528 ( 2Мак.3:4 , срв. 4:23). У Иосифа Флавия здесь находим важное разногласие. По его представлению (ρχ.XII, 5, 1, срв. XX, 10), Менелай является братом низложенного Онии, и Иудейское имя его было также Ония. Это, однако, очевидная ошибка. С одной стороны, странно, что два брата носят одинаковые Иудейские имена (Онии), и с другой – непонятным представляется в устах Асидеев в ( 1Мак.7:14 ) заявление: «священник от племени Аарона пришел вместе с войском и не обидит нас! " … (срв. Bertheau, 1. с. р. 42 и д.) Естественно поэтому, считать Менелая узурпатором первосвященства в полном смысле слова, как ясно следует и из II Маккав. кн. ук. место. 530 Для характеристики римской политики, что носит особенный интерес для последующего, столько же как для характеристики Антиоха, любопытно воспроизвести самые обстоятельства свидания Антиоха с римским посольством. Во главе последнего стоял товарищ Антиоха по детству и школе – Попилий Лена, и Антиох, естественно, выходя на встречу Полилию, обнаруживает стремление обнять своего друга. Каково же было его удивление и разочарование, когда этот друг, вместо всяких любезностей, вложил в протянутую ему для объятия руку декрет сената, с предложением сейчас же прочесть и исполнить его. В первую минуту Антиох не потерял присутствия духа и не без твердости заявил, что желает обдумать это дело. Тогда надменный Римлянин обводит своею тростью на песке круг около Антиоха и заявляет, что, даже не выходя из этого круга, он должен решить вопрос о войне или мире и показать, желает ли он повиноваться сенату и остаться другом Римлян или хочет стать врагом их. После этого Антиоху выбирать долго было нечего. На Сирийском царстве еще не зажили раны, нанесенные во время войны отца его с Римлянами, которые как раз только что положили также конец Эллино-Македонскому царству, о чем сейчас узнал и Антиох. «Я сделаю то, что сенат считает за благо!», объявил он в виду всего указанного. И это было, очевидно, самым благоразумным со стороны Антиоха. 535 σαμωναος, ρχ.XII, 6, 1, отсюда – σαμωναων γενα, ρχ.XIV, 16, 4, – ο σαμωναου παδες, XX, 8, 1, ο τν σαμωναου παδων κγονοι XX, 10; у Иосифа Гориона и в Талмуде или и к ( 1Цар.2:4 ). Производится это имя обыкновенно от , plnquis, dives, ( Пс.68:32 ), срв. Gesenius thes. p. 534. (Keil, 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

В Иерусалиме пророку Иезекиилю показаны были в видении женщины, сидевшие в отделении внутреннего храмового двора жен и оплакивавшие Таммуза. ( Иез.8:14 ). Имя Thammuz означает «замирание сил природы»; 744 в греческом мифе об Адонисе оно читается полнее φανισμος δνιδος. Адонис – это жизнь, проявляющаяся в мировом круговращении, в правильных сменах исчезновения и возникновения, истощания и восстановления. Торжество в честь Адониса сопровождалось у Финикиян отчасти печальным празднованием, во время которого женщины оплакивали в самых нескромных песнях потерю Адониса, а отчасти радостным празднованием среди крайнего разгула, в котором воспоминалось ερεσις δνδος. Усвоили ли Иудеи весь миф Адониса целиком, или ограничивались только одним празднованием печальных торжеств в честь Адониса, этого нельзя решить. Предметом спора служит также и то, все ли мерзости, показанные пророку ( Иез.8:3–4 ), принадлежали культу Адониса, или же они составляли принадлежность культов различных языческих божеств. 745 4. С ваалами и астартами не находятся в родстве филистимские божества рыб Дагон и Атергатис, которые оба изображались в виде рыбы или же с рыбьим туловищем и человеческою головою и руками. В Газе и Азоте ( Суд.16:23 и д.; 1Цар.5:1 и д.; 1Мак.10:83; 11:4 ) Дагон (dagon от dag рыба, Δαγν) имел капище, жрецов, истуканы и праздники. Как божество мужеского пола, Дагон был символом воды и следовательно всех, оживляемых ею, физических сил, обнаружение которых в жарких странах обусловливается водою. 746 Что касается Атергатис, богини рыб, то в писании упоминается только ее храм, τεργατεον, находившийся в Карнии 2Мак.12:26 . Она тожественна с сирийскою Декретою, Δεκρετ, в которой мифически и мифологически обоготворялась оплодотворяющая сила воды и также всасывание жидкости землею. 747 5. С появлением Ассирийцев в Иудее, в Иерусалиме получило широкое развитие служение Молоху (hammolek Моλχ), сопровождавшееся принесением детей в жертву, особенно начиная с царствования Ахаза, который соорудил в долине Енномской жертвенники для этого ужасного культа и принес в жертву Молоху собственного сына 4Цар.16:3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Касательно этого плана он без сомнения заранее уговорился с Иудой Маккавеем, решившимся не оставлять долее своих соотечественников среди окружающих врагов, где они ежедневно подвергались издевательствам и опасностям. Выселенные галилейские семейства поселились в иудейских городах ( 1Мак. 5:20–23 ). Иуда Маккавей между тем решился выдержать весьма тягостную борьбу в области Переи. Здесь были, как и в прежнее время, воздвигнуты на высотах твердые укрепления, которые приходилось брать штурмом. На своем пути он опять встретился с упорным неприятельским предводителем Тимофеем. Иуда между тем взял несколько укреплений, Восору, Карнаим, Ефрон и друг., срыл их стены, оставил в покое их жителей, освободил заключенных в одном укреплении иудеев, равно как и иудеев Това, а также собрал всех галаадских иудеев, чтобы переселить их за Иордан и поселить там. Он повел их чрез город Вефсан или Скифополь, языческие жители которого относились к своим иудейским согражданам более мирно и дружественно и не причиняли им никаких неприятностей. Иуда поэтому мог оставить их в этой иудейской местности. Незадолго до праздника Кущей ( 2Мак. 12:31 ), возвратился он вместе с массой галаадских переселенцев в Иерусалим. Из всех городов Иудеи собрался народ, чтобы приветствовать победителя и отпраздновать праздник с радостным благодарением. В храме опять раздались благодарственные псалмы и народ Израильский мог от полноты сердца взывать: Немедленно по окончании праздника Иуда двинулся с своим отрядом, чтобы загладить неожиданно понесенный в одном отношении вред. Во время его отсутствия именно два соподчиненных военачальника, которым он поручила охрану земли на западе, Иосиф, сын Захарии, и Азария, вопреки его повелению напали в Иамнии на отряд Горгия, но понесли поражение и были оттеснены до иудейских гор. Поэтому Иуда предпринял военный поход против Горгия, чтобы страхом своего имени и силою своего войска оттеснить его. Сирийский военачальник между тем остановился в Идумее; поэтому Маккавей направил свое оружие сначала против этой именно страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Конечно, это последнее заключение было бы справедливо или, лучше, могло бы казаться вероятным, если бы справедливо было положение, что миф о Персее и Андромеде в таком именно виде существовал на финикийском берегу издавна, и что, следовательно, издавна встречающиеся в нём образы Иоппии и морского чудовища, единственные образы, сближающие этот миф с историей пр.Ионы, могли быть источниками разбираемой части книги пр. Ионы. Но этого-то и нельзя доказать. Что этот миф существовал на финикийском берегу в таком именно виде, свидетельства об этом мы находим лишь у греко-римских писателей, и главным образом у позднейших, у Страбона 199 и Плиния 200 , у иуд. историка Иосифа Флавия, писавшего для римлян 201 , и у блаж. Иеронима 202 . Все эти свидетельства относятся к тому периоду греко-римского язычества, когда в римском пантеоне собраны были боги всех покорённых римлянами народов. В это время естественно ожидать у римлян смешения мифов разных народов со своими или греческими, внесения в мифы восточных народов черт из развитых греко-римских собственно мифов, замены одних другими в силу сходства их содержания. Смотря с этой точки зрения на мифе о Персее и Андромеде, мы имеем полное право ожидать, что собственные имена, встречающиеся в нём, есть или перевод туземных на греческий язык с изменением их звуков, но с удержанием смысла, или наоборот, искажение смысла туземных при одинаковости звуков. Рассмотрение имён вполне подтверждает ожидания. Так имя Кефей, подобозвучно еврейскому: кэф – скала; Белос – Вил, гавное божество вавилонян; Персей вполне соответствует Везефу, финикийскому богу, через простую перестановку согласной ф и перемену её на п; имя Андромеды означает женщину, похожую на мужчину; чудовище, убитое Персеем, называемое тο κτος (то же, что κτος), тο δρκων, именем своим очень напоминает и Дагона, филистимское божество с туловищем рыбы и головой человека ( Суд.16:23 ; 1Цар.5:1 ; 1Мак.10:87; 11:4 и др.), и финикийскую рыбообразную богиню Деркето или Кето, вполне соответствующую филистимскому Дагону ( 2Мак.12:26 ); имя Иоппии, получившее в греческой мифологии свою историю, очень напоминает собой еврейское: или (от jфr) «красота», каковым именем называлась пристань на западном берегу Палестины. Почему же не предположить, что если греки здесь узнали финикийский миф, то естественно и место действия этого мифа назвали именем местонахождения его? А так как это место есть пристань Яффа, где спасались их корабли от ветров, то они и назвали его Иоппия, именем Иоппы, богини ветров. Если же так, то

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Теперь же в исследованиях о гностицизме господствует взгляд, по которому гносису приписывается дохристианское происхождение, он выводится из месопотамских равнин и в начале движения ставится офитство. Таким образом, практическая, так сказать, нужда в самарийских магах, как первовиновниках христианского гностицизма, устраняется, и их начинают считать за легендарных личностей. Такая, именно, концепция мыслей наблюдается у английского учёного Мида. 74 Я в своей книге о гностицизме, на основании изучения источников, также примкнул к только что названному взгляду. Однако, выводя гностицизм от офитов, отнюдь не считаю нужным отрицать большого значения за деятельностью самарийских магов в истории происхождения христианского гностицизма, как главнейших посредников. Гносис вливался в христианство со многих сторон 75 ; в одном месте сделали весьма значительную брешь и самарийские маги, – столь значительную, что она привлекла всё внимание первохристианского ересеолога самаритянина св. Иустина, встречавшегося, вероятно, с учениками самар. магов и по месту своего происхождения имевшего особое удобство наблюдать за результатами деятельности их и их ближайших учеников. 2 . Что касается второго из указанных фактов – происхождения самарийских магов и их известных систем, то при этом обычно обращают внимание на то, что действительно самарийская почва была пригодна для произрастания на ней синкретических учений. Правда, для суждения о самарянстве данные имеются чрезвычайно скудные, но зато согласные. По IV-й кн. царств ( 4Цар. 17:23–24, 29, 32–33 ) самарянство выступает синкретическим явлением в самом своём рождении, как религия, образовавшаяся из смешения иудейских верований и языческих религиозных представлений. Краткие упоминания о самарянах в иудейских источниках (в 1Ездр. 4:1–2 ; в кн. Неем. 4:13 , особ. ср. 26; в 1Мак. 3:10 ; 2Мак., в древностях Иосифа Флавия) могут свидетельствовать об их воззрениях так же только, как синкретических. Вот почему, по Иосифу Флавию и 1 кн. Мак. они так охотно пошли на встречу эллинизаторским стремлениям Антиоха Епифана.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

По возвращении евреев из плена перс. царь Кир издал указ о восстановлении Х. ( 1Езд. 1:2–4 ), и вернувшиеся вместе с ⇒ Зоровавелем израильтяне начали строит. работы ( 1Езд. 3:7 ). Прежде всего был восстановлен жертвенник ( 1Езд. 3 ). Однако из-за многочисл. трудностей дело вскоре застопорилось ( 1Езд. 4 ). Строит-во было продолжено лишь в 520 г. до Р.Х., а в 515 г. до Р.Х. состоялось освящение восстановл. Х. ( 1Езд. 6 ). О том, как выглядел этот Х., известно лишь следующее. Его выс. и шир. составляли по 60 локтей ( 1Езд. 6:3 ), т.е. по своим размерам он был больше, чем разрушенный. Важно отметить, что ковчега завета – знамения присутствия Господа – в новом Х. уже не было (Святое Святых было совершенно пустым). В Библии нигде не сказано, что при освящении этого Х. слава Господа наполнила его. В период войн ⇒ Маккавеев Х. был разграблен и осквернен Антиохом Эпифаном ( 1Мак. 1:20,44,54 ; 2Мак. 6:2.5 ). Однако Иуда Маккавей распорядился восстановить его. Х. был заново укреплен и освящен (165 г. до Р.Х.; 1Мак. 4:36–61 ). С тех пор праздник обновления Х. ( Ин. 10:22 ) стал отмечаться ежегодно. Когда в 63 г. до Р.Х. Иерусалим был завоеван римлянами, их начальник Помпей, войдя в Святое Святых, оставил храмовые сокровища нетронутыми. V. ХРАМ ИРОДА ВЕЛИКОГО Чтобы завоевать расположение иудеев, Ирод Великий начал полную перестройку Х., стремясь придать ему небывалое великолепие. Х. по частям сносили и возводили заново, сохраняя его прежние площади, но увеличивая высоту, при этом ежедневные службы не прерывались. В новом сооружении дворы располагались один над другим террасообразно, а над всем этим возвышалось здание Х. Сам Х. и его дворы были обнесены мощной стеной (ее основание сохранилось до наших дней в «стене плача»). С зап. стороны находились главные входные ворота, через которые посетители сначала попадали во внешний двор, называемый также «двором язычников», – большую площадь, по периметру окруж. колоннами. На вост. стороне находился «портик Соломона» (⇒ Притвор Соломонов) ( Ин. 10:23 ; Деян. 3:11 ; Деян. 5:12 ), на юж. – «царский портик»; в одном из этих портиков 12-летний Иисус сидел среди учителей ( Лк. 2:46 ). На северо-востоке комплекс Х. венчала мощная крепость, называемая Барис.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Жестокости во время Иудейской войны были вызваны упорством самих иудеев, которых Тит раньше осады Иерусалима убеждал добровольно покориться и не бунтовать. Ни Веспасиан, ни Тит безбожниками не были, богов отцов своих не покидали, не воздавали чести богу, которого не знали отцы их. Не возносились выше всякого божества. Веспасиан не был «презренным» и, бывши полководцем, сделался императором не через лесть и обман, а был избран войсками; сын же его Тит стал императором по праву престолонаследия. Кроме того, после прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения в Иерусалимском храме при Тите, через 1290 дней «последнего времени» не наступило и вообще ничего особенного не случилось. Равным образом нет никакой причины называть блаженными тех, которые дождались 1335-го дня после завоевания Иерусалима. Хотя в царствование Тита в Риме был страшный пожар, в Италии – моровая язва, и четыре города погибли от извержения Везувия, но это были частные бедствия, подобные которым, или даже и более тяжкие, бывали на земле и прежде, и после. Частным же, хотя и ужасным бедствием была Иудейская война, когда, по свидетельству Иосифа Флавия, погибло иудеев больше миллиона. Все эти бедствия не могут идти в сравнение  с тем тяжким временем, какого не было с тех пор, как существуют люди. А предсказание о пробуждении  святых в прахе земли и совсем не может быть отнесено к годам, следовавшим за разрушением Иерусалима Титом. Некоторые не только предсказание о мерзости запустения, но и все вообще пророчество, заключающееся во второй половине 11-й и во всех 12-й гл. книги Даниила, относят к Антиоху Епифану 20 . Действительно, Антиох Епифан был назван: корень греха ( 1Мак.1:10 ). Он вошел во святилище с надменностью и обобрал все священные дорогие вещи храма, сокровища его и все драгоценные украшения его, и совершил убийства, так что был великий плач в Израиле…; вострепетала земля за обитающих на ней, и весь дом Иакова облекся стыдом ( 1Мак.1:20–29 ). Для угнетения народа были оставлены приставники – в Иерусалиме жестокосердый Филипп, а в Гаризине Андроник и злобный Менелай ( 2Мак.5:22,23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

до н. э., либо 36 г. до н. э., либо 25 г. н. э. Ни одна из этих дат близко не совпадает с годом гибели «помазанного вождя» Онии II (171 г. до н. э.), что свидетельствует о приблизительности, условности хронологии автора Книги Даниила. 141 Последующие поколения евреев относили это пророчество к разрушению Иерусалима Титом в 70 г. н. э. (Иосиф Флавий. Древности, X 11.7). 142 РСП: «… народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения». 143 В 1Мак. 1:54  «мерзость запустения» касается храмового жертвенника, в  2Мак. 6:1–11 уточняется, что Антиох IV повелел иудеям приносить «идольские жертвы», а по рассказу Иосифа Флавия Антиох IV самолично заклал на алтаре свинью и тем самым осквернил Иерусалимский храм (Древности, XII 5.4). Кроме того, под «мерзостью» современники могли понимать статую Зевса Олимпийского, установленную в Святая святых Храма ( 2Мак. 6:2 ?). Среди исследователей очень популярна версия, что еврейское выражение DC17C (шиккуц мешомем – «мерзость запустения») есть уничижительная переделка термина ECt? J? C (Ба " ал шамем – «Господь небесный»), – сирийского названия Зевса. См.: Collins, 1984. Р. 357; Мень, 1981. С. 186. Любопытно, что в Сив 3:34 «мерзостью каменной» называется статуя какого-то языческого бога. Однако евангелисты, говоря о «мерзости запустения, реченной через пророка Даниила», относили её в будущее время и, по всей видимости, разумели разрушение Иерусалимского храма ( Мф 24:15 ; Мк. 13:14 ), либо захватившие и осквернившие Храм чужеземные войска. Иоанн Златоуст , Феофилакт и  Евфимий Зигабенск ий считали, что это статуя Тита, завоевавшего город. По мнению же Иринея, Ипполита и Иеронима «мерзость запустения» – это не кто иной, как Антихрист (см. док-ты 22, 24а-б, 33а). 144 Септ, и Феод.: «и до скончания [времен] будет продолжаться запустение»; ЦСП: и даже до СКОНЧАНТА времене дастсА НА итЛтЬше; РСП: «и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя». Эту фразу Книги Даниила следует воспринимать в свете стиха перво – Исаии. 10:23: ркп» 5 Пр2 пир ЛТЛ» «jpK Л5ППМ if» «С – «ибо определенное истребление совершит Господь Саваоф во всей земле» (см. также 28:22). Последнее семилетье бедствий, вероятно, следует исчислять с момента гибели «помазанного вождя» Онии III – с 171 г. и до 164 г. до н. э. Половина последней седмины падает на 167 г. до н. э., год осквернения Иерусалимского храма Антиохом IV Эпифаном.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Вот еще одна из тех сторон, которые сначала не бросаются в глаза, но для ума беспристрастного составляют красноречивое доказательство века и подлинности книги. Возражают на это, что писатель времен Маккавейских не мог, будто, назвать Сирию из боязни Антиоха, но такая предосторожность была бы бесполезна во времена этого царя, потому что Сирия и сам Антиох и без названия так ясно изображены в книге, что относительно их не могло быть никакого сомнения. Но, что особенно замечательно: в то время, как Сирия оставлена без названия, Египет, цари которого, в противоположность царям сирийским, названы царями южными, поименован буквально в стихах 8, 42 и 43. Причину этого легко понять. Это не только потому, что Египет был древней могущественной монархией, столь известной израильтянам, но особенно потому, что во время Даниилова видения он составлял еще царство независимое, даже цветущее, которое уже 10 лет спустя было покорено Камбизом и присоединено к Персидскому царству. Что касается названий: Царь Южный и Царь Северный, то они выражают положение этих государств относительно Палестины. Во всех пророчествах и даже во всей Библии положение стран определяется относительно Палестины (срав. Дан.6:10 ); притом в третий год Кира, когда Даниил получил это откровение, возвращение иудеев в отечество уже началось. Итак, способ выражения, каким глава 11-я указывает на различные языческие государства, носит в себе печать эпохи Даниила. 109 Киттим – из сынов Иавана, сына Иафетова ( Быт.10:4 ; 1Пар.1:7 ), и отсюда – народ от него происходящий – Киттеи или Китийцы. Под ними, во-первых, разумеется Тирская колония на острове Кипре ( Ис.23:1: 12 ), и потом и весь остров Кипр ( 1Мак.15:23 ; 2Мак.4:29, 10:13, 12:5 ). А потом имени Киттим дают и более обширное значение, разумея под ним и другие острова и прибрежные земли Средиземного и Эгейского морей, особенно северные. Так у пророков имя это поставляется вместе с другими родственными землями или островами и говорится не об одном острове, а о многих островах Китийских ( Иер. 2:10 ; Иез. 27:6 ); Иосиф Флавий, Иероним и Епифаний, епископ Кипрский, под Киттийцами разумеют и жителей Кипра и жителей других прибрежных земель и островов (Иез.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Заграждали уста львов. Заграждали уста львов. Даниил (Дан.гл.6 и 14) и Самсон. Угашали силу огня. Угашали силу огня. Три отрока (Дан.3:10-22). Не сказал: угашали огонь, но силу огня, что сильнее. Ибо хотя он окружал их, но не имел силы жечь их. Избегали острия меча. Избегали острия меча. Также три отрока, или вернее сказать — Илия — меча Иезавели (3Цар.гл.2-18) и сам Давид — меча Саула. Укреплялись от немощи. Укреплялись от немощи. Возвратившиеся из плена вавилонского: ибо они ничем не отличались от костей мертвецов, как сказано у Иезекииля (Иез.37:11-14). Но и немощный Езекия получил прибавление жизни (4Цар.20:1-11). Были крепки на войне, прогоняли полки чужих. Были крепки на войне, прогоняли полки чужих. Это также относится к тем же самым, возвратившимся из Вавилона. Ибо соседние народы, всегда завидовавшие им, тогда еще более нападали на них, но они, уповая на силу Божию, верой побеждали их (1Мак.6:28-42; 2Мак.8:1-6 и др.). Более же всего подходит это к Самсону. Жены получали умерших своих воскресшими. Жены получали умерших своих воскресшими. Сарептская вдова чрез Илию (3Цар.17:20-23) и соманитянка чрез Елисея (4Цар.4:32-37). Иные же замучены были. Иные же замучены были. То есть обезглавлены, как Иоанн Креститель (Мф. 14:3-11), как Иаков, сын Зеведеев (Деян. 12:2). Некоторые, впрочем, мучение объясняли в смысле бичевания палками. Не приняв освобождения. Не приняв освобождения. То есть они могли бы не обличать тех, кого они обличали, и таким образом избавиться от наносимого им наказания, но они не пожелали этого. Дабы получить лучшее воскресение. Дабы получить лучшее воскресение. Лучшее — не такое, какое дети тех жен; или лучшее сравнительно с прочими людьми. Ибо святые в блеске будут подняты на облаках в сретение Господа, что в другом месте (Флп.3:11) называет восстанием — ξανστασις. И вообще — в жизнь вечную. Остальные же будут пребывать внизу, и воскресение будет им в вечное наказание. Другие испытали поругания. Другие испытали поругания. Например, Елисей, сделавшийся предметом насмешки для отроков (4Цар.2:23), или Самсон — для иноплеменников, после того, как ему выкололи глаза (Суд.16:25).

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010