Его злополучная судьба и злоключения, причинённые ему неверной женой, припомнились, вероятно, автору любопытного воспоминания из практики путешественников-богомольцев – калик-перехожих с их атаманом. Весьма интересно уже то, что имя Михайла Потока носит атаман каличий в некоторых пересказах былины о сорока каликах. Ор. Миллер не знал в своё время легенды о Михаиле из Потуки, и потому не удивительно, что он совершенно ложно, по следам Безсонова, связывал богатыря Потока с атаманом калик 1038 . Все домыслы Безсонова и Миллера о происхождении этого имени от корня: тък и т. п., о силе движения или стремления, неугомонной, перехожей, – должны быть оставлены, как совершенно излишние, и удивительно, что Ор. Миллер повторяет их (см., напр., стр. 386–7). Фантастичны также выводы Ор. Миллера о том, что Михайло Поток былины о каликах это – «наш старый знакомый, который после долгого своего мирского странничества становится, таким образом, странником ради небесного царства» 1039 . Связь обоих Потоков вовсе не в указанном Ор. Миллером пункте – этой фантастики я не буду даже опровергать. Связь их в том, что оба они пострадали от женщины и притом женщины испорченной, развратной, бросавшейся, что называется, на шею мужчинам. Как недостойная супруга Михайла Потока сбежала от мужа и, мало того, всячески старалась извести его, пока, наконец, сама не погибла от руки возмущённого мужа, спасённого чистым существом, – так и развратная княгиня, супруга Владимира, Евпраксия, изменяющая трусливому князю ради Чурил да Тугаринов Змеевичей 1040 , – причиняет много зла, незаслуженного, ни в чём неповинному атаману калик. Тут, я полагаю, сказителям пришло на память и закапыванье в землю атамана (по злобе Евпраксии), похожее на опускание в могилу Потока с его (коварной впоследствии) женой 1041 . Но в то же время я считаю, что влияние былины о Потоке могло иметь место уже тогда, когда все подробности былины о каликах уже сложились, так что совпадение в общей идее эпизодов привело к ассоциации с самим именем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Упился без памяти?» 1033 вопрос, хотя и не был настолько распространён, как предыдущий, тоже встречается в текстах, обращённых к мужчинам и к женщинам. В статье редко появляются разночтения. Лишь в одном тексте сохранилось интересное выражение: «Или пила еси в чаши и блевала еси?» 1034 В вопроснике женщинам указывается на последствия пьянства: «Или будешь напилася бес памяти и блуд створил некто с тобою?» 1035 В двух парных текстах для мужчин и для женщин прибавлена епитимья 7 дней поста, в духовническом поучении первой трети XVI в. – 8 дней. 1036 Во всех остальных текстах епитимья отсутствует. Впрочем, питие не всегда осуждалось: жития святых сохранили примеры чудес, прославляющих Бога, происшедших с человеком в состоянии опьянения. 1037 2.3. Рвота «Блевал, обьядся или упився?» – статья встречается в большинстве вопросников, обращённых как к мужчинам, так и к женщинам. В некоторых текстах подчёркивается пьяное состояние человека: «упився допьяна». 1038 В других вопросниках слова об объедении или пьянстве вообще опускаются. Епитимья, назначаемая за этот грех, составляет 40, 30 или 20 дней поста 1039 – достаточно суровые епитимьи, учитывая, что интересы других людей не были задеты. С предыдущей статьёй сходен вопрос, затрагивающий христианские святыни: «Дору ед, блевал?», одинаково часто встречающийся в текстах как для мужчин, так и для женщин. Вопрос подразумевает не просто чревоугодие, но осквернение святыни, которая таким образом оказывается в грязи, где её могут растоптать ногами или съесть псы. Подобное описание часто встречается в поновлениях, предназначенных для священников: «Согреших, всю нощь пиях, и заутра правил не отправя, ни вечерни, ни нефимона, ни полунощницы, ни заутрени, ни часов, ни канонав, а обедню служих, и паки в пиянство впадохся и блевах вечере, а иногда нощию, и наутрие литургисах, и того дни в запоистве блевах, и блеваное пси поядоша, и сам по тому месту хоих, и инии мнози». 1040 Время считается сутками: святыня будет осквернена, если несчастье произойдёт меньше, чем спустя сутки после причастия. Так, в некоторых текстах уточняется: «блевала того дни или тое нощи». 1041 Понятие святыни раскрывается по-разному: помимо «даров» и «причащения» упоминаются «хлебец Богородичен», «просфира», «святые тайны». Часто добавляются слова о том, что казус произошёл в результате пьянства или объедения «по грехам того дни». Обычно епитимья составляет 40 дней поста, 1042 но в некоторых текстах наказание значительно отличается. Епитимья колеблется от года до 7 и даже 3 дней поста. 1043

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Баумштарк стал первым главным редактором нового специального журнала Oriens Christianus (издавался с 1901 г. в Риме, с 1911 г. – в Лейпциге, затем в Висбадене) и находился на этом посту с небольшими перерывами до 1941 г. He получив кафедры в Римском университете, Баумштарк возвращается в Германию, где до 1921 г. работает школьным учителем в Засбахе, пишет несколько монографий, ряд статей для журналов и энциклопедий. Он преподавал в университетах Германии и Нидерландов (Мюнстер, Бонн, Утрехт, Неймеген), по ходатайству друзей получил звание почетного профессора по кафедре христианского востоковедения и литургики в Бонне, в 1930–1935 гг. занимал также кафедру христианского Востока в Мюнстере. В 1925 г. Баумштарк становится доктором теологии honoris causa 1035 . Баумштарк активно выступал за реформу Бревиария 1036 и плодотворно сотрудничал с одним из центров литургического движения – бенедиктинским монастырем Мария Лаах, настоятель которого И. Хервеген, стремясь объединить усилия ученых в исследовании западной литургики, предоставил Баумштарку условия для работы и возможность публиковаться в ведущем в те годы научном журнале по литургике Jahrbuch für Liturgiewissenschaft; вскоре он становится редактором этого журнала. Однако явные национал-социалистские симпатии ученого и поддержка им НСДАП на выборах привели к разрыву с коллегами, увольнению с поста редактора и отстранению от преподавания в Мюнстере. Перу Баумштарка принадлежит более 500 публикаций, среди которых – не утратившая научного значения «История сирийской литературы« 1037 , труды по восточнохристианской агиографии, истории сирийских монастырей, публикации источников по истории богослужения и др 1038 . Однако особое место в творческом наследии ученого занимают труды по исторической литургике 1039 . Основные научные принципы и методы исследования в этой области изложены в фундаментальной монографии »Сравнительная литургика» 1040 : генетический подход к обрядам, идея их непрерывной эволюции при сохранении ядра, применение компаративных методов исследования, которые уже со второй половины XIX в. пользовались популярностью в историко-культурных исследованиях. Баумштарк ставил перед собой задачу описания изменяющихся литургических форм при остающемся постоянным содержании богослужения и резко критиковал европо- и римоцентризм своих предшественников (по его мнению, «изучать богослужение, опираясь только на одну из традиций, – то же самое, что изучать Евангелие от Луки, игнорируя других синоптиков»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

к) Г. Директора Московского Публичного и Румянцевского Музеев, от 28 апреля за 570, с препровождением для научных занятий проф. М.М. Тареева , 5 названий книг, которые, по миновании надобности, и возвращены уже в Музеи при отношении Совета. Академии от 15 мая за 28?. л) Управления Императорской Публичной Библиотеки, от 26 апреля за 816, с препровождением 3 названий книг на английском языке, – для научных занятий экстраординарного профессора Академии Д.И. Веденского. Определили: Принять к сведению. —155— XV. Представление Библиотечной Комиссии от 19 мая за 1040: «На основании 215 Академического Устава Библиотечная Комиссия имеет честь просить Совет Академии о разрешении выписать для академической библиотеки издания, значащиеся в прилагаемых при сем заявлениях академических преподавателей за 435, 437, 439, 441 и 449 (Проф. С.С. Глаголева ), 436 (Проф. А.А. Спасского), 432, 1088 и 1090 (Проф. М.М. Тареева ), 450 (Проф. П.П. Соколова), 1142 и 1143 (Проф. И.В. Попова ), 434 (Проф. С.И. Смирнова ), 444 и 447 (Проф. Д.И. Введенского ), 53, 446 и 1052 (Проф. Свящ. Д. В. Рождественского ), 1051 (Проф. Свящ. В.Н. Страхова), 440 и 782 (И. д. доцента Н.Л. Туницкого), 155, 156, 157, 158 и 781 (И. д. доцента Свящ. П.А. Флоренского), 433 и 438 (И. д. доцента В.П. Виноградова ), 445 (И. д. доцента А.М. Туберовского), 785 (И. д. доцента В.А. Троицкого) и 783 (Библиотечной Комиссии). Определили: Поручить библиотекарю Академии К.М. Попову выписать для академической библиотеки означенные в заявлениях Г.г. профессоров и преподавателей Академии издания и о последующем представить Правлению Академии. XVI. Представление Библиотечной Комиссии от 19 мая за 1401: «Библиотечная Комиссия, на основании своего постановления от 18 мая 1912 года, сим имеет честь просить Совет Академии о дополнении утвержденных Советом Академии в заседании 7 июня 1911 года «Правил о порядке приобретения в библиотеку книг и журналов и пользования ими» следующим параграфом: § 12. Профессора Академии и служащие в Академии в штатных должностях, при выходе в отставку без пенсии или при переходе на службу в другие учреждения, обязываются сдавать в библиотеку все находящиеся у них книги академической библиотеки; их документы выдаются им или отсылаются по почте не раньше, как по предъявлении удостоверения библиотекаря, что за ними не числится книг академической библиотеки. В случае утраты ими книг взыскания за утрату, не возмещенную добровольно,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Продолжение следует). 1040 Смысл этих слов, по-видимому, такой: кто допустит, чтобы праведники, явившиеся в конце мира, жили и вошли в царство небесное так, как и те последние которые будучи призваны в одиннадцатый час без труда вступили в царство? 1041 Т. е. если эта притча относится к последнему суду, то под призванными от утра до вечера должно разуметь всех людей. которые от начала рода человеческого до конца мира при жиются в царство Божие, и о всех их сказано, что они трудились для царства Божия и роптали на Господа, но Авель, призванный рано утром, был убит отроком, и потому не мог потрудиться для царства Божия, и ираведчыв (яв> ь, данный Адаму вместо Авеля, не роптал на Бога. 1044 Имеется в виду 2Цар.5:6–8 по Сирскому тексту. В русском переводе (с Еврейского, сходно и LXX) это место читается так: „и пошёл царь... против Иевусеев, но говорили Давиду: ты не войдёшь сюда, ибо тебя отгонят слепые и хромые, то есть не войдёт сюда Давид. Однако Давид взял крепость Сион... и сказал: всякий, убивающий Иевусеев пусть поражает копьём и хромых и слепых, ненавидящих душу Давида. Посему и говорится: слепой и хромой не войдёт в дом“. Но в Сирском и в толковании св. Ефрема на это место читается иначе: „не войдёшь сюда, если (так как) не отгонишь слепого и хромого. Сие говорили Иерусалимляне Давиду, когда он намеревался взять крепость Сионскую. Смысл такой, если ты думаешь, что можешь взять наш герод, то имей ввиду, что слепые и хромые должны будут быть изгнаны (из него), прежде чем ты достигнешь того, на что так безрассудно решаешься; ибо если бы даже только они одни (слепые и хромые) остались там защищать крепость, то и тогда место это, благодаря своим природным свойствам, окажется таким, что не может быть взято ни силой, ни голодом. Всякий кто (поражая иевусеев – так в Сирском и Еврейском, но Ассемани qui diligit Iebusaeum, хотя в Сирском тексте св. Ефрема этих слов нет) коснётся щитом слепого и хромого, ненавидит он сушу Давида, то есть, Давида не любит тот, кто неприязнен к слепым и хромым, и об иевусеях радеют те, кои желают истребить этот род людей (Sancti Ephraemi Sir opera omnia, cd. Rom. Орр. Syr. t. 1. р. 401) Изречение св. Ефрема из толкования на четвероевангелие в приведённом месте из ею его толкования на 2Цар.5:6–8 находит себе не только объяснительную параллель, но и доказательство своей подлинности. Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Об этом могут быть делаемы только вероятные догадки. Можно полагать, что это случилось очень просто. В Александрии, конечно, нередко бывали случаи обращения к христианству людей эллински образованных, которые приняв христианство, хотели более подробно и основательно ознакомиться с принятой ими религией; для этой цели они поручаемы были наставлению лучших, более просвещенных из христиан. Когда число таких образованных язычников, обратившихся в христианство и желавших более глубокого знания христианства, увеличилось, нашли нужным назначить одно определенное лицо из христиан в качестве руководителя и наставника указанных лиц. И вот являлась школа, училище. Поэтому-то Александрийская школа у древних писателей известна под именем катехизаторской. Без сомнения, к этим указанным лицам, врученным для наставления учителю христианскому, могли присоединиться и язычники, еще не крещенные, но желавшие вообще ознакомиться с истинами новой религии, или из простого любопытства, или по склонности к христианству, а история жизни Оригена действительно свидетельствует, что и такие лица приходили в его школу 1040 . Даже еретики, и те имели желание слушать александрийских ученых катехетов, как свидетельствует опять история Оригена 1041 . И вот школа росла и росла. Так, весьма естественно могло возникнуть Александрийское христианское училище, известное с именем катехизаторского. Чтобы представлять себе правильно, что такое было александрийское училище, мы должны твердо помнить о следующих особенностях этого училища. Для училища вовсе не было отводимо особых специальных корпусов, как это бывает у нас, преподавание происходило в квартирах —254— катехетов, совершенно запросто 1042 . В училище, по крайней мере в первое время его существования, не видно какого-либо распределения слушателей на группы или отделения 1043 . – Слушателями были люди возрастные, уверение же некоторых исследователей, что будто оно назначалось и для детей, не имеет оснований 1044 . На уроки беспрепятственно являлись и женщины 1045 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Теперь вежливо вмешался тот тип. Он обращался на «вы» — и это резало пролетарское ухо. Он сказал, что надо честно и до конца рассказать всё, что известно Рубину об его женатом двоюродном брате: правда ли, что тот состоял прежде активным членом подпольной троцкистской организации, а теперь скрывает это от партии?.. И надо было сразу что-то говорить, а они вперились в него оба… Глазами именно этого брата учился Лёва смотреть на революцию. Именно от него он узнавал, что не всё так нарядно и беззаботно, как на первомайских демонстрациях. Да, Революция была весна — потому и грязи было много, и партия хлюпала в ней, ища скрытую твёрдую тропу. Но ведь прошло четыре года. Но ведь смолкли уже споры в партии. Не то, что троцкистов — уже и бухаринцев начали забывать. Всё, что предлагал расколоучитель и за что был выслан из Союза, — Сталин теперь ненаходчиво, рабски повторял. Из тысячи утлых «лодок» крестьянских хозяйств добро ли, худо ли, но сколотили «океанский пароход» коллективизации. Уже дымили домны Магнитогорска, и тракторы четырёх заводов-первенцев переворачивали колхозные пласты. И «518» и «1040» были уже почти за плечами. Всё объективно свершалось во славу Мировой Революции — и стоило ли теперь воевать из-за звуков имени того человека, которым будут названы все эти великие дела? (И даже новое это имя Лёвка заставил себя полюбить. Да, он уже любил Его!) И за что бы было теперь арестовывать, мстить тем, кто спорил прежде? — Я не знаю. Никогда он троцкистом не был, — отвечал язык Лёвки, но рассудок его воспринимал, что, говоря по взрослому, без чердачной мальчишеской романтики, — запирательство было уже ненужным. Короткие энергичные жесты секретаря парткома. Партия! Не есть ли это высшее, что мы имеем? Как можно запираться… перед Партией?! Как можно не открыться… Партии?! Партия не карает, она — наша совесть. Вспомни, что говорил Ленин… Десять пистолетных дул, уставленных в его лицо, не запугали бы Лёвку Рубина. Ни холодным карцером, ни ссылкою на Соловки из него не вырвали бы истины. Но перед Партией?! — он не мог утаиться и солгать в этой черно-красной исповедальне.

http://azbyka.ru/fiction/v-kruge-pervom/...

Речь идет о браке французского короля Генриха I с Анной Ярославной, отпрыском которого стал французский король Филипп I. Бракосочетание состоялось, вероятно, в 1051 г. (см. 17, примеч. 451; здесь же краткий обзор французских источников, сообщающих имя княжны). Свидетельство Адама показательно тем, что погружает краткое известие о «русском» браке французского короля в обширный политический контекст, который ему был ясен и который позволяет говорить о масштабной матримониальной политике Ярослава Мудрого (Hellmann 1962. S. 7–25; ДР. С. 357, генеал. табл. 12). Брак Анны хорошо вписывается в новое направление внешней политики Ярослава, обнаружившееся уже в первой половине 1040-х гг. Предыдущий период был ознаменован русско-немецкой близостью, которая выразилась в сотрудничестве Ярослава с Конрадом II, а затем и с Генрихом III сначала при низвержении польского короля Мешка II, а затем в деле восстановления стабильности в Польше в начале правления Казимира I (см.: 16, примеч. 436; 29, примеч. 814–815; Пашуто 1968. С. 39–40, 123). Ситуация в корне переменилась в 1045/6 г., когда был заключен мир с Византией (ПСРЛ 1. Стб. 154; 2. Стб. 142) и Киев вмешался в венгерские дела на стороне враждебного Германии Эндре I (см. предыдущее примеч.). В такой ситуации контакт с Францией, которая тогда находилась в затяжном конфликте с Германией из-за Бургундии, был бы логичным (ДР. С. 348–358 [IV, 4.3.1–3]). Имеются некоторые данные и о венгерско-французском сближении при Эндре I, которое вполне органично в русле общей антинемецкой направленности политики венгерского короля. С французской стороны несколько экзотический брак Генриха I, похоже, стал следствием известных матримониальных трудностей Капетингов из-за их родства с большинством соседних европейских династий (Dhondt 1965. Р. 57–58; Bouchard 1981. Р. 274–277). Матильда, дочь германского императора Конрада II, обрученная с Генрихом в 1033 г., умерла в 1034 г., и в течение пятнадцати лет (!) французский король оставался холост – факт сам по себе красноречивый.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

402 «Вулкан» – латинизированное искажение имени Василия Виоанна (см. 13, примеч. 377), с деятельностью которого на посту византийского катепана Италии в 1017–1028 гг. связаны военные, политические и административные успехи Византии в Итальянском катепанате, организованном во второй половине X в. путем соединения южноитальянских фем Ла(н)гувардии (см. примеч. 404) и Калабрии. 403 Город на крайней западной оконечности Калабрии, на берегу пролива, отделяющего материк от Сицилии. 404 Василий II умер 15 декабря 1025 г. Таким образом, прибытие войска и восстановительные работы в Реджо имели место не ранее 1024 г., что требует соответствующей корректировки даты в начале годовой статьи. 405 Обычно термин «Ломбардия» ( < лат. Longobardia) обозначал Северную Италию, но в данном случае имеется в виду, несомненно, византийская фема Ла(н)гувардия с центром в Бари, обнимавшая южноитальянские территории от Апулии на восточном побережье до Лукании – на западном. Название объясняется тем, что речь шла о землях, которые были отвоеваны Византийской империей у королевства лонгобардов. 406 Катепан Михаил Докиан участвовал в войне против сицилийских арабов под предводительством Георгия Маниака, которая шла с 1038 г. В 1040 г. Маниак был отозван в Константинополь, а Михаил вернулся в Италию. «Младшим» Михаил назван потому, что его предшественником на посту катепана был Никифор Докиан – очевидно, его родственник. Протоспафарий – один из византийских придворных чинов весьма умеренного ранга. 407 В ноябре 1040 г.: анналист, пользуется византийским счислением месяцев, согласно которому год начинался 1 сентября. 408 Норманны, имевшие к тому времени в своем распоряжении графство Аверса (севернее Неаполя; см. 13, примеч. 372), в конце 1040 – начале 1041 г. овладели городами Мельфи, Асколи и Веноза – важными опорными пунктами византийской администрации в Капитанате (примеч. 417), на территории которой в 1042 г. возникло норманнское графство Апулия – зародыш будущего обширного Норманнского королевства в Южной Италии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ II [лат. Clemens] (ок. 1005 - 9.10.1047, мон-рь Сан-Томмазо-ин-Фолья близ Пезаро (Центр. Италия); до избрания папой - Суитгер), папа Римский с 24 дек. 1046 г., 1-й из т. н. череды герм. пап, к-рые избирались под влиянием императора; церковный деятель, выступал за реформу Церкви (см. Григорианская реформа ). Происходил из знатного саксон. рода: его отец - Конрад, гр. Морслебена и Хорнбурга, мать - Амульрада, сестра Вальтарда, архиеп. Магдебурга († 1012). Младший брат Суитгера, Конрад, был каноником собора св. Маврикия в Магдебурге. Согласно сообщению хрониста XII в., известного как «Саксонский анналист», впосл. он стал патриархом Аквилейским (MGH. SS. T. 6. P. 685); в итал. источниках сведения о Конраде как о патриархе Аквилейском отсутствуют. Совр. исследователи считают сообщение «Саксонского анналиста» ошибочным ( Gresser. 2007. S. 11). Известно, что Суитгер был каноником собора в Хальберштадте. Церковный историк XVIII в. Л. Карделла называет (не указывая источника сведений) Суитгера в числе лиц, возведенных папой Римским Григорием V (996-999) в кардинальское достоинство, однако это скорее всего ошибка ( Cardella L. Memorie storiche de " cardinali della Santa Romana Chiesa. R., 1792. Vol. 1. Pt. 1. P. 88). В 1032 г. Суитгер стал капелланом Германа, архиеп. Гамбурга и Бремена (1032-1035), который до избрания на эту кафедру был настоятелем (препозитом) собора в Хальберштадте. Вероятно, вскоре после его смерти Суитгер стал капелланом королевской капеллы и вошел в круг ближайших придворных молодого нем. кор. Генриха III (1039-1056, император с 1046). Осенью 1040 г. король назначил Суитгера, в то время диакона, на епископскую кафедру Бамберга, вакантную после смерти еп. Эберхарда I († 13 авг. 1040). 28 дек. 1040 г. епископскую хиротонию Суитгера в Мюнстере в присутствии кор. Генриха III совершил Бардо , архиеп. Майнцский (1031-1051). Климент II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ)

http://pravenc.ru/text/1841377.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010