Поется прокимен самым величественным из прокимных гласов 8-м, как и прокимен 1-го дня Пасхи «Сей день». Прокимен, глас 8 Вся земля да поклонится 1038 , Тебе, и поет тебе, да поет же имени Твоему, Всевышний 1039 . (Пс. 65, 4) С т и х Воскликните Господу 1040 , вся земля, пойте 1041 имени Его, воздайте славу хвале 1042 Его 1043 . (Пс. 65, 1–2) Апостол Для апостольского чтения выбрано место из посланий ап. Павла, наиболее прямо говорящее о рождении на земле Сына Божия и наиболее полно изображающее главное значение для нас этого рождения – усыновление наше Богу. Ср. выше стр. 35 – 36. Братие! Когда пришла полнота времени 1044 , Бог послал 1045 Сына Своего Единороднаго 1046 , Который родился 1047 от жены 1048 , подчинился закону 1049 , чтобы искупить 1050 подзаконных 1051 , дабы нам получить 1052 усыновление 1053 . А как 1054 вы – сыны, то Бог послал 1055 в сердца ваши Духа Сына Своего 1056 , вопиющаго 1057 : Авва, Отче 1058 ! Посему ты 1059 уже не 1060 раб, но сын; а если сын, то и наследник 1061 Божий чрез Иисуса Христа. (Гал. 4, 4–7) Аллилуиарий В соответствии с содержанием евангелия, к которому аллилуиарий готовит, как прокимен к апостолу, он намекает на явление при рождестве Христовом звезды. – Поется 1 гласом, д. б. в соответствие 8 (последнему) гласу прокимна (на Пасху 4 гл.). Небеса проповедают славу Божию, и о творении руки Его возвещает твердь. (Пс. 18, 2). С т и х День дню передает слово и ночь ночи возвещает знание (Пс. 18, 3). Евангелие Для евангельского чтения рождественской литургии выбран рассказ о поклонении волхвов, как наиболее характеризующий событие по значению его для всего мира, для целого человечества (ср. тропарь ипакои, стр. 93. 114; ср. 80) и потому, что рассказ о самом событии более подходит к литургии сочельника (стр. 73) и утрени, падающей на самый час рождества Христова. Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода 1062 , пришли 1063 в Иерусалим волхвы 1064 с востока 1065 и говорят: Где родившийся Царь Иудейский 1066 , ибо мы видели звезду Его на на востоке 1067 и пришли поклониться 1068 Ему.

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

Ст. 11–15. 2. …Многие народы издалека придут к имени Господа Бога с дарами в руках;... роды родов восхвалят тебя, (восстановленный Иерусалим), восклицаниями радостными. Прокляты все ненавидящие тебя!... О, блаженны любящие тебя! они возрадуются,... когда увидят всю славу твою, и будут веселиться вечно... Эти пророчественные слова Товита ближайшее оправдание свое получили после плена Вавилонского, когда разрушенный Иерусалим с новой красотой возник из пепла своего, и в нем воздвигнут был второй храм Господень. Тогда, действительно, многие цари языческие посылали щедрые дары ко храму Господню и отпускали огромные суммы для жертв Иегове 1038 ; а некоторые из них самолично приходили в Иерусалим и усердными жертвами превозносили славу Бога Еврейского 1039 . Но, поскольку восстановленный Иерусалим разрушен был снова, и слава его погибла навсегда, равно, и храм исчез с лица земли, – а, между тем, святой старец вдохновенно говорит о славе Иерусалима в роды родов и о вечном веселии сынов его, стремящихся к нему с дарами в руках; то в полном смысле своем это пророчество должно быть относимо к духовным чадам новозаветной церкви и благодатному царству Обетованного Мессии, возникшему первоначально на священной почве города Иерусалима. Ст. 16–18. 3. …Иерусалим отстроен будет из сапфира и смарагда, и из дорогих камней; стены твои, башни и укрепления из чистого золота; и площади Иерусалимские выстланы будут бериллом, анфраксом и камнем из Офира. На всех улицах его будет раздаваться: аллилуия, – и будут славословить, говоря: благословен Бог, который превознес Иерусалим, на все веки!.. Черты, в которых описывается здесь Иерусалим земной, прямо указывают на Иерусалим небесный 1040 , т. е. на торжествующую и светоносную церковь Христову, по открытии в ней царства славы; ибо такими же точно чертами описывается красота небесного царства и слава будущей жизни в откровении св. Иоанна Богослова 1041 . Символизм этого описания внушает нам, что Иерусалим небесный будет устроен из одних только избранных, которые в течение земной жизни своей назидали себя на твердом основании веры Иисус-Христовой, а также на чистом золоте и драгоценных камнях всех добродетелей 1042 , наипаче же – милосердия христианского и благотворительности 1043 . Глава 14. Предсмертное завещание Товита

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Такой мир благоволил сотворить Создатель. В христианской мысли всегда была проблема соотнести благодать и про­изволение Божии и свободу человека. Когда эта проблема особо обострилась в спорах Пелагия и блаженного Августина , пожалуй, лучший, взвешенный, православный ответ дал прп. Иоанн Кассиан Римлянин († 435 г.). Прп. Иоанн говорит о том, что Бог дал человеку желание и возможность любить добро, но при этом наделил его свободой. Грехопадение человека не лишило его самого желания добра. Если все в воле человека, то не свободен Бог и не всемогущ. Если все дела­ет Бог, то нет свободы человека. Св. Иоанн Кассиан говорит о том, что благое расположение не всегда надо приписывать благодати, не всегда и человеку. Все происходит по благодати Божией там, где всемогущая воля Божия со­прикасается со свободой человека. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин : «Нельзя думать, чтобы Бог не дал че­ловеку желания и возможности делать добро; ибо иначе не дал бы ему сво­бодного произволения, если бы он мог желать и делать только зло [имеется в виду человек после грехопадения. – Г.Ф.]. Это мнение доказывают также слова, сказанные Господом по совершении Адамом преступления: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло 1038 . Нельзя думать, будто до сего времени он совсем не знал добра; иначе он был бы животным нера­зумным и не чувствующим существом; но так думать совершенно противно православной вере, напротив, по мнению Соломона, Бог сотворил человека правым, то есть он непрестанно обладал знанием только добра, но сами люди пустились во многие помыслы 1039 , потому что стали разуметь лука­вое и доброе; посему Адам получил познание зла после падения, не утратив, впрочем, познания добра» 1040 . По учению прп. Иоанна Кассиана стремление к добру в человеке от Бога, но от человека, от его свободной воли, зависит, будет он идти этим путем добра или он уклонится от него. «Творец посеял в душах наших семена доб­родетелей; но только для возрастания их нужны возбуждения со стороны Бога, потому что, по словам апостола, и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий 1041 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Тот факт, что Евангелия, расходясь в описании деталей, согласуются по существу, Златоуст считал величайшим доказательством достоверности Евангельского повествования: “В самом деле, если бы они были до точности согласны во всем ( sunefu­nhsan met¦ ) — и касательно времени, и касательно места и самых слов, то из врагов никто бы не поверил, что они написали Евангелия, не сошедшись между собой Теперь же представляющееся в мелочах разногласие ( ™n mikro‹j diafwn…a ) освобождает их от всякого подозрения и блистательно говорит в пользу писавших” (Там же) 30 . Библия, согласно Златоусту, представляет собой высочайший акт Божиего снисхождения ( Шperbol » n ) к человечеству (1898. 4. 10 = PG 53, 29). Святитель снова и снова повторяет, что у Бога ничего не бывает без причины, и ни одно слово, ни даже одна йота Писания не появились случайно: “Много раз говорил я вам, возлюбленные, что надобно принимать во внимание и слоги ( per€ t¦j sullab¦j Cfe…lomen ™reunhta… ), потому что сказано: испытывайте Писание; часто и одна йота или одна черта ( А m…a kera…a ) возбуждает мысль. Если же хочешь убедиться, что и прибавление одной буквы дает мысль, то этот патриарх Авраам прежде назывался Аврамом, и сказал ему Бог: не будет твое имя Аврам, но Авраам ; прибавил букву а , и сделал его отцом многих народов” (1898. 1. 862 = PG 48, 1040). Однако экзегетика Златоуста очень далеко отстоит от “дубового” буквализма. Он, пожалуй, как никто другой из представителей Антиохийской школы был способен гибко толковать Писание, учитывая стилистические особенности Библейского текста. Как истинный пастырь он всегда старался научить и своих духовных чад распознавать фигуры речи в Писании. Вот один типичный пример из бесед Златоуста на избранные Псалмы: “Когда нужно объяснить что-нибудь в переносном смысле, то не должно оставлять этого. Иногда нужно и в словах Писания подразумевать нечто другое, а иногда нужно понимать их только так, как они сказаны ( e„ cr » ti ka€ kat¦ e„pe‹n , оЩ . T¦ g¦r ka€ qewrБsai · t¦ oЫmw de‹ noe‹n , жj e‡rhtai тТпоп) , например : В начале сотворил Бог небо и землю. А иные должно понимать иначе, нежели они сказаны, например: Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод — по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. Источник твой да будет благословен. Если ты, обратив внимание на эти слова и желая уразуметь смысл их, не отступишь от буквальных выражений, то увидишь, что было бы очень бесчеловечно не давать никому даже воды. А здесь идет речь о жене, о том, что с нею нужно обращаться целомудренно; она называется источником и потоком вод по причине чистоты супружеского сожития” (1899. 5. 115 = PG 55 , 126).

http://pravmir.ru/ioann-zlatoust-v-istor...

Харизматическая секта «Новое поколение» Часть 2. О даре говорения «иными языками», апостольстве и ученичестве Андрей Солодков Сошествие Святого Духа на Апостолов. Мозаика монастыря Осиос Лукас (Преподобного Луки), Греция. 1030-е – 1040-е годы.      Часть 1. Ложное понимание благодати и чудес Дар языков в Апостольской Церкви и у «новопоколенцев» Рассмотрим, что говорится в пособии для внутреннего пользования библейской школы церкви «Новое поколение» о даре разных языков и даре истолкования языков. Автор пособия разграничивает понятие дара языков: «Иной язык – это знамение. Разные языки – это дар» . И далее: «Молитва на ином языке при изгнании бесов носит агрессивный характер. Это меч» . В Деяниях апостолов читаем: «и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2: 4). Большинство экзегетов убеждены: это было говорение на иностранных языках – «как Дух давал… провещевать». Дар языков – глоссолалия – представляет собой исключительное явление в Церкви в жизни верующих первых двух веков от Рождества Христова. Спаситель перед Своим вознесением обещал в Евангелии от Марка, что этот дар, наряду с другими, будет сопровождать верующих в него. Так и написано: «будут говорить новыми языками» (Мк. 16: 17). Очень часто представители харизматических направлений, в том числе и секта «Новое поколение», делают упор в своем учении на эти слова и говорят: вот как раз наша тарабарщина и есть новые языки. Так какими же языками заговорили апостолы? Каковы были цель этого дара Божия и предназначение? За ответами обратимся к тексту Священного Писания, в частности к Евангелию от Марка (16: 14–20) и исследуем его в свете слов Спасителя, при этом проведя и экзегетический анализ. Итак, читаем: «Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь» (Мк. 16: 14–20).

http://pravoslavie.ru/107458.html

Хотя в Царстве Небесном много обителей, все они находятся внутри него. За пределами Царства – геенна огненная. Промежуточного состояния между Царством Божиим и геенной Исаак не признает: …Предмет созерцания 1039 для всех один, и место одно, и кроме этих двух состояний нет иной промежуточной степени. Я имею в виду одну степень высшую, а другую низшую, между же ними разнообразие в разности воздаяний. Если же это справедливо – а оно поистине справедливо! – то что может быть бессмысленнее и неразумнее таких слов: «Достаточно для меня избежать геенны, о том же, чтобы войти в Царствие, не забочусь»? Ибо избежать геенны и значит это самое – войти в Царство, равно как лишиться Царства – значит войти в геенну. Писание не указало нам трех стран, но что говорит? Когда придет Сын человеческий в славе Своей… Он поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую… 1040 Не понял ли ты из этого, что состояние, противоположное высшей степени, и есть та мучительная геенна? 1041 Что представляют собой рай и ад в понимании Исаака? Райское блаженство, говорит он, заключается в приобщении человека к любви Божией, которая есть «древо жизни» и «хлеб небесный», то есть сам Бог: Рай есть любовь Божия, в которой – наслаждение всеми блаженствами. Там блаженный Павел напитался сверхъестественной пищей, и, когда вкусил там от древа жизни, воскликнул, сказав: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его 1042 . От древа сего был отстранен Адам диавольским советом. Древо жизни есть любовь Божия, от которой отпал Адам… Пока не обретем любовь, делание наше – на земле терний… А когда обретем любовь, тогда станем питаться хлебом небесным… Небесный же хлеб есть Христос, сшедший с небес и дающий жизнь миру… 1043 Итак, живущий по любви пожинает жизнь от Бога, и в этом еще мире… обоняет воздух воскресения. Этим воздухом насладятся праведные в воскресении 1044 . Гееннское мучение, напротив, заключается в невозможности приобщиться к любви Божией. Последнее не означает того, что грешники в геенне лишены любви Божией. Совсем напротив, любовь даруется всем одинаково – и праведникам и грешникам. Но для первых она становится источником радости и блаженства в раю, для вторых – источником мучения в геенне:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Б) Латинские памятники I) Барийские анналы, 245 составленные неизвестным автором в Бари, главном городе Апулии, в сер. XI в., 246 обнимают время с 605 по 1043 г. и как по способу изложения, так и по достоинству излагаемых сведений распадаются на две части: в первой, до 1035 г., сведения отрывочны, изложены с большими пропусками, 247 хронологические показания возбуждают недоверие, 248 некоторые из них заведомо ложны; 249 во второй (годы 1040, 1041, 1042 и 1043) о событиях говорится без пропусков и совершенно верно, как в хронологическом, так и в фактическом отношении. По всему видно, что первая часть – произведение неоригинальное, заимствованное из какого-нибудь более раннего источника, может быть, из недошедших до нас древнейших барийских анналов, 250 что автор пользовался этим источником отрывочно и неумело, почему и допустил хронологические скачки и ошибки. Вторая часть, напротив, обнаруживает очевидные признаки оригинальности: автор говорит обстоятельно, точно и основывает свои показания на свидетельстве современников, бывших очевидцами и действующими лицами описываемых событий. 251 Значение второй части анналов, как вполне оригинальной, определяет важность показаний ее для 1040–1043 гг. Показания эти касаются столкновений греков с норманнами, а также деятельности Аргира и Маниака в Италии. Из городов Италии преимущественное внимание обращено на Бари. 2) Хроника так называемого 252 Лупа Протоспафария 253 обнимает время с 860 по 1102 г. и в этих пределах времени излагает по порядку годов и с тщательным указанием хронологических дат (месяц и день) события, имеющие не только местный, но и общеисторический интерес, в том числе о преемственности византийских императоров, о столкновениях греков с норманнами, сарацинами и пр. При изложении этих событий в хронике обнаруживается местами сходство с барийскими анналами, что может быть объяснено общностью источника, а по отношению ко времени 1040–1043 гг. – заимствованиями из анналов. 254 Но пользуясь барийскими анналами, автор пользовался еще какими-то источниками, не дошедшими до нас; 255 с помощью их он восполнял барийские анналы новыми сведениями и прояснял те сведения, которые в анналах изложены смутно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

815 Ep. 70, ad Januar. c. 2. Patr. curs. compl. t. 3, p. 1040. Ср. ep. 76, ad Magnum, c. 7. Замечательно, что исповедание веры св. Киприан первый из отцов церкви называет здесь словом «символ» (sciat quisquis, non esse unam nobis et schismaticis symboli legem). Patr. curs. compl. t. 3, p. 1143. 817 Ep. 76, ad Magnum, cpp. 12–16. Некоторые из язычников принимали крещение во время болезни (на одре), ли даже при конце жизни, а потому через обливание. Некоторые из христиан смотрели на таких (особенно на последних) с подозрением и даже сомневались в действительности самого таинства, и крестившихся таким образом называли в насмешку больными и расслабленными. Это обстоятельство и вызвало Киприана на защиту важности обливательного крещения. 821 Ep. 70, ad Januarium, c. 2. Ibidem, t. 3, p. 1040: «ungi quoque necesse est eum, qui baptizatus sit, ut accepto chrismatc, id est, unction, esse unctus Dei et habere in se gratiam Christi possit». 826 Ibidem, c. 2: «baptizati unguntur oleo in altari sanctificato». Patr. curs. compl. t. 3, p. 1040–1041. 829 Словом «praepositi» у св. Киприана чаще всего называются епископы и пресвитеры: Ep. 62, ad Pomp. c. 3. Срав. Ritschl, op. cit. s. 209. 848 Протестанты, напр. Ritschl (см. op. cit. s. 219–220), полагают, что Киприан в принесении чаши видел только напоминание о жертве Христа; оживляющего и искупляющего значения он будто бы не приписывал крови Христа. Насколько это справедливо, мы увидим, когда приведем учение Киприана об евхаристии, как таинстве. 849 De orat. Domin. c. 18: «panis vitae Christus est; Christus eorum, qui corpus ejus contingent, panis est; qui eucharistiam ad cibum salutis accipiunt, in Christo sunt; absenti et non communicantes a coelesti pane prohibemur, a Christi corpore separemur…» и др. 854 Alzog, Grundriss Patr. s. 173. Rettberg, op. cit. s. 322. и далее. Reithmeier, op. cit. s. 283–246. Ritschl, op. cit. s. 219–220. 860 О таинстве покаяния св. Киприан очень подробно говорит в трактате «de lapsis», а также в письмах: 11, 67, 14, 19, 28, 20, 40.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 16. Випон. «Деяния императора Конрада» (1040/6г.) Випон, время рождения которого неизвестно, происходил из Бургундии и вскоре после восшествия на престол в 1024 г. германского короля Конрада II, первого представителя новой Салической династии, стал членом королевской капеллы, человеком, весьма близким ко двору, причастным к воспитанию престолонаследника, будущего Генриха III, в окружении которого он оставался, видимо, до конца жизни. В последний раз Випон упоминается в 1047 г., после чего следы его теряются. Обладая незаурядным образованием и литературным даром, Випон стал автором целого ряда сочинений разного жанра: пасхальной секвенции (которая сохранилась в литургическом обиходе до наших дней), сборника рифмованных нравоучительных поговорок, предназначенного для юного Генриха (вроде «Decet regem discere legem»: «Надлежит царю изучать закон» и т. п.), трех стихотворных панегириков, до нас не дошедших, на победы Конрада II, а также стихотворного «Тетралога» (т. е. «Собеседования четырех»: Поэта, Музы и персонифицированных Закона и Милосердия) в жанре «княжеского зерцала» и др. Для историка наиболее важным из произведений Випона являются, безусловно, его «Деяния императора Конрада II», которые были поднесены императору Генриху III в 1047 г., а написаны, судя по содержанию, между 1040 и 1046 гг.; сохранились в единственном позднем списке XVI в. (Karlsruhe, Generallandesarchiv, Hs. 65/405). При всей близости к Конраду II и Генриху III Випон не был посвящен в тонкости политики, описывал внешний ход событий, которых далеко не всегда был очевидцем (по слабости здоровья, он редко мог следовать за постоянными передвижениями двора), допуская немало ошибок памяти. Среди прочего «Деяния» содержат сведения современника о месте Руси в войне против польского короля Мéшка II. Издания: Главное научно-критическое издание – X. Бресслау: Wipo 1915. S. 3–62; его упрощенным воспроизведением является издание В. Трилльмиха: Wipo 1961. S. 506–612.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вид с востока на трансепт и главный неф ц. Богоматери мон-ря Жюмьеж. Ок. 1040–1067 гг. Монастырская ц. Богоматери (ок. 1040-1067) является одним из знаковых произведений романской архитектуры Франции. Храм представляет собой огромную 3-нефную базилику с трансептом (длина 88 м, высота нефа 25 м, высота башен 46 м). От первоначального здания сохранились его зап. часть, стены главного нефа и зап. стены трансепта, а также башни над средокрестием. Композиция зап. фасада близка к вестверкам в оттоновской Германии: выступающий входной объем фланкирован 2 башнями и завершен треугольным фронтоном. Башни прямоугольные в плане, имеют многогранные завершения. Их верхние части украшены аркатурами, в чем отразилась характерная для сер. XI в. тенденция усиления «стенной пластики». Храм был перекрыт деревянной кровлей. Огромная кубическая башня над средокрестием покоилась на 4 мощных арках. Характерными для оттоновских храмов чертами ц. Богоматери в Ж. являются обширный зал над входом, открывающийся в неф аркой, а также 2-ярусные рукава трансепта. Новшеством, получившим дальнейшее развитие в Нормандии, стали проходы на уровне верхних окон трансепта. Галерея трифория, устроенная над крестовыми сводами без нервюр, переходила в пространства верхних ярусов рукавов трансепта и затем, вероятно, огибала хор. Над галереей, открывающейся в неф тройными окнами, расположен ярус клеристория с большими одинарными окнами. В храме впервые архитектурными средствами поддержана система пропорционирования, согласно к-рой ячейке центрального нефа соответствуют 2 ячейки боковых (всего в Ж. их 8). Границы травей боковых нефов отмечены колоннами, центрального - массивными квадратными столбами с полуколоннами с 4 сторон; на полуколонны, поднимающиеся в центральном нефе на высоту 2 ярусов, опирались перекинутые через него арки. Т. о., монотонное протяженное пространство базилики оказалось разбитым сильными вертикальными акцентами на одинаковые модули; в дальнейшем эта система позволит создавать здания еще большей протяженности. В храме почти полностью отсутствует скульптурный декор, на капителях сохранились следы раскраски.

http://pravenc.ru/text/182383.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010