, от которого происходит прилагательное «ноцри», служит не «Нацарет» (=«Назарет») 8 , от которого, как вполне правильно предполагает Галеви, прилагательное было бы «нецарти» (ср.от «Пелешет» – «пелишти»=филистимлянин), а не «ноцри», но – существительное «нэцер» (=«отпрыск», «цвет»), как в пророчестве Ис.11и называется Мессия («нэцер мишшорашайв ифре=и ветвь произрастет от корней его») 9 , соответственно чему смысловое значение «ноцри» будет в смысле физическом «отпрыск, ветвь, цвет», а в смысле нравственном – «поборник» (πρμαχος) 10 . Что касается прочих названий, относимых иногда также к христианам, как: «гой», «акум», «миней», «ам-гаарец» и «эдом», то справедливость требует сказать, что обозначаемый этими названиями понятия, в отношении содержащихся в них признаков, не могут быть подведены под одну категорию с понятием «ноцри». Так, часто употребляемое в Талмуде название «гой» выражает идею о лице не иудейского происхождения, к какой бы национальности или вероисповеданию это лицо ни принадлежало.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

11и далее) — столько от первосвященнического достоинства отстоит тот, кому вверено плотское начальство. Согрешившему же, если он не иерей и не князь, постановил в жертву приносить козу, потому что, как говорили мы и выше, князю приличествует жертва мужеского пола, а подчиненному — женского. Кто или прикоснулся к чему-либо нечистому и запрещенному, или слышал кого, давшего клятвы, или сам обещался что сделать или принести в дар Богу и обещание подтвердил клятвою, но слова своего не оправдал делом, тому закон повелевает скорее исповедать грех, а потом принести агницу или козу и сим умилостивить Бога (Лев. 5и далее). Если же он беден, то повелевает ему принести двух горлиц или двух птенцов голубиных (Лев. 5:7). А если и на сие не имеет достатка, велит принести немного пшеничной муки без елея и ливана (Лев. 5:11), потому что елей означает веселье, а ливан — благоухание, грех же лишен того и другого. Весьма же прилично соединил между собою сии грехи: прикоснуться к нечистому и утаить грех и клявшегося, и солгавшего. Ибо чистый, прикасаясь к нечистому, оскверняется и неклявшийся делается сообщником во грехе с солгавшим, если не обличил его лжи. Но достойна удивления благость Владыки в том, что обещавшегося принести какой-либо дар и не исполнившего на деле, не наказывает как неблагодарного и клятвопреступника, но врачует маловажным взысканием. Вопрос 2. Что значит сказанное: душа яже аще забудет забвением, и согрешит не хотящи от святынь Господних (Лев. 5:15 )?    Нередко случалось, что иной за недосугом не приносил вовремя посвященного Богу, как-то: первородных, или начатков, или обетов. Итак, впадшего в сие преступление Бог подвергает взысканию, превышающему требовавшееся приношение. Ибо повелевает сперва заплатить весь Божественный долг, приложив к нему пятую часть настоящей цены, а потом в жертву о преступлении принести овна ценою в пятьдесят сиклей и таким образом получить отпущение греха. Сие и подобное сему узаконив о согрешивших непроизвольно, тем, которые согрешили произвольно, взяли залог и затаили или учинили какую неправду и грех увеличили ложною клятвою, повелевает также сперва отдать обиженным, что незаконно отняли, и приложить к цене всего пятую часть, а потом принести овна и умилостивить Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

9Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. (Флп., 240 зач.) Нас называют рабами, люди от мира сего. Сергий 25 февраля 2014, 08:11 без веры в истинного Бога человек любой национальности раб своих страстей , иллюзий и заблуждений. Меня вопрос национальностей, даже своей собственной, не интересует - для чего ворошить родословие понятие не приложу, главное что я сам из себя представляю, я хозяин своей судьбы в вечности. Не существует людей знающих всех своих предков хотя бы даже до 10 колена, тк оных аж больше тысячи всего за 200 лет набегает и далее в геометрической прогрессии. Любой национализм ущербная идеология гордецов, которые самозначимость подпитывают чужими успехами " своего " народа. Наверняка, среди моих предков были и холопы, рабы, крепостные,блудницы, пастухи, уголовники и алкоголики и тд - меня то это не касается и не беспокоит, пред Богом я не несу за них ответственности, а только за свои собственные грехи и поступки. Господь не погнушался блудниц, мытарей и разбойников и всех зовёт к покаянию и вечному блаженству в своем Царствии, а вот горделивым господам, кичащихся своими достоинствами туда точно не попасть, будучи обречёнными на нескончаемые геенские муки. " Сердце уничиженно и смиренно Бог не уничижит " ( Псалом 50), а гордецов Господь низвергнет выю и покарает. Оля 25 февраля 2014, 05:18 Молодец, Дмитрий! Просто мастер-класс опять же. Хорошо, что нашёлся повод для шедевра. Меня просто в восторг приводит, как Вы пишете. И Смысл и Форма!!! Конечно, дяденьке этому это совсем ни к чему, он тут только повод, подставочка, останется каким был, а вот от нас - от всей души Вам спасиБо! " ...Кроткие унаследуют... " Антонина Фальчук 25 февраля 2014, 03:51 Ну что православные россияне , а ведь вы забываете о том ,что и татары люди по образу и подобию сотворённые , а у вас " не рабов " только

http://pravoslavie.ru/68689.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010