К примеру, бейт-ав, упоминаемый в масоретском тексте 98 раз, в Синодальном переводе 52 раза переводится, как «дом отца», 32 раза – «семейство», 3 раза – «племя», 2 раза – «колено» и по одному разу – «род» и «домашние». Четвертая группа недостатков – топонимы, для перевода которых единые правила выработаны не были, что в сочетании с отсутствием общего редактирования всего текста привело к смешению ономастикона славяно-греческого с масоретским. Один и тот же топоним переводится различно, в результате чего, город Бет-Хорон (евр. – ) именуется Бефорон ( 3Цар. 9:17 ), Беф-Орон ( Нав. 16:3, 5; 18:13; 21, 22 ; 1Пар. 6:68; 7:24 ), Вефорон ( Нав. 10:10 ; 2Пар. 8:5; 15:13 ; 1Мак. 3:16, 24; 7:39; 9:50 ) и Ветерон ( Иудиф. 4:4 ). В другом случае, два разных топонима переведены одинаково: Боцра в Идумее (евр. – 1Цар. 30:9, 21 ; 1Пар. 6:78 ; Ис. 63:1 ; Иер. 48:24; 49:13, 22 ; Ам. 1:12 ; Мих. 2:12 ; 1Мак. 5:26, 28, 36 ) и Бецер в Моаве (евр. – . Иер. 48: 21–24 ; 1Пар. 6:78 ) Синодальным переводом одинаково именуются – Восор. В третьем случае, не всегда верно сделан выбор между переводом топонима и его транслитерацией. Так, город Атрот, в котором проживали потомки Иоава (евр. – – Атрот бет-Йоав. 1Пар. 2:54 ) Синодальным переводом, вслед за славянской Библией, именуется «венец дома Иоавова». Вслед за славянской Библией, одним словом – «Вирсавия» – переводится, как топоним – Беер-Шева, так и имя жены Урии Хеттеянина – – Бат-Шева. Пятая группа недостатков – имена собственные, при переводе которых смешение ономастикона славяно-греческого с масоретским приводит к тому, что, как два различных персонажа именуются одним и тем же именем, так и наоборот, разные имена может носить одна и та же личность. Одним именем Мафусал в Синодальном переводе названы два различных человека – сын Мехиаеля и отец Ламеха из рода Каина (евр. – – Метушаэль. Быт. 4:18 ), а также сын Еноха и отец Ламеха из рода Сифа (евр. – – Метушелах. Быт. 5:21, 25–27 ); Амосом именуется как пророк Амос (евр. – Ам. 1:1 ), так и Амоц (евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Я буду судить тебя судом прелюбодейц и проливающих кровь, — и предам тебя кровавой ярости и ревности» ( Иез.16:35–38 ). Оборот «мерзость запустения» использовал пророк Даниил. Возвещая пришествие Мессии, он говорит, что пройдут «семьдесят седмин», прежде чем «запечатаны будут грехи и заглажены беззакония», а предшествовать этому будут разрушения и опустошения. «И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» ( Дан.9:26–27 ). Гонитель иудеев, пророчествует Даниил, «осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения» ( Дан.11:31 , см. также Дан.12:11 ). При царе Антиохе (IV), гонителе иудеев, объявившем себя богом, которому должны поклоняться, «многие из Израиля приняли идолослужение его, и принесли жертвы идолам…» ( 1Мак.1:43 ). При нем «устроили на жертвеннике мерзость запустения, и в городах Иудейских вокруг построили жертвенники, и перед дверями домов и на улицах совершали курения; и книги закона, какие находили, разрывали и сожигали огнем; у кого находили книгу завета, и кто держался закона, того, по повелению царя, предавали смерти» ( 1Мак.1:54-57 ). Господь говорит о великой скорби пред кончиною века, когда все увидят «мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте» ( Мф.24:15 , ср. Мк.13:14 ). Но в конце времен низвержена будет «жена, сидящая на звере багряном», с золотой чашей, «наполненной мерзостями и нечистотою блудодейства ее», «мать блудницам и мерзостям земным» ( Откр.17:3–5 ). Мерить той же мерою МЕРИТЬ ТОЙ ЖЕ МЕРОЮ: ПОДЕЛОМ Поступать с человеком сообразно тому, как он поступал с кем-либо; отплатить за добро добром, за зло злом; в более полной форме выражение фигурирует в речи как прямая цитата: «какой мерой мерите, такой и вам отмерится».

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

2 . Пророческое видение Даниила, бывшее в третий год царствования Валтасара, когда он находился в городе Сусах на реке Увале. Здесь мидо-персидская монархия представляется пророку под образом овна, a греческая под образом козла. Однорогий козел побеждает овна, но потом, когда он чрезвычайно возвысился, y него самого сламывается рог, и вместо него вырастает четыре рога, от одного из которых выходит пятый и возвышается до небес, попирает ногами низринутые на землю звезды и в продолжении 2300 вечеров – утр притесняет народы и особенно народ святых. Козел – греческое царство; один выдающийся рог между глазами козла – Александр Великий, быстро и неудержимо шедший с запада завоеватель; четыре рога, выросшие после того, как был сломан этот великий рог, на место его и обращенные к четырем странам света – четыре царства, произшедшие из Александровой монархии (македонское на западе, сирийское на востоке, египетекое на юге и фракийское на севере), малый же рог, вышедший от одного из четырех, возвысившийся до небес и угнетавший народ до того, что прекращена была утренняя и вечерняя жертва и разрушено святилище – Антиох Епифан. Окончание 2300 вечеров – утр (1150 дней) – возобновление храма в 164 г. (cp. 1Мак.4:52 и 1Мак.1:54 ) гл. 8. 3 . Видение Даниила о седмидесяти седминах бывшее в первый год Дария, сына Ассурова, мидянина, который (после победы над Нобоннедом и завоевания Вавилона Киром) был царем над царством халдейским. Даниил размышляет о числе 70 лет, о которых предсказал Иеремия, что они пронесутся над развалинами Иерусалима и молится ко Господу о прощении грехов народа и отвращении небесного гнева от Иерусалима и Сиона. Тогда является пред ним архангел Гавриил и открывает смысл предсказания (ст. 24–27). Определено седмдесят седмин на народ и на город, пока совершится конец беззаконию, запечатаются грехи, загладится вина, приведется правда вечная, исполнятся все предсказания пророков и помажется всесвятейшее. Даниил должен твердо знать, что после издания указа о восстановлении и создании Иерусалима до Христа – старейшины семь седмин… и шестьдесят две седмины… Восстановится и устроится стогна (и дело сие решенное) хотя и в тесноте времен… А после шестидесяти и двух седмиц будет убит Христос и не будет Христа у него: и град и святилище разрушит народ князя, князя грядущего… и конец всему тому в потоплении… и до скончания брань, опеределния судеб – развалины.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

31 «ρος τν λαιν – гора олив, маслин», т. е. оливковых или масличных дерев. Из оливок, плодов оливкового дерева, выделывается елей, т. е. масло, так называемое у нас, деревянное. «Γεθσημαν – масличный жом», место, где выжимали масло, «маслинный завод» – сказать по-нашему. «Χωρον γεθσημαν» – никак не «селение Гефсимания» ( Мк.14:32 ), a «местечко, дача, поле, огород» Гефсимания. «Βηθανα – место фиников» было селение на противоположном склоне Елеонской горы, верстах в трех с небольшим от Иерусалима, теперь ничтожнейшая арабская деревушка «Эль-азирье» (Эль-азир – Лазарь). Близ Вифании были Βηθφαγ (а не Βηθσφαγ, как в «поровском» изд.) – место смокв (фиг, винных ягод), поселок или дача, которой теперь и следов нет. 32 γκινια, по-еврейски или ханука, очищение чего-либо оскверненного, восстановление разрушенного. Восьмидневный праздник, установленный Иудою Маккавейским, в память очищения храма, оскверненного Антиохом Епифаном ( 1Мак.1:54, 59 – за 168 лет до P. X.; 1Мак.7:43, 49 ; 2Мак.15:37 – за 161 г. до Р. Х.). Этот праздник начинался с 25 числа месяца кислева, и представлял ту особенность, что во все восемь суток его в домах евреев горели светильники, отчего он назывался еще «праздником светильников». В противоположность праздникам Пасхи, Пятидесятницы и Кущей, для празднования его не собирались в Иерусалим, а отправляли – каждый в своем месте. 33 «Βηθαβαρ, beith-abarà – дом, место переправы». Здесь была переправа через Иордан. Отсюда до Иерихона верст около десяти, дорога идет равниной, а от Иерихона к Иерусалиму, верст около двадцати пяти, тянется горный кряж. Эта местность, своей дикостью и крутизной обрывов, из самых страшных и опасных в Палестине. Дорога вьется по горе карнизом, а под ней бездонная пропасть и скалы; или спускается в узкое, извилистое я мрачное ущелье – с пещерами по бокам, и тянется по ним целые версты. Отсюда, нигде не было столько разбоев, как в этой местности. О ней-то и говорит Господь Иисус. ( Лк.10:30 и далее). 34 «Συνγαγον συνδριον – созвали синедрион».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

В ней, правда, нет указаний на Даниила, как на писателя книги, – но оно, это свидетельство, важно, в ряду других подобных, – против того мнения, которое относит происхождение книги ко временам позднейшим, напр. Маккавейским. Из указаний сына Сирахова видно, что книга явилась еще допрежде его, следовательно, прежде Маккавеев; и если, по другим свидетельствам, книга явилась при конце плена и написана Даниилом, то указания сына Сирахова подтверждают первое, а через посредство его и второе. г) Во времена Маккавеев известна была уже книга Даниилова с событиями, описанными в ней. Маттафия наряду с другими, заимствованными из канонических книг Еврейских, примерами ревности по вере и силы веры, приводит примеры Анании, Азарии и Мисаила и самого пророка Даниила, примеры, которые он, конечно, заимствовал из книги пророка Даниила ( 1Мак. 2:59 – 61 ). Упоминание в 1 кн. Мак. о „мерзости запустения во храме“ ( 1Мак. 1:54 ) указывает ясно на пророчество Даниила об этой „мерзости запустения“ и прекращения истинной жертвы ( Дан. 9:27 ). Это указывает на существование книги Данииловой в Маккавейские времена и, следовательно, раннее появление её; указывает и на то, что она признаваема была истинно пророческой: ибо только в таком случае писатель первой Маккавейской книги мог указать на исполнение пророчества Даниилова о „мерзости запустения“, хотя он и не упоминает самого имени Даниила. – Кроме того, как можно догадываться, пророчества Данииловы в тогдашнее время особенно поддерживали энергию Иудеев в борьбе с Селевкидами. – Важность этого свидетельства, в особенности опять против мнения о позднейшем происхождении книги Даниила, несомненна. д) Важно свидетельство о подлинности Данииловой книги Александрийских переводчиков канонических Еврейских книг. Без всякого сомнения, на основании предания верного о писателе её, они переложили эту книгу на греческий язык и в списке своем под именем книги Данииловой поместили ее вслед за книгой Иезекииля, на что, конечно, не решились бы они, если бы не знали достоверно о её писателе. Кроме того, можно думать, что переводчик Пятикнижия заимствовал из книги Даниила учение об Ангелах – хранителях языческих царств и перенес его на место из Второзакония, где говорится, что „Вышний поставил пределы языков по числу ангелов Божиих“ ( Втор. 32, 8 ). – Из этого видно, каким уважением пользовалась книга Даниила, как книга пророка великого и именно Даниила, когда её словами заменил переводчик не совсем ясные слова великого законодателя и величайшего из пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/s...

Итак, если омовение тела символизовало удаление нечистоты, облачение в форменное одеяние – частью прикрытие естественной наготы, – частью дарование способности для священнической должности, то помазание священным миром изображало сообщение святого и освящающего Духа на очищенных и облеченных священством. Вторый акт. Помазанием завершалось приготовление священников к их должности. Но, так как священство не было только обязанностью особенного служения, но вместе с тем служило основанием высшего положения в царстве Божием с особенными правами и привилегиями, и ставило посвященных среди народа завета в ближайшее отношение к Богу завета; то посвящение священников могло окончательно совершиться только чрез особенную жертву посвящения, которою символически давались посвящаемым эти особенные права и преимущества. Как это происходило чрез подписанную жертву посвящения, это может быть ясно только по разъяснении общего значения жертв, почему подробности об этом будут следовать ниже в жертвах посвящения (§ 54). § 38. История богослужебного персонала Так как израильский богослужебный персонал замыкался в наследственное сословие, то доколе исполнится Моисеев закон, в нем не могло произойти никаких существенных перемен. Первосвященство, пред самою смертью Аарона, перешло на его старшего сына Елеазара ( Чис.20:28 g.) и, согласно божественному обещанию оставалось за его потомками, Финеесом ( Суд.20:28 ) и так далее, пока по неизвестным причинам 312 оно не перешло чрез Илия на линию Ифамара, 313 и оставалось за нею до отрешения от должности Авиафара Соломоном, когда этим саном опять исключительно овладело потомство Елеазара, начиная с Садока ( 3Цар.2:26 g. 35). С тех пор, так как в следствие перенесения ковчега завета из скинии и помещения его на Сионе, существовали два священника, было и два первосвященника ( 2Цар.8:17, 15:24,35, 17:15 ; 1Пар.15:11 ). 314 – Потомки Садока владели этим саном до плена; даже упомянутые в маккавейском периоде первосвященники, Ионафан и Симон, названные Фассисами, сыновья священника Маттафии ( 1Мак.10:20 gg. 14:35,41 ср. с 2:1–5) из священнического рода Иоарива принадлежали к скинии Елеазара, как это ясно видно из 1Пар.24:7 ср. со 2 ст., 315 хотя уже во время правления Иуды Маккавея сирийцы ( 1Мак.7:5 и дал. 14) пытались прервать законное преемство чрез определение Алкима, хотя принадлежавшего к потомству Аарона, но не происходившего от Елеазара. 316 Только тирания Ирода Великого уничтожила законный порядок, так как он переносил этот высокий сан и на обыкновенных священников, поставлял и отставлял первосвященников по собственному произволу. 317

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Нав.15:54 .  Хумта, Кириаф-Арбы, иначе Хеврон, и Цигор: девять городов с их селами. Из следующих затем 9-ти городов, находившихся к северу от вышеназванных, определены по своему местоположению Дума, названная у Евсевия самым большим селением в Дароме, в 17 римских милях от Елевферополиса; обширные развалины этого города с остатками двух христианских церквей, на юг от Хеврона, на пути в Вирсавию, доселе сохраняют прежнее имя города (Даумэ), Беф-Таппуах, местом которого была нынешняя деревня Теффух, в 2-х почти часах на запад от Хеврона с остатками зданий прежнего города. Нав.15:55 .  Маон, Кармил, Зиф и Юта, Нав.15:56 .  Изреель, Иокдам и Заноах, Нав.15:57 .  Каин, Гива и Фимна: десять городов с их селами. Из названных здесь 10-ти городов Маон, известный из истории Давида ( 1Цар.23:25,25:2 ), находился к юго-востоку от Хеврона, в 4-х часах пути; имя этого города доселе носит холм Маин с развалинами древнего города. Кармил, известный из истории Саула ( 1Цар.15:12 ) и Давида, находился в 3-х часах пути к юго-востоку от Хеврона, вблизи Маона; место его развалин с остатками нескольких церквей сохраняет древнее название. Зиф находился в 1 1/2 часах пути на юг от Хеврона; высокий холм Телль Зиф с развалинами, множеством цистерн и пещер, служил местом этого города, по имени которого называлась и находящаяся близ него пустыня ( 1Цар.23:15 ) 152 . Юта – в 2-х часах пути на юг от Хеврона; в настоящее время большое магометанское селение Иата, или Иитта. Положение прочих городов этой группы не определено. Нав.15:58 .  Халхул, Беф-Цур и Гедор, Нав.15:59 .  Маараф, Беф-Аноф и Елтекон: шесть городов с их селами. [Феко, Ефрафа, иначе Вифлеем, Фагор, Етам, Кулон, Татами, Сорес, Карем, Галлим, Вефир и Манохо: одиннадцать городов с их селами.] Из названных здесь 6-ти городов Халхул находился в 1 1/2 часах пути к северу от Хеврона; на месте его обширные развалины Гильгуль с древними гробницами, между которыми гробница пророка Ионы (или вернее – Гада) особенно почитается у местных мусульман 153 . Беф-Цур, ставший особенно известным во времена Маккавеев как сильная крепость ( 1Мак.14:33 ), по Евсевию, находился в 20-ти рим. милях от Иерусалима, на дороге в Хеврон; развалины его на высоком холме, заросшем кустарником, известны под именем Бурдж Сур, к северо-западу от Халхула. Гедор – в 1 1/2 часах пути к северо-западу от Беф-Цура; место его развалин на пустынном холме, с двух сторон окруженном глубокой долиной, на пути из Хеврона в Вифлеем, носит название Хурбет-Джедур 154 . Беф-Аноф указывается на месте Вейт-Анн с замечательными остатками зданий из византийско-христианского времени, находящемся в 4-х часах пути на север от Хеврона, вблизи Халхула и Беф-Цура.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Суббота (шаббат), седьмой день каждой недели, праздновалась в воспоминание творения мира и освобождения израильтян из Египта 507 . ( Исх. 20:8–11 ; Втор. 5:12–15 ). Она посвящалась на служение Богу, для полноты которого предписывалось успокоение от ежедневной работы, отвлекающей сознание и волю человека в ином направлении. В порядке общественного богослужения празднование субботы отмечалось: во-1-х, положением во святилище новых хлебов предложения на смену прежних, которые потом съедались священниками; во-2-х, – в принесении при скинии или храме в жертву всесожжения четырех однолетних агнцев, по два агнца утром и вечером, так что ежедневная жертва в субботу таким образом удвоялась (Числ, 28:9–10; 2Пар. 31:3 ; Неем. 10:34 ). Но главным отличительным признаком субботнего времени был покой от дел. Этот покой предписывался не только для свободных людей, а также для рабов и животных ( Исх. 20:10–11; 23:12; 31:12–17 ; Втор. 5:14–15 ). Св. Писание не дает перечня работ, запрещенных в субботу, но мишна называет – 39 главных работ – (абот мелакот), запрещенных в субботу (Шаббат VII, 2), гемара же еще более увеличивает количество этих работ. К числу незапрещенных работ относились: служение священников и левитов во святилище ( Мф. 12:1–4 ), лечение больных ( Марк. 3:1–4 ; Ин. 9и д.), защита во время войны ( 1Мак. 2:31–41 ), кормление и уход за скотом (Лк, 13и д., 14:5; ср. Шаббат, XXIV, 2–5; XX, 4–5; XVIII, 2), совершение умеренного пути, длиной не более 6 стадий или 2000 шагов (т. н. δς σαββτου, Деян. 1:12 ), занятие законом, помощь роженице, совершение обрезания (Шаббат, XVIII, 3; XIX, 2–3), омывание умерших (Шаббат, XXIII, 5), спасание на пожаре священных книг и пищи на три трапезы (Шабб. XVI, 1–2) и перемещение сосудов (Шаббат, XVII, 1–8) Субботний покой начинался с вечера предшествующего дня который назывался приготовительным к субботе ( μρα παρασκευ или просто παρασκευ 508 ), и оканчивался вечером субботнего дня, когда, с появлением звезд на небосклоне начиналось суточное время дня первого после субботы (срвн Мф. 28:1 ; Лк. 23:54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

338 Эсхатологическая речь Христа находится у Мф. 24:3-42 ; Мк 13,3-32 ; Лк. 21:7-36 . По мнению многих современных экзегетов, она входила в отдельный сборник (“Малый Апокалипсис”), из которого черпали сведения евангелисты. 339 Напомним, что в Кн.Даниила (12,11) “мерзостью запустения” назван языческий алтарь, поставленный в иерусалимском Храме царем Антиохом IV. Ср. 1Мак. 1:54 . 340 См.: 1Фес. 5:1-6 . В первые века христианства было множество эсхатологических движений (напр., монтанисты). В Средние века конец света ожидали в 1000, 1033, 1260 гг. Многие бедствия (эпидемии, междоусобицы) воспринимались как знамения Конца. Эсхатологичными были при своем возникновении анабаптизм, русское старообрядчество, адвентизм, иеговизм и др. Несколько раз сроки Второго пришествия “назначались” в XIX и XX вв. 341 См.: еп.Кассиан. Христос и первое христианское поколение, с.85. 342 “Чем глубже мы вникаем в притчи, тем яснее чувствуем, что Христос не мог бы их говорить, если бы Он был уверен в наступлении конца мира при Его современниках” (Олдгам Г. Учение Иисуса Христа. Пер. с англ. СПб., 1912, с.189). 343 Мф 24,14 . 344 Эту мысль впервые четко сформулировал Чарлз Додд. “День Сына Человеческого, – говорит он, – означает вневременной факт. Он связан с историей, поскольку укоренен в историческом кризисе приходом Иисуса” (Dodd Ch. The Parables of the Kingdom, p.81). 345 Ин 9,39; 12,31 ; ср.3,19. 346 Мф 24,37-42 ; Лк. 17:26-30 . 347 Мф 24,43-51; 25,1-46 ; Мк. 13:32-37 ; Лк. 12:35-48; 19,12-27; 21,34-36 . Притча о минах у Лк, очевидно, есть лишь вариант притчи о талантах. 348 Христос много раз говорил ученикам о страданиях и славе, которые ждут Его в Иерусалиме на Пасху. Апостолы, как это видно из просьбы Саломеи, ожидали лишь Его торжества. Иуда мог сообщить членам Синедриона о том, что Учитель хочет “провозгласить Царство Божие” именно в день праздника. Этим, вероятно, объясняется неожиданное изменение их планов в отношении Иисуса. 349 Мф 26,3-5; 14-16 ; Мк. 14:1-2; 10-11 ; Лк. 22:1-6 . Согласно Мф, цена, которую заплатили Иуде, равнялась тридцати сребреникам. В дохристианские времена это считалось стоимостью раба ( Исх. 21:32 ). По мнению одних толкователей, архиереи назначили такую цену в знак презрения к Иисусу; по предположению других – это символическая цифра, означающая религиозное отступничество (ср. Зах. 11:12-13 ). (См.: прот. Булгаков С. Иуда Искариот Апостол Предатель. — Путь, 1932, N 26, с.30–31.)

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/5

Первый говорит о книге Моисея, в которой заключались пророчества о бедствиях иудеев во время плена ( Дан.9:11,13 = Лев.26 ; Втор.28 ); второй о законе, данном Богу Моисею на горе Хорив ( Мал.4:3 ). Согласно предписаниям Пятокнижия, Малахия порицает небрежность священников при жертвоприношении ( Мал.1:7–8 = Лев.1:10;3:6;6:27 ), вспоминает описанный Моисеем «завет Господень с Левием» ( Мал.2:4–5 = Втор.33:9–10 ). Вообще все пророческое богословие основывается на Пятокнижии Моисея и составляет во многом прояснение и раскрытие теократической теократической истории Израиля, предначертанной в пророческих речах Моисея (Лев.26гл.; Втор.28 –32гл.). Так, все ветхозаветные писатели основываются на Пятокнижии Моисея и в своих писаниях руководствуются им как законом. Жизнь еврейского народа в их очах должна быть исполнением того же закона, а нарушение последнего считается источником тех бед, которые возвещены в пророчествах Моисея и постигали евреев в различное время их жизни. Послепленные священные историки вавилонский плен рассматривают как время «празднования Палестиною своих суббот», возвещенное Моисеем ( 2Пар.33:21 = Лев.26:43 ). Книги Паралипоменон, Ездры и Неемии наполнены свидетельствами о «законе» и писаниях Моисея ( 1Езд.3:2;6:18,22;7:6 ; 1Пар.14:2;29:21–22 ; 2Пар.23:18–35;25:4 и мн. др.). Согласно свидетельству ветхозаветных канонических книг, неканонические также ссылаются на Пятокнижие Моисея и его законы, историю и пророчества (Прем. Сир.44 –45гл.; 1Мак.2:25,51–54 ;2Мак.2гл.; Прем.Сол.10 гл.; Иуд.5:10;8:26–28 ; Тов.1:7–8 ; Вар. 2:2 ). Иосиф Флавий (Прот.Апп.1:8) и Филон (Vita Moysis III, 3) признавали все Пятокнижие писанием Моисея. Александр Полигистор, Евполем и Гекатей замечали в своих историях, что по верованию иудеев Моисей напсал иудейскую историю и законы 11 . В талмуде все Пятокнижие называется законом Моисея. Моисей называется великим ученым писателем Израиля (Sota 13b; Baba Batra 14b). Он написал свою книгу и историю Валаама, придав через это изречениям Валаама пророчески-богодухновенный характер (Baba Batra 14b).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010