Что касается исторического авторитета первой книги Маккавейской, то его высоко ценят все исследователи. Автор цитирует очень много официальных письменных памятников. Таковых памятников, дословно им приводимых, 13: 1) письмо израильтян к Иуде Маккавею ( 1Мак.5:10–13 ); 2) письмо римлян к Иуде ( 1Мак.8:22–28 ); 3) письмо царя Александра к Ионафану ( 1Мак.10:17–20 ); 4) письмо царя Димитрия к нему же ( 1Мак.10:25–45 ); 5) письмо царя Димитрия 2-го к нему же и Ласфену ( 1Мак.11:30–37 ); 6) письмо Антиоха Младшего к Ионафану ( 1Мак.1:57 ); 7) письмо Ионафана к спартанцам ( 1Мак.12:6–18 ); 8) письмо спартанского царя Арея к первосвященнику Онии ( 1Мак.12:20–23 ); 9) письмо Димитрия 2-го к Симону ( 1Мак.13:36–40 ); 10) письмо спартанцев к Симону ( 1Мак.14:20–23 ); 11) письмо царя Антиоха к Симону ( 1Мак.15:2–9 ); 12) письмо римского консула Левкия к Птоломею ( 1Мак.15:18–21 ); и 13) летопись первосвященства Иоанна Гиркана ( 1Мак.16:24 ). Это множество письменных памятников, обычно приводимых дословно, заставляет думать, что автор был исторически очень осторожен в своем повествовании. Новое критическое исследование цитируемых автором «писем» заставляет относиться к ним с надлежащим доверием. Их форма показывает подлинность, а естественные отступления могли произойти от двоякого их перевода: с греческого и латинского (письма спартанцев и римлян) на арамейский (язык Маккавейской книги), а потом снова с арамейского на греческий, язык нынешнего перевода книги. Заметна у автора точность в описании событий, например тщательное вычисление войск сражавшихся ( 1Мак.15:13 ), павших на войне ( 1Мак.4:34; 7:32; 11:47 ); сокровищ и даров (15:31); вооружение слонов (6:37); описание местностей ( 1Мак.7:45 ); тщательная хронология по эре Селевкидов. Писатель рассматриваемой книги имеет также себе близкого по времени жизни к описываемой им эпохе ученого тогдашнего историка Иосифа Флавия, пользующегося очень часто его книгой в описании событий Маккавейского периода (Древн. XII и XIII кн.). Как исторический достоверный памятник первую Маккавейскую книгу цитируют: Киприан ( 1Мак.2 ­­ Testim. III, 4, 15, 54), Ипполит ( 1Мак.2 ­­ Толк. на Дан.9:24 ), Ориген (Com. Ер. ad Rom. VIII ­­ 1Мак.2:24 ), Августин (De doctr. christ. II, 8. De civit. Dei. XVIII, 36, 45), Феодорит (Толк. на Дан.8:10; 11:25 ); Ефрем Сирин (Толк. на Дан.8 гл.); Амвросий Медиоланский (Epist. 40 ­­ 1Мак.1:7 ; De offlc. 40 ­­ 2:38, 41; 6:43–46; 9:4–10) и другие христианские писатели.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Такое поругание над Самим «Владыкою владык», над «местом святыни Его» и народом Его продолжится, но словам архангела, 2300 дней ( Дан. 8:14, 26 ). Началось оно в 143 году по счету книги Маккавейской, когда Антиох после поражения Египта двинулся на Иерусалим, вошел в святилище и ограбил его ( 1Мак. 1:20–24 ); гонения над иудеями наступили чрез 2 года после того (в 146 г.), когда священный город, по приказанию царя, был разрушен и сожжен, а жители частью убиты, частью взяты в плен ( 1Мак. 1:29–32 ); 15 хаслева того же 145 года алтарь иерусалимского храма подвергся окончательному осквернению, «мерзости запустения» (l Мак. 1:54) и поклонники Иеговы были подвергнуты беспощадному преследованию за веру; правда, 25 хаслева 148 года иудеи достигли возможности в первый раз принести жертву Иегове на новоустроенном ими (вместо оскверненного) жертвеннике ( 1Мак. 4:62 ), но религиозные гонения продолжались и после того и закончились уже чрез год после смерти самого Антиоха (умер в 149 г., «сокрушенный не рукою», по объяснению архангела, – от страшной, мучительной болезни, в которой сам он признал поразившую его за нечестие руку Иеговы. ( 1Мак. 6:8–16 ; 2Мак. 9:6, 7, 9, 28 )), в 150 году ( 1Мак. 6:20 ; ср. 7:1), когда полководец сирийский Лисий окончательно уступил иудеям и убедил царя и вельмож заключить с ними мир ( 1Мак. 6:59 ). Принимая во внимание крайние даты этого религиозного гонения на иудеев (143–150 гг.), определить которые более точно (месяцами и днями) мы не имеем возможности, считаем себя вправе, согласно видению пророка Даниила, приравнять этот промежуток времени к 2300 дням или 6 годам и 4 приблизительно месяцам. 1280 В своих клинообразных надписях сам Кир называет себя «потомком древнего царского рода», «царем города Ансана», в котором царствовали отец его Камбиз, дед Кир и прадед Сиспис (Schrader. Keil. Bibl. В. III-2. Н. S. 123, 125). 1283 Геродот. История. Перев. Мищенка. Т. I. Стр. 36 – Schrader. Keil. Bibl. В. III-2. Н. S. 129–131. 1293 Tiele. Babyl.-assyr. Geschichte.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Он потерпел поражение, но чрез 13 лет усилился. Некоторые иудеи поддерживали Антиоха. И «мышци юга» т. е. полководцы Египта не могли противостоять ему. 17–19 ст. Антиох обручил дочь свою Клеопатру за царя юга, надеясь взять Египет хитростью, но замысел его не удался. Антиох Великий погиб, будучи пред тем побежден некиим вождем (Луцием Сципионом, братом Сципиона Африканскаго). 20 ст. Селевк Филопатор послал в Палестину Илиодора с попыткой ограбить храм. 21. Презренный брат Филопатора – Антиох Епифан. 22 etc. Антиох Епифан хитростью устранил сына Селевка Димитрия. Он – потом – поднял руку свою на вождя завета, на представителей богоизбранного народа. Он действовал лестью и коварством. 25–27 ст. смотрите 1Мак.1:16 . 28 ст. – 2Мак.1:20–24 . 29–30 Антиох пошел в Египет, но – по рассказу Ливия и Юстина – Попилий Лен угрозой вернул его в Сирию. Корабли Киттимские – корабли римские (землею Киттим обозначаются Македония и Италия). 30–31 ст. С досады Антиох осквернил Палестину, при содействии отступников, он прекратил богослужение и поставил статую Юпитера 35 . 32–35 – см. 1Мак.1:11–15 ; 1Мак.1:24–32 ; 1Мак.1:54 ; 1Мак.2:16–48 ; 2Мак.5:13 . 2Мак.6:2 ; 2Мак.6:7–11 ; 2Мак.9 главу. Антиох, как известно, скончался пораженный от Бога страшною болезнью. 31-й и 36-й стихи 11-й главы Даниила подтверждают понимание 9–14 и 23–26 стихов 8-й главы непосредственно по отношению к Антиоху Епифану. 12-я глава книги прор. Даниила Как уже мы говорили выше, апокалиптическое пророчество книги пророка Даниила имеет типологический характер. Подобно тому, как Господь Спаситель в 24-й главе евангелия от Матфея говоря о разрушении Иерусалима, предсказывает имеющее быть при кончине мира, так и пророк Даниил, созерцая откровение о последних временах Еврейского народа, видит и то, что имеет быть при кончине мира 36 . 1 ст. Михаил – один из покровителей дорогого для пророка народа Еврейского. По связи с предыдущей главой речь идет о тяжком периоде времен Антиоха Епифана и скорби при конце мира (ср. Мф.24:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

«После поражения Египта Антиох возвратился в 143 году (Царства Еллинскаго) и пошел против Израиля» ( 1Мак.1:20 ). С 143 года началось бедствие иудеев. В 15-й день Хаслева 145 года на жертвеннике была устроена мерзость запустения ( 1Мак.1:54 ). В 148 году священники «очистили святилище» и 25-й день Хаслева 148 года принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжений ( 1Мак.4:43 ; 1Мак.4:52–53 ). Царь Антиох умер в 149-м году ( 1Мак.6:16 ). Всевидящий Господь Бог Израилев поразил его невидимым и неизцельным ударом, схватила его нестерпимая болезнь живота и жестокие внутренние муки. После того, «случилось, что он упал с колесницы, которая неслась быстро, и тяжким падением повредил все члены тела». «И того, который незадолго пред тем мечтал касаться звезд небесных, никто не мог носить»... «Теперь то будучи сокрушен, начал он оставлять свое великое высокомерие»... «Так этот человекоубийца и богохульник... кончил жизнь» ( 2Мак.9:5–29 ). Период бедствий согласно историческим свидетельствам Маккавейских книг имел место в исторической жизни Израиля с 143 года по 149-й. Продолжительность бедствий, причиненных Антиохом, соответствует 2300-м дням. 2300 дней (считая год за 365 дней и месяц за 30) равны 6 годам 3 месяцам и 20 дням 29 . Считая временем начала бедствий Израиля нападение Антиоха в 143 году, присчитывая протекшее время этого года, и, прибавив 2300 дней, мы получим год смерти Антиоха – 149-й. Осквернение святилища и очищение его падает на промежуток этого времени. Окончательное очищение храма соединяет со смертью Антиоха в последовательную связь и 2-я книга Маккавейская ( 2Мак.10:5–9 ). Антиох Епифан умер по выражению 8-й главы книги Даниила, будучи сокрушен – «не рукою» (ст. 26). Таков непосредственный библейский смысл 8-й главы книги пророка Даниила. Какое отношение «малый рог» 8-й главы книги Даниила имеет к «малому рогу» 7-й главы? Иностранные комментаторы книги Даниила отмечают, что она не чужда повторений; это нисколько не умаляет ее богодохновенное значение, ибо Бог открывая волю Свою чрез пророка, не уничтожает личных свойств в душе провозвестника Его святой воли.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Перейдем к положительным, выработанным апологетической наукой, доказательствам подлинности ее. В бывшем пророку Иезекиилю откровении Господь говорит: аще будут сии три мужи Ной, Даниил и Иов, тии в правде своей спасутся… и аще будут сии три мужи… ни сынове, ни дщери их не спасутся, но токмо сии едины спасутся… не избавят ни сынов, ни дщерей своих ( Иез.14:14–20 ). Здесь утверждается историческое существование во время вавилонского плена Даниила и спасение им некоторых близких людей, т. е. содержание второй главы, повествующей о сохранении жизни халдейских мудрецов через Даниила. В другом месте своей книги пророк Иезекииль обращается к царю тирскому: еда премудрее ты еси Даниила ( Иез.28:3 )? Здесь подтверждается, согласно повествованию книги пророка Даниила, мудрость Даниила, которою он превзошел всех языческих мудрецов ( Дан.1–5 глл.). Таким образом, из библейских свидетельств несомненно, что Даниил жил в вавилонском плену, а не при Антиохе Епифане. В первой Маккавейской книге читаем: Анания, Азария и Мисаил верующе спасошася от пламене. Даниил в простоте своей изъятая из уст Львовых (2:59–60). Очевидно, здесь подтверждаются еще некоторые частные чудесные события из книги Даниила (3 и 6 глл.). Из 1Мак.1:54 справедливо заключают, что писатель Маккавейской книги видел на Антиохе Епифане исполнение пророчества Даниила 9 и 11 о «мерзости запустения» в иерусалимском храме (срав. 1Мак.2:49, 63 ­­ Дан.8:25–26 ; 1Мак.1 ­­ Дан.8:11 ). Но в глазах христиан существуют еще более авторитетные свидетельства. Господь Иисус Христос в пророчестве о кончине мира сказал: егда убо узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте святе: иже чтет да разумеет, тогда сущии во Иудеи да бежат в горы ( Мф.24:15–16 ). Здесь утверждается не только существование самого пророка Даниила, но и подлинность его важнейшего пророчества о седьминах ( Дан.9:25–27 ), причем это пророчество признается «реченным» Даниилом, хотя оно было открыто ему Гавриилом ( Дан.9:21–27 ), «речено» же оно в том смысле, что записано и предано Церкви пророком Даниилом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

После него будет царствовать, сначала, Селевк Филопатор: он будет стараться похитить сокровища храма, но погибнет во время заговора ( Дан.11:20 ). После Селевка взойдет потом на престол «презренный», которого люди назвали «знаменитым», – Антиох Епифан ( Дан.11:21 ). С бесстыдным коварством он вторгается сначала в мирный с ним Египет и завоевывает его в 173 году (ст. 12–24); предпринимает второй поход против Египта и остается победителем вследствие многочисленности своего войска и измены ( Дан.11:25–27 ). Возгордившись своим счастием, Антиох дерзает притеснять святой народ завета Господня и сначала только по немногу (ст. 28. ср. 1Мак.1:21–29 , в 170 году). Но после неудачного похода его против египтян, когда он был разбит киттийскими кораблями (римиским флотом Дан.11:29,30 ), весь свой гнев изливает на иудеиское святилище и богослужение: прекращает ежедневную жертву и на самом жертвенике поставляет мерзость, жертвенник идольский ( Дан.11:30,31 ). Некоторые из нечестивых иудеев будут обольщены им и станут приносить жертвы Зевсу; но благомыслящие восстанут против этого и, не смотря на гонения, будут предостерегать народ от идолопоклонства, получат они небольшую помощь и от Маккавеев ( Дан.11:32–34 ), и будут падать некоторые из благочестивых, чтобы очиститься к последнему времени ( Дан.11:35 ). Ср. к ст. Дан.11:30–35 ; 1Мак.1:55, 1:53–54,60 гл. 2 и д. 1Мак.1:61–64 . Но верх нечестия, которое совершит Антиох, это – что он из презрения к Богу богов, равно и к своим собственным богам, сам себя объявит богом ( Дан.11:36,37 ), или как говорится в ст. 38-м, богом, Маозиом, богом своей собственной силы, которую он видит в своих крепостях (маоссим значит крепость) или, как указывается в 39 стихе Юпитером капитолийским, в котором он видит свой собственный образ. После этого Антиох предпримет последний поход против Египта (в 166 г.); поход этот будет сопровождаться победами ( Дан.11:40–43 ), пока возмущение в собственном его царсте не заставит его возвратиться в свои владения, где он и найдет свой конец ( Дан.11:44,45 ) 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

В бывшем пророку Иезекиилю откровении Господь говорит: аще будут сии три мужи Ной, Даниил и Иов, тии в правде своей спасутся... и аще будут сии три мужи... ни сынове, ни дщери их не спасутся, но токмо сии едины спасутся... не избавят ни сынов, ни дщерей своих ( Иез.14:14–20 ) Здесь утверждается историческое существование во время вавилонского плена Даниила и спасение им некоторых близких людей, т. е. содержание второй главы, повествующей о сохранении жизни халдейских мудрецов чрез Даниила. В другом месте своей книги пр. Иезекииль обращается к царю тирскому: еда премудрее ты еси Даниила ( Иез.28:3 )? Здесь подтверждается, согласно повествованию книги пр. Даниила, мудрость Даниила, которою он превзошел всех языческих мудрецов ( Дан. 1 5 гл.). Таким образом, из библейских свидетельств несомненно, что Даниил жил в вавилонском плену, а не при Антиохе Епифане. 113 В первой Маккавейской книге читаем: Анания, Азария и Мисаил верующе спасошася от пламене. Даниил в простоте своей изъятся из уст лъвовых (2:59–60). Очевидно. здесь подтверждаются еще некоторые частные чудесные события из книги Даниила (3 и 6 гл.). Из 1Мак.1:54 справедливо заключают, что писатель Мак. книги видел на Антиохе Епифане исполнение пророчества Даниила 9:27 и 11:31 о «мерзости запустения» в иерусалимском храме (срав. 1Мак.2:49, 63 = Дан.8:25–26 , 1Мак.1:39 = Дан.8:11 ). Но в глазах христиан существуют еще более авторитетные свидетельства. Иисус Христос в пророчестве о кончине мира сказал: егда убо узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте сеяте: иже чтет да разумеет, тогда сущии во Иудеи да Бежат в горы ( Мф.24:15–16 ). Здесь утверждается не только существование самого пророка Даниила, но и подлинность его важнейшего пророчества о седьминах ( Дан.9:25–27 ), причем это пророчество признается «реченным» Даниилом, хотя оно было открыто ему Гавриилом ( Дан.9:21–27 ), «речено» же оно в том смысле, что записано и предано Церкви пророком Даниилом. Таким образом, Иисус Христос утверждает вполне подлинность и достоверность книги, а также и богодухновен-но пророчественный характер ее. Иисус Христос разъясняет исполнение и другого пророчества Даниила: узрят Сына человеческого, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою ( Мф.24:30 = Дан.7:13–14 ). Из ветхозаветных пророков Даниил преимущественно и исключительно в мессианском смысле употреблял наименование «Сын человеческий» (7:13), и Иисус Христос это наименование часто усвоял Себе (Мк.14:62, Мф.8:20, 9:6, 10:23 ), чем также утвердил пророчественный характер книги Даниила и его служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

О происхождении, при неизвестности даже оригинального текста, отдела трудно сказать что-либо определенное, кроме того, что автор был иудеем, и при том палестинским. Новые ученые (Андре) относят его происхождение к эпохе Маккавейской. Так, упоминание в молитве Азарии об отсутствии жертв, священников, храма (38 ст.), и упоминание о существовании храма, священников и служителей его в песни отроков (54, 84, 85 стт.) дают им повод относить происхождение первой к эпохе Антиоха Епифана, а второй к эпохе Иуды Маккавея и очищения храма (ок. 165 г.). Кроме общности этого предположения и его основания, применимого и к эпохе вавилонского плена и к другим эпохам, нелишне обратить внимание на то, что греческий текст этого отдела по языку тождествен с переводом LXX книги пророка Даниила и несомненно принадлежит одному лицу, т. е. автору перевода LXX в книге Даниила. А книга Даниила едва ли в этом переводе явилась в Маккавейскую эпоху, так как в первой Маккавейской книге (1:54) она цитируется уже в переводе LXX ( βδλυγμα ρημσεος 1Мак.1 ­­ Дан.9:27; 11:31; 12:11 ) и даже в этом отделе ( 1Мак.2:59 : «Анания, Азария и Мисаил спаслись от пламени»; – а по евр. Седрах, Мисах и Авденаго). Несомненно к более раннему периоду нужно отнести и оригинал, и греческий текст отдела. Аналогия с апокрифическими псалмами Соломона, на которую ссылаются некоторые ученые в определении времени происхождения рассматриваемого отдела, в виду сходства его «песенного» содержания с псалмами, едва ли что может доказать, так как неизвестно время происхождения псалмов. – Более верным остается путь по тексту LXX, в коем этот отдел был и с коим произошел одновременно, по крайней мере на греческом языке. Не позже, стало быть, конца III-ro века до Р.Х., появления греческого перевода всех ветхозаветных книг, появился на греческом языке и этот отдел. Если же допустить еврейский или арамейский его оригинал, то появление его нужно отнести не позже, как к началу III в. до Р.Х. По общему мнению, этот отдел по происхождению принадлежит палестинскому иудею.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

д) Составители священного канона поместили кн. пр. Даниила в число священных книг, как книгу, принадлежащую пр. Даниилу, и прямо боговдохновенную. Трудно понять, каким образом книга, написанная во время Маккавеев (в которое иудеи столь ревностны были в отношении к св. книгам) могла быть принята в канон. В то время имя канона было столь священно, что даже несколько древнейшая книга Иисуса, сына Сирахова, хотя написана была на еврейском языке и весьма назидательная по своему содержанию, однако же не принята в канон. Сверх сего книга, недавно появившаяся между иудеями, в то время рассеянными, не могла быть принята без того, чтобы за сие не произошло между ними каких-нибудь споров, о которых, по крайней мере, нечто было бы упомянуто в Маккавейских книгах или писаниях позднейших; но и намеков на это нет нигде. е) Напротив, из книг Маккавейских видно, что книга пр. Даниила существовала еще до времен Маккавеев ( 1Мак.2:59–60 ). И выражение писателя ( 1Мак.1:54 ) «мерзость запустения» прямо взято из кн. пр. Даниила ( Дан.9:27, 11:81 ) и притом по переводу LXX. Отсюда видим, что пророчества Даниила в то время были уже переведены на греческий язык, следовательно, они существовали раньше времен Маккавеев, так как перевод св. книг с еврейского языка на греческий был сделан около 271 г. до Р. X., следовательно, раньше времен Маккавеев 20 . ж) Это же подтверждается и свидетельством, с одной стороны, Иосифа Флавия: по Флавию, во время нашествия на Иудею Александра Македонского (332 г. до Р. X.), когда он, после торжественной встречи ему, вошел в Иерусалимский храм и принес жертву Богу, ему показана была пророческая кн. Даниила, в которой сказано было, что царь Греческий ниспровергнет царство Персидское. Таким образом книга эта тогда была уже известна у иудеев (Древ. иуд. кн. 11 гл. 8 § 5). С другой – подтверждается тем, что в кн. пр. Захарии (Гофман и Баумгартен положительно доказали, что образы 4 рогов и 4 ковачей, равно 4 колесниц Захарии ( Зах.1:18–21, 17:1–8 ), относятся к 4 монархиям Даниила), Ездры и Неемии встречаются намеки на кн. пр. Даниила и знакомство писателей сих книг с книгою Даниила. А это очень важно, потому что несомненно, что эти лица писали за несколько веков до Антиоха Епифана, что предполагает древность Данииловой книги и доказывает ее. Таковы внутренние основания и свидетельства ветхозаветной иудейской Церкви о подлинности и принадлежности книги пр. Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

2–3 стихи, несомненно относятся ко времени всеобщего воскресения (ср. Ин.5:29 ; 1Кор.15:51–53 ; 1Сол.4:16 ). 4–9. Мужи, которых видит Даниил суть ангелы: Бог клялся бы Собою. В 7 стихе дается указание на продолжительность царства антихриста: время, времен и полвремени суть три с половиною года. Рассеяние иудеев (по смыслу перевода LXX-mu) к тому времени окончится и «остаток Израиля спасется» ( Рим.11:25–26 ). С 10 стиха пророк, повидимому, снова излагает откровение о гонении времен Антиоха. Как понимать 1290 дней и 1335 дней? Прекращение жертв в гонении Антиоха Епифана было 15 Хаслева 145 года ( 1Мак.1:54 ), возобновление их 25 Хаслева 148 года; промежуток этого времени равен 3 годам 10 дням, или 1105–1102 дням. Лишних дней в дате 1290–185–8 дней, а в 1335 еще 45. Предполагают, что 185 дней прошло до момента, когда Антиох «встревожился» ( 1Мак.6:5–13 ), а 45 дней длилась его предсмертная болезнь, после которой он умер в 149 году. Правильность такого толкования подтверждается тем, что в 1335 днях около 4-х лет; прибавляя эту сумму к 145 годам, получаем год смерти Антиоха – 149-й. Смерть эта для народа Божия является счастливым событием (ст. 12) 37 . 13 ст. Время Антиоха – прототип по отношению ко времени антихриста и в 13 стихе разумеется участие пророка во всеобщем воскресении мертвых 38 . В тексте 12-й главы книги пророка Даниила адвентисты останавливают свое внимание на 2-м и 13-м стихах: «и многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной»... «А ты иди к твоему концу, и успокоишься и возстанешь для получения твоего жребия в конце дней». На этих стихах в учении адвентистов обосновывается отрицание ими жизни людей на пространстве времени: от смерти до всеобщего воскресения. Как известно, адвентисты учат: жизнь души не возможна вне тела; живет тело – жива душа; умер человек – и все, вся его психическая жизнь исчезает; мертвые непробудно спят во прахе земли, они покоятся там и пробудятся тогда, когда настанет конец мира. Это учение изложено специально в адвентистской брошюрке «Состояние мертвых при свете Библии» 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010