30. Ио.1:1. 31. Василий Великий, Толкование на пророка Исаию, I, PG 30, 177C-D (р.п., Tbopehiя иже во Святыхъ Отца нашего Bacuлiя Великаго, Apxienuckona Kecapiu Kannaдokiйckiя, ч.2, М., 1891, стр.43.) 32. Пс.30:3. 33. εεε - буквально: " действием " . 34. То есть Бог был Творцом всегда, даже и прежде творения, потому что в Нем всегда была Его творческая энергия. 35. 1Кор.1:30. 36. Деян.17:28. 37. " εεοεο " означает " действующий, но не самостоятельно, а направляемый кем- или чем-либо " ; употребляемое в отрицательном смысле означает " одержимый бесом " (Сакалис переводит " εεοεο " как " οοοεο " , дословно означающее по-русски " одеятельнотворенный " ) . Т.е. логос благобытия является той энергией Божией, содействуя которой совершает человек дела добродетели по апостолу, говорящему о себе: и благодать Его яже во мне не тща бысть, но паче всех их потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною (1Кор.15:10). 38. εεο буквально: " вставивший " , " поместивший " . 39. О божественных именах, V, 8, стр.432 (р.п., стр.433). 40. Некоторые исследователи, впрочем, считают " ο ε ο " образным выражением, означающим самого Пантена, которго преп. Максим цитирует по сохранившемуся в к.-л. труде его ученика Климента (труды самого Пантена до нас не дошли) фрагменту его писаний; различные мнения выражаются также на предмет того, докуда простирается цитата. См. Sherwood, стр.175, прим.70. 41. Имеется в виду Климент Александрийский, называемый так по своему главному произведению, " Строматам " , подобно тому, как преподобный Иоанн, игумен горы Синайской называется Лествичником от своей книги " Лествица " . 42. Исх.23:17. 43. 2Тим.2:9. 44. Мф.7:23. 45. Ср. 1Ин.3:3. 46. Слово 16, 9, PG, 35, 945С (р.п., Слово 15, стр.236-237). 47. Sherwood переводит это " " как actually. 48. Слово 14, 7, PG, 35, 865В (р.п., стр.208). 49. Мф.22:39. 50. " ε οε ο ου, ο εε ο ου " место довольно-таки трудное; глагол " εε " имеет основным своим значением " быть пассажиром " , " путешествовать на чем-либо " и в этом смысле " занимать место " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/947/...

Во многих изученных нами источниках говорится о личности Иисуса 551 . В современном богословии титулы Иисуса считаются чрезвычайно важными указаниями на то, Кем Он считал Себя, и Кем считала Его ранняя церковь . В этом отношении предшествовавшие Новому Завету вероисповедания играют решающую роль ввиду их ранней и авторитетной природы. Согласно этим исповеданиям, Иисус был Божеством. Сказано, 30) что по природе или естеству Он был равен Богу (вероисповедание: Флп.2:6 ). Он прямо называется 31) Господом (вероисповедания: 1Кор.11:23 ; Деян.2:36, 10:36 ; Рим.1:4, 10:9 ; Лк.24:34 ), Сыном Божьим (вероисповедания: Деян.13:33 ; Рим.1:3–4 ) и 33) Христом (вероисповедания: 1Кор.15:3 ; Деян.2:36, 38, 3:18, 20, 4:10, 10:36 ; Рим.1:4 , 1Тим.6:13 , 2Тим.2:8 , 1Пет.3:18 , 1Ин.4:2 ). Среди других Его титулов из традиций, вошедших в Книгу Деяний: 34) Спаситель ( Деян.5:31, 13:23 ), 35), Святой и Праведный ( Деян.3:14 ; ср. Деян.2:27, 13:35 ) и 36) Начальник ( Деян.5:31 ). В секулярных источниках приводится схожая информация. 37) Иисусу поклонялись как Божеству (Плиний; Лукиан), 38) некоторые считали Его Мессией (Флавий) и 39) называли «царем» (Мара бар-Серапион). Об этом сообщают даже гностические источники. 40) Рассказывается, как однажды Иисус спросил учеников, Кем они считают Его («Евангелие от Фомы»). В гностических сочинениях даются разные ответы, и все сходятся в том, что 41) Он был Богом и человеком. В то время как Он был настоящим человеком из плоти и крови («Евангелие истины»; «Послание к Регину»), о чем свидетельствует (в контексте) титул «Сын человека» («Евангелие от Фомы»), Его также называли 42) Сыном Божьим («Послание к Регину», «Евангелие истины») и 43) «Всем» («Евангелие от Фомы»). Учение Иисуса Сказано, что 44) Иисус проповедовал и учил Израиль – Свой возлюбленный народ («Послание Варнавы»). 45) Он призывал евреев раскаяться, но они отказались даже после того, как Он воскрес из мертвых (Иустин). 46) Главным учением Иисуса было Евангелие (вероисповедание: 1Кор.15:1–4 ), 47), которое Он принял от Бога, а затем передал Своим ученикам (Климент; «Послание Варнавы»). 48) Апостолы были полностью убеждены в истинности Евангелия и, в свою очередь, проповедовали повсюду Царство Божье (Климент).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drevnie...

Лк.2:11 ; Ин.2:11 ; Деян.13:23 ; Еф.5:23 ; Флп.3:20 ; 1Тим.1:4, 2:13, 3:6 ; 1Ин.4:14 ), «начальник жизни» (ср. Деян.5:31 с Евр.2:10, 12:2 ср. Ин.1:4, 3:15,16,36, 5:21,26, 6:35, 11:25, 14:6 ; 1Ин.1:1–2, 5:20 ; Иуд.21 ; 1Кор.15:22,45 ), «начальник совосседающий с Богом Отцом на престоле славы» (но ср. Мф.25:31 сл. Мк.16:19 по Rept. Лк.24:51 Rept. Деян.1:9 ; Ин.12:32,34 ср. Деян.3:14 ; Флп.2:9–11 ; Еф.4:8, 6:9 ; 1Фес.4:16 ; 2Фес.1:7 : Евр.8:1, 12:2 др.), «Господь всех» (но ср. Мф.4:7 пар. Лк.4:12 ; Мф.7:22, 12:8 пар. Лк.6:5 ; Мф.22:43–45 и пар. Мк.12:36–37 ; Лк.20:42–44 ; Мк.16:19–20 Rept. Ин.20:28, 21:17 ; Деян.7:59–60 в речи арх. Стефана, Деян.13:47–48 , в речах Ап. Павла Деян.21:13, 26:15, 28:31 , в словах Дееписателя, – Рим.1:4,4–24, 10:12 ; 1Кор.2:8, 8:5 ; Еф.6:9 ; Флп.2:11 ; 1Фес.4:16–17 ; 2Фес.1:7 ; Иуд.4 ; Апок.11:8,15, 20:20,21 ), «судия, Который приидет судить живых и мертвых» (но ср. Мф.7:22–23, 12:18,20, 25:31 дал. Ин.5:22–29 др. 2Тим.4:1,8 ). Из данных параллелей видно, сколь сами по себе общи —373— и мало индивидуальны указываемые автором особенности христологии Ап. Петра. Это сознает и сам автор, если, желая индивидуализовать их в отношении к Ап. Петру, ставит их в ближайшую связь с ветхозаветно-мессианской терминологией. «Для выражения христианского учения о лице Господа Иисуса Христа Ап. Петр пользуется языком, образами и терминами ветхозаветных пророков» (стр. 344–345). Другими словами: Ап. Петр учит о Христе так же, как и другие новозаветные писатели, но только «языком, образами и терминами ветхозаветных пророков, – творцами новой терминологии для выражения новых понятий были, главным образом, апостолы Павел и Иоанн, Петр же применял к новозаветным исполнениям терминологию ветхозаветных чаяний». Таким образом из области «понятий» дело переводится к «стилю». Однако ж и здесь автор не чувствует под собою твердой почвы, если сейчас же заявляет: «хотя этот же прием можно наблюдать и у других новозаветных писателей, но ни у одного из них он не проводится с такою последовательностью и настойчивостью, как у Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Однакож при всей таковой перемене своей оне будут не привидениями какими, или зраком, и не духами; но будут истинными телами, виды тех же человеков имеющими; а только будут оне истинными телами духовными. Ибо апостол Павел, свидетельствуя о воскресении мертвых, говорит; сеется теперь тело в тление, восстанет в нетлении, сеется в немощи, восстанет в силе, сеется не в честь, восстанет в славе, сеется тело душевное, плотское, восстанет тело духовное. Есть бо тело душевное, и есть тело духовное ( 1Кор.15:42, 43, 44 ). В сем-то будет состоять воскресение наше! В сей перемене будет состоять, что тела наши из мертвых воскреснут, оживут, восстанут из гробов, изыдут из земли; — в сей перемене будет состоять, что оне из грубых, земных, тленных, смертных, плотских учинятся тончайшими, как бы совершенно небесными, нетленными, бессмертными, духовными; — в сей перемене будет состоять наше из мертвых воскресение. И в сей перемене будут участвовать не только мертвые, от начала мира и до того времени умершие люди, но и самые живые, те, которые живыми останутся в сей последний час, те, которых в живых постигнет страшный день Господень. Ибо живые, имеющие дожить и дождаться второго славного пришествия Христова, уже не умрут в то время;смерти бо наружной не будет к тому. Но понеже не возможно им будет и с грубою плотию своею вступить в духовное царство; то для сего вместо наружной смерти последует в наружном человеке их сия всеобщего воскресения перемена. То есть: когда живые так же, как и мертвые, услышать трубный ангельский глас, услышат громогласную последнего часа весть: тогда как мертвые, яко от сна, восстанут, и увидят себя совсем в другом виде, во образе духовных существ; так и живые, якобы от малого сна воспрянув увидят себя совершенно в другом образе, в другом положении и в других чувствованиях. Понеже живые хотя в то время уже не умрут, однакож изменятся: вси таковые не уснут, вси же изменятся ( 1Кор.15:51 ), все совершенно переменятся. Сие грубое тело, яко толстая одежда, тогда как бы спадет, и плоть сделается утонченною, чувственность вся отойдет, плотские похоти уничтожатся, страстныя склонности действовать престанут; и тако живые без смерти увидят на себе смерть, не умерши узрят себя и по наружной части своей, по самому телу новыми человеками, духовными тварями. Ибо тела, отложив плотския склонности, скинув с себя чувственность и тление, облекутся в нетление, оставив мртвенность, восприимут бессмертие; и так же, как и мертвых телеса, учинятся, духовными, всюду проходными, и способными к вечному пребыванию в духовном царстве.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

На воскрешенном теле Иисуса по-прежнему были раны, полученные на кресте. Воскресший Христос показал ученикам эти раны ( Лк.24:39 ) и даже предложил сомневавшемуся Фоме прикоснуться к ним ( Ин.20:27 ). Воскресший Христос четырежды принимал физическую пищу в подтверждение того, что у Него есть реальное, физическое тело ( Лк.24:30, 24:42–43 ; Ин.21:12–13 ; Деян.1:4 409 ). Норман Гайслер справедливо замечает, что «со стороны Иисуса было бы обманом демонстрировать способность есть физическую пищу в доказательство Своего телесного воскресения, если в действительности Он не воскрес в физическом теле» 410 . Физического тела воскресшего Христа касались разные люди – например, Мария ( Ин.20:17 ) и другие женщины ( Мф.28:9 ). Иисус Сам предлагал ученикам прикоснуться к Нему и удостовериться, что Его тело материально ( Лк.24:39 ). В Новом Завете, если речь идет о личности, греческое слово soma («тело») всегда означает физическое тело. Исключений нет. Знаток греческого языка Роберт Гандри отмечает «однозначность, с которой Павел использует слово soma в значении физического тела» 411 . Таким образом, все новозаветные упоминания о «теле» (soma) воскресшего Иисуса следует рассматривать как указания на физическое тело. Возвращено к жизни было то же самое тело, которое было «посеяно» в смерть ( 1Кор.15:35–44 ). Положенное в могилу восстало к жизни (стих 42). Напоследок можно привести еще один аргумент: вопреки учению Сторожевой башни о том, что Иисус был воскрешен как архангел Михаил, тварное духовное существо, и навсегда отказался от человеческой природы, Новый Завет утверждает, что Иисус после воскресения все еще обладает человеческой природой. Прежде всего покажите (обязательно раскрыв Библию на нужном отрывке), что Христос воскрес к бессмертию в том же самом человеческом теле, в котором умер ( Лк.24:37–39 ; Деян.2:31 ; 1Ин.4:2 ; 2Ин.7 ). И когда Христос возносился на небеса, Он по-прежнему был в том же физическом человеческом теле – об этом засвидетельствовали несколько учеников ( Деян.1:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Пояснение: Если Божественная Литургия совершается исключительно за усопших, она называется заупокойной Литургией. Но Православная Церковь совершает также особое богослужение за усопших, называемое панихидой, которое не связано с Литургией. Также обряд погребения является заупокойным богослужением. Двенадцатый член Символа Веры. О жизни вечной 475. Как читается двенадцатый член Символа веры? Двенадцатый член Символа веры читается: «И жизни будущаго века. Аминь». 476. Что мы исповедуем двенадцатым членом Символа веры? Двенадцатым членом Символа веры мы исповедуем, что ожидаем жизнь вечную. 477. Какова будет вечная жизнь праведников, любящих Бога? Вечная жизнь праведников, любящих Бога, будет настолько блаженна, что нельзя этого и представить, судя по земной жизни (1Кор.2:9). 478. В чем будет состоять это блаженство? Это блаженство будет состоять в соединении с Богом в свете и славе (Мф.13:43; 1Кор.13:12, 15:28). 479. Будет ли и тело участвовать в блаженстве души? И тело будет участвовать в блаженстве души; оно будет прославлено светом Божиим, подобно тому, как было прославлено тело Господа Иисуса Христа во время преображения Его на горе Фаворе (Фил.3:21). 480. Будут ли все праведники блаженствовать одинаково? Все праведники не будут блаженствовать одинаково, но блаженство их будет различных степеней, в зависимости от того, как кто здесь, на этом свете, подвизался в вере, любви и добрых делах. 481. Что будет с теми, которые умерли в ожесточении и грехе? Те, кто умер в ожесточении и грехе, будут преданы вечным мучениям. 482. В чем будут главным образом заключаться вечные мучения? Вечные мучения будут главным образом заключаться: 1) в вечном отлучении от любви Божией (Мф.25:41); 2) в вечных мучениях и угрызениях совести, которые будут глодать отвергнутых, как червь неумирающий, и жечь, как огонь неугасимый (Мк.9:43—44); 3) в вечной злобе на Бога и на себя, ибо Господь Иисус Христос сказал, что отвергнутые будут скрежетать зубами (Мф.13:42). 483. Почему так строго будет поступлено с теми, кто умер в грехах?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

Также обряд погребения является заупокойным богослужением. Двенадцатый член Символа Веры. О жизни вечной     475. Как читается двенадцатый член Символа веры?    Двенадцатый член Символа веры читается: «И жизни будущаго века. Аминь».     476. Что мы исповедуем двенадцатым членом Символа веры?    Двенадцатым членом Символа веры мы исповедуем, что ожидаем жизнь вечную.     477. Какова будет вечная жизнь праведников, любящих Бога?    Вечная жизнь праведников, любящих Бога, будет настолько блаженна, что нельзя этого и представить, судя по земной жизни (1Кор.2:9).     478. В чем будет состоять это блаженство?    Это блаженство будет состоять в соединении с Богом в свете и славе (Мф.13:43; 1Кор.13:12, 15:28).     479. Будет ли и тело участвовать в блаженстве души?    И тело будет участвовать в блаженстве души; оно будет прославлено светом Божиим, подобно тому, как было прославлено тело Господа Иисуса Христа во время преображения Его на горе Фаворе (Фил.3:21).     480. Будут ли все праведники блаженствовать одинаково?    Все праведники не будут блаженствовать одинаково, но блаженство их будет различных степеней, в зависимости от того, как кто здесь, на этом свете, подвизался в вере, любви и добрых делах.     481. Что будет с теми, которые умерли в ожесточении и грехе?    Те, кто умер в ожесточении и грехе, будут преданы вечным мучениям.     482. В чем будут главным образом заключаться вечные мучения?    Вечные мучения будут главным образом заключаться:    1) в вечном отлучении от любви Божией (Мф.25:41);    2) в вечных мучениях и угрызениях совести, которые будут глодать отвергнутых, как червь неумирающий, и жечь, как огонь неугасимый (Мк.9:43—44);    3) в вечной злобе на Бога и на себя, ибо Господь Иисус Христос сказал, что отвергнутые будут скрежетать зубами (Мф.13:42).     483. Почему так строго будет поступлено с теми, кто умер в грехах?    С теми, которые умерли в грехах, будет так строго поступлено не потому, чтобы Бог хотел их погибели, но потому, что они сами ввергли себя в погибель, не приняв «любви истины для своего спасения» (2Сол.2:10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

13 Сталин И. О Великой Отечественной войне Советского Союза. М., 1947. С. 196. 14 Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Одоление смуты. С. 32. 15 Хюртен Х. Церковная политика Третьего Рейха//Вопросы философии. 2001. 5. С. 52. 16 Ср.: 2Мак.8:17 . 17 Из Библейского компьютерного справочника. 18 Мк.9:40 . 19 Мф.12:30 . 20 Святое Евангелие от Марка с толкованием блаженного Феофилакта. М., 1997. С. 139–140. (Выделено нами. — Изд.) 21 Достоевский Ф. Бесы//Собрание сочинений: В 15 т. М., 1990. Т. 7. С. 392. 22 Максим Козлов, протоиерей. 400 вопросов и ответов о вере, Церкви и христианской жизни. М., 2001. С. 204–205. 23 Подчеркнуто мною. – И.С. 24 О советских экспериментах по скрещиванию человека с обезьяной//Независимая народная газета: Приложение к газете «Вечерняя Москва». 1994. 25 августа. (Выделено мною. – И.С.) 25 Впоследствии стал знаменит как епископ Лука, ныне прославлен в лике святых. 26 См.: 3Езд. 11:32 . 27 См.: Мирский М. Медицина в России XIV-XIX веков. М., 1996. С. 45. 28 См.: Глущенков В. Святитель Лука: взгляд в будущее. М., 2001. С. 186. 29 Цит. по: История философии. Запад-Россия-Восток. М., 1996. Кн. 1. С. 279. 30 Цит. по: История философии. С. 280. 31 Ильин И. Основы христианской культуры//Собрание сочинений: В 10 т. М., 1993. Т. 1. С. 315. (Выделено курсивом нами. – Изд.) 32 Тертуллиан К.С.Ф. О прескрипции и [против] еретиков//Избранные сочинения. М., 1994. С. 109. (Выделено нами. – Изд.) 33 Ильин И. Основы христианской культуры. С. 315–316. (Выделено курсивом нами. — Изд.) 34 Осипов А. Путь разума в поисках истины. М., 1997. С. 146. 35 Ильин И. Кризис безбожия. С. 351. 36 Ср.: 1Кор. 7:20 . 37 Ильин И. Основы христианской культуры. С. 291. 38 Прем. 7, 16-20 . 39 Ильин И. Основы христианской культуры. С. 314. 40 Пс. 103:23 . 41 Притч. 3:19 . 42 Еккл. 3:11 . 43 Ср.: Пс:48, 4. 44 Аксенов В. Новые материалы для науки и техники//Наука, философия, религия: Материалы VIII международной конференции. Дубна, 1997. С. 35. 45 Гайденко П. Бытие и разум//Вопросы философии. 1997. 7. С. 114.

http://azbyka.ru/istina-i-idoly-lozh-sov...

Гл. 40. Рассуждение о тексте из второго послании к Коринфянам ( 2Кор.4:16–18 ). Гл. 41. Рассуждение о тексте из второго послания к Коринфянам ( 2Кор.5:1–21 ). Гл. 42. Рассуждение о словах, сказанных в первом послании в Коринфянам ( 1Кор.15:1–58 ). Гл. 43. Устранение некоторых возражений, вытекающих будто бы из слов Апостола Павла. Гл. 44. Продолжение рассуждения. Слова, сказанные во втором послания к Коринфянам ( 2Кор.4:10 ): («Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем») никоим образом не говорят против воскресения плоти. Гл. 45. Противники истинного учения ложно понимают и применяют место из послания к Ефесянам ( Еф.4:22–24 ), где Павел говорит о древнем и новом человеке: «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». Гл. 46. Объяснение учения Апостолов о плотском и чувственном вообще. Гл. 47. Необходимость восстановления в нравственном отношении и исцеления человека, по учению Св. Павла, касается также и плоти, поэтому и для нее в будущем следует ожидать награды. Гл. 48. Возражения, взятые из первого послания к Коринфянам (15:50), где Павел говорит, что плоть и кровь не могут получить царствия Божия: «скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать царствия Божия, и тление не наследует нетления». Доказательство, что Павел, несмотря на сказанные слова, приписывает телу известное участие в заслугах, а, следовательно, и в благах царствия небесного. Гл. 49. Продолжение рассуждения. Если плоть я кровь не могут наследовать царствия Божия, то под этим подразумевается не их субстанция, но греховная деятельность. Гл. 50. Продолжение рассуждения. Апостол не отнимает у них возможности воскресения, но не обещает им только участия в благах царствия Божия, которое является вечной наградой на небесах. Гл. 51. Продолжение рассуждения. Плоть и кров у прообраза нашего Христа вознесены были на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

И если кто глаголет назидание, или утешение, или утеху любви, или общение духа ( 1Кор.14:3  – Флп.2: 1 ), все это происходит от мира, который в Боге. Не всем без разбора это доступно, но любящим закон, как говорит Пророк; он разумеет закон не телесный, который заключает в себе образ и тень будущего, но духовный, который мудро раскрывает исполнение предвозвещенного. Мир мног, говорит он, любящим тебя, и несть им соблазна ( Пс.118:165 ). Отсюда ясно, что соблазн пребывает на тех, которые возненавидели мир. Желающим освободиться от этого, надлежит поставить перед собою любовь Божию, как бы некий щит: Той бо есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый: вражду плотию своею, закон заповедей ученми упразднив ( Ефес.2:14–15 ). И нельзя исполнять заповедь Господа, если не предшествует любовь Божия: аще любите мя, говорит Господь, заповеди моя соблюдите ( Ин. 14:15 ); и если заповедь не освещает, тогда не освещаются ни очи, ни сердце. Заповедь Господня, говорит Пророк светла, просвещающая очи ( Пс.18:9 ). И не произнесет слова истины тот, кто не имеет в себе Христа говорящего, как говорит Апостол: понеже искушения ищете, глаголющаго во мне Христа ( 2Кор.13:3 ), или лучше: не говорящего только, но и милующего. И да приидет, говорит Пророк, на мя милость Твоя и спасение Твое: и отвещаю поношающим ми слово ( Пс.118:41–42 ). Этого не было бы, если бы кто-либо не взыскал оправданий (ст. 48). Тем, которые настроены не так, свойствен стыд в поношениях, так что они не могут сказать: отыми от Мене понос и уничижение (ст. 22). Из уст их слышится слово истины, что молящемуся ничего более не нужно, кроме сего: не отыми от уст моих словесе истины (ст. 43). Когда же это бывает? Когда человек не сохраняет закона выну, когда не пойдет в широту ( Пс.118:44–45 ). Тот должен расширить сердце, кто желает вместить Христа, между нами пребывающего, Которого славу проповедуют не люди только, но и небеса: ибо небеса поведают славу Божию ( Пс.18:2 ), говорит Пророк; или лучше, как Сам Отец говорит: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о немже благоволих ( Мф.3:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010