Дан.11:25 . Потом воз­будит силы свои и дух свой с многочислен­ным войском про­тив царя южного, и южный царь выступит на войну с великим и еще более сильным войском, но не усто­ит, по­тому что будет про­тив него ковар­с­т­во­. Дан.11:26 . Даже участ­ники трапезы его по­губят его, и войско его разо­льет­ся, и падет много убитых. Дан.11:27 . У обо­их царей сих на сердце будет ковар­с­т­во­, и за одним столом будут говорить ложь, но успеха не будет, по­тому что конец еще отложен до време­ни. Замыслы Антиоха «царствовать над обоими царствами» ( 1Мак.1:16 ) и предпринятый им с этою целью поход против Египта не увенчались, впрочем, успехом: он с награбленной добычею возвратился в Сирию. Дан.11:28 . И отправит­ся он в землю свою с великим богат­с­т­во­м и враждебным намере­нием про­тив святаго завета, и он исполнит его, и воз­вратит­ся в свою землю. Раздраженный этой неудачей, Антиох вознаградил себя за счет Иудеи. С сильным войском он вступил в Иерусалим, вошел в храм и забрал оттуда золотой жертвенник, храмовые сосуды и все принадлежности храма, снял его наружные украшения, захватил золото, серебро и все сокровища, какие только нашел в святилище, и с этой добычей вернулся в свою столицу ( 1Мак.1:20–24 ). Дан.11:29 . В назначен­ное время опять пойдет он на юг; но по­следний поход не такой будет, как пре­жний, Дан.11:30 . ибо в одно время с ним при­дут корабли Киттимские; и он упадет духом, и воз­вратит­ся, и озлобит­ся на святый завет, и исполнит свое намере­ние, и опять войдет в соглаше­ние с отступниками от святаго завета. Дан.11:31 . И по­ставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и пре­кратит ежедневную жертву, и по­ставит мерзость запусте­ния. Вскоре Антиох вновь двинулся против Египта ( 2Мак.5:1 ), но этот поход был неудачен: прибывшие в одно с ним время римские легаты потребовали от Антиоха удаления от пределов друзей римского народа. По рассказу Ливия и Юстина, начальник римского флота ( «корабли Киттимские») Попилий Лен, встретившись с Антиохом в четырех милях от Александрии, начертил около него круг и сказал: «ты не выйдешь отсюда, пока не дашь слова, что оставишь Египет». Антиох оставил Египет, но свою неудачу выместил на Иудеях: грабил и сжигал их города, забирал скот и т. д. ( 1Мак.1:29–32 ); вошел в соглашение с «отступниками от святого завета», которые сами «соединились с язычниками и продались, чтобы делать зло» ( 1Мак.1:11–15 ); поселил в Иерусалиме «часть войска», которая «проливала вокруг святилища непо винную кровь» и всячески оскверняла святое место ( 1Мак.1:33–37 ; 2Мак.6:4–5 ), и, наконец, прекратив ежедневное богослужение, поставил в храме Иерусалимском статую Юпитера Олимпийского, да и самый Храм назвал храмом этого бога ( 1Мак.1:54 ; 2Мак.6:2 ). Дан.11:32 . Поступа­ю­щих нечестиво про­тив завета он при­влечет к себе лестью; но люди, чтущие своего Бога, усилят­ся и будут дей­с­т­во­­вать.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Например, Иуда Маккавей с воинами, возвратившись из трудного похода, «взошли на гору Сион с весельем и радостью и принесли всесожжения» ( 1Мак.5:54 ); также иудеи, после поражения и преследования Кестия, «с победными песнями возвращались к столице» (Война II.19:8). Эти факты с новой подробностью иллюстрируют собой то положение, что и национально-политическая жизнь иудейского народа тесно была связана с храмом иерусалимским. То же сознание иудеями тесной связи между храмом и национально-политическою жизнью народа проявляется и в таких случаях жизни иудейского народа, когда такое или иное состояние храма отражалось соответствующим образом и на настроении общественно-государственной жизни иудейского народа, и наоборот. Всякие торжественные моменты в истории храма наполняют глубокою радостью и торжеством сердца иудеев, и наоборот, какое-либо несчастие с храмом повергает весь народ в печаль, уныние, скорбь, траур. Так, обновление и очищение храма при Иуде Маккавее было для евреев радостным и торжественным событием. После принесения жертв на новоустроенном жертвеннике, «весь народ падал на лице свое, и молились и воссылали благодарение на небо Благопоспешившему им... Так совершали обновление жертвенника восемь дней с веселием». И была весьма великая радость в народе»... ( 1Мак.4:55 , 1Мак.4:56 , 1Мак.4:58 срв. 2Мак.10:6 , 2Мак.10:8 , Дpebhocm.XII.7:7). Подобно сему, чрезвычайно радовались и торжествовали иудеи, когда окончилось неудачно намерение Никанора «храм Божий сравнять с землей, раскопать жертвенник и воздвигнуть здесь храм Дионису» (2Макк.14:33); обрадованные этим событием, «все, обращаясь к небу, прославляли явившего помощь Господа и говорили: «благословен Сохранивши неоскверненным место Свое!»... ( 2Мак.15:34 ). События эти были настолько важны в глазах иудеев, что в память их установлены были особые праздники. «И установил Иуда и братья его и все собрание Израиля, чтобы дни обновления жертвенника празднуемы были с веселием и радостью в свое время, каждый год восемь дней»... ( 1Мак.4:59 ). Точно также «всеобщим приговором определили: никогда не оставлять без торжества день сей (поражения Никанора), чтить же празднеством тринадцатый день двенадцатого месяца»... ( 2Мак.15:36 ). Таким же веселием и радостью исполнены были иудеи, когда произошло окончание перестройки храма, предпринятой Иродом; «когда храм за один год и шесть месяцев отстроен был священниками, то весь народ преисполнился радости, и приносили Богу благодарение, во-первых, за быстроту (работы), затем, и за усердие царя, празднуя и торжествуя перестройку (храма)» (Древн. XV.11:6).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Глава V Кровопролитие в Иерусалиме, произведенное Иасоном, и постыдный конец жизни этого беззаконника ( 2Мак.5:1–10 ). Неистовства Антиоха в Иерусалиме (ср. 1Мак.1:16–28 ) ( 2Мак.5:11–20 ). Угнетение народа жестокими приставниками Антиоха ( 2Мак.5:21–27 ). 2Мак.5:1 Около этого времени Антиох предпринял другой поход в Египет. О походе Антиоха в Египет – ср. 1Мак.1:17 и д. 2Мак.5:2–3 Случилось, что над всем городом почти в продолжение сорока дней являлись в воздухе носившиеся всадники в золотых одеждах и наподобие воинов вооруженные копьями, и стройные отряды конницы, и нападения и отступления с обеих сторон, обращение щитов, множество копьев и взмахи мечей, бросание стрел и блеск золотых доспехов и всякого рода вооружения. О подобном небесном явлении повествует Иосиф Флавий («О войне Иуд.» VI, 5, 3) перед последнею Иудейскою войною и разрушением Иерусалима, что подтверждает также другой, языческий, писатель Тацит (Hist. V, 3: visae per coelum concurrere acies, rutilantia arma, et subito nubium igne collucere templum). Было ли такое небесное явление, – которое народная фантазия толкует, как предзнаменование тяжких войн и политических бедствий, – чистым плодом возбужденной силы воображения, или действительно представляет результат какой-то необъяснимой связи между небом и землею, между высшим духовным миром и низшим, материальным, – это, при ограниченности наших знаний, остается недоступно окончательному объяснению. 2Мак.5:4 Почему все молились, чтобы это явление было ко благу. «Все молились, чтобы это явление было ко благу…», т. е. к победе Иудейского народа, так как оно во всяком случае возвещало войну. 2Мак.5:5 Когда потом разнесся ложный слух, будто Антиох умер, Иасон, собрав не менее тысячи мужей, сделал внезапное нападение на город; когда они взошли на стену и наконец город был взят, Менелай убежал в крепость. Иасон пользуется для нападения на Менелая слухом о смерти Антиоха – естественно потому, что в этом Антиохе была вся опора Менелая. Взятие города только одной тысячей человек является вполне возможным при том условии, что нападение было внезапное, а также ввиду того, что Иасон имел в самом городе немало сторонников, которые много помогали ему в этом деле, по представлении Флавия (Арх XIII, 5, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Замыслы эти, впрочем, не увенчались успехом и Антиох с громадною награбленною только добычею должен был возвратиться в Сирию ( Дан. 11:25–28 ). Желая вознаградить себя за счет Иудеи, он с сильным войском вступил в Иерусалим, вошел в храм и забрал оттуда золотой жертвенник, светильник, храмовые сосуды и все принадлежности храма, снял золотые украшения, бывшие снаружи храма, захватил золото, серебро и все сокровища, какие только нашел в святилище, и с этою добычею возвратился в свою столицу ( 1Мак. 1:20–24 .– Дан. 11:28 ). Вскоре коварный царь двинулся с войском опять против Египта ( 2Мак. 5 :l), но этот поход его был неудачен: прибывшие в одно время с ним римские легаты потребовали от Антиоха удаления от пределов друзей римского народа ( Дан. 11:29–30 ). Озлобленный Антиох должен был возвратиться домой и стал вымещать свою неудачу на иудеях: грабил города и сжигал их, забирал скот и т. д. ( 1Мак. 1:29–32 ); вошел в соглашение с «отступниками от святого завета», которые сами «соединились с язычниками и продались, чтобы делать зло» ( 1Мак. 1:11–15 ); поселил во «граде Давидове» «часть войска» своего, которая «проливала вокруг святилища невинную кровь», всячески оскверняла святое место ( 1Мак. 1:33–37 ; 2Мак. 6:4–5 ); наконец, поставил во храме иерусалимском статую Юпитера Олимпийского с жертвенником, да и сам храм иудейский назвал храмом этого бога языческого ( 1Мак. 1:54 ; 2Мак. 6:2 . – Дан. 11:30–31 ). Лестью и хитростью Антиох привлек к себе вышедших из среды Израиля «сынов беззаконных», которые вступали в союз с язычниками и других убеждали к тому, строили у себя языческие школы, вводили языческие обряды, отступая от закона Моисеева, приносили жертву идолам в т. д. ( 1Мак. 1:11–15, 42–43 ). Но тем большую славу прибрели люди, действительно «чтущие своего Бога»: преданные вере отеческой, они в эпоху гонения нечестивого царя только «усилилась» и «укрепились» в своей религиозной ревности, предпочитая смерть идолослужению и отступлению от закона Иеговы (ср. 1Мак. 1:62–63; 2:16–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Когда после этого Иуда и его сподвижники взошли на гору Сион, то они увидели, что святилище опустошено, жертвенник осквернен, ворота сожжены, и в притворах, как в лесу или на какой либо горе, поросли растения, и хранилища разрушены. И раздрали они одежды свои, плакали горьким плачем, и сыпали пепел на свои головы, и падали лицом на землю, и трубили вестовыми трубами, и вопили к небу ( 1Мак.3:32 и сл.; 1Мак.4:28–40 ). Как иные чувства и могло вызвать в поклонниках истинного Бога и чтителях отеческого закона и сынах отечества это поистине ужасающее зрелище мерзости запустения, стоящей на святом месте! Очистивши святилище, они вынуждены были разрушить оскверненный жертвенник, чтобы он не послужил им в поношение, камни его сложили на горе храма в приличном месте, построили новый жертвенник, устроили по-прежнему и прочие части и принадлежности храма, обновили и освятили жертвенник жертвой, праздновали обновление с веселием восемь дней и установили ежегодно праздновать обновление жертвенника в течении восьми дней ( 1Мак.4:42–59 ). Должно присовокупить, что Антиох Епифан назван «презренным» не только в книге пророка Даниила ( Дан.11,12 ), но и языческим писателем Диодором, а Полибий прозвание Антиоха πιφανς, что значит «славный», переиначил в πιμανς «безумный», «женонеистовый». О безумной кровожадности его и вместе о распутстве свидетельствуют как Маккавейские книги, так и классические писатели. Тарсяне и Маллеты взбунтовались против него за то, что они были отданы в дар Антиохиде, его наложнице ( 2Мак.4:30 ). Иероним говорит о нем: «Говорят, что он был до крайности сладострастен и в разврате дошел до такого поругания царского достоинства, что публично смешивался с блудницами и другими непотребными людьми, в присутствии народа предаваясь любострастию» 25 . Теперешняя медицина, без сомнения, признала бы его психопатом, полусумасшедшим и резким выразителем вырождающегося рода. В лице его оправдывается мнение, что необузданность сладострастия и кровожадность – родные сестры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Когда после этого Иуда и его сподвижники взошли на гору Сион, то они увидели, что святилище опустошено, жертвенник осквернён, ворота сожжены, и в притворах, как в лесу, или на какой-либо горе, поросли растения, и хранилища разрушены. И раздрали они одежды свои, плакали горьким плачем, и сыпали пепел на свои головы, и падали лицом на землю, и трубили вестовыми трубами, и вопили к небу (1Мак. 3и далее; 4:28–40). Какие иные чувства и могло вызвать в поклонниках истинного Бога и чтителях отеческого закона и сынах отечества это поистин ужасающее зрелище мерзости запустения, стоящей на святом месте! Очистивши святилище, они вынуждены были разрушить осквернённый жертвенник, чтобы он не послужил им в поношение, камни его сложили на горе храма в приличном месте. Построили новый жертвенник, устроили по-прежнему и прочие части и принадлежности храма, обновили и освятили жертвенник жертвой, праздновали обновление с весельем восемь дней и установили ежегодно праздновать обновление жертвенника в течение восьми дней ( 1Мак. 4:42–59 ). Должно присовокупить, что Антиох Епифан назван „презренным” не только в книге пророка Даниила ( Дан. 11:21 ), но и языческим писателем Диодором, а Полибий прозвание Антиоха πιφανς, что значит „славный”, переиначил в πιμανς „безумный”, „женонеистовый”. О безумной кровожадности его и вместе о распутстве свидетельствуют как Маккавейские книги, так и классические писатели. Тарсяне и Маллоты взбунтовались против него за то, что они были отданы в дар Антиохиде, его наложнице ( 2Мак. 4:30 ). Иероним говорит о нём: „Говорят, что он был до крайности сладострастен и в разврате дошёл до такого поругания царского достоинства, что публично смешивался с блудницами и другими непотребными людьми, в присутствии народа предаваясь любострастию” 148 . Теперешняя медицина, без сомнения, признала бы его психопатом, полусумасшедшими и резким выразителем вырождающегося рода. В лице его оправдывается мнение, что необузданность сладострастия и кровожадность – родные сёстры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Сего ради ветви зеленые, еще же и финики имеюще, песни приношаху Благопоспешившему очистити место Свое» ( 2Мак.10:6–7 ). IV. В 13 день 12 месяца Адара (февраля) иудеи праздновали память победы, одержанной Иудою Маккавеем над Никанором, военачальником сирийским. «Егда увиде Алким лжепервосвященник, яко укрепися Иуда и иже с ним, и позна, яко не может противостояти им, и возвратися к царю Димитрию Селевку и оклевета их лукавне. И посла царь Никанора, единого от начальник своих славных, и ненавидящего и враждующего на Израиля, и повеле ему избити люди. И прииде Никанор во Иерусалим с силою великою, и посла ко Иуде и братии его с лестию словесы мирными, глаголя: прииду с мужи малыми, да вижду лица ваша с миром. И прииде ко Иуде, и поздравляху друг друга мирно: и воини уготовани бяху восхитит Иуду. И познася слово Иуде, яко с лестию прииде к нему: и устрашися от него, и не восхоте ктому видети лица его. И позна Никанор, яко открыся совет его, и изыде в сретение Иуде бранию близ Харфарсарама 74 . И падоша от сущих при Никаноре яко пять тысящ мужей, и бежаша во град Давидов. И по словесех сих взыде Никанор на гору Сион: и изыдоша от иереев от святых, и от старейшин людских поздравити его мирно, и показати ему всесожжение, приносимое за царя. И поругася им, и посмеяся им, и оскверни их, и глагола гордо, простер десницу на церковь . И клятся с яростию, рекий: аще не предастся Иуда и воини его в руки моя ныне, и будет, егда возвращуся в мире, сожгу храм сей: равен с землею сотворю, олтарь раскопаю и капище Дионису воздвигну. И внидоша жерцы, и сташа пред лицем алтаря и храма, и плачуще рекоша: Ты, Господи, избрал еси храм сей, нарещися имени Твоему в нем, да будет храм молитвы и прошения людем Твоим. Сотвори отмщение на человеце сем, и на воех его, и да падут мечем: помяни хуления их, и не даждь им обиталища. И сотвориша воини брань в третийнадесять день месяца Адара, и сотреся ополчение Никанорово, и паде сам первый в брани. И взяша корысти их и плен, и главу Никанорову отсекоша, и десницу его, юже простре гордо, и принесоша, и повесиша противу Иерусалима. И возвеселишася людие зело, и сотвориша день той, день веселия великого. И уставиша праздновати на всяко лето день той третийнадесять месяца Адара. И умолче земля Иудина на дни малы» ( 1Мак.7:25–50 . 2Мак.14:31–36. 15:26–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Газер Газер (евр. и в совр. науч. литературе – Гезер), хананейский город, имевший собственного царя ( Нав. 12:12 ), который был побежден Иисусом Навином ( Нав. 10:33 ). Хотя Г. был предназначен для жительства левитам, израильтяне, однако, не изгнали из него хананеев ( Нав. 16:3.10 ; Суд. 1:19 ). В Библии сказано, что Давид поразил филистимлян «от Гевы [в Синод. пер. – Гаваи] до Газера» ( 2Цар. 5:25 ), след., в то время Г., видимо, принадлежал филистимлянам. Позднее город был завоеван егип. фараоном, но тот отдал его своей дочери, жене Соломона, в приданое ( 3Цар. 9:16 ). В Нав. 21:21 ; 1Пар.6 Г. назван ⇒ городом-убежищем . В VIII в. до Р.Х. городом завладел Тиглатпаласар III, который распорядился сделать рельеф, изображающий сцены захвата Г. Во время маккавейских войн Г. был завоеван Иудой Маккавеем, а его преемник Симон возвел вокруг города новые стены ( 1Мак. 14:7 ; 2Мак. 10 – в Синод. пер. – Газара). О том, что Г. находился на месте холма Телль-Джезер (новоевр. Телль-Гезер), в 18 км вост. Явне, свидетельствуют найденные здесь при раскопках камни с надписью: «Граница Гезера». Древнейшие обитатели Г. жили в пещерах, на стенах которых они делали рисунки. Трупы они сжигали, из чего следует, что эти люди не были семитами. Археологич. находки в культурных слоях, относящиеся к бронзовому веку, свидетельствуют о егип. влиянии. Филистимляне и хананеи устанавливали особые камни (маццебы) на тех местах, которые они считали святыми. Важным технич. достижением газерцев был сооруженный ими подземный туннель, по которому в город поступала вода. Ко времени правления израильтян относится Гезерский календарь (⇒ Календарь , III), на котором были обозначены сроки сева и сбора урожая. ⇒ Высота (V). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010