Поклонимся принявшему всякую власть на небеси и на земли; помолимся царствующему с Отцем; принесем веру, как дар, да не явимся пред Ним тщи в день праздника, да приимем Божию милость, ибо ныне Христос раздает каждому свои дары: Отцу дает принесенную Им в жертву плоть; апостолам посылает Св. Духа; души св. пророков вводит в небесное царство; своим угодникам разделяет горние обители; праведникам отверзает рай; страдавших за Него мучеников венчает; страстотерпцам дает благодать чудес; святителям дает душеполезные прошения; грешникам прощает прегрешения; всех, творящих волю Его и хранящих заповеди Его, милует; благоверным нашим князьям посылает здравие телесное, и спасение душевное, и победу над врагами, утверждает церкви, обогащает церковников, делает почтенными служащих Ему архиепископов и епископов, иереев и диаконов, освящает монастыри, прославляет игуменов, укрепляет в терпении монахов, благословляет всех христиан, малых с великими, нищих с богатыми, рабов со свободными, старцев с младенцами, сирот с вдовицами. Приидем и мы, бр., в св. церковь: возвеличим Христа Бога нашего, давшего нам жизнь; прославим обещавшего потом небесное царство; вознесем имя Его вкупе, да ниспошлет и нам Пресв. Своего Духа. Ибо мы Его рабы; и Тому воссылаем славу, и честь, и поклонение со Отцем и с пресвятым, благим и животворящим Духом, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. III. Лука Жидята или Жирята, епископ Новгородский (1035–1058) О жизни его сохранилось мало сведений. Известно только, что он первый из русских удостоился епископского сана, по воле великого князя киевского Ярослава, в 1035 г. По смерти первого новгородского епископа, Иоакима Корсувянина, делами епархии управлял несколько времени (5 лет) ученик его Ефрем; но Ярослав, вероятно, знавший образованный ум и благочестивую жизнь Луки Жидяты, предпочел его избраннику Иоакима и велел поставить епископом Новгороду. В 1055 г. он был оклеветан слугою своим Дудиком пред киевским митрополитом Ефремом (будто говорил неподобные речи про митрополита), вызван на суд, в Киев, где находился три года, был оправдан и отпущен в свою епископию (1058 г.).

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

Св. Лука, епископ Новгородский, называемый в летописях Жидятою или Жирятою, хиротонисан или рукоположен в святительский сан, по сказанию одних в 1030 г., а других 1035 или 1036 г., некоторые несправедливо почитают его первым епископом Новгородским. Святитель Лука перевел много церковных книг с Греческого на Славянский язык и оставил по себе назидательное поучение к своей пастве. Это поучение сохранилось в Лаврентиевском списке Несторовой летописи и напечатано в 1-й части «достопримечательностей», издаваемых обществом истории и древностей российских. В особенности же он приснопамятен тем, что не только принимал горячее участие в построении современного ему Софийского собора, но и освящал оный в 1052 году 14 сентября. Летописи говорят, что, по приказанию епископа Луки цареградские иконописцы в главном куполе собора до трех раз переписывали или исправляли икону Господа Вседержителя, стараясь изобразить Его с благословящею рукою, но каждый раз Господь чудесно являлся на иконе с сжатою десницею иди правою рукою. Наконец в 4-й раз от сего образа Господня был голос к иконописцам: «не пишите меня с благословящею десницею, но напишите с сжатою; ибо в сей моей руке держу я весь великий Новгород, и когда распространится рука моя – будет граду сему скончание.» В последние уже годы своего святительства праведный епископ Лука по ложному доносу слуги его Дутика вызван был в Киев к Митрополиту Ефрему на суд, где, будучи осужден, содержался в заключении три года. Когда же, по оправдании своем и освобождении из заключения, Лука возвращался из Киева в Новгород, то на пути застигла его смерть на реке Копысе 15-го октября 1059 года. Тело его привезено было в Новгород и погребено за олтарем Софийского собора. Месть Новгородцев, разразившаяся над клеветником Дутиком, доказала, какою любовию пользовался добрый пастырь у своей паствы, которою он правил с 1035 по 1059 год. В 1558 году, при копании рва для распространения Иоакимовского придела, обретены были нетленными мощи сего святителя и перенесены при архиепископе Пимене в Мартириевскую паперть Софийского собора, где почивают доныне под спудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

В 1029 г. прп. Георгий был обвинен в участии в заговоре против имп. Романа III Аргира в пользу фессалоникийского дуки Константина Диогена. Прп. Георгий был арестован, осужден и выслан в мон-рь Моновата, где вскоре скончался. Различным наказаниям подверглись и др. обвиненные в заговоре; Ферси, сын полководца Джоджика, возглавившего вместе с прп. Иоанном-Торникием груз. войска в сражении против Варды Склира, был обезглавлен (Lefort. 1985. Vol. 1. P. 19, 46). Мон-рь потерял имп. поддержку, часть земель, принадлежавших И. м., была конфискована гос-вом. Ситуацией воспользовались соседи на Афоне и в Македонии: в акте о размежевании (июнь 1042) указано, что ок. 1040-1041 гг. монахи Великой Лавры отторгли у И. м. неск. вотчин, напр. Зевгелатийское поле в Девеликии, принадлежавшее И. м. свыше 25 лет (Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 27); в г. Эзева (Эзова, Эзивы) местный епископ присвоил подворье во имя Пресв. Богородицы. Власть в И. м. перешла к грекам, игумен был лишен прав. Греч. монахи обители, все же не осмеливавшиеся поставить игуменом грека, а также перешедшая на их сторону часть груз. монахов провозгласили игуменом прогречески настроенного грузина Георгия II (1029 - ок. 1035), к-рого соотечественники прозвали «негодником», а духовным главой мон-ря считали мон. Григория (вероятно, прп. Григория Ивера). Известны 2 документа, подписанные Георгием II и датированные приблизительно 1030 г. (сохр. в акте судьи Льва Филакса от сент. 1056 - Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 31) и апр. 1035 г. (Actes de Lavra. 1970. Vol. 1. N 29) (ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 95; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 45-46). Чтобы поправить финансовое и политическое положение, монахи И. м. часто ездили в К-поль и в Грузию, прося помощи у живших в визант. столице влиятельных грузин (напр., у братьев Георгия и Парсмана (впосл. настоятель И. м. Арсений) Чорчанели, у груз. царя Баграта IV, который был в родстве с визант. имп. Романом III, и др.). Однако до кончины императора их усилия оставались безрезультатными (Lefort. 1985. Vol. 1. Р. 46).

http://isihazm.ru/?id=748

св. Максимиан 431–434 гг. св. Прокл 434–447 гг. св. Флавиан 447–449 гг. св. Анатолий 449–458 гг. IV Вселенский Собор. св. Геннадий 358–471 гг. Акакий 471–489 гг. 489–490 гг. Евфимий 490–496 гг. Македонии II 496–511 гг. Тимофей I 511–518 гг. Иоанн II Каппадокианин 518–520 гг. Епифаний 520–535 гг. Анфим I 535–536 гг. св. Мина 536–552 гг. св. Евтихий 552–565, 577–582 гг. V Вселенский Собор. Иоанн III Схоластик 565–577 гг. св. Иоанн IV Постник 582–595 гг. Кириак 595–606 гг. св. Фoмa I 607–610 гг. Сергий I 610–638 гг. 639–641, 654–655 гг. Павел II 641–654 гг. 655–666 гг. Фома II 667–669 гг. св. Uoahh V 669–674 гг. Константин I 674–676 гг. св. Феодор I 676–678, 683–686 гг. св. Георгий I 678–683 гг. VI Вселенский Собор. Павел III 686–693 гг. св. Каллиник 693–705 гг. 705–712 гг. Иоанн VI 712–715 гг. св. Герман I 715–730 гг. Анастасий 730–753 гг. Константин II 754–766 гг. Никита I 767–780 гг. св. Nabeл IV 780–784 гг. св. Тарасий 784–806 гг. VII Вселенский Собор. св. Никифор I 806–815 гг. (+ 828) Феодот I Касситер 815–821 гг. Антоний I 821–832 гг. Иоанн VII 832–842 гг. св. Мефодий 842–846 гг. Торжество Православия. св. Игнатий 846–857, 867–877 гг. св. Фотий 857–867, 877–886 гг. I Крещение Руси. св. Стефан I 886–893 гг. св. Антоний II Кавлей 893–895 гг. Николай I 895–906, 911–925 гг. Евфимий 906–911гг. Стефан II 925–928 гг. св. Трифон 928–931 гг. Феофилакт 933–956 гг. Полиевкт 956–970 гг. Крещение св. княгини Ольги. Василий I Скамандрин 970–974 гг. Антоний III Студит 974–979 гг. Николай II Хрисоверг 983–996 гг. Крещение Руси (988 г.). Основание Русской Церкви, которая до 1448 года входила в состав Константинопольского Патриархата. Митрополиты Киевские: св. Михаил I 988–991 гг. Крещение Руси. Леонтий I 9921007 гг. Иоанн I 1008–1035 гг. Феопемт 1035–1049 гг. Кирилл I 1050 г. св. Иларион 1051–1054 гг. Ефрем I 1055 г. Георгий II 1067–1077 гг. Иоанн II 1077–1089 гг. Иоанн III 1089–1091 гг. св. Eфpeм II 1092–1097 гг. Николай 1097–1102 гг. Никифор I 1103–1121гг. Никита 1122–1126 гг. Михаил II

http://azbyka.ru/shemy/spiski-apostolsko...

Кафедра в Киеве Митрополиты Киевские и всея России: Михаил I святой (грек), 988–991. Леон (Лев) I (грек), 991–1007. Иоанн I (грек), 1008–1035. Феопемпт (грек), 1035–1049. Кирилл I, 1050. Иларион (первый из русских), 1051–1054. Ефрем I, 1055. Георгий I (грек), 1067–1077. Иоанн II святой (грек), 1077–1089. Иоанн III (грек), 1088–1091. Ефрем II (грек), 1092–1097. Николай (грек), 1097–1102. Никифор I (грек), 1103–1121. Никита (грек), 1122–1126. Михаил II (грек), 1127–1145. Климент Смолятич (русский), 1147–1154, †1170. Константин I (грек), 1155–1159. Феодор (грек), 1161–1163. Иоанн IV (грек), 1164–66. Константин II (грек), 1167–1177. Никифор II (грек), 1182–1198. Гавриил. Дионисий, уп. 1205. Матвей (грек), уп. 1209–1220. Кирилл II (грек), 1224–1233. Иосиф I (грек), прибыл 1237. Кирилл III (грек), избран 1243, †1281. Максим (грек), 1283–1305. Св. Пётр (Московский), 1308–1326. Св. Феогност (грек), 1328–1353. Св. Алексий (Плещеев), хиротония 1350; вступил на митрополию 1354, †1378. Пимен (грек), хиротония 1380, удал. 1380; возвратил. 1382, низложен 1388. Св. Киприан (серб), 1381–1383; 1390–1406. Св. Дионисий, 1383–1385. Св. Фотий (грек), 1408–1431. Исидор (болгарин), 1437–1441. Св. Иона (Одноушев), 1448–1461. Григорий II (болгарин), 1458–1473. Мисаил, князь Пеструцкий-Друцкой-Соколинский-Бабич, управлял митрополией 1474–1480. Киевские, Галицкие и всея России: Симеон, 1481–1488. Uoha II Глезна, 1492–1494. Св. Макарий I, 1495–1497. Иосиф II (Болгаринович), 1500–1503. Uoha III, 1503–1507 . Иосиф III (Солтан), 1509–1521. Иосиф IV (Руссин), 1523–1534. Макарий II (Москвитянин), 1535–1556. Сильвестр Белькевич, 1556–1567. Иона Протасевич-Островский, 1568–1577. Илия Куча, 1577–1579. Онисифор Девочка (Девочий), 1583–1588. Михаил Рагоза с 1588 года; в 1596 году отпал в унию. Киевские, Галицкие и всея Малыя Руси Гедеон Святополк, князь Черниговский, 1685–1690. Варлаам Ясинский, 1690–1707. Иоасаф Краковский, 1708–1718. Варлаам Вонатович, 1722–1730. Архиепископ. Рафаил Забаровский, 1731–1747.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Фотий (во 2й раз) 878 92 Стефан I Порфирородный 886 93 Антоний II 893 94 Николай I, мистик 901 95 Евфимий II Синкел 907 96 Николай I (во 2й раз) 912 97 Стефан II 925 98 Трифон 928 99 Феофилакт 933 100 Полиевкт (6 февр.) 956 101 Василий I Скамандрин 970 102 Антоний III Студиг 974 103 Николай Хрисоверг 984–995 Патриарх Николай Хрисоверг поставил первого нашего митрополита Киевского Михаила Михаил I 988–991 Лев I 991–1007 Иоанн I 1008–1035 Феопемит 1035–1049 Кирилл I 1050 – Илларион 1051–1054 Ефрем I 1055 – Георгий I 1067–1077 Иоанн II 1077–1089 Иоанн III 1089–1091 Ефрем II 1092–1097 Николай 1097–1102 Никифор I 1108–1121 Никита 1122–1126 Михаил II 1127–1145 Климент смолятич 1147–1154 Константин I 1155–1159 Феодор 1161–1163 Иоанн IV 1164–1166 Константин II 1167–1177 Никифор II 1182–1198 Гавриил с 1198 по 1281гг. Дионисий Матфей Кирилл II Иосиф I Кирилл III Максим 1283–1305 Петр 1308–1326 Феогност 1328–1353 Алексей 1354–1378 Пимен с 1380 по 1461гг. Киприан Дионисий Фотий Исидор Иона С половины XIV в., вследствие стремления южнорусских князей иметь своего митрополита, Всероссийская митрополия делилась иногда на две и более митрополии. В 1458 г. установилось окончательное разделение ее на северо-восточную или Киево-Московскую и юго-западную или Киево-Литовскую. Киевские митрополиты, имевшие кафедру в Москве, с 1461 г. стали называться «Московскими и всея России», а прежний титул «Киевских и всея России перешел к митрополитам юго-западной Руси, которые утвердили свою кафедру в Вильне. В 1595 г. Киевская митрополия отпала в унию, а в 1620 г. восстановлена в Киеве. Митрополиты в Киеве и Галиче Феодорит 1345–1354 Киприан 1375–1390 Роман 1354–1362 В Вильне Григорий I Цамблак 1415–1419 В Смоленске Герасим 1433–1436 Митрополиты Киевские и всея России Григорий II 1458–1478 Мисаил 1474–1480 Киевские, Галицкие и всея России Симеон 1481–1488 Варлаам 1690–1707 Uoha II 1492–1494 Иоасаф 1708–1718 Макарий I 1495–1497 Варлаам 1722–1730 Иосиф II 1497–1503 Рафаил 1731–1747 Uoha III 1503–1507

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Приступая к изложению своего прошения, или предмета своей молитвы, об очищении грехов и помиловании, пророк как бы ставит себя самого на суд Божий и говорит, что на суде сем, где все, не только дела, но и самые сердечные помышления людей будут видны и противопоставлены правде Божией, о самооправдании всякому человеку нечего и думать. Если Ты, Господи, говорит он, испытаешь и строго по закону рассмотришь (назриши) все неправды и беззакония людей, то кто устоит пред таким испытанием? Или кто окажется безвинным и чистым (см. Притч.20:9 ). «Все согрешили и лишены славы Божией, – говорит св. апостол Павел, – нет праведного ни одного» ( Рим.3:23, 10 ). И если кто еще надеется получить оправдание и помилование, то не иначе, как «по великой Твоей милости», по молитве с покаянною верою, что «по множеству щедрот Твоих Ты очищаешь беззакония людей» ( Пс.50:3 ). Яко у тебе очищение есть, и потому все верующие в Иисуса Христа получают, по слову того же апостола, «оправдание даром по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» ( Рим. 3:24 ). «То есть не в наших подвигах, – говорит св. Иоанн Златоуст , – но от благости Твоей зависит избавление от наказания. Сие открывая и чрез пророка, говорил: «Я есмь очищающий беззакония твои» ( Ис. 43:25 ), т.е. это Мое дело, Моей благости, Моего человеколюбия» с. 1034–1035]. Дальше псалмопевец заканчивает свои мысли так: душа моя потерпе в слово Твое, т.е. душа моя уповала на слова Твои, Господи, или, что то же, на обещания, данные Тобою патриархам и предкам нашим в том, что мы наследуем землю обетования, и что, если будем послушны Тебе, будем вкушать блага земли ( Ис.1:19 ). И на другое данною Тобою обещание уповала душа моя, именно, что Ты спасешь угождающих Тебе и кающихся во грехах своих. И только на Господа уповала душа моя, а более ни на что в мире. «На слово Твое, – говорит св. Иоанн Златоуст , – я имею добрые надежды, на какое? Слово человеколюбия, ибо оно говорит: как далеко небо от земли, так далек путь Мой от путей ваших и помышления ваши от мысли Моей» с. 1035]. По толкованию блж. Феодорита, здесь словом назвал обещание благ, а человеколюбие обещал кающимся с. 627].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

«Можете Вы так же понять, благодаря Вашей мудрости, что истинно то, что мы провозглашаем. И я никогда не перестану проповедовать Вам истинную веру и слово Божие, чтобы Вы могли дать плоды для истинного Бога». И, хотя конунг долго сопротивлялся и говорил против того, чтобы оставить свою веру и тех идолов, но, все же, понял он, благодаря Божьей милости, что многое отличало ту веру, которая была у него, от той, которую проповедовал Олав. Также ему часто прекрасно напоминали, что все то было языческим заблуждением и суеверием, с чем они прежде имели дело, а христиане веруют лучше и прекраснее. И, благодаря благотворным речам княгини, которые она произносила по этому поводу при помощи милости Божьей, согласился тогда конунг и все его мужи принять святое крещение и правую веру, и был там крещен весь народ 301 . И когда это было сделано, то собрался Олав в путь прочь оттуда, и пошла тогда великая слава об Олаве, где бы он ни появлялся, и не только в Гардавельди, но и во всей северной части мира. И тогда пришла слава об Олаве на самый север в Норег и о превосходных делах, которые он совершал каждый день. (Перевод Т. Н. Джаксон по ÓlOA. 39–43) V.6. «Сага об Олаве Харальдссоне» Олав Святой Харальдссон – норвежский конунг с 1014 по 1028 г., объединитель и христианизатор Норвегии – погиб 29 июля 1030 г. в битве при Стикластадире. Конунгом Норвегии стал Кнут Великий (1028–1035), поставивший «наместником» своего сына от наложницы Альвивы – Свена (по сагам – Свейна). Преимущества отечественной королевской власти стали очевидны сразу же после гибели Олава, с начавшимся датским засильем и угнетением норвежцев чужеземными правителями. Стихийно возник культ Олава, а 3 августа 1031 г., с согласия конунга Свена, епископ Гримкель объявил Олава святым и перенес его останки в церковь св. Клемента, основанную еще самим Олавом в Нидаросе (Тронхейме). Сын Олава Магнус, возведенный на престол в 1035 г., ввел празднование дня св. Олава (29 июля), упрочив официальный статус культа, как государственного.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Известно, однако, что в 40-х гг. X в. в И. жила община секулярных клириков, хранившая мощи св. Этельтриты. Один из ее членов составил описание чудес святой, вошедшее впосл. в состав «Илийской книги» (Liber Eliensis. I). Мон-рь И. был возрожден ок. 970 г. св. Этельвольдом , еп. Уинчестерским, при активной поддержке кор. Эдгара (959-975) Как и др. монашеские общины, основанные или преобразованные в этот период в рамках т. н. бенедиктинской реформы в Церкви Англии, община И. жила в соответствии с уставом прп. Венедикта Нурсийского . Первым настоятелем по выбору Этельвольда стал Биртнот, приор Уинчестера. 3 февр. 972 г. Дунстан , архиеп. Кентерберийский, освятил новую церковь. Главный алтарь был посвящен св. ап. Петру, а юж. капелла - Пресв. Деве Марии. Благодаря Этельвольду и Биртноту, приложившим немало усилий для расширения и объединения дарованных И. земель, мон-рь вскоре стал одной из самых богатых обителей Англии и центром хозяйственной и духовной жизни графства Кембриджшир. Хозяйственными делами мон-ря в это время руководил мон. Лев, к-рый провел реорганизацию поместий, определил четкую границу «острова Или» и выкопал ров, позже известный как «Аббатова канава» (этот ров обозначал границу монастырских владений, а также служил дренажной канавой). После смерти кор. Эдгара И. стал объектом нападок со стороны местной знати, покушавшейся на привилегии мон-ря и стремившейся вернуть себе отнятые у них (как им казалось, неправедно) земли. Вероятно, с целью защиты привилегий и владений был создан свод документов, использованный впосл. при составлении «Книжицы епископа Этельвольда». В дальнейшем мон-рь находился под покровительством правителей из англо-дат. династии - кор. Кнуда I Великого (1016-1035) и его жены Эммы, вдовы кор. Англии Этельреда II (978-1016). В И. нашел приют сын Этельреда и Эммы, Альфред, воспитывавшийся у своих родственников - нормандских герцогов - и по прибытии в Англию в 1036 г. ставший жертвой междинастической борьбы. По повелению преемника Кнуда, Гаральда Заячьей Стопы (1035-1039), Альфред был схвачен и ослеплен, после чего его передали на попечение монахам И. Там он вскоре скончался (1136) и был похоронен в зап. части церкви мон-ря (по преданию, на месте его погребения случались чудеса).

http://pravenc.ru/text/389245.html

7 . UOACAФ II хиротонисан в 1667 году, Декабря 29, из Архимандритов Троицко-Сергиевских. Скончался в 1672 году, Февраля 17, правительствовал 5 лет. 8 . ПИТИРИМ наречён Июля 6, а хиротонисан Июля же 7 числа 1672 года из Митрополитов Новгородских. Скончался в 1673 году, Марта 18, правительствовал 10 месяцев. 9 . ИОАКИМ Савелов хиротонисан в 1673 году, Июля 26, из Митрополитов Новгородских, скончался в 1690 году, Марта 17, правительствовал 15 лет и 4 месяца. 10 . АДРИАН, последний Патриарх, хиротонисан в 1690 году, Августа 24, из Казанских Митрополитов, скончался в 1700 году, Октября 15, правительствовал 10 лет 6 месяцев. Примечание. Все Патриархи (кроме Никона почивающего в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре) погребены в Московском Успенском соборе». СТЕФАН Яворский (Рязанский Митрополит) был Администратором, Блюстителем, Викарием и Экзархом Патриаршего престола, а после Святейшего Правительствующего Синода Президентом, с 1702 по 1722 год и в том же году, Ноября 27, скончался, правительствовал 20 лет. СВЯТЕЙШИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СИНОД от 1721 года. Глава II. О Митрополитах Всероссийских Всероссийскую Митрополию учредил в конце X века Великий Князь Всероссийский Bлaдuмup I Святославич Киевский: но в конце XVI столетия она прекратилась, по причине установления в России Патриаршества. – Назывались они А) Митрополиты Киевские и всея России, и жили в Киеве. 1 . MUXAUЛ I, Святой, Сирин, правительствовал с 988 по 992 год, преставился и погребён в Киеве. 2 . ЛEOHTUЙ I, Грек, хиротонисан в 992 году, скончался в 1008 году, правительствовал 16 лет. 3 . UOAHH I, по Киевскому Каталогу Иона, Грек, хиротонисан в 1008 году, скончался в 1035 году, правительствовал 27 лет. Георгий, Никифор – (сомнительные). 4 . ФЕОПЕМПТ, Грек, хиротонисан в 1035 году, скончался в 1047 году, правительствовал 12 лет. Кирилл (сомнительный) правил 3 года. 5 . ИЛАРИОН, Россиянин, хиротонисан в 1051 году из белых Священников Киевской Петра и Павла церкви, скончался в 1071 году, правительствовал 20 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010