Н. В. Квливидзе Рубрики: Ключевые слова: БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) АННА († 1018 ?), св. блгв. кнг., вероятно, первая супруга вел. кн. Ярослава Мудрого (пам. 4 окт., 10 февр. и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) МСТИСЛАВИЧ (Гавриил) Мстиславич (ок. 1095/1100-10/11.02.1138), блгв. кн. (пам. 11 февр., 27 нояб., 22 апр. и в Соборе Псковских святых) ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами)

http://pravenc.ru/text/64418.html

на иконе «Собор святых града Владимира и области его» (кон. 50-х гг. XX в., мон. Иулиания), являющейся вкладом свт. Афанасия (Сахарова) в Успенский собор Владимира к 800-летию его возведения. Единоличные иконы святой стали писать после ее прославления. Ок. 2000 г. к 800-летию Княгинина мон-ря была написана икона М. Ш., изображающая ее в рост, вполоборота вправо, в молении Владимирской иконе Божией Матери. На ней светло-охристая ряса, коричневая мантия, темно-зеленые параман и куколь на голове. Правая рука в молении, в левой - развернутый свиток с цитатой из ее наставления сыновьям. На поземе иконы справа изображен Успенский собор Княгинина мон-ря. Подпись: «Св. блгв. кн. Мария Владимирская, во иноцех Марфа». На постаменте памятника равноап. кн. Владимиру Святославичу и свт. Феодору во Владимире, установленному в честь 850-летия переноса столицы из Киева во Владимир (2007, скульптор С. М. Исаков, архит. С. В. Герасимов), помещено рельефное изображение М. Ш. в монашеском облачении, с развернутым свитком в левой руке. А. А. Климкова Рубрики: Ключевые слова: БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2562162.html

1003 См. целый ряд греческих молитв, относящихся к освящению колодцев в Εχολγια проф. Дмитриевского, стр. 414, 1017, 33, 180 и мн. др. 1004 Требн. ркп Тр.-Серг. Лавры. 238, л. 45 об.; Соф. Библ. 1066; л. 306; 1085, л. 410; 1091. л. 655; Староп. Трбн. 1625, 1639 гг. См. Алмазова, «К истории мол. на разн. случ.», прил. 12. 1006 Трбн. ркп. Синод. б. 898, л. 542 об., Соф. б. 1081, л. 70 об.; 1052, л. 244. Алмазов, «К истории молитв...», прилож. 11. 1010 Требн. ркп. Киев. Дух. Акад. Аа 193. стр. 194, Солов. б. 1185 л. 184; Архива Св. Синода, 667, л. 166; Алмазов. «К истории молитв», прилож. 19. 1011 Требн. ркп. К. Д. А. Аа 193, стр. 194; Солов. 6. 1085, л. 174; Арх. Св. Синода 867, л. 168; Алмазов «К истории молитв...», прилож. 19. В Совр. Больш. Требнике «над сеянием» указала иная молитва, гл. 61. 1012 Трбн. ркп.: К. Д. Ак. Аа 193, стр. 195; Солов. б. 1085, л. 75; Синод. библ. 268, л. 146; Библ. Акад. Н, 16. 15. 1., л. 202 об. «К истории молитв на разные случаи», прилож. 22. 1013 Трбн. рукоп.: К. Д. Ак. Аа 193, стр. 196; Синод. б. 268. л. 146 об.; Сол. б. 1085, л. 75; у проф. Алмазова, прилож. 23. 1014 Требн. ркп. Арх. Св. Синода, 868, л. 277; Соф. б. 836, л. 236; л. 227 об.: у проф. Алмазова, прил. 21. 1020 Требн. Киевск. Д. А. Аа 147, Синод. б. 268, л 134; 593, л. 540. Проф. Алмазов. К истории молитв... прил. 10. В рукоп. Требн. Соф. б. 1007, л. 312 эта молитва имеет такое надписание: «Молитва благословити начатки всякого снедна и аще остается просфор невынятых«. Эту, по нашему мнению, чисто русскую прибавку можно истолковать таким образом, означенная молитва могла читаться и над теми просфорами, которые почему-либо не были вынуты за литургией. При этом, нужно принять во внимание следующее обстоятельство. До Никона, у нас на Руси существовал обычай, в силу которого просфоры можно было вынимать за литургией, только поданные до Херувимской песни (этот обычай твердо соблюдается и теперь в севернорусских храмах). Поданные просфоры после Херувимской, уже не вынимались, но, чтобы освятить их, над ними и прочитывалась, очевидно, молитва «благословити начатки всякого снедна».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Стих — «Един Свят» в качестве самостоятельного, без предшествующей ему молитвы «Все святая Троице», имеется еще в Часословах Синайск. библ. и Софийском (XIII–XIV b.) и даже в нынешнем пасхальном чине изобразительных. Псалмы в начале и Единородный Сыне имеют уже Часословы Синайск. библ. и 867 (XIII b.) и все позднейшие: Син. 868 пред Отче наш имеет Трисвятое. Молитва «Ослаби, остави» после «Отче наш» появляется с такого же приблизительно времени: ее имеют поименованные два последние и позднейшие часословы, но Студийско-Алексиевский устав не указывает, а Синайск. 12 и Соф. 1052 имеют вместо нее другую: «Господи Боже наш, иже преславную Матерь Свою яви честнейшю Небесных Сил…» «Господи помилуй» имеет еще 3 раза подобно Син. 863, – Син. 866 и 868. Другие часословы, например Синайский же 12 и Соф. 1052 имеют «Господи помилуй» 12, 30 или 50 раз. Позже других составных частей получает чин изобразительных свои кондаки: их он не имеет совсем в Студ. уст., Соф. 1052, Син. 868 и др.; в Син. 876 в числе кондаков есть св. Златоуста или Василия Великого (близкое соотношение к причащению); в Син. 866 кондаки «Яко начатки… (мученикам и всем свв.), Со святыми упокой…, Предстательство христиан…» [ 158 ]. По Шиомгвинскому Типикону кондак Златоуста, Слава, Со святыми, И ныне Упование христиан… [ 159 ]; по древнейшим греч. спискам Иерусалимского устава: кондак храмового святого, «Со святыми…» и «Предстательство страшное…» или «Предстательство христиан»: по позднейшим греч спискам Иер. уст. еще (после храмового) кондак «дневного» (седмичного?) святого и о 1-м Богородичне не упоминается [ 160 ]; по древнейшим славянским спискам Иер. уст еще кондак Минеи, если есть (пред седмичным и храмовым), а в субботу вместо «Предстательство…» «Яко начатки» [ 161 ]; по позднейшим прежде всех кондак Преображения. Более мелкие варианты чина: пред вторым псалмом Слава и ныне; пред «единородный» опять (Соф. 1052) или только пред Единородный (слав. ркп. Иер. уст.); «Господи помилуй 3» еще перед Блаженными (Син.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

SS. T. 3. P. 179; Storia. 1935. P. 131-133). Л. направился в мон-рь Субиако, где назначил нового аббата Гумберта, уроженца Франции, проверил архивные документы и, обнаружив много фальшивых грамот, велел их уничтожить (Chronicon Sublacense (AA. 593-1369)/Ed. R. Morghen. Bologna, 1927. P. 8-9). В день Рождества Христова (25 дек. 1051) понтифик находился в Нарни, а 31 марта 1052 г.- в Озимо, где он освятил кафедральный собор. После этого Л. вернулся в Юж. Италию, чтобы организовать военные действия против норманнов. В ряде источников сообщается, что норманны жестоко разоряли Апулию, и гибель Дрогона усугубила положение. Жители Апулии обратились к Л. с мольбой о помощи. По-видимому, в переговоры с папой вступил Аргир, назначенный в 1051 г. визант. наместником в Италии (Vita et obitus Leonis IX. 14; MGH. SS. T. 5. P. 132; Bruno. Libellus de symoniacis. 5//MGH. Lib. T. 2. P. 550; De rebus gestis. 1927. P. 15; Guillermi Apuliensis Gesta Roberti Wiscardi//MGH. SS. T. 9. P. 255). Л. и Фридрих Лотарингский стали собирать войско, но Гваймарий IV, связанный союзническими и родственными отношениями с норманнами, воспротивился этому. Однако в июне 1052 г. Гваймарий был убит, и норманны захватили Салерно, чтобы отомстить за его смерть. После этого Л. «пожелал привести норманнов в смятение и рассеять их». Он обратился к императору и королю Франции, «обещая им отпущение всех грехов и богатые дары, если они избавят страну от злобы норманнов» (Storia. 1935. P. 138-139). Летом 1052 г. Л. покинул Италию и встретился с имп. Генрихом III, к-рый осаждал венг. крепость Пресбург (ныне Братислава). По просьбе венг. кор. Андраша I, стремившегося заключить мир с императором, понтифик организовал переговоры, которые, однако, вскоре были сорваны (Герман из Райхенау обвинял в этом венгров, автор Тульского Жития - советников императора). Из-за успешных действий венгерского войска Генриху III пришлось отступить. Папа и император посетили Регенсбург, где 7 окт. 1052 г. они участвовали в перенесении мощей св.

http://pravenc.ru/text/2537627.html

Как следствие, несостоятельной оказывается и попытка Толочко упозднить правление киевского митрополита Иоанна, который упоминается в анонимном «Сказании…» и в несторовом «Чтении о свв. Борисе и Глебе» 61 в связи с постройкой Ярославом Владимировичем сначала «клети» над могилой святых в Вышгороде, а затем и полноценного храма. Иоанн мог быть митрополитом при Ярославе Владимировиче только до 1051 г., поскольку в 1051–1052 гг. митрополичью кафедру в Киеве занимал Иларион, а в 1052–1055 гг. – Ефрем. Длительность правления Иоанна определить нелегко, так как, судя по «Чтению…» Нестора, два вышеописанных борисоглебских торжества состоялись в два следующих друг за другом года. Впрочем, очень вероятно, они имели место незадолго до 1051 г., поскольку: А) между вторым торжеством и смертью Ярослава в «Чтении…» Нестора упомянуто только одно чудо (а в «Сказании…» – ни одного); Б) согласно «Сказанию…», через 20 лет после освящения ярославовой церкви его сын Изяслав задумал поставить новую, которая и была освящена в 1072 г. Поскольку же на 1052 г. приходится митрополичество Илариона и Ефрема, а 20 лет Сказание отсчитывает не от даты освящения нового храма, но от его задумки Изяславом, то постройка храма Ярославом и, соответственно, завершение правления Иоанна должны относиться ко времени около 1051 г. В таком случае Иоанн оказывается прямым предшественником Илариона (и, вероятно, преемником Феопемпта, упомянутого под 1039 г.), а создание Ярославом борисоглебской традиции вписывается в его программу «русификации» Киевской митрополии, завершившуюся поставлением Илариона. Более того, можно дополнительно уточнить время правления последнего: если освящение церкви свв. Бориса и Глеба состоялось 24 июля 1051 г., то Иларион стал митрополитом не ранее этой даты 62 . Итак, как выясняется, правление Илариона было очень кратким: оно началось после 24 июля 1051 г. и закончилось до 4 ноября 1052 г., т.е. длилось, максимум, чуть больше года, а скорее, даже меньше. Между тем, за столь короткий срок Иларион успел предпринять несколько важнейших действий, что может указывать на спешную попытку князя воспользоваться моментом и ввести важные новшества на Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Новгородский Софийский собор, со времени первоначального построения (1052) видел в своих стенах многих молитвенников из числа в. кня-зей, царей и святителей не только новгородских, но даже киевских, московских и других. Не говоря о самих Новгородцах, бывших всегда в го-товности умереть за св. Софию 215 и почитавших ее заступницею против врагов 216 , всякий из царей и святителей, проезжавший чрез Новгород, вменял себе за правило быть у св. Софии и поклониться ее святыне. А вместе с сим новг. Софийский собор был усыпальницею для всех новг. князей и свя-тителей, если не было особенного завещания о погребении в другом храме 217 . Укажем прежде на святых угодников прославленных, почивающих в соборе поверх земли и под спудом. К числу угодников Божиих, почивающих поверх земли, принадлежат: 1. Святая благоверная великая княгиня Анна, супруга в. князя Ярослава I Владимировича, преставилась в 1050 году 10 Февраля 218 . Св. благоверный князь Владимир, второй сын в. князя Ярослава I Владимировича и вышереченной княгини Анны, родился в год смерти старшего брата своего Илии (1020), княжил в Новгороде 17 лет (1035–1052), преставился 4 октября 1052 года 219 Примечание: Св. благоверный князь Владимир и матерь его Анна прежде почивали в западной или Корсунской паперти, где с 1440 года, по чудесному явлению св. Иоанна св. Евфимию, отправляемы были 4 октября сим святым создателям храма соборне панихиды; а 13 августа 1654 года мощи их перенесены преосвященным митрополитом Макарием из Корсунской паперти на нынешнее место, примыкающее в соборе к Мартириевской паперти 220 . 3. Св. благоверный князь Мстислав, сын князя Ростислава Мстиславича, внука Владимира Мономаха , преставился 14 июня 1180 года и положен в мраморной гробнице, устроенной Владимиром Ярославичем. Над этою гробницею, в приделе Рождества Богородицы, на южной стороне, поставлена с мощами его рака 221 . 4. Св. благоверный князь Феодор Ярославич, брат св. Александра Невского, преставился 5 июня 1233 года и погребен был в Юрьеве монастыре подле матери своей Феодосии, а оттуда в 1614 году, по случаю нашествия Шведов, мощи его перенесены в Соф. собор и положены в раке на левой стороне, с начала в приделе Рождества пресв. Богородицы против мощей св. Мстислава, а потом против мощей св. Владимира, под аркой, у Предтеченского придела, где находятся и до ныне 222 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

28 июля 2008 года – в третий день своего визита на Украину – Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил праздничное богослужение на соборной площади Киево-Печерской лавры. 28 июля 2008 года – в третий день своего визита на Украину – Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил праздничное богослужение на соборной площади Киево-Печерской лавры. В день памяти святого равноапостольного князя Владимира Его Святейшеству сослужили Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, многочисленные архипастыри из России, Украины, Беларуси, Молдовы, представители Поместных Православных Церквей. На празднования 1020-летия Крещения Руси в главную обитель Украины съехалось несколько тысяч паломников – киевляне и жители других областей Украины, а также гости из-за рубежа. По окончании Божественной литургии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II приветствовал священноархимандрит Киево-Печерской лавры Блаженнейший митрополит Владимир. «Жизнь христианина невозможна без надежды», – особо подчеркнул Предстоятель Украинской Православной Церкви и выразил чаяние, что в будущем отпавшие от церковного общения украинские раскольники воссоединятся с Церковью Христовой. В заключение Его Блаженство высказал пожелание, чтобы Святейший Патриарх Алексий чаще посещал пределы Украинской Православной Церкви. Поздравляя всех собравшихся богомольцев с 1020-летием Крещения Руси, Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил: «Святой равноапостольный князь Владимир стоял у колыбели нашей Поместной Церкви, которая на протяжении всей своей 1020-летней истории являла миру несчетное множество угодников Божиих». По его словам, кем бы ни были эти подвижники – русскими, украинцами, белорусами – именно в древнем Киеве лежит начало духовной жизни народа, здесь исток его церковного и национального самосознания. «В Киеве не только наша общая купель. Здесь – начало нашего просвещения, летописания. Здесь, в пещерах, где ранее подвизался первый русский митрополит Иларион, преподобные Антоний и Феодосий положили начало иноческому подвигу, утвердив устав, который был заимствован отсюда и другими русскими монастырями», – подчеркнул Святейший Патриарх Алексий.

http://pravmir.ru/1020-letie-kreshheniya...

На праздничной трапезе в Киево-Печерской лавре Блаженнейший митрополит Владимир преподнес Святейшему Патриарху Алексию памятную медаль, выпущенную к 1020-летию Крещения Руси. Служба коммуникации ОВЦС     После литургии состоялся крестный ход с мощами князя Владимира с Владимирской Горки в Киево-печерскую Лавру 26 июля в Киеве на Крещатике состоялся рок-концерт, посвященный 1020-летию Руси с участием известных российских и украинских рок-групп — Братья Карамазовы, ДДТ и с участием диакона Андрея Кураева. 28.07.2008 на площади перед Успенским Собором Киево-печерской Лавры состоялась Божественная Литургия с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руся Алексием II в сослужении собора архиереев Русской Православной Церкви. 27 июля на «Владимирской Горке» у памятника Владимиру стостоялась божественная литургия под открытыми небом с участием святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Вселенского Патриарха Варфоломея. 26 илюя на Соборной площади г.Киева состоялась торжественная встреча президента Украины В.Ющенко и Вселенского Патриарха Варфоломея, который прибыл в Киев на празднование 1020-летия крещения Руси. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 7 января, 2024 6 января, 2024 6 апреля, 2024 16 марта, 2024 9 марта, 2024 3 марта, 2024 28 января, 2024 20 января, 2024 13 января, 2024 7 января, 2024 6 января, 2024 6 апреля, 2024 16 марта, 2024 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/1020-letie-kreshheniya...

21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин великого освящения храмового комплекса скита в честь Крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира на острове Валаам и первую Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили архиепископ Истринский Арсений и наместник Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий. Торжества в рамках празднования 1020-летия Крещения Руси продолжатся в Белоруссии с 23 по 25 октября. К празднованию приурочен визит в эту страну Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Одним из событий торжеств в честь 1020-летия Крещения Руси в Белорусской Православной Церкви станет пребывание в Минске части мощей святого равноапостольного князя Владимира. Святыня будет находиться в минском Свято-Духовом кафедральном соборе с 22 по 25 октября 2008 года. Накануне торжеств Синод Белорусской Православной Церкви обратился к клиру, монашествующим и пастве с особым посланием, в котором отмечено непреходящее значение исторического выбора церковного народа Великой, Малой и Белой Руси, который неразделим в своем единении вокруг общей Купели Крещения и единой Евхаристической Чаши. Празднования 1020-летия Крещения Руси отмечены также в Самоуправляемых Церквах и епархиях Московского Патриархата многочисленными торжественными богослужениями, крестными ходами, благотворительными акциями, научными конференциями, круглыми столами, концертами и выставками. Во многих из этих событий совместно приняли участие иерархи, клирики и православные миряне из различных стран, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви. Мероприятия, посвященные 1020-летию Крещения Руси, продолжатся в епархиях Московского Патриархата до конца 2008 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Возблагодарить Господа за единодушие Преосвященных архиереев, проявившееся при обсуждении темы духовного единства наследия Святой Руси на состоявшемся Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208380...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010