Второй важнейший вопрос, который должен поставить изучающий историю русской школы и просвещения после вопроса об ее типе, это – вопрос о распространенности школ в разных концах Руси. Житийная литература не может здесь дать полного и с точным разграничением по периодам перечня местечек, где имелись школы, но —587— Она может всё-таки указать целый ряд городов и селений, где в разные периоды русской истории находились школы. О существовании школ в Киеве не может быть сомнения. Житийная литература с своей стороны иллюстрирует это положение несколькими фактами. В житии Бориса и Глеба сообщает, что они „были грамоте научены“ 1025 , но это могло произойти, наверное, только в Киеве. Во второй половине XI века близ Киева или, быть может, в самом Киеве учился Нифонт Новгородский 1026 . В первой половине XII века в Киеве учился пр. Варлаам Хутынский 1027 († 1193), а в XIV веке Стефан Махрицкий 1028 . В области Великого Новгорода, по показанию житий, имелись школы в последней четверти XIII-ro столетия, когда был отроком архиепископ Моисей 1029 . В половине XIV века здесь учился юродивый Феодор 1030 . Житие Архиеп. Евфимия, избранного на кафедру в 1430 году 1031 свидетельствует о существовании школы в Нов Городской области в последней четверти XIV века. В самом конце XIV или в начале XV века учился в Новгороде архиеп. Иона 1032 . В половине XV века в Новгородских пределах, в родной деревне в Обонежве учился Александр Свирский 1033 . В области знаменитого пригорода Новгорода – Пскова в самом конце XIV или начале XV учился преп. Евфросин 1034 . Житие Мартирия Зеленецкого —588— свидетельствует о существовании школы в Великих Луках. В древнем Смоленске в XII–XIII веках учился преп. Авраамий 1035 . Во Владимире в начале XIV-ro века учился Пахомий Нерехтский 1036 . В Москве в начале того же XIV века учился отрок Елевферий Плещеев, после митрополит Алексий 1037 ; в конце XV века, – наверное, Корнилий Комельский 1038 , а в начале XVI века – Феодор Колычев, после митроп. Филипп; однако нельзя с твердостию сказать, чтобы Алексий и Филипп учились в училище, т.е. у одного со многими другими детьми учителя, а не дома усвоих домашних учителей. В близ лежавшем от Москвы Радонеже были училища в 20 годах XIV столетия и в начале XVI столетия, когда там учились преп. Сергий 1039 и Гурий, архиепископ Казанский 1040 . В селе Пехорка в двадцати поприщах от Москвы учился Серапион, архиеп. Новгородский 1041 . Около Москвы же, хотя неизвестно в каком крестьянском поселке, в 40 годах XV столетия учился Кирилл Белозерский 1042 . Приблизительно в тех же годах велось обучение детей в Волоколамском Воздвиженском монастыре 1043 . Город Старица в одном из своих училищ во второй половине 16 века имел отрока Давида, после архимандрита Троицкой Лавры Дионисия 1044 . В Переяславле Залесском было училище в первой четверти XIV века, в котором учился Димитрий Прилуцкий 1045 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Апостолу посвящены основные соборы Коптской Церкви (патриарший кафедральный в р-не Эль-Аббасия в Каире и старый кафедральный в р-не Эль-Эзбекия; кафедральный в Александрии; в Хартуме - 1-й на территории Судана и др.), его имя носят и важные социальные институты (больница в Каире, Центр коптских исторических исследований и др.). В начале «Истории Александрийских патриархов» , основополагающего памятника копто-араб. церковной историографии, помещены Житие М. (оригинал неизв.) и Мученичество М. (восходит к греч. версии BHG, N 1035). Согласно Житию, М., носивший имя Иоанн, был сыном ап. Аристовула , к-рый в свою очередь назван здесь старшим братом ап. Варнавы (однако ниже в соответствии с общепринятой традицией сестрой Варнавы названа мать М. Мария). Аристовул и Варнава жили в Кирене (запад Пентаполя), занимались земледелием, имели значительное состояние, хорошо знали закон Моисеев. Потеряв имущество в результате набега берберов и эфиопов в правление римского имп. Августа (31 г. до Р. Х.- 14 г. по Р. Х.), они уехали в Палестину. Здесь, близ Иерусалима, и воспитывался М. Он часто посещал ап. Петра, жена которого приходилась двоюродной сестрой его отцу, и был обращен им в христианство. Однажды, гуляя с отцом возле Иордана, М. именем Иисуса Христа умертвил приблизившихся льва и львицу, а также их потомство, повелев, чтобы и впредь львы не жили в этой местности. Пораженный Аристовул попросил принять его и брата в число учеников Христовых. Затем М. вступил в спор с язычниками г. Азот (см. Ашдод ), поклонявшимися луне и оливковому дереву. По молитве М. луна человеческим голосом объявила, что не является божеством, а дерево упало. Разъяренные язычники схватили М. и, избив, передали иудеям, а те заключили его в темницу. Однако ночью Христос чудесным образом освободил апостола. Мощи М. находились в церкви в Вуколе, получившей его имя, в 311 г., когда претерпел мученическую кончину сщмч. Петр Александрийский. После разделения египетских христиан в V-VI вв. на халкидонитов (мелькитов) и нехалкидонитов (коптов) церковь осталась во владении мелькитов.

http://pravenc.ru/text/2562164.html

Моравское Королевство с 904 г. разделено между Уграми и Чехами. Первые до 982 г. язычники, потом Паписты. В Салаварский Паннонский храм Кор. Стефан, Войк, в 1019 г., ввел «Латинского Аббата.» Впрочем, Славянщина долго еще господствовала и при Уграх. См. Путешествие Колара, в Москвитянине, 1844 No 3. Смотря на буллу Uoahha XIII -го (прим. 23) Чехии Пр. Прокопий, ок. 1035 г., основал Славанский Сазавский монастырь; в 1052 г. успели оклеветать пред Князем Спитигневом, будто Славянская письменность «вводит ересь», и потому ввели Латинских монахов. Кор. Вратислав, 1063 г, искал свободы Славян. богослужению. Гордый Григорий VII в 1050 г. писал: «Ваше Высочество просили, чтобы совершалась у вас служба на Славян. языке; мы никак не можем быть благосклонны к вашей просьбе.... Властию бл. Петра повелеваем, чтобы не было того, чего безразсудно ищете». Mansi Т. 20. р. 296. В 1092 г. Славян. монахи и служба была выгнаны из Сазавы. Впрочем, Славян. служба и после того находила по местам убежище. Cosmae cbron. ]ib. I. in Mencenii Script, rer German. T. 3. p. 1382; подробнее Мацеевский. 28 П. Иоанн, современник Фотия и Мефодия, в письме 880 г., называет Константина изобретателем письменности Славянской: ,,litteras Slavonicas a Constantino quodam philosopho repertas, quibus Deo laudes debite resonent, jure laudamus.» Epist. 247 ad Stentopulcum comitem. При сем, если надобно читать у Папы a Constantino quodam, то это не удивительно в устах Папы, не свободного от немощей Папы. Другие свидетельства у Добров, стр. 27 – 36. Чит. Г. Шевырева. 29 Concilium Toletanum 3 ар. Mans. Т. 9. р. 981. Алкуин Epist. 75 ad fratres Lugdunenses. Hispanici erroris sectas tota vobis cavete intentione et Symbolo catholicae fidei nova nolite inserere. 30 Алкуин писал тогда Libbelum de procession Spiritus S. (Op. T. I. ed Froben). Здесь он, в доказательство происхождения Духа Св. от Сына, указывал на слова: яко сила от Него исхождаше и исцеляше вся. Какова экзегетика! По всей вероятности Алкуин вызван был на это сочинение письмом Элипанда. Тот так подписывал письмо свое: «Почтеннейшему брату, диакону Алкуину, служителю не-Христову, а ученику гнусного Антифразия Беата, родившемуся в пределах Австрии во время славного принца, новому Арию, противнику учению СВ. Отцов Амвросия, Августина, Исидора, Иеронима, – если обратится от заблуждения своего, – спасение о Господе, если же не захочет, – вечное осуждение» (Elipandi lib. Ad Alcuinum an. 899)

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

рукоположен с 02.03.1860 по 09.11.1866 епископ Новоархангельский, викарий Камчатской епархии Пётр (Екатериновский), епископ бывший епископ Новоархангельский, викарий Камчатской епархии с 09.11.1866 по 03.07.1867 на покое епископ Уфимский и Мензелинский с 04.04.1869 Дионисий (Хитров), епископ рукоположен с 09.02.1868 по 12.01.1870 епископ Якутский и Вилюйский; 08.09.1896 4 ноября 1869 года преобразована в самостоятельную епархию. Киевская 19 Киевская Имена Сведения Михаил I, митрополит, свт. управлял 30.09.992 Леонтий (Леон, Лев, Леонт), митрополит управлял 1007 (1008) Иоанн I, митрополит управлял с 1008 или с 1019 Киевская и всея Руси В 1299 году кафедра перенесена во Владимир-на-Клязьме и в 1325 году в Москву Имена Сведения Феопемпт, митрополит рукоположен с 1035 упоминается в 1038, 1039 Кирилл I, митрополит упоминается в 1050 (с 1039 по 1051, вероятно) неизвестно Иларион, митрополит, свт. рукоположен с 1051 до 1054 на покое; 1067 Ефрем, митрополит упоминается неизвестно (вероятно, после 04.11.1061) Георгий, митрополит управлял с 1062 (1067), упоминается в 1072, 1073 1079 (1077) Иоанн II, митрополит управлял до 1077 (1080) 31.08.1089 Иоанн III, митрополит возведён Ефрем, митрополит прп., бывший епископ Переяславский, возведён с 1092 по 1097 предположительно, был на Киевской кафедре или на него были возложены функции первосвятителя; 1098 Николай, митрополит упоминается с 1097 по 1102 отозван в Грецию; 1104 Никифор, I митрополит настолование с 18.12.1104 в Киеве с 06.12.1104 январь (апрель) 1121 Никита, митрополит настолование с 15.10.1122 19.05 (9.03).1126 Михаил II, митрополит рукоположен с 1129 (1127) по 1145 удалился в Грецию; 1145 Климент (Смолятич), митрополит поставлен, признан не во всех епархиях с 27.06.1147 по 20.03.1155 был изгнан из Киева; после 1164 Константин I, митрополит, блж. рукоположен (не признан в Волынской и, возможно, Туровской епархиях) в 1155 в Киеве с конца 1156 05.06.1159 Феодор, митрополит поставлен с августа 1161 22.08.1163 Иоанн IV, митрополит

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

„Нам-же, – говорит он, переходя к положительному раскрытию своего учения, – должно исповедовать, что Христос Иисус Господь наш, Котораго родила Дева, есть Сын Божий и истинный, сущий прежде веков, единосущный Отцу» и не отделять плоть Его ни от Божества, ни от поклонения, „ибо невозможно не разделяя Божественной жизни, разделять поклонения» 1034 . „Если Слово стало плотью, то поклоняющийся Слову покланяется плоти и поклоняющийся плоти поклоняется Божеству, и апостолы, покланяясь телу, поклонялись Богу Слову, и Дева, родившая плоть, родила Слово и была Богородицей, и Иудеи, распявшие тело, распяли Бога, и нет никакого разделения Слова и плоти Его в Св. Писаниях, но (возвещается) одна природа, одна ипостась, одно действование, одно лицо, весь Бог и весь человек» 1035 . „Ибо одно и тоже тело и Бог, Которому оно принадлежит, хотя плоть и не преложилась в безтелесное, но имеет как свойственное нам по рождению от Девы, так и то, что выше нас, по слиянию или единению с Богом Словом» 1036 . В этом единении и состоит таинство нашего спасения; в таком понятии о воплощении, по Аполлинарию, оно не отчуждается и не отделяется от Св. Троицы 1037 . В своем содержании послание заключает довольно определенные признаки, указывающие на время его составления. Оно написано тогда, когда аполлинарианское учение о тесном единении Бога с плотию, в силу которого плоть Христа названа была им единосущной Божеству, возбудило против себя полемику, когда выступили люди, отвергавшие представленное Аполлинарием решение христологического вопроса. Раздались в церкви голоса, обвинявшие Аполлинария в учении о том, что плоть сама по себе единосущна Богу, что она не от Девы Марии, а с неба. Волнение, начавшееся в церкви из-за учения Аполлинария, полемика, развившаяся против него, вынудили его к самозащите, к разъяснению и оправданию своего учения о плоти Христа. Он уже предпринимал решительные меры для достижения этой цели. Был уже составлен им собор, на котором изложено это учение. Этот собор Аполлинарий упоминает в первых строках своего послания.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Семиона, во иноцех Сергия. Марфы, в иноцех Месяца февраля в 3 день роженье, а преставленье месяца маия в 3 день. Месяца июля в 5 день рожение, а преставление генваря в 18 Род Василиа Яковлевича Иакова. Ивана. Василиа. Иноку Евгенью. Давыда. Никиту убиенаго. Улияну. Стефана. Ксении. Ульании. Анисии. Петра. Микулы. Максима. Марии. Агафии. Иноки Елены. Иноки Маримьяны. Инока Феофана. Инока Логина. Инока Саватиа. Иакова. Священнодиакона Мартиниана. Инока Романа. Игнатиа. Инока Сисоа. Фомы. Симеона. Агафии. Священноинока Саватиа. Инока Данила. Инока Патрекиа. (Л. 23) Род Симеона Симеона, во иноцех Сергиа. Род Пятово 50 Степанова Андроникова, серебреника. Инока Веньямина. Иноку Иульянию. Андроника. Софью. Стефана. Мавру. Таисею схимницю. Иноку Еуфимию. Иноку Наталью. Инока Макарья. Иноку Фетинью. Ермолаа убьеннаго. Петра. Артемиа. Стефана. Родиона. Евдокию. Ирину. Симеона. Гликерии. Настасии. Род ис Корелы города Борисовой жены Ирины, портного мастера. Раба своего Бориса, утопшего. (Л. 23 об.) Род старца Макариа, поморца. Григориа. Иульании. Инока Макариа скимника. Иустина. Иульании. Агафию. Иноки Анастасии. Симеона. Инока Тимофеа. Никифора. Инока Мисаила. Инока Касиана. Пелагии. Инока Александра. Инока Перфилиа. Климента. Иноки Елены. Инока Кирила. Род Юрья Иванова сына . Инока Гуриа. Инока Пафнотиа. Евдокии. Георгиа. Анастасии. Ивана. Варвары. Пахомиа. Евдокии. Иакова. Анны. Петра утопшего. Ивана. Павла. Евдокии. Ульаны. Ирины. Матроны. Марии. Евдокии. Василиа. Иакова. Зиновии. Феодора. Афанасиа. Анны. Ивана. Василиа. Никиты. Евдокии. Феодора.   РГАЛИ, ф. 1296 (собр. Шляпкина), оп. 2, 58. В рукописи заголовок написан вязью. Список поминаемых новгородских архиереев от Иоакима (Акима) Корсунянина († около 1030 г.) до Серапиона († 16 мая 1516 г. в Троице-Сергиеве монастыре) совпадает с работой П. М. Строева. В списке отсутствуют Ефрем († около 1035 г.), благословлен около 1030 г., но, по-видимому, не рукоположенный, и Иоаннн Попьян, прибывший в Новгород 20 декабря 1110 г. и «отвержеся» около 1130 г. Все поминаемые иерархи названы архиепископами, хотя известно, что первые владыки до Аркадия († 19 сентября 1143 г.) носили титул епископов Новгородских. Оригинально поминание среди новгородских владык Симона († 29 апреля 1511 г.), митрополита Московского и всея Руси (поставлен 22 сентября 1495 г. из игуменов Троице-Сергиева монастыря), упомянутого почему-то между архиепископами Евфимием Брадатым († 1 ноября 1429 г.) и Евфимием Вяжицким († 10 марта 1458 г.). Эта запись позволяет предположить, что епархия в период церковного нестроения в Новгороде в начале XVI в. управлялась из Москвы ( Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Стб. 33–36; Зимин А. А. Россия на пороге Нового времени. М., 1972. С. 132).

http://sedmitza.ru/lib/text/5199033/

В России в 1147 г. было 10 или 11 архиерейских кафедр (сомнение может быть об открытой не позднее 1165 г. Галичской). Туровская кафедра в это время была праздной. В выборах Климента принимали участие шесть епископов (по Лаврентьевской летописи; пять – по Ипатьевской). Голубинский считает последнее сведение более правильным. По каноническим основаниям против его поставления в России, а не в Константинополе были епископы Новгородский Нифонт и грек Мануил Смоленский. Голубинский пишет: «Летописи Ипатская и 1-я Новгородская (первая под 1147 и 1156 гг., вторая под 1149 г.), согласно передающие протесты Нифонта, уверяют, что он не восставал против избрания кандидата в митрополиты из среды самих русских и самими русскими епископами, но, во-первых, против его самовольного посвящения последними без благословения Патриарха и, во-вторых, против того, что посвященный митрополит не искал вступить в общение с Патриархом и оставался вне союза и в расколе с ним. Если это верно, то Нифонт, показывая в себе человека, знающего правила церковные, каким он нам и известен, был совершенно прав... Митрополит, находившийся вне общения со своим Патриархом, конечно, был митрополит, производивший раскол и находящийся в расколе с ним». Главным проводником желания Великого Князя был епископ Черниговский Онуфрий. Он же предложил заменить недостаток Патриаршего благословения иным благословением. Им сказано было: «Вот у нас есть глава св. Климента; а у греков ставят рукою Крестителя». Архиепископ Филарет в «Истории Русской Церкви», опровергая наличие такого посвящения в сан у греков, пишет: «Был один случай, но не посвящения в сан епископа, а только избрания. В 1035 г. Патриарх Василий, готовясь к смерти, назначил Алексея в Патриархи, и так как к нему принесена была тогда глава Предтечи для облегчения его страданий, то он осенил сею главою Алексея в знак сего назначения». Климент был посвящен во епископа главой св. Климента, папы Римского, принесенной св. Великим Князем Владимиром в Киеве, как дар епископа Херсонского после принятия им святого крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Кроме вышеозначенного плана есть еще два плана и межевая книга на пустошь Дорогуни, составленные 4-го августа 1784 года, землемером, артиллерии штык-юнкером Тяполковым. На одном плане показано: пашни 37 дес. 100 саж., сенокосу 8 дес. 1300 саж. лесу дровяного 54 дес. 2035 саж. под дорогой 600 саж., под полуручьем 700 саж., а всего 100 дес. 2335 саж., из них удобной земли 100 дес. 1035 саж. На плане герб и титул Государыни. Подписались: подполковник Фон-Линеман, надворный советник Илия Волчек, Секунд-майор Данила Богданов, чертежный директор поручик Иван Коньков, первоклассный землемер секунд-майор Иван Богданов. План сочинял землемер поручик Иван Швыкин. Далее подписались члены причта: священник Алексей Иванов и Иван Иванов, диакон Агапий Андреев, дьячки: Сергей Кондратов и Михаил Анфиногенов. Вместо поверенных крестьян Ивана Прокофьева, Андрея Козьмина, Изота Федулова и понятых сторонних людей, по их «прошению, я ж пономарь Михаил Анфиногенов руку приложил». Далее такая же подпись дьячка Никиты Онуфриева. Другой план пустоши «Стечки», произведенный в 1782 г. тем же Гордановым и утвержденный, в 1845 г., мая 17 дня, межевого корпуса старшим помощником Муравьевым. На плане показано: пашни 1,700 саж., сенного покоса, с кустарником, 2 дес. 722 саж.; леса по болоту 200 саж.; под дорогою 120 саж.; всего 3 дес. 412 саж.; из них – удобной 3 дес. 282саж. Потом замечено, что эта земля стояла ненаселенною, и что план составлен, «по меридиану магнитной стрелки, бывшему при генеральном межевании, которая, со времени того, отклонилась вправо к востоку на 2 градуса, и от истинного меридиана влево к западу на 6 градусов». Над надписью – двуглавый орел и слова: «попечением и милостию Императора Николая». В средине орла: межевые инструменты, зрительная трубка, астролябия и сажень, с словами вокруг: «каждый при своем». План подписали: товарищ главного директора межевого корпуса, Яков Максимов; исправляющий должность директора чертежного А. Одинцов; землемер Кетчерский; старший помощник Муравьев; села Горок, Знаменской церкви священник Иван Разумовский; конторщик Иван Егоров, вместо поверенного г. Горихвостова Леонтия Михайлова; староста генерал-майора Жеребцова Иван Липатов; вместо понятых, священник Передольского погоста, Воскресенской церкви, Илья Быстров; копировал чертежник Овсянников.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Понятно, что греческая церковь , с ее богослужебной практикой, в своем настоящем состоянии должна была утратить для них прежнее руководственное значение, – и обнаружившееся вслед за тем некоторое различие между ней и русской церковью в богослужебных чинах и обрядах 1034 вполне последо- . —254— вательно было объяснено так, что вина разногласия возлагалась не на русских, а на греков. Все, чем церковь греческая в своих книгах и богослужебной практике расходилась с русской, было признано за погрешительные «новшества» греков, отчасти позаимствованные от латин, отчасти измышленные самими греками по собственному произволу или под влиянием ига турецкого. Мысль, что чистое православие утрачено современными греками, и что вера у них стала «пестра», делается общим убеждением русских людей и почти всей первой половины XVII в., – и параллельно с нею развивается и крепнет мысль о высоком превосходстве самих русских, оставшихся верными и неизменными хранителями православных преданий. «Тамо – говорили у нас о греках – вера православная испроказися Махметовою прелестью от безбожных турок, зде же, в рустей земли, паче просия святых отец наших учением» 1035 . Греки, приходившие за милостынею на Русь —255— с порабощенного магометанами востока и даже сами восточные патриархи (Цареградский Иеремия и Иерусалимский Феофан), льстя этому разрастающемуся самомнению, с —256— своей стороны не затруднялись заявлять, что действительно теперь на Руси большее православие и высшее христианство, чем у них, греков 1036 . Разраставшаяся между тем мало —257— по малу обрядовая рознь между русской и греческой церковью не могла, конечно, остаться незамеченной этими льстивыми пришельцами с Востока; но они не считали удобным пускаться в обличение обрядовых разностей, укоренявшихся на Руси, и за время своего пребывания здесь охотно позволяли переучивать себя молиться по русскому обряду 1037 . Далее этого, разумеется, идти было уж некуда: если сами греки, бывшие нашими учителями, не прочь теперь поучиться у нас православию, то русским остается лишь хранить неизменно свою веру и свои обычаи, тем более, что с неизменным сохранением их у нас связывается теперь судьба всего мира. Классическим выражением этого взгляда русских людей на историческое положение и роль своего православия служит известное по-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Второе сочинение Алексеева «Рассуждение» см.: Чтения. 1867. 3. С. 17–26; ср. очень резкую критику его со стороны Филарета Гумилевского: Обзор (1884). С. 384. 1034 Казанский. Переписка, в: БВ. 1910. 5. С. 140. 1035 Филарет. Собрание мнений. 2. С. 310. В своем основательном исследовании: Пострижение в монашество: Чин пострижения в монашество в Греческой Церкви. К., 1914, профессор Киевской Академии П. Пальмов утверждает, что для ученого монашества следовало бы установить особый чин посвящения, так как его деятельность и вся его сущность не соответствовали истинному монашеству (с. 343). Ср. также мнение болгарского богослова Стефана Цанкова: Zankov St. Das orthodoxe Christentum des Ostens. Berlin, 1928. S. 333. 1036 Горский А. В. О сане епископском в отношении монашества, в: Прибавления. 21 (1862). Филарет Дроздов допустил публикацию этой работы, лишь учитывая ее строгую научность (Собрание мнений. 5. 1. С. 417). Неодобрительно отзывается о ней и архиепископ Филарет Гумилевский в одном из своих писем к Горскому, с которым был в дружеских отношениях (У Троицы в Академии. С. 481). 1037 Архим. Иоанн Соколов. О монашестве епископов, в: Прав. соб. 1863. 1–2. Филарет Дроздов нашел это сочинение «весьма полезным» и сделал к выводам Иоанна лишь несколько небольших замечаний (Собрание мнений. 5. 1. С. 414 и след.). Появившееся некоторое время спустя сочинение епископа Гурия Карпова «О богоучрежденности епископского сана» (М., 1876) было вызвано планами реформ церковного суда (см. § 6). 1038 Описание сельского духовенства в России. Лейпциг, 1858, в особенности с. 20–30, 44, 124–128; впоследствии эта книга с некоторыми изменениями и под заглавием «Записки сельского священника» была перепечатана в Русс. арх. 1879–1880. «Описание» чрезвычайно возмутило известного «защитника православия» А. Н. Муравьева, который 2 января 1859 г. писал Филарету Дроздову: «Прикажите непременно написать ответ на книгу о сельском духовенстве. Вы медлите, а книга сия, как яд, производит глубокие язвы в высшем кругу, и ей верят, как Евангелию» (Письма духовных и светских особ к митр. Филарету. С. 289). Возможно, Филарет поручил написать ответ Н. В. Елагину. 1039

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010