уши) кровью там, где ты, князь, начинал кровопролитие (blezt blódhi); ты привел корабли и мужественно покорил землю, – трупы убитых, выброшенные с борту, лежали, имея песок под собою, при южной Сицилийской земле, там где струился (кровавый) пот многих людей» . Мы видели, что флот византийский должен был помогать действиям сухопутного войска, что тотчас после высадки Византийцев и после сражения при Мессине Сарацины были оттеснены к берегу, и что после сражения при Траине греческие корабли должны были преградить морской путь мусульманам: к тому или другому из этих моментов и должны относиться приведенные стихи скальда Бёльверка. Еще важнее для нас то обстоятельство, что, по всем признакам, подвиги Гаральда ограничились именно одной Сицилией. В предыдущей главе мы собрали доказательства об участии Гаральда в Болгарской войне 1040 года. Так как осада Солуни относится к сентябрю этого года, а Гаральд несколько ранее того предполагается присутствующим в Афинах, то удаление его из Сицилии должно падать на лето или весну 1040 года, то есть, оно будет совпадать с отозванием Георгия Маниака, или по крайней мере примыкать близко к этому роковому для византийской империи событию. Нет никаких оснований думать, чтобы Гаральд еще раз когда-либо появился в Сицилии или южной Италии. Уже указанное нами выше четверостишие скальда Иллуге Бриндальского , в котором говорится о сражениях Гаральда с Франками, при ближайшем рассмотрении оказывается столько же возможным отнести к Сицилии, сколько и другие поэтические отрывки. «Мой господин часто приступал к союзу Франков (сражался вместе с Франками) ранним утром пред городом женщины. Мужественный потомок королей не мог быть удержан в своем стремлении». (Minn drottinn gekk opt á fridh Frakka fyrir óttu at by snótar; duglum doglingi vara fljótrent. Прозаическая конструкция). Мы не умеем точно объяснить, что значит город женщины, хотя и можем думать о Палермо, городе св. Розалии, или о Сиракузах, городе св. Лучии, и т. п. 79 По одному варианту даже выходит, что Гаральд не торопился вступать в город женщин, а это может быть понято иносказательно – об отсутствии в нем всякой трусости.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Среди последних вскоре занимают первое место по числу и значению «варанги» и " русы». Скандинавы из России, затем норвежцы, исландцы, со времени победы Вильгельма Завоевателя в 1066 г., многочисленные датчане и англосаксы наполняли их ряды. Но ни один из них не был так знаменит, как Гаральд Гаардрад, сын Сигурда, брата св. Олафа (короля Норвегии 1047–1066 гг.), который в 1033–1043 годах под воинской кличкой Нордбрикт, совместно с азиатским героем Георгием Маниаком совершил величайшие подвиги в защиту империи ромеев. В 1032 году соединённый флот здесь впервые выступивших опытных мореходов республики Рагузы и зятя императора Константина Карантина, наместника Навилии, настолько основательно разбил сарацинов, что они решили отомстить со всей доступной им энергией. В 1034–1035 годах они нападали на острова Эгейского моря и Ликию. Но наместники приморских фем Фракисия и Кивиреотика уничтожили суда морских разбойников. Наказание было обычное: по всему западному и южному побережьям Малой Азии виднелись виселицы и колья. Победоносный Гаральд навёл ужас на всё африканское побережье. Главный удар надо было нанести Сицилии, которая со времени отпадения от Фатимидов подпала анархии эмиров. Патрикий Маниак, командовавший в Италии, получил поручение действовать против Сицилии; лангобарды из Салерно, итальянские норманны и варанги под начальством Гаральда составляли ядро сухопутного войска. Его предприятия поддерживал флот Стефана, брата императора. В 1038 году была взята штурмом Мессина, и арабы потерпели поражение при Раметте, благодаря военным способностям Маниака. Новое присланное из-за моря африканское войско было разбито в 1040 году при Драгине. Но возгоревшийся на личной почве в высшей степени резкий раздор между главнокомандующим и адмиралом вызвал вмешательство императорского правительства; Маниака арестовали и отправили в столицу. С этого дня счастье покинуло императорское оружие. Пётр Делеан, по официальлым греческим известиям самозванный, на деле же действительный внук царя Самуила, поднял в 1040 году знамя восстания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

1209 Ханерас (Janeras S. Introductio II. P. 26) весьма сдержанно относится к этой теории. Юнгманн считает, что синапта с этисисом и молитвой проскомидии относится к молитвам верных (Jungmann J. A. Missarum Sollemnia. I. S. 483. Прим. 17). 1211 Mateos J. Célébration. P. 60, 160161. Молитвы богослужений суточного круга из кодекса Barberini 336 опубликованы: Goar. P. 37 (вечерня) и 45 (утреня). Другие рукописи, перечисленные М. Арранцем, который превосходно проработал весь круг вопросов, связанных с молитвами византийской вечерни и утрени в статьях: Les priers sacerdotales des vepres byzantines//OCP. 1971. 37. P. 106, 107, Table II; Les prières presbytérales des matines byzantines I; Table II, part III. P. 410; II, OCP. 1971. 38. P. 67: Schema A и p. 11. О постепенном исчезновении молитв верных на утрени в рукописях см. Ibid. P. 6871. 1212 LEW. P. 374. Сегодня литания и молитва над просвещаемыми находится только в ПРЕЖД, но она некогда была также и в ВАС, как это прослеживается по рукописной традиции (см. Орлов. С. 110115). 1213 Матеос (Célébration. P. 60. Прим. 1221) считает, что аполизис происходит из Палестины и поэтому чужд изначальному соборному обряду Великой Церкви, но исследование Арранцем богослужебных рукописей суточного круга не подтвердило этого. 1218 Мы приводим по списку Sinai 973 (1153 г.), Дмитриевский А. А. II. С. 87. См. также Sinai 966 (XIII в.), Ibid. С. 207 ; 959 (XI в.) и 1036 (XIIXIII в.), Strittmatter A. Slavic Peculiarity. P. 200, прим.17. См. также ПРЕЖД по списку Sinai 1040 (XII в.), Дмитриевский А. А. II. С. 128129. Мы исследовали похожие чины в ПРЕЖД по другим спискам Синайского собрания. 1219 Это же находится в ПРЕЖД по двум венецианским изданиям 1558 и 1562 гг. См. Strittmatter A. Synapte. S. 80. 1223 ПРЕЖД по списками Barberini 336 и Петербург 226, двум древнейшим евхологиям, не содержит этизисов перед Великим входом (Strittmatter A. Synapte. S. 6869). 1224 Единственным явным свидетельством о молитвах во время литургии Слова в Константинополе является послание нескольких монофизитских епископов, проживавших в столице. Но документ не упоминает литаний, а касается только молитв и отпустов двух разрядов кающихся, упомянутых в 11-м правиле Никейского собора (Mansi 2, 673). Данный источник был опубликован на сирском языке с латинским переводом Рахмани (Studia Syriaca. 3. P. 523; 2347), и на французском языке в переводе Но (Nau): Revue de lOrient Chretien. 14. 1909. P. 3949. Бишоп (Bishop E. Liturgical Notes and Comments//JTS. 19121913. Vol. 141. P. 53. Прим. 1) и Баумштарк (Baumstark A. Geschichte der syrischen Literatur. Bonn, 1922. S. 175) считают, что документ также касается отпуста. Весь круг проблем рассматривается здесь: Van de Paverd. P. 456459.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Дабы видимо было, что высочайшее естество не имеет никакого сродства с дольними предметами, мы о божеском естестве употребляем понятия и речения, показывающие отличия от таковых (предметов). Мы называем (естество) превысшее веков – предвечным, не имеющее начала – безначальным, нескончаемое – бесконечным, существующее без тела – бесплотным, не подлежащее тлению – нетленным, недоступное перемене или страданию, или изменению – бесстрастным, непременяемым и неизменяемым 1039 . Заключающееся в каждом из этих наименований значение указывает на одно только отстранение ближайшего к нашему разумению, а не изъясняет самого естества, от которого отстранено несвойственное ему 1040 . Ибо что такое Божество не есть, значение этих наименований показывает, а что такое по естеству то, что не есть это, остаётся невидимым. Но и прочие имена, значение которых указывает на нечто положительное и существующее, заключают указание не на самое естество Божеское, но на то, что благочестиво умопредставляется о нём 1041 . Изобретение имён есть действие способности примышления 1042 . По моему мнению, примышление есть способность открывать неизвестное, отыскивающая дальнейшее при помощи ближайших выводов из первого познания о том, что составляет предмет занятий. Ибо, составив некоторое понятие об искомом, мы, при помощи вновь находимых понятий, соединяя выводы с тем, что понято в начале, ведём до конца начатое нами исследование 1043 . Священное Писание, возвещая прочие Божеские имена о Сущем, самого Сущего представляет неименуемым у Моисея ( Исх. 3:14 ) 1044 . Бог не есть речение, и не в голосе и звуке имеет бытие . Но Бог Сам в Себе есть то, чем и признаётся когда-либо в нашем веровании; призывающими же Его именуется не само то, что Он есть (ибо естество Сущего неизглаголанно); но Он получает наименования от действий , которые, как мы видим, касаются нашей жизни; таково и то самое сейчас высказанное наименование: ибо, именуя Его Богом, называем так, имея в мысли, что Он надзирает и призирает и провидит тайное. Если же сущность предшествует действиям, а действие мы постигаем на основании того, что чувствуем, и по мере возможности выражаем сие словами, то какое же ещё остаётся место для опасения называть имена недавними сравнительно с предметами? Ибо если говоримое о Боге мы изъясняем не прежде, чем мысленно представим, а представляем на основании знания, даваемого действиями; действиям же предшествует сила, а сила зависит от Божеского хотения, а хотение лежит во власти Божеского естества , то не ясно ли научаемся, что наименования, означающие происходящее, по происхождению позже самих предметов, и слова суть как бы тени предметов, образуемые соответственно движениям существующего? 1045 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

К 1 января 1957 г. количество зарегистрированных православных храмов в СССР выросло до 13478, численность духовенства в них достигла 12288 человек. Состав архиереев по мнению властей изменился к худшему. Из 70 правящих иерархов, в ряды которых влились недавно освобожденные из лагерей, примерно половина подвергалась репрессиям. Многих из них контролировать было крайне сложно. Так, в мае 1957 г. на совещании в Совете по делам РПЦ отмечалось, что умерший полтора года назад митрополит Ленинградский Григорий «не терпел никаких советов уполномоченного и если узнавал про отдельные советы, рекомендованные уполномоченным, то как правило, делал все наоборот. Преследовал духовенство, которое периодически посещало уполномоченного» 1038 . Успешно развивалось Духовное образование. Осенью 1956 г. по сравнению с 1951 г. удвоилось число абитуриентов в академиях и семинариях. Количество учащихся дневного отделения увеличилось до 1094 человек, а заочного превысило 400. В 57 монастырях и 7 скитах проживал 4661 насельник. В РСФСР примерно треть всех родившихся младенцев крестилось, а умерших отпевалось. Стремительно росли доходы Церкви. Если в 1948 г. они составляли 180 млн. рублей, то в 1955 – 347, а в 1957 – 667 млн. рублей. В целом за 1949–57 гг. только Патриархат израсходовал на содержание Духовных учебных заведений 99 млн. рублей, на восстановление и ремонт храмов, пособия епархиям – 82,4 млн., выплату пенсий духовенству и помощь верующим – 75,2 млн., на внешнеполитическую деятельность – 21,8 млн., приобретение облигаций государственных займов – 5,4 млн. и т.д. 1039 . Но относительное благополучие Церкви было очень непрочным. В КПСС имелись влиятельные силы, готовые при любом благоприятном моменте возобновить антирелигиозное наступление. да и сам I-й секретарь Н.С.Хрущев, например, в сентябре 1955 г. заявил в беседе с делегацией французских парламентариев: «Мы продолжаем быть атеистами. Мы будем стараться освободить от дурмана религиозного опиума, который еще существует, большую часть народа» 1040 . После ХХ съезда в партийных документах все явственнее стали проступать антицерковные установки. С началом КПСС новой «всенародной кампании» по строительству коммунистического общества, в очередной раз о себе заявили настроения в пользу атаки на религию – «мораль рабов». Хотя единства по этому вопросу в ЦК не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При отсутствии кредита даже на обычный ремонт, восстанавливать погоревшее было особенно затруднительно. Расходы пали на неокладные доходы Коллегии Экономии, на монастыри и архиерейские дома, а в конце концов на вотчинных крестьян. Изданный было 24 июня 1737 г. Высочайший указ о постройке погорелого на счет Штатс-Конторы 1037 , судя по документам не получил должного значения на деле. Приведенные примеры показывают, что даже представления Сената подвергались урезкам и вообще ассигновок на ремонт было немного. Между прочим, по известию, сохранившемуся в Государственном Архиве 1038 , по резолюциям Кабинета было израсходовано в 1741 г. лишь 6788 руб. 55 1/4 коп., тогда как по смете ремонта было на 54800 руб. Напротив, после упразднения Коллегии Экономии за 4 первых года (1744–1748) Св. Синодом, который 17 ноября 1746 г. сам позаботился собрать сведения от архиерейских домов и определенных монастырей о их ветхостях 1039 , было роздано на ремонт архиерейских домов – 28690 руб. 64 1/2 коп. 1040 . Вследствие этого, между прочим, обер-прокурор Св. Синода князь Я.П. Шаховской счел себя вынужденным представить 16 июля 1747 г. доклад Императрице о предосудительной деятельности Синода в этом отношении 1041 . По его сведениям, вопреки Духовному Регламенту, не требуя никакого отчета, Синод роздал за это время с 1744 г. более 40000 руб. на ремонт, причем по большей части многовотчинным монастырям. Точнее его данные представлены были в нижеследующей ведомости 1042 : После изложенного случая как самому князю Шаховскому, так и приемникам его, Львову и князю Козловскому, неоднократно приходилось протестовать в Синоде против разрешения ремонта на казенные средства 1043 . Но эти протесты их нередко оставлялись даже без рассмотрения и не останавливали новых ассигновок. Так из доходов, подлежавших уплате в Канцелярию С. Э. Правления, Св. Синодом были ассигнованы 1044 в 1747 г. на ремонт Данилова монастыря – оброчные деньги с него за 6 лет, и, кроме того, наличными 300 руб.; в 1749 г. на ремонт Высокопетровского монастыря – 1122 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Ибо шесть видов откровений упоминает Писание: первый – посредством чувств, второй – посредством душевного зрения, третий – через восхищение мысли 1034 , четвертый – в чине пророчества, пятый – в некоем умственном 1035 виде, шестой – словно во сне. Те [откровения], которые [происходят] посредством чувств, подразделяются на два различных [вида]: откровения посредством стихий 1036 и те, что происходят без [участия чего-либо] материального. К [откровениям] посредством стихий [относятся те, что имели место] в купине 1037 , в облаке 1038 , в скрижалях 1039 , и другие (что было зримо [не только для Моисея, но] и для народа), а также подобные тем чудесам, которые ежедневно происходят во всем мире, – причины и свойства их через откровения познают святые, – а также дела, и деяния, и вещи сокровенные или далекие, которые некоторым открываются, когда случаются и происходят. [К откровениям] же, [происходящим] без [участия] материи, относятся явление мужей Аврааму 1040 , лествица Иакова 1041 и откровение о скинии 1042 , – «смотри и действуй по подобию, явившемуся тебе на горе» 1043 , и т. д., – и тот Божественный и превысший [всех] сияний свет, что осиял Павла на пути и ослепил очи его 1044 . Ибо известно, что, хотя сие откровение было видимым и оно было ощутимо чувствами, так, что даже бывшие с ним видели и слышали [его], но это не было материальное откровение, и свет тот не был естественным и состоящим из стихий, как и блаженный толкователь возвещает, когда дает разъяснение относительно сего [света] в Деяниях, в толковании на [это] повествование, где сказано: «И те, кто шли с Павлом по пути, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя» 1045 . Изъясняя «в оцепенении», он говорит следующее: «В молчании и без слов, охваченные сомнением, поскольку чувственно восприняли голос, который говорил с ним, и видели свет 1046 , который явился ему, насколько возможно им было видеть, – чтобы Савлу потом не показалось, что он выдумал то, что произошло и [так] на него подействовало, тогда как никто из бывших с ним не слышал [этого] и не видел, поскольку они никого не видели» 1047 . Ибо они не видели Иисуса, поскольку, как я сказал, и то, что явилось, было не светом чувственным. Непостижимое же чувство было дано ему нематериальным образом по действию Божественному, наподобие видения света, так что он думал, что небеса отверзлись, и прочее. Таковы откровения, которые совершались через посредство телесных чувств, будучи превыше смешения со стихиями и каких-либо чувственных или человеческих событий 1048 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

2030 7. Она обидела его и, осознав это, извинилась, одарив его теплом, в котором он нуждался. 1040 8. Она просит его о поддержке, но, получив отказ, не обижается, понимая, что он поддержал бы ее, если бы мог. Она не сердится на него и не осуждает. 1020 9. Она снова встречает отказ на свою просьбу о поддержке, но не винит его, а примиряется с тем, что в данный момент он ей помочь не может. 2030 10. Она просит его о поддержке, не проявляя требовательности, в то время когда он полагает, что счет между ними приблизительно равный (он не чувствует себя виноватым за прежние проступки). 15 11. Она просит о поддержке, не проявляя требовательности, когда он знает, что она приложила больше сил, или когда она расстроена. 1030 12. Она не упрекает его, когда он уходит в себя. 1020 13. Когда он покидает свою «пещеру», она не упрекает его и не отвергает, а настроена приветливо и благожелательно. 1020 14. Когда он просит извинения за совершенную ошибку, она прощает его. Чем серьезнее ошибка, тем больше благодарности к ней он испытывает. 1050 15. Он просит ее о чемлибо, она отказывается, но при этом не приводит массу доводов, оправдывающих отказ. 110 16. Он просит ее сделать чтолибо, она соглашается, сохраняя при этом хорошее настроение, не делая огромного одолжения. 110 17. Он стремится к примирению после ссоры, начинает оказывать ей знаки внимания, и она ценит его поступки. 1030 18. Она радуется, когда он приходит домой. 1020 19. Она не одобряет его поведение, но не выражает свои мысли вслух — просто уходит в другую комнату и возвращается успокоенной и настроенной более благожелательно. 1020 20. В особых случаях она не придает значения его ошибкам, которые в другое время вызвали ее раздражение. 2040 21. Он забыл, куда положил свои ключи, но она не обвиняет его в безответственности. 1020 22. Она проявляет такт, говоря о том, что ей не понравился фильм или ресторан, куда он ее пригласил. 1020 23. Когда он ведет машину или припарковывает ее, она удерживается от советов, а потом благодарит его и хвалит.

http://pravmir.ru/izbezhat-tipichnyx-osh...

88. План византийского укрепления в Тимгаде. незащищенных местностей. Действительно, постоянной заботой византийских тактиков и генералов было обеспечение безопасности жителям провинций и достижение того, чтобы страна возможно меньше страдала от неприятельского нашествия. 1038 Это очень хорошо выражено Прокопием: «Желая, говорит он, прикрыть дунайскую границу, Юстиниан усеял берега реки множеством крепостей и учредил вдоль всего берега посты с целью помешать попыткам варваров перейти реку; но, зная всю тщету человеческих надежд, он, закончив постройки, нашел, что в случае, если неприятель преодолеет все эти препятствия, то он найдет все население совершенно беззащитным и ему будет легко людей увести в неволю, а имущество их разграбить. Поэтому он не удовольствовался тем, что обеспечил населенно, посредством цитаделей по реке, безопасность вообще, но умножил по всей незащищенной стране укрепления, так что всякая земельная собственность оказалась либо превращенной в крепкий замок, либо находилась вблизи укрепленного поста». 1039 Легко понять последствия такой системы. Весь край покрывается цитаделями; в каждом стратегическом пункте возвышается крепость; каждое поселение замыкается стенами; всякая дорога усеяна башнями. Здесь большой город, весь окруженный валами 1040 , сверх того иногда еще защищенный отдельными фортами, прикрывающими часть его стен ( civitates ) 1041 ; там – такой же город вовсе не укреплен, но его безопасность обеспечивается цитаделью, построенной на господствующей над ним местностью ( castella ). 1042 Здесь, на границе, более или менее значительные отдельные крепости ( castella или burgi ), наблюдающее за неприятельской территорией; там – обширные укрепленные поселения, предназначенные для сбора в них населения соседних деревень 1043 , или шанцы, устроенные на высотах, как убежища для жителей долин. 1044 Имеющие значение проходы и ущелья охраняются редутами и превращаются, по византийскому выражению, в настоящие clisures . 1045 В особенно опасных пунктах возвышаются отдельные башни 1046 , а для ограждения дороги, имеющей особую важность, строятся длинные стены на обширном пространстве страны. 1047 Таким образом, ничего не предоставляется случайности: в центре равнин огромные цитадели охраняют всю соседнюю страну 1048 ; при входе из долины или выходе из ущелий стоят редуты, заграждающие проход; на холмах, сторожевые башни наблюдают приближение неприятеля, чтобы своевременно сообщить известие о

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Существовали даже особые Чины на принесение в жертву тельца и овна 1034 . Животные жертвы приносили в грузинской церкви и в память умерших 1035 . По авторитетному заявлению одного из литургистов-грузин, «принесение животных в жертву и в настоящее время практикуется в грузинской церкви, а в старину оно являлось одним из главнейших средств содержания духовенства в Грузии» 1036 . Молитва над жертвою скота встречается и в славянском Глаголитском евхологии Гейтлера 1037 . После приведенных документальных данных, приходится признать тот факт, что и в христианской церкви, несмотря на отмену ветхозаветных приношений, существовало (и теперь, как видели, существует в церкви грузинской) нечто, подобное последним. Проф. Мансветов, принимая во внимание указанные нами молитвы «над жертвою скота», или «на заколение волу», полагал даже, что посвящение Богу животных соединялось в христианской церкви не только с закланием их при чтении особых молитв, но даже и с сожиганием некоторых частей такого животного 1038 . Наблюдалось ли действительно в православно-христианской церкви такое, уж очень напоминающее отмененную ветхозаветную обрядность, священнодействие, как принесение и сожигание кровавых жертв, сказать, за неимением других положительных данных, не беремся. Для других деловых занятий, в древнерусских требниках также существовало несколько молитв. Так, особою молитвою благословлялось путешествие 1039 , причем, имелось иногда ввиду и путешествие с торговой целью. Думается, что к такому виду путешествия и приурочена «молитва, в гости идущим» 1040 . Завятие рыболовством и пчеловодством, так же, как и теперь, благословлялись особыми молитвами 1041 . В монастырях с особою молитвою исполняли некоторые работы и по приготовлении пищи. По крайней мере, в некоторых требниках мы встречаем еще молитву с таким назначением: «молитва, егда месити тесто на хлебы во обители» 1042 . Отразились на «молитвах потребных» и некоторые социальные явления жизни древнерусского человека. Так, в одном из требников нам пришлось встретить «молитву, егда хотят простити раб»: «Тогда глаголати имярекше: он сице (онсица?) прощает своего раба, емуже праведно прощение дарова, помолимся убо за него, иже прощает, да Господь за то подаст ему небесных Своих даров. И прощенному ктому не належити нань игу работну. И вы послуси вернии, егоже пред вами во святей Божией и соборней церкви прощена да за простившаго. Рцем вси, Господи помилуй» 1043 . Врачевальные молитвы

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010