Участник в издании книги: «Три первые века христианства» 1035 обрел не благоволение в очах начальства тем, что, вслед за Гогенбахом, осмелился утверждать, что лучшие, благо разумнейшие римские императоры преследовали христиан, а глупые между ними мирволили христианам; выражением указанного не благоволения было то, что вышеуказанное лицо, профессор Академии, за свое сотрудничество с кафедры церковной истории вынужден был низойти на кафедру еврейского языка. Еще. Автор, бывший одновременно профессором и в дух. Академии и в Университете, за написанную им книгу: «Греко-восточная церковь в период вселенских соборов» 1036 , был лишен кафедры в Академии; его книга возбудила неудовольствие как тем, что в ней приведен был в греческом оригинальном тексте один памфлет VIII-ro века против иконопочитания, так и тем, что будто автору вздумалось сказать, что причисление к лику святых в древней Византии имело одинаковое значение с награждением в наше время орденом. Было бы излишне пускаться в разбор инкриминированных мест книги 1037 . Заметим одно: лишившись академической кафедры и оставшись с одной университетской кафедрой, мало его обеспечивавшей (он был здесь доцентом), автор-профессор впал в тяжкие материальные лишения и под их бременем вскоре умер. Книги, заподозренные начальством, подвергались и еще разного рода репрессалиям. Они или не допускались в семинарские библиотеки (так было с моим вышеназванным сочине- ных властей наклоняются в ту сторону, чтобы не дать возможности церковным историкам возобновить, пересадить или внедрить какое-либо заблуждение, понимая под такого рода заблуждением очень многие отступления, имеющие лишь малое отношение к существу догматического богословия. Но возникает вопрос: можно ли считать наших представителей духовной власти более компетентными судиями по вопросам богословия, чем писателей церковно-исторических сочинений, принимая в особенности во внимание, что и эти последние по своей природе тоже богословы? У известного публициста В. В. Розанова мы встретили повествование, которое дает определенный ответ на вопрос.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Софии 1033 . Во всяком случае, очень похожий гроб-реликварий был изображен на миниатюре из синаксаря в Минологии Василия II конца X – начала XI вв. в сцене чудесного обретения мощей в Херсоне Константином Философом и Мефодием 1034 . Войдя в храм верных (naos), паломники направлялись к «святой гробнице» (tou agiou larnaki), к которой, как следует из результатов раскопок, вел особый узкий ход, поддерживаемый аркадами, и затем тем же путем выходили обратно 1035 . Полы во всех помещениях были каменными, залитые цемянкой, а в святилищи, алтарной части гробничной церкви выложены неболыиими мраморными квадратными плитками. К слову, многочисленные обломки мраморного интерьера, фрагменты колонн, плит (античного облика и с крестами), множество мелких мраморных осколков наводят на мысль, почему через все источники, составленые в IX–X вв. и позже, настойчиво проходит мотив «мраморного храма» (marmoreo templo, «марморяна храмина»), вероятно, имевший не только легендарную основу, как полагал И. Я. Франко 1036 . Двор священного места и пол крипты с каменным саркофагом-реликварием (en soro lithine) находились почти на уровне моря и покрывались водой при больших ее нагонах 1037 . Лишь при сильном южном ветре островок превращался в полуостров 1038 . В Госархиве г. Севастополя, в архивном фонде Херсонесского монастыря хранится документ от 2 июля 1910 г„ в котором Управление Херсонесского первоклассного св. Владимира монастыря сообщает в Таврическую Духовную консисторию, что не решается начинать дело о приобретении у отставного адмирала, помещика М. Я. Баля островка в Казачьей бухте, связанного с преданием о том, что здесь хранились св. мощи муч. Климента Римского : «остатки стен бывших там зданий лежат почти на одном уровне с поверхностью окружающей бухты, а нижние основания – ниже поверхности воды» 1039 . Значит, пойти на постройку в столь неудобном месте херсонитов могла заставить только церковная традиция, которую они свято чтили вплоть до гибели города. Характер кладки стен и их направление ясно доказывают разновременность некоторых построек: достаточно указать на помещения гробничного храмика, первоначальные очертания которого совершенно исказили позднейшие стенки 1040 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ (Балабан Иван; † между 1617 и 1620), архим., настоятель нескольких монастырей в Западнорусской митрополии , издатель; управлял Львовской, Галицкой и Каменец-Подольской епархией в 1607-1608 гг. И. был племянником Львовского еп. Гедеона (Балабана) . Первые упоминания об И. Балабане связаны с его участием в конфликте ставропигиального Львовского братства с еп. Гедеоном. 18 янв. 1590 г. члены братства подали жалобу на то, что племянники еп. Гедеона Иван и Адам явились в львовскую братскую школу и угрожали братчикам, требуя признать епископскую власть Гедеона, при этом произошло столкновение племянников архиерея с одним из лидеров братства - И. Рогатинцем (ЦГИАЛ. Ф. 129. Оп. 1. Д. 1035. Л. 42-44; опубл.: Monumenta confraternitatis Stauropigianae Leopoliensis./Ed. W. Milkowicz. Leopolis, 1895. N 256. P. 415-420; в издании документ ошибочно датирован 1592 г.). Иван и Адам Балабаны напали на братский львовский во имя прп. Онуфрия Великого мон-рь . Этот случай обсуждался на Соборе в Бресте 22 июня 1590 г. (см. Брестские Соборы ), утвердившем принадлежность мон-ря братству и ставропигиальный статус последнего. Между 1590 и 1595 гг. И. Балабан принял постриг с именем Исаия. Как игумен (без обозначения места служения) он упоминается в грамоте кор. Сигизмунда III Вазы от 5 апр. 1595 г., по к-рой он был признан коадъютором (викарием) и преемником Львовского еп. Гедеона (Балабана), к-рый в тот период являлся сторонником унии правосл. и католич. Церквей. Решение короля вызвало протесты Львовского братства, и в янв. 1602 г. еп. Гедеон, позиция к-рого в отношении унии к тому времени изменилась, заключил с братством соглашение, по к-рому И. был лишен права на замещение Львовской кафедры, чтобы та не стала наследственным владением рода Балабанов; И. подписался под этим соглашением. С июля 1597 г. И. упоминается как игумен тесно связанного с Львовской кафедрой Уневского Успенского мон-ря (ныне с.

http://pravenc.ru/text/674832.html

Ибо Он и имеет имя паче всякого имени и в человеческом имени Иисус приемлет поклонение от всех, ибо сказано: о имени Иисусовом всяко колено поклонится небесных и земных, и преисподних ( Флп. 2:10–11 ) 1032 . По Евномию – имя есть одно и то же с (именуемым) предметом , так как по его определению неожиданность составляет сущность 1033 . Есть слава какая-то естественная , как слава солнца – свет; и есть слава какая-то внешняя , рассудительно воздаваемая достойным, по свободному произволению . Но и сия опять двояка. Ибо сказано; сын славит отца, и раб господина своего ( Мал. 1:6 ). Итак, одна из них, рабская, воздаётся тварью, а другая, скажу так, домашняя, совершается Духом. Ибо Господь, как о Себе сказал: Аз прославих Тя на земли, дело соверших, еже дал ecu Мне, да сотворю (Ин, 17:4), так и об Утешителе говорит: Он Мя прославит, яко от Моего приимет, и возвестит вам ( Ин. 16:14 ). И как прославляется Сын Отцом, Который говорит; и прославих, и паки прославлю ( Ин. 12:28 ), так прославляется Дух по причине общения с Отцом и Сыном и по свидетельству Единородного, Который говорит: всяк грех и хула отпустится человеком; а яже на Духа хула, не отпустится ( Мф. 12:31 ) 1034 . Имена означают только сущности, а не сами суть сущность 1035 . Евномий говорит: «А мы, последуя святым и блаженным мужам, говорим, что тайна благочестия состоит собственно не в священных именах и не в особенных обычаях и таинственных знаках, а в точности догматов ». Что Евномий пишет это, последуя не евангелистам и не апостолам, и никому-либо из бывших наставниками в древнейшем писании, это ясно всякому, не незнакомому со священным и божественным Писанием. А вследствие сего можно думать, что «святыми и блаженными мужами» он называет Манихея, Николая, Аколуфа, Аэтия, Ария и всех того же лика, последуя которым законополагает это, а именно, что не исповедание имён, не обычаи церковные, не таинственные знаки составляют собственно благочестие. А мы, дознав от святого гласа, что аще кто не родится свыше водою и Духом, не войдёт в Царство Божие ( Ин. 3:5 ), и что ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, той жив будет во веки ( Ин. 6:56–58 ) уверены, что тайна благочестия состоит собственно в исповедании имён Божиих, – разумею Отца и Сына и Святого Духа, и спасение утверждается на общении таинственных обычаев и знаков .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Златоуст пишет: «Волхвы поклонились Христу в яслях; мы видим Его не в яслях, а на алтаре, и должны поклоняться Ему еще больше» 1033 . Феодорит, в уже процитированном отрывке, также использует термин προσκυνε,ν, но в то же время явно утверждает, что дары продолжают сохранять свою сущность. Амвросий один раз упоминает о плоти Христа, «которой мы сегодня поклоняемся в таинстве» 1034 , а Августин пишет о поклонении, которое предшествует причащению плоти Христовой 1035 . Нет сомнения, что во всех этих отрывках мы должны воспринимать термины προσκυνεν и adorare в более широком плане, как указывающие на коленопреклонение, которое часто употреблялось, особенно на Востоке, в знак уважения, отличающегося от собственно поклонения. В древних литургиях нет указаний насчет такого поклонения дарам, которое стало преобладать в Латинской церкви с возникновением гостий после победы учения о пресуществлении в XII веке 1036 . §96. Жертва евхаристии Помимо трудов о вечере Господней, которые мы уже упоминали, см. Höfling : Die Lehre der ältesten Kirche vom Opfer im Leben u. Cultus der Kirche. Erlangen, 1851. Статьи: Messe, Messopfer, в Wetzer u. Welte : Kircheniexicon derkathol. Theologie, vol. vii (1851), p. 83ff. G. E. Steitz : статьи Messe и Messopfer в Herzog, Protest. Real-Encyklopädie, vol. ix (1858), pp. 375–408. Phil . Freeman : The Principles of Divine Service. Part ii. Oxf., Lond., 1862. В этом последнем труде очень подробно рассматривается система жертвоприношений Моисея, а (в Pref., р. vi) все предыдущие английские и немецкие труды на эту тему (Mede, Outram, Patrick, Magee, Bahr, Hengstenberg, Kurtz) несправедливо объявляются неудовлетворительными и неполными. И Греческая, и Латинская церковь видят в евхаристии не только sacramentum, посредством которого Бог наделяет верующих благодатью, но в то же время, и даже в основном, sacrificium, в ходе которого верующие действительно приносят Богу в жертву то, что символизируют зримые дары. Основу этого представления также заложили отцы церкви, и следует признать, что в этом вопросе они гораздо ближе к греческому и римско–католическому представлению, чем к протестантам. Важность темы требует того, чтобы сначала мы объяснили саму идею жертвы, а также четко разделили изначальное христианское представление о ней – и более позднее искажение этого представления преданием.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Аналогичную картину являет нам византийская и поствизантийская Южная Италия, где даже скромные местечки имели собственного табулярия. 744 Так, в конце X в. подвизался в составлении документов «протопапас и табулярий крепости Таранто» Куртикис, по поручению которого неким Григорием был написан самый ранний греческий частный акт на южноитальянской почве – дарственная 981 г. и который подписался первым среди свидетелей, а также в 984 г. сам писал акт о разделе имущества. 745 Правда, в XI в., т. е. во время, когда в Таранто существенно увеличивается количество документов, их составители, как кажется, не носили здесь никакого нотариального звания (нет упоминаний ни о табулярие, ни о номике; пять документов с 1029 по 1040 г. писаны рукой иерея Василия, 746 один акт 1035 г. – рукой Николая, 747 семь документов за 1043–1054 гг. – рукой Иоанна Куркуаса 748 ), акты по их формуляру, каллиграфии и грамматике демонстрируют редкую компетентность и высокий профессионализм. Дукт письма и некоторые нотариальные приемы (например, особый способ написания предлога ν в словах ν νματι инвокации) передавались от одного нотария к другому. Более того, само это занятие передавалось от одного члена семьи к другому; целую династию нотариев основал уже упомянутый Иоанн Куркуас (несколько документов с 1084 по 1086 г. писаны его сыном Панкальо; в актах 1143–1145 гг. встречаем писца Куркуаса, сына Иоанна; акт 1182 г. писан также Куркуасом, сыном судьи Иоанна, которого не следует отождествлять с предыдущим). 749 Ни один из Куркуасов не определяется как табулярий, но несомненно то, что эта семья имела почти наследственное право на нотариальную деятельность, практикуя эту профессию свыше ста лет. 750 Связь нотариальных функций с церковной должностью протопапаса, о которой говорилось выше, прослеживается по актам Калабрии (так, в епископстве Оппидо 13 документов 1051–1057 гг. подписаны «протопапасом Сицилии»; 751 в Стило большая часть документов, составленных в норманнский период, писана или скреплена протопапасами, 752 которые часто называются номиками; аналогично – в Кротоне, где, однако, в конце XII – начале XIII в. функцию табулярия исполняют и другие высокопоставленные сановники епископской церкви, например, в 1199 г. девтеревон, т. е. заместитель протопапаса, 753 а с 1219 по 1228 г. – один протопсалт 754 ), Базиликаты (так, дарственная 1043/44 г. из Виджано писана протопапасом Урсолеоне по поручению иерея Николая, табулярия Виджано; 755 два акта из Карбоне – 1055/56 и 1058/59 гг. – писаны протопапасом Николаем; 756 дарственная 1053 г. писана протопапасом церкви Св. Кирика Феофилактом 757 ) и т. д. Но в то же время акты Черсосимо (провинция Потенца) и Меркуриона (Южная Калабрия) писаны табуляриями, а протопапас не упомянут ни разу (интересен случай, когда иерей Хрисафий, написавший в 1057/58 г. дарственную по поручению табулярия Хрисоиоанна, становится затем преемником табулярия 758 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1025.. Даниил — НЭС, т. 15, с. 505-507. 1026.  Булгаков С. Апокалиптика и социализм. — В кн.: С. Булгаков. Два Града. М., 1911, т. 2, с. 51-127. 1027.  Введенский А., свящ. Язык книги пророка Даниила в связи с историей ее происхождения. — ТКДА, 1912, с. 493-510. 1028.  Громогласов И. Наименование Иисуса Христа Сыном Человеческим — ЧОЛДП, 1894, с. 107-154. 1029.  Добронравов Н. Книга пророка Иоиля. М., 1885, 432 с. 1030.  Зельдер Д. Иоэль. — ЕЭ, т. VIII, с. 779-785. 1031.  Кёнит Э. Даниила книга. — ЕЭ, т. VI, с. 937-943. 1032. Книга пророка Иоиля. — ДБ, 1873, с. 152-154. 1033.  Некрасов А. Год крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа и седмины Даниила. Казань, 1892. 1034.  Его же. Седмины пр. Даниила по олимпиадам. — ПС, 1887, 1035.  Его же. Введение в книгу пророка Иоиля. — ХЧ, 1884, с. 280-314; 1885, с. 82-98; с. 335-371. 1036.  Никольский Н. Апокалиптическая литература. — В кн.: Литературная энциклопедия, М., 1929, m.I. 1037.  Оберлен. Пророк Даниил и Апокалипсис св. Иоанна. Тула, 1882, XVI + 448 с. 1038.  Палладий, еп. Толкование на книги св. пророков Осии и Иоиля. Вятка, 1872, 61 с. 1039.  Петровский А. Книга пророка Даниила. — ТБ, т. VII, с. 1-83, 1040.  Покровский Ф. Время деятельности пророка Иоиля. — ХЧ, 1875, 1, с. 3-31; с. 3-24. 1041.  Потапов В. О книге пророка Даниила. — ПТО, 1871, с. 1-146. 1042.  Разумовский А., свящ. Св. пророк Даниил и его книга. СПб., 1891, 162 с. 1043.  Розанов Н. Книга пророка Иоиля. — ТБ, т. V, с. 134-156. 1044.  Рыбинский В. Иоиль. — ПБЭ, т. VII, с. 250-254. 1045.  Смирнов И. (впосл. еп. Иоанн). Пророк Иоиль. Рязань, 1873, 33 с. 1046.  Его же. Св. пророк Даниил и его книга. Рязань, 1879, 384 с. 1047.  Denzer G. The Books of Haggai Zechariah, Malachi, Joel and Second Zechariah. Collegeville, 1966. 1048.  Hartmann L.F. Daniel. — JBC, I. 1049.  Kappelrud A. S. Joel Studies. Leipzig, 1948. 1050.  Rowley H.H. The Relevance of Apocaliptic. London, 1947. 1051.  Russel D. S. The Method and Message of Jewish Apocaliptic. Philadelphia, 1964.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

В инструкции Митрофана Слотвинского (†1752), Тверского архиепископа поповскому Кашинскому старосте на настоящий раз имеется такое предписание; Кто вновь прибудет в духовность., и таких прежде исповеди спрашивать, что они у кого были в духовенстве; и ежели скажет, что у него отец духовный где в городе, или умерший; и таких в исповедь принимать и записывать именно; а ежели кто скажет, что отец его духовный живет где в прочих городех, и такие люди об отпуске в другую духовность приносили бы от прежних духовников отпускные письма, а в тех писали б именно, которые ради вины они тех своих духовных детей от себя отпустили, и не имели ли они к церкви святей какой противности, и в которых годех именно исповедывались. такожде и святых таин причащались, и по тем письмам в духовность их принимать и исповедывать, по чину св церкви, а без писем не принимать» 1035 . В той же инструкции предписывалось еще: «Исповеди в домах своих священникам никак (кроме смерти больного) никогда не творить, и во святые посты для исповеди и в другие приходы в дома ни к кому не ходить, а исправлять ту исповедь в церквах» (п, 1); «Всякого чину людей в духовенстве быть у приходских местных священников, а у безместных впредь во исповеди не быть» (п. 5); «А буде впредь кто у таковых заповеданных попов во исповеди явится и таковых в исповедных книгах писать с неисповеданными», так как «избирают себе пастырей по своим похотям, а которые настоящие и правильные священники, от тех удаляются, да не познани ими будут» (п. 6) 1036 . По таковой же инструкции (для Ржевского протопопа Иоанна Алексеева , составленной в 1760г.) Тверского же еп., Афанасия Вольховского (1758–1763), – «если кто из Ржевских купцов по возвращении из отлучки будет говорить, что он исповедался и приобщен в другом городе и представит письмо, то на этом не утверждаться, а заставлять их говеть, исповедываться и приобщаться в городе Ржеве» 1037 . Впрочем, в XVIII в. далеко не все архипастыри усвояли в своих распоряжениях по трактуемому предмету формальный характер синодальных предписаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

1028 Возмещены 11/IX/1900 г., см. вх. 103 при деле о постройке Гефсиманской ограды. – примеч. архимандрита Александра. 1029 Начальная школа для девочек была открыта ИППО в Иерусалиме 5 сентября 1898 г. – первоначально, по благословению архимандрита Александра, в доме Миссии, со временем – в собственном помещении, на Николаевском подворье. Затем школа была сделана «смешанного типа»: были добавлены классы для мальчиков и, наконец, по инициативе начальницы школы, жены помощника управляющего Русскими подворьями в Иерусалиме Елены Максимовны Алексеевой, организованы вечерние группы для обучения грамоте взрослых русских паломников и паломниц. 1031 Начальная школа смешанного типа в Иерусалиме была открыта 5 сентября 1898 г. Ее удалось «открыть с трудом», поскольку греческая Патриархия категорически возражала против открытия русских школ в Иерусалиме и его окрестностях. Если в Сирии было открыто Палестинским Обществом (к 1914 г.) 77 школ, то в Палестине лишь 24, и то 19 – в Галилее и только 5 – в Иудее, включая Иерусалимскую. 1032 Халеби Георгий (Егор) Николаевич (1864–1945) – драгоман РДМ в Иерусалиме с 1901 г., племянник Я.Е. Халеби, преемником которого он стал. Окончил Московскую ДС (1888) и Киевскую ДА (1892). Похоронен на Русском кладбище при церкви св. Марии Магдалины в Гефсимании, рядом с женой Ольгой Акимовной Халеби (1864–1952), урожд. Худобашевой. 1033 Халеби Николай (Никола) Егорович – почтальон РДМ, брат Якуба Халеби. С 1889 г. на службе в ИППО. 1035 Лагранж (Lagrange) Мари Жозеф (1855–1938), иеромонах Доминиканского ордена, выдающийся французский историк и исследователь Библии. В 1890 был направлен в Иерусалим, где основал «Практическую школу библейских исследований», известную с 1920 г. под названием Ecole biblique (полное название: Ecole biblique et archeologique francaise de Jerusalem – Иерусалимская французская школа библеистики и археологии). Расположена на территории монастыря Сент-Этьен (Святого Стефана), рядом с восстановленной на древних фундаментах базиликой Св. Стефана, у Дамасских ворот, неподалеку от Русских Построек. О раскопках базилики см.: Антонин (Капустин) , архимандрит. Дневник. Год 1881. М., 2011. С. 188.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

22. Ибо Он желает также и вас, далеких, соединить с нами, близкими, и привести 121 к единой, святой и православной вере, дабы вы право правили слово истины 122 в едином божественном мудровании, согласном с учениями веры. И тогда Он прославится, подобно тому как в древности во святых Своих, так и ныне среди нас, соединенных через правое исповедание и веру, от пределов до пределов хранимых во всей Церкви верных. Ведь если вы захотите покориться слову истины, то станете, как драгоценные камни 123 посреди Церкви Божией, поскольку и жизнь у вас, по вашим словам, подвижническая, когда вам не хватает только слова, сопутствующего правой вере. Если вы присовокупите оное к строгой и евангельской жизни, вы станете великими пред Богом и людьми. И как светильники, сияющие в великой храмине Божией, то есть в Церкви верных, вы окажетесь источающими для всех 124 находящихся в ней сияние православного света благочестия через слово и жизнь. О если бы вы улучили от Бога и ныне и в будущем великие награды, которые вы смогли бы получить, перейдя от супротивного учения и ереси в правую и непорочную веру Церкви Христовой! И тогда со всеми от века святыми вы насладитесь также вечной жизнью, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Публикация греческого текста, перевод, вступительная статья и примечания игумена Дионисия (Шленова) , публикация грузинского текста М. А. Рапава 1 Апологии св. Симеона посвящено начало и окончание «[Вступления] к книге Гимнов Божественной любви преподобного отца нашего Симеона» (Ες τν ββλον τν θεων μνων το σου πατρς μν Συμεν) (ИАБ 6. 178; рус. пер.: БВ 56. 2005–2006. С. 158–176) и пока что неизданный фрагмент «Против порицателей святых» (Κατ γιοκατηγρων), сохранившийся только в Афонской рукописи Iviron 388. Из «Жития и подвижничества иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова » (ИАБ 6. 180–182), написанного также как и два вышеуказанные сочинения после кончины прп. Симеона († 1022 или в 1035/7 г.), видно, что Стифат стал учеником прп. Симеона именно в период изгнания Симеона из монастыря св. Маманта.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010