1034 (Ст. 5). Не может быть сомнения, что в древнем законе, как в древнем мире, женщина считалась существом низшим, и потому очищение родильницы после рождения девочки, полагается вдвое. Закон вел народ в сфере тех понятий, которые были возможны и доступны для него; он выводил только его из тьмы языческих верований и скверн. Но сказать: «несть мужеский пол ни женский, все вы едино есте о Христе Иисусе, (к Гaлam. III, 28 ) предоставлено было закону любви, закону свободы. 1035 (Ст. 6–8). Весь закон жертвоприношений зиждется, как мы видели в предыдущих главах, на трех родах жертв: прежде всего приносится очистительная жертва греха или повинности, тогда только человек может принести важнейшую и (древнейшую) из жертв: всесожжение, наконец, он имеет право принесть мирную жертву, из которой учреждается радостная трапеза, съедаемая пред Господом, состоящая из части Господней, которую Он отдает своим священникам, и части приносящего жертву, кроме тука, сожигаемого на алтаре. Здесь, в случае очищения женщины, замечательно, что жертва греха полагается общая для всех-и бедных и богатых-и притом меньшая из всех жертв греха, голубь или горлица, что и доказывает, что никакой особой греховности не полагалось ни в рождении ребенка, ни в последующем за рождением состоянии матери, а отчуждение ее основывалось лишь на физической нечистоте ее. Всесожжения-агнец для богатых, и голубь для бедных-назначались сообразно состоянию каждого, и Пресвятая Матерь Господа нашего Иисуса Христа, рожденного в бедности, принесла в храм двух горлиц по окончании дней очищения ( Лyku II, 22–24 ). 1036 Извлечено из Англ. Комм. Библии. См. Leviticus; preliminary notes on ch XIII-XI40;, on leprosy in the house at the end of Ch. XIV, on leprosy in clothing, and footnotes of vv. 45, 46 of Ch. XIII. Также сверено с Encyclopedic Théologique de Migne, см. его лексиконы de Liturgie (art. irregularité, lèpre, etc.), и Droit Canon id. 1037 Есть у Диод. Сиц. кн. II гл. LX, рассказ об изгнания Аамесом толпы людей с отрезанными носами, которые селятся «на границе Египта и Сирии». Не есть ли это измененная форма того же древнего сказания, записанного и у Манефона?

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

1034 . Stone N. Names of God. Chicago, 1944. 1035 . Stupperich R. Russische Sekten. Wernigerode-am-Harz, 1938. 1036 . SuttnerE. C. Philokalie und Jesusgebet im westlichen Europa unser-er Tage (mit umfassender Literaturiibersicht). – 1000 Jahre zwischen Wolgaund Rhein. Munchen, 1988. 1037 . Taylor V. The Names of Jesus. London, 1954. 1038 . Testa E. Nomi personal! semiticï Biblici, Angelici, Profanï Studio filologico e comparative. Porziuncola, 1994. 1039 . The Mount Athos Heresy Case. Voluntary Exile in Siberia. – The Times, 23.08.1913. 1040 . Thompson H. O. Yahweh. – Anchor Bible Dictionary. T. VI. New York, 1992. P. 1011–1012. 1041 . Tittel B. Vorwort. – Ilarion, Schimonach. Auf der Bergen des Kaukasus. Gesprach zweier Einsiedler iiber das Jesus-Gebet. Uber-zetzt und mit einem Vorwort von P. Bonifaz Tittel OSB. Salzburg, 1991. S. 11–42. 1042 . Toumay R. Le Psaume VIII et la doctrine biblique du Nom. – Revue bibliqueVS, 1971.P. 18–30. 1043 . Traube L. Nomina sacra. Versuch einer Geschichte der christlichen Kurzung. Munchen, 1907. 1044 . Ueberweg F. Grundriss der Geschichte der Philosophic. Berlin, 1926. 1045 . Volker W. Praxis und Theoria bei Symeon dem neuen Theologen. Wiesbaden, 1974. 1046 . Vaccari A. Nomen Domini. Roma, 1933. 1047 . Van Rujven D. A. Le " Rossicon» ou le monastere russe de St. Panteleimon au Mont-Athos. – Irenikon 30. Chevetogne, 1957. r 44–59. 1048 . Vattioni F. II Tetragramma divino nel Pfuad inv. 266. – Studia Papirologica. T. XVIII. Fasc. 1. Enero-Julio, 1979. 1049 . Vaux R. de. The Early History of Israel. Philadelphia, 1978. 1050 . Vaux R. de. The Revelation of the Divine Name YHWH. – Proclamation and Presence. Festschrift G. H. Davies. London, 1970. r 48–75. 1051 . Vigano L. Nome e titoli di YHWH alia luce del semitico del Nord-Ouest. Roma, 1976. 1052 . Wambacq B. N. Eheyeh asher eheyeh. – Biblica 59, 1978. P. 317–338. 1053 . Ware K. A Way of Ascent: The Jesus Prayer. – Christian Spirituality. Origins to the Twelfth Century. Ed. by B. McGinn and John Meyendorff in collaboration with J. Leclercq. London, 1986. P. 402–410.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

в 16 правиле запрещает брак под страхом заключения в монастырь вдовам субдиакона, экзорциста или аколуфа 1035 . Папа Григорий Великий требует расторжения брака вдовы одного сицилийского диакона, если только будет доказано, что она была действительно женою диакона. Сомненье в последнем вытекало из того, что она не одела монашеской одежды после его хиротонии, что, очевидно, было обязательно для жен священнослужителей 1036 . Римский собор 743 г. в 5 правиле запрещает кому-либо жениться на вдове священника я диакона или на монахине 1037 , очевидно, приравнивая первых к последней. Вермерийский собор 753 г. запрещает жениться вообще на женщине, оставленной (relicta) священником 1038 . Наконец о запрещении брака вдовам клириков до иподиакона включительно упоминает и кардинал Гумберт 1039 . На востоке не было данных для возникновения такой практики. Жены священников и диаконов продолжали сожительствовать с мужьями и после их хиротонии. Жены принявших монашество имели право даже при жизни мужей вступать в новый брак. Даже жены епископов продолжали сожительствовать с мужьями. Хотя уже в IV веке на сожительство с женами епископов смотрели неблагосклонно и на востоке, так что епископ Антоний был низложен в 400 году на соборе под председательством Златоуста за то, что у него были дети и после епископской хиротонии, а Григорий Нисский , получив епископскую хиротонию, разошелся со своей женой, но вопроса о женах епископов и тогда не возникало. Тем более не могло возникнуть такого вопроса после того, как Юстиниан I постановил в своих конституциях 1 марта 528 г. и 29 августа 531 года и в новелле 29 июня 531 года, что епископом можно избирать лишь неженатых или вдовых, но не имеющих детей, так как епископ вместо жены должен иметь Церковь , а вместо детей «весь православный христианский народ» (Codex I, 3, 42, 51). Вопрос о праве жен епископов снова выходить замуж возник на востоке лишь на Трулльском соборе, восстановившем до-юстиниановскую практику и разрешившем в 12 и 48 правилах ставить в епископы женатых, с тем лишь условием, чтобы дальнейшее сожительство их с женами прекратилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Впоследствии, по мере прославления Новгородских святителей, им был установлен на этот же день Собор. Е. Е. Голубинский пишет об этих святителях как о таких, время прославления которых остается неизвестным, и определял дату установления их общего празднования периодом от Московского Собора 1549 года до учреждения Святейшего Синода (Е. Е. Голубинский. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903. С. 157). В Собор Новгородских святителей входят: святитель Иоаким Корсунянин, первый епископ Новгородский (988–1030); святитель Лука Жидята, епископ (1030; 1035–1060; † 15 октября 1060 г.); святитель Герман, епископ (1078–1096); святитель Аркадий, епископ (1157–1162; память 18 сентября/1 октября); святитель Григорий, архиепископ (1187–1193; † †24 мая 1193 г.); святитель Мартирий, архиепископ (1193–1199; † 24 августа 1199 г.); святитель Антоний, архиепископ (1212–1220; 1226–1228; † 8 октября 1231 г.); святитель Василий Калика, архиепископ (1331–1352; † 3 июля 1352 г.); святитель Симеон, архиепископ (1416–1421; † 15 июня 1421 г.); святитель Геннадий, архиепископ (1484–1504; память 4/17 декабря); святитель Пимен, архиепископ (1553–1571); Афоний, митрополит (1635–1648; † 6 апреля 1653 г.). Мощи этих святителей были погребены или перенесены в Новгородский Софийский собор (кроме свт. Германа, свт. Геннадия и свт. Пимена, почему в некоторых источниках и не назначены их имена в числе Собора). 4 октября празднование было установлено совместно с памятью святого благоверного князя Владимира Ярославича Новгородского († 1052), а 10 февраля Собор святителей празднуется совместно со святой благоверной княгиней Анной Новгородской († 1056). Кроме поименованных, из святителей Новгородских отдельные памяти имеют: свт. Никита Затворник, епископ († 1108; память 31 января/13 февраля); свт. Нифонт, епископ († 1156; память 8/21 апреля); свт. Иоанн, архиепископ († 1186; память 7/20 сентября); свт. Феоктист, архиепископ († 1310; память 23 декабря/5 января); свт. Моисей, архиепископ († 1362; память 25 января/7 февраля); свт. Евфимий, архиепископ († 1458; память 11/24 марта); свт. Иона, архиепископ († 1470; память 5/18 ноября); святитель Серапион, архиепископ († 1516; память 16/29 марта). Лонгин Коряжемский, преподобный

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Отсюда и οκουμενικς уже латинского universalis. Но если οκουμνη понимать так, то, как заметил еще Бароний и как думает Гергенрётер, по-видимому 1033 , получается абсурд: вселенским в таком случае может и имеет право называться каждый епископ. Но это только по-видимому. Не расширяя своего этимологического значения в языке патристическом, слово οκουμενηκς расширило свой смысл в этом языке в другом направлении: оно получило значение переносное, техническое, стало почетным титулом, указывающим на христианское и именно православное направление лица, к которому оно прилагалось. Довольно точное содержание для этого титула в его новом употреблении указано в приведенных выше словах блаж. Феодорита. В этом смысле назван Иоанн Златоуст «вселенским» учителем со стороны императора Феодосия младшего. 1034 С таким же значением этот титул прилагается к Диоскору в 449 году в словах Олимпия Эвазского: «вселенский архиепископ великого города Александрии» 1035 , и несколько раз к папе Льву Великому на Халкидонском соборе 1036 . И только при таком толковании его становятся понятными многие факты, которые уже указаны выше в речи об употреблении этого титула в царствовании Юстиниана, и с которыми мы встречаемся при чтении переписки Григория Великого по поводу принятия его Иоанном Постником . Замечательно именно то, что все лица, которым всего лучше было знать настоящее положение дела и всего удобнее правильно истолковать титул «вселенский», или остались равнодушными к беспокойству Григория или же большею частью прямо высказались против него, как человека, поднявшего тревогу без всякого уважительного повода. По словам самого Григория император Маврикий «слушал и поддерживал» Постника и напротив «не внимал и даже гневался» на него Григория 1037 ; «не вразумлял гордеца», а приглашал папу «примириться с своим братом и сослужителем Иоанном», «отклоняя его, Григория, от намерения защитить истину евангелия и канонов, смирения и прямоты» 1038 и «связывая его противодействие путами царской власти» 1039 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

сост. А.Ф. Грушина Письма общине из ссылки (1929–1933) 1033 Письмо первое Слава Богу за всё! В день Казанской иконы Пресвятой Богородицы, в конце ранней литургии начался наш первый осмотр в больнице. В день преподобного Феодора Студита нас отправили «на курорт». Вижу в этом великое знамение Божие на всех нас. Матерь Божия благословила начатие нашего дела, преподобный удостоверил правильность нашего пути. Не скорбите, а радуйтесь, ибо в испытаниях мы не оставлены небесной помощью. Тем более не скорбите за меня: Господь из сутолоки великой призывает меня на служение единого Единому, это в равной мере необходимо мне и вам, ибо вся моя жизнь – в вас, без вас нет в ней смысла. Не скорбите о себе, ибо у вас ещё остаётся величайшее, чего лишены многие, в том числе и я, – богослужение храмовое; берегите его, вот моя заповедь вам, не только моим детям, но и друзьям. Берегите богослужение, берегите священнослужителей родных по духу, связанных с Батюшкой 1034 крепкими узами преемственности. Не ищите нормального духовного руководства, не такое сейчас время; и не найдёте, а если найдёте, то на мгновение. Переключайтесь друг на друга, назидайтесь друг от друга, укрепляйтесь друг другом, утешайте друг друга. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов 1035 ( Гал. 6:2 ). Помните, что можете остаться совсем без иереев Божиих. Исключительность данного положения, сохранение священнослужителей и подготовка к дальнейшим испытаниям заставляет меня, отца вашего, поставить вас временно на путь сокращения подхода к исповеди и ко Святому Причащению. Иного выхода нет. Приимите это как волю Божию. Обычно причащались два раза в месяц и в праздники великие, теперь – один раз в месяц и в праздники великие. Готовьтесь тщательно к тем дням, когда будете приступать к Святей Чаше, это даст вам новую, ещё не ощущавшуюся вами радость. Пишу вам, «другом своим», богомольцы не вместят пишемого. Вы же поймёте меня, ибо я пишу рукою отца, жалея вас, и понимаю, чего я вас лишаю. Доверьтесь мне, исповедуйтесь у любого служащего у нас священника, помните, какое сейчас время.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Монастырей в Тверской епархии: 1) мужских – 16, из них 7 штатных и 9 заштатных;2) женских – 4, все штатные. Сверх сего, три женские Общины. Подробности о них будут сообщаемы в своем месте. Соборов и церквей – всех 1092. При них протоиереев 8, священников – 1035 диаконов 31, причетников 1788. Духовно-учебных заведений 9, из них кроме семинарии – 7 училищ мужских и 1 женское. Присутствие духовной Консистории при вступлении моем на кафедру составляли: 1) Архимандрит Успенского Желтикова монастыря Иосиф 14 , из воспитанников Тверской семинарии 2-го разряда. Членом Консистории состоит с 1865 года. 2) Протоиерей Василий Владиславлев , настоятель Владимирской церкви; магистр XV курса (1846 г) Московской д. академии звании члена Консистории состоит с 1854 г. 3) Протоиерей Александр Флёров 15 , настоятель Ильинской церкви из студентов Тверской д. семинарии в звании Члена Консистории с 1870 г. 4) Протоиерей Петр Грязнов 16 , настоятель Мироносицкой церкви из студентов семинарии; членом Консистории состоит с 1870 г. Секретарь Консистории. Надв. Сов. Сергий Петр Славолюбовь из воспитанников Московской д. академии XXV к. (1864 г.); в должности Секретаря с 8 янв. 1879 года. Здание Консистории каменное одноэтажное но довольно просторное и удобное; находится вблизи архиерейского дома что весьма выгодно и полезно во многих отношениях. Домашним Секретарем при Тверском архиерее состоял и состоит чиновник А. Морошка 17 . По канцелярии архиерейской значилось ежегодно входящих дел и бумаг: а) по консистории – боле 5000 б) по Епархиальному Попечительству ок. 600 в) по Семинарии и духовным 1879 г училищам – ок. 900 Тверская духовная Семинария 18 помещается в двух каменных зданиях, находящихся в Затьмацкой части. С 1878 г сооружается новый обширный каменный корпус с домовою при нем церковью. Ректор Семинарии Протоиерей Александр Соколов 19 магистр XVII курса (1850 г) Московской д. академии в должности ректора с 1875 г. Инспектор Михаил Чередеев 20 , из окончивших курс в С-Петербургской д. академии в 1865 г с степенью магистра; в должности Инспектора с 1877 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Из этой мысли поручения или уполномочения католическое церковное право, а равно и современное греческое право, делают важные выводы. По католическому церковному праву, епископ 1) может поручить духовному лицу пастырство на время, не определяя этого лица на постоянную должность, так что этот епископский делегат по осуществлению пастырства может быть во всякое время устранен от данного ему поручения; 2) может дать поручение пастырства, в особенности проповедничества с церковной кафедры и выслушания исповеди с разрешением от грехов, другим лицам, кроме приходских священников, главным образом монашествующим разных орденов. На современном греческом востоке из 39 пр. апост. и 57 лаодик. выводится, что духовничество и венчание браков не содержатся в приходской должности, как таковой, а требуют специального уполномочения. Грамоты, уполномочивающие на принятие исповеди, выдаются обыкновенно иеромонахам. То же самое было и у нас до Петра Великого. Некоторые священники возводятся у нас в сан протоирея, который в настоящее время есть просто знак отличия, не соединяющийся ни с какой особой должностью, тогда как протопоп древней Руси был, а в некоторых православных церквах, как напр. румынской, и до сих пор есть не сан, а должность местного органа, ведающего несколько приходов. Кроме осуществления пастырства, приходский священник, вместе с другими членами причта и при участии прихожан, является администратором в приходе по управлению церковным имуществом. На приходские причты наконец возложено обширное и сложное книговодство: при церквах составляются разные книги, ведомости, таблицы, отчасти удовлетворяющие церковно-статистическим целям, отчасти имеющие государственное значение. К последним принадлежат метрические и обыскные книги. Метрические книги пишутся по форме, указанной в приложении к ст. 1035 т. IX свода законов росс. импер. и разделяются на три части: о родившихся, о бракосочетавшихся и о умерших. Метрическими книгами доказываются права состояния, законность брака и рождения, права наследственные.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Равноап. кн. Владимир. Фрагмент иконы «Преподобный Афанасий, равноапостольный князь Владимир, пророк Илия». Новгород. XVI в. (?) Равноап. кн. Владимир. Фрагмент иконы «Преподобный Афанасий, равноапостольный князь Владимир, пророк Илия». Новгород. XVI в. (?) История до Крещения Год рождения В. С. неизвестен. На уникальное сообщение «Летописца Переяславля Суздальского» (XIII в., сохр. в единственном списке 3-й четв. XV в.) о 73 годах как возрасте князя ко времени его кончины (ПСРЛ. Т. 41. С. 44) полагаться трудно по неясности происхождения этой информации и, главное, по сбивчивости хронологии «Летописца» (так, смерть В. С. датирована в нем 6543, т. е. 1035 (!) г.). Подсчеты на основании возраста Святослава (род. за 3-5 лет до гибели своего отца киевского кн. Игоря , происшедшей не ранее зимы 944/5) и более или менее надежных фактов биографии самого В. С. (рождение старшего сына кн. Вышеслава не позднее 978 и др.) приводят к приблизительному разбросу дат от 955 до 963 г., причем наиболее вероятной выглядит дата ок. 960 г. Такому заключению вряд ли противоречит известие Титмара, что В. С. умер «глубоким стариком» («decrepitae aetatis») и «ветхим деньми» («plenus dierum») (Thietm. VII, 73-74. P. 488; Назаренко. Немецкие латинояз. источники. С. 136, 141), поскольку впечатление от возраста ок. 55 лет, и без того весьма почтенного по понятиям средневековья, могло усугубляться необычайной длительностью киевского княжения В. С. (без малого 40 лет). Матерью В. С., согласно ПВЛ, была «ключница» св. кнг. Ольги Малуша, дочь некоего «Малъка Любечанина» (т. е. уроженца г. Любеча близ впадения Десны в Днепр). Тот факт, что В. С. был сыном несвободной наложницы («робичичем»), а также близость имен давали повод нек-рым исследователям (Д. И. Прозоровский, Шахматов и др.) для едва ли основательного предположения о Малуше как рабыне-пленнице, дочери Мала, князя восточнослав. племени древлян, соседнего с киевскими полянами, к-рый возглавил древлянское восстание против власти Киева ок. 945 г.

http://pravenc.ru/text/159104.html

Асессор Кондоиди, не имея где жить, просил Синод сделать на этот счет какие-либо распоряжения, и Синод требовал у Сената отвести ему квартиру 1023 . В ноябре 1721 года ему был отдан конфискованный в казну двор подрядчика Крюкова; строения были несколько ветхи, и Кондоиди произвел ремонт на свой счет 1024 . В 1722 году он взял себе место для постройки дома на Васильевском острове 1025 , но, не имея средств, дома не строил 1026 . Асессор Анастасий Наусий нанимал квартиру и платил по пяти рублей в месяц без дров 1027 . Протопоп Петр Григорьев одно время просил государя отдать ему конфискованный двор бывшего «прибыльщика» Алексея Курбатова на Петербургскою острове, в приходе церкви Успения 1028 . В 1723 году он жил на Петербургском острове, в доме, который был записан в полицейском реестре за поручиком морского флота, князем Иваном Яковлевичем Лобановым-Ростовским; двор состоял из дома в пять светлиц и двух изб без печей 1029 . Самое большое помещения было у протопопа Иоанна Семенова: двенадцать светлиц и пять камор. Жил он тоже на Петербургском острове 1030 . XVII Значительную долю пособия в содержании доставляли членам Синода монастыри, у кого они, конечно, были. От монастырей их настоятелям шло содержание квартирою и столом, – или натурою, или за счет монастыря; кроме того, от монастыря была и свита, и прислуга, и еще, вдобавок, жалованье, особо от Синодского 1031 . В январе 1724 года нарочные подводы доставили запас провизии из монастыря архимандриту Иерофею 1032 . Получали припасы из своих монастырей и советники-архимандриты Гавриил 1033 и Петр 1034 . Гавриил установил у себя в монастыре, вдобавок, сборы и на «столовые запасы», и на «переезды в Петербург» 1035 . Асессор Кондоиди, получив в свое управление Толгский монастырь, издерживал в Петербурге и Москве «на всякия нужды свои деньги», а затем «расходныя книги» этим деньгам «за своею рукою» присылал в монастырь, и монастырский казначей «платил по тем книгам деньги». При переходе в Спасо-Ярославский монастырь Афанасий насчитал на Толгском свыше 600 рублей долгу себе и в счет этих денег хотел взять за 190 рублей 13 монастырских лошадей, о чем и был уже составлен от монастыря передаточный акт. Кроме того, Афанасий имел от казначея расписку, будто у него, Афанасия, монастырем взято взаймы 157 рублей. Казначей пожаловался, что и расписка, и передаточный акт написаны по принуждению. Афанасий, узнав об этом, вызвал казначея к себе в Ярославль и держал его в монастыре под караулом, внушая: «знаешь ли ты, что я синодский член?!» Дело в конце концов попало в Синод, казначей был вызван в Петербург и после длинной процедуры Синод признал за Афанасием право на получение с монастыря 400 рублей, но лошадей оставил в монастыре 1036 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010