2 Мак. 5:11). Раздраженный и озлобленный, царь двинулся к пределам своего царства и расположился станом между морем (Средиземным) и Иерусалимом; вскоре после того, во время возвращения из похода в Персию, между Антиохией и Экбатанами, нечестивый царь и скончался, пораженный страшною болезнью от руки карающего Судии (ср. 2Мак. 9:1, 3, 5, 9, 28 . – Дан. 11:44–45 ). 1290 и 1335 дней – числа таинственные, применить которые к данным историческим событиям не совсем легко. Начало счета этих дней относится ко «времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения» ( Дан. 12:11 ), – события, относящегося к царствованию Антиоха Епифана (ср. Дан. 11:31 ), в частности к 15 хаслева 145 года ( 1Мак. 1:54 ) по счету книги Маккавейской. 25 хаслева 148 года алтарь в храме Иерусалимском был восстановлен и в этот день иудеи принесли жертву Богу на новоустроенном жертвеннике ( 1Мак. 4:52 ). Промежуток времени между осквернением алтаря Антиохом (15 хаслева 145 г.) и восстановлением, его (25 хаслева 148 г.) равняется 3 годам 10 дням, или 1105 – 1102 дням. Разница между этим числом дней и возвещенным ангелом – 1290 днями равняется 185 – 188 дням, а между 1290 и 1335 днями – еще 45 дням. Возможно предположить, что 185 – 188 дней прошло до того времени, когда Антиох, услышав в Персии, что ополчения его, направленные во главе с Лисием против иудеев, разбиты и обращены в бегство, между тем как иудеи, под предводительством храброго Иуды Маккавея, усилились и обогатились, разрушили оскверненный Антиохом жертвенник, построили вместо него новый, восстановили свое святилище, которое и обнесли высокими стенами и башнями, укрепив для охранения его и крепость Вефуру, – испугался и встревожился, придя к сознанию, что испытываемые им неудачи составляют наказание свыше за преследования и гонения его против иудеев ( 1Мак. 6:5–13 ); а следующих затем 45 дней продолжалась болезнь Антиоха ( 1Мак. 6:9 ), закончившаяся смертью его в 149 году ( 1Мак. 6:16 ) по счету книги Маккавейской, – какого в частности месяца и дня – определить даже с приблизительною точностью нет данных. Правда, преемник Антиоха Епифана – Антиох Евпатор продолжал войну с иудеями ( 1Мак. 6:18–61 ), так что и заключение с ними мира по убеждению Лисия было вызвано случайным обстоятельством ( 1Мак. 6:55–60 ), – и только чрез 2 года по смерти Епифана, после победы над Никанором, произошло событие, которое иудеи праздновали, как великую для себя радость ( 1Мак. 7:26–50 ), – но сама смерть Антиоха положила конец религиозным именно преследованиям иудейского народа, осквернениям святынь его и т. д. Вот почему «блаженным» ангел называет того, «кто ожидал и достиг» желанных 1335 дней ( Дан. 12:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

1Мак.1:56 . и книги закона, какие находили, разрывали и сожигали огнем; «Книги закона…» – τ βιβλα το νμου, собственно, книги Моисея, Пятикнижие, хотя в широком смысле это может обозначать и вообще книги Ветхого Завета. 1Мак.1:57 . у кого находили книгу завета, и кто держался закона, того, по повелению царя, предавали смерти. «Книга завета» – βιβλον διαθιης – содержашая X Заповедей Божиих с изложением основных законов Израиля, данных при Синае ( Исх.20–23 , ср. Исх.24:7 ). Для более полного поражения и уничтожения иудейства гонению должна была подвергнуться вся священная литература евреев. 1Мак.1:58 . С таким насилием поступали они с Израильтянами, приходившими каждый месяц в города. «С таким насилием поступали они с Израильтянами, приходившими каждый месяц в города». Некоторые разумели здесь ежемесячный приход евреев в города для празднования новомесячий, чем и пользовались надзиратели царя, чтобы хватать и теснить этих ревнителей закона Моисеева. Другие толкователи придают определению «приходившими» страдательное значение, и разумеют здесь недобровольный приход их, а вызванный привлечением их к ответственности на местах за нежелание исполнить волю царя; другими словами это надо выразить так: «с таким насилием поступали они с израильтянами, арестовываемыми и приводимыми каждый месяц (для заключения в темницу и для расправы) в города (из окрестностей)». 1Мак.1:59 . И в двадцать пятый день месяца, принося жертвы на жертвеннике, который был над алтарем, «В двадцать пятый день месяца…» началось принесение языческих жертв на месте алтаря Иеговы. Эта число надо отличить от «15-го дня» того же месяца (Хаслева), когда только «устроили на жертвеннике мерзость запустения», т. е. языческий алтарь, но собственно принесение жертв началось с 25-го ( 1Мак.4:52,54 ; 2Мак.10:5 ). 1Мак.1:60 . они, по данному повелению, убивали жен, обрезавших детей своих, «Убивали жен, обрезавших детей своих…», – здесь нет нужды разуметь непременно собственноручное обрезание матерями своих детей вроде, напр., исключительного случая Исх.4:25 ; – речь идет просто о женщинах, позволявших обрезывать детей своих; настоящие совершители обрезания, подвергавшиеся той же печальной участи, упоминаются особо далее ( 1Мак.1:61 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Мак.1:44 . Царь послал через вестников грамоты в Иерусалим и в города Иудейские, чтобы они следовали узаконениям, чужим для сей земли, 1Мак.1:44–51 : Излагается более подробно содержание указа. 1Мак.1:45–46 . и чтобы не допускались всесожжения и жертвоприношения, и возлияние в святилище, чтобы ругались над субботами и праздниками и оскверняли святилище и святых, «Оскверняли святилище и святых…», т. е. храм и служителей его – священников и левитов ( Сир.45:29 ). Древний латинский перевод имеет, впрочем, здесь и такую вариацию: sancta et sanctum populum Israel, откуда другие толкователи под святыми разумеют вообще верных Богу израильтян ( αγιοι по Дан.7:18, 21, 25, 27 ; Дан.8:24 ); однако, это толкование по связи с предыдущим и последующим менее, кажется, пригодно. 1Мак.1:47–52 . чтобы строили жертвенники, храмы и капища идольские, и приносили в жертву свиные мяса и скотов нечистых, и оставляли сыновей своих не обрезанными, и оскверняли души их всякою нечистотою и мерзостью, для того, чтобы забыли закон и изменили все постановления. А если кто не сделает по слову царя, да будет предан смерти. Согласно этому, писал он всему царству своему и поставил надзирателей над всем народом, и повелел городам Иудейским приносить жертвы во всяком городе. И собрались к ним многие из народа, все, которые оставили закон, – и совершили зло в земле; «Собрались к ним…», т. е. к сирийцам, язычникам, – вступили в общение с ними. 1Мак.1:53–54 . и заставили Израиля укрываться во всяком убежище его. В пятнадцатый день Хаслева, сто сорок пятого года, устроили на жертвеннике мерзость запустения, и в городах Иудейских вокруг построили жертвенники, «В 15-й день Хаслева, 145 года», – т. е. э. Селевк. – в декабре 168 г. до Р. Х. – «Устроили на жертвеннике мерзость запустения…» ( Дан.11:31 ), т. е. языческий алтарь, устранявший всякую возможность приносить истинному Богу законные жертвы. 1Мак.1:55 . и перед дверями домов и на улицах совершали курения, «Перед дверями домов и на улицах совершали курения…», – таковые курения (и вообще жертвы) совершались в честь богов, почитавшихся хранителями домов и улиц, как у римлян – Янус, у греков – Гермес, Аполлон, Дионис, отчасти Артемида.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Мак.5:47–48 . а жители заперлись в нем и ворота завалили камнями. Иуда послал к ним с мирным предложением: мы пройдем по земле вашей, чтобы идти нам в землю нашу, и никто не обидит вас, только ногами нашими пройдем. Но они не захотели отворить ему. Отказ Ефрона дать проход Иуде объяснялся не только усилившейся враждой язычников к иудеям, но и особой приверженностью к Лисию, который имел в нем по временам свое пребывание ( 2Мак.12:27 ). 1Мак.5:49–52 . Тогда Иуда приказал объявить в ополчении, чтобы каждый ополчился на своем месте; и ополчились воины и осаждали город весь тот день и всю ночь, и сдался город в руки его. И побил он весь мужеский пол острием меча и до основания разрушил город, и взял добычи его, и прошел через город по убитым. И переправились через Иордан на великую равнину против Вефсана. Вефсан – Βαιβσν – на одном из расширений Иорданской долины, при соединении ее с равниною Иезреельскою или Ездрелонскою, в двух часах пути от Иордана, нынешний Beisan ( Нав.17:11 ) – у греков Σκυθπολις ( Иудиф.1:10 , Иос. Фл. Antt. XII, 3, 5; XIII, 1, 6), или Σκυθν πλις ( 2Мак.12:29 ; Суд.1:27 ). 1Мак.5:53 . И собирал Иуда отставших и ободрял народ в продолжение всего пути, доколе не пришли в землю Иудейскую. Обратный путь Иуды в Иерусалим шел, вероятно, от Вефсана по военной дороге на Сихем, следовательно – по враждебным к иудеям областям, где отставшие легко могли попадать в руки врагов и можно было даже опасаться нападений вражеского войска; особенно переселявшиеся в Иудею из Галаада безоружные семейства боялись этой опасности, и их прежде всего должны были иметь предметом ободрения и заботы Иуды. 1Мак.5:54 . И взошли на гору Сион с весельем и радостью и принесли всесожжения, потому что никто не пал из них до самого возвращения в мире. «Никто не пал из них до самого возвращения в мире». От какого, собственно, пункта до возвращения в мире считать это «никто не пал», – писатель не указывает, и это давало повод – с одной стороны – утверждать, что ουδες ν τοτοις τος πολμοις τν Ιουδαων πθανεν – «никто за весь поход, за все сражения не пал из Иудеев», т. е. признавать, таким образом, разительное чудо Божие (Иос. Флавий). Другие, не прибегая к столь крайней возможности, полагают, что речь идет здесь, собственно, только об обстоятельствах 1Мак.5:53 (обратного шествия от Вефсана), и что «никто не пал» должно быть ограничено исключительно этой частью всего путешествия (в крайнем случае с событий 1Мак.5:45 ). – Что тут вернее, предоставляется судить каждому.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

696 II. Праздник обновления храма (chanukah τα γχανια Ин.10:22 . Лютер: Kirchweihe), продолжавшийся восемь дней с 25-го Кислева (декабрь), установленный Иудою Маккавеем ( 1Мак.4:56 и д. 2Мак.10:6 и д.) в воспоминание об очищении храма от осквернения его сирийским идолослужением и об освящении вновь сооруженного жертвенника (γχανισμς του ϑυσιαστηρου 1Мак.4:59 ), сопровождавшийся блистательным освещением домов в Иерусалиме и во всех местах, населенных Иудеями. Хотя самое освящение жертвенника, последовавшее за очищением и обновлением храма, сопровождалось принесением всесожжений, благодарственных и хвалебных жертв с пением и музыкою ( 1Мак.4:54 и д.), причем израильтяне носили с собою венки, зеленые пальмовые ветви и ветви других красивых дерев, подобно тому, как в праздник кущей ( 2Мак.10:6 и д.); однако, при ежегодном повторении праздника обновления, не совершалось никакого особенного церковного обряда, и все торжество состояло только в праздничном освещении домов. На основании этого обычая Иосиф называет праздник обновления φτα и считает это торжество за символ власти и свободы, которая, сверх всякого чаяния, озарила народ. 697 III. Об остальных праздниках, упоминаемым Иосифом и Талмудистами, трудно сказать что-либо положительное. Таковы: 1) праздник ношения древ (ξυλοφορα) 698 3-го Элула, в который каждый иудей должен был приносить к храму дрова, чтобы постоянный огонь неугасаемо мог поддерживаться на жертвеннике. Праздник этот обязан своим происхождением, вероятно, тому обстоятельству, о котором упоминается в кн. Неем.10:34 и д. Это было ничто иное, как радостный день, который ежегодно представители семейств проводили в Иерусалиме, стекаясь туда по случаю обязательной доставки дров, необходимых для жертвенника. 2) Праздник 23-го числа второго месяца, установленный первосвященником Симоном в воспоминание о возвращениии иерусалимской крепости и об очищении ее от языческого осквернения ( 1Мак.13:52 ). Впрочем Иосиф ничего не говорит об этом празднике. 3) Праздник Никанора 13-го Адара, установленный в воспоминание о поражении и умерщвлении нечестивого Никанора ( 1Мак.7:49 ); праздник этот существовал еще во времена Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Излагая бывшие им видения, они, подобно Даниилу, говорят о себе в первом лице ( Ис.6:1 ; Ис.8:1, 5 ; Ис.21:2, 6, 10 ; Иер.1:4 ; Иер.2:1 ; Иез.1:4 ), а в исторических рассказах выражаются в третьем ( Ис.1:1 ; Ис.2:1 ; Ис.7:3 ; Иер.1:1, 2 ; Иер.7:1 ; Иер.14:1 ; Иез.1 и т. п.). Причины такого явления заключаются по мнению экзегетов, в том, что в требующих живости изображения видениях первое лице гораздо уместнее третьего. Подобно противникам единства книги пророка Даниила, ее подлинность отвергают и те экзегеты, которые утверждают, что она не есть произведение современника Вавилонского плена, а написана неизвестным лицом в Палестине во время Антиоха Епифана и Маккавеев между 170 и 164 г. до Р. X. Первым защитником подобного взгляда был неоплатоник Порфирий, за ним следуют Спиноза, Бертольд, Ленгерке, Кнобель, Гитциг, Бунзен, Бахман, Эвальд, Нольдеке, Граф, Рим, Штаде, Кюнен, Корниль, Кениг, Мейнголад и в самое последнее время Делич. Единственным прямым основанием относить происхождение книги пророка Даниила к эпохе Антиоха Епифана являются Дан.8:23–25 и Дан.11:31 , рассматриваемые перечисленными учеными, начиная с неоплатоника Порфирия, не как пророчество об отдаленном будущем, а как описание минувших событий в пророческой форме. Но подобное понимание данных мест встречает ничем не устранимое возражение в свидетельстве писателя 1-ой Маккавейской книги. Если книга Даниила написана при Антиохе Епифане, то почему же мнимый ее современник – автор Маккавейской книги счел ее пророчеством об этом времени ( 1Мак.2:49–62 ; 1Мак.1:39–54 = Дан.9:27 ; Дан.11:31–32 )? Относимая по указанным соображениям к эпохе Антиоха Епифана, книга Даниила считается вышеперечисленными лицами аллегорически легендарным воспроизведением истории этого царя и маккавейских времен. Под именем Навуходоносора, Валтасара и Дария Мидянина выводится будто бы Антиох в различных обнаружениях своей ненависти к иудейству, а под именем Даниила и его друзей – преследуемые Епифаном иудеи. Неестественность подобных параллелей очевидна сама собою. Даниил с друзьями воспитывается при царском дворе, окружается почестями, иногда, впрочем, живет в отделении от дел правления; маккавейские же иудеи были, напротив, целью гонений Антиоха, безжалостно им преследовались. Даниил был другом почитавших его царей, относился к ним с уважением и сочувствием ( Дан.2:38 ; Дан.4:16 ); Маккавеи же называют Антиоха «изобретателем всех зол, нечестивым и преступнейшим из всех людей» ( 2Мак.7:31–37 ), предвозвещают ему страшный гнев Божий. Вавилонские и мидийские цари познали под руководством Даниила силу Всевышнего, прославили силу Его всеведения, всемогущества, Правосудия ( Дан.2:47 ; Дан.3:95 ; Дан.4:34 ; Дан.6:26–27 ), а Антиох задался целью уничтожить иудейскую религию, заменить ее языческою и ввиду этого требовал от иудеев отречения от обрядности, обрезания, принесения жертв Господу ( 1Мак.1:41–42 ; 1Мак.1:44–50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Они начинались c первого появления серпа молодой луны и были, так называемыми, синодическими месяцами в 29-ть или 30-ть дней. 570 Отдельные месяцы в древнейшие времена только считались: первый, вторый, третий и т. д.; только некоторые имели при этом и наименования собственные; так первый месяц назывался месяцем жатвы (chodesch abib Исх.13:4; 23:15; Втор.16:1 ), второй – месяцем цветов (chodesch Ζiv 3Цар.6:1,37 ), седьмой – месяцем текущих ручьев (jorah haetanim 3Цар.8:2 ) и, наконец, восьмой назывался месяцем дождей (jerach bul 3Цар.6:38 ). В сочинениях, написанных после плена, иногда удерживается древнее обыкновение называть месяцы численными именами ( Агг.1:1,15; 2:1,10 ; Зах.1:1; 8:19 ; Дан.10:4 ; 1Ездр.3:1,6,8; 6:19; 7:8,9; 8:31; 10:9,16 ), но иногда месяцам усвояются новые собственные названия, которые в некоторых местах (наприм. Зах.1:7; 7:1 ; Эсф.2:16; 3:7,13; 8:9 и др.) встречаются вместе с названиями численными, в других же – без оных (наприм. Неем.1:1; 2:1; 6:15 ). – Новые названия месяцев, в которых нельзя не видеть следов халдейского происхождения, 571 суть следующие: 1. Нисан (nisan Неем.2:1 ; Эсф.3:7) – первый месяц, на который падала Пасха; 2. Ийяр (Jjar. Targ. 2Пар.30:2 ); 3. Сиван ( Эсф.8:9 Σειυλ Вар.1:8 ); 4. Таммуз (thammuz); 5. Аб (ab); 6. Элул (elul Неем.6:15 . ’Ελλ 1Мак.14:27 ); 7. Tucpù (thischri), в который праздновались день очищения и праздник кущей; 8. Мархесван (marcheschvan, Μαρσουν или Μαρσουνη Ioseph. Ant. I, 3, 3); 9. Хислев (kislev Неем.1:1 ; Зах.7:1 . Χασελε 1Мак.1:54 ); 10. Тебет (tebeth Эсф.2:16); 11. Шебат (schbat Зах.1:7 . Σαβτ 1Мак.16:14 ); 12. Адар (adar Эсф.3:7; 8:12; 2Мак.15:36 ). К этим двенадцати месяцам прибавлялся от времени до времени 13-й месяц, называвшийся Веадар (veadar или еще adar schnej). 572 Год израильтян был лунный в 354 дня, 8 час. 48 мин. и 38 сек. и состоял из 12-ти месяцев; но время от времени, как мы уже сказали, год пополнялся еще тринадцатым добавочным месяцем. Делалось это для того, чтобы уравнять лунный год с солнечным.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

книге (14:41) был признан иудеями и священниками первосвященником «на век». Опять небывалое и единственное в истории ветхозаветного священства преимущество, однако умалчиваемое Сирахом, так пространно и славословно говорящим об обычном в храме служения Симона (50:13–54). В числе особенных заслуг Симона Сирах помещает лишь устройство ограды вокруг храма, уменьшение медного моря и укрепление Иерусалима на случай осады (50:1–4), а в Маккавейской книге Симон 2-й описывается в несравненно большем политическом ореоле: он укрепил все города Иудеи, поставил всюду стражу, изгнал идумеев из приморских городов, заселил их иудеями, изгнал из Иерусалимской крепости язычников, сделался другом Димитрия, с ним даже римляне вступили в сношения ( 1Мак.14–15 глл.). Ничего подобного нет у Сираха, хотя и естественно бы ожидать сего. Наконец, Симон, прославленный Сирахом, был сыном Онии (50:1), а Симон 2-й был сыном Маттафии из племени Маккавеев или Асмонеев ( 1Мак.14,29 ). Игнорировать эту разность (а о родстве с знаменитыми в иудейской истории Маккавеями едва ли умолчал бы Сирах!) также нерезонно. По справедливому соображению Цокклера, иудейская древность чтила и прославляла лишь Симона 1 «Праведного» (Древн. XII, 2, 5. 4, 1. Mischna), а о Симоне 2 нет нигде подобной речи; и в гимне славным мужам Сирах не опустил бы Симона 1, чтобы прямо перейти к Симону 2-му (Zuckler. 1. с. 257 s.). С современностью автора Симону 1-му согласны жалобы Сираха на собственные многократные опасности смерти ( Сир.34:11–12; 51:4–10 ); молитва о поражении врага (36:8–11), ненависть к самарянам (50:28). В эпоху Симона 1 все эти жалобы очень уместны, а при Симоне 2-м другие чувства волновали иудеев… (ср. 1Мак.14:35–48 ). Итак, находим все основания относить происхождение рассматриваемой книги к эпохе Симона 1-го Праведного, около 290 г. до Р.Х. Отсюда уже ясен вывод и о времени составления греческого перевода. Внук и переводчик, хорошо помнивший автора, жил недолго спустя после первого, и его современник Евергет есть, очевидно, Евергет I, правивший ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Далее, по свидетельству книги Даниила (11:31), войско презренного царя поставит мерзость запустения. Из связи речи можно выводить, что здесь речь о поставлении мерзости запустения в храме, на жертвеннике. Так, действительно, и было. «Презренный» – Антиох Епифан. По свидетельству Первой Маккавейской книги ( 1Мак.1:54 ), согласно его повелению, устроили на жертвеннике мерзость запустения. О запустении нельзя сказать: устроили. Притом же, как видно из дальнейшей речи этой книги, жертвенник не был разрушен, а только осквернен ( 1Мак.4:38, 45 ). Осквернение же состояло в принесении идольских жертв ( 1Мак.1:41–59 и 2Мак.6:1–5 ). Также и в 12-й главе книги Даниила (12:11) говорится о поставлении мерзости запустения, а этим опять дается знать, что в этой книге мерзость запустения означает не развалины и не запустение мерзкое, или вызывающее отвращение, а нечто особое от запустения, хотя и связанное с запустением, и что понятие мерзости – есть главное и основное, а понятие запустения – второстепенное. Во всех этих местах речь не о запустении мерзостном, а о мерзости, производящей запустение, или ведущей к запустению, или же о мерзости опустошителя. Но изречения о мерзости запустении у двух Евангелистов, в 11-й и в 12-й гл. книги Даниила и в Первой Маккавейской книге совершенно аналогичны с изречением о мерзости запустения в 9-й гл. книги Даниила; а потому, нет никаких оснований в этом изречении находить совсем иной смысл, нежели в тех. Что же нужно разуметь под мерзостью, производящей запустение, или под мерзостью опустошающего? Кто – опустошитель? Что означает мерзость? В чем состоит производимое ею опустошение? Из книги Даниила и из Маккавейских книг известно, что мерзость запустения была в Иерусалимском —35— храме во время гонения на Иудею Антиоха Епифана; из книги же Даниила и из Евангелий видно, что мерзость запустения, стоящая на святом месте, или где не должно, имела явиться опять, во времена будущие по отношению ко времени земной жизни Иисуса Христа. Затем, из святоотеческой и прочей богословской литературы нам известно, что мерзость запустения богословы разных веков находили в гонении Антиоха Епифана, или же в безнравственном, богопротивном и политически-несчастном состоянии Иудейского народа после совершенного Иудеями христоубийства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это подавало повод Антиоху Епифану неоднократно вторгаться и опустошать Иерусалим, осквернять храм, причиняя бедствия ненавистному народу иудейскому, радовавшемуся его не совсем удачным походам на Египет ( 1Mak. I ). Но, не довольствуясь этим, Антиох Епифан 210 решил окончательно эллинизовать иудеев. С этою целью он издал в 168 г. указ: „чтобы все были одним народом, чтобы каждый (т.е. иудей) оставил свой закон... И многие из Израиля приняли идолослужение его и принесли жертвы идолам и осквернили субботу“ ( 1Мак. 1:41–43 ). Этот указ особые вестники разнесли по всем городам Иудеи. Три признака религиозной жизни, которыми особенно резко отличались иудеи от язычников, именно, обрезание, соблюдение субботы и удаление от всего идоложертвенного и нечистого, – запрещены были под страхом особенно строгих наказаний (1 Мак., 1:43–47). Назначены были особые чиновники, которым предоставлены были большие полномочия в наблюдении за исполнением изданного указа; и они карали смертью за всякое нарушение царского повеления. Приведение царского указа в исполнение началось с самого храма Иерусалимского. Иерусалимский храм был посвящен олимпийскому Зевсу. Это посвящение или, точнее, осквернение иерусалимского храма царский уполномоченный совершил так, как это только наиболее способно было оскорбить иудеев ( 2Мак. 6:1–7 ). За Иерусалимом были осквернены жертвенники и в других городах иудейских ( 1Мак. 1:54 ). В высшей степени характерно здесь то, что всегда „книги закона, какие находили, разрывали и сожигали огнем; у кого находили книги завета... предавали смерти“ ( 1Мак. 1:56–57 ). Очевидно, Антиох, – по собственному ли легкомыслию, или по излишней доверчивости к своим друзьям из иудеев-эллинистов, – думал, что достаточно одного его строгого указа, и картина жизни сразу изменится: иудеи по своей религии, обычаям и образу жизни сделаются греками. Скоро оказалось, что Антиох жестоко ошибся. Его кровавое гонение побудило народ, легкомысленно увлекавшийся эллинизмом, придти в себя, понять всю преступность и гибельность своего поведения и вызвало в нем полную реакцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010