Трулльский Собор, оставивший 102 правила (больше, чем все Вселенские Соборы вместе), имел важное значение в истории канонического богословия Православной Церкви. Можно сказать, что отцами Собора было завершено составление основного свода действующих источников православного церковного права. Перечислив в хронологическом порядке принимаемые Церковью каноны святых Апостолов, Святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов, Трулльский Собор постановил: «Никому да не будет позволено вышеозначенные правила изменять, или отменять, или, кроме предложенных, принимать другие, с подложными надписаниями» [второе правило Шестого Вселенского (Трулльского) Собора]. Церковные каноны , освященные авторитетом Шести Вселенских Соборов (правила Седьмого Вселенского Собора 787 года, а также Поместных Константинопольских Соборов 861 и 879 годов были добавлены к ним позже, при святом Патриархе Фотии), легли в основу Кормчей книги (Синтагмы и Номоканона 14 титулов) и выражают в своей совокупности благодатную каноническую норму, обязательную на все время для руководствования в церковной жизни всех Поместных Православных Церквей. Новые исторические условия могут приводить к изменению тех или иных особенностей внешнего проявления жизни Церкви, что влечет за собой необходимость творческой канонической деятельности соборного разума Церкви по приведению внешних норм церковной жизни в соответствие с историческими обстоятельствами. Подробности канонической регламентации не одинаково воплощаются в жизни для разных эпох церковного Домостроительства. Но и при всяком вынужденном отступлении от буквы канона или дополнении и развитии его Церковь вновь и вновь обращается за вразумлением и руководством к вечному наследию Святых Вселенских Соборов – неоскудевающей сокровищнице догматической и канонической истины. Вселенскими каноническими нормами руководствовалась и неизменно руководствуется в своем спасительном делании и Русская Православная Церковь . Литература: 1 . Деяния Вселенских Соборов. Т. 1–6, Казань. Т. 1, 1887; т. 2, 1892; т. 3, 1879; т. 4, 1878; т. 5, 1889; т. 6, 1882.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Стб. 75-78. 4). В состав новгородской Синодальной Кормчей кон. XIII в. (ГИМ. Син. 132) вошел старший список святительского поучения новопоставленному священнику, возможно, имеющего новгородское происхождение (ПДРКП. Стб. 101-110. 7). В поучении (архи-)епископ призывает священника избегать соблазнов мирской жизни и наставляет, как он должен служить в порученной ему церкви. В тот же офиц. пергаменный сборник церковных правил Софийского дома вошли постановления церковного Собора, созванного митр. Киевским свт. Кириллом II в 1273 г., скорее всего во Владимире, с участием архиеп. Новгородского Далмата. На Соборе осуждены некоторые богослужебные и фольклорные обычаи, имевшие место в Новгородской епархии: неправильное миропомазание и обливательное крещение (прав. 2), исполнение священнических функций диаконами (совершение проскомидии) (прав. 4), пьянство священников в постные дни «от светлыя недели верьбныя до всех святых» (прав. 5); в 7-м прав. осуждались народные обычаи «в пределех новгородьскых» водить невест к воде, в 8-м - празднества в субботние вечера с играми и плясками, в которых «бестудно» принимают участие и мужчины и женщины. Возможно, к Новгородской епархии имели отношение также и 3-е прав., запрещающее ритуальные бои между горожанами в дни церковных праздников и отпевание погибших в таких боях, а также 6-е, направленное против расширительного понимания функций непоставленных низших церковнослужителей (эти правила имеют параллели в новгородской церковно-учительной лит-ре). Самое обширное, 1-е прав. предусматривало отлучение от Церкви за продажу церковного сана (симонию), но вводило заимствованную из визант. имп. законодательства норму сбора с кандидатов по 7 гривен за поставление во священники и диаконы в пользу соборного клироса; кроме того, правило предусматривало тщательный отбор кандидатов в священство и непоставление их ранее определенных канонами возрастов (ПДРКП. Стб. 83-102. 6; см. также: Печников. 2009). Архиеп. Иоанн (Стухин) в кон. 1410-1411 г. составил 2 документа («Благословение архиепископа новгороцкаго Иоанна к христианам святыа Софиа» и «Указ о проскурьнисании святым трем исповедником Гурию, Самону и Авиву» - изд.: Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 3. С. 457; ПДРКП. Стб. 305-308. 36). В них он постановил совершать вместо традиц. крестоцелования процедуру «Божьего суда» при решении судебных дел в новопостроенном приделе Софийского собора во имя 3 исповедников, к-рый называется в летописях «чудотворным» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 411; НПЛ. 1950. С. 403; ср.: ПСРЛ. Т. 42. С. 173). В этих действиях Новгородского владыки просматривается стремление взять обычай «Божьего суда» под контроль архиепископии. В города епархии с этой целью посылали иконы святых Гурия, Самона и Авива.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

100–102. 108. 110. 236–268). Патриарх есть духовный отец и владыка царя по церковным делам (стр. 24. 28). Однако же царь занимает высокое положение в отношении церкви и церковного управления. Он есть поборник благочестия и церковного порядка (48. 54), охранитель прав и преимуществ церкви (стр. 82), поборник и защитник церкви (268. 276), блюститель божественных законов и правил (268). В виду этого патриарх делает свои распоряжения по отношении в русской церкви после предварительного соглашения с царем (стр. 48. 54. 68. 82. 266–268. 280). В некоторых делах, именно в определении иерархической градации епископий и в определении границе митрополий и епископий преимущественное влияние принадлежало византийскому царю. Поэтому и русские князья по такого рода делам обращались к Константинопольскому царю, а он отвечал грамотами. Но и царь в таких делах делал свои распоряжения по соглашению с патриархом и его Синодом (стр. 16–20. 22–24. 26–40. 272). 39. Источники церковного права местно-русского происхождения Соборных постановлений из древнего периода русской церкви сохранилось очень немного. Почти единственный пример этого мы видим в постановлениях Владимирского собора 1274 года. Собор этот был созван для постановления Владимирского епископа Серапиона. Председатель собора митрополит Кирилл II воспользовался этим удобным случаем, чтобы обратить внимание собравшихся епископов на разные неустройства в русской церкви, происшедшие от разных причин – от нерадения священников, невнимания епископов, от нашествия варваров на русскую землю и наконец от малоизвестности церковных правил. Чтобы уничтожить последнее неблагоприятное обстоятельство, митрополит Кирилл II еще за несколько лет до собора обратился к Болгарскому владетелю Святиславу с просьбой выслать экземпляр употреблявшейся там Кормчей и получил список ее, содержащий правила по краткому тексту и с толкованиями Аристина. Предъявивши этот экземпляр Кормчей собору епископов, митрополит Кирилл II рекомендовал епископам списать копии с него и руководствоваться церковными правилами на практике, выставлял на вид, что после этого уже нельзя будет епископам и священникам ссылаться на неизвестность церковных правил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

265 Пергам. Рки. Синод. Библ. N 330 XII. в. Из сей рукописи видно, что устав сей имел церковное употребление, но ничто не свидетельствует, чтобы он переведён был для Богородичного Новгородского монастыря. Первых листов в сей рукописи не достаёт, но видно, что первая половина сей рукописи содержит общий церковный устав студийский. Заглавие нами выписанное относится ко второй части книги. В конце рукописи начата статья: о останцех церковных, – но не кончена. В рукописной кормчей Московской Д. Академии N 54, принадлежащей к XV в. статья эта встречается вполне, под заглавием: Преподобнаго Отца Феодора Игумена Студийского о останцех церковных канон. В ней излагаются наказания за нарушение устава церковного. 266 Преподобного Отца Феодора, игумена Студийского, о останцех церковных канон. Ркп. М. Д. A. N 54. 267 «Первое речем о исходящем из мира в монастырь: лепо есть первее в искусе. быти». Кирил. Typ. Сказ. о Черн. чину. В Нам. Слов. XII в. 102. 268 Хитон у нас, в начале, назывался свитою, власяницею, потому что был шерстяной. Кирилл Туровский называет его «кодманом». Ряса едва ли означала особую одежду; вероятно, она была общим названием облачения новоначальных иноков. См. Gloss. med. et intim. Græcit, Ducange sub voce ρσον. Tom. II. p. 1284. 269 Palladius in Hist. Lavsaica p. 38. κουκολλια ατος τπωσεν μαλλα, ς παιδοις, ν ος κα καυστερς τινας σταυρο δι πορφυρου κλευσε τοτοις ντθεσθαι – Cyrillus Scythopolitanus in S. Emhymio num. 139. κει δ μοι κα κουκολιον τι μλαν, κα μλλου πληρς πικεσθαι μου τ κεφαλ. 270 S Nilus lib. 2 Epist. 215. ο μν μοναχο στολιζμενοι π το ριστερο ναβλλονται μου, γυμνοντες λον τ ενυμον μρος. Ο δ φοροντες κοσμικο τς χλανδας τ δξιον μρος το οματος τος πσι φανερ κατιστσιν. 272 Тожество аналава с парамандом видно из слов Кассиана. Cassiani lib. 1. Instit cap. 6. de Monachis: gestiunt resticulas daplices laneo plexas, quas Græci ναλβους vocant, nos vero succinctoria, seu redimicula, vel proprie rebrachiatoria possumus appellare... Scapulare descendens per summum cervicis, et e lateribus colli divisum, utrarumque alarum sinus ambit, alque hinc inde succindit, ut constringens latitudinem vestimenti ad corpus contrahat, atque coniungat, et, ita constrictis brachiis, ad omne opus expediti monachi redduntur. Симеон Фессалонитский говорит, что аналав, сделанный крестообразно напереди и назади, представляет образ креста и самый крест. Goar. Evchol. p. 519. Слич. Doroth. doctr. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Далее о. Константин приводит слова св. Никодима о том, что грех причиняет тройной вред и самому грешнику: это потеря сверхъестественной благодати; к потере вечного райского блаженства; к наследованию вечной муки и неугасимого огня .  Здесь наш особый интерес привлекло то, что в опровержение тезиса о западном влиянии на Святогорца Караисаридис, сам, видимо, не зная того, приводит одно из мест «Руководства», где преподобный Никодим почти цитирует Paolo Segneri (!). Последний на протяжении нескольких страниц «Руководства кающемуся» рассуждает о множественном вреде, который грех причиняет грешнику . Удивительное совпадение и самоопровержение! Резким диссонансом с приведенными мнениями, а также доводами о. Георгия Металлиноса, о которых мы поговорим ниже, звучит оценка обсуждаемой проблемы со стороны протопресвитера Василия Каллиакманиса. В своей работе «Удовлетворение божественному правосудию в новогреческом богословии» он признает влияние на труды преподобного Никодима богословия Ансельма Кентерберийского. О. Василий разделяет богословский и антропологический уровень учения об удовлетворении. В «Руководстве» Святогорца присутствуют оба уровня. Каллиакманис воспринимает рассуждения о величии греха и безмерной хуле и ущербу, который он причиняет Богу, не в русле выражений, понятных народу, как это любит объяснять о. Георгий Металлинос, а в самом прямом смысле, который имел в виду автор «Руководства». О. Василий удивляется, почему преподобный Никодим «не делает ударения на терапевтическом характере епитимий», несмотря на то, что 102-е правило Трулльского собора, говорящее о том, что епитимья призвана прежде всего исцелить грешника, находится в «Кормчей» , составителем которой был он сам! Напротив, после слов о характере греха и епитимий он отсылает к Августину, а также к предшествовавшим «богословам» – Георгию Корессию и Гавриилу Филадельфийскому, испытавшим на себе влияние западного богословия . Появление схоластического богословия об удовлетворении божественного правосудия на православном Востоке Каллиакманис связывает с «выпуском и обоснованием индульгенций восточными патриархами» .

http://bogoslov.ru/article/5632460

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЯ (в миру Елена, в схиме Евпраксия; ок. 1348 - ок. 1405), мон., серб. гос. деятель, церковная писательница и вышивальщица. Близкая родственница серб. царской семьи: ее отец Воихна был двоюродным братом царя Стефана Душана , имел придворный титул кесаря (полученный от Душана или от Уроша), управлял областью с центром в г. Драма в Вост. Македонии. Монашеское имя матери Е. также Евфимия. Е. была хорошо образованна, знала греч. язык, обладала лит. способностями и художественным вкусом. Не позднее 1367 г. она вышла замуж за серб. деспота Иоанна Углешу (см. ст. Мрнявчевичи ). Единственный их ребенок, сын Углеша, умер в детстве (между 1368 и 1371?) и был похоронен в афонском мон-ре Хиландар в гробнице деда по матери. В память о сыне, могилу к-рого она не могла посетить, Е. написала молитву-эпитафию, исполненную любви и скорби. Текст молитвы был вырезан на внешних сторонах серебряной с золотом иконы-складня, украшенной драгоценными камнями и жемчугом, к-рой Серрский митрополит благословил ее сына при крещении. Складень был вложен в Хиландар, в ризнице к-рого хранится в наст. время (см.: Θησαυρο το Αϒου Ορος. Θεσσαλονκη, 1997. Σ. 349-351. Ν 9.25; Манастир Хиландар/Приред. Г. Београд, 1998. С. 340). Вместе с мужем Е. делала вклады в мон-ри, прежде всего афонские (см.: Д. Св. Гора под српском (1345-1371). Београд, 1990. С. 129, 132-133, 153-154, 175). В 1370/71 г., вероятно по заказу Е. («деспотицы Елены»), была переписана Псалтирь, о чем известно из копии тайнописной записи писца, сохранившейся на Сараевском списке Кормчей серб. редакции ( 1942. С. 16-19, 79-87; ср.: Троицки С. Како треба издати Светосавску Kpмчujy: (Номоканон са тумаченьима)//ССКА, 1952. Т. 102. С. 51-59). После гибели мужа в сент. 1371 г. в битве с тур. войском на р. Марица Е. приняла постриг и переселилась из г. Серры, занятого византийцами, в Крушевац, ко двору кн. Лазаря , т. к. была родственницей его жены Милицы . В 1389 г. кн. Лазарь погиб в битве с турками на Косовом поле, и Е. стала главной советницей княгини-вдовы, к-рая до 1393 г. была регентшей при малолетних сыновьях. Константин Костенечский , живший в 1-й четв. XV в. при дворе деспота Стефана Лазаревича , писал о Е.: «Сия убо в многыих глаголаниих же и вещех мудрейшия сущи, юже приснопомнимая (Милица.- Авт.) якоже стльп некый и помощь вьменяаше» ( В. Константин Философ и Живот Стефана деспота српскога//ГСУД. 1875. 42. С. 267). Не исключено, что Е. участвовала в переговорах с султаном Баязидом в 1389 г. о заключении мира. При дворе она играла заметную роль и после совершеннолетия (ок. 1393) кн. Стефана (с 1402 деспот). Е. и принявшая монашество кнг. Милица вместе жили сначала в мон-ре Жупаневац, затем в мон-ре Любостиня .

http://pravenc.ru/text/187809.html

23 Летописцы передают нам, впрочем, несколько фактов подобного рода и из более раннего периода времени: так, митрополит Леонтий еретика Адриана в темницу послал; митрополит Никита Дмитра заточил в Синелец. Не говорим уже о суде над ростовским епископом Феодором. Лаврент. под 6677; Никоновск. стр. 152. Ипатиевск. лет. стр. 102. 25 Прод. Древн. росс. Вивлиоф. г. XIV, стр. 134–135. Грешного инока Иосифа сказание о новоявившейся ереси новгородских еретиков и отступников. 28 Здесь, очевидно, имется в виду 1Кор. 5, 5 ; но Апостол здесь вовсе не говорит ни о каких градских судиях, а предает кровосмесника сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Гсопода нашего Иисуса Христа. 29 См. также Калачова: «О значении Кормчей в системе древнего русского права» в прилож. стр. 75. Москва 1850 г. В напечатанных здесь так называемых «статьях о святительских судах», явившихся в 1700 г. при патриархе Адриане, проводится тот же взгляд, что и в грамоте Филарета. 36 Сравн. Знаменского. Приходное духовенство на Руси до Петра великого (Прав обозр. 1866 г. февр. стр. 346): «светская власть отовсюду проникала в церковную сферу. Этому способствовало само духовенство, постоянно обращаясь к ней за помощью и развивая ее в нравственно-религиозном духе». 37 См. напр. А. И. т. V, 75. Отцам, собравшимся на собор, царь Феодор Алексеевич говорит, что, по дошедшим, до него слухам, «многие неразумные человецы, оставльше святую Церковь , учинили в домех своих мольбища и собрився чинят чюже христианству, а на святую Церковь износят страшныя хулы, чего по тонку и исписати невозможно». Собор отвечает: «аще отцу твоему... патриарх с архиереими доносил об этих развратниках, которые по многому архиерейскому учению и прошению упорно стояли в своем упрямстве, и великий государь царь Алексей Михайлович, ревнуя по Господе Бозе и обороняючи матерь свою св. Церковь , указал тех врагов отсылать ко градскому суду». И в настоящий раз патриарх Иоаким со всем собором просит царя Федора Алексеевича отсылать их ко градскому же суду, и по своему государеву рассмотрению, кто чего достоин, указ чинить, и о том воеводам и приказным людем, в городы и в селы, которые ныне есть на воеводствах, послать грамоты, а впредь всем воеводам и приказным писати наказы, чтоб то дело было под его государевым страхом в твердости, и т. д. Сравн. также А. И. т. I, 161. Здесь подобная же мысль высказана гораздо ранее Иваном IV-м, по поводу вызова Максима Грека на собор. «Тем же убо умыслих сице», пишет царь Максиму, «да соберутся вси, елицы сущии обретаются под областию моею архиепископы и епископи, архимандриты и игумены и черноризцы… яко истрыют трьнье сие из чистыя пшеницы и будут поспешницы святым вселенским седьми соборам». Эта же самая мысль проходит через все вопросы царя Ивана IV, предложенные Стоглавому собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Правила св. оо. с толков., изд. Моск. Общ. Люб. Дух. Просв., стр. 312. М. 1884). Но, разумеется, они должны были, подобно второбрачным пройти известный путь покаяния, продолжительность которого увеличивалась „по соразмерности»: во времена св. Василия В. троебрачных отлучали на три, а иногда и на четыре года, сам же он, следуя также обычаю и примеру предшественников, находил справедливым назначать в этом случае пятилетний срок эпитимии (т. е. высшую норму, откуда следует заключить, что и для второбрачных, „по соразмерности», нормою покаяния признавалась им двухлетняя, а не одногодичная эпитимия). При этом отбывающие покаяние в первые два или три года допускались лишь к слушанию Писаний, а потом и к стоянию с верными во все продолжение церковной службы, только без права „приобщения святыни» (пр. 4). Последние замечания указывают на важную перемену, происшедшую в пенитенциальной практике по брачным делам со времени Лаодикийского Собора: лица, подвергаемые эпитимии за вступление в третий и второй брак, ставятся в определённые разряды кающихся и проходят определённые ступени публичного покаяния (stationes poenitentiales, – о них см. у проф. Суворова Я. С. Объем дисциплинарного суда и юрисдикции в период Вселенских Соборов, изд. 2-е, стр. 122–126, М. 1906; ср. проф. С.И.Смирнова – Духовный Отец в древней Восточной Церкви, ч. 1, стр. 249, Серг. Пос. 1906). Нужно, впрочем, заметить, что все эти канонические определения о продолжительности церковного покаяния второбрачных и троебрачных, как и все вообще указания касательно сроков и самого состава епитимии, не отличались характером безусловной обязательности и имели скорее руководственное, чем обязательное значение, подвергаясь сокращениям в силу общего права диспенсации по вниманию к душевному настроению кающегося и ещё больше – к изменившимся требованиям жизни (см. подробное разъяснение этого в 102 др. трул. соб. и в номоканоне, носящем на себе имя п. Иоанна Постника , – проф. А. С. Павлов , Номоканон при Большом Требнике, изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

   Господь да управит житие твое! Спасайся и о мне, грешном, вспоминай.    Ваш доброжелатель, Тихон епископ.    Ты желал иметь краткое понятие о Вселенских Соборах Святых Отцов. Вот при сем тебе сокращенное и достаточное изображение (в таблице) всего нужнейшего для знания о них, а правила их читай в Кормчей.    Все это найдешь явственно в следующих начертаниях. Знай же, что в третьем столбце сверху написаны имена пап, а внизу под ними — имена местоблюстителей их.     Примечание. «Пятый и шестой Собор правил не излагали. Для сего то был Собор в Трулле, и назван он был пято-шестым, при царствовании Иустиниана Ринотмита, в присутствии Василия, митрополита Критского, местоблюстителя папского, и при Павле, патриархе Константинопольском. Собор сей изложил правил 102, Отцов же было 227».     До этого места — перевод о Соборах.    Читай и почитай правила сих Соборов, а кроме того, и поместных, которые все принимает Православная наша Церковь, одно в научение, другое же к сведению о состоянии первенствовавшей Церкви.    Обычай Соборов уставлен был самими апостолами (см. Деян гл. 15). Они решили распри Церкви запечатлением благоговения достойных слов: «угодно Святому Духу и нам» Деян 15:28). Спаситель им обещал Сего Духа и дал власть сию (см. Ин 14:16, 26; 16:13; Мф 18:20; 28:19—20). Здесь сказал Христос, что с учениками Своими «будет до скончания века» (Мф 28:20). А проповедники, апостолы, сами давно как проповедь, так и обетования сии по наследству оставили Церкви и Отцам (1 Кор 12:3, 28; Еф 4:7; Деян 20:28). Благочестивому и добродетельному все, заповеданное в пра­вилах святых, служит на пользу. Ибо само «бла­гочестие», — по слову апостола, — «на все полез­но»(1 Тим 4:8).    Спасайся!    Из письма твоего вижу я, что на тебя напало уныние. Люта эта страсть, с которою христианам, хотящим спастись, много бороться надобно. Она и тех людей борет, которые хлеб и прочее все готовое имеют, а особенно тех, которые живут в уединении. Советую же тебе делать следующее:    1) Побуждать себя и нудить к молитве и ко всякому доброму делу, хотя и не хочется. Как ленивую лошадь люди плетью гонят и побуждают идти и бежать, так нам должно убеждать себя ко всякому делу, а особенно к молитве. Видя таковой труд и старание, Господь подаст охоту и усердие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Козьмодемьянское Духовное Правление 27 Марта того же года постановило: «новокрещена Дмитриева, на основании Кормчей книги, поместного собора, иже в Кареагене, 8 правила и толкования его, подвергнуть церковной эпитимии на 7 лет, которую и исполнить ему чрез один год в Чебоксарском Троицком монастыре и под смотрением искусного иеромонаха следующим образом: приходить ему каждодневно к службе Божией в церковь и приносить Господу Богу с сокрушенным сердцем чистосердечно в том грехе раскаяние, и об отпущении греха усердные молитвы, с полаганием в каждые сутки, кроме воскресных и праздничных дней, по сту земных поклонов, разделяя оные по службам, пищу ж ему иметь от монастыря умеренную, а в среду и пяток один хлеб с водою; в посты же его исповедывать, но до причастия Св. Таин, кроме смертного случая, не допущать..., остальное-ж сей эпитимии время исполнить ему при приходской церкви, под смотрением духовного его отца, которому, смотря на плоды его покаяния, в уменьшении той эпитимии и сподоблении причастия святых таин поступить сообразно 102-му правилу VI Вселенского собора и указу 1780 года Марта 26 числа». Это решение было препровождено в Казанскую Духовную Консисторию. Последняя изменила решение Духовного Правления. Именно она постановила 22 Мая 1819 г.: «хотя по силе поместного собора Анкирского 8 правила надлежало новокрещена Дмитриева за идолопоклонство на годичное покаяние послать в монастырь и два года под надзором приходского священника, но как на основании 1740 года Сентября 11 дня указа велено новокрещеным, яко младенцам в вере, во всех подобных случаях делать всякое снисхождение, то не отлучая его от дома, велеть во все воскресные и праздничные дни в продолжении года ходить ему в церковь и под присмотром приходского священника при каждом священнослужении класть по 50 земных поклонов, которому и предписать указом с тем, чтоб он всячески внушал ему мерзость идолослужежения и поучал догматам хриетианской веры» 1216 . В 1820 г. несколько человек, крещеных из черемис, деревни Малых Карамыс, Царевококшайского уезда, совершили жертвоприношение по языческому обряду.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010