Первый говорит о книге Моисея, в которой заключались пророчества о бедствиях иудеев во время плена ( Дан.9:11, 13 ­­ Лев.26 ; Втор.28 ); второй о законе, данном Богом Моисею на горе Хориве ( Мал.4:3 ). Согласно предписаниям Пятикнижия Малахия порицает небрежность священников при жертвоприношении ( Мал.1:7–8 ­­ Лев.1:10; 3:6; 6:27 ), вспоминает описанный Моисеем «завет Господень с Левием» ( Мал.2:4–5 ­­ Втор.33:9–10 ). Вообще все пророческое богословие основывается на Пятикнижии Моисея и составляет во многом прояснение и раскрытие теократической истории Израиля, предначертанной в пророческих речах Моисея ( Лев.26 гл.; Втор.28–32 глл.). Так, все ветхозаветные писатели основываются на Пятикнижии Моисея и в своих писаниях руководятся им как законом. Жизнь еврейского народа в их очах должна быть исполнением того же закона, а нарушение последнего считается источником тех бед, которые возвещены в пророчествах Моисея и постигали евреев в различное время их жизни. Послепленные священные историки вавилонский плен рассматривают как время «празднования Палестиной своих суббот», возвещенное Моисеем ( 2Пар.33 ­­ Лев.26:43 ). Книги Паралипоменон, Ездры и Неемии наполнены свидетельствами о «законе» и писаниях Моисея ( 1Езд.3:2; 6:18, 22; 7:6 ; 1Пар.14:2; 29:21–22 ; 2Пар.23:18–35; 25 и мн. др.). Согласно свидетельству ветхозаветных канонических книг, неканонические также ссылаются на Пятикнижие Моисея и его законы, историю и пророчества ( Сир.44–45 глл.; 1Мак.2:26, 51–54 ; 2Мак.2 гл.; Прем.10 гл.; Иудифь.5:10; 8:26–28 ; Тов.1:7–8 ; Вар.2:2 ). Иосиф Флавий (Прот. Апп. 1, 8) и Филон (Vita Moysis. III, 3) признавали все Пятикнижие писанием Моисея. Александр Полигистор, Евполем и Гекатей замечали в своих историях, что по верованию иудеев Моисей написал иудейскую историю и законы. В талмуде все Пятикнижие называется законом Моисея. Моисей называется великим ученым писателем Израиля (Sota. 13b; Baba Batra. 14b). Он написал свою книгу и историю Валаама, придав через это изречениям Валаама пророчески-богодухновенный характер (Baba Batra.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Розенмиллера Schal. ad h. ünd A и N. Morgenl. IV, стр. 323. О роскоши, с какою восточные жители носили пояса, слич. Яна, bibl. Archaol 1, 2. ст. 80 и д., Винера, R. W. 1 стр. 448. 818 Соответственно одежде Heik нынешних Арабов, имеющей около 6 локтей длины и до 3-х локтей ширины (слич. Фабера zu Beobacht. Гартара II. стр. 407; Нибур, Beschr. von Arabien стр. 62 и Яна стр. 87) и греческой μτιον (слич. Германна стр. 93). Эту одежду (подобно длинным шалям наших дам) накидывают на корпус, причем два противоположных края (kenaphot) собирают в обе руки; можно также вешать на спину другими двумя углами, как это можно видеть в Reisc-Huбypa 1 стр. 196 в рисунке Араба на табл. 29. Иногда ее вешают на левое плечо, так что задний край, идущий чрез спину, и передний, идущий чрез грудь и живот, соединяют под правою рукою и там связывают оба конца, или укрепляют их застежками или пряжками, как показывают рисунки на развалинах Персеполя. Шapдuha–Voyage, II стр. 100. табл. 64 и Huбypa–Reise II. стр. 130 табл. 22 ном. 8 и стр. 132 ном. 6 и рисунки арабов в путешеств. Нибура Reise 1. стр. 268, табл. 54. Дорогие плащи всегда застегивались золотыми пряжками (πρπη 1Мак.10:89; 11:58 ). Выпуклые складки спереди груди (cheik грудь, пазуха), в которых праздные люди обыкновенно держали сложенными руки ( Пс.74:11 ), иногда употребляли как карманы или мешки, в которых носили мясо, хлеб, хлебные зерна и другие жизненные припасы ( 4Цар.4:39 ; Агг.2:12 ; Лк.6:38 ). Или же употребляли эту одежду, как платок, который связывали в узел и носили на плечах (Исх.12:34. Руф.3:15; Суд.8:25 ; Притч.30:4 ), как еще теперь делают это восточные жители. Слич Chaw. Reise, стр. 197; Nachr. von Marokko стр. 116. 819 Эти кисти, τ κρσπεδα Мф.9:20 ; Лк.8:44 воскрилия, края одежды, во Втор.22:12 называются gedilim, бахромою, потому что они были приготовляемы из сученых шнурков. Шнурки были гиацинтового цвета, потому что кисти, как знаки божественных заповедей, должны были напоминать о небесном первоначале этих заповедей. Раввинские определения об этом см. у Каризовия, Apparat, стр. 197 и д. Нынешние Иудеи носят два tallith’a с такими кистями, один под одеждою всегда, другой в определенные праздники в синагогах; слич. Баденшатца kirchl. Jerfass W. стр. 9 и д. Находят также кисти на углах верхней одежды на некоторых персепольских фигурах,–у Нибура Reise, II, стр. 130. табл. 22. 2–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

145  В Первой и во Второй Маккавейских книгах принята Селевкидова эра летосчисления. Она вошла в употребление среди Иудеев с того времени, как они подпали под власть Сирийского царства. 145 год этой эры есть 168 год до P. X. 146  Ср. Josephi Flavii Antiquitates judaicae Lib. XII, cap. 6 et 7; De bello judaico. Lib. 1, cap. 1. 147  Превращение храма в капище и осквернение жертвенника началось с 15 числа Хаслева, но впервые идольская жертва на жертвеннике была принесена 25 числа и 25 же числа того же месяца, через три года, Иуда в первый раз на новом жертвеннике принёс жертву истинному Богу (1Мак. 1и 4:52–54). 148  Mygne. Patrologiac Cuars. Compl., ser. lat , t. XXV., col. 571. Comment, in Danielem. Cap. 11, vers. 37. 150  Должно заметить, что храм был сожжён вопреки воле и распоряжениям Тита, – сожжён потому, что собравшиеся в нём иудеи продолжали борьбу против римских воинов. 151  Прообразом антихриста в Ветхом Завете был ещё Валаам в качестве лжепророка и противника Моисея ( Числ. 2 глава). Моисей есть прообраз Иисуса Христа, а потому и противник его есть прообраз противника Христа. Прообразом антихриста в Ветхом Завете был ещё Голиаф, как противник Давида ( 1Цар. 17 глава), прообразовавшего Иисуса Христа. Голиаф предизображает мирское могущество антихриста, его воинскую силу и кровожадную свирепость, а также хвастливое красноречие и самодовольную гордыню демагога. Но Валаам и Голиаф суть, так сказать, косвенные прообразы антихриста, как враги прообразов Христа – Моисея и Давида, и притом в них характер антихриста предизображён тускло и не полно. Антиох же Епифан с ожесточением гнал веру в истинного Бога и стремился совсем уничтожить истинную религию, был злейшим врагом народа Божия и самого Бога, гнал и попирал святое, он – наиболее полный и яркий прообраз антихриста. 152  Феодорит в этом подражает Иудеям, которые также стихи с 20 до 36 относят только к Антиоху, с 36 до конца книги – к антихристу. Об этом см. S. Hieronymi Commentarius in Danielem. Cap. 11, vers 36.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Да ещё против них же и стригольщиков в возражение преподобным Иосифом Волоколамским сочинена книга под именем «Просветитель»; также для обличения их писаны в Новгород и во Псков от Цареградских патриархов Антония и Филофея и от митрополита Киевского Фотия поучительные послания 791 . Противоположения [Первое.] I.Meccuuho, скажут селезнёвцы с жидами, пришествие отложено за грехи людские? Ответ. Где о том в Писании предсказано, аки бы время оное за грехи будет отсрочено? Грехи паче требовали, чтоб Мессия, пришедши, их упразднил и исцелил тление наше. А отсрочивать, напротив, лекарство зельне страждущим весьма есть не дельно. [Второе.] II.Oбpeзahue дано-де от Бога в завет вечен ( Быт.17:7 ), и прочие обряды уставлены быть вечными ( Исх.12:17 . Лев.23:14 )? Ответ. Вечность означает здесь известную времени продолжительность. Ибо пока обществу иудейскому определил Бог стоять нерушиму, до явления, то есть, Мессии, до тех только пор, а не далее заповеди оные были непременяемы, или вечны. В таком неизвестное время означающем смысле вечным именуется Самуилово пред Господом пребывание ( 1Цар.1:22 ), священство Финеесово ( 1Мак.2:54 ), право рабства, от одного юбилеа до другого, через 50 именно лет простиравшееся ( Исх.21:6 ). §47. Против суетных Положение истины [О сих чти в части 1, §2, IV, п.22 и §3, IV, п.22.] Невеждам и суеверам, а не прямым христианам, свойственно есть отлучать других от своего общества за какое-либо с нами, православными, в пищи и питии или в ином чём сообщение; кольми ж паче пребезумно и суетно тем отлучаемым, вдавшись отчаянию, почитать себя засуетившимися и порабощаться купно всем порокам. [Довод I, о неотлучении за общение с нами.] I.Uбo по истинному благочестию от сословия верных или от причастия отлучать повелено величайших преступников, соблазн братии своей наводящих, как то: прелюбодеев, хищников и сим подобных. Но иметь общение в пищи и в иных необходимостях с нами, христианами, какое заключает в себе преступление? И чем оное от нас сквернится? Разве суетным суетных голов своемыслием 792 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nastavle...

и оставляли сыновей своих необрезанными, и оскверняли души их всякою нечистотою и мерзостью, 49. для того, чтобы забыли закон и изменили все постановления. 50. А если кто не сделает по слову царя, да будет предан смерти. 51. Согласно этому писал он всему царству своему и поставил надзирателей над всем народом, и повелел городам Иудейским приносить жертвы во всяком городе. 52. И собрались к ним многие из народа, все, которые оставили закон, – и совершили зло в земле; 53. и заставили Израиля укрываться во всяком убежище его. 54. В пятнадцатый день Хаслева, сто сорок пятого года, устроили на жертвеннике мерзость запустения, и в городах Иудейских вокруг построили жертвенники, 55. и перед дверями домов и на улицах совершали курения, 56. и книги закона, какие находили, разрывали и сожигали огнем; 57. у кого находили книгу завета, и кто держался закона, того, по повелению царя, предавали смерти. 58. С таким насилием поступали они с Израильтянами, приходившими каждый месяц в города. 59. И в двадцать пятый день месяца, принося жертвы на жертвеннике, который был над алтарем, 60. они, по данному повелению, убивали жен, обрезавших детей своих, 61. а младенцев вешали за шеи их, дома их расхищали и совершавших над ними обрезание убивали. 62. Но многие в Израиле остались твердыми и укрепились, чтобы не есть нечистого, 63. и предпочли умереть, чтобы не оскверниться пищею и не поругать святаго завета, – и умирали. 64. И был весьма великий гнев над Израилем» ( 1Мак.1:1–64 ). Хотя для внимательного и вдумчивого читателя едва ли требуется комментарий к сей «повести первоначальных дней» 141 (ст.11 и след.). Но «Бог поругаем не бывает» ( Гал.6:7 ), и плодом этого отступничества от пути истины явилось пленение Антиохом Иерусалима, ограбление храма, похищение святынь его, избиение иудеев и «великий плач в Израиле». Спустя два года повторилось то же бедствие, но еще более тягостное. Иерусалим подвергся огню, разрушению и ограблению, святилище осквернению, многие жители с семьями были пленены, внутри самого святого града создалась вражеская крепость, снабженная оружием и провиантом и ставшая «постоянною засадою для святилища и злым диаволом для Израиля».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Но кроме того в обоих псалмах находятся и такие черты, которые прямо говорят в пользу этого последнего и не могут быть с непринужденностью соглашены с гипотезою о Маккавейском их происхождении. Такова в особенности в псалме 73 жалоба псалмопевца пред Богом, что враги «предали огню святилище» Его (ст. 7). Выражение ее настолько просто, ясно и по ходу речи естественно и последовательно, что нельзя сомневаться в том, что речь идет о храме Иерусалимском и именно о совершенном его сожжении, и что это выражение, как и всю вообще картину разрушения в псалме, следует понимать не иначе, как в прямом, буквальном, историческом смысле, а не в каком-либо иносказательном или гиперболически-поэтическом. Это подтверждает и ближайший контекст второй параллельной половины того же стиха, в которой, по свойству еврейского параллелизма членов, мы и должны ожидать развития и объяснения мысли, заключенной в первом полустишии. Здесь мы читаем, что «враги» «совсем» – буквально с еврейского: «до земли», т.е до совершенного низложения и превращения в прах земной 1166 , – «осквернили жилище имени Божия» (ст. 7); а такое осквернение жилища Божия или храма именно предполагает окончательное разрушение его, или совершенное сожжение, как это и говорится прямо в первой половине стиха. Но ветхозаветная история не знает другого сожжения храма, кроме бывшего при Халдейском нашествии. Во времена гонений Антиоха Епифана, по ясному свидетельству истории, «святилище было опустошено, жертвенник осквернен (языческими жертвоприношениями. – 2Мак.6:5 , 1Мак.1:54 ), ворота сожжены и в притворах, как в лесу или на какой-либо горе, поросли растения, и хранилища были разрушены» 1167 ; но кроме упоминаемого в приведенном свидетельстве сожжения ворот храма, о котором дважды упоминается и во 2Мак.кн (1:8 и 8:33), никакого другого сожжения во храме, а тем более сожжения и разрушения целого храма не было, а потому и в псалме этого времени также не могло быть речи о подобном сожжении и разрушении. Правда, в псалме 78 упоминается лишь только об осквернении храма (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Так как это царство вечно, то и правда, осуществляемая в нём и через него, названа вечною. Можно также принять и толкование Ефрема Сирина 1048 и Блаженного Феодорита, 1049 которые под именем правды вечной разумеют Самого Христа. Христос есть глава царства Божия и первооснование его правды; для членов царства Божия Он есть путь и истина и жизнь ( Ин.14:6 ); Он сделался для нас премудростью от Бога, праведностью, и освящением, и искуплением ( 1Кор.1:30 ). В пятом положении: и запечатаны были видение и пророк, говорится о прекращении пророчествования о Христе. Все ветхозаветные пророки, кончая Иоанном Крестителем, предсказывали, главным образом, о Мессии и Его царстве. Иисус Христос и есть этот Мессия, о котором они предсказывали. С пришествием Его и на Нём их пророчества —391— исполнились. Дар пророчества, конечно, не прекратился и после пришествия Христа ( 1Кор.12:28, 29 ), и Сам Христос был пророк, сильный в деле и слове ( Лк.24:19 ). Но прекратилось пророчествование о Христе, потому что об осуществившемся и прошедшем, пророчествовать не нужно и невозможно. Говоря точнее, прекратилось ветхозаветное пророчествование, касающееся первого пришествия Христа, ибо сам ветхий завет перестал существовать с явлением Христа и с наступлением нового завета; ветхозаветные пророчества о явлении Христа исполнились, и новые пророчества о Христе стали невозможны, пророчествование о Нём запечатано. «Положен будет конец всем пророчествам, говорит Феодорит; потому что конец закона Христос, к праведности всякого верующего ( Рим.10:4 ), и пророчественная благодать отступит наконец от народа Иудейского. Если бы Владыка Христос, пришедши, не пострадал и не сотворил того, что предсказали пророки, то не обнаружилась бы истина пророков. Поэтому исполняет и как бы запечатлевает и подтверждает предреченное пророками, совершая и претерпевая ими прореченное». 1050 «Христос приидет, изъясняет это место Ефрем Сирин , и страданием Своим исполнит все предречения пророков». 1051 Шестое, и последнее положение: и помазан был Святый Святых, не указывает ни на освящение жертвенника, восстановленного Зоровавелем и Иисусом ( 1Езд.3:2–6 ), ни на освящение Зоровавелева храма, ни на освящение жертвенника, вновь построенного после гонения Антиохова ( 1Мак.1:54 ), так как при этих случаях помазания елеем не было, о нём не упоминается: в этом изречении говорится о помазании Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

37 Этот праздник совершался 25-го числа девятого месяца, Хаслева (=ноябрь – декабрь), и установлен был Иудой Маккавеем в память очищения храма в 164 году до Р.Хр., после осквернения его Антюхом Епифавом в 167 году до Р.Хр. См. 1Мак.4:52–59 . 39 По разъяснению Талмуда, должно было различать начатки двух родов: биккурим и терумот‘. Первым именем назывались естественные произведения земли, начатки от плодов земли, семи указанных видов ( Втор.8:8 ). Второе же название прилагалось к начаткам искусственно, руками человеческими, приготовленных произведений, напр.: ткани, муки, напитков и т.п. Эти последние начатки не приносились во храм, а прямо посылались священникам и левитам, в пользу которых они шли, и притом посылались Иудеями, жившими не только в Палестине, но и в Египте, земле моавитян и аммовитян, в Сирии и Вавилоне (Biccurim, 2, 2; см. Winer, cit. Werk. Bd. I. S. 343, и Herzog, ibid. S. 482). По свидетельству Иосифа Флавия (Antt. 16, 6, 7; edit. Bekkeri, t. IV, p. 27) те же начатки посылались иудеями, жившими в Малой Азии, а по Филону (орр. II, 578 см. Winer, ibid.) и из Рима. 52 Оно защищается даже такими авторитетными учеными, как Ольсгаузен (Biblisch Comment. 2-ter B d., 3 Aufl. 1838, S. 139–140) и Неандер (Leben lesu. 1 Aufl. S. 436). К этому мнению присоединяется и Фаррар («Жизнь Иисуса Христа», перев. Матвеева, ч. I, Мскв. 1876, стр. 181–183). 54 Пурим значит жребий. Такое название этот праздник получил потому, что празднуется в тот самый день, который Аманом по жребию был назначен для истребления всего народа еврейского. Современные нам Иудеи празднуют этот праздник 14-го и 15-го Адара следующим образом. 13-й день Адара они постятся в память поста Есфири, почему в Иудейском календаре он обыкновенно и называется постом Есфири. Богатые иудеи в этот день раздают бедным так называемое серебро дани Пурим, в количестве точно указанном талмудом. Бедные должны истратить эти деньги на празднество следующего дня, так чтобы ничего от них не осталось. Вечером евреи собираются в синагогу, где читается книга Есфирь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

в воскресение мертвых (12:3) и в священные книги (9:2), т. е Библию 109 , то это возражение не имеет для православного богослова серьезного значения. Все эти верования имеют себе ранний, а не поздний генезис, как уже доказывалось в обозрении книги Иова. 110 Отвергая подлинность книги Даниила. критики «единогласно» относят происхождение ее к эпохе Антиоха Епифана (167 164 гг. до P. X.). Какие же для этого основания ? Единственное: «ясное " · пророчество о нем и его гонении на Иудеев в 8:22–25, 11:31. Но ведь указанные пророчества далеко не единственны и не «центральны» в книге Даниила, чтобы ими обусловливать цель и время происхождения книги. С равным правом можно определить время происхождения книги по 9:25–27, т. е. по окончательному разрушению храма и Иерусалима. А когда оно было? При Помпее. Веспасиане, Тите, а может быть и позднее? Отчего же не отнести к 70 году по P. X. происхождение книги, хотя бы «цитованной» Иисусом Христом ( Мф.24:15–16 )? Ведь для критиков эта цитата «неавторитетна». Пожалуй с таким же правом можно считать современным происхождению книги пророчество о «камне, разрушившем тело», виденное Навуходоносором (2:41–45), и, если угодно, то и «суд над зверями» с огненною рекою (7:9–14), воскресение мертвых (12:1–3)... Когда все это было и на какую «эпоху» может указывать? Не лучше ли отказаться от руководства подобными смутными указаниями. Если при Антиохе Епифане написана эта книга, то почему мнимый современник ее происхождения, писатель Маккав. книги, сочел ее пророчеством об этом времени ( 1Мак.2:49–62, 1:31–54 = Дан.9:27, 11:31–32 )? Почему, с другой стороны, писатель книги Даниила умолчал о своих славных современниках Маккавеях и их борьбе с Аатиохом? Почему он так «благосклонно» относится к языческим правителям Навуходоносору, Валтасару, Киру и др. и упоминает об их указах также «весьма благосклонных» к Иудеям?.. Почему не видно у него «естественной» озлобленности к язычеству, возбужденной Антиоховым гонением? – Какая-то, напротив, неестественность и даже несообразность получается.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В пятом положении: и запечатаны были видение и пророк, говорится о прекращении пророчествования о Христе. Все ветхозаветные пророки, кончая Иоанном Крестителем, предсказывали главным образом о Мессии и Его царстве. Иисус Христос и есть этот Мессия, о котором они предсказывали. С пришествием Его и на Нём их пророчества исполнились. Дар пророчества, конечно, не прекратился и после пришествия Христа ( 1Кор. 12:28–29 ), и Сам Христос был пророк, сильный в деле и слове ( Лк. 24:19 ). Но прекратилось пророчествование о Христе, потому что об осуществившемся и прошедшем пророчествовать не нужно и не возможно. Говоря точнее, прекратилось ветхозаветное пророчествование, касающееся первого пришествия Христа, ибо сам Ветхий Завет перестал существовать с явлением Христа и с наступлением Нового Завета; ветхозаветные пророчества о явлении Христа исполнились, и новые пророчества о Христе стали не возможны, пророчествование о Нём запечатано. „Положен будет конец всем пророчествам”, говорит Феодорит; потому что конец закона Христос, к праведности всякого верующего ( Рим. 10:4 ), и пророчественная благодать отступит, наконец, от народа Иудейского. Если бы Владыка Христос, пришедши, не пострадал и не сотворил того, что предсказали пророки, то не обнаружилась бы истина пророков. Поэтому исполняет и как бы запечатлевает и подтверждает предречённое пророками, совершая и претерпевая ими проречённое” 304 . „Христос приидет, – изъясняет это место Ефрем Сирин , – и страданием Своим исполнит все предречения пророков” 305 . Шестое и последнее положение: и помазан был Святый Святых, не указывает ни на освящение жертвенника, восстановленного Зоровавелем и Иисусом ( 1Ездр. 3:2–6 ), ни на освящение Зоровавелева храма, ни на освящение жертвенника, вновь построенного после гонения Антиохова ( 1Мак. 1:54 ), так как при этих случаях помазания елеем не было, о нём не упоминается: в этом изречении говорится о помазании Мессии. „Кто же этот Святый святых? – спрашивает Феодорит. Он есть Владыка Христос, Который предвозвещает устами Исаии (61:1): Дух Господень на Мне; ибо помазал Меня Господь ( Лк. 4:18 ), и о Котором свидетельствует Давид, что возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазан елеем радости более соучастников Его ( Пс. 44:8 ); свидетельствует же и блаженный Пётр, верховный из Апостолов, говоря: Иисуса, Который из Назарета, помазал Его Бог Духом Святым и силой, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых дьяволом, потому что Бог был с Ним ( Деян. 10:38 )” 306 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010