Еще важна для выяснения сущности взглядов Аргира та черта, что он держался обрядов Римской церкви, был единомыслен с папой и, весьма естественно, защищал интересы Римского престола. В 1051 г. Аргир был возведен в чин магистра, сделан италийским дукой и в марте прибыл в Бари, к месту своего назначения, снабженный деньгами и инструкциями. Назначение Аргира с первого взгляда может указывать на переворот в правящих сферах, на смещение Лихуда с должности первого магистра и замену его другим. Но принимая во внимание с одной стороны свидетельство историка, 3015 что решительное изменение политики Мономаха произошло в последние два года его царствования (1053–1054), с другой – что выполнение самой щекотливой части данной Аргиру инструкции, начало сношений его с папой, может быть приурочено не ранее как к 1052–1053 гг., именно ко времени, предшествовавшему столкновению папы с норманнами при Чивителле, мы можем сделать вывод, что назначение Аргира на должность дуки было только признаком ослабления влияния Лихуда, но не окончательного удаления его от управления. С 1051 г. партия Иоанна Логофета, к которой принадлежал Аргир, уже стала подрывать силу Лихуда, но окончательно она восторжествовала лишь в 1052 г.; в конце 1052 или в начале 1053 г. Лихуд был отстранен, а Иоанн Логофет занял место первого министра. Какова же была правительственная программа новой партии, вступившей во власть? Программа была незамысловата. Точкой отправления для нее служил турецкий вопрос, которому суждено было сыграть роль в деле церковного разделения не меньшую, чем он сыграл в позднейших попытках соединения. Турки делали быстрые успехи на Востоке, отторгали один за другим города и области, принадлежавшие Византийской империи. Партия Иоанна Логофета написала на своем знамени девиз – борьбу с турками во что бы то ни стало, принесение этой борьбе в жертву всех других интересов государства; партия Лихуда соглашалась с необходимостью борьбы, но не хотела жертвовать интересами народа и честью государства. С 1053 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Это отмечает и его биограф, 3006 об этом же свидетельствуют и другие данные; от июня 1051 г. до середины апреля 1052 г. нет ни одной папской буллы, которая была бы издана в Риме; обыкновенно Лев IX собирал ко времени Пасхи соборы, но в 1052 г. пасхальных соборов собираемо не было. Все это показывает, что папа озабочен был другими делами, отвлекавшими его от обычных занятий и препятствовавшими ему оставаться в Риме. Дела эти – финансового свойства. Заботы об устройстве финансовой части отражаются и на буллах, изданных в это время. Так, в одной булле, место издания которой не обозначено, но которая помечена 18 марта 1052 г., папа утверждает права на одно недвижимое имущество за монастырем Помпозой, но при этом выговаривает условие, чтобы монастырь платил ежегодно известный взнос в пользу Римской церкви. 3007 О каких же владениях Римского престола хлопотал папа? Прежде всего внимание его привлекали те, которые лежали по соседству к Риму и были в предшествующее время отняты разбойниками. Под разбойниками, грабившими владения св. Петра, с которыми, по словам биографа, 3008 вел упорную борьбу Лев IX, можно иметь в виду не только тех, которые в данный момент делали нападения на патримонии, но и тех, которые неправильно владели этими патримониями, разбойнически захватив их в прежнее время. Естественно также было Льву IX или тем из его приближенных, которые ближе стояли к этому делу, вспомнить о патримониях в Апулии, Калабрии и Сицилии, с давних пор составлявших предмет папских забот, которые во время Седьмого Вселенского собора и при патриархе ФотиИ не удалось возвратить Римской кафедре. Апулия и Калабрия de jure принадлежали тогда византийскому государству, но de facto власть византийских императоров была оспариваема норманнскими авантюристами. Под ударами последних, византийская власть значительно уже была поколеблена после неудач, постигших греков со времени италийского дуки Михаила Докиана (с 1041 г.); норманнские графы разделили между собой значительную часть Апулии и проникли в Калабрию, где основали Стридулу (1044), как операционный пункт дальнейших действий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Во-первых, в 1051 или 1052 г. князь и митрополит вместе ввели «Церковный устав Ярослава» (о чем сообщает преамбула последнего), призванный заменить собой греческий Номоканон. Во-вторых, согласно проложному сказанию под 26 ноября, Иларион успел освятить церковь св. Георгия в Киеве 63 , посвященную небесному патрону князя: произошло это 26 ноября – соответственно, 26 ноября 1051 г., так как в начале ноябре следующего года в Киеве митрополитом был уже Ефрем. Тогда же была установлена богослужебная память этого освящения, надолго ставшая одним из главных чисто русских праздников («Юрьев день»), и было составлено сказание о данном празднике. Об участии Илариона в освящении говорит как само проложное сказание – свти ю Лариономь митрополитомь, – так и употребление в нем редкого термина настоловани, образованного от глагола настоловати, кальки с греческого νθρονζειν, отмеченной лишь в ставленнической записи Илариона (см. выше), так что нельзя даже исключать авторство последнего для сказания. Наконец, согласно тому же источнику, Ярослав створи въ неи новоставимымъ т.е. вместе с Иларионом реформировал практику поставления новых епископов для Руси, что, возможно, говорит о его планах увеличить численность русского епископата в целях дальнейших масштабных преобразований в Русской Церкви, которым, однако, не суждено было осуществиться. Вся же хронология Киевских митрополитов до середины XI века реконструируется тогда следующим образом. Феофилакт был переведен на Русь с Севастийской митрополичьей кафедры где-то до 1015 г. 64 ; Феопемпт стал митрополитом не позднее 1039 г.; Иоанн I взошел на престол после 1039 г. и правил до 1051 г.; Иларион сделался митрополитом в 1051 г. (вероятно, после 24 июля) и перестал быть им в 1052 г. (до 4 ноября); Ефрем получил митрополичество в 1052 г. (до 4 ноября) и закончил его не ранее 1055 г. – возможно, в 1058 г. Соответственно, Георгий, упоминаемый под 1072 г., мог стать митрополитом уже в 1058 г. или немногим позже. Интронизация Феопемпта, Иоанна и Георгия должна была состояться в Константинополе сразу после их хиротонии, незадолго до их отбытия в Киев; Феофилакт получил интронизацию еще при возведении на свою первую, Севастийскую, кафедру; Иларион был рукоположен и настолованъ в самом Киеве; в случае Ефрема нельзя исключать, что он был поставлен и интронизован – в противовес «неканоничному» Илариону – не перед самым отъездом на Русь, а ранее, после смерти Uoahha I в 1051 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

915 По этой программе учился патр. Никифор (Vita Nicephori Migne. P. G. C, p. 57), Лев Математик (Theoph. Cont. Lib. IV, cap. 29. Cedrenus. Bonnae 1839 t. II, p. 170. P. G. CXXI, 1056), Константин-Кирилл. (Житие – Dümmler und Miklosich о. c. S. 15. Бодянский, c. 6. Кирилло-Мефод. сборник, c. 12). Константин был учеником Льва и Фотия (Житие Константина 1. с.). 916 Bernhardy. Grundriss der griechischen Litteratur. 4-te Bearb. I Theil. Halle 1876. S. 685, 618. 920 Bernhardy 1. с. А. П. Лебедев. Очерки внутренней истории византийско-восточной церкви в IX, X и XI веках. Москва 1902, стр. 179. 921 Это сочувствие отразилось в выдержке из какого-то источника, приведенного Георгием Амартолом в его хронике (Georgii Monachi Chronicon. Ed. De-Boor. Lipsiae 1904. Vol. I, p. 83 sq.) Cf. Hergenröther I. 331. А. П. Лебедев 1. c. 924 Напр. патриархи Тарасий и Никифор. Тарасий, аристократ по происхождению, вовсе не готовился к занятию патриаршей кафедры, и однако, возведенный на неё, сумел справиться со своей нелегкой задачей и победил иконоборцев не только искусной дипломатией, но и арсеналом богословских аргументов, собранных им лично и в сравнительно короткий срок (Тарасий возведен 25 дек. 784 г.; собор открылся 24 сент. 787 г.). Это предполагает в нём хорошую богословскую подготовку, чтобы не писал о нём мало знавший его папа Адриан I (И. Д. Андреев. Герман и Тарасий, патриархи к-польские. Сергиев Посад 1907). 927 Georg. Cont. p. 1025 (Migne P. G. CX)=Leo Gramm. Bonnae 1842, p. 224 (P. G. CVIII, p. 1057). Pseudo-Symeon. Theophilus, cap. 20. Genesius p. 98 (P. G. CIX, p. 1116). Theoph. Cont. lib. IV, cap. 27. Cedren. II, p. 170 (P. G. CXXI, 1052). Zonara Vol. III. Bonnae 1897, p. 400. Glycas. Bonnae 1836, p. 540. 929 ξδελφος – Theoph. Cont. 185 (P. G. CIX, 200); νεψις – Cedren. II, 166 (P. G. CXXI, 1052). 932 Подробная история Льва изложена у Феофанова Продолжателя Lib. IV, cap. 27, 28, 29, повторена у Кедрина р. 166–171 (P. G. CXXI, 1052–1056), сокращена Зонарой р. 400 и Гликой р.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Согласно «Повести временных лет», обращение русского населения в православие приобрело широкий размах в правление князя киевского Ярослава Владимировича Мудрого, при котором « нача вра х(ри)стньска плодитис и раширяти[с] и черноризьци почаша множитис« 9 . Возможно, одним из следствий этого стала попытка Ярослава устроить на Руси церковную иерархию, не подчиняющуюся Константинополю. В 1051 г. » постави рославъ Ларина митрополитом . русина . в с(В)ти Соьи. собравъ 10 , то есть организовал избрание Русского митрополита собором местных епископов и его поставление в храме Святой Софии в Киеве. В кратком проложном сказании о постройке и об освящении киевской церкви святого Георгия 11 содержится ещё одна важная подробность, свидетельствующая о программном характере действий Ярослава: « И тако въскор кончаша ц(е)рк(о)вь. и с(В)ти ю Лариономь митрополитомь. м(е)с()ца нобр въ. д(е)нь. и створи въ неи новоставимымъ " 12 . С учётом того факта, что в 1052 г. в храме Святой Софии священнодействовал уже не Иларион, а митрополит Ефрем 13 , можно предположить, что Ярослав планировал увеличить число епископских кафедр на Руси – раз за короткий срок деятельности Илариона, продолжавшейся меньше года, князь и митрополит успели позаботиться даже о такой специфической детали, как порядок интронизации «новоставимых» епископов 14 . Инициатива Ярослава с рукоположением Русского митрополита собором местных епископов, несомненно, не понравилась Константинополю 15 . Как было отмечено, уже в 1052 г. в Киеве появился новый митрополит, грек Ефрем. По всей вероятности, он не просто сменил Илариона, но и объявил его деяния ничтожными – об этом свидетельствует граффито в Софии Киевской, согласно которому в 1052 г. Ефрем совершил освящение этого храма, к тому времени уже освящённого: очевидно, речь шла о переосвящении, которое должно было подчеркнуть незаконность совершавшихся Иларионом священнодействий 16 . Остается только догадываться, какие аргументы Константинополь использовал для того, чтобы убедить Ярослава отказаться от своих планов 17 , но скорость и жесткость реакции 18 указывают на категорическую решимость Константинопольской патриархии сохранить право избрания и поставления митрополита Руси исключительно за собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

л.477. «Грешнаго инока Иосифа (Волоцкого) сказание о новоявившейся ересия новгородских еретиков и отступников, Алексея протопопа и Дениса попа и Федора Курицына и инех иже такоже мудрствующих». (Листы этой статьи перепутаны, правильный порядок их дан в оглавлении Великих миней-четьих, стр.339). л.637. Шестоднев Иоанна, экзарха Болгарского. л.727. Измарагд (2-я редакция) 16 . л.876, 9ОЗ, 908, 910, 918. Григория, «епископа российского», слова на Вознесение, Преображение, Успение, Усекновение главы Иоанна Предтечи и Воздвижение. л.921 об. Слово похвальное Григория Цамвлака Дмитрию Солунскому, 31 июля. л.932. Фотия, патриарха Константина града, послание к Михаилу, князю Болгарскому. л.949. Цепь златая. л.1052–1052 об. (без заглавия). Церковный устав великого князя Владимира. л.1052 об. (без заглавия). Церковный устав великого князя Ярослава. л.5. Заставка нововизантийского стиля на золотом фоне защищена прокладкой из малиновой тафты. Киноварная вязь и инициалы. Переплет XVI в. – доски в тисненой коже, правлен в XVII в. На нижней доске – 4 наугольника желтой меди. Сохранилась одна застежка. Арх. Савва. Указатель ... стр.192, 209. (Син.997) Минея-четья, месяц Август, 1°, лицевая, русский полуустав в два столбца, 1569 л. Водяные знаки: 1. Гербовый шит с ромбами, Бр. 2069, 1539 г. 2. Буква Р, Бр. 8712, 1544 г. 3. Единорог, Бр. 10119, 1517 г. 4. Рука с лилией на ладони. Бр. 10848, 1556 г. 5.Крест двойной, Бр, 5756, 1546 г. 6. Вепрь, 1542 г. 7. Кувшин с одной ручкой, Бр. 12663, 1543 г. л.1–2. Летописец (текст см. в Мартовской минее). л.3–6 об. Указ главам. л.11–13 об. Сказание о победе великого князя Андрея Боголюбского над болгарами и чудеса иконы Владимирской, 1 августа. л.85 об. «Григория архиепископа российского слово на Преображение» (см. июль, л.9ОЗ), 6 августа. л.136. Его же слово «на Преображение» (см. июль, л.908). л.1121. Его же «слово на усекновение главы Иоанна Предтечи». л.115. Память игумена Феодосия, 8 августа. л.186. «Иосифа списателя пленению Иерусалимскому» (Иосиф Флавий).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

• Согласно брачному договору между королевским шведским двором и великокняжеским, русским, св. Анне были даны в управление со стороны вел. князя Ярослава г. Ладога и прилежащие к нему земли. Пределы этой области позже были известны под названием Ингерманландия (по финскому произношению — «Ингеринмаа»), что в переводе значит «земля Ингигерды». • День памяти 4 окт. в современном церковном календаре не отмечается. Благоверный Владимир, князь Новгородский (+ 1052) Память его празднуется 4 окт. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Св. князь Владимир  Новгородский был старшим сыном вел. князя Ярослава Мудрого и его супруги Ирины, в девичестве принцессы Индигерды Шведской, а в иночестве — Анны (память ее 10 февр.), и родился в 1020 г. Он принимал участие во многих походах и в 1045 г. основал в Новгороде церковь во имя Святой Софии Премудрости Божией, ставшую соборным храмом и средоточием духовной жизни Новгорода. Новгородцы говорили: «Новгород там, где Святая София. Умрем, прольем кровь за Святую Софию!» Храм был закончен в 1052 г., а в том же году, 4 декабря, скончался его основатель и был в нем положен рядом со своей матерью, скончавшейся в 1050 г. В 1439 г. они были причислены к лику святых после явления, бывшего святителю Евфимию II, архиепископу Новгородскому. До последнего времени нетленные мощи св. князя Владимира и матери его почивали в открытой раке. •  Св. Владимир стал князем новгородским в 1034 г. По велению отца своего участвовал во многих походах, в частности против греков за оскорбление русских купцов в Царьграде. Преподобный Ефрем Новоторжский (+ 1053) Память его празднуется 28 янв. в день преставления, 11 июля в день обретения мощей и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором всех святых, в земле Тверской просиявших Прп. Ефрем, родом венгр, прибыл юношей на Русь с двумя своими братьями, и все они поступили на службу к князю Борису Владимировичу ростовскому. Один из братьев — Георгии — был убит в 1015 г. на реке Альте со своим государем, которого он пытался защитить. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

327 Обсуждая возможность передачи Ладоги скандинавкой – женой русского князя – своему родичу (о чем речь идет ниже в саге), исследователи, как правило, не останавливались специально на вопросе о возможности владения ею землей на Руси. Ссылаясь на вывод Н. Л. Пушкаревой (1989. С. 104–139), что женщина на Руси получила право владеть и распоряжаться недвижимостью, в том числе и землей, приблизительно с конца XII в., Г. В. Глазырина (1994. С. 240–244) заключила, что рассказ саги о свадебном даре конунга Ярицлейва «вряд ли является достоверным, поскольку противоречит данным об имущественно-правовом состоянии общества Скандинавии и Руси в начале XI в.». Это мнение, однако, исследователями принято не было (Кирпичников, Сарабьянов 1996. С. 94–95; Казанский 2002а). Внимания заслуживает источник, до недавнего времени (Джаксон 2002; Казанский 2002б) не привлекавшийся в данной связи исследователями, а, именно, скальдическая строфа, принадлежащая конунгу Олаву Харальдссону (см. III.4), в которой содержится указание на то, что на Руси Ингигерд владела землей. 328 Ингигерд иногда ошибочно отождествляют с Анной (согласно поздней новгородской традиции, так звалась жена Ярослава и мать Владимира). Общепризнанно, однако, что Ингигерд получила на Руси имя Ирина. Это последнее имя мы встречаем в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона (1040-е гг.). Известие о смерти жены князя Ярослава содержится в ПВЛ под 6558 (1050) г. (ПСРЛ. Т. I. Стб. 155; Т. II. Стб. 143). Подробнее см.: Джаксон 1994в. С. 156–161. 330 Вальдамар и Виссивальд, сыновья Ярицлейва, могут быть отождествлены с сыновьями Ярослава Мудрого – Владимиром (1020–1052 гг., князь новгородский 1036–1052 гг.) и Всеволодом (1030–1093 гг., великий князь киевский в 1077, 1078–1093 гг.). 332 Передача Ладоги знатному скандинаву в начале XI в. не фиксируется никакими другими источниками, кроме «Саги об Олаве Святом» Снорри Стурлусона (во всех ее вариантах) и «Пряди об Эймунде». Тем не менее, большинство исследователей признает достоверность присутствия в Ладоге в означенное время скандинавского правителя. Подробнее, см. Джаксон 1994в. С. 159–160.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Там же стр. 93. – Церковь Пресвятыя Богородицы, именуемая десятинною, основана Св. Владимиром в 996 г.; в 1039 г. возобновлена и вновь освящена. 15 . Нестор, под 1037 г. упомянув о заложении Ярославом стены вокруг Киева с златыми вратами, продолжает и «заложи же и церковь Св. Софии и митрополью; посем церковь на златых воротех, Св. Богородицы Благовещение ; посем Святаго Георгия монастырь и Святыя Ирины. Посем же нача Вера Хрестьянская плодитись и разширятись, и черноризцы почаша множитись, и монастыреве починаху быти. И бе Ярослав любя церьковные уставы, и попы любяше повелику, изълиха же черноризцы, и книгам прилежа, и почитая часто в нощи и во дни; и собра писцы многи, и прелагаше от Грек на Славянское письмя, и списаша книги многи, имиже поучахуся вернии людие. И положи в Святей Софии, юже созда сам, и украси ю златом и сребром, и сосуды церьковными, и инныя церкви ставляше по градом и по местом, и поставляше попы, и даяше от имения своего урок, и радовашесь Ярослав, видя многи церкви и люди Хрестьяны зело.» Летоп. Нестор. по Кенигсб. списк. С. П. Б. 1767. стр. 106 – О создании церкви б честь Благовещения Пресвятыя Богородицы, в некоторых древнейших списках, замечено: «того деля (для), ать всегда радость граду тому Святым Благовещением будеть.» Истор. Гос. Рос. Т. 2. пр. 34. 16 . Имя супруги Ярославовой, дочери Олава, первого короля Шведского, в Летописи Несторовой не означено. Но из того, что монастырь Георгиевский основан Ярославом в честь его Ангела, и тогда же устроен был женский монастырь во имя Св. Ирины, заключают, что В. Княгиня, именовавшаяся в своей земле Ингигердою, в православной вере называлась Ириною. Ист. Гос. Рос. Т. 2. пр. 34. Современным словом подтверждается сия догадка – У Св. Владимира было 12 сыновей. Если проповедник Киевский имел здесь в виду преимущественно род Ярославов, то он мог указать на внуков Св. Владимира, детей Ярослава, – именно, кроме Илии, скончавшегося в 1020 г., на Владимира (род. в 1020 r., ум. 1052), Изяслава (род 1025 г. ум.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Мы должны вместе отмечать и годовщины побед, и трагические даты нашей истории, — подчеркнул Святейший Патриарх Алексий. — Во всей нашей Церкви, в том числе на Украине и за ее рубежами, совершаются панихиды по жертвам массового голода, который был и на Украине, и в России». Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал В.А. Ющенко о посещении Российским президентом В.В. Путиным Бутовского расстрельного полигона и показал фотографию храма, который был воздвигнут на месте гибели десятков тысяч людей, пострадавших в годы репрессий. Глава украинского государства поведал о том, как на Украине сохраняется память о погибших; в частности, над местами их захоронений воздвигаются кресты и мемориалы, совершаются молитвы. «Я думаю, это наш общий долг — помнить трагические события нашей истории, — сказал в свою очередь Его Святейшество. — Люди, которые страдали в тяжелые годы репрессий, не разделялись на граждан Украины и граждан России — они были мучениками за веру, пострадавшими в годы красного террора». В ходе беседы с представителями средств массовой информации В.А. Ющенко также подчеркнул необходимость широкого и открытого обсуждения вопросов церковной жизни на Украине. «Мы говорили о том, как развивается украинское Православие. Я думаю, что нужен диалог, в котором бы разные стороны публично изложили свои позиции. Потому что речь идет не об отношениях двух-трех персон, а миллионов людей, — сказал президент В.Ющенко. — Я был удовлетворен этим разговором». В свою очередь Святейший Патриарх Алексий в ответ на вопрос о положении Православной Церкви на Украине ответил коротко: «Православная Церковь на Украине независима в своей внутренней жизни, но мы сохраняем духовную связь, которая существует 1020 лет с момента крещения Руси». «Я удовлетворен и благодарен Виктору Андреевичу за встречу», — заявил Предстоятель Русской Церкви, отметив при этом, что «встречаться надо чаще; три года — слишком большой перерыв». Святейший Патриарх Алексий поблагодарил президента Украины за приглашение посетить торжества по случаю празднования 1020-летия Крещения Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/367374.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010