3. С удовлетворением отметить высокий духовный подъем, с которым прошли общецерковные торжества в честь 1020-летия Крещения Руси в Москве, а также торжества в Самоуправляемых Церквах и епархиях Московского Патриархата. Признать состоявшиеся празднования имеющими важное значение для Русской Православной Церкви и всех народов, духовно окормляемых ею. 4. Выразить благодарность Президенту России Д.А. Медведеву, а также Председателю Правительства России В.В. Путину за участие в общецерковном праздновании 1020-летия Крещения Руси и передачу Русской Православной Церкви великих святынь. 5. Благодарить Святейшего Патриарха за понесенные труды и отметить особую значимость состоявшегося Первосвятительского посещения Украины, в ходе которого ярко проявилась воля епископата, клира и народа Божия к сохранению и укреплению церковного единства. 6. Выразить благодарность Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру, епископату, клиру, монашествующим и мирянам Украинской Православной Церкви, потрудившимся над подготовкой и проведением торжеств по случаю 1020-летия Крещения Руси. 7. Отметить важность состоявшегося сослужения Божественной литургии и переговоров Предстоятеля Русской Православной Церкви со Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем. 8. Признать необходимыми дальнейшие усилия, направленные на укрепление общеправославного единства и преодоление существующих расколов. 9. Призвать всех чад Русской Православной Церкви хранить верность Святому Православию, бережно относиться к его духовному и культурному наследию, укреплять церковное единство, созидать мир и согласие в обществе.   ЖУРНАЛ 58 В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о передаче Русской Православной Церкви Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым святынь, хранившихся в запасниках музеев Московского Кремля. Справка: 29 июня 2008 года в неделю Всех святых в земле Российской просиявших в Кафедральном Соборном Храме Христа Спасителя состоялась передача Русской Православной Церкви святынь, хранившихся в запасниках музеев Московского Кремля.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208380...

Святительство И. традиционно принято относить к 1-й трети XI в. и считать этого митрополита - современника Ярослава Мудрого - предшественником Киевского митр. Феопемпта , упоминаемого летописью единственный раз - под 1039 г. Причиной тому помимо указанного известия Никоновской летописи стало авторитетное мнение А. А. Шахматова , будто перенесение мощей святых Бориса и Глеба при Ярославе и И. должно было состояться в 1020 или в 1026 г. Такой вывод основывался на предположении, что 1-е перенесение мощей, имевшее место 24 июля, происходило непременно в воскресенье, т. к. к воскресенью были приурочены 2-е и 3-е перенесения - 20 мая 1072 и 2 мая 1115 г. Кроме того, М. Д. Присёлков , развивая гипотезу Шахматова об учреждении митрополии в Киеве в 1037 г., отождествил И. с Охридским архиеп. Иоанном I (Дебрским), занимавшим кафедру в 20-х гг. XI в., поскольку, как считал историк, до учреждения Киевской митрополии К-польского Патриархата Русская Церковь подчинялась Охриду. В качестве аргумента в пользу этой интерпретации рассматривался и тот факт, что И. в СЧ и ЧН титулуется не только митрополитом, но и архиепископом. Однако в наст. время можно считать твердо установленным, что митрополия в Киеве была открыта вскоре после Крещения Руси - в кон. Х в. и потому относить 1-е перенесение мощей святых Бориса и Глеба с участием И. к 24 июля именно 1026 (или тем более 1020) г. нет необходимости. День гибели и соответственно памяти св. Бориса 24 июля к тому времени был уже устоявшейся датой и тем самым в отличие от торжеств в 1072 и 1115 гг. дата памяти была заранее предопределена: на нее должна была ориентироваться дата освящения храма и положения в нем мощей независимо от дня недели. Упоминание анонимного Киевского «архиепископа» в рассказе о событиях 1018 г. в лат. хронике Титмара Мерзебургского нельзя рассматривать в качестве соответствия терминологии СЧ и ЧН, поскольку лат. archiepiscopus означало именно митрополита. Не менее важно и то, что ранняя датировка перенесения мощей св. князей при Ярославе и И. сталкивается с трудностями, главнейшая из к-рых - умолчание о святых Борисе и Глебе в «Похвале кн. Владимиру» митр. свт. Илариона , к-рая не может быть младше 40-х гг. XI в., судя по упоминанию в ней правнуков Владимира (старший из внуков крестителя Руси, блгв. кн. Владимир Ярославич , род. в 1020/21).

http://pravenc.ru/text/469570.html

ЦВ 19 (392) октябрь 2008 /  15 октября 2008 г. Состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви 6 октября в Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В заседании приняли участие: Митрополит Киевский и всей Украины Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всей Беларуси, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей, Митрополит Кишиневский и всей Молдавии Владимир, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир, Митрополит Рижский и всей Латвии Александр, архиепископ Корсунский Иннокентий, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии. Заслушав сообщение Святейшего Патриарха о праздновании 1020-летия Крещения Руси, Священный Синод отметил высокий духовный подъем, с которым прошли эти общецерковные торжества в Москве, а также в самоуправляемых Церквах и епархиях Московского Патриархата. Священный Синод выразил благодарность Президенту России Д.А. Медведеву, а также председателю Правительства России В.В. Путину за участие в праздновании 1020-летия Крещения Руси и передачу Русской Православной Церкви великих святынь, а также поблагодарил Святейшего Патриарха за понесенные труды. Синод отметил особую значимость состоявшегося Первосвятительского посещения Украины, в ходе которого ярко проявилась воля епископата, клира и народа Божия к сохранению и укреплению церковного единства. Священный Синод выразил благодарность Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всей Украины Владимиру, епископату, клиру, монашествующим и мирянам Украинской Православной Церкви, потрудившимся над подготовкой и проведением торжеств по случаю 1020-летия Крещения Руси, и отметил важность состоявшегося сослужения Божественной литургии и переговоров Предстоятеля Русской Православной Церкви со Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем.

http://e-vestnik.ru/church/sostoyalos_za...

В Зап. Европе эта традиция не прерывалась на протяжении всего средневековья, известно огромное количество иллюстрированных рукописей (Трирский Апокалипсис - Городская б-ка, Трир, Германия. Ms 31, ок. 800 г.; Бамбергский Апокалипсис - Государственная б-ка, Бамберг. Ms A. II. 42, ок. 1020 г.), циклов в стенописях, шпалерах, изображений в романской и готической скульптуре. В 1496 г. серию гравюр на сюжеты И. Б. О. создал А. Дюрер. Расширенная и переработанная Л. Кранахом Старшим и Х. Гольбейном Младшим, она много раз воспроизводилась в различных изданиях Библии. В России эти гравюры стали известны с сер. XVI в., а в XVII в. мн. рус. художники знакомятся с зап. иконографией Апокалипсиса по Библии Пискатора. В греч. руководстве для живописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - в отдельной главе «Как изображается апокалипсис св. Иоанна Боголова» последовательно представлена роспись сюжетов по тексту И. Б. О. с подробным объяснением, как их писать; составитель Ерминии указывает, что эти сюжеты надлежит помещать в росписи паперти (Ерминия ДФ. С. 131-143). Видение Сидящего на престоле. Миниатюра из Бамбергского Апокалипсиса. Ок. 1020 г. (Гос. б-ка в БАмберге. Ms. A. II. 42. Fol. 13v) Видение Сидящего на престоле. Миниатюра из Бамбергского Апокалипсиса. Ок. 1020 г. (Гос. б-ка в БАмберге. Ms. A. II. 42. Fol. 13v) Текст И. Б. О. лежит в основе композиции «Страшный Суд», известной в восточнохристианской монументальной живописи с X-XI вв. (напр., фрески каппадокийских храмов: Пюренли-секи-килисеси, Кокар-килисе, Эгри-таш-килисеси). Самые ранние столичные памятники визант. мира датируются XIV в. (мон-рь Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321). Иллюстрацией И. Б. О. в древнерус. искусстве, вероятно, была известная по письменным источникам фреска «Страшный Суд» Феофана Грека в Благовещенском соборе Московского Кремля (1405). В Музеях Ватикана хранится греч. далматика XV в. с изображением сцен из И. Б. О. В греч. монументальной живописи иллюстрации к И. Б. О. известны в афонских мон-рях, самая ранняя - в трапезной мон-ря Дионисиат (между 1563 и 1568).

http://pravenc.ru/text/471605.html

Святейший Патриарх Алексий и президент Украины Виктор Ющенко обсудили планы празднования 1020-летия Крещения Руси 21 февраля 2008 г. 21:30 21 февраля 2008 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II встретился с президентом Украины В.А. Ющенко. Во встрече приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей   Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл , наместник Даниловой обители архимандрит Алексий (Поликарпов), заместитель председателя ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов. Главу украинского государства сопровождали посол Украины в России О.А. Демин, заместитель главы секретариата президента А.А. Чалый, руководитель офиса президента Р.М. Демченко. В приветственном слове Святейший Патриарх Алексий отметил, что это уже вторая встреча с нынешним украинским президентом — первая состоялась в январе 2005 года, на следующий день после инаугурации В.А. Ющенко. Его Святейшество высоко оценил значение таких личных встреч, подчеркнув: «Благоденствие украинского народа, его духовное единство и согласие в украинском обществе, гармоничные отношения сотрудничества Украины с соседними странами — все это составляет предмет нашего постоянного внимания и заботы не в меньшей мере, чем попечение о нашей пастве в Российской Федерации, в Белоруссии или в Молдове, в других странах, православные народы которых веками духовно окормляются Русской Православной Церковью». Святейший Патриарх выразил убеждение, что отношения духовного родства составляют прочную основу для взаимопонимания и сотрудничества народов во всех сферах — и в экономической, и в политической, и в культурной. «А с древним Киевом, матерью городов русских, Россию и Белоруссию связывают особо тесные многовековые отношения. Киев всегда будет святым городом для русских, украинцев, белорусов, потому что именно в Киеве, в Днепровской купели, 1020 лет назад совершилось Крещение Руси, — заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. — Мы все — духовные наследники святого равноапостольного князя Киевского Владимира, нашего общего крестителя. Наша тысячелетняя великая восточнохристианская славянская культура и цивилизация родилась в Киеве, оттуда христианское просвещение шагнуло и на север Руси, стало мощным толчком к культурному, экономическому, государственному созиданию».

http://patriarchia.ru/db/text/367374.htm...

Сопровождавшие монахов молодые родственники, желающие принять постриг, могли селиться на подворьях И. м. за пределами Афона, где эконом знакомил их с основами веры и обучал к.-н. ремеслу (однако монахами становились не все). Именно этим объясняют груз. имя одного из живших во владении И. м. Волв на п-ове Халкидики крестьян - Мосе Ивира (Грузина), зафиксированное в практиконе (янв. 1104) севаста Иоанна Комнина (впосл. визант. имп. Иоанн II) (Actes d " Iviron. 1990. Vol. 2. N 52). Возможно, именно со строгостью нового Типикона и вероятным недовольством среди братии связаны 2 покушения на прп. Евфимия в И. м. (ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 69, 70, 74-76, 78-86, 93; Илия (Шиолашвили). 1960. С. 62-77; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 68-70). Усиление греческого влияния в И. м. Прп. Георгий Строитель (Варазваче; Георгий I в хронологии игуменов И. м. (1019-1029)) изменил нек-рые правила, введенные прп. Евфимием, в частности стал покровительствовать киновийному жительству. В Житии указано, что прп. Евфимий в ответ на нововведения «промолчал», будучи занят переводами. Однако политика прп. Георгия изменила соотношение груз. и греч. монашества в И. м.: предпочтение было отдано прибывавшим в мон-рь и придерживавшимся киновии грекам, к-рые стали занимать нек-рые должности. Конфликты между греками и грузинами нередко доходили до открытого противоборства и даже рукоприкладства. В настоятельство прп. Георгия имущество мон-ря увеличивалось, владения расширялись. В 1020 г. Протат позволил И. м. иметь 2-ю упряжку быков (право на 1-ю иверские монахи получили еще от имп. Василия II Болгаробойцы) не для пахоты, а для перевозки деревьев и камней, как это явствует из акта прота Леонтия от дек. 1020 г. (Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 24). Было закончено строительство ц. Пресв. Богородицы, прп. Георгий стал ее ктитором (ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 95). В июне 1042 г. был составлен акт о размежевании земель между Великой Лаврой и И. м.: ок. 1020 г. И. м. купил поле и Кастрийский фруктовый сад св. Илии в Девеликии близ Иерисса; ок. 1024 г.- афонский монастырь Мелиссургий; до 1029 г.- мон-рь Рождества и дер. Довровикию в районе горного массива Пангей. Это были наиболее значительные приобретения И. м. после 980 г. (Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 27; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 45).

http://isihazm.ru/?id=748

  разделы   рассылка  распечатать Митрополит Кирилл: " Единство превыше всего " Источник:  Официальный сайт РПЦ МП Ведущий: Добрый день, коллеги! Сегодня 28 июля 2008 года. Приветствую в пресс-центре информационного агентства " Интерфакс " вас и наших гостей. Они не нуждаются в подробном представлении. Это Владыка митрополит Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, и протоиерей Николай Балашов, секретарь ОВЦС МП по межправославным связям. Оба они только что вернулись из Киева и любезно согласились прийти к нам, чтобы поделиться своими впечатлениями о Первосвятительском визите Святейшего Патриарха Алексия II на Украину. Попросим Его Высокопреосвященство сказать вступительное слово. Митрополит Кирилл: С 26 по 28 июля 2008 года в связи с празднованием 1020-летия Крещения Киевской Руси проходил визит Святейшего Патриарха на Украину. Этого события ждали, в первую очередь – на Украине, которая проходит через очень непростое время в своей новейшей истории. Я даже не имею в виду нынешнюю политическую ситуацию на Украине. Ведь самое дорогое, что может быть у человека, – это его вера, и именно она проходит сегодня через серьезные испытания. Это же можно сказать и о церковной жизни в целом. Известно, что сразу после распада Советского Союза под влиянием известных политических сил на Украине был учинен церковный раскол, который все эти годы пытался легализовать себя. И особенно в последнее время прилагались огромные усилия для того, чтобы это наконец произошло. Существовала реальная опасность того, что это могло случиться в связи с празднованием 1020-летия Крещения Руси. По милости Божией, того, что несло в себе опасность и грозило тяжкими последствиями для религиозной жизни Украины, для целостности нашей Церкви, не произошло. Напротив, празднования в Киеве явили истинное Торжество Православия. В воскресенье 27 июля на Владимирской горке состоялось совместное совершение Божественной литургии Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем и Святейшим Алексием, Патриархом Московским и веся Руси, в сослужении более ста архиереев, половина из которых представляла епископат Украинской Православной Церкви, а другая половина – архиереев, съехавшихся в Киев из России, Молдовы, Белоруссии, из бывших среднеазиатских республик Советского Союза. И это воистину соборное сослужение, в котором приняли участие представители других Поместных Православных Церквей, явило миру единство Православия, его каноническую твердость, став недвусмысленным ответом всем тем, кто связывали с празднованием 1020-летия Крещения Руси надежды на совершенно иное развитие событий.

http://religare.ru/2_56931.html

О местонахождении семи соборов и расположении епархий на территории I Болгарского царства в последней трети IX в. высказывались различные мнения 51 , но результаты археологических исследований и свидетельства источников позволяют утверждать, что епархиальные центры несомненно находились в Главинице (Ballsh) 52 , где была обнаружена колонна с памятной надписью о крещении князя Бориса-Михаила 53 , в Деволе, где был построен один из семи соборов 54 , и в Дристре (Силистра), где находилась архиепископия 55 . При организации в 1019–1020 гг. архиепископии Болгарии, которая была правопреемницей предшествующей церковной организации и должна была унаследовать ее структуру, Главиница и Дристр получили максимально возможное число клириков, тогда как из Девола, находившегося в относительной близости от Охрида, епархиальный центр был перенесен в Касторию, получившую такое же число клириков 56 . Если же рассматривать максимальное число клириков (40), установленное для церковного центра в грамотах 1019–1020 гг., как необходимое условие принадлежности к семи церковным центрам I Болгарского царства, в которых по указанию князя Бориса-Михаила были построены или реконструированы кафедральные соборы, то в конце IX в. епархиальные центры должны были также находиться в Белграде 57 , Софии 58 и Нише 59 . Остается открытым вопрос о наличии в последней трети IX в. епар- хиальных центров в Скопье и в Охриде, потому что сведения о наличии епископов и, соответственно, епископских кафедр в этих городах во 2-й половине IX – X вв. отсутствуют 60 , а после 1018 г. их статус существенно изменился, так как они стали административным и церковным центрами византийской фемы Болгарии. Еще один епархиальный центр в конце IX в. должен был находиться в регионе Брегальницы 61 , однако уже в 1019 г. на территории древней брегальницкой епархии существовали по меньшей мере две епархии – с центрами в Моровизде (совр. Мородвис) и в Струмице 62 , причем позднее епархиальный центр был перенесен из Моровизда (средняя Брегалница) в Малешево (верхняя Брегальница) 63 . Следовательно, первоначальная структура Охридской архиепископии, отраженная в грамотах императора Василия 1019–1020 гг., не воспроизводила структуру церковной организации во время царя Самуила (на рубеже X-XI вв.) и тем более структуру церковной организации князя Бориса-Михаила (в последней трети IX в.) 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_56466.html 04 августа 2008 Обращение Константинопольского патриарха Варфоломея к украинской нации на торжествах по случаю 1020-летия Крещения Руси Источник:  http://www.interfax-religion.ru/?act=news Интерфакс-религия Благословенные чада Церкви, Христолюбивый народ Украины! Инициатива общественных, политических, религиозных и духовных лидеров великого народа Украины относительно проведения официального празднования 1020-й годовщины твердого решения Великого князя Владимира принять Христианскую веру от Вселенского Патриархата как официальную религию для народа Киевского государства и, соответственно, для всех русских княжеских уделов является не только обязательством перед благочестивым народом Украины, но и имеет важное значение для его будущего в процессе стремительных и решительных перемен в мире. Эта инициатива является обязательством, поскольку все великие нации должны как можно более ревностно оберегать свою историческую память, особенно в отношении событий, которые формируют настоящую и прочную духовную идентичность их национального сознания и по большому счету определяют их особенный вклад в сообщество народов. Она также является особенно важной сегодня, поскольку глубина истории великого народа является неисчерпаемым источником силы и отражается на его ближних и дальних. 1. Выбор веры был во всех отношениях решающим фактором для исторической судьбы всех народов мира. С одной стороны потому, что он наполнял и оживлял их специфические особенности интеллектуальной идентичности, а с другой стороны, потому что он, в большей или меньшей степени, определял сущность их национального самосознания. Это важное и бесспорное утверждение. Нынешние праздничные события являются четким выражением благодарности благочестивого украинского народа Великому Князю Владимиру за его личное участие и мудрое решение в деле выбора веры для своего народа, как описано в летописи киевского монаха Нестора век).

http://religare.ru/2_56466_1_21.html

Сенека Иуст II Левий Ефрем I Иосиф I Иуда Марк (134) Кассиан Пувлий Максим I Юлий Гай или Гайан I Симмах Гай II Юлиан или Уалис Капион Максим II Антоний Уалис Долихиан (185) Нарцисс I (185–213) Элиос или Зевс (211) Германион (211) Гордей (213–215) Александр (213–251) Мазаван (251–260) Именей (260–298) Замвда (298–300) Ермон (300–314) Макарий I (314–333) Максим (333–348) Кирилл I (350–386) Иоанн II (386–417) Правлий I (417–422) Ювеналий (422–458) Анастасий I (458–478) Мартирий (478–486) Саллюстий (486–494) Илья I (494–516) Иоанн III (516–524) Петр I (524–552) Макарий II (552) Евстохий (552–564) вакантная кафедра (564–575) Иоанн IV (575–594) Амос (594–601) Исаакий (601–609) Захария (609–632) Модест (632–634) Софроний I (634–638) Анастасий II (706) Иоанн V (706–735) Феодор I (735–770) Илья II (770–797) Георгий II (797–807) Фома I (807–820) Василий (820–838) Иоанн VI (838–842) Сергий I (842–844) Соломон (855–860) Феодосий (862–878) Илья III (878–907) Сергий II (908–911) Леонтий (912–929) Афанасий I (929–937) Христодул I (937) Агафон (950–964) Иоанн VII (964–966) Христодул II (966–969) Фома II (969–977) Иосиф (980–983) Орест (984–1005) Феофил (1012–1020) Никифор I (1020) Иоанникий (1020–1084) Софроний II (1084) Евфимий I (1084) Симеон II (1084–1106) Савва (1106) Иоанн VIII (1106–1156) Николай (1156) Иоанн IX (1156–1166) Никифор II (1166–1170) Леонтий II (1170–1190) Досифей I (1191) Mapk II (1191) Евфимий II (1223) Афанасий II (1224–1236) Софроний III (1236) Григорий I (1298) Фаддей (1298) Афанасий III (1313–1334) Григорий II (1332) Лазарь (1334–1368) Арсений (1344) Дорофей (1376–1417) Феофил II (1417–1424) Феофан I (1424–1431) Иоаким (1431–1450) Феофан II (1450–1452) Афанасий IV (1452–1460) 253 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 3, глава 4. С. 72, 73. 256 Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Т. 1. Книга 3, глава 2. С. 65. 264 Жаворонков П.И. Положение и роль этнических групп в социально-политической структуре Никейской империи//Византийский временник. 56 (81). 1995. С. 140, 142, 143.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010