Но это обоюдное доверие требует особой ответственности! Ибо как можно совершать миссию единения рода человеческого с его Творцом, не сохраняя при этом внутри себя единства веры и служения, не соблюдая соответствия образа мыслей образу жизни, не заботясь о совпадении слов и дел? Тем паче, что во всём этом Церковь призвана являть миру образец устроения жизни, заповеданный Самим Богом. В июле сего знаменательного года в первопрестольном граде Москве Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви вынес особое определение о единстве Церкви. " Сегодня, как и во все времена, – говорит Святая Церковь устами сонма всех своих архипастырей, – одним из главных вызовов Святому Православию является разномыслие в Церкви по различным вопросам церковной жизни. Оно может обратиться в орудие против Церкви Христовой, раздирая её на части, а может побудить к более глубокому осознанию и переживанию церковного единства " . Празднование 1020-летия Крещения Руси в Москве и в Киеве благоутвердили выбор церковного народа Великой, Малой и Белой Руси, который неразделим в своем единении вокруг общей Купели Крещения и единой Евхаристической Чаши! Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, совершив в Киеве Божественную литургию в сонме многочисленных представителей Поместных Православных Церквей, произнёс пророческое слово с вершины Лаврского Киево-Печерского холма: " Ни границы, ни пространства, ни воля отдельных людей не властны над великой и непреодолимой силой: над духовным и молитвенным единством святых угодников Божиих, которые оставили нам в наследие единую Церковь Христову " . Возлюбленные отцы, братья и сестры! В эти дни Белорусская Православная Церковь вносит свой вклад в летопись празднования 1020-летия Крещения Руси. И все мы видим и свидетельствуем, что сегодня, как и столетия тому назад, сердца людей согревает надежда и память о том, что Святая Русь – это Дом Пресвятой Богородицы. И никогда Святая Русь не была ограничена этническими межами, национальными территориями или государственными пределами. Равно как и Дом Приснодевы Марии не имеет на земле ни стен, ни ограждений.

http://religare.ru/2_57962_1_21.html

Но это обоюдное доверие требует особой ответственности! Ибо как можно совершать миссию единения рода человеческого с его Творцом, не сохраняя при этом внутри себя единства веры и служения, не соблюдая соответствия образа мыслей образу жизни, не заботясь о совпадении слов и дел? Тем паче, что во всём этом Церковь призвана являть миру образец устроения жизни, заповеданный Самим Богом. В июле сего знаменательного года в первопрестольном граде Москве Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви вынес особое определение о единстве Церкви. " Сегодня, как и во все времена, – говорит Святая Церковь устами сонма всех своих архипастырей, – одним из главных вызовов Святому Православию является разномыслие в Церкви по различным вопросам церковной жизни. Оно может обратиться в орудие против Церкви Христовой, раздирая её на части, а может побудить к более глубокому осознанию и переживанию церковного единства " . Празднование 1020-летия Крещения Руси в Москве и в Киеве благоутвердили выбор церковного народа Великой, Малой и Белой Руси, который неразделим в своем единении вокруг общей Купели Крещения и единой Евхаристической Чаши! Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, совершив в Киеве Божественную литургию в сонме многочисленных представителей Поместных Православных Церквей, произнёс пророческое слово с вершины Лаврского Киево-Печерского холма: " Ни границы, ни пространства, ни воля отдельных людей не властны над великой и непреодолимой силой: над духовным и молитвенным единством святых угодников Божиих, которые оставили нам в наследие единую Церковь Христову " . Возлюбленные отцы, братья и сестры! В эти дни Белорусская Православная Церковь вносит свой вклад в летопись празднования 1020-летия Крещения Руси. И все мы видим и свидетельствуем, что сегодня, как и столетия тому назад, сердца людей согревает надежда и память о том, что Святая Русь – это Дом Пресвятой Богородицы. И никогда Святая Русь не была ограничена этническими межами, национальными территориями или государственными пределами. Равно как и Дом Приснодевы Марии не имеет на земле ни стен, ни ограждений.

http://religare.ru/2_57962.html

Мониторинг СМИ Патриаршие труды Варфоломей I и Алексий II отметили в Киеве 1020-летие крещения Киевской Руси 29.07.2008 10:21 В конце минувшей недели Украина праздновала 1020-летие крещения Киевской Руси. В Киев приехали предстоятели наибольших православных церквей мира, в том числе вселенский патриарх Варфоломей I и патриарх Московский и всея Руси Алексий II. За три дня пребывания в Украине Варфоломей I успел провести службу в Софийском соборе, отслужить панихиду по жертвам голодомора 1932-1933 годов и воскресную литургию на Владимирской горке совместно с Алексием II. Все эти дни их сопровождали корреспонденты Ъ АЛЕКСАНДР ЗВОРСКИЙ и ДАРЬЯ ТРУСОВА. День первый Самолет, доставивший патриарха Константинопольского в Украину, встречали девушки в национальных костюмах и почетный караул Отдельного президентского полка. При посадке пилоты неправильно рассчитали дистанцию и проехали мимо трапа, заставив людей, обслуживавших торжественную встречу, спешно перекладывать ковровую дорожку, а почетный караул – делать несколько шагов назад. Под звуки фанфар Варфоломей I бодро спустился по трапу, трижды поцеловался с Виктором Ющенко и в его сопровождении начал преодолевать красную дорожку, осеняя присутствующих крестным знамением. Поначалу патриарх шел довольно быстро для своего возраста, и президенту пришлось даже придержать его за плечо, когда зазвучал гимн Украины. После того как исполнение гимна завершилось, патриарх, остановившись на несколько секунд перед военнослужащими, обратился к ним на украинском языке: " Приветствую воинов! " Встретить Варфоломея I прибыли председатель оргкомитета по подготовке и празднованию в Украине 1020-летия крещения Руси, первый президент Украины Леонид Кравчук, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Раиса Богатырева, председатель Верховной рады Арсений Яценюк, глава секретариата президента Виктор Балога, министр культуры Василий Вовкун, глава парламентской фракции НУНС Вячеслав Кириленко, предстоятель Украинской православной церкви Московского патриархата митрополит Владимир (Сабодан), а также представители Украинской автокефальной, Украинской грекокатолической и римско-католической церквей. Кроме того, на встрече присутствовали представители других канонических церквей – архиепископ Албанский Анастасий и архиепископ Афинский Иероним.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Была затронута тема празднования 1020-летия Крещения Руси и 300-летия Полтавской битвы. Президент В.А. Ющенко пригласил Святейшего Патриарха Алексия посетить Украину в дни празднования 1020-летия Крещения Руси. Святейший Патриарх поблагодарил Президента за приглашение. Предстоятель Русской Православной Церкви пожелал высокому гостю, чтобы его визит в Москву, участие в саммите СНГ, встречи с государственными деятелями были конструктивными и плодотворными. По завершении встречи состоялась беседа с журналистами, после которой Святейший Патриарх Алексий дал обед в честь Президента Украины. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Выразить благодарность Президенту Украины В.А. Ющенко за приглашение посетить Украину по случаю празднования 1020-летия Крещения Руси. 3. Выразить надежду, что состоявшаяся встреча послужит укреплению отношений дружбы, добрососедства и взаимопонимания между народами наших стран. ЖУРНАЛ 37 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О вызове Преосвященных для присутствия в Священном Синоде на летней сессии 2008 года. ПОСТАНОВИЛИ: Для участия на летней сессии 2008 года вызвать следующих Преосвященных: 1. Митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира; 2. Митрополита Рижского и всея Латвии Александра; 3. Архиепископа Корсунского Иннокентия; 4. Архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна; 5. Архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла. ЖУРНАЛ 38 СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия о благословении на открытие Михаило-Архангельского мужского монастыря в г. Юрьев-Польский Владимирской области и о назначении игумена Афанасия (Селичева) настоятелем обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1) Благословить открытие Михаило-Архангельского мужского монастыря в г. Юрьев-Польский Владимирской области. 2) Назначить игумена Афанасия (Селичева) настоятелем Михаило-Архангельского мужского монастыря г. Юрьев-Польский Владимирской области. СЛУШАЛИ: 2. Прошение Преосвященного Митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия о назначении монахини Елены (Золотухиной) настоятельницей Спасского женского монастыря с. Костомарово Подгоренского района Воронежской области.

http://sedmitza.ru/lib/text/429925/

  разделы   рассылка  распечатать Андрей Золотов Современная Византия в украинской церковной политике Источник:  Риа-Новости Патриархи уехали по домам, киевская полиция доложила, что никто не пострадал, а рабочие разобрали помосты, на которых происходили драматические празднования 1020-летия Крещения Руси в минувшие выходные. В каком же состоянии оставили они российско-украинские церковные и политические отношения, восприятие украинским правительством своего суверенитета, будущее Православия на Украине и в мире? Празднование 1020-летия Крещения Руси в Киеве. Национальная Украинская Православная Церковь, полностью отделенная от Москвы – это идея фикс украинских " строителей нации " с самого момента распада Советского Союза. Для них это недостающая опора в здании украинского суверенитета. Основываясь на более ранних попытках отколоть Церковь на Украине сначала в период Гражданской войны, а потом под немецкой оккупацией, такие группы снова возникли в начале 90-х годов при поддержке националистических движений и первого президента Украины Леонида Кравчука. По крайней мере две такие деноминации – самопровозглашенный Киевский Патриархат и Украинская Автокефальная Православная Церковь – насчитывают сегодня около 5000 приходов вместе взятые, но остаются непризнанными всемирной семьей Православных Церквей, считающих их раскольническими. Однако большинство украинских православных сохранили верность Московскому Патриархату, который предоставил беспрецедентную степень самоуправления Украинской Православной Церкви под омофором патриарха Московского. Эта церковь насчитывает сегодня около 11000 приходов. Но именно ее символическая связь с Москвой, с одной стороны, привлекает к ней многих людей, а с другой стороны вызывает неприятие в разделенном украинском обществе. Этот раскол в украинской Церкви и обществе проявился во время выборов 2004 года, окончившихся " Оранжевой революцией " и снова выплыл на поверхность в минувшие выходные. Странная годовщина 1020-летия Крещения Руси (ну кто бы праздновал, например, 102-ю годовщину чего бы то ни было?) воспринималась в Киеве как " поправка " к чересчур московскому празднованию 1000-летия 20 лет назад. И она породила поистине византийскую интригу. Президент Виктор Ющенко, похоже, так отчаянно желает объединить украинских православных в суверенную Церковь, что он едва не создал еще один раскол не только в Церкви Украины, но и во вселенском православии. Чтобы оттеснить патриарха Московского из центра торжеств, он пригласил и по-царски принял патриарха Константинопольского Варфоломея – преемника византийских патриархов Нового Рима, которые крестили Киев в 988 году, и патриархов Оттоманской империи, которые стояли над киевским престолом, когда современная Украина находилась под польским владычеством с 14-го по 17-й век. Он носит титул Вселенского патриарха и является " первым среди равных " в не очень организованном братстве глав православных Церквей, где границы его полномочий вызывают споры.

http://religare.ru/2_56463.html

Ранее указанного мной времени дееписания, о коих шла речь, не могли появиться, потому что в Андрониковом хрисовуле упоминается скит св. Анны, устроенный, как сказано выше, после 1664 года, а в хрисовуле Романовом, которого начало дословно списано с грамоты Иоанна Палеолога, 1407 года, говорится о странноприимных покоях в Ксиропотаме и о постелях для приходящих поклонников, которые толпами начали являться на Афоне уже в 17 столетии. Ксиропотамцы в числе ктиторов своих считают турецкого султана Селима, и показывают его Хаттишериф, в переводе с турецкого на греческий, пожалованный обители их вскоре по завоевании Египта этим султаном в 1517 году. Подлинного хаттишерифа сего я не видел; да если бы и показали его мне, то я, по незнанию турецкого языка, не понял бы, что тут написано. А греческий перевод приобретён мной. Он до слова сходен со славянским переводом его, помещённым в путешествии Барского, у которого, однако поставлен на нём 1520-й год христианский, тогда как на греческой копии у меня значится год 1020-й, как будто магометанский. Но 1020-й год эгиры соответствует 1611 лету нашей эры. А в это лето и в живых не было султана Селима, скончавшегося в 1520 году. Следовательно, в переводе Хаттишерифа, о котором идёт речь, магометанское летоисчисление заменено христианским, да и оно испорчено переписчиками. Кто-то из них, вместо того, чтобы поставить счёт годов вот так: φκ по рассеянности выпусти буквенную цифру φ, соответствующую пятистам, и написал κ, (1020). С этими двумя буквенными цифрами греческий перевод дошёл до меня: а Барскому в 1744 году по-славянски перевели хаттишериф с такого манускрипта греческого, в котором значился год 1520-й и девятый день месяца марта. Как бы то ни было, но самый хаттишериф Селима, какой передан нам в переводах греческом и славянском, внушает скорее сомнение, чем уверенность в полном и точном соответствии этих переводов турецкому подлиннику, если только он существовал. Моё сомнение в этом очень сильно. Выражаю его. – Ксиропотамский монастырь на Афоне, по словам Хаттишерифа, не за долго до завоевания Египта Селимом в 1517-м году (sic), сгорел до тла.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

При Ярославе Киев стал украшаться храмами. В 1037 году, на месте окончательного поражения в 1036 г. печенегов, где стояла небольшая, несколько раз горевшая, деревянная церковь времен св. кн. Ольги, Ярослав заложил большой каменный храм во имя Софии Премудрости Божией (окончен он около 1045 г.). В соборе этом позднее поставлялись митрополиты и освящалось вступление на престол великих князей. Собор не раз страдал при войнах и нашествиях. В нем сохранилась доселе большая запрестольная мозаичная икона Божией Матери, именуемая «Нерушимая стена». Вблизи Софиевской церкви Ярослав построил две каменные церкви и при них княжеские монастыри мужской – в честь своего Ангела великом. Георгия Победоносца, и женский – в честь Ангела супруги своей муч. Ирины (шведская королевна Индигерда, дочь короля Олофа, во крещении Ирина, в иночестве св. Анна). Митрополит Иларион освятил Георгиевскую церковь 26 ноября (не раньше 1051 г.) и установил праздновать в этот день память Св. Великомученика. Сей праздник существует и в Греции, где был установлен в честь освящения одной из тамошних церквей. Одновременно с закладкой Софиевского собора Ярослав начал ограждать свою расширенную столицу и на земляном валу воздвиг каменную церковь, посвященную Благовещению Пресв. Богородицы. Летописец замечает: «Радость всегда будет граду тому святым благовещением Господним и молитвами св. Богородицы и архангела Гавриила». Второй сын Ярославов Св. Владимир Новгородский (по смерти в 1019 г. брата Илии – старший), родоначальник первых Галицких князей, соорудил в 1052 г. (по древним свед. в 1050 г.) в Новгороде храм св. Софии. Скончался Св. Владимир в 1052 г. Ближайшее потомство Ярослава, часто, в ущерб Руси, враждовавшее между собою, отличалось, вместе с тем, преданностью Церкви, строительством храмов, заботами о монастырях. Братья соперники, Изяслав Киевский и Святослав Черниговский Ярославичи, оба поддерживали Печерскую обитель. Святослав имел у себя полные клети книг и заботился о просвещении. Он закончил строение в Чернигове Спасского собора, заложенного кн. Мстиславом Владимировичем, умершим в 1036 г. Любовью к образованию известны также любимый сын Ярослава, Всеволод, и сын последнего Владимир Мономах (мать его – дочь византийского императора Константина Мономаха).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

– Пасу ли скот, занят ли работой на монастырской молочной ферме или еще где нахожусь при деле, а хоть и в конюшне – книги всегда при мне. Евангелие, Псалтирь или «Жития святых» – только выпала свободная минута, достаю из-за пазухи, а если в поле, то из котомки с хлебом – и читаю... Поэтому и Святая София открыла молодому послушнику свои тайны. Софийский собор о. Павел знал, как свои пять пальцев: «Свято-Софийский собор в городе Новгороде зачали сооружать в 1045 году и закончили в 1052-м. Строили и украшали его цареградские мастера и художники, « церковь сию устроиша весьма прекрасну и превелику». Матерьялом для собора служили булыжные камни, плита и кирпичи разных размеров. Стены собора имеют толщину 1,25 метра. В соборе восемь каменных четвероугольных столбов, на них утверждены верхние своды с куполом. » Несколько страниц занимает в тетрадях о. Павла подробное описание Софийского собора, которое заканчивается указанием местонахождения святых мощей князя Феодора Ярославича († 1232) и святителя Иоанна († 7 сентября 1186). «В юго-западном приделе находятся гробницы строителя собора князя Владимира, умершего в 1052 году и матери его Анны-Ингигерды, умершей в 1050 году, а также в соборе почивают под спудом многие угодники Божии», – добавляет о. Павел. Благоверный князь Владимир Ярославич, создатель Софийского собора, и мать его княгиня Анна, помощница и участница в созидании храма, открыто почивают под сводами собора, память их совершается местно 4 октября и 10 февраля – это одни из самых первых новгородских святых. Вообще древней Руси свойственна семейственная святость, что видно на примере многих княжеских семей, и не только княжеских, но и простолюдинов, из которых вышли такие светочи русского православия, как преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Ярослав с помощью новгородцев отомстил окаянному Святополку за убийство братьев, святых князей Бориса и Глеба, а граждане новгородские за свое мужество получили льготные ярославовы грамоты и право выбирать собственных властителей – то, что в последующие века называлось новгородской вольницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

4. Чтобы во время постов арестанты говели. 5. Чтобы места заключения были снабжены книгами Св. Писания и духовнонравственного содержания, и чтобы воскресные и праздничные дни провождаемы были арестантами в благочестивых чтениях, беседах и молитве. 6. Чтобы обвиненные судом, по объявлении им приговора, немедленно были устраняемы от сообщества с прочими арестантами, дабы духовный отец наедине приготовил их назиданием к достойному принятию Св. Таин и к перенесению заслуженного наказания с Христианскою покорностию и раскаянием. Раздел V. Устав о содержащихся в арестантских ротах Отделение V. О надзоре за исправлением арестантов 1051. Для успеха в исполнении своих обязанностей по надзору за введением и сохранением благонравия в роте, Попечители обращаются к местной духовной власти о назначении Священника в качестве духовного отца и наставника роты. 1052. Утренняя и вечерняя молитва должна быть читаема ежедневно пред всем собранием арестантов. К сему чтению назначаются грамотные арестанты, удостоиваемые сего отличия отцем духовным. 1053. В праздничные дни арестанты посылаются в церковь для слушания Божественной литургии. 1054. Во время Великого поста арестанты Православного исповедания должны говеть. Для безостановочного между тем производства работ они разделяются на семь частей, из коих каждой назначается неделя поста для говенья. Арестанты других Христианских исповеданий также приготовляются к Св. Причастию каждый по правилам своей религии. 1055. Во все праздничные дни, в назначенное для того время, арестанты должны слушать поучения духовного отца роты, или же чтение назначенных им мест из Священного Писания или других назидательных книг, с наблюдением того же порядка, который определен выше сего, в статье 1052, для чтения утренней и вечерней молитвы. Том XIV. Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей (по изд. 1910 г. А.М. Нюренберга) Раздел I. Учреждение мест содержания под стражей Глава IV. УСТАВ ОБЩЕСТВА ПОПЕЧИТЕЛЬНОГО О ТЮРЬМАХ 64. (Ст. 28) Общество Попечительное о Тюрьмах, состоя под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством, имеет предметом занятий своих улучшение как нравственного и физического состояния арестантов, так и мест заключения, и в сих видах получает в свое распоряжение отпускаемые на содержание заключенных и тюрем деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возглас священника: «Молитвами св. отец». Молитва часа, надписанная, как и в 9 часе, именем св. Василия Великого , «Боже и Господи сил», просит Бога Отца, Крестом Его Сына разорвавшего рукописание грехов наших (ср. постный тропарь), и победившего начала и власти тьмы (ср. Пс. 90:6 ), принять наши благодарственные и просительные молитвы, избавить от грехов и врагов, «пригвоздить Своему страху плоть нашу» (из Пс. 118:120 ) до воздержания и от мыслей лукавых, уязвить любовью к Себе души, чтобы, озаряемые светом Его (намек на полдень), мы приносили Ему непрестанное (не по часам только) исповедание и благодарение. История часа Псалмы 6-го часа уже в древнейших рукописных Часословах совпадают с нынешними. Точно так же и постные тропари по псалмах. Только в самом древн. Синайск. Часосл. 863 VIII-IX в. тропарь этот хотя близок по тексту к нынешнему, но обширнее; на Славу полагается другой тропарь по дню недели. Часосл. Имп. Публ. б. 57 и Софийск. при СПб. Ак. 1052 XIII в. указывают для субботы тропари: «Апостоли, пророцы, мученицы», и «Помяни, Господи, яко благ». Тропарей по Трисвятом в нек. Часосл. нет (в тех, что и для других часов). Часосл. Моск. Типогр. б. 46 XIV в. и 48 XV в. не имеют второго тропаря; Синайск. 865 XII в. не указывает для среды и пятницы особого Богородична «Препрославлена еси». Заключительной молитвы некоторые не имеют (те, что и для других часов); Афоно-Ватопедск. 350 XV в. имеет краткую, близкую к постному тропарю, как и на других часах; Типогр. 46 и 48 – две молитвы «Господи Боже наш, Иже в пол дне сподобивый прейти» и «Христе Боже наш, Иже нашего ради осужения»; Синайск. 12 XII-XIII и Публ. 57 XIII в. тоже две: вторую из указанных и «Господи вышьи всех и всех ради»; в Соф. 1052 одна первая из Типогр.; Синайск. 870 XIII в. – нынешняя; Хлудовск. 123 XV в. о молитвах междочасия замечает, что если междочасия нет, они читаются на часе (так и для других часов) 2746 . Изменяемые части Литургии (воскресной) Литургия настолько священная, «божественная» служба, что Православная Церковь не решается менять ее и для таких великих праздников, как Пасха. Она достаточно радостна и в своем обыкновенном виде для всех праздников, почему в пост совершенно отменяется. В этих отношениях она отражает на себе неизменность и всеблаженство Божии. Но все это имеет силу только для важнейшей части литургии, для «канона» ее, где она становится таинством Евхаристии. Только здесь Православная Церковь , в противоположность Римско-католической, не решается ни для какого праздника изменить хотя бы одно слово. В окружающих же эту священнейшую часть молитвословиях, в подготовительной и заключительной части литургии, приспособление к памятям дня допускается и, можно сказать, растет по мере отдаления этих частей от «канона». Ввиду этого начало литургии совершенно различно, не считая ектений, одинаковых у нее и с другими службами, для будней, для праздников средних и великих. Изобразительные

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010