Но Греки в этот раз были разбиты наголову; суда их (числом до 24-х) сожжены, полководец Мономахов был убит и с ним много людей и Владимир возвратился в Киев с богатою добычею и со множеством пленных. Таковы были воинские доблести благоверного князя Владимира. Но он не менее известен и по доблестям христианским. В Киеве Владимиру весьма понравился тамошний великолепный храм Софии-премудрости Божией, а потому он пожелал создать таковый же храм и в Новгороде. Для скорейшего же удовлетворения своему желанию, он немедленно вызвал строителей и художников из Царьграда и приступил к сооружению храма, подобно Киевскому, который был построен по образцу Византийского храма Юстинианова. В этом благочестивом занятии весьма много и усердно помогали князю – мать его благоверная княгиня Анна и блаженный епископ Лука. При их общем содействии и наблюдении подобный во всем Киевскому Новгородский Софийский собор сооружался только семь лет; так что, основанный в 1045 году, он был торжественно освящен 14-го сентября 1052 года. При любви и усердии к храму Божьему, князь Владимир был преисполнен и другими христианскими добродетелями, в особенности же набожностью и благочестием, почему и причтен был церковью к лику святых сразу по кончине своей, которая последовала 4-го октября 1052 года, – через три недели по освящении созданного им храма св. Софии-Премудрости Божией. По выражению св. церкви, благоверный князь Владимир, живший на земле 32 года и княживший в Новгороде 18-ть лет, был Божественный сосуд избран Богови и, в недолгие дни своей земной жизни, под руководством благочестивой матери, успел «и сласти страстные от души отгнать и Троице селением столь чистым быть», что благодатная жизнь духа открылась в нетлении тела, и оставить по себе вечный памятник благочестия в сооружении св. храма, который существует и доныне. Нетленные мощи св. благоверного князя Владимира Ярославича открыто почивают в богатой раке, сделанной из серебра, в коем весу 4 пуда 28 фунтов и 7 золотников. Рака же помещается в арке стены, отделяющей алтарь придела во имя сего князя от главного храма св.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Barnabae epistula//R. A. Kraft (ed.). Épître de Barnabé [Sources chrétiennes 172. Paris: Éditions du Cerf, 1971]: 72–218 (TLG). S. Barsanuphius anachoreta Paliestlnus. Quaestiones et responsiones ad coenobitas//P. de Angelis-Noah, F. Neyt (eds.). Correspondance (Volume II, Aux cénobites: Tome I, Lettres 224–398; Tome II, Lettres 399–616) [Sources chrétiennes 450/451. Paris: Éditions du Cerf, 2000]: 138–870 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Adversus eos qui per calumniam dicunt dici a nobis tres Deos//PG 31: 1488–1496 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Adversus Eunomium//PG 29: 497–669, 672–768 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Asceticon magnum sive Quaestiones (regulae brevius tractatae)//PG 31: 1052–1305 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Asceticon magnum sive Quaestiones (regulae fusius tractatae)//PG 31: 901–1052 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Constitutiones asceticae [Sp.]//PG 31: 1320–1428 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Contra Sabellianos et Arium et Anomoeos//PG 31: 600–617 (TLG). S. Basilius Caesariensis. De baptismo libri duo//PG 31: 1513–1628 (TLG). S. Basilius Caesariensis. De jejunio (homilia 1)//PG 31: 164–184 (TLG). S. Basilius Caesariensis. De legendis gentilium libris//F. Boulenger (ed.). Saint Basile. Aux jeunes gens sur la manière de tirer profit des lettres Helléniques. Paris: Les Belles Lettres, 1935 (repr.: 1965): 41–61 (TLG). S. Basilius Caesariensis. De Spiritu Sancto//B. Pruche (ed.). Basile de Césarée. Sur le Saint–Esprit, 2nd edn. [Sources chrétiennes 17 bis. Paris: Éditions du Cerf, 1968]: 250–530 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Epistulae//Y. Courtonne (ed.). Saint Basile. Lettres, 3 vols. Paris: Les Belles Lettres, 1: 1957; 2: 1961; 3: 1966: 1: 3–219; 2: 1–218; 3: 1–229 (TLG). S. Basilius Caesariensis. In Mamantem martyrem//PG 31: 589–600 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Homilia adversus eos qui irascuntur//PG 31: 353–372 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Homilia de gratiarum actione//PG 31: 217–237 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Homilia de invidia//PG 31: 372–385 (TLG).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Перемиловск.-Троиц., Влад. г., II, 1230. Перемышльский-Рожд.-Богор., Егорьевский или Георгиевский, II, 1130. Перервинский-Никол., Моск. г., I, 327. Перетинский-Рождеств., Новгородск. г., II, 1127. Переяславский-Богор.-Сретен., II, 654. Переяславский – Борисоглеб. на Горе или Нагорный, II, 672. Переяславский-Борисоглеб. на Песках, II, 674. Переяславский-Введен., II, 697. Переяславский-Вознесенский, II, 716. Переяславский-Вознес., Полт. г., I, 120. Переяславский – Михаилов – Ефремов, Полт. г., II, 927. Переяславский-Никитский, II, 947. Переяславский-Николаевский на Болоте, II, 973. Переяславский – Николаевский – Князь – Андреевский, II, 986. Переяславский-Троиц.-Дан., II, 1264. Переяславский-Феодоровский на Горе, II, 1334. Пертоминский, Арх. г., II, 1041. Перынь-Богородицы, Новгород. г., I, 351. в Песках Арханг.-Михаил.-Псковский, II, 1354. на Песках Борисоглеб.-Переяслав., II, 674. на Песках Спасс.-Ростовский, II, 1195. Песношский-Николаев., Моск. г., I, 404. Песоцкий-Брянский, II, 732. Песоцкий-Успенск., Волог. г., II, 1042. Песошенский-Игрицк., Костр. г., I, 211. Петра Высокого-Московский, II, 752. из-за-Петровских ворот Варваринский-Псковский, I, 98. Петровский с Белого Костра-Новгородский, II, 1052. Петровский-Мещовский, II, 1044. Петровский-Можайский, II, 1043. Петровский-Никол., Сарат. г., II, 997. Петровский на Носах., Олон. г., II, 1047. Петровский-Покр., Сарат. г., II, 1064. Петровский на Поле Ростов., II, 1045. Петровский-Саранский, II, 1048. Петропавл.-Брянский, I, 353. Петропавл.-Бутыринский, Черниг. г., II, 1050. Петропавл.-Глуховский, II, 1050. Петропавл.-Елецкий, I, 517. Петропавл.-Краснокутский, II, 1049. Петропавл.-Минский, I, 355, 356. Петропавл.-Московский, II, 752. Петропавл.-Мценский, I, 354. Петропавл. на Носах, Олон. г., II, 1047. Петропавл.-Подольск.-Киевский, I, 357. Петропавл.-Раненбургская, II, 1046. Петропавл.-Салмин., Олон. г., II, 1152. Петропавл.-Саранский, II, 1048. Петропавл.-Сахтошский ила Сахтажский, Влад. г., II, 1051. Петропавл. на Синичьей горе-Новгородский, II, 1052.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Лев опять путешествовал за Альпы в 1050 году, и в третий раз в 1052. Это последнее путешествие было предпринято отчасти с целью попытки установить примирение между императором и королем венгерским Андреем, который принял христианство и восстановил исповедание Евангелия в своих владениях; но посредничество папы оказалось неудачным. Другой целью его путешествия было просить помощи императора против норманнов. Эти последние теперь прочно утвердились в Южной Италии, воевали против обеих империй или получали награды от той или другой, смотря по обстоятельствам. На всем пространстве, куда только могла проникать их предприимчивость, от их нападений не было безопасности: они вторгались в наследие ап. Петра, нападали на собственную свиту папы, и угрожали самому Риму. Они не щадили ни возраста, ни пола. Папа был глубоко огорчен при виде жалких людей, которые стекались в город с апулейской стороны, обезображенные от варварских норманнов лишением глаз или носов, рук или ног, причем к нему постоянно доходили и известия об ограблении или сожжении монастырей и об избиении или жестоком истязании их обитателей. Его огорчение и негодование превзошли все границы, и когда протесты, просьбы и обличения оставались напрасными. Он старался убедить как греческих, так и германских императоров вступить в союз, чтобы совместно действовать против этих ужасных соседей 3365 . Папа нашел, что вступая в союз с итальянской партией, он возбуждал ревнивость своих соотечественников, – каковое чувство особенно знаменательно проявлялось в Вормсе, где он провел Рождество 1052 года с императором. В день Рождества, когда Луитпольд, архиепископ менцский и митрополит диоцеза, совершал литургию в кафедральном соборе, один диакон произнес одно чтение нараспев по германскому обычаю, отличавшемуся от римского 3366 . Лев, побуждаемый итальянцами своей свиты, приказал ему остановиться, и так как на приказание это не обращено было внимания, то он, по окончании чтений, подозвал к себе диакона и лишил его сана. Германский примат просил о его восстановлении в сане, но получил отказ. Служба затем продолжалась, но в конце дароприношения Луитпольд, негодуя на пренебрежение, оказанное национальному обычаю, объявил, что он не будет совершать богослужение дальше, если диакон не будет восстановлен, и папа нашел себя вынужденным уступить 3367 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Сербская церковь: св. Савва, Охрид и Печский патриархат Император Константин Багрянородный относит крещение сербов в районе, известном как Рашка, со столицей Раш к югу от Белграда ко времени правления Василия I (867–886). За ним последовало обращение в христианство и прибрежных городов Далмации. В X веке эта область оказалась под властью Болгарии – царей Симеона и Самуила, но после 1018 года стала частью Византийской империи Василия II. В результате первоначального обращения сербы оказались под прямым церковным управлением Константинополя, но позднее Рашскую епископию включит в свою юрисдикцию архиепископия Охридская, основанная Самуилом и сохраненная Василием II. В качестве другого центра православного канонического управления прибрежными территориями выступала греческая митрополичья кафедра в Диррахии на Адриатике, ставшая центром христианизации соседней сербской области Диоклея, или Зета (позднее известной как Черная Гора, Черногория, или Монтенегро). Византийскому правлению – как гражданскому, так и церковному, опорным пунктом которого был Диррахий, был брошен вызов со стороны последовательно правивших Зетой князей – Стефана Воислава (ок. 1042–1052), Михаила (ок. 1052–1081) и Константина Бодина (1081–1091), при которых страна перешла в юрисдикцию латинского архиепископа Бара (или Антибари) [ныне Старый Бар, Черногория]. После преобразований папы Григория VII влияние папства на Балканах усилилось. Не только правитель Хорватии Димитрий Звонимир, но и Михаил Зетский получили королевские короны из рук папских легатов (1075 и 1077 годы соответственно). Хорватия, попав под венгерское владычество (1102), навсегда отошла к Западной Церкви. Константин Бодин Зетский, впрочем, потерпел военное поражение от византийского императора Алексия I Комнина (1085–1090), и поэтому в Зете было восстановлено греческое управление с центром в Диррахии. В Рашке борьба сербов за политическую независимость была более успешной. Возросший престиж преобразованного папства, агрессивная экспансия латинского мира, проявившаяся в крестовых походах, и ослабление Византии неизбежно привели к тому, что Рашка, как и другие молодые балканские государства, сочли «западное решение» наиболее практичным выходом в начинавшемся процессе национального самоопределения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

  вдовство кафедры    (702-742)     Стефан III    (742-744)     Феофилакт бар Канбара    (744-750)     Феодор I   (751 - ок. 773)     Феодорит   (ок. 777 - ок. 794)     вдовство кафедры   (до 813)     Иов   (813-844)     Николай I   (847-869)     Стефан IV   (870)     Феодосий I    (870-890)     Евстафий     Симеон I ибн Зарнак    (892 - ок. 904)     Илия I   (ок. 905 - 24.07.934)     Феодосий II    (авг. 936 - ок. 942)     Макарий     Феохарист   (ок. 943/44 - ок. 946...48)     вдовство кафедры    (до 953)     Агапий I   (953-960)     Христофор   (960 - 22.05.967)     Феодор II    (23.01.970 - 29.05.976)     Агапий II    (22.01.978 - сент. 996)     Иоанн III   (4.10.996 - июнь 1021)     Николай II    (17.02.1025 - 7.11.1030)     Илия II   (1.04.1031 - 8.09.1032)     Феодор III Ласкарь    (3.03.1034 - 24.09.1042)     Василий II   (ок. 1043 - ок. 1052)     Петр III    (после июня 1052 - после авг. 1056)     Иоанн (Дионисий)   (1056-до 15.08.1057)   Феодосий III Хрисоверг (до 30.08.1057 - после 1059)     Эмилиан   (до 1074-1079/80)     Никифор Мавр   (1079/80-?)     Иоанн IV Оксит    (ок. 1091 - окт. 1100)     Феодосий IV      Аристарх     Лука   (1137/38-1156)     Сотирих Пантевген    (1156 - 1.05.1157)     Афанасий I   (1157 - 22.06.1171)     Илия III   (?), в К-поле     Христофор II   Феодор IV Вальсамон (1185 - ок. 1203)     Иоаким (I)     Дорофей (Иерофей)     Симеон II ибн Абу Шаиб    (1206 - ок.1240)     Давид   (после 1240 - после 1247)     Евфимий I   (после 1247-1273/74)     Феодосий V Виллардуэн    (июнь 1275 - ок. 1283/84)     Арсений I   (ок. 1284/85-1285/86)     Кирилл II    (26.09.1287-1308)     Дионисий I   (ок. 1309 - после 1316)     Кирилл III    (?- ?)     Дионисий II    (?- ?)     Софроний   (?- ?)     Иоанн VI      Марк     Игнатий II    (до нояб. 1344 - до 1359), переехал в Дамаск     Пахомий I   (до 1359-1368)     Михаил I   (1368 - 17.08.1375)     Пахомий I, вторично    (авг. 1375 - сер. 1377)     Марк I   (сер. 1377 - 10.04.1378)     Пахомий I, в 3-й раз   

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Как мы видели выше, единственным исключением из практики интронизации митрополитов Руси в Константинополе для XI в. было настоловани Илариона в Св. Софии Киевской. Этот неканоничный, с точки зрения Патриархии, акт повлек за собой последующее переосвящение Св. Софии Киевской новым митрополитом Ефремом 41 . Новооткрытое эпиграфическое свидетельство об этом акте (см. ниже) позволяет уточнить не только его дату – 1052 г., но и всю хронологию Киевских митрополитов XI в. в целом. Однако прежде чем перейти к этой проблеме, следует отметить, что первые списки русских иерархов – прежде всего, митрополитов, о которых и сохранилось больше всего сведений, – возникли в позднее Средневековье и базировались преимущественно на данных более древних летописей. Эти списки влияли друг на друга, видоизменяясь и пополняясь новыми данными. Особого расцвета этот жанр достиг на Украине XVII в., в рамках борьбы с унией: именно тогда были созданы труды Захарии Копыстенского, Сильвестра Косова и др. 42 С развитием научного изучения летописей с конца XIX в. стала понятна искусственность и натянутость многих построений этих каталогов. Критические издания летописных текстов и привлечение сравнительного материала заставило ученых начать пересмотр традиционных списков русских митрополитов. Результат этого процесса переосмысления был сформулирован А. Поппэ в новом каталоге ранних русских первосвятителей 43 – его хронология была с теми или иными мелкими поправками принята и авторами наиболее авторитетных работ по ранней истории Русской церкви 44 . Согласно Поппэ, хронология русских митрополитов 2-й трети XI в. должна быть восстановлена так: Иоанн I (до 1018 – не позднее 1035) – Феопемпт (после 1030 – после 1039) – Иларион (1051–1054/5) – Ефрем (1054/5 – ок. 1065) – Георгий (ок. 1065 – ок. 1076). Но совсем недавно А.П. Толочко 45 , справедливо указав на ряд натяжек в этом перечне митрополитов, предложил свой собственный вариант, основанный на методе исторической деконструкции. Главными ее итогами стали исключение из списка киевских митрополитов Ефрема и перестановка Иоанна на более позднее время, в результате чего список митрополитов стал выглядеть так: Феопемпт (упом. 1039) – Иларион (пост. 1050) – Иоанн (пост. 1052) – Георгий (упом. 1072 г.). Основанием для столь существенного пересмотра стали, впрочем, не столько новые источники (которые, как мы увидим ниже, говорят как раз не в пользу гипотезы Толочко), сколько сделавшееся уже традиционным для «киевской школы» летописеведения последовательное отвержение сведений новгородского летописания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

-. “De sententia Dionysii” 46–67 in H. G. Opitz, ed. 1940. Athanasius Werke. Vol. 2. 1. Berlin: De Gruyte. -. Expositiones in Psalmos. PG 27.60–545, 548–589. -. Fragmenta varia. PG 26.1217–1258. -. “Oratio III contra Arianos”, 305–381 in K. Metzler and K. Savvidis, eds. 2000. Athanasius: Werke. Band I. Die dogmatischen Schriften, Erster Teil, 3. Lieferung, Berlin – New York: De Gruyter. -. 1994. Tvoreniia (Work’s), translated by Prof. P. S. Delitsyn. 4 vols. Vol 1, 2. Izdanie 2. Moscow: Izdatelstvo Spaso-Preobrazhenskogo monastyria. -. “Vita Antonii”, 124–376 in G. J. M. Bartelink, ed. 2004. Athanase d’Alexandrie, Vie d’Antoine. Sources chrétiennes 400. Paris: Éditions du Cerf. Barsanuphius et Joannes. 1852. Prepodobnykh ottsov Varsanufiia Velikogo i Ioanna rukovodstvo v dukhovnoi zhizni. V otvetakh na voprosheniia uchenikov (Reverend fathers Varsanofiy Great and John the guide in the spiritual life. The answers to the questionings of the disciples). Moscow: Universitetskaia tipografiia izdanie Vvedenskoi Kozelskoi pustyni. Barsanuphius et Joannes, Scr. Eccl. et Epist. “Quaestiones et responsiones. Epistle 105” in P. de Angelis-Noah and F. Neyt, eds. 1997–98. Barsanuphe et Jean de Gaza, Correspondance. Tome I-II. Sources chrétiennes 426/427. 426:158–344; 427:346–674. Paris: Éditions du Cerf. Basilius Caesariensis, Theol. Asceticon magnum sive Quaestiones (regulae brevius tractatae). PG 31.1052–1305. -. Asceticon magnum sive Quaestiones (regulae fusius tractatae). PG 31.901–1052. -. De baptismo libri duo. PG 31.1513–1628. -. “De legendis gentilium libris”, 41–61 in F. Boulenger, ed. 1935. Saint Basile. Aux jeunes gens sur la manière de tirer profit des lettres Helléniques. Paris: Les Belles Lettres. -. “De Spiritu Sancto”, 250–530 in B. Pruche, ed. 1968. Basile de Césarée. Sur le Saint-Esprit, 2 nd edn. Sources chrétiennes 17 bis. Paris: Éditions du Cerf. -. “Epistulae” in Y. Courtonne, ed. 1957–66. Saint Basile. Lettres. 3 vols: 1:1957; 2:1961; 3:1966. Paris: Les Belles Lettres.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

5-й трактат («Oratio antirrhetica» - Антирритик) критикует взгляды тех, кто считал недопустимым для епископа отказ от кафедры и добровольный уход на покой. Т. о., первые 5 трактатов объединены тематически: они обосновывают самостоятельность епископов и митрополитов по отношению к гос-ву и, за исключением 3-го трактата, к патриарху. Последний трактат («De matrimoniis» - О браках) не касается политических и адм. вопросов и посвящен запрещенным бракам - излюбленной теме Д. Автор обращается к императору в связи с необходимостью издания закона о браках в дальних степенях родства и свойства. Даррузес первоначально указал ( Darrouzès. Démétrius de Cyzique. Col. 209) на сходство этого текста с синодальным решением при патриархе Михаиле I Кируларии в 1051-1052 гг. (RegPatr, N 858), но позже выявил в трактате цитаты из более поздних правовых актов (De matrimoniis. P. 267). Если наличие в тексте цитат из синодальных и имп. постановлений именно из эпохи Алексея Комнина сомнительно (учитывая, что в XI-XII вв. в Византии не прекращались споры о браках в 6, 7 и 8-й степенях родства и свойства), то связь его с решением 1051-1052 гг., а этого решения - с идеями Д. очевидна. Автор трактата вновь обращается к «тому Сисиния», рассуждая о том, что запрет на вступление в брак ограничен 6-й степенью свойства; браки в 7-й степени свойства он считает дозволенными, а браки в такой же степени родства - нет. Полемические Д. является автором небольшого трактата о догматических заблуждениях яковитов и армян (De Jacobitarum haeresi et Chatzitzariorum). Это сочинение было уже подготовлено к изданию Ф. Комбефисом как анонимное, когда он нашел в одной из рукописей имя автора и указал его в примечании к своему изданию. Тем не менее А. Галланди необоснованно приписал трактат Филиппу Отшельнику, жившему при Алексее Комнине, а Ж. П. Минь , публикуя этот текст (PG. 127. Col. 880-885), принял данную атрибуцию (см.: Petit. Démétrius de Cyzique. 1911. Col. 264; Laurent. ημτριος Κυζκου. Στ. 1062; в статьях перечислены нек-рые рукописи, где Д. указан в качестве автора трактата). В трактате Д. сжато рассматривает происхождение ересей яковитов и армян (монофизитские истоки - PG. 127. Col. 880; теопасхизм сир. мон. Иакова - Ibid. Col. 881), отличия еретиков от православных в догматике и обрядности (так, яковиты крестятся одним пальцем, имея в виду единую природу Христа - Ibid. Col. 881; армяне добавляют к Трисвятому слова Ο σταυρωθες δι μς (Распныйся за ны) - Ibid. Col. 884), а в конце указывает, что правосл. христология основана на признании единства ипостаси и различия природ во Христе (Ibid. Col. 885). Начало и конец трактата ( Ficker. 1911. S. 22-23) имеют сходство с изданным В. Н. Бенешевичем чином приема еретиков в правосл. Церковь ( Бенешевич. ДСК. Т. 2. С. 168-177; см. примеч. Бенешевича к с. 168).

http://pravenc.ru/text/178139.html

Возможно, по благословению Л. кн. Владимир Ярославич вместе с новгородцами совершил поход на фин. племя емь в 1042 г., а в 1043 г. во главе общерус. войска - поход на К-поль (митрополит, к-рый мог бы воспрепятствовать последнему мероприятию, на Руси скорее всего отсутствовал до 2-й пол. 40-х гг. и прибыл в Киев только по заключении рус.-визант. мира 1045/46 г.- см. ст. Иоанн I , митр. Киевский). В 1045 г. в новгородском Детинце (строительство крепости началось годом ранее) кн. Владимир Ярославич заложил каменный Софии Св. собор в Новгороде Великом . Он возводился вместо сгоревшей (в 1045, по НПЛ старшего извода, или, согласно НПЛ младшего извода, в 1049) деревянной церкви с тем же посвящением, существовавшей, вероятно, с кон. X в., хотя нельзя исключать и того, что он был выстроен при Л. одновременно с возведением в Киеве каменного митрополичьего храма Св. Софии, с к-рым новгородский собор имел, по одному из летописных сообщений, одинаковое количество глав - 13. Освящение новгородского Софийского собора, несомненно с участием Л., состоялось в 1050 г. Рядом с кафедральным храмом при Л. должен был в том или ином виде существовать владычный двор (возможно даже считать его территорией в то время, до расширения Детинца в нач. XII в., всю площадь крепостных стен вне собора). В 1051/52 г. (не позднее 1 марта 1052) Л. должен был присутствовать в Киеве на Соборе, избравшем на митрополию кандидата кн. Ярослава свт. Илариона , бывш. иеромонаха, священника ц. св. Апостолов в княжеском с. Берестове, ставшего 1-м Киевским первосвятителем восточнослав. происхождения («постави Ярослав Лариона митрополитом Русина в святеи Софеи, събравши епископы» - НПЛ. С. 181; ПВЛ. С. 68; по автобиографической записи Илариона, он «от благочестивых епископов священ бых и настолован в велицем и богохранимом граде Кыеве, яко быти в немь митрополиту, пастуху же и учителю» - БЛДР. Т. 1. С. 60). Нет оснований полагать, что Л., будучи русином и «ставленником» Ярослава, возражал против этого акта. Л., наиболее вероятно, отпевал в Софийском соборе скончавшегося 4 окт. 1052 г. кн. Владимира Ярославича, погребенного в кафедральном храме.

http://pravenc.ru/text/2110778.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010