1Мак.1:56 . и книги закона, какие находили, разрывали и сожигали огнем; «Книги закона…» – τ βιβλα το νμου, собственно, книги Моисея, Пятикнижие, хотя в широком смысле это может обозначать и вообще книги Ветхого Завета. 1Мак.1:57 . у кого находили книгу завета, и кто держался закона, того, по повелению царя, предавали смерти. «Книга завета» – βιβλον διαθιης – содержашая X Заповедей Божиих с изложением основных законов Израиля, данных при Синае ( Исх.20–23 , ср. Исх.24:7 ). Для более полного поражения и уничтожения иудейства гонению должна была подвергнуться вся священная литература евреев. 1Мак.1:58 . С таким насилием поступали они с Израильтянами, приходившими каждый месяц в города. «С таким насилием поступали они с Израильтянами, приходившими каждый месяц в города». Некоторые разумели здесь ежемесячный приход евреев в города для празднования новомесячий, чем и пользовались надзиратели царя, чтобы хватать и теснить этих ревнителей закона Моисеева. Другие толкователи придают определению «приходившими» страдательное значение, и разумеют здесь недобровольный приход их, а вызванный привлечением их к ответственности на местах за нежелание исполнить волю царя; другими словами это надо выразить так: «с таким насилием поступали они с израильтянами, арестовываемыми и приводимыми каждый месяц (для заключения в темницу и для расправы) в города (из окрестностей)». 1Мак.1:59 . И в двадцать пятый день месяца, принося жертвы на жертвеннике, который был над алтарем, «В двадцать пятый день месяца…» началось принесение языческих жертв на месте алтаря Иеговы. Эта число надо отличить от «15-го дня» того же месяца (Хаслева), когда только «устроили на жертвеннике мерзость запустения», т. е. языческий алтарь, но собственно принесение жертв началось с 25-го ( 1Мак.4:52,54 ; 2Мак.10:5 ). 1Мак.1:60 . они, по данному повелению, убивали жен, обрезавших детей своих, «Убивали жен, обрезавших детей своих…», – здесь нет нужды разуметь непременно собственноручное обрезание матерями своих детей вроде, напр., исключительного случая Исх.4:25 ; – речь идет просто о женщинах, позволявших обрезывать детей своих; настоящие совершители обрезания, подвергавшиеся той же печальной участи, упоминаются особо далее ( 1Мак.1:61 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

– «Училище по обычаю языческому» – γυμνσιον, гимназия, т. е. плац для гимнастических упражнений, состязаний и игр юношей, – украшенный портиками и с местами для зрителей. Устройством такого училища надеялись нанести вернейший удар Моисеевой религии, воспитав совершенно новое поколение юношей в духе языческом. 1Мак.1:15 . и установили у себя необрезание, и отступили от святаго завета, и соединились с язычниками, и продались, чтобы делать зло. «Установили у себя необрезание…» Мысль подлинника несколько иная: «сделали себе крайние плоти», частью – новой хирургической операцией, частью – другими более простыми средствами замаскировали знак обрезания, чтобы при обнажении на гимнастических играх не вызывать насмешек необрезанных. – «Отступили от Святаго завета…» Обрезание было знаком этого завета, поэтому – его прекращение, и тем более уничтожение знаков его на теле являлось открытым разрушением завета, совершенным отказом от него, отступничеством. – «Соединились с язычниками …» – ζεχθησαν τ. εθ. – точнее: «впряглись в ярмо язычников» – восприняв языческие убеждения и обычаи. – «Продались, чтобы делать зло…», – т. е. стали невольными рабами греха – выражение, буквально повторяющее 3Цар.21:20 , где Илия говорит Ахаву: «ты продался тому, чтобы делать зло…» – ππρασαι ποισαι τ πονηρν… (ср. Рим.7:14 и д.). Насколько все это находило себе сочувствия в народе, видно из 2Мак.4:13–17 . 1Мак.1:16 . Когда Антиох увидел, что царство укрепилось, предпринял воцариться над Египтом, чтобы царствовать над двумя царствами, 1Мак.1:16–28 : Разграбление храма и кровопролитие, произведенное в Иерусалиме Антиохом, подробнее описывается во 2Мак.5:1–23 . Это злое дело учинил он при возвращении с удачного для него похода на Египет ( 1Мак.1:19 ). Это был второй его поход ( 2Мак.5:1 ) туда, состоявшийся ( 1Мак.1:20 ) в 143 году эры Селевк., т. е. осенью 170 г. до Р. Х. – «Когда Антиох увидел, что царство укрепилось…» Это укрепление состояло в том, что был устранен Илиодор, узурпировавший трон после умерщвления Селевка, – затем, Антиох получил от Рима официальное признание царем, хотя прямым наследником престола приходился, собственно, сын Селевка Димитрий, только что отправившийся заложником в Рим, вместо Антиоха; – наконец, на основании одной заметки у блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

– «Изменилась красота женская…», т. е. от скорби и горя исхудала, поблекла. 1Мак.1:27–28 . Всякий жених предавался плачу, и сидящая в брачном чертоге была в скорби. Вострепетала земля за обитающих на ней, и весь дом Иакова облекся стыдом. «Вострепетала земля за обитающих на ней…», т. е. ради своих обитателей, как бы разделяя участие в их страданиях и позоре. Все другие переводы греч. π с вин., как-то: против обитателей, под обитателями, через обитателей и т. п. – менее точны и подходящи. – «Весь дом Иакова облекся стыдом…», собств., « каждый дом Иакова…», «каждое семейство», что в общем давало и «весь дом Иакова…». – «Облекся стыдом» – за позорное осквернение своего святилища и поношение своей религии. 1Мак.1:29 . По прошествии двух лет послал царь начальника податей в города Иуды, и он пришел в Иерусалим с большою толпою; «По прошествии двух лет…» – μετ δο ετη ημερων – буквально: «через два года дней, или времени» – гебраизм, обычный в Библии при обозначении времени (Быт.; ср. 2Цар.13:23,14:28 ; Иер.18:3,11 ). Так как первое разграбление Иерусалима и храма было в 143 г. э. Селевк., то это второе было, следовательно, в 145 г. (той же эры), или в 168 г. до Р. Х. (54 ст. «в 15-й день Хаслева»). Это был как раз тот год, когда успехи Антиоха в Египте были неожиданно остановлены властным римским veto, и он вынужден был оставить пределы Египта. Тогда-то он, озлобленный столь досадною неудачею, и, вместе, мстя за обиду (содействие, оказанное иудеями в попытке Иасона вытеснить Менелая и сочтенное за дерзкое возмущение против царской особы, см. 2Мак.5:5 и д.), обрушился на Иерусалим, где мог хозяйничать сколько угодно, не встречая отпора. С другой стороны, он преследовал здесь и ту положительную цель, чтобы провести решительнее свои намерения – оязычить иудейство, с понятным злорадством приветствовавшее позор царя-разбойника и грабителя храма, как начало Божьей кары над ним, и давно уже бывшее на виду царя, как главное препятствие создать единую эллинистическую силу, способную противостоять напорам такой силы, как римская.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

С этого дня положили убить Его. Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими. Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься. Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придет ли Он на праздник? Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его ( Ин.11:45–57 ). Очевидно, что у Иоанна речь идет об ином совещании, состоявшемся несколько ранее, чем описанное у синоптиков. Последнее происходит за два дня до Пасхи, а то, о котором говорит Иоанн, по-видимому, за несколько недель до нее. 141 В период между двумя совещаниями Иисус удаляется в Ефраим, где пребывает с учениками. Упоминание об этом у синоптиков отсутствует, и сама идентификация города является предметом споров между учеными. Некоторые ученые отождествляют Ефраим с «Ваал-Гацором, близ Ефрема», упоминаемым во 2-й книге Царств (13:23). Другие отождествляют Ефраим с Офрой ( Нав.18:23 ; Суд. 6:11 ; 1Цар.13:17 ), Ефроном ( 2Пар.13:19 ) или Аферемой ( 1Мак.11:34 ). Однако еще в IV веке Евсевий Кесарийский помещал Ефраим на расстояние двадцать миль (около тридцати километров) от Иерусалима. 142 В настоящее время большинство ученых отождествляет Ефраим с селением Эт-Тайиба, расположенным в двадцати четырех километрах от Иерусалима на высоком холме, откуда видна долина Иерихона и Мертвое море. 143 Таким образом, мы имеем свидетельства о двух совещаниях. Первое описано более подробно. На первом совещании главным аргументом становится следующий: Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Под «местом» здесь может пониматься как вся страна, так и Иерусалим. Некоторые комментаторы видят здесь указание на храм Иерусалимский – святое место для всего израильского народа. 144 Во Второй Маккавейской книге упоминаются «место» и «народ», при этом под местом понимается именно храм ( 2Мак.5:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Дан.11:20 . На место его восстанет некий, который по­шлет сборщика податей, прой­ти по цар­с­т­ву славы; но и он по­сле немногих дней по­гибнет, и не от воз­муще­ния и не в сраже­нии. Преемником Антиоха был его сын Селевк IV Филопатор, процарствовавший 12 лет и не совершивший ничего выдающегося. Он успел только опозорить себя попыткой ограбить сокровища иерусалимского храма, для чего под благовидным предлогом послал в Палестину своего сановника Илиодора. Но Господь чудесным образом спас Свое святилище от нечестивца ( 2Мак.3:7–29 ). Дан.11:21 . И восстанет на место его пре­зрен­ный, и не воз­дадут ему царских по­честей, но он при­дет без шума и лестью овладеет цар­с­т­во­м. Дан.11:22 . И всепотопля­ю­щие по­лчища будут по­топлены и сокрушены им, даже и сам вождь завета. Дан.11:23 . Ибо по­сле того, как он вступит в союз с ним, он будет дей­с­т­во­­вать обманом, и взойдет, и одержит верх с малым народом. Дан.11:24 . Он войдет в мирные и плодоносные страны, и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его; добычу, награблен­ное имуще­с­т­во и богат­с­т­во будет расточать сво­им и на крепости будет иметь замыслы­ свои, но только до време­ни. Преемником Селевка Филопатора был брат его; сын Антиоха, Антиох Епифан (175–164 г.). Он характеризуется, как человек «презренный», т. е. ничтожный по нравственному достоинству и недостойный по своим правам престола, почему «и не воздадут ему царских почестей», а он «завладеет царством лестью». И действительно, Антиох Епифан хитро устранил законного наследника престола – сына Селевка Димитрия, бывшего в это время заложником в Риме, и предотвратил происки на тот же престол государственного казначея Илиодора и своей сестры, египетской царицы Клеопатры, в пользу ее малолетнего сына, египетского царя Птоломея Филометора. С этим последним Антиох Епифан начал было войну, в которой «всепотопляющие полчища» египетские были им разбиты ( 1Мак.1:17–19 ). Заключив затем с Филометором временный союз, Антиох, прикрываясь родством, вошел в Мемфис и здесь под предлогом, что он берет на себя заботы о малолетнем племяннике-царе и о делах его правления, стал полновластно распоряжаться Египетским царством: вступил «в мирные и плодоносные страны» Египта и сильно разграбил их; думал о том, чтобы разрушать крепости египетские и обессилить страну и затем окончательно овладеть южным царством.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Другими словами, благоговейно почитая святые иконы, мы воздаем молитвенное почтение живым личностям святых, которых они изображают и которые действительно живут на небесах как наши молитвенники и ходатаи перед Богом. В этом смысле чтим мы и иконы Самого Владыки Христа и святых небесных Сил Бесплотных. Хотя по Своему Божественному естеству Владыка Христос не описан, и неописуем, и выше всякого человеческого умопредставления, и слова, и образа, но Своим воплощением, Своим вочеловечением Он благоволил описать Себя, вообразовать Себя в человеческий образ, вместить Себя в человеческое тело и тем самым стать видимым образом, видимым изображением, видимой иконой невидимого Бога, Церковь богодухновенно сказует это благовестие в своих благодатных молитвах: «Естеством неописанный Божественным Твоим сый, на последняя, Владыко, воплощся, изволил еси описоватися; плоти бо приятием, и свойства вся сея взял еси». «Неописанное Слово Отчее, из Тебе, Богородице, описася воплощаемь». Сделанный таким образом и украшенный херувимами ковчег свидетельствовал о присутствии невидимого Бога, поощряя верующих к благоговению перед Богом и к рачительному исполнению Его заповедей. Он окрылял их души к молитвенному воспарению к Богу, к деннонощному херувимскому служению Господу. Тем паче что евреи благоговейно чтили святых Ангелов как блаженных Божиих служителей и своих заступников, посредников, помощников (см. Быт.3:24, 24:7, 28:12 ; Нав.5:13–15 ; 2Цар.24:16 ; 4Цар.19:35 ; Иов.33:23 ; Пс.17:11, 33:8, 90:11 ; Ис.37:36 ; Иез.10:2–22 ; Дан.3:54, 6:22, 7:10, 8:11, 10:13, 12:1 ; Сир.48:24 ; 1Мак.7:41 ; 2Мак.15:22 ). Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и расточатся враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым ( Чис.10:35–36 )! Когда же израильтяне, предводимые Иисусом Навином, потерпели поражение от гаитян, Иисус разодрал одежды свои, и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним, и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы, – на что Господь явился ему и повелел, что надлежит ему сделать, дабы устоять перед своими врагами ( Нав.7:6–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

696 II. Праздник обновления храма (chanukah τα γχανια Ин.10:22 . Лютер: Kirchweihe), продолжавшийся восемь дней с 25-го Кислева (декабрь), установленный Иудою Маккавеем ( 1Мак.4:56 и д. 2Мак.10:6 и д.) в воспоминание об очищении храма от осквернения его сирийским идолослужением и об освящении вновь сооруженного жертвенника (γχανισμς του ϑυσιαστηρου 1Мак.4:59 ), сопровождавшийся блистательным освещением домов в Иерусалиме и во всех местах, населенных Иудеями. Хотя самое освящение жертвенника, последовавшее за очищением и обновлением храма, сопровождалось принесением всесожжений, благодарственных и хвалебных жертв с пением и музыкою ( 1Мак.4:54 и д.), причем израильтяне носили с собою венки, зеленые пальмовые ветви и ветви других красивых дерев, подобно тому, как в праздник кущей ( 2Мак.10:6 и д.); однако, при ежегодном повторении праздника обновления, не совершалось никакого особенного церковного обряда, и все торжество состояло только в праздничном освещении домов. На основании этого обычая Иосиф называет праздник обновления φτα и считает это торжество за символ власти и свободы, которая, сверх всякого чаяния, озарила народ. 697 III. Об остальных праздниках, упоминаемым Иосифом и Талмудистами, трудно сказать что-либо положительное. Таковы: 1) праздник ношения древ (ξυλοφορα) 698 3-го Элула, в который каждый иудей должен был приносить к храму дрова, чтобы постоянный огонь неугасаемо мог поддерживаться на жертвеннике. Праздник этот обязан своим происхождением, вероятно, тому обстоятельству, о котором упоминается в кн. Неем.10:34 и д. Это было ничто иное, как радостный день, который ежегодно представители семейств проводили в Иерусалиме, стекаясь туда по случаю обязательной доставки дров, необходимых для жертвенника. 2) Праздник 23-го числа второго месяца, установленный первосвященником Симоном в воспоминание о возвращениии иерусалимской крепости и об очищении ее от языческого осквернения ( 1Мак.13:52 ). Впрочем Иосиф ничего не говорит об этом празднике. 3) Праздник Никанора 13-го Адара, установленный в воспоминание о поражении и умерщвлении нечестивого Никанора ( 1Мак.7:49 ); праздник этот существовал еще во времена Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Но еще прежде, чем Антиох дошел до Сирии, его встретило известие о гибели его брата от руки Илиодора, который, однако, не успел утвердиться на престоле убитого, и сам погиб от сторонников Антиоха. Беспрепятственно унаследовав престол брата, Антиох не умедлил применить в своем положении все, чему научил его Рим. Хорошо понимая, что упадок и слабость Селевкидской монархии с самого начала обусловливались отсутствием действительного национального единства, Антиох не остановился перед тем, чтобы вступить для достижения и упрочения этого единства на новый путь усиленнейшего «эллинизирования» своих владений, т. е. введения в них повсюду одних обычаев, одного языка, веры и просвещения в тогдашнем языческом духе, – путь, который, между прочим, привел его к роковой борьбе с евреями, и создал ему столь печальную известность в истории. О всех этих событиях подробнее и начинает повествовать 1 книга Маккавейская, с дальнейшего стиха 11-го. 1Мак.1:11–15 : Успехам Антиоха Епифана в осуществлении своих замыслов на еврейском народе и самому возникновению этих замыслов немало должна была способствовать вдруг появившаяся в самом народе партия отступников от Иеговы, возлюбивших обычаи и установления языческие. О времени (и обстоятельствах) образования этой партии в народе, доселе отличавшемся верностью Иегове, писатель неопределенно выражается – «в те дни» – ν τας ημραις κεναις, т. е. во дни Антиоха. Из сопоставления данного места с 2Мак.4:7 и д., 2Мак.4:23 и д. и с датою ст. 20 настоящей главы ( 1Мак.1:20 ) точнее можно установить, что это имело место в самом начале царствования Антиоха. Эти «сыны беззаконные», вышедшие, т. е. выступившие из среды Израиля, успели совратить своим примером и речами сначала «некоторых», а потом и «многих из народа» ( 1Мак.1:13,43,52 ; 2Мак.4:13 и д.). Призыв: «пойдем и заключим союз с народами, окружающими нас» представляет сознательное намеренное нарушение заповеди закона: «(не смешивайся и) не заключай союза ни с ними, ни с богами их», т. е. язычников, чужеземных народов ( Исх.23:32,34:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Что же касается начального пункта, то он не поддается точному определению. Открытая борьба Антиоха Епифана с ветхозаветной церковью началась с 143 г., когда он после поражения Египта двинулся на Иерусалим, вошел в святилище и ограбил его ( 1Мак.1:20–23 ); но боговраждебная деятельность вообще сказалась несколько ранее. В частности, в 142 г. с его согласия первосвященник Ония был лишен должности стараниями нечестивого Иасона. В свою очередь и этот последний был устранен неким Менелаем, кравшим и продававшим сосуды храма ( 2Мак.4:32 ). В виду этого весь период боговраждебной деятельности Антиоха Епифана в определяют временем от 148 до 142 г., в каковой промежуток вмещаются 2 300 суток, равняющиеся 6 годам и 3 или 4 месяцам с несколькими днями. Кроме указанного понимания и исчисления «2 300 вечеров и утр», существует еще и другое. Пророческое откровение имеет, говорят, главным предметом вопрос о жертвах. А так как они приносились по закону Моисееву утром и вечером, то и выражение вечер – утро указывает на то, что у пророка Даниила имеются в виду утренние и вечерние жертвы, – временные пункты их совершения. Сообразно с этим вечер и утро должны быть исчисляемы отдельно, и число 2 300 вечеров-утр должно быть определяемо в 1 150 суток, или полных дней. Но подобное исчисление прежде всего противно библейскому словоупотреблению. В тех случаях, когда еврей хочет отдельно обозначить составные части суток – день и ночь, там он ведет каждой части отдельный счет; он говорит: 40 дней и 40 ночей ( Быт.7:4, 12 ; 3Цар.19:8 ), три дня и 3 ночи ( Ин.2:1 ; Мф.12:40 ). Во-вторых, принимая во внимание хронологические даты деятельности Антиоха Епифана по Маккавейским книгам, в ней нельзя найти такого периода времени, к которому было бы возможно приурочить 1 150 дней. Так, начальным пунктом поругания святилища считают (Делич) или 15 день Хаслева, – время поставления идольского алтаря в храме ( 1Мак 1.54 ), или время прибытия в Иудею начальника податей Аполлония и взятия их Иерусалима в том же 145 г. (Блек. 1Мак.1:29 и д. 2Мак.5:24 ). Но в первом случае до конца боговраждебной деятельности Антиоха, – 25 дня месяца Хаслева 148 г. ( 1Мак.4:52 ), прошло только 3 г. и 10 дней, или 1 090–1 105, а не 1 150 дней. Во втором случае без всякого основания, а лишь в видах приобретения нужного числа относят время прибытия Аполлония к первому месяцу 145 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   Наконец, по воззрению писателей Маккавейских и других неканонических книг, ветхозаветные канонические книги суть книги «святые» (1Мак.12:9; 2Мак.6:23), они даны Богом (2Мак.6:23); писателей их поддерживала высшая Божественная мудрость (Прем.7:27); в них заключены Божественные предписания (Вар.4:1) и слово Божие (1Мак.7:16). Их происхождение и авторитет отличны от происхождения и авторитета всех других многочисленных еврейских произведений (3Езд. 14 гл.).    Для нас из 2 Маккавейской книги особенно важно сведение о Неемии, как собирателе Священной ветхозаветной библиотеки. Но, приводя это сведение, мы не можем скрыть и неполноты его для рассматриваемого вопроса: о заключении канона Неемией можно лишь из этой цитаты догадываться, а не утвердительно говорить. Этот пробел и недомолвка пополняются свидетельством Иосифа Флавия. Иудейский историк в сочинении: Против Аппиона, защищая превосходство еврейской истории перед греческой, говорит, что иудеи заботились более греков о точности своей истории. У иудеев, говорит он, был наследственный класс священников, которые тщательно охраняли от повреждений врученные им Священные книги. Им в этом помогали озаряемые Богом пророки, которые были священными писателями. Все Священные книги евреев Флавий называет законом и писаниями (νμος κα αναγραφα) и насчитывает их 22 книги, разделяя на три класса: 5 книг закона, 13 пророков и 4 книги священных песней и учений. Затем он говорит: «у иудеев не всякий человек (хотя бы и ученый) может быть священным писателем, но только пророк, пишущий по Божественному вдохновению (επιπνοα του θεο), почему все Священные еврейские книги справедливо могут быть названы Божественными. 13 пророков (с Иисуса Навина до Малахии) написали историю еврейского народа от Моисея до Артаксеркса (Лонгимана) и при том историю самую достоверную. После Артаксеркса (и до Иосифа) велась история (евр. народа), но не столь достоверная, потому что в это время не было пророков и не существовало пророческое предание (διαδοχ των προφητν).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010