Мф. 12:28. 1008 Гал. 5:22. 1009 Василий Великий, Против Евномия, 5 — PG 29, 772С. 1010 100 Максим Исповедник, Главы богословские, 3, 38 — PG 90,1276ВС. 1011 Пс. 18:10. 1012 Максим Исповедник. Главы богословские, 1, 69 — PG 90, 1208В. Ср.: К Фалассию — PG 90, 289В. 1013 103 Пс. 18:10. 1014 Ис. 11:3. 1015 1 Ин. 14:18. 1016 Ис. 11:3. 1017 Кол. 2:9. 1018 Ис 11:3. 1019 Лк 5:22. 1020 1 Кор. 14:25. 1021 Против Евномия 5 — PG 29, 772С. 1022 Зах. 4:10. 1023 Откр. 1:4–5. 1024 Рим. 8:15. 1025 Ин. 14:17. 1026 2 Кор. 3:17. 1027 Ис. 11:2, 3. 1028 Григорий Богослов, Слово 31, 29 — Barbel 268/PG 36, 165С. Ср.: Слово 41, 9 — PG 36, 441С. 1029 1 Кор. 12:10. 1030 Ср.: Иоанн Златоуст, Беседа 29 на 1 Кор., 4 — PG 61, 245. 1031 На самом деле этот отрывок принадлежит Григорию Нисскому: Григорий Нисский, In sextum Psalmum — McDonough, J. (ed.), Gregorii Nysseni opera, vol. 5, Leiden, 1962, p. 189–190. 1032 Рим. 8:15. 1033 Гал. 4:6. 1034 Афанасий Александрийский, Письмо 1 к Серапиону, 25 — PG 26, 589А. 1035 Василий Великий, О Святом Духе, 26, 63 — Bruche 230/PG 32,184С. 1036 Исх. 8:15; Лк. 11:20. 1037 Гал. 5:22. 1038 Зах. 3:9. 1039 Ин. 14:17; 16:13. 1040 Рим. 8:15. 1041 Лк. 11:20. 1042 Исх. 8:15. 1043 Ис. 11:2–3. 1044 Зах. 3:9. 1045 Рим. 8:15. 1046 Василий Великий, Против Евномия, 5 — PG 29, 772С. 1047 Ис 11, 2. 1048 К Фалассию 29 — ΡG 90,365А. 1049 Ср.: Кол. 1:19; 2:9. 1050 Буквально: «сотворить сына» (υν ποισαι); Ср.: вульгарное русское выражение «сделать ребенка». 1051 Иов. 1:2. 1052 Быт. 48:5. 1053 Таких слов в Писании не находим. 1054 Ис. 38:19. 1055 Употребляется глагол «γγνομαι», имеющий, среди прочего, значение «делаться», в доказательство того, что данным глаголом не всегда подразумевается акт творения, приводящий из небытия в бытие, но также и рождение по природе, равно как и глаголом «ποιεω» — «творить» или «делать». 1056 Рим. 1:28. 1057 Быт. 18:25. 1058 Еккл. 12:14. 1059 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 6 — PG 75, 77C. 1060 Ср.: 2 Тим. 3:12. 1061

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Как примирить употребление клятвы в каноническом делопроизводстве с категорическим ее запрещением в правилах Св. Василия об инокинях. (Кормч. 62 гл.). Стр. 933–946. Н. Высоцкий. О молитвенном призывании святых и необходимости поминовения умерших на основании молитвенных песней сектантов. Стр. 947–954. М. Кальнев. Православно-русское дело в Холмогорской Руси. О так называемом униатском упорстве и о средствах борьбы с ним. Желательная постановка борьбы с упорством. Стр. 955–963. М. Кобрин. Церковь Христова и временно без епископа быть не может. (Замечания на книгу Ивана Усова – “ Церковь Христова временно без епископа” – миссионеров: священника С. Шалкинского, К. Картушина). Стр. 964–972. “О посланничестве митрополита Амвросия”. (Новая раскольничья книга в защиту австрийского священства). Стр. 973–988. Прот. Н. Фиалковский. Из записок и дневников. Из дневника православного. (Клевета на апостола Павла). Стр. 989–990. Православный. Полицейско-врачебный протокол и христианские добродетели. Стр. 991–997. Феодул. В мире современного старообрядчества . Голяевский раскол. Стр. 998–1013. Горькая быль. (Как лишенному сана иерею помешали сделаться беглым раскольничьим попом). Стр. 1014–1019. Единоверческий свящ. Иоанн Чередников. Миссионерские беседы с начетчиком Спасова согласия, слепцом А. Коноваловым, в Уфимской губернии 8–10 мая с.г.). (Беседа вторая). Стр. 1020–1037. Свящ. С. Шлеев. Летопись периодической духовной и светской печати и новые книги по вопросам веры и миссии церкви. Идеалист, рассказ Е. Милицкой. “Русск. Мысль”, февр. Стр. 1038–1048. Василий Абаимов. Новости богословской литературы. (Систематический указатель книг и журнальных статей по наукам богословским, философским, юридическим, историческим, по литературе и филологии. Библиографический журнал, изд. библиотек. Моск. дух. акад. К. Поповым , 1–2 вып. 1904 год.). Стр. 1048 –1051. Н. Гринякин. Проповеди соборного Иеромонаха Зосимы. Почаев, типография Почаевско-Успенской Лавры. Стр. 1051– 1052. Иеромонах Александр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2) собраны были Библии и на других языках; 3) между текстами было обнаружено много разногласий; 4) поэтому были предприняты поиски исправных текстов в греческих, сербских и болгарских монастырях; 5) кроме того, был найден «звод» греческой Библии, наиболее близкий к еврейскому и славянскому текстам, которому и решено было следовать. Как видно, в предисловии отражается верное понимание ситуации; как показывает изучение текста ОБ, предисловие точно описывает предпринятые при издании меры. На вопрос о том, почему издатели датировали копию ГБ, полученную ими из Москвы через канцлера литовского Михаила Гарабурду, эпохой Владимира Святого, удовлетворительный ответ дал в свое время В. М. Ундольский (1870, с. 9). В большинстве списков Толковых пророков воспроизводится приписка Упыря Лихого 1047 г. с упоминанием имени Владимира Ярославича (1020–1052) (см. § 7). По окончании книги пророка Даниила эта приписка включена в ГБ и Библии 1588 и 1570– 1571 гг. (Описание, т. 1,с. 112–113). В экземпляре Уварова 652 эта запись помещена в виде скрепы на нижнем поле л. 30–124 (см. Леонид 1893, с. 1). Очевидно, что эта запись, скорее всего в виде скрепы, была и в том полном экземпляре Библии, который получили из Москвы острожские издатели, а они ошибочно отождествили Владимира Ярославича с крестителем Руси Владимиром Святославичем. Некоторые части полученного из Москвы списка были изданы с самыми незначительными поправками, устраняющими очевидные ошибки и оплошности писцов. Речь идет о Псалтыри и Четвероевангелии, а также о книгах Иова, Притч, Екклисиаст, Сирахов и Пророков. В качестве примера охарактеризуем правку в книге пророка Малахии (четыре главы или 55 стихов). В объеме Малахии ОБ отличается от ГБ в 55 чтениях, и при этом в 36 случаях ОБ разделяет свои особенности с рукописями XV-XVI вв., привлеченными нами наугад для сравнения, это четыре восточнославянских списка: БАН 24.4.28, РНБ, F.I.3, РНБ, F.I.460, Кир.-Бел. 9/134. Эти 36 случаев нельзя оценивать как свидетельство работы острожских исправителей, потому что в полученной ими копии могли быть как раз эти чтения. Среди этих 36 случаев мы видим корректные формы на месте явных ляпсусов ГБ, например (ОБ на втором месте): уничьлили : уничижили, правда: неправда, начятъ убогы туждя: начаток богомъ чюждим, сохранисмь: съхранихом. Встречается здесь также изменение формы, например: привесте: приведосте, устне иереови: устне иереове, богови : богу и т. п.; пропуски, добавки и замены слов: вы: вы же, и истьлисте: истлисте, раба его : раба моего и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Через три года святитель Варсонофий был уволен на покой и переехал в Казанский Спасо-Преображенский монастырь, где скончался 11 апреля 1576 года и был погребен вместе со своим наставником. Обретение мощей святителей Гурия и Варсонофия произошло в 1595 году, при строительстве нового храма в Спасо-Преображенском монастыре, основанном святителем Варсонофием. Необычность вида нетленных гробов исполнила святителя Ермогена (память 17 февраля) дерзновением открыть гробы при болыпом стечении народа. Тела святых Гурия и Варсонофия оказались нетленными. Мощи первого Казанского святителя Гурия источали благовонное и целебное миро. Во время открытия мощей святителей Казанских обретены нетленные тела святых иноков Ионы и Нектария, отца и сына, учеников святителя Гурия. Церковь прославляет Казанских чудотворцев как просветителей, молитвенников о новопросвещенных, вразумителей неверных, образов спасения, защитников от нахождения иноплеменных, умирителей междоусобной брани, наказателей клеветников, прогонителей лукавых духов и исцелителей немых, наставников монахов. В 1-е воскресенье после 4 октября творится память собора всех Казанских святителей – Гурия (†5 декабря 1563), Варсонофия (†11 апреля 1576) и Германа (†6 ноября 1567). Святой благоверный князь Владимир Ярославич, Новгородский чудотворец Святой благоверный князь Владимир Ярославич, Новгородский чудотворец , старший сын великого князя Ярослава Мудрого, родился в 1020 году. В 14 лет отец сделал его наместником в Новгороде. В управлении княжеством ему помогали воевода Вышата и святитель Лука Жидята (†1060; память 4 октября и 10 февраля). Возмужав, князь стал отважным защитником страны и благочестивым христианином. Святой Владимир построил в Новгороде Софийский собор, который был заложен в 1045 году и освящен 14 сентября 1052 года святителем Лукой. Благочестивый воин не только заботился об укреплении княжества (по его приказу сооружена в Новгороде каменная крепость), но и усердно поучался в законе Господнем. Известно, что в 1047 году для него были переписаны Пророческие книги с толкованиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2030 7. Она обидела его и, осознав это, извинилась, одарив его теплом, в котором он нуждался. 1040 8. Она просит его о поддержке, но, получив отказ, не обижается, понимая, что он поддержал бы ее, если бы мог. Она не сердится на него и не осуждает. 1020 9. Она снова встречает отказ на свою просьбу о поддержке, но не винит его, а примиряется с тем, что в данный момент он ей помочь не может. 2030 10. Она просит его о поддержке, не проявляя требовательности, в то время когда он полагает, что счет между ними приблизительно равный (он не чувствует себя виноватым за прежние проступки). 15 11. Она просит о поддержке, не проявляя требовательности, когда он знает, что она приложила больше сил, или когда она расстроена. 1030 12. Она не упрекает его, когда он уходит в себя. 1020 13. Когда он покидает свою «пещеру», она не упрекает его и не отвергает, а настроена приветливо и благожелательно. 1020 14. Когда он просит извинения за совершенную ошибку, она прощает его. Чем серьезнее ошибка, тем больше благодарности к ней он испытывает. 1050 15. Он просит ее о чемлибо, она отказывается, но при этом не приводит массу доводов, оправдывающих отказ. 110 16. Он просит ее сделать чтолибо, она соглашается, сохраняя при этом хорошее настроение, не делая огромного одолжения. 110 17. Он стремится к примирению после ссоры, начинает оказывать ей знаки внимания, и она ценит его поступки. 1030 18. Она радуется, когда он приходит домой. 1020 19. Она не одобряет его поведение, но не выражает свои мысли вслух — просто уходит в другую комнату и возвращается успокоенной и настроенной более благожелательно. 1020 20. В особых случаях она не придает значения его ошибкам, которые в другое время вызвали ее раздражение. 2040 21. Он забыл, куда положил свои ключи, но она не обвиняет его в безответственности. 1020 22. Она проявляет такт, говоря о том, что ей не понравился фильм или ресторан, куда он ее пригласил. 1020 23. Когда он ведет машину или припарковывает ее, она удерживается от советов, а потом благодарит его и хвалит.

http://pravmir.ru/izbezhat-tipichnyx-osh...

Камнем преткновения для Толочко стало новое прочтение А.А. Гиппиусом граффито из Св. Софии Киевской 46 : (Въ) л (т) стая С(о)[ф](и)я Е(фрем)омъ ми(т)р(опо) литьмъ – – – – -[но](я)бря въ д Из этого прочтения следует, что 4 ноября 1052 г. Св. София была освящена митрополитом Ефремом. Толочко пытается дезавуировать это прочтение, поскольку оно противоречит его концепции о Киевском митрополите Ефреме как никогда не существовавшем персонаже, ибо эпизод с судом над ним митрополита Ефрема по доносу холопа Дудики был якобы изобретен северо-западными летописцами «в нач. XV в. ... в русле общего стремления к изобретению новгородской государственной и церковной истории» 47 . В качестве аргумента для столь сильного утверждения, кроме ссылки на Т.Л. Вилкул 48 , Толочко приводит лишь сомнение в возможности того, чтобы новгородец середины XI в. мог «убежать в немцы», игнорируя при этом работу А. В. Назаренко, который показал, что этот Дудика сам был нижненемецкого происхождения 49 . В результате Толочко ничего не остается, кроме как усомниться в чтении Гиппиуса (не предлагая взамен никакого альтернативного прочтения) 50 , несмотря на то, что оно вполне подтверждает разыскания самого Толочко в той их части, где он говорит о прекращении правления Илариона в 1052 г. Толочко справедливо отмечает, что мысль об освящении храма Св. Софии в 1052 г. вступала бы в противоречие с тем фактом, что Св. София должна была быть освящена еще до поставления Илариона 51 . Действительно, недавно подтвердилась традиционная дата освящения Св. Софии – 1037 г.: в лестничной башне Св. Софии Киевской, т.е. в самом дальнем углу собора, поверх фрески – а значит, уже после окончания отделки храма, – оказалось процарапано греческое граффито, четко датированное 6547 г. от сотворения мира, т.е. временем между 1 сентября 1038 г. – 31 августа 1039 г. по Р.Х. 52 Однако из факта освящения Св. Софии не позднее 1038 г., вопреки Толочко, отнюдь не следует ошибочность прочтения Гиппиусом граффито Дело в том, что надпись свидетельствует не о первом освящении, а о переосвящении Св. Софии Киевской в 1052 г. Причины для переосвящения крылись, конечно, не в повреждении недавно (за 15 лет до нанесения надписи) построенного здания, а в церковно-канонической ситуации того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Предстоятель Русской Церкви выразил убеждение, что эта веками созидавшаяся общность мировоззрения, общность истории и традиции, общность нравственных ценностей никогда не должна, да и не может быть разрушена, ибо «она живет в сердцах людей». Отметив, что за прошедшие с прошлой встречи годы накопилось много вопросов, Его Святейшество сказал: «Мы внимательно наблюдаем за всем, что происходит в жизни Украины, и всякий ее успех, всякий шаг к согласию и единству в украинском обществе — это наша радость. А все, что разделяет людей и вызывает порой острое противостояние в стране, мешая ее расцвету и созидательному развитию, не может не причинять нам боль». В ходе беседы состоялся обмен мнениями о состоянии церковно-государственных отношений на Украине, о путях преодоления расколов в украинском Православии. Было высказано убеждение в необходимости выработки общего понимания событий истории. Святейший Патриарх донес до В.А.Ющенко тревогу, которую испытывает паства канонической Украинской Православной Церкви, в частности, в связи с существующими на Украине церковными расколами, и пригласил его к откровенному обсуждению имеющихся в данной сфере проблем. Была затронута тема предстоящего празднования 1020-летия Крещения Руси и 300-летия Полтавской битвы. В связи с торжествами по случаю 1020-летия Крещения Руси Президент В.А. Ющенко пригласил Святейшего Патриарха Алексия посетить Украину. Предстоятель Русской Церкви также сердечно пожелал высокому гостю, чтобы его нынешний визит в Москву, участие в саммите СНГ, встречи с государственными деятелями были конструктивными и плодотворными. В беседе с журналистами по завершении встречи Его Святейшество, в частности, сказал: «В преддверии юбилея мы говорили сегодня, что это общий праздник, который мы должны отмечать вместе. 1020-летие Крещения Руси — это и государственное, и церковное торжество, которое надо отметить благодарственной молитвой к Богу за то, что наша земля была просвещена Православием — сначала Киевская Русь, а потом и вся Русская земля».

http://patriarchia.ru/db/text/367374.htm...

3026 Итак, сношения Аргира с папой Львом происходили до сражения при Чивителле 18 июня 1053 г. Это крайний срок с одной стороны, труднее указать такой же срок с другой. Во всяком случае и этот последний не слишком отдален. Вильгельм говорит, что все происходило после того, как были убиты Дрогон и Ваймар. Первый убит 10 августа 1051 г.; второй 2 июня г.; следовательно, сношения начаты не ранее месяца июня 1052 г. Беневентский анналист еще более суживает срок, относя его ко времени после возвращения папы из Германии в месяце сентябре. Итак, сношения должны были происходить между сентябрем 1052 г. и июнем 1053 г., в промежутке девяти месяцев. Объединяя свидетельство Вильгельма со свидетельством Беневентского анналиста, мы должны вывести заключение, что сначала Аргир отправил к папе послов с какими-то сообщениями, затем папа был намерен лично объясниться с Аргиром, но был разбит норманнами (причем неясно, состоялось ли перед тем свидание или нет). Так как нельзя предполагать, чтобы, получив от Аргира важные сообщения, папа медлил личным с ним свиданием, которое, по его мнению, было необходимо, а на свидание он отправился в месяце июне, то и сношение между ними через третьих лице большей вероятностью может быть относимо к 1053 г., чем к 1052 г. Относительно содержания переговоров Вильгельм знает только, что Аргир просил папу прибыть для освобождения Апулии от норманнов, никаких других подробностей ему неизвестно. Они неизвестны и другим западным историкам, небезынтересна однако же та частность, что посольство Аргира к папе поставлено в теснейшую связь с жалобами апулийцев на норманнов. Выясняя эту последнюю сторону дела, мы можем указать на свидетельство Малатерры о том, что вероломные апулийцы после неудачного заговора, окончившегося умерщвлением Дрогона и многих других норманнов и местью со стороны оставшихся в живых, отправили тайное посольство к папе Льву IX и приглашали его в Апулию, говоря, что страна принадлежала некогда Римскому престолу, и если папа освободит их от норманнов, то вновь получит ее под свою власть; при этом прибавляли, что норманны уже обессилены, число их невелико, и они, апулийцы, со своей стороны помогут истребить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

21 июля на Официальном интернет-сайте Президента Украины была обнародована историческая справка " К 1020-летию Крещения Украины-Руси " , подготовленная Константинопольским Патриархатом. В этой справке, в частности, говорится: " В этот год некогда наибольшая по территории наша Митрополия - Киевская - отмечает 1020-летие со времени своего официального крещения. Это праздник не только Киева, но и Вселенской Константинопольской Патриархии. Долгой и довольно сложной и неоднозначной с исторической точки зрения является история украинского Христианства, нередко все шло не так, как хотели Константинополь и Киев. Были моменты недоразумений, но никогда за всю более чем тысячелетнюю историю наша духовная дочь - Киевская Митрополия - не отрекалась от своей связи со своей Матерью - Константинопольской Патриархией " . Таким образом, в этом тексте Киевская Митрополия рассматривается как часть Константинопольской Церкви. Факт современной принадлежности Украинской Православной Церкви к канонической юрисдикции Московского Патриархата в цитированной справке не упомянут. 24 июля Виктор Ющенко сделал несколько заявлений, касающихся юбилейных торжеств. Утром, выступая на конференции " Региональный диалог между Православными Церквами и фракцией " Европейская народная партия (христианские демократы) - Европейские демократы " , он выразил надежду, что грядущее празднование 1020-летия Крещения Киевской Руси придаст импульс объединительным процессам в Украинском Православии. В этом контексте особое звучание приобрело еще одно заявление Президента. Он сообщил участникам конференции, что Украина выполнит свои обязательства перед Советом Европы о реституции церковной собственности: " Религиозным организациям должны быть возвращены предметы культа и все культовые сооружения, отнятые коммунистическим режимом " . Затем на пресс-конференции, посвященной, начинающимся уже завтра торжествам, Виктор Ющенко еще раз заявил, что визит в Украину Вселенского Патриарха Варфоломея начинает те фундаментальные процессы консолидации украинского православия, которые должны нас привести к Единой Поместной Церкви.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Киев между вторым и третьим Римом 24.07.2008 348 Время на чтение 12 минут В Киеве пройдут масштабные торжества по случаю 1020-летия Крещения Киевской Руси. Это будет одним из наиболее значимых церковных событий последних десятилетий. Какой политический контекст и последствия будут иметь эти события? Анализ сложившейся ситуации на Украине предлагает автор статьи. В конце нынешней недели в Киеве состоятся масштабные торжества по случаю 1020-летия Крещения Киевской Руси. Ожидается приезд в украинскую столицу глав нескольких поместных православных церквей. О своем намерении посетить Киев уже заявили патриарх Константинопольский Варфоломей I и патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Уже сам этот факт говорит о том, что киевские торжества станут не только главным событием церковной жизни в Украине в текущем году, но и одним из наиболее масштабных церковных торжеств последних десятилетий. Однако 1020-летие Крещения Киевской Руси будет не просто церковным праздником, который обычно связан лишь с торжественными богослужениями, крестными ходами и помпезными приемами. В последние месяцы готовящиеся юбилейные торжества оказались вовлеченными в достаточно сложный церковно-политический контекст. И потому приезд в Киев высоких гостей, скорее всего, не останется простым протокольным визитом, а будет иметь как для православия в Украине, так и для украинского государства далеко идущие последствия. У врат Второго Рима Первым по чести среди глав поместных православных церквей является патриарх Константинопольский. Его резиденция находится на территории Турции в городе Стамбуле. Напомним, что Стамбул - это бывший Константинополь, древняя византийская столица, завоеванная турками в 1453 году. Со времени своего основания этот город традиционно именовался не только Константинополем, но и Новым или Вторым Римом. И по сей день официальный титул патриарха Константинопольского гласит, что он является " архиепископом Нового Рима " . Также еще с VI века константинопольские патриархи именуются еще и вселенскими патриархами. Именно подражая Константинополю, москви чи стали именовать свою столицу Третьим Римом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010