О каноническом достоинстве книги пророка Даниила свидетельствуют вышеприведенные многочисленные ветхозаветные ( Иез.14:14–20, 28:3 , 1Мак.1:54, 2:39–60 ) и новозаветные ( Мф.24:15–16 ) цитаты. Ряд последних можно увеличить множеством цитат из книги Даниила, хотя без имени последнего. Таково, напр., по общему мнению часто употребляемое у Иисуса Христа, в ясно мессианском смысле, название «Сын человеческий» ( Мф.10:23, 16:27–28, 19:28, 24:30, 25:31 и мн. др.).·Это наименование в ясно мессианском смысле употребляется в Ветхом Завете исключительно лишь у одного пророка Даниила (7 глава). Употребляя, таким образом, без особых пояснений это наименование, Иисус Христос очевидно утверждал мессианское богодухновенное учение книги пророка Дании-ла И замечательно, некоторые образы в учении о Сыне человеческом очень сходны в книге Даниила и в пророчествах Иисуса Христа. Напр. явление на облаках, с силою и славою ( Дан.7:13 = Мф.24:30, 25:31–32 , Лк.21:27 ; Ин.3:13 ); сидение Его на престоле, окруженном сонмом Ангелов ( Дан.7:10, 14 =Мф.25:31, Лк.22:69 ). Особенно нельзя оставить без внимания употребление Иисусом Христом этого наименования на суде у первосвященника Каиафы в ответ на его вопрос: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Я, и вы узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Мк.14:61–62). Ясно, что Христос как бы так говорил: Я – Мессия, о Котором возвещал вам пророк Даниил (7:13–14). В том же пророчестве Даниила заключается объяснение видения архидиаконом Стефаном Сына человеческого ( Деян.7:56 ). Ап. Павел, говоря о мужах, угасивших силу огня, заградивших уста львов ( Евр.11:33–34 ), несомненно напоминал о лицах, описываемых в книге Даниила (3 и 6 гл.). В его же пророчестве об антихристе ( 2Сол.2:4 ) есть черты из пророчеств Даниила (11:36–39). В Апокалипсисе находится очень много образов и символов, объясняемых из книги Даниила, особенно из 7 главы (напр. Откр.13:1 = Дан.7:3 ; Откр.11:7, 13 = Дан. 7:7, 27 ; Откр.5:11 = Дан.7:10 ; Откр.20:4, 11 = Дан.7:9 ; Откр.14:4 = Дан.7:18 ; Откр.17:12 = Дан.7:20–21 ). Отцы Церкви, несмотря на уверения еретиков, всегда были единодушны в признании каноничности и богодухновенности книги пр. Даниила. Во всех православно-церковных исчислениях она помещается в числе пророческих писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Премудрости Иисуса , сына Сираха. Эта книга написана настолько мудро и разумно, что даже протестантского скептицизма и неверия недостаточно для того, чтобы сказать о ней что-то дурное. Напротив, от многих протестантов я неоднократно слышал высказывания о том, что это очень полезная книга, не уступающая Притчам Соломона. Ральф Эрл в своей характеристике даже приводит цитаты из неё, чтобы показать её мудрость, и замечает, что известный протестантский миссионер «Джон Весли нередко пользовался этой книгой в своих проповедях. Ее и поныне широко используют в англиканских кругах». Не понятно только то, почему протестанты при всём этом не включили до сих пор эту книгу в свою Библию – вот настолько свято они чтят предание иудеев-богоборцев. Послание Иеремии. Данное послание, состоящее из одной главы, написано пророком для иудеев, идущих в вавилонский плен. Это краткое и великолепное резюме всех тех многочисленных увещеваний пророков против идолопоклонства. Трудно даже представить, как можно ещё сильнее и талантливее написать краткое наставление на данную тему. И даже протестанты не находят в ней ничего, к чему можно было бы придраться. Варуха. Эта пророческая книга не уступает по своей духовной силе другим малым пророкам. Протестантам также нечего против неё сказать, и они подрывают авторитет данной книги лишь отрицанием времени её написания, датируя её примерно 100 г. по Р.Х. . Но это – очередная и вполне типичная либеральная выдумка. Три книги Маккавейские. Эти книги описывают борьбу иудеев, под предводительством священника Матафии и его сыновей, братьев Маккавеев, против сирийского царя Антиоха IV Епифана (175–163 гг.), который превратил иерусалимский храм в языческое капище, «мерзость запустения» ( 1Мак.1:54 ), запретил иудеям исполнять закон Моисея и начал настоящее гонение на тех, кто не подчинялся его указу. Еп. Нафанаил замечает, что когда настали гонения на христиан, то «все бесчисленные сонмы христианских мучеников первых веков вдохновлялись на подвиг святейшим примером мучеников Маккавейских, о которых повествует 2-я книга Маккавейская» [ 1 ] . В книге «Неоспоримые свидетельства» говорится, что «первая книга Маккавеев... является, возможно, самой ценной из апокрифических книг. В ней описываются подвиги трех братьев Маккавеев – Иуды, Ионафана и Симона. Наряду с книгами Иосифа Флавия, она представляет собой один из самых важных источников по этому важному и богатому событиями периоду еврейской истории». Действительно, без этих книг мы бы намного меньше знали о тех 400 лет жизни иудеев от пророка Малахии до Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

В заключение всех доказательств об ограде церковной, приведу еще один важный и поучительный для вас следующий пример: в первой книге Маккавейской пишется, что один языческий воевода, по имени Алким, дерзнул разрушить и разорить стену двора храма Божия, за что и был невидимой силой Божией поражен ударом и мучительной смертью скончался ( 1Мак.9:54–55 ). Вот, как охранял Бог ограду Своего храма, что поражал смертью дерзнувших ее разорить. Подумайте вы о себе, наши достоуважаемые собеседники, не подражаете ли и вы в ваших враждебных чувствах противу святилища Божия, сему языческому, нечестивому воеводе Алкиму? Сказав все это, теперь пора нам кончить беседу до будущего свидания. Прощайте. Беседа 11 1) О прибавлении священных образов в Новом Завете против ветхозаветного храма О разных предметах храма Христ. Здравствуйте, духовные братия! Мир вашему собранию. Молок. Мир входу вашему! Добро пожалуйте. Мы для вас приготовили еще несколько вопросов, разрешить которые для нас весьма важно. Христ. За такое ваше усердие к святому делу мы очень вами благодарны, ибо на каждую беседу вы подготовляете нам новые вопросы, которые нас весьма интересуют. Итак просим вас сказать, в чем будут заключаться ваши новые вопросы. Молок. При многократных наших с вами беседах об устройстве храма и почитании его, мы часто слышали от вас, что вы устраиваете свои храмы по плану и образцу ветхозаветного храма, между тем как мы видим с вашей стороны большое несогласие с устройством ветхозаветного храма, так как ваши храмы во всем противоречат ветхозаветному храму и повелению Божию. Христ. Какое же вы замечаете противоречие в устройстве наших храмов, и в чем оно заключается, скажите нам. Молок. Если вы, по примеру и подобию ветхозаветного храма, строите свои храмы, то вы в точности должны исполнять и все приказания Божьи относительно храмов, у вас же мы видим противное повелению Божию; например, в ветхозаветном храме находились одни херувимские изображения, у вас же напротив, очень много прибавлено таковых; так, вы образ Божий в самых разнообразных видах изображаете, что строго воспрещается в Священном Писании; затем образ Богородицы тоже имеете в разных видах, и кроме того у вас находится бесчисленное множество изображений ваших Святых, которых трудно перечесть, и все они находятся в ваших храмах и вы молитесь на них, в ветхом же Завете всего этого не было, за исключением херувимов. Таким образом все это вы пишите не по приказанию Божию, а самочинно, за что и получите строгое осуждение от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

до н. э., либо 36 г. до н. э., либо 25 г. н. э. Ни одна из этих дат близко не совпадает с годом гибели «помазанного вождя» Онии II (171 г. до н. э.), что свидетельствует о приблизительности, условности хронологии автора Книги Даниила. 141 Последующие поколения евреев относили это пророчество к разрушению Иерусалима Титом в 70 г. н. э. (Иосиф Флавий. Древности, X 11.7). 142 РСП: «… народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения». 143 В 1Мак. 1:54  «мерзость запустения» касается храмового жертвенника, в  2Мак. 6:1–11 уточняется, что Антиох IV повелел иудеям приносить «идольские жертвы», а по рассказу Иосифа Флавия Антиох IV самолично заклал на алтаре свинью и тем самым осквернил Иерусалимский храм (Древности, XII 5.4). Кроме того, под «мерзостью» современники могли понимать статую Зевса Олимпийского, установленную в Святая святых Храма ( 2Мак. 6:2 ?). Среди исследователей очень популярна версия, что еврейское выражение DC17C (шиккуц мешомем – «мерзость запустения») есть уничижительная переделка термина ECt? J? C (Ба " ал шамем – «Господь небесный»), – сирийского названия Зевса. См.: Collins, 1984. Р. 357; Мень, 1981. С. 186. Любопытно, что в Сив 3:34 «мерзостью каменной» называется статуя какого-то языческого бога. Однако евангелисты, говоря о «мерзости запустения, реченной через пророка Даниила», относили её в будущее время и, по всей видимости, разумели разрушение Иерусалимского храма ( Мф 24:15 ; Мк. 13:14 ), либо захватившие и осквернившие Храм чужеземные войска. Иоанн Златоуст , Феофилакт и  Евфимий Зигабенск ий считали, что это статуя Тита, завоевавшего город. По мнению же Иринея, Ипполита и Иеронима «мерзость запустения» – это не кто иной, как Антихрист (см. док-ты 22, 24а-б, 33а). 144 Септ, и Феод.: «и до скончания [времен] будет продолжаться запустение»; ЦСП: и даже до СКОНЧАНТА времене дастсА НА итЛтЬше; РСП: «и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя». Эту фразу Книги Даниила следует воспринимать в свете стиха перво – Исаии. 10:23: ркп» 5 Пр2 пир ЛТЛ» «jpK Л5ППМ if» «С – «ибо определенное истребление совершит Господь Саваоф во всей земле» (см. также 28:22). Последнее семилетье бедствий, вероятно, следует исчислять с момента гибели «помазанного вождя» Онии III – с 171 г. и до 164 г. до н. э. Половина последней седмины падает на 167 г. до н. э., год осквернения Иерусалимского храма Антиохом IV Эпифаном.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Другими словами, благоговейно почитая святые иконы, мы воздаем молитвенное почтение живым личностям святых, которых они изображают и которые действительно живут на небесах как наши молитвенники и ходатаи перед Богом. В этом смысле чтим мы и иконы Самого Владыки Христа и святых небесных Сил Бесплотных. Хотя по Своему Божественному естеству Владыка Христос не описан, и неописуем, и выше всякого человеческого умопредставления, и слова, и образа, но Своим воплощением, Своим вочеловечением Он благоволил описать Себя, вообразовать Себя в человеческий образ, вместить Себя в человеческое тело и тем самым стать видимым образом, видимым изображением, видимой иконой невидимого Бога, Церковь богодухновенно сказует это благовестие в своих благодатных молитвах: «Естеством неописанный Божественным Твоим сый, на последняя, Владыко, воплощся, изволил еси описоватися; плоти бо приятием, и свойства вся сея взял еси». «Неописанное Слово Отчее, из Тебе, Богородице, описася воплощаемь». Сделанный таким образом и украшенный херувимами ковчег свидетельствовал о присутствии невидимого Бога, поощряя верующих к благоговению перед Богом и к рачительному исполнению Его заповедей. Он окрылял их души к молитвенному воспарению к Богу, к деннонощному херувимскому служению Господу. Тем паче что евреи благоговейно чтили святых Ангелов как блаженных Божиих служителей и своих заступников, посредников, помощников (см. Быт.3:24, 24:7, 28:12 ; Нав.5:13–15 ; 2Цар.24:16 ; 4Цар.19:35 ; Иов.33:23 ; Пс.17:11, 33:8, 90:11 ; Ис.37:36 ; Иез.10:2–22 ; Дан.3:54, 6:22, 7:10, 8:11, 10:13, 12:1 ; Сир.48:24 ; 1Мак.7:41 ; 2Мак.15:22 ). Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и расточатся враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым ( Чис.10:35–36 )! Когда же израильтяне, предводимые Иисусом Навином, потерпели поражение от гаитян, Иисус разодрал одежды свои, и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним, и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы, – на что Господь явился ему и повелел, что надлежит ему сделать, дабы устоять перед своими врагами ( Нав.7:6–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Места из книги пророка Даниила, на которые ссылается здесь Спаситель, встречаются в пророчестве о семидесяти седьминах, считаются очень темными и потому переводятся по-разному ( Дан.9:26–27, 12:11 ). Для нас здесь важно только то, что в одном случае ( Дан.9:27 ) Семьдесят переводят еврейское выражение («шикуцим мешомем» – множественное число) через βδλυγμα τν ρημσεων, а в другом («шикуц шомем» – Дан.12:11 ) – через τ βδλυγμα ρημσεως. У евангелистов поставлен артикль τς перед ρημσεως, которого нет в переводе Семидесяти в Дан.12:11 . Вероятнее, однако, что евангельское выражение соответствует этому последнему месту и заимствовано оттуда. «Шикуц шомем», βδλυγμα ρημσεως, «мерзость запустения», как предполагалось, стало у евреев чем-то вроде terminus technicus для обозначения идолов, поставленных в храме, и связанного с ними идолослужения. В таком смысле выражение употреблено в 1Мак.1:54, 59 , где говорится, что «в пятнадцатый день Хаслева» (декабря) «сто сорок пятого года» (168 г. до Р. X.), сирийцы (Антиох Епифан) «устроили на жертвеннике мерзость запустения» ( βδλυγμα ρημσεως), а «в двадцать пятый день месяца» (хаслева) принесены были «жертвы на жертвеннике, который был над алтарем». То же под «мерзостью запустения» мог подразумевать и пророк Даниил. Но что именно в точности разумел Спаситель, предсказывая о мерзости запустения в Иерусалиме, трудно сказать. Иероним говорил, что это выражение можно или просто понимать об антихристе, или об изображении кесаря, которое Пилат поставил в храме, или о конной статуе Адриана, которая в самом Святом Святых стояла до того времени, когда жил Иероним. Некоторые полагали, что под мерзостью запустения здесь подразумеваются ужасные поступки зилотов во время осады Иерусалима Веспасианом и Титом. Но какие бы ужасы ни производились зилотами, одно несомненно, что они были чужды идолопоклонства. На основании сказанного нужно предполагать, что Спаситель берет хорошо известное библейское изречение только в общем смысле, как оно понималось иудеями, по которому языческая сила принесет опустошение – сделает город и храм пустыней. В этом общем смысле выражается и Иосиф Флавий о запустении, которое предсказано Даниилом и произведено римлянами (Antiquitates iudaicae, X, 11, 7 – Δανηλος κα περ τς ’Ρωμαων γεμονας νγραψε, κα τι π ατν ρημωθσεται).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Мак.3:54 . И затрубили в трубы, и закричали громким голосом. 1Мак.3:55 . А после сего Иуда поставил вождей для народа, тысяченачальников и стоначальников и пятидесятоначальников и десятоначальников. 1Мак.3:56 . И сказал строющим домы, и женящимся, и насаждающим виноградники, и боязливым, чтобы каждый из них возвратился в дом свой по закону. 1Мак.3:57 . И двинулось ополчение его, и остановилось на юг от Аммаума. 1Мак.3:58 . И сказал Иуда: опояштесь, и станьте как сыны храбрые, и будьте готовы завтра сразиться с этими язычниками, которые сошлись к нам, чтобы истребить нас и святыни наши. 1Мак.3:59 . Ибо лучше нам умереть в битве, нежели видеть бедствия народа нашего и святынь его. 1Мак.3:60 . А какая будет воля на небе, так и сделает она. Глава 4 1Мак.4:1 . И взял Горгий пять тысяч мужей и тысячу отборных всадников; и двинулось это ополчение ночью, 1Мак.4:2 . чтобы напасть на ополчение Иудеев, и поразить их внезапно: а сыны Акры служили ему проводниками. 1Мак.4:3 . И услышал Иуда, и двинулся сам и храбрецы его поразить войско царя в Еммауме, 1Мак.4:4 . пока рати неприятеля отделены были от стана его. 1Мак.4:5 . И пришел Горгий в стан Иуды ночью, и никого не нашел: и искал их в горах, ибо говорил: они бегут от нас. 1Мак.4:6 . Но с разсветом явился Иуда на равнине с тремя тысячами мужей, которые однако не имели щитов и мечей, сколько желали. 1Мак.4:7 . И увидели они могучее ополчение язычников в бронях, и окружающую его конницу, обученных войне. 1Мак.4:8 . Тогда, сказал Иуда сущим с ним мужам: не бойтесь множества их, и стремительности их не страшитесь. 1Мак.4:9 . Вспомните, как спасены были отцы наши в море чермном, когда преследовал их фараон с войском. 1Мак.4:10 . И теперь возопием на небо. Ежели мы угодны Ему, то он помянет завет с отцами нашими, и истребит это ополчение пред лицем нашим, сегодня. 1Мак.4:11 . И узнают все народы, что есть Избавляющий и спасающий Израиля. 1Мак.4:12 . И воззрели иноплеменники очами своими и увидели, что они идут против них. 1Мак.4:13 . И вышли из стана на сражение: а бывшие с Иудою затрубили.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

По объяснению этого небожителем, «под конец» политического существования четырех царств, «когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве; и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых, и, при уме его, и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется и среди мира погубит многих и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен – не рукою» ( Дан. 8:23–25 ). Трудно не видеть в этом наглом и коварном царе «корень греха – Антиоха Епифана» ( 1Мак. 1:10 ), явившегося тогда, когда «в течение многих лет» преемники Александра В. на четырех престолах «умножили зло на земле» ( 1Мак. 1:9 ). Нечестивый царь этот чрезвычайно «разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране», так как предпринимал опустошительные походы против Египта ( 1Мак. 1:16–19 ), Персии ( 1Мак. 3:31, 37; 6:1–4 ), Вавилона ( 1Мак. 6:4 ) и, наконец, Иерусалима ( 1Мак. 1:20, 29–32 ), занося с собою по большей части разорение и грабительство. Особенно много зла принес он иудейской стране, оскверняя и опустошая все, что дорого было сердцу истинного израильтянина. Гордый царь, который «мечтал касаться звезд небесных» ( 2Мак. 9:10 ), ограбил святилище иерусалимское, забрал из него светильники, сосуды, сокровища ( 1Мак. 1:21–23 ), привел его в совершенное запустение ( 1Мак. 1:39 ), велел осквернить его ( 1Мак. 1:46 ), устроивши на жертвеннике «мерзость запустения» ( 1Мак. 1:54 ). Выражая желание, чтобы все подданные его были одним народом, он требовал, чтобы и все оставили свой прежний закон ( 1Мак. 1:41–42 ), воздвиг жестокое гонение на иудеев, требуя от них подчинения чужим для них законам ( 1Мак. 1:44 ): найденные книги закона иудейского велел сжигать ( 1Мак. 1:56 ), иудеям запретил приносить всесожжения и жертвы, совершать возлияния Иегове ( 1Мак. 1:45 ), праздновать субботы и другие праздники ( 1Мак. 1:45 ); строил капища и жертвенники идолам ( 1Мак. 1:47–49, 54 ), заставляя израильтян приносить жертвы языческим богам, совершать пред ними курения, осквернять себя участием во всех языческих религиозных обрядах ( 1Мак. 1:47–49, 55 ) и подвергая ревнителей закона Иеговы жестоким казням ( 1Мак. 1:63, 57, 60–61, 63 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

1Мак.4:51 . И положили на трапезе хлебы, и развесили завесы, и окончили все работы, какия производили. 1Мак.4:52 . И утренневали рано в двадцать пятый день девятаго месяца, – это месяц Хаслев сто сорок восьмаго года. 1Мак.4:53 . И принесли жертву по закону на новом жертвеннике всесожжений, который соорудили. 1Мак.4:54 . В то время и в тот день, в который осквернили его язычники, освящен он с песнопениями, и гуслями и арфами и кимвалами. 1Мак.4:55 . И пали все люди лицем на землю, и поклонились и благословили Того, кто на небе споспешествовал им. 1Мак.4:56 . И совершали освящение жертвенника дней восемь, и приносили всесожжения с веселием, и закалали жертвы спасения и хваления. 1Мак.4:57 . И украсили то, что пред лицем народа [Разумей наружную сторону храма], золотыми венцами и щитами, и возобновили ворота и хранилища, и поставили в них двери. 1Мак.4:58 . И была весьма великая радость у народа, и отстранено поношение язычников. 1Мак.4:59 . Установил Иуда с братьями своими и со всем собранием Израиля, чтобы дни освящения жертвенника проводимы были в свое время, год от году, восемь дней, от двадцать пятаго дня месяца Хаслева, с веселием и радостию. 1Мак.4:60 . И обстроили в то время гору Сион, вокруг, стенами высокими и башнями крепкими, дабы язычники, пришедши когда либо, не разрушили их, как делали прежде. 1Мак.4:61 . И поставили тут рать для охранения горы, и укрепили Вефсуру для охраны ея, дабы народ имел крепость пред лицем Идумеи. Глава 5 1Мак.5:1 . И было: когда услышали окрестныя племена, что построен жертвенник и возобновлено святилище, как прежде, то сильно вознегодовали. 1Мак.5:2 . И совещались погубить род Иакова, живший среди их, и начали умервщлять и истреблять его среди народа. 1Мак.5:3 . И ратовал Иуда с сынами Исава в Идумее у Акраватины, так как они составляли засаду для Израиля, и поразил их великим поражением, и утеснил их и взял у них добычи. 1Мак.5:4 . Потом вспомнил разбои сынов Вэана, которые были для людей как сеть и преткновение, устраивая засады на дорогах.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

– «Послал царь начальника податей…» – ρχν της φορολογας, – во 2Мак.5:24 – он назван по имени – Аполлоний . – «С большою толпою…» – ν οχλ βαρε, по 2Мак. в указ. месте – с 22 000 человек. – «Поразил его великим поражением…» – гебраизм, усиленное выражение – наподобие – «смертию умреши». 1Мак.1:30–32 . коварно говорил им слова мира, и они поверили ему; но он внезапно напал на город и поразил его великим поражением, и погубил множество народа Израильского; взял добычи из города и сожег его огнем, и разрушил домы его и стены его кругом; и увели в плен жен и детей, и овладели скотом. По 2Мак.5:25 и д. это нарочно было отнесено на субботу, когда иудеи соблюдали строгий покой. Ближайший повод к нападению неизвестен; вероятно, город не хотел принимать столь сильного сирийского войска. 1Мак.1:33 . Оградили город Давидов большою и крепкою стеною и крепкими башнями, и сделался он для них крепостью. «Оградили город Давидов…» – это не то же, что Иерусалим, а лишь укрепленная юго-западная часть его – на холме Сионе ( 2Цар.5:7 ; ср. 3Цар.8:1 ). Различение это делается в самой книге несколько раз, см. 1Мак.6:26, 10:11, 11:41, 12:35–37, 13:10 , ср. также – 1Мак.2:31, 14:36 и мн. др. – Что касается наименования «гора Сион», то здесь надо иметь в виду, что писатель книги часто применяет это наименование не к крепости Сионской, где был «город Давидов», а к «горе храма», тоже укрепленной, в противовес Сирийской крепости ( 1Мак.4:60, 6:62, 10:11 ; еще яснее – 1Мак.4:37 и д., 1Мак.5:54, 7:33 ). Основание к этому давалось в поэтическом и пророческом употреблении имени Сион, которым обозначалась и храмовая гора в качестве жилища Иеговы ( Пс.2:6 ; Пс.73:2 ; Ис.8:18 ) и весь Иерусалим, как город, в котором Иегова, Бог Израилев, владычествует ( Пс.47:2–3 ; Ис.16:1, 24:23 ; Иер.8:19 и др.). – К усвоению наименования Сион храмовой горе особенно побуждало занятие Сиона языческою крепостью, что мешало соединять с понятием Сиона мысль о жилище Иеговы. 1Мак.1:34 . И поместили там народ нечестивый, людей беззаконных, и они укрепились в ней; «Народ нечестивый…» – θνος " αμαρτωλν – иудейское обозначение язычников ( 1Мак.2:48,62 ; 1Мак.3:15 ; ср. Тов.13:6 ; Гал.2:15 ); напротив: святой, праведный народ δικαων или δκαιον θνος – обозначение иудеев ( Есф.1:7,9 прибавление). 1Мак.1:35 . запаслись оружием и продовольствием и, собрав добычи Иерусалимские, сложили там, и сделались большою сетью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010