Подкрепление четвертое Немало туманного в Священном Писании и потому, что многие книги Библии пропали либо по нерадивости Иудеев, либо из-за их частого переселения, либо же из-за их гибели в битвах и разорения их царства. 1 . Книга воинства Господнего ( Чис. 10 ). 2 . Книга праведнаго Навина ( Нав. 10 ). 3 . Книга дел Соломоновых ( 3Цар. 11 ). 4 . Книга летописи Царей Израилевых ( 3Цар. 14 ). 5 . Книга прозорливца Самуила ( 1Пар. 29 ). 6 . Книга Нафана Пророка. Книга Ахии Силонита. Книга прозорливца Иоиля ( 2Пар. 9 ). 7 . Книга Царей Израилевых, записи Ииуя, сына Ананиева ( 2Пар. 20 ). 8 . Деяния царя Озии, записанные Пророком Исаией, сыном Аммоса ( 2Пар. 26 ). 9 . Книга записей царей Израилевых о делах царя Манассии ( 2Пар. 33 ). 10 . Плач Иеремии при погребении царя Иосии (2 Пар., 35). 11 . Книга Иеремии о разорении Иерусалима и о взятии в плен людей ( Иер. 36 ). 12 . Книга Иеремии о разорении Вавилона ( Иер. 51 ). 13 . Книга дней первосвященства Иоанна ( 1Мак. 16 ). 14 . Записи Пророка Иеремии ( 2Мак. 2 ). 15 . Книга Еноха ( Иуд.1:14 ). Все эти книги пропали. Относительно Книги Еноха имеются сомнения, поскольку неизвестны писатели, которые создавали книги до Моисея. Вероятнее всего, Енох не писал, а поучал устно о пришествии Господнем на Страшный Суд. Из этого ясно, что Апостол Иуда в своем Послании вспомнил о давнем Предании. Если же и Апостол в Догмате веры пользуется Преданием, то что препятствует и нам делать это, утверждая член нашей веры и Писанием, и Преданием. Из всего, написанного в этом доказательстве, каждый может ясно видеть, что Священное Писание и по своей букве (поскольку буква убивает, по слову Апостола), и по своему смыслу (хотя и он часто бывает скрытым, неявным, неясным, неудоборазумительным, более того, состоящим из многих частей, может казаться противоречивым, что и показано выше), не может быть судьей, разрешающим сомнения и споры, и вносить определенность в Догматы веры. Одна только Святая Соборная Апостольская Церковь , благодаря Соборам и богодухновенным Отцам, мирно приходящим к согласию в Догматах веры, их истинному толкованию Священного Писания, и Преданиям Апостолов и силой Святого Духа, это Божественное дело управляет, устанавливает, определяет, совершает.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

13. Половина седмицы годов=3,5 годам. Так как здесь берется за расчет лунный месяц в 30 дней, принятый в еврейском времясчислении, то 3,5 года, действительно, и равняются 1260 дням, как обозначает в данном случае и Ипполит. 14. Ипполит приводит слова пророка в вольной передаче. 15. Св. Андрей Кесарийский и некоторые другие толкователи несколько иначе понимали значение первого и второго зверя. Под зверем, восходящем из земли, они разумели лжепророка, а под зверем, выходящем из моря - самого антихриста. 16. Ветхозаветные кровавые жертвоприношения и воскурения в Новом Завете, некоторым образом были заменены помимо установленного Самим Иисусом Христом святейшего Таинства Евхаристии, возжиганием свечей пред святыми иконами, как бы неким малым всесожжением. Вероятнее всего под возложением курильниц св. Ипполит мог разуметь простое возжигание свечей, сопровождаемое поклонению иконе звериной. 17. См.: 1Мак.1:55; 2Мак.6:7. 18. Приведенные имена предположительно считаются Ипполитом за имена антихристовы, потому что буквы, их составляющие, будучи приняты, как цифровые знаки, в сложении все вместе равняются числу звериному - 666.=300, ε=5,=10,=300,=1,=50=666. Ε=5, υ=400,=1,=50,=9,=1,=200=666.=30,=1,=300, ε=5,=10,=50, ο=70,=200=666. 19. см. примечание 5. 20. Ср. Мф.9:15; Мк.2:19.20; Лк.5:34.35. 21. Собственно крыльями кораблей являются паруса и весла; следовательно, здесь имеется в виду весь корабль во всей его оснастке, почему и Ипполит предлагает далее изъяснение каждого ее атрибута. 22. Под псифарами нужно разуметь тот помост, который устраивался вверху мачты для наблюдений за ходом корабля. Так как к нему же прикреплялись канаты, поддерживающие мачту, то соединение канатов, прикрепленных к этому помосту (круглому) с помощью особых крюков, и представляло из себя нечто вроде короны. Этот коронообразный помост, с целым рядом прикрепленных к нему канатов, и обозначает слово ο, которым Ипполит пользуется, как образом для обозначения того служения, какое имеют в Церкви пророки, мученики и апостолы - эти веревки, поддерживающие жизнь и деятельность Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/678/...

Обращаясь к истории, мы видим, что действительно после Александра Великого до Антиоха Епифана над иудеями преобладающее влияние имели следующие 10-ть царей из династии сирийской – селевкидов и египетской – птоломеев: 1) Птоломей, сын Лагов, царь египетский (с 317 по 285 г. до Р. Хр.). 2) Селевек 1 Никатор, царь сирийский (313–280 г.). 3) Птоломей Филадельф, царь египетский (285–247 г.). 4) Антиох 2 Феос, сын Антиоха 1-го Сотера, царь сирийский (262–247 г.). 5) Селевк 2 Каллиник, царь сирийский (245–226 г.). 6) Птоломей Евергет 1, царь египетский (246–222 г.). 7) Птоломей 4 Филопатор, царь египетский (221–204 г.). 8) Антиох 3, сын Селевка Каллиника, царь сирийский (224–187 г.). 9) Птоломей 5 Епифан, сын Филопатора, царь египетский (204–181 г.). 10) Селевек 4 Филопатор, брат Антиоха Епифана, царь сирийский (187–176 г). Один рог зверя, явившийся среди 10-ти прежних и с корнем исторгнувший три рога прежних (ср. 8:9–10), означает Антиоха Епифана, царя сирийского, который действительно выступил на историческое поприще после 10-ти поименованных выше царей. Сказанное у пророка об этом царе, что он а) превзойдет всех других царей своею злобою в отношении к святым Вышнего и станет угнетать их и б) будет говорить надменное против Самого Бога, возмечтает уничтожить веру в Него среди иудеев, и такая власть ему дана будет на некоторое время, – в точности исполнилось на Антиохе Епифане. а) Жестокости этого царя в отношении к иудеям не знали границ: в один раз он самолично погубил в течение трех только дней 80 тысяч иудеев и 40 тысяч продал в рабство, и вообще все время своего господства над иудеями он постоянно предавал их всякого рода мучениям за веру в Истинного Бога, так что даже самое имя иудея было запрещенным (см. 1Мак. 1:20–24 ; 2Мак. 5:11–21 ). Много терпели иудеи и прежде среди беспрерывных войн между птоломеями и селевкидами, но в царствование Антиоха Епифана угнетение их было особенно тяжкое и наиболее опасное для них, потому что угрожало совершенным уничтожением их религии и национальности.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Из листьев пальмы делаются ковры, корзинки для домашнего употребления и красивые веера, привозимые иногда в Европу, как редкость. Из нитей, составляющих перепончатое основание листьев, делаются веревки, служащие для полевых работ, переноски тяжестей и пр. Когда финиковое дерево цветет, пестики производят род волокна, толще лошадиного волоса, с которым оно очень сходно. Это волокно курчаво. Его употребляют в банях, как у нас мочалки, для натирания и намыливания тела. Из гроздов или кистей, по собрании с них фиников, делают веревки. Их разрывают, толкут для отделения частей, которые длинны и очень крепки; скручивают с тонкими пальмовыми листьями и таким образом получают очень гладкие веревки. Финиковые косточки употребляются на топку и на корм верблюдам. Ветви кладутся между бревен, в крышах домов вместо досок и перекладин. Из них делаются также клетки для домашних птиц и дичи, постели, стулья, решетки, и пр. Древние Евреи делали из финиковых ветвей метлы и, во время праздника кущей, палатки ( Лев.23:40 ; Неем.8:15 ). «Еще же, как замечает святитель Ростовский Димитрий, финик бяше в древних образом победы, одоления, торжества, своего ради неувядения, яко всегда зеленеет и увядати не весть». И действительно иудеи выносили пальмовые ветви при торжественной встрече своих князей и полководцев ( Откр.7:9 ; 1Мак.13:51 ; 2Мак.10:6,7 ; Нав.12:13 ); с ваиями или пальмовыми ветвями Иудеи встретили Господа, при входе Его в Иерусалим 131 . В воспоминание сего события, первенствующие христиане, а в последствии знатные люди и цари праздновали утреннюю в вербное воскресенье службу с пальмовыми ветвями. До сих пор в ризнице Московского Успенского собора хранятся финиковые ветви, с которыми наши цари и царицы слушали заутреню в вербное воскресенье. Ствол пальмы обыкновенно употребляется, как бревно, в постройках. Пальмовые бревна, когда дерево еще свежо, удобно гнутся, но с тем как теряют свежесть, приобретают крепость. Стефан Шульц нашел внутри одного египетского храма хорошо сохранившиеся балки из пальмового дерева, жившие по крайней мере 3000 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

То же в Первой книге Царств: «не хвалитеся и не глаголите высокая в гордыни, ниже да изыдет велеречие из уст ваших; яко Бог разумов Господь... Лук сильных изнеможе и немощствующии препоясашася силою» ( 1Цар.2:3–4 ). О том же самом и в книгах Маккавейских: «праведно есть повинутися Богови, и смертну сущу равная Богови не мудрствовати горде» ( 2Мак.9:12 ). И в другом месте: «от словес мужа грешна не убойтеся; понеже слова его в мотыла и в червие: днесь вознесется, а утре не обрящется, яко обратися в персть свою и помышление его погибе» ( 1Мак.2:62–63 ). V. Во всем надлежит соблюдать смирение и кротость У Исаии: «тако глаголет Господь: небо престол Мой, земля же подножие ногу Моею; кий дом созиждете Ми? и кое место покоища Моего? вся бо сия сотвори рука Моя, и сия суть вся Моя... И на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих» ( Ис.66:1–2 ). О том же и в Евангелии от Матфея: «блажени кротцыи, яко тии наследят землю» ( Мф.5:5 ). И в Евангелии от Луки: «иже бо менший есть в вас, сей есть велик» ( Лк.9:48 ). «Яко всяк возносяйся смирится, и смиряяйся вознесется» ( Лк.14:11 ). О том самом и в Послании к Римлянам: «не высокомудрствуй, но бойся. Аще бо Бог естественных ветвей не пощаде, да не како и тебе не пощадит» ( Рим.11:20–21 ). О том же и в псалме 33: «и смиренныя духом спасет» ( Пс.33:19 ). Также в Послании к Римлянам: «воздадите убо всем должная: емуже убо урок, урок; а емуже дань, дань; а емуже страх, страх; а емуже честь, честь. Ни единому же ничимже должни бывайте, точию еже любити друг друга» ( Рим.13:7–8 ). То же в Евангелии от Матфея: «любят же преждевозлегания на вечерях и преждеседания на сонмищах, и целования на торжищах, и зватися от человек: учителю, учителю. Вы же не нарицайтеся учителие; един бо есть ваш Учитель» ( Мф.23:6–8 ). И в Евангелии от Иоанна: «несть раб болий господа своего, ни посланник болий пославшаго его. Аще сия весте, блажени есте, аще творите я» ( Ин.13:16–17 ). И еще в псалме 81: «смирена и нища оправдайте» ( Пс.81:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Глава XI Победа над Лисием (ср. 1Мак.4:26–35 ) ( 2Мак.11:1–12 ). Заключение мира. ( 2Мак.11:13–15 ). 4 письма о заключении мира ( 2Мак.11:16–38 ). 2Мак.11:1 Спустя очень немного времени Лисий, опекун и родственник царя, наместник царский, с большим огорчением перенося то, что случилось, О Лисии – см. к 1Mak III: 32 . 2Мак.11:2 собрал до восьмидесяти тысяч пехоты и всю конницу и отправился против Иудеев с намерением город их сделать местом жительства Еллинов, Вместо «80 000 пехоты» и всей конницы – в 1Mak IV: 28 указывается 60 000 пехоты и 5 000 конницы. – «Город их…», т. е. Иерусалим. 2Мак.11:3 храм обложить налогом, подобно прочим языческим капищам, а священноначалие сделать ежегодно продажным. «Священноначалие сделать ежегодно продажным…» Этим достигались не только материальные, но и политические выгоды, так как продажа священноначалия соединялась лучше с выбором более податливых и угодных политике лиц. 2Мак.11:4–5 Нисколько не подумал он о силе Божией, понадеявшись на десятки тысяч пехоты, на тысячи конницы и на восемьдесят слонов. Вступив в Иудею и приблизившись к Вефсуре, месту укрепленному, отстоящему от Иерусалима стадий на пять, он обложил его. О Вефсуре – 1Мак.4:29 . Указание на расстояние Вефсуры от Иерусалима – стадий на 5 – очевидно ошибочно, так как Вефсура на самом деле отстоит от Иерусалима на 160 стадий (4 мили). Указание стадий колеблется и по другим кодексам: один из них указывает 500, а Сирийский даже 10 005; александрийский кодекс употребляет σχονους вместо σταδους. Это более правильно ( σχονος ­ около 30 стадий), хотя писатель обычно измеряет пространства по стадиям (ср. XII: 9 и д. 17 и 29 ст.); возможно поэтому, что ошибка здесь в указании лишь числа стадий. 2Мак.11:6 Когда Маккавей и бывшие с ним узнали, что он осаждает твердыни, то с плачем и слезами вместе с народом умоляли Господа, чтобы Он послал доброго Ангела ко спасению Израиля. «Доброго Ангела…», т. е. защищающего их, помогающего им Ангела. 2Мак.11:7–8 Маккавей же, сам первый взяв оружие, убеждал других вместе с ним, подвергая себя опасностям, помочь братьям; и они тотчас охотно выступили с ним в поход. Когда они были близ Иерусалима, тотчас явился предводителем их всадник в белой одежде, потрясавший золотым оружием.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Эта страшная картина безрассудного кровопролития, беспощадного гонения за веру и богохульного осквернения святыни дополняется подробностями из Второй Маккавейской книги. По свидетельству этой книги Антиох повелел наименовать Иерусалимский храм храмом Юпитера Олимпийского, а храм в Гаризине – храмом Юпитера Странноприимного. Храм наполнился любодейством и бесчинием от язычников, которые обращаясь с блудницами, смешивались с женщинами в самых священных притворах, и вносили внутрь вещи недозволенные. И жертвенник наполнился непотребными запрещенными законом вещами. Нельзя было даже называться иудеем. С тяжким принуждением водили их каждый месяц в день рождения царя на идольские жертвы, и на праздник Диониса принуждали иудеев в плющевых венках идти в торжественном ходе в честь Диониса. Такое повеление вышло и соседним еллинским городам, чтобы они так же действовали против иудеев и заставляли их приносить идольские жертвы, а не соглашавшихся переходить к еллинским обычаям убивали ( 2Мак.6:1–9 и дал.). Тяжело и невыносимо было для народа наступившее бедствие 23 . Тогда-то мужественно претерпели смертные муки девяностолетний старец Елеазар и семь братьев Маккавеев с матерою своей Саломией ( 2Мак.6:18–31 и 2Мак.7 ). Ровно три года, с 25 числа Хаслева 168 г. до 25 дня Хаслева 165 г. до Р.Х., продолжалось идольское осквернение жертвенника 24 , и столько же времени продолжались насильственное обращение иудеев в язычество, поругание их веры и кровавое преследование за исповедание ее, а с двумя предыдущими, сравнительно менее тяжкими годами, бедствия народа продолжались пять лет. Не довольствуясь ни тем, что Иерусалим стал необитаем, как пустыня –  не было ни входящего в него, ни выходящего из него из природных жителей; святилище было попрано, и сыновья инородных были в крепости его; он стал жилищем язычников; и отъято веселье у Иакова, и не слышно стало свирели и цитры ( 1Мак.3:45 ); ни тем, что многие из Израиля приняли идолослужение ( 1Мак.1:43 ), не насытившись кровью убитых и сожженных, Антиох замыслил произвести поголовное истребление иудеев и довершить разрушение Иерусалима. Он повелел своему соправителю и военачальнику Лисию, чтобы он послал против них войско – сокрушить и уничтожить могущество Израиля и остаток Иерусалима, и истребить память их от места того, и поселить  во всех пределах их сынов иноплеменных, и раздать по жребию землю их ( 1Мак.3:32–36 ). Но этот безумный план не удался: сорокасемитысячное войско посланных Лисием военачальников Птоломея, Никанора и Горгия было разбито малочисленным, но положившимся на помощь Божию войском иудеев, предводительствуемых мужественным Иудой Маккавеем, а в следующем году Иуда разбил шестидесятитысячное войско самого Лисия ( 1Мак.3,4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Эта страшная картина безрассудного кровопролития, беспощадного гонения на веру и богохульного осквернения святыни дополняется подробностями из Второй Маккавейской книги. По свидетельству этой книги Антиох повелел наименовать Иерусалимский храм храмом Юпитера Олимпийского, а храм в Таризине – храмом Юпитера Странноприимного. Храм наполнился любодейством и бесчинием от язычников, которые, обращаясь с блудницами, смешивались с женщинами в самых священных притворах, и вносили внутрь вещи недозволенные. И жертвенник наполнился непотребными запрещёнными законом вещами. Нельзя было даже называться Иудеем. С тяжким принуждением водили их каждый месяц в день рождения царя на идольские жертвы, а на праздники Диониса принуждали Иудеев в плющевых венках идти в торжественном ходе в честь Диониса. Такое повеление вышло и соседним Еллинским городам, чтобы они так же действовали против Иудеев и заставляли их приносить идольские жертвы, а не соглашавшихся переходить к Еллинским обычаям убивали (6:1–9 и далее). Тяжело и невыносимо было для народа наступившее бедствие (6:3) 146 . Тогда-то мужественно претерпели смертные муки девяностолетий старец Елеазар и семь братьев Маккавеев с матерью своей Саломией ( 2Мак. 6:18–31 и 7 глава). Ровно три года, с 25 числа Хаслева 168 г. до 25 дня Хаслева 165 г. до P. X., продолжалось идольское осквернение жертвенника 147 , и столько же времени продолжались насильственное обращение Иудеев в язычество, поругание их веры и кровавое преследование за исповедание её, а с двумя предыдущими, сравнительно менее тяжкими, годами бедствия народа продолжались пять лет. Не довольствуясь ни тем, что Иерусалим стал необитаем как пустыня: не было ни входящего в него, ни выходящего из него из природных жителей; святилище было попрано, и сыновья инородных были в крепости его; он стал жилищем язычников; и отнято веселье у Иакова, и не слышно стало свирели и цитры ( 1Мак. 3:45 ); – ни тем, что многие из Израиля приняли идолослужение ( 1Мак. 1:43 ), не насытившись кровью убитых и сожжённых, Антиох замыслил произвести поголовное истребление Иудеев и довершить разрушение Иерусалима. Он повелел своему соправителю и военачальнику Лисию, чтобы он послал против них войско – сокрушить и уничтожить могущество Израиля и остаток Иерусалима, и истребить память их от места того, и поселить во всех пределах их сынов иноплеменных, и разделить по жребию землю их ( 1Мак. 3:32–36 ). Но этот безумный план не удался: сорокасемитысячное войско посланных Лисием военачальников Птоломея, Никанора и Горгия было разбито малочисленным, но положившимся на помощь Божию войском Иудеев, предводительствуемых мужественным Иудой Маккавеем, а в следующем году Иуда разбил шестидесятипятитысячное войско самого Лисия ( 1Мак. 3 и 4 главы).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

От Исава в Идумее произошли старейшины и цари «в земле Эдома, прежде царствования царей у сынов Израилевых» ( Быт. 36:31 ), и когда Израиль был в Египте в рабстве, Эдом был народом независимым. Но Саул уже имел успех над Эдомом ( 1Цар. 14:47 ), а при Давиде «все Идумеяне были рабами Давиду» ( 2Цар. 8:14 ). Они потом, исключая частых восстаний, оставались в подданстве царства Иуды (ср. 3Цар. 11:14 ; 4Цар. 14:7, 22 ; 2Пар. 25:11; 26:2 ) до царствования Ахаза, когда идумеяне окончательно восстали и, заняв Елаф ( 4Цар. 16:6 ), разбивали несколько раз иудеев, вторгаясь в страну ( 2Пар. 28:17 ). Иуда Маккавей предпринимал удачные походы «на сыны Исавовы во Идумеи… и порази их язвою великою» ( 1Мак. 5:3 ; 2Мак. 10:16–23 ). Племянник его Гиркан, по свидетельству Флавия Иосифа (Antiq. XIII, 9), окончательно покорил их и заставил их принять обрезание. Но Эдом сверг иго Израиля, и идумеянин Ирод, сын Антипатра, получил из рук римлян (Антоний и Октавиан) царство Иудейское (39 лет до Р. Хр.) после кровавых смут Гиркана и Аристовула II, которые судились уже перед Помпеем в Дамаске, и после царствования Антигона, овладевшего Иерусалимом при помощи парфян (сравни: «Не отойдёт скипетр от Иуды… доколе не приидет Примиритель». Быт. 49:10 ). Быт. 27:41 И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего. Быт. 27:42 И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына ее; и она послала, и призвала младшего сына своего Иакова, и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя; Быт. 27:43 и теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги [в Месопотамию] к Лавану, брату моему, в Харран, Быт. 27:44 и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего, Быт. 27:45 пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю и возьму тебя оттуда; для чего мне в один день лишиться обоих вас? Т. е., поясняет митрополит Филарет, я в один день могу лишиться и убиенного, и убийцы, ибо он не может быть более моим сыном, которого сердце матери отвергнет навсегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

1Мак.3:40 . Они отправились со всем войском своим и, придя, расположились на равнине близ Еммаума. «Близ Еммаума…» – « Εμμαομ (у Иосифа Фл. и в Сир. » Εμμαος, или A­ μμαος) – город в расстоянии около 176 стадий от Иерусалима, на равнине, Вакхидом был обращен в крепость ( 1Мак.9:50 ). Квинтилием Вадом сожжен (Иос. Antt. XVII, 10, 9), при Гелиогабале снова восстановлен и переименован в Никополь (Nikopolis), – нынешний Arnivas, жалкая деревенька из нескольких домов; нельзя смешивать с Еммаусом ( Лк.24 ), отстоящим на 60 стадий от Иерусалима, как покушались на это некоторые (Иероним в Onom.; из новейших – Robinson, bibl. Forsch, s. 190 и д.). 1Мак.3:41 . Купцы этой страны услышали имя их и, взяв весьма много серебра и золота и слуг, пришли в стан покупать сынов Израиля в рабы; к ним присоединилось и войско Сирии и земли иноплеменных. " Имя их…», τ νομα ατν – т. е. «слух о них». – «Взяв… и слуг…» – κα παδας – необходимых для того чтобы стеречь рабов и загонять их. Другие, впрочем, читают здесь και πδας – «и оковы», что, кажется, будет не менее верно (так в Сир. перев, и у Иосифа Флавия – Antt. XII, 7, 3). – Купля-продажа рабов представляла один из важнейших предметов финикийской и филистимской торговли. – По 2Мак.8:10 (ср. 2Мак.8:25,34 ) Никанор вытребовал купцов из приморских городов для покупки у него будущих рабов надеясь этим пополнить дань, причитавшуюся с него римлянам. – С войском Сирии рядом упоминается войско «земли иноплеменных»; это, вероятно, филистимляне, давние враги их ближайших соседей Иудеи ( Суд.14 и д. 1Цар.4 и д.), уничтожение которой представляло и для них важнейший интерес. 1Мак.3:42–43 . Увидел Иуда и братья его, что умножились бедствия, и войска расположились станом в пределах их; узнали и о повелении царя, которое он приказал исполнить над народом к погублению и истреблению его. И говорили каждый ближнему своему: восставим низверженный народ наш и сразимся за народ наш и за святыню. «За святыню…» – τν γων ο τ γ, святилище, храм, как в 1Мак.3:51,59 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010